Разное

Китайский иероглиф змея – Китайский иероглиф змея | Chinese-Language.ru

Таинственные китайские иероглифы: «шэ» – змея

Китайский иероглиф змея 蛇 «шэ» (shй) состоит из трёх компонентов или корней, которые, объединённые вместе, хорошо отражают внешние характеристики этой загадочной рептилии, а также её привычки, поведение и положение в мире животных.  Компонент с правой стороны 虫 «чун» (chуng) – это корень слов со значением насекомое или червь. Обычно он используется в иероглифах, обозначающих насекомых, червей, рептилий и драконов. Можно сказать, что змея по своей форме напоминает очень длинного червя. Компонент в верхней части справа 宀 «мянь» (miбn) – верхний корень. Он выражает одинокий и скрытный образ жизни змеи, которая является одним из наиболее уединённых позвоночных животных. Компонент с правой стороны внизу 匕 «би» (bǐ) – корень, который обозначает ложку или черпак, а также нож или кинжал. Этот компонент воссоздает перед глазами раздвоенный язык и длинное, тонкое, извивающееся безногое тело скользкого пресмыкающегося. Двойственный символизм Иероглиф 蛇 «шэ» используется в сочетании со многими другими иероглифами для создания выражений и фраз, связанных с характеристиками, присущими змее. Многочисленные выражения означают двойственность змеи, которая в китайской культуре олицетворяет различные качества, как положительные, так и отрицательные. Её положительный символизм в том, что змея – это одно из 12 животных китайского зодиака. С ней связывают такие качества, как ум, талант, мудрость и грация. Будучи шестым животным в китайском гороскопе, Змея следует за Драконом, который является пятым животным в 12-летнем цикле. Змею иногда называют «младшим драконом» либо «малым драконом» (小龍, xiǎo lуng). Считается, что дракон 小龍 «сяо лун» (xiǎo long) был создан по её подобию. В китайских легендах слово «змея» часто используется для обозначения дракона. Например, в древних китайских текстах часто упоминается летающий дракон 螣蛇 «тэн шэ» (tйng shй), что в дословном переводе означает летающую змею. Другие фразы и идиомы со словом змея Идиома 螣蛇無足而飛,鼯鼠五技而窮 «тэн шэ у цзу эр фэй шу у цзи эр цюн» (tйng shй wъ zъ йr fēi, wъ shǔ wǔ jм йr qiуng) сравнивает летающего дракона, который, несмотря на отсутствие ног, может летать как белка-летяга, имеющей пять талантов, но мало способной. Эта пословица советует людям концентрироваться на развитии своего таланта. В конце концов, они обязательно добьются успеха. Выражение 蛇頭鼠眼 «шэ тоу шу янь» (shй tуu shǔ yǎn) «иметь голову змеи и глаза крысы» значит быть хитрым, лукавым и коварным. Другая идиома 虎頭蛇尾 «ху тоу шэ вэй» (hǔ tуu shй wěi), переводящаяся как «голова тигра, хвост змеи», описывает хороший старт, но плохое завершение. Некоторые другие выражения содержат иероглиф 蛇, например, 蛇行 «шэ син» (shй xнng) – «ползать, как змея» и 水蛇腰 «щуй шэ яо» (shuǐ shй yāo), что в буквальном переводе значит «талия водяной змеи» и используется для описания стройного тела с незначительно выраженной талией. 蛇足 «шэ цзу» (shй zъ) из выражения 畫蛇添足 «хуа шэ тянь цзу» (huа shй tiān zъ) значит «пририсовать змее лапки», символизируя нечто бесполезное и излишнее. Эта пословица советует людям не портить всё, впадая в крайность. Высказывание 打草驚蛇 «да цао цзин шэ» (dǎ cǎo jīng shй) означает «ударить по траве, напугав змею». Его смысл в том, что не надо предпринимать преждевременных действий, которые приведут к тому, что противник будет настороже. Лучше подготовиться и подождать благоприятного момента для того, чтобы выманить змею из её логова. Версия на английском Великая Эпоха

www.vsesmi.ru

Змея (символ). История и значение в разных культурах

Змея издревле обладала двойственным значением. Она одновременно являлась и символом жизни, природных сил, и символом смерти, темных и низменных страстей.

Скульптурная группа «Лаокоон» работы родосских скульпторов Александра, Атенодора, Полидора. Жрец Лаокоон пытался отговорить троянцев ввозить оставленного греками деревянного коня в город, за что вместе с сыновьями был задушен морскими змеями, которых послала богиня Афина

Символическое значение змея в легенде о грехопадении Адама и Евы многообразно. В первую очередь, змей здесь искуситель, посредник между первыми людьми и запретным знанием. Мистическое приобщение к знанию, поскольку знание связывается с властью, – всегда опасное, приводящие в царство зла предприятие. Само это знание может трактоваться по-разному. Это и осознание необходимости выбора между добром и злом, и познание сексуальности.

Связь символики змея и женского начала почти универсальна в мифологии – Ева здесь выступает как одна из ипостасей Великой богини, преемница Лилит – «первой Евы», сведения о которой сохранил фольклор многих народов. Змей, обвивающий тело Великой богини, означает мистическое слияние женского и мужского начал. Змей, обвивающий Древо Жизни – благоприятный символ, тут значение змея связывается с пробуждением сил роста всего живого, с циклической динамикой дыхания жизни в природе. Змей рядом с Деревом Познания – губительный символ, олицетворяет зло видимого материального мира.

Кадуцей – жезл бога Гермеса, обвитый двумя змеями. Греческий бог Гермес, его обладатель, был проводником мертвых, защитником купцов. В древности кадуцей был астрологическим символом коммерции, торговли, врачевания. Спираль, которую змеи образуют своими телами, символизирует потоки жизненной силы, восходящий и убывающий, здоровье и болезнь. Он обозначает постоянное обновление духовных и физических сил человека. Особое расположение змей, обвивающих жезл, напоминает математический символ бесконечности, а также астрономический символ захода солнца. Сегодня кадуцей является эмблемой военно-медицинский службы армии США.

Звезда жизни — западноевропейский медицинский символ, в центре которого жезл Асклепия. В России аналогичную функцию выполняет символ, изо бра жаю – щий змею, которая обвивает чашу

Г. Гольциус. Меркурий

На гербе Мексики орел, сидя на кактусе, терзает змею. По легенде, столица ацтеков город Теночтитлан был основан на том месте, где индейцы увидели, сидящего на кактусе орла со змеей в когтях

Боги и народы наги

Населением Индии, Непала и Бали змеи почитались как духи Наги, которые считались покровителями источников воды. Змея в этом регионе является символом воды. Некоторые племена на Северной Индии даже называют себя народами наги.

Повелитель нагов. Средневековая тибетская танка

День и год Змеи

В священном календаре ацтеков тональпогуали пятый день каждого из двадцати месяцев назывался коатль, т.е. змея. Это был день водной стихии, день извилистой реки в джунглях, которая постоянно меняет русло, но сама по себе остается неизменной. Ацтеки считали, что в этот день нужно проявлять гуманность и не причинять зла людям. Покровительницей дня коатль была богиня Чальчиутлик. Это была богиня рек, озер и источников пресной воды, а также жена бога дождя Тлалока. Как и другие водные богини, Чальчиутлик была связана с символом воды – змеей. Змея — шестой знак китайского зодиака, связываемый со стихией огня. Его время года— весна, направление — юг. Змея, одно из четырех ядовитых животных, является символом коварства, зла, насмешливости, хитрости. Год Змеи предвещает удачу в проведении переговоров и заключении сделок, в торговле и бизнесе. Однако в эти годы происходят государственные перевороты и стихийные бедствия.

Каменный календарь ацтеков

Сектор дня Змеи

Созвездия Змеи и Змееносца

Созвездие Змееносца связано с мифом об Асклепии. Символом этого бога была палица, которую обвивает змей. Асклепий, наделенный талантом лечить болезни и даже воскрешать мертвых, прогневал бога Аида тем, что люди перестали умирать, и царство мертвых опустело. Аид пожаловался на него брату — Зевсу. Бог-громовержец убил Асклепия молнией, однако когда его гнев прошел — поместил его на небо в виде созвездия Змееносца. В созвездии Змея, которое делит созвездие Змееносца на две части, увековечена змея, посланная коварной Герой погубить маленького Геракла прямо в колыбели.

Созвездия Змеи и Змееносца. Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия

Китайский иероглиф, обозначающий год Змеи

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Китайская цивилизацияКультура воздушных змеев — Международное радио Китая

Внимание! Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player   скачать аудиофайл

Говорит МРК! В эфире программа «Китайская цивилизация». У микрофона ведущая Синьчан.

Дорогие радиослушатели. 1 июля отмечается Международный день защиты детей. В столице, в городах и провинциях Китая проходят праздничные мероприятия, посвященные этому дню. Устраивают раздачу подарков для ребятишек, живущих в детских домах. В ряде регионов проводится бесплатное лечение детей.

Исторически день защиты детей один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. Впервые Международный день защиты детей был проведен в 1950 году. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Пользуясь случаем, поздравляю всех наших юных радиослушателей с днем защиты детей. Желаю всем ребятам успехов в учебе, радости и счастья в жизни.

Дорогие радиослушатели, знаете ли вы, одна из забав китайских детей и стариков – запуск воздушных змеев, в древности была очень серьезным занятием государсвтенной важности. Изначально воздушные змеи использовались в военных целях. В период династии Тан (618 – 907 гг.) воздушных змеев стали использовать как развлечение. В воздушных змеях воплотились народные обычаи, нравы, привычки, уровень науки и техники, характерный для соответствующей эпохи. В сегодняшней программе «Китайская цивилизация» мы расскажем о культуре воздушных змеев в Китае.

Воздушные змеи распространены по всему Китаю, но особенно они популярны в местечке Вэйфань (провинция Шаньдун), в Пекине, Тяньцзине, Наньтуне (провинция Цзянсу). Эти места славятся изготовлением неповторимых воздушных змеев.

Мастер по изготовлению воздушных змеев типа «ха» в 4-м поколении Ха Ици сказал нашему корреспонденту:

«Запуск воздушных змеев связан с представителями древних китайцев об изгнании недугов и дурных мыслей, всего негативного в жизни. Это особая часть культуры и традиций Китая».

Точное время появления первых бумажных змеев установить трудно. Ученые на этот счет делают разные предположения. Наиболее вероятное время их появления — ранний период эпохи Цинь.

Первый воздушный змей был сделан из бамбука и листьев растений. Умелец Мо Цзы придумал и смастерил первого змея за три года. Согласно летописям, бумажные воздушные змеи появились во времена династии Хань. Их называли бумажными птицами, а в эпоху Пяти данистий появились «поющие воздушные змеи». К ним крепили бамбуковые трубочки, которые во время полета змея издавали мелодичный звон, напоминающий звуки традиционно китайского инструмента – чжэна. Именно с тех пор китайцы называют воздушных змеев не иначе как «фэнчжэн» («ветряной чжэн»).

Мастер Ха Ици рассказал нашему корреспонденту об истории воздушных змеев:

«История воздушных змеев насчитывает примерно 2100-2500 лет. Первых воздушных змеев делали из бамбука и листьев. В начальный период правления династии Тан, запуск воздушных змеев было уже широко распространенным в народе развлечением. Раньше далеко не в каждый сезон можно было запускать воздушных змеев. В наше время техника запуска изменилась и усовершенствовалась, это увлекательный вид спорта. Воздушные змеи стали особым товаром, подчас дорогими художественными изделиями».

В древности воздушных змеев делали из бумаги. С их помощью не пытались поднимать в воздух людей или грузы. Их использовали как вид связи или способ для измерения расстояний. В одной древней книге упоминается, как осажденные в городе люди при помощи бумажного змея связались с подкреплением и своевременно получили помощь. В древних летописях упоминается, как военачальник Хань Син собирал данные о противнике, используя бумажного змея, а затем определял расстояние и строил стратегию нападения.

В течение многих веков китайцы делали бумажных змеев, придавая им мистическое значение. При изготовлении змеев широко использовалось искусство живописи и каллиграфии. Бумажные змеи несли на себе отпечаток времени, они отражали мечты и стремление людей к прекрасному, дарили добрые пожелания, защищали от напастей. Бумажные змеи различают следующих видов:

Змеи первого вида обычно делаются с орнаментом, символизирующим благополучие и долголетие. На них есть изображения дракона и феникса, а также рыб и птиц, приносящих счастье, богатство, мирную жизнь. Многие росписи на змеях делаются на основе народных преданий, сказок. Дракон — символ древнего Китая, поэтому бумажные змеи с традиционными изображениями дракона или феникса, а также бумажный змей-сороконожка всегда приковывают к себе внимание, особенно в момент запуска.

На змеях второго вида делают изображения, символизирующие надежду и счастье. Очень часто рисуют ласточек, т.к. слово «фуянь» означает «ласточка, несущая счастье». Часто мастерят змеев с твердыми крылышками и приклеивают к ним символы счастья. Еще один пример. Слово «юй» (рыба), произнесенное в другой тональности обозначает «достаток». Именно поэтому часто можно увидеть парящих в небе бумажных змеев в виде рыб.

Змеи с узорами и изображениями, символизирующими долголетие относят к 3-ему виду. Таких змеев расписывают символами долголетия. Рисуют сосны, волшебные грибы линъчжи, персики, обладающие волшебной силой и дающие долголетие. При этом на змее пишут соответствующие иероглифы с пожеланием долголетия.

Четвертый вид змей с узорами и изображениями, символизирующими радость и праздничное настроение. Обычно на таких змеях выводят крупные иероглифы в виде бабочек, цветов, птиц и т.д. Очень часто иероглифы просто приклеивают на змеев.

Искусству изготовления воздушных змеев в Пекине более трех веков. Самые типичные столичные змеи сделаны в форме ласточек с распростертыми крыльями и с острым треугольным хвостом. По внешнему виду они напоминают китайский иероглиф «да» («большой»). Мастер по изготовлению воздушных змеев Ха Ици сказал нашему корреспонденту:

«Пекинские воздушные змеи, изготовленные в виде ласточек, несут в себе глубокое содержание. Орнамент обычно расположен на крыльях змея. Чаще всего это летучие мыши, в китайском языке их обозначение произносится так же как «счастье». созвучие придает воздушным змеям смысловой оттенок счастья и благополучия».

Дорогие радиослушатели. Мы рассказали о культуре воздушных змеев в Китае. Время передачи «Китайская цивилизация» подошло к концу. Если вы хотите слушать наши программы на русском языке, посетите, пожалуйста, наш веб-сайт. Его адрес: WWW.CRI.CN Ведущая Синьчан прощается с Вами. Спасибо за внимание. До новых встреч в эфире.

-о-

russian.cri.cn

Змея (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними вообще не делают различия.

Безусловно, культ змей вырос из тотемизма, его породил и страх перед этими непонятными существами.

Символизм змеи многопланов. Она может олицетворять и мужское начало, и женское, и андрогенное (самовоспроизводиться). Это ярко выраженный фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин». Однако очевидные аналогии с пенисом и пуповиной (объединяющие в змее символы мужского и женского начал) не вполне объясняют почти универсальную символику змеи.

Как существо убивающее, змея, означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, — жизнь и воскресение. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое.

Змее посвящен шестой год двенадцатилетнего восточного календарного цикла (китайского, корейского, японского). Она является символом мудрости. Свернувшаяся кольцом змея, кусающая свой хвост, — символ вечности.

Символика защиты и разрушения, объединяющая все мифы о змеях, показывает, что змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если ее правильно использовать, но потенциально опасна и часто становится эмблемой смерти и хаоса, так же, как и жизни. Она может быть как символом добра, так и символом зла. Такая двойственность символики, заставляющая балансировать между страхом и поклонением, способствовала тому, что змея предстает то в образе прародителя, то в образе врага, считается то героем, то монстром.

Практически во всех гностических школах змий понимался или как символ Высшего мира, или как хаотическое начало (сын Яллаваофа). Но иногда змий одновременно являлся символом благого и злого, хотя эти два образа его резко разделяются. То же наблюдается и в наше время в странах Востока и у других народов.

Пример положительной символики змеи — понятие кундалини: символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок жизненной энергии, дремлющей в основании позвоночника. Энергию кундалини называют «змеиной силой». Иногда ее изображают в виде свернувшейся змеи с головами на обоих концах.

В тантризме две змеи, обвившие центральный столб, — древний герметический символ, который иллюстрирует основное положение эфирной физиологии: восходящие змеиные энергии порождают вихрь энергии, преображающей всего человека.

Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали символом воскресения и превосходства духа над плотью.

В религии друидов, первобытных обитателей Европы, культ змеи играл настолько важную роль, что вожди имели почетный титул «змий». Каждый, вступавший в священный сан друида, должен был произнести культовую формулу: «Я есмь друид, я есмь строитель, я есмь пророк, я есмь змий».

У ассирийцев змей был символом жизни (на ассирийском и арабском языках слово «змея» происходит от корня «жить»).

В Древнем Египте змея — символ Солнца и самого Озириса, а также символ небесной реки. Известно также изображение Изиды, где верхняя часть тела —

Урей

человеческая, а нижняя — змеиная. Почитаемые в Древнем Египте Амон и Атон были богами-змеями. Кроме того, змея — победительница врагов фараона, испепеляющая их своим огнем. Олицетворением этого является так называемый урей, или «диадема фараона», — защитная эмблема высшей власти. В широком смысле урей (буквально — «змей») — змея, обвившаяся вокруг солнечного диска (Гора), или кобра с львиной головой. Это священный символ солнечного покровительства в Египте. Он служит украшением головного убора Озириса и ряда других божеств. Эзотерически урей символизирует посвящение и приобщение к сокровенной мудрости, что всегда связано с изображением змеи. Эзотерические таинства посвящения именовались «змиями» (что вызывает в памяти евангелическое выражение: «Будьте мудры, как змии»).

В античном мире считали, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи (включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал Зевс в облике змеи). В греческой мифологии Кадм, основатель Фив, сеял зубы змея-дракона, из которых потом выросла фиванская знать. В Элиде особым почтением пользовался Сосиполис, «Спаситель Мира», «божественное дитя», которое до рождения явилось в образе змеи. Змея же являлась необходимым атрибутом божественного творца мира и жизни.

В Индии Шива известен под многими именами, в том числе его называют и царем змей. Среди многих изображений аватар Вишну наиболее известно то, где он лежит как бы в полусне на извивах мировой змеи Ананты, а у его ног восседает его супруга Лакшми, богиня красоты и счастья. В легенде о Кришне Калейени (служитель богини Кали) является царем змей, а жена царя Каисы, Низумба, называется «дочерью змеи». Патанджали, автора сутр, йоги называли «божественной змеей». Вообще в изображении индийских божеств почти всегда присутствуют змеи. В этой стране змеи почитаются гениями небес, а встреча змеи на дороге приносит счастье. Кроме того, и в Индии, и в некоторых других регионах змеи часто оказываются хранителями святынь, источников воды и сокровищ. Эта традиция связана с символикой плодородия, присущей змее, и с поверьем, что драгоценные камни — это застывшая слюна змей.

На островах Самоа божество Савевзиумо символически представляется человеком, нижняя часть тела которого — змеиная: человеческая часть соответствует трансцендентному миру, а змеиная — эмпирическому. Своим бесконечным протяжением, охватывающим все острова океана, змея символизирует вездесущность божества.

В китайском фольклоре существует легенда, что змеи вознаграждают добродетельных людей жемчужинами. Японский император носит титул «Ми-кадо», что значит «сын змеи», ибо ему приписывается происхождение от небесного змея.

Народ Nahuas, который наряду с майя создал одну из древних цивилизаций в доколумбовой Америке, называл себя «людьми змеиной расы». Империя Хibalba была известна под названием царства змей. Гумбольд рассказывает, что в Мексике в торжествах, игравших роль христианских мистерий, эмблемой прародительницы людей являлась змея. Эта прародительница человечества носила имя Цихуа-Кохуатль, что буквально означает «женщина со змеей». Вообще же культ змей повсеместно распространен по берегам Миссисипи и в Центральной Америке, причем обращает на себя внимание сходство встречающихся здесь изображений с индийскими.

Были мифические змеи и другого рода. Оказывается, существовали змеи, которые жили у знахарей и знахарок. Желающие могли их «либо вывести из петушиного яйца», либо купить. Эти змеи продавались, потому что никто не имел права держать их более трех лет. Считалось, что они приносят богатство. И в то же время народ не очень верил, что богатство можно нажить таким легким путем. Поэтому в легенде есть любопытная оговорка: богатство-то они могут принести, но небольшое, иногда даже не очень заметное.

Если рассматривать пугающую часть символики змеи, то она — явный прообраз драконов и морских змей (западный фольклор) или змееподобных гибридов, таких, как в греческой мифологии дети Ехидны (Гидра, Химера) и змеехвостая собака из преисподней (Цербер), символизирующих множество опасностей, подстерегающих человека в жизни. Укус ядовитой змеи стал причиной смерти Эвридики, жены Орфея. Она попала в загробный мир, где змеехвостый Минос судил мертвые души. Поэтому убийство змеи считалось подвигом, особенно если расценивалось как символ борьбы с властью отцов и старейшин — как в легенде о Геракле (Геркулесе), который, будучи еще младенцем, задушил двух змей, а позже победил лернейскую гидру. Чтобы установить свой культ в Дельфах, Аполлон должен был убить Пифона — дракона, вскормившего ужасного монстра Тифона.

В Египте первым подвигом выросшего Гора было убийство змея. С другой стороны, душа каждого умершего должна сражаться со змеей Апопи и победить ее или погибнуть.

В Индии кровожадная богиня Кали была наполовину женщиной, наполовину змеей. Первый подвиг юного Кришны — победа над гигантским змеем, хотя это всего лишь символическое повторение победы Вишну над змеем Калинаты.

Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие как орел, сокол или легендарная Гаруда в Индии, часто изображались убивающими змей, как и многие боги и герои.

В иранском зороастризме змея — одно из самых дурных предзнаменований, предвещающее появление сатаны, также она символизирует тьму зла. Ариман свергнут небесами на землю в виде огромной змеи.

В тибетском буддизме «зеленой змеей» называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку, — ненависть.

Китайский гений зла, возгордившийся перед Всевышним, Тши-Сеу, есть, в свою очередь, гигантский змей. Змея — одно из пяти вредных животных в Китае, хотя иногда предстает и в положительных ролях. Демон японцев — тоже змей, восставший из гордости против бога. В Японии существует сказание о героической победе над змеей юноши Иомато.

В германской мифологии Тор и Беовульф убивали змей-драконов, но и сами погибли, сраженные ими. У германцев в «Песне о нибелунгах» подвиги Зигфрида начинаются победой над драконом — Фафниром. В скандинавской мифологии старший сын бога огня Локи — олицетворение зла, представляет собой змея, стремящегося обвить мир смертоносными кольцами и ядом погубить все живое.

В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный. Причина этого — в ее раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, и яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. Змею обвиняют в том, что из-за нее люди потеряли Божий дар вечной жизни, ссылаясь при этом не только на историю Адама и Евы, но также и на вавилонский «Эпос о Гильгамеше», герой которого прошел огромное расстояние, чтобы найти волшебное растение, возвращающее молодость, а когда нашел — его тут же украла змея.

Иудейская и христианская традиции представляют змея как врага и даже идентифицируют его с сатаной. Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения, обмана. Ее изображают у подножия креста в качестве эмблемы первородного греха: в сценах искушения Христа, а также под ногой у Девы Марии. Апостол Иоанн изображается с чашей, вокруг которой обвилась змея, в память о том, что его хотели отравить, яд не подействовал, поскольку Иоанн перекрестил чашу. Святой Георгий Победоносец, скачущий на коне и поражающий копьем змея, является покровителем Москвы.

Когда израильтяне в своем долгом пути к «земле обетованной» возроптали против Моисея, Бог наслал на людей свирепых ядовитых змей. Когда же израильтяне покаялись, Бог приказал Моисею сделать медную змею и поднять ее высоко на знамени, чтобы, «если кто был искусан и глянул на нее, остался бы жив».

Согласно Тертуллиану, знаменитому древнеримскому богослову, ранние христиане называли Христа «Змеей добра»; в искусстве медная змея напоминала о словах Христа: «Сын Человеческий может вознестись на небо, как Моисей поднял змею в пустыне».

В средневековой Европе убийство гадюк считалось богоугодным делом. Змеи были непременным атрибутом колдуний, ведьмовские зелья включали в себя некоторые части змей. В сказках распространена такая аллегория: злые слова, ругательства, превращаются в змей, падающих изо рта. Легенды о многоголовых змеях, о чудовищном Тифоне, с которым Зевс вел долгую и упорную борьбу, породили сказки о змеях-горынычах, с которыми сражаются доблестные богатыри, отрубая одну голову за другой. В русских народных сказках образ змеи возник гораздо позднее, во времена татаро-монгольского ига, и символизировал «поганище» — врага.

Змея в представлениях людей является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-создателя.

Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Так, индуистский бог-создатель Вишну опирается на кольца огромной змеи Ананты (Шеши). Богиня Индра убивает змею хаоса Вритру, освободив плодотворные воды, которые та охраняла. Огромная змея землетрясений Васуки помогла при пахтании моря, из которого была освобождена земная твердь. В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчает носы кораблей викингов — это имело как защитное, так и устрашающее значение. В Южной Америке затмения объясняли тем, что Солнце или Луну проглатывает гигантский змей. Согласно древнеегипетскому мифу, барке, на которой Солнце путешествует каждую ночь по царству мертвых, угрожает змея Апеп, и необходима помощь еще одной змеи, чтобы барка Солнца утром смогла появиться над горизонтом. В Мексике Кецалькоатль, ацтекский вариант божественной змеи-птицы, которая встречается в фольклоре повсюду в Южной и Центральной Америке, объединяет в себе силы земли и неба.

Многообразие символики змеи объясняется тем, что она находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу. Форма тела змеи, так же как и другие ее характеристики, порождает множество сравнений: с волнами и холмистой местностью, равнинными реками, виноградной лозой и корнями деревьев, радугой и молниями, спиралевидным движением космоса. В конце концов змея стала одним из самых широко распространенных анималистических символов. Огромных размеров змея изображена на 400-метровом Великом змеином кургане в Огайо.

По преданиям догонов, бог-создатель Амма породил двух близнецов Номмо — полулюдей-полузмей, а те дали начало человеческому роду. Один из Номмо был кузнецом. Предки догонов, согласно поверьям, могли превращаться в змей и обладали бессмертием, но после грехопадения их души долго не могли найти успокоения. Оракул, вырезавший из дерева большую змею, дал им место пристанища и отдохновения.

В племени дагомея почитают божественного змея Дангбе, в котором видят символ радуги, движения небесных тел и провозвестника дождей.

Змея в мировосприятии африканских народов символизирует не только небесную, божественную природу, но и демонические силы.

На острове Бали существуют силы, посвященные водяным змеям. В древнебалийской рукописи черепаха Бедавант, основа мироздания, была обвита двумя змеями.

У народов Тропической Африки змеи воплощают идею бессмертия, поскольку при линьке меняют кожу, то есть оболочку физического существования.

Оуробор (Ороборо) — змея, кусающая себя за хвост, — символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.

Змеи часто встречаются и как родовые предки (тотемы) в африканских и североамериканских легендах, а также в Китае, где На Гуа и Фу Кси были змееобразными богами-прародителями, а змеи, живущие в доме, согласно поверью, были духами предков и приносили удачу.

Тотемный символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, наделяют змей мудростью или даром прорицания. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — сказал Христос своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово «дракон» (которым не только называется монстр, но которое означает также и «змея с пронзительным взглядом») этимологически связано со зрением. В искусстве змея — атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумия, означающий дар предвидения. Согласно легенде, троянская прорицательница Кассандра была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме.

Змей, обвившийся вокруг запретного дерева в раю, — сюжет, имеющий множество параллелей в фольклоре. В древнегреческом мифе змея охраняет золотые яблоки Гесперид, а также дерево, на котором висит золотое руно. Дерево и обвившая его змея — эмблема ближневосточной богини плодородия Иштар. Как подтверждают и многие другие изображения богинь земли, держащих фаллосоподобных змей (символы плодородия), эти животные играли весьма важную роль в земледельческих культах Средиземноморья и Ближнего Востока. Обряды инициации в честь малоазиатского бога Сабазия имитировали проход змеи через тело служителя культа. Змеи, опутывающие ноги и руки сатиров в сценах вакхических празднеств, напоминают об античных ритуалах в честь богов плодородия, а также о виноградной лозе. Змеи характерны и для семитских культов плодородия, где использовались в сексуальных обрядах, приближающих приход бога.

Змея, обвившаяся вокруг жезла, — алхимический символ Философского Меркурия в его первичном состоянии. Жезл — сера, поглощенная Меркурием.

Змея, обвившаяся вокруг жезла

Змея часто используется как символ целительства и медицины. Это частично объясняется древним поверьем, что змея сбрасывает кожу для возвращения молодости и владеет секретом вечной жизни. Согласно мифологии, Гермес (Меркурий), посланник богов,

Кадуцей

получил кадуцей — крылатый посох, обладающий силой примирять противников, и, когда он решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями, они немедленно обвили посох, в мире между собой. Змеи, обвившие кадуцей, символизируют взаимодействие противоположных сил. Карл Юнг считает их эмблемой гомеопатической медицины, основное положение которой можно сформулировать как «лечение подобного подобным».

Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, является эмблемой греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который, как считается, мог даже воскрешать мертвых.

Как посох Асклепия, так и кадуцей используются в геральдике для обозначения принадлежности к медицине. Змея, обвившаяся

Змея 6

вокруг чаши, — символ современной медицины.

Подобно всем змеям символизирует коварство и зло. Как один из четырех ликов дьявола, согласно святому Августину, гадюка «есть грех», особенно зависть. Считается, что она завидовала счастью Адама и Евы в Эдеме.

Власть змеи в более опасном ее выражении символизируется как в Индии, так и в Египте поднявшейся вертикально и распустившей капюшон коброй.

В Индии кобры-божества (наги) считаются священными, являются символами защиты. Как рассказывает легенда, однажды во время своих странствий Будда так измучился, шагая по раскаленной пустыне, что упал без сил. Проползавшая мимо кобра раздула свой капюшон и прикрыла им Будду от смертоносных палящих лучей Солнца, как зонтиком (впоследствии Будда изображался сидящим под укрытием кобры с семью

Мифический змей Наг

капюшонами). Очнувшись в тени, Будда в знак благодарности прикоснулся к змее двумя пальцами, и следы от пальцев (два круглых пятна, похожие на очки) остались у нее навсегда.

Индийская кобра часто изображается с самоцветами на капюшоне, что символизирует духовные ценности. Кобра также символизирует беспокойство и страх.

Питон

Питона обычно связывают с водной стихией как жизненной субстанцией (символ наводнения) и с мужской оплодотворяющей силой. Питон приобретает фаллическое значение в обрядах инициации, хотя это не единственное и не самое важное его символическое значение. Как и все змеи, питон символизирует потенциальную жизненную энергию. Он может означать также целительскую силу.

В средние века ужи считались символом защиты дома. Так, в Швейцарии, прибалтийских странах, в Австрии они часто жили в домах. Люди верили, что ужи не только не приносят вреда хозяевам, но, напротив, покровительствуют им и могут нападать на врагов дома (в те времена ужей считали ядовитыми).

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top