Индийские орнаменты и узоры – что означают они означают?
Содержание:
Орнамент Индии: распространенные виды росписи
Рисунок Пейсли — популярный индийский узор
Растительные мотивы в индийских орнаментах
Индийские орнаменты с геометрией: простота и совершенство форм
Животные в орнаментах Индии
Индийские орнаменты: рисунки-обереги и амулеты
Погружаясь в изучение культуры, традиций и колорита Индии, нельзя обойти вниманием индийские орнаменты. Бесценное народное искусство в виде принтов для индийцев — не просто украшение одежды, картин, посуды, мебели и прочих атрибутов, а способ отобразить в каждом рисунке нечто больше. В каждом индийском узоре кроется особый смысл.
В Индии можно и понаблюдать за мастерами, и научиться созданию орнаментов
Индийские узоры отличаются затейливыми и завораживающими переплетениями элементов. Орнаменты древней Индии, как и все другое в этой удивительной и многогранной стране, покоряют приезжих гостей буйством красок и обилием мелких деталей.
Они — наиболее частый принт сари, интерьера, и домашнего текстиля — декоративных покрывал, постельного белья, наволочек на подушки.
Декоративную подушку из Индии ищите в каталоге INDIASTYLE
Каждый элемент символизирует что-то свое, а, собираясь воедино, узор несет послание или пожелание, может служить оберегом, защитой от зла. Есть несколько видов индийских узоров и практически все их можно встретить на сари:
- пейсли («огурец»)
- различная растительная тематика
- геометрия
- изображения с животными
- рисунок солнца
- орнамент ранголи
- мандала
В орнаментах также используются и изображения мифических существ
В каждом регионе страны есть свои особенности исполнения росписи. В штате Уттар Прашед часто используют в качестве основы для будущего узора древо жизни, а в Раджастхаре популярностью пользуется изображение мелких точек.
Наиболее узнаваемым орнаментом в Индии считается узор «огурец».
Для местных жителей данный рисунок называется «бута», который также считается одним из наиболее древних узоров. Многие утверждают, что символ изображает огненные языки. Пейсли украшают не только обычную одежду, посуду и другие предметы быта, но и традиционные наряды для бракосочетания. В одежде для молодоженов узор «бута» также переплетается с изображением молитвы для семейного счастья и благополучия новобрачных.
Пейсли — один из самых популярных орнаментов в Индии
Растительные композиции в Индии невероятно популярны. Особенно на той территории страны, где жители почитают Коран. В этих регионах искусство росписи с использованием растительных мотивов оттачивалось профессионалами своего дела веками. Цветы традиционно символизируют ценность и быстротечность жизненного пути. Причем каждый конкретный цветок имеет разное значение. Из популярных рисунков на территории Индии – изображения цветов гвоздики, кипариса, граната, пальм, манговых плодов.
Вышитые узоры в Индии дополняют маленькими зеркалами
Мастера росписи, практикующие в в индийском стиле, часто используют в орнаменте лотос.
Лотос для Индии — священный цветок, символизирующий гармонию, мудрость. Это индийский символ верности и чистоты, вдохновения и просветления в моменты отчаянья и трудностей на жизненном пути. Чтобы сказать мужчине о своей симпатии, женщины преподносят ему предметы, изображающие лотос.
Кажется, что в искусстве декора мастера Индии достигли совершенства
Геометрия в Индии широко используется как на тканях и бытовых предметах, так и в мехенди (росписи хной). Каждая геометрическая фигура, вплетенная в индийские орнаменты, имеет сакральное для местных жителей значение:
- Углы и линии. Символы, составляющие треугольник, смотрящий вверх, означает огонь. Если вершина треугольника «смотрит» вниз — трактуется, как вода и милость.
- Квадрат — стабильность, символ собственного крова.
- Звезда — символ надежд.
- Крест — источник энергии.
- Восьмиугольник — олицетворение защиты, символ надежности.
- Различные вариации кругов — жизнь.
Каменные узоры — титанический труд скульпторов прошлого
Каждый элемент узора изящен и точен, чтобы как можно лучше передать смысл.
Все индийские геометрические узоры медитативно-притягательные, с филигранно выполненными элементами.
Рынки Дели — лучший способ изучить индийские орнаменты
Не обойтись в индийских орнаментах и без рисунка слона. Узор означает долголетие, процветание и терпение, свободу. Жители Индии свято верят, что изображение слона поможет достичь успеха и исполнить все самые сокровенные мечты.
Слоники на декоративном индийском покрывале (каталог INDIASTYLE)
Распространенным рисунком в узорах остается и священное для этой страны животное — корова. Подобный орнамент означает самопожертвование, бескорыстие и добрые мотивы. Орнамент Индии нередко украшает павлин, который приносит изобилие и богатство. Он способен оберегать человека от темных сил, дарить уверенность.
Индийские орнаменты на сари от INDIASTYLE
Особый сакральный смысл для Индии имеет рисунок-молитва, называемый ранголи. Этот орнамент символизирует добро и счастье. Важно не только симметрия и равномерное распределение элементов, но и техника нанесения красок порошкового вида.
Использовать для индийских ранголи можно как разнообразные религиозные символы, так и геометрию, рисунки с изображением цветов, птиц, животных.
Орнаменты и рисунки всегда носили сакральный характер в Индии
Важным для Индии остается и узор, называемый орнамент мандала, что представляет собой геометрический рисунок сложной структуры. Его часто интерпретируют, как модель Вселенной. Это один из самых популярных мотивов индийских татуировок, причем, во всем мире. Большой популярностью узор мандала пользуется и у любительниц флеш тату.
Индийские орнаменты в интерьере: выбираем правильно
Погружаясь в изучение культуры и традиций Индии, невозможно обойти вниманием индийские орнаменты. Народное творчество в виде узоров – это не только украшение мебели, одежды и посуды, но и способ отобразить что-то большее в каждом рисунке. Каждый индийский орнамент имеет особое значение, о чём мы и расскажем.
Индийские узоры всегда отличались замысловатым переплетением элементов.
Орнаменты древней Индии, как и все остальное в этой удивительной стране, покоряют гостей обилием мелких деталей и буйством красок. Они наиболее часто украшают по краю традиционную одежду сари, а также встречаются на постельном белье, декоративных покрывалах и предметах мебели.
Каждый элемент символизирует что-то свое, и, собираясь вместе, узор несёт в себе некое послание, может служить талисманом, защитой от зла. Существует несколько типов индийских узоров, среди которых:
- пейсли (всем известный «огурец»)
- различная растительная тематика
- геометрия
- анималистические изображения
В каждом регионе страны есть свои особенности исполнения росписи. В штате Уттар Прашед часто используют в качестве основы для будущего узора древо жизни, а в Раджастхаре популярностью пользуется геометрические орнаменты.
Рисунок Пейсли
Услышав словосочетание “индийский орнамент”, нам на ум первым делом приходят известные “огурцы”.
В Европе такой узор принято называть “пейсли”, но для жителей Индии данный рисунок и вовсе называется “бута”. Такой орнамент считается одним из наиболее древних узоров. Многие утверждают, что символ изображает огненные языки (отсюда и название – на санскрите “бута” или “пута” означает “огонь”). “Огурцом” украшают не только обычную одежду, посуду и другие предметы быта, но и традиционные наряды для бракосочетания. В одежде для молодоженов узор “бута” также смешивается с изображением молитвы для благополучия новобрачных.
Растительные мотивы
Растительные композиции в Индии отличаются друг от друга в зависимости от штатов и носят некоторые климатические черты. Но особенно они популярны там, где жители почитают Коран, так как в исламском декоративно-прикладном искусстве изображение животных и людей запрещено.
В этих регионах искусство росписи с использованием растительных мотивов веками совершенствовалось профессионалами своего дела.
“Пальма первенства” в индийских флоральных орнаментах конечно принадлежит лотосу. Лотос для Индии — священный цветок, символизирующий гармонию и мудрость. Это индийский символ верности и чистоты, вдохновения и просветления в моменты отчаянья и трудностей на жизненном пути. Чтобы сказать мужчине о своей симпатии, женщины преподносят ему предметы с изображением лотоса.
Индийские орнаменты с геометрией
Геометрия в Индии широко используется как на тканях и предметах домашнего обихода, так и в росписи хной – мехенди. Каждая геометрическая фигура, вплетенная в индийские орнаменты, имеет сакральное значение для местных жителей.
Треугольник, обращенный вершиной вверх, символизирует мужское начало или огонь.
Но особенно популярны “гьясир” — рыбья чешуя, “джали” — решетка и “тилак” — галочка с точкой по центру. Каждый элемент узора элегантен и точен, чтобы как можно лучше передать смысл.
Животные в орнаментах Индии
Не обойтись в индийских орнаментах и без рисунка слона. Такой узор означает долголетие, процветание и терпение. Жители Индии верят, что изображение слона поможет достичь успеха и исполнить все самые сокровенные мечты.
Распространенным рисунком в узорах остается и священное для этой страны животное – корова. Подобный орнамент означает самопожертвование и бескорыстие. Также популярно изображение попугаев и павлинов с распущенными хвостами – они символизируют благополучие и богатство.
Птицы способны оберегать человека от тёмных сил и дарить уверенность. Следует отметить такую особенность индийского искусства, как натуралистичность и практически полное отсутствие стилизации при создании анималистических орнаментов.
Индийские орнаменты необычайно богаты и изящны. Поэтому даже с помощью любого самого незатейливого рисунка можно существенно освежить домашний интерьер. Главное – подобрать тот, который придется по душе именно вам.
красочных фотографий показывают замысловатые узоры, найденные в Раджастане, Индия
красочная фотография показывают замысловатые узоры, найденные в Раджастане, Индия Перейти к- Основное содержание
- Поиск
- Счет
ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦАПутешествовать
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Потрясающие сине-белые цветочные фрески в городском дворце Джайпура. Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.- Фотограф по имени Кристин Читнис провела десять лет, запечатлевая яркие цвета Раджастхана, Индия.

- В своей книге «Узоры Индии» Читнис публикует более 200 фотографий, которые показывают, как цвета и узоры вплетены в культуру региона.
- С помощью своей серии фотографий Читнис также исследует красоту кухни, искусства, текстиля и архитектуры Раджастхана.
- Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.
Фотограф Кристин Читнис много лет путешествовала по Раджастану, Индия, делая фотографии местного искусства, текстиля и архитектуры, чтобы включить их в свою книгу «Образцы Индии».
Детальная архитектура над золотой дверью в Раджастане. Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020.
Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.Фотографии в книге отражают яркие цвета повседневной жизни Раджастхана.
«Меня привлекают красота, цвет, узор и свет», — сказал Читнис Insider. «Я хочу, чтобы мои фотографии передавали ощущение места, вплоть до мельчайших деталей, которые действительно оживляют историю и место».
Она начала проект вскоре после того, как вышла замуж в 2009 году и отправилась в Индию, чтобы узнать больше о наследии своего мужа.
Куча оранжевых ноготков и розовых бутонов.
Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.Автор совершила свою первую поездку в Индию более десяти лет назад, чтобы познакомиться с индийской культурой своего мужа.
«На мои собственные путешествия по Индии сильно повлияла семейная связь моего мужа Виджая со страной», — рассказала автор Insider. «Эта поездка посеяла семена для серии фотографий, посвященных доминирующим цветовым историям региона».
Во время своих частых поездок в Индию Читнис говорит, что ей удавалось обрести интимную перспективу, наблюдая за повседневной жизнью на рынках, в храмах и домах друзей.
«Эта интимная перспектива — то, что я надеюсь отразить в этой коллекции», — добавила она.
Она надеялась запечатлеть уникальную связь между яркими цветами региона и узорчатыми деталями.
Потрясающие сине-белые цветочные фрески в городском дворце Джайпура. Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC. «Благодаря исследованиям и написанию «Узоров Индии» я узнал, как цвет и узор имеют симбиотические отношения, — сказал Читнис.
«И вместе через искусство, архитектуру, текстиль, одежду и дизайн поверхностей они воплощают в жизнь историю и культуру региона».
Многие снимки фотографа показывают красоту повседневной жизни Раджастхана.
Женщина нанизывает гирлянды из бархатцев на цветочном рынке Удайпура. Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC. Изображения, включенные в книгу, отражают обычную повседневную жизнь региона.
«Быть путешественником — значит уделять повышенное внимание обычному, и это то, что я стараюсь отмечать в своих фотографиях: обычные моменты, которые кажутся необычными», — сказал Читнис Insider. «Индия действительно необычное место, но это также и место, где люди живут своей повседневной жизнью».
Например, на этом фото Читнис отправилась на рынок в городе Удайпур, где она запечатлела некоторых уличных торговцев на рынке. Она отметила, что поход на рынок для большинства домашних поваров является повседневным явлением, потому что они могут купить самые разные товары, в том числе специи, закуски, фрукты, овощи и цветы.
Читнис сказала, что она часто составляла примерный маршрут, который оставлял много места для обхода во время исследования.
Голубая дверь в Джодхпуре.
Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.Во время многих своих визитов в Джодхпур, который известен как «Голубой город» из-за его поразительных домов цвета индиго, Читнис путешествовала на машине и не видела ни одного голубого здания, пока не решила выйти и прогуляться.
«Через несколько часов, бросив машину, я обнаружил, что знаменитый эпитет на самом деле относится к старейшим кварталам Джодхпура: лабиринту узких улочек, до которых можно добраться только пешком или на мопеде, мотоцикле или рикше», — пишет автор в книге.![]()
Читнис также путешествовал по оживленным городам, таким как Джайпур, столица Раджастана, который называют «Розовым городом» из-за количества зданий, окрашенных в этот цвет. Она также сделала фотографии «Золотого города» Джайсалмера, который получил свое прозвище от золотого форта Джайсалмера, возвышающегося над городом.
Читнис сказала, что реакция на ее фотографии до сих пор была исключительно положительной.
Женщина демонстрирует свой декоративный рисунок хной. Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020.
Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.«Некоторые из моих любимых комментариев исходят от друзей, которые видели мою книгу и сказали мне, что она сразу вернула их в то время, когда они жили в Индии», — сказал Читнис. «Я слышал это от друзей, побывавших в Индии, и от тех, кто назвал ее своим домом. Это высшая похвала, о которой я мог бы просить, потому что я хочу, чтобы книга представляла собой опыт путешественника, но также и что-то более глубокое и интимное».
Благодаря своим фотографиям Читнис в конечном итоге хочет, чтобы зрители увидели красоту цвета и узоров в повседневной жизни.
Женщина во дворе форта Мехрангарх.
Перепечатано Кристин Читнис с разрешения Patterns of India, авторское право © 2020. Опубликовано Clarkson Potter, подразделением Penguin Random House, LLC.«Я надеюсь, что эта книга сделает изучение истории и визуальных образов Раджастхана приятным и красивым опытом», — сказала она Insider. «Я надеюсь, что эта коллекция напомнит вам искать красоту, которая вас окружает, будь она в форме великолепного архитектурного подвига или скромного предмета домашнего обихода».
Вы можете просмотреть больше фотографий из книги Читниса “Узоры Индии”, заказав книгу здесь.
Читать далее
Функции Узоры ЦветаПодробнее…
отпечатков индийской ткани: 19 увлекательных узоров ткани, найденных на индийских тканях
В индийской мифологии есть история о красивой девушке, живущей глубоко в лесу и изо дня в день носящей одежду из самой простой ткани. Однажды перед свадьбой она получает неожиданный подарок от своего приемного отца — он желает ей красивую одежду и украшения, и все они волшебным образом появляются на вершине соседнего куста.
Читая эту сказку в детстве, она меня очаровала.
Я представлял себе разные виды одежды на этом растении. Вообразил меня принцессой. Вообразил дерево, сияющее разными драгоценностями и одеждами, которые я сам хотел. Все они были украшены красивыми индийскими принтами и узорами.
Мир принял многих из них как своих, как и следовало ожидать. Искусство не ограничено никакими рамками. Это универсально. Все индийские принты универсальны, и вы могли видеть их в своей или чужой одежде, на обивке мебели или где-то еще, хотя бы раз, где бы вы ни жили.
Я не специалист по этим отпечаткам, и надеюсь, что правильно узнаю отпечатки и узоры. Настоящие мастера – это ремесленники (ткачи, печатники, красильщики, резчики по дереву), которые живут в деревнях Индии и воплощают в жизнь эти гравюры своим неустанным трудом, художественными способностями и творческим чутьем, несмотря ни на что.
Гравюры Ajrakh В этом принте используются мотивы ярких цветов, таких как черный, желтый, малиново-красный, зеленый и синий индиго (синий и красный являются наиболее заметными и отличительными цветами этого принта), а также мотивы, выполненные в белом цвете.
(ненапечатанный) и черный, обычно в виде контура — белый и черный определяют дизайн. Он работает как техника ксилографии.
Обычно в одной и той же ткани можно увидеть несколько цветов с множеством различных мотивов, включая бордюрные принты. В создании набивной ткани Ajrakh может быть задействовано до 20-30 различных шагов — действительно очень трудоемкий процесс печати.
Подробнее об этой технике печати можно прочитать здесь.
Bagh PrintsЕще одна ручная гравюра, выполненная в естественных красных и черных тонах, практикуется в городе Баг в индийском штате Мадхья-Прадеш. Обычно выполняется на белом фоне. Красный цвет сделан из квасцов, а черный цвет сделан из ржавого железа (оксида железа). Краситель смешивается с растительной камедью, образуя пасту, используемую в этой печати.
Узнайте больше о печати Bagh: https://craftatlas.co/crafts/bagh-print.
Принты Bandhni Это принт, полученный методом галстука и красителя с созданием мелких точек по всей ткани.
Ткань туго завязывается в нескольких местах с крупинками внутри – она окунается в раствор красителя, сначала светлые тона, потом темные. Используются яркие цвета, такие как желтый, фиолетовый, красный, пурпурный, зеленый. Таким образом получаются маленькие точки, круги, ромбы и многие другие формы.
Подробнее о восьми различных типах галстуков и красителей можно прочитать здесь.
Принты ButiЭто небольшие мотивы на ткани, обычно тканые.
ДабуДабу — это техника резиста, используемая для создания светлых рисунков на темном фоне. В качестве резистивной среды используется грязь (кали митти – черная глина).
При окрашивании ткани места нанесения и высыхания глины остаются неокрашенными. Подробнее о резистивной печати читайте здесь.
Батик Батик — это техника окрашивания воском. С помощью этой техники на ткани можно напечатать красивые замысловатые, а также затененные узоры.
Узнайте больше о батике здесь: https://www.batikguild.org.uk/batik/what-is-batik.
Принты иккатПринты иккат выполняются в технике вязки и крашения – на пряже. Таким образом, пряжа окрашивается до изготовления ткани. В принтах иккат вы найдете различные мотивы, такие как цветы, животные, такие как рыбы, попугаи, листья.
Печать КаламкариТермин каламкари происходит от индийского слова «калам», что означает перо. Дизайн этих принтов выглядит так, как будто он нарисован с помощью пера.
Эта печать возникла в индийском штате Андхра-Прадеш и традиционно печатается на ткани с использованием органических и растительных красителей.
Принты KhariЭто печать металлизированными или белыми красками. Обычно это делается поверх тканей с ручным набивным рисунком в качестве особого акцента. Также используется как самостоятельная печать.
Принты Leheriya Это струящиеся принты в длинную полоску, созданные с помощью техники завязывания и окрашивания.
За очень известными принтами пейсли/манго стоит целая история. Подробнее об узоре пейсли вы можете узнать здесь.
Принты патолаОтносится к принтам на ткани сари с геометрическими узорами; они расположены в форме животных/птиц и т. д. Лебеди, слоны – обычные мотивы ткани Патола.
Принты Pochampalli ikatЭто еще один принт с геометрическими принтами, которые образуются в результате особого процесса плетения -ikat. Эти волнообразные формы видны повсюду или ближе к границе.
Репродукции SanganerРепродукции Sanganer имеют красивый нежный цветочный орнамент на белом (белоснежном или почти белом) фоне. Цветочные и лиственные мотивы роз, лилий, бархатцев, подсолнухов, лотоса дополняются геометрическими мотивами. Сначала печатаются контуры мотивов, а затем закрашивается цвет.
печатает
Печать Seyali Bagru — это традиционный процесс печати, используемый в индийском штате Раджастхан.
Он создает темные узоры (красный, черный, иногда синий) на окрашенном или кремово-желто-охристом фоне, выполненные натуральными красителями на хлопчатобумажной ткани. Природные мотивы перемежаются с геометрическими мотивами в этой завораживающей индийской гравюре. Растительные красители используются на протяжении всего процесса.
Узнайте больше об этом здесь: https://luggra.com/2018/04/11/bagru-a-traditional-printing-technique-of-rajasthan/.
Репродукции храмовЭто пирамидальные мотивы, абстрактные изображения храмов Индии, которые обычно используются в качестве бордюров на сари.
Гравюры ВарлиЖивопись Варли — это племенное искусство, практикуемое в штате Махараштра. Это стилизованные рисунки, изображающие повседневную жизнь племенного народа. Это искусство можно увидеть в виде узоров на ткани – обычно печатных.
Узор Пичваи Этот узор основан на картинах Пичваи Раджастхана, повествующих о Господе Кришне.
