Разное

Картинки шамана: Shaman Изображения, стоковые фотографии и картинки Shaman

Путешествующие между мирами – PrimaMedia

Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом — в материале ИА YakutiaMedia.

Инициация шамана

Шаман (“ойуун” на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.

Посвящение в шаманы. Фото: Тимофей Степанов

Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое “эттэнии”. Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.

Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников “на конях рыжей масти с белой полосою на морде”. Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.

“Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону “…” каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде”, — пишет этнолог.

Как хоронили якутских шаманов, или поверья народа саха

Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он “рвал зубами свое тело”, но не смог решиться покончить с собой и болел три года. “Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их”. По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть”, — рассказал Герасимов.

Атрибутика шамана

Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь — двери в Нижний мир или мать-землю.

“Изображение солнца и земли — эта карта путешествий шамана, — рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. — Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос”.

Якутский шаман. 1902. Фото: Архивное фото

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

К тому же всегда существовал определенный порядок в расположении изображений. Птицы и знаки солнца всегда располагались в верхней части костюма, тем самым сохраняя трехчастность строения мира. “Костюмы не шили просто так. Обычно шаманы видели его материалы во сне. Наутро они просыпались и говорили, что в стаде есть определенный конь какой-то масти и из него необходимо изготовить костюм. То же касалось и материалов для бубна — они подробно объясняли, на каком холме стоит береза, из которой необходимо сделать ему обечайку”, — говорит Габышева.

Что касается костей, исследователь полагает, что они представляют собой первичную материю, из которого возрождается шаман. По другому мнению, они олицетворяют умершего предка — ты не можешь быть шаманом, если у тебя их не было в роду.

Бубен же являлся своего рода транспортным средством (чаще конем) для ойууна, с помощью которого он перемещался между мирами. Его изготавливали из коровьей или козлиной кожи, а колотушку и другие части бубна — из лиственницы, рога оленя или лося. Как говорят эксперты, по своей форме они могли отличаться: у шаманов из западной и центральной Якутии бубны были круглой формы, а у северных на вид они были более овальными и имели заглушку с нижней стороны. Ала ойуун Анатолий Никифоров объяснял это тем, что заглушка блокировала исходящие звуки, потому они не доходили до нижнего мира. К слову, шаманы могли делать обряды и без бубна, но часто жаловались, что нелегко ходить пешком.

Обряды шаманов и удаганов

Одним из самых малоисследованных направлений специалисты считают язык шаманской обрядовой поэзии. Они в основном работали посредством алгыс (обряда благословения) и их было достаточно много.

Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото

“Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то, перемещается ли в мирах — на все был алгыс, — объясняет профессор кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. — Хотя подобные обряды достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений. Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека: Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается распространять”.

По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел общаться с богиней Айыысыт — покровительницей деторождения, кто-то с Байанаем — благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером жертвоприношения — они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник Ысыах происходит от слова “ыс” — брызгать, люди брызгали на траву кумыс, что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных шаманов не допускали до этого праздника.

Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото

Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото

К вопросу об удаганках (шаманках), многие считают, что они были сильнее шаманов мужского пола. Считается, место их силы было гораздо больше. Профессор рассказала случай с участием удаганки, произошедший в ее родном крае: “У меня на родине было две удаганки, обеих звали Фекланой, они обычно помогали при сложных родах и других трудностях. Врачей не было, потому до 1954-го года по всей местности родами занимались только они. Отец рассказывал мне только об одной из них, которая всегда была одета в белое. В 1940-ых годах одна жительница поселка осталась беременна, когда муж уехал на фронт. Рассказывают, что она никак не могла родить, и ребенок умер у нее внутри. Помочь больной позвали Феклану, которая как всегда явилась во всем белом. Я встречалась с той женщиной, ее зовут Татьяна. Она вспоминала, что болела несколько дней, а живот буквально горел изнутри. Придя на помощь, Феклана смазала руки маслом, начала греть их перед камельком и начала петь. Татьяна рассказывала, что она невероятно красиво пела, и, заслушавшись, она заснула, а когда проснулась, живота уже не было. Впоследствии женщина смогла родить пятерых детей”.

Другой случай своей встречи с удаганкой рассказал доцент кафедры археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ Анатолий Алексеев. По его словам, 107-летняя шаманка заменила его больное сердце на сердце оленя:

“До этого я более двадцати дней лежал в кардиологическом отделении городской больницы, где меня лечили от последствий инфаркта. Узнав о существовании могущественной шаманки Кульбертиновой, я вылетел в Нерюнгри и оттуда доехал до села Иенгра. Она, увидев мое состояние, вызвала помощников и сказала, что рано утром будет менять мне сердце. Шаманка провела обряд и заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Главным инструментом виртуальной операции был шаманский бубен. Я не рассказывал о случившемся много лет, потому что в те времена люди могли подумать, что я сумасшедший. Да и кто мог поверить, что шаманы проводят операции, ведь в советское время мы все были атеистами, притом воинствующими. Мы не верили ни в черта, ни в бога. Советская власть почти искоренила шаманизм у сибирских и северных народов. С ним борются все мировые религии и по сей день. Для них это чертовщина, сатанизм и бесовство”.

Шаманизм — религия?

До сих по ведутся споры по вопросу является ли шаманизм религией. “Я бы назвал шаманизм детством человечества, — говорит доцент кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Федот Желобцов. — Все народы мира прошли через этот этап. Это касается и корейцев, например. Однако на данном этапе шаманизм у них больше развит, в конце года они даже вручают награды лучшим шаманам. У нас такого почему-то нет”.

В основном эксперты связывают это с гонениями шаманов во времена СССР — у них отбирали атрибуты и запрещали камлать. Поэтому со времен христианизации и становления СССР в Якутия стали забывать древние умения.

Якутские шаманы. Фото: Архивное фото

“Многие забывают, что самое главное в шаманизме — это попросить, — считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Любовь Колодезникова. — Если человек проводит обряд алгыс и подключает при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи”.

Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению, есть и другой способ прохождения обучения — посредством сна, сегодня это называют “неошаманизмом”.

Якутский шаман. Фото: Архивное фото

Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и традиции.

“Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на природу”, — рассказывает Любовь Колодезникова.

По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая, мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее творения.

Айсен Протодьяконов

личная жизнь Ярослава Дронова, развод с Мариной Рощупкиной, супруга Елена Мартынова

Ярослав Дронов и Марина Рощупкина. Фото: соцсети

Преподаватель народного и эстрадного вокала из Новомосковска Марина Рощупкина была первой любовью певца Ярослава Дронова, известного под псевдонимом SHAMAN. Они были вместе 9 лет, но потом неожиданно расстались. Что стало причиной развода – денежные проблемы, карьера или измена? Также расскажем о второй супруге исполнителя – Елене Мартыновой.

Что известно о Марине Рощупкиной

Марина Рощупкина родилась в Тульской области в городе Донском (отсюда также родом Ирина Салтыкова и Юлия Снигирь). Марина всегда была музыкальна и еще до окончания Гнесинки стала преподавать. К 2022 году ее педагогический стаж составляет уже более 18 лет.

Ярослав Дронов и Марина Рощупкина: история любви

Ярослав Дронов познакомился с Мариной Рощупкиной, когда ему было 16 лет, а ей 22. Парень зашел в музыкальную школу, чтобы передать костюм, увидел Марину – и влюбился в преподавателя народного пения с первого взгляда.

По воспоминаниям певца, он сразу понял, что перед ним «родной человек».

Ярослав Дронов и Марина Рощупкина. Фото: соцсети

Ни разница в возрасте, ни протесты родителей не помешали влюбленным быть вместе. В 2012 году они поженились, в 2014-м у пары родилась дочь Варя. Певец продолжал зарабатывать на жизнь, выступая в клубах и ресторанах, но понимал: чтобы двигаться дальше, нужно получить профессиональное образование. Он поехал в Москву поступать в Гнесинку, оставив Марину с ребенком в Новомосковске. Разлука стала первым испытанием для молодой семьи.

Жена отказалась жить в Москве

Как только у Ярослава появилась возможность, он снял квартиру и перевез жену с ребенком в столицу. Отношения наладились, но вскоре Марина сказала, что ей нужно будет по рабочим вопросам ездить в родной город. Сначала это были командировки на несколько дней, затем недель, а потом – на два-три месяца… В итоге Марина призналась, что чувствует себя в Москве не в своей тарелке и ей надоело постоянно сидеть дома, пока муж на учебе или выступлениях.

Марина Рощупкина и ее дочь Варвара. Фото: личный архив

Ярослав Дронов, который в 2014 году занял второе место в третьем сезоне шоу «Голос», не мог бросить карьеру и вернуться в родной город. Певец предложил Марине подождать, пока их дочка немного подрастет, чтобы отдать ее в детсад – тогда бы она смогла устроиться в Москве на работу. Но супруга была категорична, мол, в Новомосковске она уже добилась определенных успехов, ее там знают, как хорошего специалиста. А в Москве ей бы пришлось начинать все с начала.

Роман Марины Рощупкиной с Олегом Паламарчуком

Ярослав думал несколько месяцев и в итоге предпринял последнюю попытку сохранить брак, поставив перед супругой условие: или семья и жизнь в столице, или работа в Новомосковске и развод. Марина выбрала карьеру в родном городе.

Марина Рощупкина. Фото: vk.com/id163461587

Когда Ярослав Дронов уже прославился, как SHAMAN, КП выяснила, что в Новомосковске у Марины Рощупкиной в то время был роман с музыкантом Олегом Паламарчуком, который был старше ее на 18 лет. В 2017 году мужчина скончался из-за онкологического заболевания.

Марина Рощупкина сейчас: новое замужество и развод

Марина по-прежнему преподает эстрадный вокал, поет в ансамбле «Виноград» и участвует в различных конкурсах. Бывшая супруга Шамана свою личную жизнь не афиширует. На личной странице в ВК у нее по-прежнему фамилия «Рощупкина». Но на официальном сайте музыкальной школы №1 Новомосковска, где она работает, уже несколько лет Марина числится под фамилией «Завитаева». Такая же фамилия у преподавателя вокально-хоровой отдела музыкальной школы – Ивана Завитаева. Как выяснилось, этот брак у Марины тоже распался.

Марина Рощупкина. Фото: vk.com/id163461587

«Она вышла замуж. Я не слежу за ее соцсетями, мне об этом сказал мой знакомый. Потом я задавал Марине этот вопрос, она говорила, что они уже развелись, 1,5-2 года назад. Они недолго прожили в месте, полгода или около того», – рассказал SHAMAN на ютуб-шоу «Алена, блин!»

Дочь певца SHAMAN: Варвара Дронова

SHAMAN с бывшей женой поддерживают теплые отношения. Как только у певца появляется свободное время, он едет в родной город к своей дочери Варваре. Девочка унаследовала от родителей музыкальный талант. В 2022 году она стала лауреатом первой степени Международного конкурса-фестиваля «Жар-птица России» в категории «Эстрадный вокал».

Елена Мартынова: вторая жена SHAMAN

Сейчас 30-летний Ярослав Дронов женат на Елене Мартыновой, топ-менеджере одной из компаний сотовой связи. Вторая жена старше певца на 14 лет. Для нее это тоже второй брак. В 2017 году Елена развелась с писателем Александром Цыпкиным.

SHAMAN с женой. Фото: личный архив

В ноябре 2022 года пара отметила деревянную свадьбу (5 лет). По словам исполнителя, муж из него так себе: его постоянно нет дома, а в те редкие моменты, когда его можно застать в родной квартире, он отсыпается и ничего не делает. SHAMAN рассказал, что сразу понял, что Елена — его судьба, и уже на втором свидании молодые люди приняли решение расписаться. «Я всегда привык слушать сердце, оно не врет», – говорит SHAMAN.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top