Разное

Картинки гладиаторов бои: Картинки гладиаторов – 78 фото

9 неожиданных фактов о гладиаторах и их боях (9 фото) | Екабу.ру

Вся правда о торговле потом, древних профсоюзах и боях женщин и карликов.

1. Первоначально гладиаторские бои были похоронным обрядом

Гладиаторские бои считаются типично римским развлечением, но жители этого государства придумали их не сами. Они позаимствовали обычай у этрусков — древней цивилизации, правившей Апеннинским полуостровом до Рима. И у последних бои были не развлечением, а… похоронным обрядом.

Этруски верили, что отход в лучший мир какого‑нибудь вождя или военачальника надо обязательно сопроводить сражением, иначе покойнику скучно будет. Римляне идею оценили и на похоронах своих аристократов стали заставлять биться рабов, а иногда — и свободных добровольцев, которым не хватало адреналина.

По словам римских хроников Тертуллиана и Феста, пролитая кровь очищала душу умершего и готовила его к загробной жизни. Это было своеобразным жертвоприношением.

После превращения Римского государства в мирового гегемона гладиаторские бои трансформировались в развлечение, которым патриции склоняли на свою сторону плебеев, чтобы собрать голоса на выборах.


2. Некоторые императоры бились на арене

Помните, как в фильме «Гладиатор» Коммод выходил в Колизей повоевать с рабами? В реальности подобное тоже случалось, причём делал так не он один. Римские историки упоминали , что с гладиаторами в цирках сражались Калигула, Тит, Адриан, Луций Вер, Каракалла, Клавдий, Публий Гета и Дидий Юлиан.

Римский народ таких императоров не любил . Куда же это годится, когда первое лицо государства и вообще живое воплощение бога на земле вылезает на арену и размахивает мечом, как какой‑то раб? Позорище, да и только.
__________________________________________________________________

Кроме того, граждане недолюбливали, когда их правители разыгрывали комедию в Колизее, потому что это было скучно и не зрелищно.

________________________________________________________________________

Тот же Коммод, например, бился только деревянным оружием, потому что боялся пораниться, а его противники всегда уступали ему. Ну и какое удовольствие от такой клоунады?

3. Гладиаторы продавали свой пот как афродизиак

Древнеримский стригиль, I в. н. э., и сосуд для ароматического масла. Изображение: Wikimedia Commons

Гигиена римлян несколько отличалась от нашей. Желающий искупаться намазывался для начала оливковым маслом. Затем он стирал с себя грязь и пот специальным металлическим скребком — стригилемJ. Boardman. Sickles and Strigils / The Journal of Hellenic Studies, чаще всего бронзовым. И только потом мылся водой.

_________________________________________________________

Бедные работали стригилями сами, богатых же скребли специально обученные рабы.

________________________________________________________

Все отходы после этого люди обычно банально смывали, но некоторые известные гладиаторы поступали иначе . Помывшись после тренировки или поединка, они собирали в маленькие флакончики масло, смешавшееся с грязью и потом с их тел, и продавали их за немаленькие деньги богатым римлянкам.

Те добавляли эту смесь в духи, намазывались ею как кремом и даже подмешивали в пищу своим мужьям. Дамы верили, что сальные выделения мускулистого гладиатора воздействуют на других мужчин как афродизиак, делая даже из самого невзрачного ботаника настоящего альфа‑самца.

И удивляться тут нечему: и в наше время пылкие фанаты, покупающие воду из ванн знаменитостей и прочие странные вещи, никуда не делись.

4. А кровь — как лекарство от эпилепсии

Не только пот, но и кровь гладиаторов шла в дело — скорее всего, веру в её чудодейственную силу римляне тоже позаимствовалиF. P. Moog, A. Karenberg. Between horror and hope: gladiator’s blood as a cure for epileptics in ancient medicine / Journal of the History of the Neurosciences у этрусков.

Например, считалось, что кровь воина способна дароватьL. J. Trafford. How to Survive in Ancient Rome привлекательность и здоровье женским волосам. Поэтому некоторые богатые римские девушки окунали в неё свои деревянные заколки, прежде чем заниматься укладкой.

___________________________________________________

Проигравший воин, раненный в бою, мог слегка подзаработать, чтобы компенсировать своему владельцу расходы на лечение.

_____________________________________________________


А кровь, взятая из печени умирающего гладиатора, по мнению Плиния Старшего, помогалаL. J. Trafford. How to Survive in Ancient Rome от головной боли или эпилепсии — даже если её приходилось силой вливать в глотку больному.

5. Некоторые гладиаторы были женщинами

Сражающиеся женщины‑гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея. Изображение: Wikimedia Commons

Да, гладиаторство было преимущественно мужским занятием, но иногда и женщины становились рабынями‑воительницами. Их звали гладиатрикс. Присутствие женщин на аренах римлянами воспринималось как нечто помпезно‑роскошное и при этом неприличное.

Например, римский поэт‑сатирик Ювенал упоминал о гладиатрикс по имени Мевия, которая убивала на арене кабанов копьём и ходила с обнажённой грудью. А писатель и сенатор Петроний в своих записках обмолвился о женщине‑воительнице, которая сражалась в цирке на боевой колеснице.
__________________________________________________

Участие дам в таких игрищах и наблюдение за ними порицалось.

___________________________________________________________


Ювенал по этому поводу писал: «Женщины потеряли всякое чувство достоинства и позабыли об обязанностях своего пола».

Однако это не мешало римлянам, вздыхая: «Ах, какое падение нравов!», продолжать наблюдать за боями гладиатрикс. Особенно любил устраивать такие сражения император Домициан: одни его рабыни во время этих мероприятий одевались амазонками, а другие вообще бились с карликами.

И только в 200 году н. э. император Септимий Север полностью запретил участие женщин в боях.

6. Иногда гладиаторы сражались на кораблях

Навмахия, картина Ульпиано Чека.,1894 год. Изображение: Wikimedia Commons
Обычно мы представляем себе, как воины бьются на потеху толпе на песке арены. Но римляне были куда богаче на выдумку, чем вы можете вообразить. Одним из самых захватывающих и впечатляющих зрелищ в гладиаторских цирках были навмахии — с греческого это переводится буквально как «морской бой».
______________________________________________________

Нет, гладиаторы не сидели с листочками и карандашами и не кричали «Попал!» и «Мимо!». Всё было куда интереснее.

__________________________________________________________________


Берём Колизей и затапливаем его водой. Ну или выкапываем специальное искусственное озеро в каком‑нибудь подходящем месте — например, на Марсовом поле. Пускаем туда корабли с гладиаторами и командуем этим головорезам: «Свистать всех наверх! На абордаж!» А потом наслаждаемся зрелищем.

Юлий Цезарь, например, в 46 году до н. э. устроил бой с участием 30 кораблей и 3 000 гладиаторов, чтобы реконструировать морское Саламинское сражение между персами и греками. Для этого ему пришлось выкопать яму площадью 533 × 355 метров.

Ну, не самому, естественно. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере морской бой, в котором приняли участие 27 кораблей и 19 000 осуждённых преступников.

Иногда навмахии имитировали не столкновение судов, а штурм островных крепостей — эдакий Омаха‑Бич, только без огнестрельного оружия. Причём сражения гладиаторов на воде не были безопасны не только для самих бойцов (кто их считает?), но и для зрителей.

Так, император Домициан однажды решил воспользоваться случившимся ливнем и бурей, чтобы устроить зрелищный морской бой на некоем озере поблизости от Тибра — прямо как в фильме «300 спартанцев: Рассвет империи».

Правда, что‑то пошло не так, и почти все гладиаторы и некоторая часть зрителей утонули. А позже множество наблюдавших за морским боем римлян скончались от простуды и воспаления лёгких. Вот уж воистину кровавый спорт.

7. Некоторые гладиаторы объединялись в профсоюзы

Вряд ли можно было ожидать от таких серьёзных ребят такого шага. Но гладиаторы действительно объединялись в специальные организации, чтобы защищать интересы друг друга.

Вообще, это была нормальная практика у римлян.
_______________________________________________________

В профсоюзы объединялись представители многих профессий — даже секс‑работницы. Назывались эти организации «коллегиями».

___________________________________________________________


Вступавший в профсоюз гладиатор платил регулярно небольшие взносы, и это гарантировало, что в случае гибели его похоронят должным образом, устроят подобающую могилу и проведут все необходимые церемонии.

Не состоявшего в профсоюзе погибшего гладиатора могли выкинуть в реку или скормить цирковым зверям, чтобы приучить их к человеческой крови. А вот оплатишь подписку — и коллегия позаботится, чтобы всё было чин‑чинарём.

8. На надгробиях гладиаторов оставляли интересные эпитафии

Стоит упомянуть об интересной гладиаторской традиции: после похорон члена профсоюза коллеги выбивали на его надгробном камне что‑нибудь в память о нём. Археологи обнаружили немало эпитафий следующего содержания:

▶ «Семья установила это надгробие в память о Сатурнилосе» — да, иногда гладиаторы имели жену и детей. В случае его гибели коллегия выплачивала им небольшую компенсацию.
▶ «Для Никифара, сына Синета, Лакедемонянина, и для Нарцисса‑секутора. Тит Флавий Сатир установил этот памятник в его память на свои деньги» — молодец, и товарищей погибших почтил, и не преминул указать, за чей счёт праздник.
▶ «Для Гермеса. Пайтраит и сокамерники установили это в память о нём» — даже рабы, лишённые воли, не забывали о правилах хорошего тона.

Иногда на могилах гладиаторов оставляли более жизнеутверждающие цитаты — например, что погиб он не из‑за удара противника, а из‑за козней богини судьбы, злого рока и мести — Немезиды.
_____________________________________________________

Гладиаторы часто поклонялись ей, выпрашивая удачи в бою. Но, видимо, богиня не всегда удовлетворяли просьбы бойцов.

__________________________________________________________


Считалось , что, перенося ответственность за свою смерть на коварную богиню, гладиатор освобождался от позора.

Если тебя заколол на арене какой‑то тощий неудачник — это просто никуда не годится. А вот если ты пал жертвой злой воли богини мщения, значит, ты всё равно молодец, ведь не смертному тягаться с богами, правда?

9. Заслужившему свободу гладиатору выдавали деревянный меч

Гладиаторы после боя, картина Хосе Морено Карбонеро, 1882 год. Изображение: Wikimedia Commons

Большинство гладиаторов гибли на арене во время боёв или умирали от ран позже. Но самые ловкие и хорошо обученные из них могли заслужить свободу. Её символом был деревянный меч под названием рудис — на нём могли вырезать какую‑нибудь надпись в честь подвигов освободившегося воина.

Например, римский поэт Марциал описал , как на церемонии открытия Колизея в 80 году н. э. двое гладиаторов, Приск и Вер, так долго бились, не уступая друг другу, что в какой‑то момент император Тит Флавий приказал выдать им деревянные мечи и отправить на почётную пенсию.

Воинов на пенсии называли рудиариями — они, как правило, занимались подготовкой молодых бойцов в специальных школах, но могли и плюнуть на эти ваши Колизеи и сменить профессию. Правда, таких счастливчиков было не то чтобы слишком много.

Источник

%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80 PNG рисунок, картинки и пнг прозрачный для бесплатной загрузки

  • Мемфис дизайн геометрические фигуры узоры мода 80 90 х годов

  • 80 основных форм силуэта

  • поп арт 80 х патч стикер

  • Мемфис шаблон 80 х 90 х годов стилей фона векторные иллюстрации

  • поп арт 80 х патч стикер

  • естественный цвет bb крем цвета

  • green environmental protection pattern garbage can be recycled green clean

  • 80 е брызги краски дизайн текста

  • мемфис бесшовной схеме 80s 90 все стили

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • Мемфис бесшовные модели 80 х 90 х стилей

  • скейтборд в неоновых цветах 80 х

  • рисованной радио 80 х

  • Элементы рок н ролла 80 х

  • be careful to slip fall warning sign carefully

  • поп арт 80 х патч стикер

  • аудиокассета изолированные вектор старая музыка ретро плеер ретро музыка аудиокассета 80 х пустой микс

  • Мемфис шаблон 80 х 90 х годов на белом фоне векторная иллюстрация

  • поп арт 80 х патч стикер

  • Персонаж из партии 80 х годов

  • набор ретро 80 х 90 х эстетический компьютерный пользовательский интерфейс

  • Мода цвет 80 х годов ретро вечеринка слово искусства

  • поп арт 80 х патч стикер

  • Косметический bb Крем Дизайн Плаката косметический Косметика постер Реклама косметики Плакат

  • 80 летие векторный дизайн шаблона иллюстрация

  • Красивая розовая и безупречная воздушная подушка bb крем косметика постер розовый красивый розовый Нет времени На воздушной

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • красочная ретро аркада из 80 х

  • цвет перо на воздушной подушке bb крем трехмерный элемент

  • диско дизайн в стиле ретро 80 х неон

  • поп арт 80 х патч стикер

  • 80 летнего юбилея векторный дизайн шаблона иллюстрация

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • gambar waisak 2022 png dan happy vesak day 2566 be

  • Скидка 80 на желтый градиент

  • 80 3d текст

  • 80 е в стиле ретро ​​мода цвет градиент арт дизайн

  • поп арт 80 х патч стикер

  • поп арт 80 х патч стикер

  • скидки до 80 предписанию» векторный дизайн шаблона иллюстрация

  • витамин b3 ниацин вектор витамин золото масло таблетки значок органический витамин золото таблетки значок медицина капсула золотое вещество для красоты косметическое здоровье промо реклама дизайн 3d комплекс витаминов иллюстрация

  • поп арт 80 х патч стикер

  • be careful to fall prohibit sign slip careful

  • 82 летний юбилей ленты

  • поп арт 80 х патч стикер

гладиаторов сражаются на римской арене, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения.

Рис. MEV-10721569

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}”>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: МЭВ-10721569 Фотограф: Коллекция: Библиотека изображений Мэри Эванс, ООО Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (3943 х 2487 пикселей – 33,4 х 21,1 см – 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Входят два гладиатора — только один уходит живым, верно? Подумайте еще раз.

Арль, Франция

Туннель под римским амфитеатром в Арле, Франция, темный и прохладный. Тень — долгожданное облегчение от палящего средиземноморского солнца, палящего на усыпанную песком арену амфитеатра и каменные трибуны.

Шлем гладиатора, который я только что надел, душный. Точная копия защиты головы, которую носил римский гладиатор почти 2000 лет назад, помятый, поцарапанный шлем весит более 13 фунтов — в три раза тяжелее футбольного шлема и гораздо менее удобен. У него резкий металлический запах, как будто я сунул голову в потную монету.

Сквозь бронзовую решетку, закрывающую глаза, я могу разглядеть пару мужчин в набедренных повязках, разминающихся перед боем. Металлические наручи звенят, когда кто-то подпрыгивает на ступнях, его короткий меч с крючком сжат в руке в кожаной перчатке. Когда я неловко ерзаю, его напарник поднимает меч и предлагает ударить меня по голове, просто чтобы продемонстрировать прочность шлема.

Построенный в 238 году нашей эры, амфитеатр Эль-Джем в Тунисе был основан на Колизее в Риме и когда-то был третьим по величине театром в Римской империи. Для 35 000 болельщиков, заполнивших все свои места, главной приманкой были гладиаторы.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Я пожимаю плечами. Что-нибудь для истории, не так ли? Затем в дело вмешивается их тренер, загорелый жилистый француз по имени Брис Лопес. «Он не обучен для этого», — резко говорит Лопес. «У него нет мышц. Вы бы свернули ему шею.

Бывший офицер французской полиции и боевой тренер с черным поясом по джиу-джитсу Лопес знает, как выглядит настоящий бой. Двадцать семь лет назад он обратился к древним боевым стилям. После ввода в эксплуатацию рабочих копий гладиаторского оружия и доспехов он провел годы, думая о том, как они будут использоваться в смертельных боях, подобных тем, которые изображаются в бесчисленных фильмах и книгах о гладиаторах.

Но чем больше он изучал гладиаторское оружие и доспехи, тем меньше в этом было смысла. Нагруженные щитами, металлическими поножами и нарукавниками, а также здоровенными, полностью закрывающими бронзовыми шлемами, многие гладиаторы несли на арену почти столько же защитного снаряжения, сколько римские солдаты носили в бою. Тем не менее их мечи обычно были около фута в длину, чуть больше поварского ножа. «Почему, — спрашивает Лопес, — ты приносишь 20 килограммов [45 фунтов] защитного снаряжения на поножовщину?»

Захар Никматулин был очарован гладиаторами с тех пор, как посмотрел фильм 1960 года «Спартак». Сцену на его спине художник-татуировщик Александр Косач рисовал и тушил 25 часов в своей московской студии.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Его вывод: гладиаторы не пытались убить друг друга; они пытались сохранить друг другу жизнь. Они годами тренировались, чтобы устраивать эффектные бои, большинство из которых не заканчивались смертью. «Это настоящее соревнование, но не настоящий бой», — говорит Лопес, которая сейчас руководит труппой по исследованию и реконструкции гладиаторов под названием ACTA. «Хореографии нет, но есть благое намерение — ты мне не противник; ты мой партнер. Вместе мы должны сделать лучшее шоу».

За последние два десятилетия исследователи обнаружили доказательства, подтверждающие некоторые взгляды Лопес на гладиаторские бои и бросающие вызов распространенному восприятию этих древних зрелищ. Несколько гладиаторов были преступниками или военнопленными, приговоренными к бою, но большинство из них были профессиональными бойцами — боксерами, бойцами смешанных единоборств или футболистами своего времени. У некоторых семьи ждали их за пределами ринга.

Быть гладиатором могло быть прибыльным делом, и иногда это было выбором карьеры, предполагают литературные источники. Смелые выступления на арене могли превратить гладиаторов в популярных героев и даже принести заключенным свободу. Гладиаторы, вероятно, проводили большую часть своего времени на тренировках или показательных соревнованиях.

Самое удивительное, что большинство боев не заканчивались смертью. Из каждых 10 гладиаторов, вышедших на ринг, девять, вероятно, дожили до следующего дня.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Слева : Эксперты спорят о том, является ли фактом или вымыслом жест «большой палец вниз», призывающий победителя прикончить своего противника, изображенный на картине 1872 года.

«POLLICE VERSO», ЖАН-ЛЕОН ЖЕРОМ, ЯН ДАНАЛЛ КОМПЬЮТИНГ/ALAMY STOCK

Справа : Фреска из Помпеи показывает, что раненые гладиаторы сигнализировали о капитуляции поднятым пальцем. Каждый боец ​​представлял собой значительные инвестиции, поэтому спонсоры выступали за сохранение жизни гладиаторов.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК ПОМПЕЙ, ИТАЛИЯ

Помпеи, Италия

На протяжении почти 600 лет римлян восхищались гладиаторскими боями. Они были любимым предметом римских художников, воссозданных в мозаиках, фресках, мраморных рельефах, изделиях из стекла, глиняных безделушках и бронзовых украшениях, найденных в римском мире. Почти в каждом крупном городе и городке была собственная арена, около 300 зарегистрировано от Великобритании до пустынь Иордании.

Эти древние состязания также оказывают непреодолимое воздействие на современное воображение. Благодаря бесчисленным, часто ошибочным изображениям в кино и литературе, гладиаторы являются одним из самых знакомых — и неправильно понятых — аспектов римской культуры.

Это потому, что римские писатели тратили на удивление мало времени на обсуждение деталей гладиаторских игр, вероятно, потому, что игры были настолько знакомы. (Как часто вы пишете своим друзьям о том, что такое удар в бейсболе или сколько игроков в футбольной команде?) Чтобы восстановить реальную историю ринга, археологам и историкам приходится искать подсказки в искусстве, на раскопках. , так и читая между строк древние тексты.

Как и многое другое в Древнем Риме, одни из наиболее хорошо сохранившихся свидетельств существования гладиаторов происходят из Помпеи, к югу от современного Неаполя, Италия. Когда-то процветающий город, Помпеи был внезапно погребен под извержением вулкана в 79 г. н.э. В восточной части города находится амфитеатр на 22 000 мест, а с верхних рядов сидений видна задумчивая громада горы Везувий. Выцветшие рекламные объявления в центре города затмевают предстоящие бои. Мозаики и фрески запечатлели моменты прошедших матчей. Сразу за городским театром я наклоняюсь, чтобы посмотреть на фигурки боевиков, нацарапанные на выцветшей красной штукатурке на уровне глаз ребенка.

В 1766 году первые археологи обнаружили клад гладиаторских доспехов на участке на окраине города, который был превращен в тренировочный центр и резиденцию бойцов после того, как землетрясение повредило местную школу гладиаторов. Можно с уверенностью предположить, что даже их тренировки собирали толпы.

Из каждых 10 гладиаторов, вышедших на ринг, девять, вероятно, дожили до следующего дня.

«Они были похожи на сексуальных рок-звезд», — говорит Кэтрин Уэлч, искусствовед из Нью-Йоркского университета. Возьмем, к примеру, Селада Фракийца, многообещающего новичка в Помпеях с тремя победами за плечами, который, согласно восхищенному граффито, был «вздохом девиц», или его соотечественник с трезубцем Кресенс, «сеть молодых девушек ночью».

Надписи, найденные в Помпеях, говорят о том, что отряды гладиаторов путешествовали из города в город, часто сопровождаемые преданными поклонниками, в рамках роуд-шоу с мечами. Одна реклама, обнаруженная сразу за городскими стенами, призывала местных жителей отправиться в Нолу, 20-мильный поход на север, чтобы поймать 20 пар гладиаторов, сражающихся в течение трех дней.

Даже после трех веков раскопок археологи продолжают находить в Помпеях новые свидетельства. В 2019 году археологи, работающие в узком переулке на северной стороне города, наткнулись на фреску с изображением двух гладиаторов со страусиными перьями, украшающими их бронзовые шлемы, на стене небольшой таверны. Ален Жено, археолог из музея древностей в Арле, говорит, что в нем есть беспрецедентные детали: один из бойцов носит штаны под набедренниками. И после моего близкого побега в Арле я рад узнать, что шнуры, свисающие ниже его подбородка, могут представлять собой ремни, используемые для надежной фиксации его тяжелого шлема.

Кровавые раны на телах обоих мужчин показывают, что битва была тяжелой. Но есть явный проигравший: один из бойцов, который истекает кровью из раны на обнаженной груди и, кажется, согнулся пополам от боли, уронил щит и поднял указательный палец. Этот жест, повторяющийся во многих изображениях гладиаторов, является древним эквивалентом «выстукивания» в бою.

К 150 году нашей эры стоимость гладиаторских боев вышла из-под контроля, поскольку политические деятели спонсировали все более зрелищные игры, чтобы превзойти своих соперников. Чтобы обуздать расходы, римский император Марк Аврелий установил ценовые ограничения. Его указ сохранился на бронзовой доске, которая, возможно, висела за пределами амфитеатра недалеко от Севильи, Испания.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРКЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МАДРИД

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Находка гладиаторских доспехов и оружия, обнаруженная в Помпеях в 1766 году, включает закрытые шлемы и короткие мечи, а также искусно украшенные набедренники и щиты. Такое защитное снаряжение помогало предотвратить смертельные ранения, гарантируя захватывающие и непредсказуемые бои, которые так любили видеть римские зрители.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ДИ НАПОЛИ, ИТАЛИЯ

Другие произведения искусства со всего римского мира предполагают, что пестрая группа помощников и прихлебателей ждала своего часа или даже делила пол арены. Музыканты разогревали толпу, когда гладиаторы занимали свои места, и, возможно, добавляли драматизма во время поединков. Шлемы и оружие выносили на ринг во время парада перед боем, проводимого редактором , или спонсором игр.

Ключевыми фигурами были судьи, которые отвечали за строгое соблюдение принципа честной игры. На одном изображении, запечатленном на небольшом горшке, найденном в Нидерландах, рефери держит свой посох, чтобы остановить бой, когда ассистент вбегает с новым мечом.

«Вы не проигрываете битву, потому что теряете свое оружие», — говорит Генот. «Когда вы представляете гладиаторские бои как спортивное мероприятие, вы не можете себе представить, что здесь нет правил».

Потеря оружия не означала поражение в бою или в жизни. На этом горшке, найденном в Нидерландах, гладиатор в тяжелых доспехах (в центре) показывает рефери свой сломанный меч, когда ассистент вбегает с новым оружием (справа).

МУЗЕЙ HET VALKHOF, НЕЙМЕГЕН, НИДЕРЛАНДЫ

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Самое главное, надписи, обещающие «драки без передышки» — другими словами, на смерть — и «драки с применением острого оружия», предполагают, что опасные для жизни столкновения были достаточно необычны, чтобы заслуживать особого упоминания.

Как и в любом хорошем спортивном событии, болельщики могли зацикливаться на статистике. По всему римскому миру победы, поражения и ничьи гладиаторов нацарапаны на стенах и высечены на надгробиях. Результаты многих матчей никогда не будут известны. Но представьте себе узел в желудке Валерия, который, как сообщает нацарапанное граффито в Помпеях, пережил 25 боев, когда он сражался против Вириотаса, ветерана 150-летнего возраста. 0005

Гладиаторы были не просто развлечением. Литературные отчеты ясно показывают, что храбро сражаясь, а иногда и умирая, гладиаторы укрепляли римские представления о мужественности и добродетели. (За исключением вооруженного сетью ретиария, , чья хитрая тактика и дальние атаки трезубцем сделали его главным злодеем арены.) «Гладиаторы, будь то разоренные люди или варвары, какие раны они терпят!» римский оратор Цицерон писал около 50 г. до н.э. «Когда осужденные сражаются на мечах, не может быть более прочной тренировки для глаз против боли и смерти». ( Как жестокое обезглавливание Цицерона положило начало Римской империи )

Некоторые ученые считают, что эта бронзовая фигура изображает победоносную женщину-гладиатора, держащую вверх изогнутый кинжал. Другие не согласны. «Ни один гладиатор не изображен с таким небольшим количеством защитной одежды», — говорит Кэтлин Коулман из Гарвардского университета.

MUSEUM FÜR KUNST UND GEWERBE HAMBURG, GERMANY

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Слева : Гладиаторы были любимым сюжетом римских художников. Мускулистая статуэтка, найденная во Франции, имеет высоту чуть менее восьми дюймов.

MUSÉE DÉPARTEMENTAL ARLES ANTIQUE, FRANCE

Справа : Доспехи из Помпеи украшены мифологическими персонажами, такими как богиня Минерва.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В НЕАПОЛИ, ИТАЛИЯ

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Слева : Грифон венчает шлем, найденный в Помпеях.

Справа : Причудливые колокольчики, обнаруженные в Геркулануме и предназначенные для отпугивания злых духов, изображают гладиатора, сражающегося с собственным фаллосом, который превратился в дикого зверя.

MUSEO ARCHEOLOGICO NAZIONALE DI NAPOLI, ITALY

Несмотря на то, что многие фанаты обожали их, гладиаторы стояли в самом низу строго иерархического общества Древнего Рима, наряду с проститутками, сутенерами и актерами. По закону гладиаторы считались имуществом, а не людьми. Их могли убить по прихоти того, кто платил за их борьбу. «Это очень важно для понимания того, как римляне могли сидеть на трибунах и наблюдать за происходящим», — говорит классик из Гарвардского университета Кэтлин Коулман.

В первые дни гладиаторских боев, которые, вероятно, устраивались как часть похоронных ритуалов еще в 300 г. до н.э., бойцами, вероятно, были военнопленные или осужденные преступники. Но по мере того, как игры превращались в центральную часть жизни империи в первом веке до нашей эры, они становились более организованными, а ожидания публики росли. Появились десятки школ гладиаторов, чтобы удовлетворить спрос на хорошо обученных бойцов-добровольцев.

Поскольку римских граждан нельзя было казнить без суда, некоторые честолюбивые бойцы отказывались от своего гражданства и становились рабами, что было рискованным способом выплатить долги или избежать бедности. Другие были преступниками, осужденными служить гладиаторами — более легкое наказание, чем казнь, потому что был шанс когда-нибудь выйти на свободу.

Тем не менее, рабство означало нечто иное в Риме, чем столетия спустя на американском Юге. Во-первых, это не имело ничего общего с расой, и некоторые эксперты считают, что гладиаторов редко приковывали цепями или кандалами. И несмотря на свой низкий статус в обществе, успешные бойцы могли зарабатывать большие деньги. Некоторые, возможно, даже подрабатывали телохранителями богатых покровителей. «Не торопитесь, — говорит французский историк Мерил Дюкро, — и когда все закончится, вы сможете взять свои деньги, жену и детей и вернуться к своей жизни».

Надгробия, часто заказанные коллегами-бойцами или оставленными любимыми, позволяют предположить, что многие гладиаторы были семьянинами. «Помпей ретиарий, обладатель девяти корон, родился в Вене, 25 лет», — гласит один из таких памятников, раскопанных во Франции. «Его жена вложила это на свои деньги для своего замечательного супруга».

Подобные мемориалы также свидетельствуют о том, что гладиаторы гордились своей работой. Надгробия часто включали их записи на кольце и изображения оружия и доспехов, инструментов их ремесла. «Это то же самое, что быть пекарем или сапожником — вы говорите, что сделали, и гордитесь этим», — говорит Коулман. «Не похоже, чтобы с ними обращались как с преступниками. Гладиаторы считали себя профессионалами».

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Крис Вернель и Сирил Меот, реконструкторы из Франции, оделись, чтобы изобразить римских гладиаторов.

Карнунтум, Австрия

Профессиональные бойцы нуждались в профессиональной подготовке. Открытие, сделанное несколько лет назад в древнеримском поселении в Австрии, известном как Карнунтум, показывает, откуда они его взяли.

Ветреным днем ​​ранней весной Эдуард Поллхаммер, научный руководитель Карнунтума, ведет меня посреди свежезасеянного фермерского поля на берегу реки Дунай, в 25 милях к востоку от Вены. Тяжелые серые облака начинают плеваться холодным дождем, напоминая мне, как далеко мы находимся от залитых солнцем руин Помпеи и Арля.

Зимой температура здесь опускается ниже нуля, а пшеничные поля покрываются снегом. Но даже здесь, на окраине империи, аппетит римлян к гладиаторским зрелищам был таков, что в Карнунтуме было два амфитеатра: один для тысяч солдат, действовавших на действительной службе, и другой, чтобы развлекать мирных жителей из шумного соседнего города.

Около 200 г. н.э. холмистая местность здесь была домом для одной из крупнейших военных баз на римской границе, объясняет Поллхаммер. Более 7000 солдат, дислоцированных здесь, патрулировали северные пределы империи. Карнунтум настолько велик, что за более чем 150 лет раскопок было обнаружено лишь 15 процентов его площади в четыре квадратных мили.

Двадцать лет назад, обеспокоенные тем, что интенсивная вспашка уничтожит неизведанные части раскопок, археологи обратились к георадару, чтобы попытаться нанести на карту захороненные остатки зданий. Между городскими стенами и земляным фундаментом муниципального амфитеатра исследователи обнаружили очертания целого квартала, построенного для обслуживания болельщиков, включая таверны, сувенирные лавки и даже пекарню, где зрители могли перекусить, прежде чем занять свои места.

В 2010 году археологи сообщили нечто особенное: школа гладиаторов, или ludus, в нескольких минутах ходьбы от полуразрушенных руин амфитеатра Карнунтума. По римским источникам, говорит Поллхаммер, мы знаем, что по всей империи были десятки подобных. Они финансировались императорами и местными сановниками и часто управлялись тренерами, называемыми lanistae, некоторые из которых были бывшими гладиаторами. В центре Рима было как минимум четыре школы гладиаторов, часть тренировочного комплекса гладиаторов в тени Колизея. Но грязь под нашими ногами скрывает первый из когда-либо найденных полных экземпляров.

Не поднимая лопаты, исследователи обнаружили большую комнату с фальшполом, которая могла обогреваться теплым воздухом снизу. Возможно, холодными австрийскими зимами он использовался как тренировочный зал. По краю открытого двора находится Г-образная секция здания с комнатами или клетями. Толстые стены – признак того, что части объекта были двухэтажными. Были даже бани с водопроводными трубами, тазами, горячими и холодными бассейнами. В центре всего этого была круглая тренировочная арена диаметром 62 фута. «Мы думаем, что здесь жили около 70 или 75 гладиаторов», — говорит Поллхаммер. «Здесь целая инфраструктура для больших зрелищ».

Несколько гладиаторов были преступниками или военнопленными, приговоренными к бою, но большинство из них были профессиональными бойцами.

Рим, Италия

Что заставило римлян выделить такие ресурсы для гладиаторов? Что заставляло фанатов возвращаться год за годом на протяжении почти шести столетий? Недавние раскопки в Колизее в Риме дают подсказки. Под полом арены есть огромное пространство, простирающееся примерно на 20 футов ниже уровня земли. Сегодня посетители могут осмотреть часть лабиринта колонн, рухнувших кирпичных лестниц и темных комнат.

Во время крупных реставрационных работ, начавшихся в 2000 году, исследователь Немецкого археологического института Хайнц Бесте провел четыре года, документируя каменную кладку под ареной. Он обнаружил следы хитроумной системы платформ, лифтов, лебедок и пандусов, укомплектованной сотнями сценических техников и дрессировщиков животных. Через десятки люков в полу арены дрессировщики могли выпускать животных прямо на ринг для инсценированной охоты, называемой venationes, , которая обычно служила закуской для гладиаторских боев. Тщательно продуманные раскрашенные декорации поднимались прямо с пола арены, а лифты могли выбрасывать гладиаторов прямо на ринг. «Зрители не знали, что откроется, когда и где», — говорит Бесте.

Система, представленная в более простом масштабе в десятках провинциальных амфитеатров по всей империи, олицетворяла собой привлекательность игр. От охоты на животных до гладиаторских боев — все события были рассчитаны на то, чтобы держать фанатов в напряжении. Приостановка, а не жестокость, была жизненной силой игр.

Даже если смерть больше не является постоянной угрозой, гладиаторское насилие по-прежнему популярно среди любителей спорта: чемпионаты по боям без правил, подобные этому поединку 2021 года между Мэйсоном Джонсом и Майком Дэвисом, смотрят миллионы людей по всему миру.

Фотография Криса Унгера, Zuffa LLC, Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Чтобы обеспечить захватывающее состязание, боевые стили были тщательно сбалансированы. Ловкий, почти голый боец, вооруженный только сетью, трезубцем и маленьким ножом, мог столкнуться лицом к лицу с неуклюжим воином, одетым в 45-фунтовое защитное снаряжение. Редкое появление женщин с мечами, зафиксированное в исторических записях и на каменных рельефах, должно было взволновать римлян, считавших, что женщины должны быть дома.

Опытные гладиаторы сошлись с другими ветеранами, оставив новобранцев сражаться друг с другом. Чем длиннее ваша карьера, тем выше ваши шансы на выживание, поскольку каждый опытный гладиатор представлял собой годы вложений. «На все приемы фехтования, развитие мускулатуры, развитие скорости, силы и выносливости уходят часы и человеко-годы, — говорит Джон Коулстон, археолог из Сент-Эндрюсского университета. «Как и современный футбол, он становится чрезвычайно капиталоемким предприятием».

Аренда гладиаторов заключалась в схеме «сломаешь — купишь». Если боец ​​был убит, преднамеренно или нет, спонсор боя заплатил полную цену владельцу гладиатора. «Эти люди были так ценны, потому что они были так хорошо обучены. Вы не хотите тратить это впустую», — говорит Уэлч из Нью-Йоркского университета. «Из 10 пар будет одна смерть, возможно, две».

Гладиаторы, окруженные валторнистами и ликующими болельщиками, сражаются под рефери с посохом. Вырезанная в первом веке на драгоценном камне размером с ноготь большого пальца сцена изображает зрелище древних игр.

ANTIKENSAMLUNG, STAATLICHE MUSEEN ZU BERLIN

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

По мере того, как амфитеатры множились по всей империи, а политические деятели щедро тратили деньги на зрелища, расходы на гладиаторские бои выходили из-под контроля. Ко второму веку нашей эры необходимость проведения еще более впечатляющих событий сделала игры непомерно дорогими, что поставило под угрозу их существование. Массивная бронзовая табличка, обнаруженная более века назад в руинах Италики, римского города на окраине современной Севильи в Испании, показывает, как римляне пытались вернуть ситуацию под контроль.

Известная как Tabula Gladiatoria, она отмечена указом, изданным в 177 г. н.э., который ограничивал расходы спонсоров на игры. Он даже включает подробную таблицу комиссий. Гладиатор «самого высокого и самого красивого ранга» мог заработать до 15 000 сестерциев, что более чем достаточно для выплаты годового жалованья типичному римскому солдату. До четверти этой суммы доставалось гладиатору и подлежало уплате вперед.

Смерть была редкостью , , но она все еще существовала, будь то на ринге или в результате инфекций после него. Зрители оценили и вознаградили дополнительные расходы, связанные с мертвым гладиатором. Один римский писатель описывает особенно дорогое представление, устроенное молодым дворянином, недавно унаследовавшим состояние. Ошеломляющие 400 000 сестерциев купили ему «лучшую сталь, не убегающую, с бойней, сделанной посередине, чтобы весь амфитеатр мог видеть».

Легко отмахнуться от таких настроений как от далекого прошлого, а римлян как от нас принципиально отличных. В конце концов, это была цивилизация, которая построила одну из крупнейших империй, которые когда-либо знал мир, используя безжалостную военную силу для подчинения всех своих соседей.

Но это было бы слишком легко сорваться с крючка. Когда дело касается вкуса к жестоким зрелищам, мы ближе к римлянам, чем нам хотелось бы себе представить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top