Бог Анубис (Древний Египет) – Русская историческая библиотека
Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.
(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)
Бог Анубис. Слушать аудиокнигу с картинками
Имя
«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).
Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.
Бог Анубис
Автор изображения
Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».
Читайте также статьи Боги Древнего Египта – список и описание и Религия древнего Египта
История культа
В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.
Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.
В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.
Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:
…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…
Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».
В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.
Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.
Религиозные функции
Защитник могил
Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.
На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.
Бальзамировщик
Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.
В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.
Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)
Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.
Поводырь душ
К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.
Взвешивание сердца
Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.
Образ в искусстве
Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме – обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.
Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).
Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.
В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.
Самая оберегаемая тайна Египта. Космическая хроника Анубиса
Постамент, в виде арки практически кубический формы, относился к тем конструкциям, о которых можно было с уверенностью говорить, что они не имеют ничего общего с исторической эпохой.
Хроника потерянной эпохи
Цвет самой конструкции был глубокого шоколадного оттенка, датский археолог Карл Езинг, который к своим 37 годам видел большое количество древних артефактов, никогда не наблюдал настолько глубокого и красивого шоколадного цвета с лиловым отливом на каких-либо предметах. Материал, из которого была изготовлена арка-постамент, был больше всего похож на качественный фарфор. На нём невозможно было, что-либо нацарапать, даже острым стальным шилом.
Огромные храмы древнего Египта
Но не это было самое удивительное, всю поверхность от самого пола до верха со всех четырех сторон покрывали выпуклые значки неизвестного алфавита с миниатюрными рисунками, которые были настолько изящными, что некоторые детали, можно было рассмотреть, лишь при помощи увеличительного стекла. Больше всего это походило на некую запечатленную хронику событий. Сложно было оценивать объем написанного, но предварительно на арке было несколько тысяч миниатюрных рисунков и сотни тысяч непонятных значков.
Наиболее удобно было рассматривать изображения, находящиеся на уровне глаз. Миниатюры представляет собой выпуклые изображения неизвестных существ, незнакомых зверей, людей, как в традиционной египетской одежде, так и в каких-то непонятных одеяниях. Много было рисунков, каких- то механизмов и конструкций. Было изображение, напоминающее немецкие реактивные самолеты, появившиеся в конце войны, их фотографии ученый видел в журнале. Непонятная лодка с прозрачным куполом, под которым сидели люди и другие необычные сюжеты.
Посланец звезд Анубис
Тщательно прорисованный бог Анубис, который делал нечто похожее на операцию на черепе лежащего перед ним человека. Причем Езинг явственно видел на рисунке и операционный стол и светильники, которые освещали тело оперируемого. Это было так необычно, что он решил дотронуться до рисунка и на удивление тот начал светиться золотистым светом некоторое время.
Гигантский пульт управления в торжественном зале Амсета
Ученый начал экспериментировать и начал нажимать на разные рисунки и надписи. Вскоре открыл закономерность: изображение или группа знаков светились около минуты, а потом гасли. Одновременно могло светиться лишь одно изображение. Если археолог нажимал одновременно два, то ничего вообще не загоралось.
Для того чтобы изображение светилось, требовалось слегка прикоснуться к нужному фрагменту поверхности. При более сильном нажатии свечения не происходило. Но никаких результатов от нажимания на символы и рисунки не возникало. Непонятно по какой причине датскому ученому пришло ощущение, что он находится за клавиатурой какого-то циклопического телетайпа, чтобы правильно обслуживать который нужно быть существом, напоминающим гигантского осьминога с десятками подвижных конечностей.
Анубис был главным ужасом древних цивилизаций
Но непонятный эффект от нажатий кнопок все же произошел. Внутри арки, которую целиком заполняла стеклянная масса сиреневого цвета, напоминающая дорогой цветной хрусталь от французского дизайнера Рене Лалик, в самом центре, ярко обозначился продолговатый предмет из желтого металла.
Настоящее копье небес
Он напоминал легкое пехотное копьё, вместо острия на нем был пирамидальный кристалл, который, несмотря на сиреневую хрустальную толщу, светился ярко-рубиновым ослепительным цветом. Создавалось впечатление, что золотое копье не впаяно в хрустальный монолит, а висит на каких-то невидимых креплениях. Удивительный предмет было очень хорошо видно, несмотря фиолетовую кристаллическую массу.
Необычные обряды и множество различных культов присуще Древнему Египту
Основание было отлито из металла золотого цвета. Оно было обильно украшено квадратными кристаллами желтого, черного, красного и зеленого цветов. Таких кристаллов было несколько десятков. Копьем эту вещь можно было назвать при определенной фантазии. Больше всего это напоминала жезл правителя или некий религиозный атрибут, вроде знака отличия высшего церковного иерарха. Рубиновый пирамидальный кристалл был обтянут тончайшей сеточкой из тонкой проволоки, изготовленной из материала похожего на красное золото высшей пробы.
Датчанин сразу вспомнил одну из арабских сказок, про визиря Джелалдина, которому в руки попал камень могущества, формой, как правильная пирамида с золотой сетью чудесной тонкой работы. С помощью этого чудесного артефакта герой сказки смог добыть воду в пустыне для умирающего от жажды города и проложить новое русло реки срезав чудодейственным лучом огромные скалы, которые мешали течь полноводной реке.
Но в конце сказки артефакт могущества у него отобрал посланец некоего великого султана, которому это камень и принадлежал. Поначалу посланец хотел уничтожить Джелалдина с помощью большой птицы со смертельным лучом, но потом узнав, что визирь использовал камень могущества только во благо людей, оставил того в живых. И даже подарил, для приданного дочери, семь желтых звездных алмазов.
Открывая историю древней цивилизации ученые открывают бездну
Первая версия этой сказки была записана еще в V веке и уже с XIX века не давала покоя исследователям изначальной цивилизации. Она существенно отличалась от типичных сказок той поры, и формой повествования и описание деталей. Создавалось впечатление, что данная сказка была специально вставлена в арабскую рукопись, с целью изложить реальную удивительную историю, придав ей форму сказки. Если перед Езингом находился настоящий полумифический артефакт, то он мог бы стать самым известным и популярным археологом в мире
От перспективы удивительного исторического открытия, и последующие за этим научным признанием и улучшением финансового положения у молодого археолога значительно прибавилось сил. Позже, в своем удивительно отчете, часть которого было случайно обнаружено в архиве католической миссии в Судане в 2009 году, Езинг писал, что никогда в жизни он не был так счастлив, как стоя у подножия статуи таинственного бога в самом сердце подземных дорог Амсета, в нынешнем тысячелетии считавшихся забытыми и выдуманными. Оставалось только решить, как достать артефакт и как выбраться из очень странного сооружения.
Читайте также
- Самая оберегаемая тайна Египта. Аэродинамическая труба фараонов
- Самая оберегаемая тайна Египта. Звездный путь фараонов
- Самая оберегаемая тайна Египта. Черная корона изначальной цивилизации
- Самая оберегаемая тайна Египта. Черная корона и другие артефакты
- Самая оберегаемая тайна Египта. Крылатая гвардия первого звездного фараона
Смотрите также
- Аренда транспорта
- Туры в Турцию
- Горящие туры в Турцию
43+ Бесплатные стоковые фото Анубиса
Безопасный поиск Включают: РФ-ЛЛ Всеобщее достояние
Анубис
Анубис Лорд Египет Мифология Дизайн персонажа
Статуя египетского бога Анубиса
Бабуин чувствует себя хорошо
Бабуин
Древнеегипетский бог – Анубис
Бабуин мать и младенец
Младенец бабуина
Аллея Сфинкса
Статуя шакала
Картина египетского бога Анубиса в Долине царей в Луксоре, Египет
Анубис и Гор
Бабуин
Статуэтка Анубиса
Карнакский храм
Скульптура Анубиса древнего египетского искусства
Бабуин
Красный Анубис с геометрическим орнаментом
Египетская человеческая статуя
Статуя Рамзеса
Анубис
Классическая силовая броня Анубис
Египетская статуя
Лунная линия Анубиса
Статуя египетского бога Анубиса
Статуя шакала
Статуя Рамзеса
Анубис
Статуя египетского бога Анубиса
Друзья
Ритуал Анубиса на геометрии
Египетская человеческая статуя
Древнеегипетские боги Ра, Гор, Анубис из египетской мифологии Религия
Анубис
Серебряный спинной шакал Восход солнца
Оливковый бабуин
Анубис
Древнеегипетская фреска, Суд Анубиса
Египетская человеческая статуя
Древняя статуя фараона и колонна
Древняя статуя фараона и колонна
Статуя Анубиса
Мыс Баффало
Статуя шакала
Храм Хабу, Луксор
Анубис.
Статуэтка собаки, изолированная на белом
Анубис – Синий дым
Статуя Анубиса
Золотой Анубис
Статуя египетского бога Анубиса
Анубис и браслет сглаза
Статуя египетского бога Анубиса
Статуэтка бога Египта Анубиса
Анубис – вид сзади
Крупный план оливкового бабуина
Египетская человеческая статуя
Молодой бабуин
Загрузить изображения
Анубис, бог бальзамирования, проводник и друг мертвых
Анубис (Инпью, Йинепу, Анпу) был древнеегипетским богом подземного мира, который руководил и защищал духов мертвых. Он был известен как «Владыка Священной Земли» — некрополя — и Хенти Аментиу, «Величайший из жителей Запада» — считалось, что Земля Мертвых находится на западе, где египтяне хоронили своих мертвецов. (Хенти Аментиу было именем прежнего собачьего божества, которое было вытеснено Анубисом.) Поклонение Анубису было древним — оно, вероятно, было даже старше, чем поклонение Осирису. В пирамидных текстах Унаса его роль уже была предельно ясна — он ассоциировался с Оком Гора и уже считался проводником умерших в загробном мире, указывающим им путь к Осирису. В тексте было написано, что «Унас стоит с Духами, иди вперед, Анубис, в Аменти, вперед, вперед к Осирису».
Его обычно изображали в виде человека с головой черного шакала или в виде черного шакала. Египтяне заметили бы шакалов, бродящих по кладбищам, и так в их сознании сформировалась связь между животным и мертвым. (Флиндерс Петри заметил, что лучшими проводниками к египетским гробницам являются следы шакала.) Анубис был окрашен в черный цвет, чтобы еще больше связать его с умершим – тело, которое было забальзамировано, стало черным как смоль. Черный также был цветом плодородия и, таким образом, был связан со смертью и возрождением в загробной жизни. Анубис также считался божеством бальзамирования, а также богом мертвых. Для египтян Анубис был защитником бальзамирования и хранителем как мумии, так и некрополя.
Анубиса часто называли словом саб, «шакал», а не «собака» (ивив). Хотя для египтян не было большой разницы между двумя псовыми, поэтому существует некоторая путаница в отношении того, каким животным на самом деле был Анубис. Это животное иногда называют «животным Анубисом», поскольку неизвестно, на каком именно виде собак был основан Анубис.
Когда поклонение Осирису пришло к власти, Осирис взял на себя многие обязанности Анубиса в качестве смотрителя и защитника мертвых. Когда это произошло, Анубис стал «Тот, Кто стоит перед Божественной будкой», богом бальзамирования, руководившим погребальными ритуалами. Погребальные священники носили маску бога-шакала во время процесса мумификации, символически становясь богом для ритуалов.
Предварительные этапы мумификации включали в себя вскрытие – нарушение – тела, действие, которое было позволено выполнить только самому Анубису. Священник, взявший на себя эту роль, назывался «Надзиратель таинств» (хэри сешта). Считалось, что он волшебным образом сам станет погребальным богом и, таким образом, сможет законно вскрыть труп для процесса мумификации.
Иногда его называют сыном Нефтиды и Сета или Нефтиды и Осириса. С одной стороны, считалось, что Исида вырастила его, как Сет мог убить незаконнорожденного сына своей жены, и поэтому он вырос другом и последователем Осириса. Считалось, что у него есть дочь, известная как Кебечет (Кабечет, Кебехут), которую изображали в виде змеи или страуса, несущего воду. Она была богиней свежести и очищения водой, которая омывала внутренности умерших и приносила священную воду Анубису для выполнения его задач. Считалось, что она давала воду духам умерших, пока они ждали завершения процесса мумификации. Вероятно, она была связана с мумификацией, когда она защищала тело от порчи, чтобы оно оставалось свежим для реанимации ка умершего.
Считалось, что Анубис изобрел процесс мумификации. Анубис помог Исиде снова вернуть к жизни ее мужа после того, как Сет убил его. Он забальзамировал тело бога, завернул его в льняные ткани, сотканные богинями-близнецами, Исидой и Нефтидой, убедившись, что тело никогда не разложится и не сгниет.
Пробуждение мертвых также считалось функцией Анубиса. Он появлялся у мумии и пробуждал душу. Мумия была извлечена из саркофага, когда она прибыла к двери гробницы, и поставлена вертикально к стене священником в маске Анубиса, который, как считается, стал самим богом. Затем была проведена церемония «открывания рта». Он состоял из ряда ритуалов, которые превращали мумию (или статую умершего) в обитаемый сосуд для ка умершего. Церемонии включали очищение, осязание и помазание мумии, а также заклинания. К мумии прикасались ритуальными предметами на различных частях тела, чтобы восстановить чувства — тогда дух мог видеть, слышать, говорить и есть как живое существо. Некоторые инструменты для этого ритуала были найдены в додинастических амратских могилах, поэтому вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из ритуалов, связанных с «Открытием рта», произошли с того раннего времени.
После того, как умершего поместили в гробницу и запечатали, считалось, что Анубис приведет умершего в загробную жизнь вместе с другим богом, Вепваветом (Упуаутом). Они очень похожи, хотя Вепвавет был еще одним древним шакалом или богом-волком, появившимся на палитре Нармера. Он был не просто богом мертвых, а богом-воином, открывшим путь к победе фараону. «Открыватель Путей» помог Анубису провести мертвых в Залы Маати. Именно здесь Анубис, как «Тот, кто считает сердца», наблюдал за взвешиванием сердца и судом над усопшим. Здесь его обязанностью было следить за тем, чтобы коромысло весов стояло на своем месте и чтобы взвешивание производилось правильно. Затем он выносил приговор умершему, и Тот записывал приговор. Невинных Анубис защитит от пасти Аммут, а виновных отдаст ей на верную смерть.
Согласно Е.А. Уоллис Бадж в «Богах египтян» Анубис разделил обязанность вести мертвых через загробную жизнь с другим богом с головой шакала… «Открывателем путей»). Эти два бога оба «открыли пути», хотя Анубис открыл дороги на север, а Вапвавет — на юг. Далее Бадж говорит, что Анубис был олицетворением летнего солнцестояния, а Вапвавет — зимнего солнцестояния.
Странный фетиш, известный как имиут-фетиш, был связан с Анубисом. Это была безголовая набитая шкура (обычно большой кошки), привязанная хвостом к шесту, который был посажен в горшок. Известные как «Сын хесат-коровы» (корова, которая произвела на свет быка Мневиса, была связана с богиней коров Хесат), еще одним титулом Анубиса, они являются свидетельством этого фетиша еще во времена 1-й династии. Они были связаны с погребальным культом, изображенным в часовне Анубиса в заупокойном храме Хатшепсут, и настоящими золотыми фетишами, оставленными в гробнице Тутанхамона. Эти эмблемы Анубиса были помещены в западных концах коридоров, по одной с каждой стороны самого дальнего святилища в гробнице Тутанхамона. Горшки были сделаны из египетского «алебастра», а шесты представляли собой стебель и бутон водяной лилии (лотоса), в то время как к кончику хвоста кожи был прикреплен цветок папируса, а сам шест и фетиш были позолочены.
Были обнаружены и другие фетиши, сделанные из настоящей кожи животных, завернутой в бинты. В ранние времена существовал бог Имиут, известный как «Тот, кто в Своем одеянии», который стал формой Анубиса. Фетиш, вероятно, был связан с обертыванием мумии, хотя, похоже, он также был связан с королевским юбилейным фестивалем.Анубис, Обитатель Комнаты Мумии, Правитель Божественного Дома … говорит: – Почтение тебе, счастливый, господин! Ты видишь Утчат. Птах-Секер связал тебя. Анубис возвысил тебя. Шу возвысил тебя, о Красивое Лицо, правитель вечности. У тебя есть глаз, о писец Небсени, владыка верности, и он прекрасен. Твой правый глаз подобен ладье Сектет, твой левый глаз подобен ладье Атет. Твои брови прекрасны в присутствии Общества Богов. Твое чело находится под защитой Анубиса, а голова и лицо твое, о прекрасная, пред святым Ястребом. Твои пальцы укреплены искусством твоего писца в присутствии Владыки Хемену, Тота, который даровал тебе знание речи священных книг. Твоя борода прекрасна в глазах Птах-Секера, и ты, о писец Небсени, ты, владыка верности, прекрасен перед Великой Компанией Богов. Взирает на тебя Великий Бог и ведет тебя по пути счастья. Тебе дарована погребальная трапеза, и он низвергает ради тебя твоих врагов, повергая их под твои ноги в присутствии Великого Собрания Богов, обитающих в Доме Великого Старца, что в Ану.
— Речь Анубиса из папируса Ню и папируса Небсени
К востоку от Анх-Тави (Саккара) находилось место, известное как Анубион, один из центров культа Анубиса. Здесь происходили захоронения мумифицированных собак и шакалов. Хотя ему поклонялись во всем Египте, у него были и другие культовые центры в Абте, 12-м номе, Завти (Асьют) и городе Хардай (Кинополис) в 17-м номе, где на собачьих кладбищах было захоронено огромное количество собачьих мумий.
Как защитник некрополя, Анубис был известен как «Тот, кто на горе». Египтяне верили, что бог будет следить за гробницами и могилами с высокой точки в пустыне, готовый броситься вниз, чтобы защитить умершего от осквернения. Изображения Анубиса в виде сидящего шакала над девятью заключенными были отпечатаны на многих печатях гробниц в Долине Царей.