Когда на Руси появились первые татуировки
Кириллица
Сегодня в России татуировки не менее популярны и распространены, чем в западных странах. Ограничений для татуированных людей с каждым днем все меньше и меньше. Рисунки на теле сегодня почти стали нормой. Но все же они воспринимаются как нечто новомодное, молодежное. Однако на самом деле татуировки в России — вещь очень древняя.
© КириллицаСибирские традиции
Видео дня
Многие ошибочно считают, что мода на татуировки распространилась по свету благодаря народам Океании, у которых манеру украшать тела рисунками позаимствовали английские моряки в XIX веке. Но еще Дарвин писал, что через татуировки прошел каждый народ. Так это или не так, наверное, точно выяснить не удастся никогда. Но то, что татуировки были известны в Европе и Азии по крайней мере в письменной древности, задолго до британских матросов — неоспоримый факт. Например, первые самые древние татуированные тела относятся к 4 тысячелетию до н. э. и были обнаружены в египетских гробницах.
Однако многие ученые полагают, что практика нанесения на тело татуировок существовала гораздо раньше. Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату мог наносить себе еще homo erectus 2 млн лет назад. Однако Раш и сам признает, что это всего лишь гипотеза, которая исходит из допущения о том, что татуировка и скарификация (нанесение на себя шрамов-украшений) появились вместе с первыми зачатками примитивной культуры и религии. Но то, что татуировки практиковались многими народами еще в каменном веке — общепризнанный факт.
Поэтому есть все основания полагать, что очень многие народы, которые в древности жили на территории России, практиковали тату. Сложно найти прямые этому доказательства, так как татуированные тела сохраняются в исключительных случаях. Но все же иногда их обнаруживают. Например, татуировками покрыто тело наделавшей много шума алтайской мумии, прозванной в СМИ «алтайской принцессой Укок». Она была похоронена в V-III веках до н. э.
Но Алтай — далеко не единственное место, где фиксируется древняя традиция тату. На сегодняшний день хорошо изучены ритуалы нанесения рисунков на тело у чукчей, коряков, тунгусов, а также айнов, которые раньше населяли территории современных Камчатки и Хабаровского края. Установить древность традиции тату у чукчей невозможно, так как они почти никогда не контактировали с письменными народами до прихода русских. Но уже в XVIII веке богатая традиция разнообразных защитных татуировок в этом народе считалась очень старой, и медленно теряла популярность. А возраст культуры специфических татуировок айнов — прежде всего, «губы Джокера» у женщин, некоторые культурологи оценивают в 10 тысяч лет. Косвенно это подтверждают находки айнских идолов эпохи неолита, у которых есть этот джокеровский татуаж губ. По мнению культуролога С.Ч. Лима, именно айны, как носители самой древней традиции, очень давно распространили ритуал татуирования среди коряков, тунгусов, и других народов российского Дальнего Востока.
Тату у русичей
Многие исследователи полагают, что татуировки почти всегда сопутствуют языческой вере. Древнегреческие авторы писали о нательных рисунках у германцев и галлов, однако, справедливости ради стоит отметить, что это могли быть и просто временные изображения, а не постоянные татуировки. Языческие идолы народов Европы — германцев, фракийцев, славян, зачастую покрыты вырезанными узорами, очень напоминающими татуировки. Так что мы имеем все основания предполагать, что язычники, которые жили на территории России — балтийские, славянские, финно-угорские племена, могли украшать свои тела тату.
Единственное, но очень яркое описание татуированных русов, которые имеют одинаковые шансы быть викингами и славянами, мы встречаем у арабского путешественника Фадлана в его «Книге о путешествии на Волгу» начала X века: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам 676 и расположились у реки Атыл . Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного».
Осуждение татуировок как языческой практики мы встречаем в библейской книге Левита. Средневековые христианские, исламские и иудейские богословы осуждают нанесение долговечных рисунков на тело как языческую практику. Так, например, Ефим Сирин — великий христианский богослов IV века, писал в своем толковании Библии так: «повелевает и постановляет законом, на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих». Поэтому, если даже в Древней Руси религиозные татуировки у язычников были распространены, нет ничего удивительного в том, что после крещения они исчезли.
Тату в России Нового времени
Но современная тату-традиция появилась гораздо позже, в петровское время, и здесь все было куда более прозаично. Культурологи К. З. Трапаидзе и В. Б. Малинин полагают, что татуировки в России изначально появились в тюремной среде, и их прообразом были петровские каленые метки, которыми помечали преступников. В XVIII веке в рану начали втирать пигмент — порох или охру, и рана превращалась в грубую татуировку. В XIX веке такая метка превратилась из клейма, которое на преступнике ставят органы охраны порядка, в способ сословной идентификации.
Каторжники набивали себе наколки самостоятельно. По мнению Малинина и Трапаидзе, В конце XIX в. воровские наколки были распространены среди каторжников Сахалина, криминального мира Санкт-Петербурга и Москвы. Татуировка имела скрытый смысл и указывала на принадлежность к определенной преступной группе или воровской «профессии». Это помогало ее обладателю быстрее установить контакт с «коллегой» по «масти». Наколка стала для уголовника своего рода документом, который невозможно было украсть или потерять. По татуировкам можно было узнать криминальное прошлое ее обладателя, число судимостей, отбытый срок, воровскую «масть», склонности, характер, сексуальную ориентацию, ранг в уголовной иерархии.
Другое
История о тату. Откуда произошло и как появилось искусство татуировки.
Skip to contentистория о тату@dmin_evo2017-06-27T18:31:46+04:00
История о тату, её зарождении, применении значения в быту у разных культур общества. Формировании стиля, направлений и разные способы её нанесения.
Предположительно, когда человек первый раз нанес на свою кожу сказать сложно. Но приблизительно известно, что исторически культура татуировки существует около 60000 лет. Самые древние тату найдены на мумиях и останках людей при раскопках египетских пирамид. Эта находке около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако тату появилась намного раньше, при первобытном общинном строе. Она была не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность её обладателя и наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычая татуироваться тоже размыты. По одной теории – это логический прогресс от естественных повреждений кожи случайно полученных людьми каменного века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые формы – узоры, становились шрамами, отличали их носителя от соплеменников как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединяясь в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметены имея специфичное значение и принадлежность той или иной общественной группы. Все это происходило в конце ледникового периода. Корни татуировки были глубоки, её географическое распространение было внушительным.
У светлокожих народов всего мира практиковалась татуировка, а у темнокожих заменялась рубцеванием. Татуировки наносили все – разные племена Европы и Азии, Индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Практически все стороны этих людей связаны с тату – от рождения до смерти и конечно нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Лицо всегда украшалось татуировками в первую очередь у жителей Племени Маори из Новой Зеландии. Они наносили на лица маскообразные тату – Моко. Это удивительные хитросплетения линий и форм в узорах, служили им как доказательством доблести и боевым раскрасом, а также показывала статус в обществе ихнего племени. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Воина Моко, он удостаивался высшей почести – его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы тату Моко так индивидуальны, что использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая свою купчую, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.
Женщины японских аборигенов Айну, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро, детей рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка также связана с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переход в царство мертвых. К примеру племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю Апо-Кезио все приобретает новые, другие качества, противоположные земным: где сладкое становится горьким., темное – светлым и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные Диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменив себя при жизни, после смерти тату становились светлыми и сияющимим, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только дикарями.В 18-19 веках, британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от тяжких телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов татуировка с цитатами из Корана. Считалась талисманом. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус её обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В Японской провинции Чикудзен периода Эдо(1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление, разбойнику наносили горизонтальную линию через лоб, за второе – дугообразную, за третье – еще одну. В итоге получалась композиция в вид иероглифа ИНУ, что обозначало – собака.
В древнем Китае одним из пяти классических наказаний, тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое… А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.» Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там красивыми татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово tattoo, но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря». К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… .
Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов», использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату — репертуара морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О’ Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления.
Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории (история о тату культуре), который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа…
Назад
На главную
Page load link Go to TopОткуда взялись татуировки? – AuthorityTattoo
- Написано Дэном Хантером 8 декабря 2019 г.
Последнее обновление: 27 ноября 2020 г. Человечество занимается этим тысячи лет. Всегда ли дизайн был одинаковым, или он был более племенным?Похоже, что нет единого источника происхождения татуировок. Прочные связи прослеживаются до тысячелетий до нашей эры, а также благодаря открытию ледяного человека Отци. Кроме того, культурные традиции считаются причиной того, что татуировки оставались на протяжении всей эволюции.
Когда были сделаны первые татуировки?
Считается, что само слово «татуировка» происходит от самоанского слова «татау». Перманентный боди-арт, с другой стороны, — это практика, которая существовала на протяжении всей истории, с древних времен и задолго до этого. Исследователи обнаружили самые первые образцы перманентного боди-арта, датируемые периодом между 3370 и 3100 годами до нашей эры.
Помните открытие Ледяного Человека Отзи? Это естественно мумифицированное тело было найдено в Отцальских Альпах, и его останки являются самыми древними из когда-либо найденных в Европе. На его теле было поразительное количество татуировок — всего 61. Большинство из них были на его ногах, и считается, что следы были нанесены сажей или пеплом.
Эци Человек-ледянойПочему впервые были сделаны татуировки?
Существует множество теорий относительно того, почему эти древние люди наносили татуировки на свои тела. В настоящее время мы выбираем татуировки, чтобы заявить о себе. Это может быть заявление о вечной любви к другому человеку или о том, что мы очень по кому-то скучаем. Это также форма творческой свободы, самовыражения и, возможно, даже бунта.
Древние культуры и расы делали это по тем же причинам?
Египет
В Египте были обнаружены татуированные мумии, датируемые 2000 г. до н.э. Некоторые считают, что татуировки были чисто декоративными, а другие думают, что они могли быть сделаны по медицинским показаниям.
В Древнем Египте татуировки обычно носили только женщины. Это действительно изменилось в меройский период, между 300 г. до н.э. и 400 г. н.э. В это время у мужчин также были татуировки.
Самоа
В Самоа татуировка является традицией, используемой для обозначения ранга и титула. Первые сообщения об этой практике появились, когда европейцы впервые ступили на землю Самоа в 1787 году. Они являются фундаментальной частью культуры Самоа, а мастерство татуировки передается от отца к сыну.
Татуировки на Самоа мучительно болезненны, так как их наносят вручную с помощью инструментов, сделанных из зубов кабана и панциря черепахи. Их выполнение может занять несколько недель и часто является частью церемонии посвящения.
Древний Рим и Греция
Есть свидетельства наличия татуировок в Древней Греции еще в 5 веке. Те, кто делал татуировку в это время, как правило, были изгоями общества — рабами, преступниками и военнопленными.
В Древнем Риме солдаты и производители оружия часто имели татуировки. Рабы тоже получали татуировки. Этот знак давал людям знать, что они заплатили налоги.
Как развивалась практика нанесения татуировок
Инструменты и чернила, используемые для создания татуировок, с годами изменились. В современном западном мире тату-мастера используют тату-пистолеты. До этого инструменты изготавливались из самых разных материалов, например, из бронзы или кости, а чернила часто делали из сажи или пепла, смешанного с маслом.
Первый современный татуировочный пистолет был запатентован в 1891 году. Его конструкция во многом схожа с электрической ручкой. С тех пор процесс татуировки был механизирован — с тех пор его популярность постепенно росла.
Чернила, используемые в оружии, получены из минеральных или геологических источников. Например, оксид железа использовался для изготовления черных чернил. Для изготовления красных чернил использовали киноварь. Различные соединения кадмия использовались для получения желтого, красного и оранжевого цветов.
Перенесемся на несколько лет вперед, и чернила для тату теперь изготавливаются с использованием самых разных ингредиентов. Это могут быть различные металлы, пластмассы, спирт, вода и глицерин.
В татуировке нет ничего нового
Сделайте татуировку сегодня, и вы не сделаете ничего нового или революционного. Происхождение татуировок уходит вглубь тысячелетий. Тем не менее, это по-прежнему круто, а современные методы позволяют носить потрясающее произведение искусства на теле долгие годы.
Статьи по теме татуировки
Краткий обзор – журнал Retrospect
Автор: Этта Коулман Нанесение чернил на плоть – это действие, которое практикуется на протяжении тысячелетий в сообществах по всему миру. Чарльз Дарвин выдвинул гипотезу о том, что в мире нет страны, в которой не практикуется татуировка в той или иной форме. Значение, цель и стиль татуировки сильно различались на протяжении всей истории, как и сегодня. Возникает множество вопросов относительно происхождения этой практики и ее использования в древних обществах.Вероятно, татуировки появились случайно. В различных медицинских практиках, зарегистрированных в отдаленных районах мира, обсуждается практика втирания различных веществ (таких как древесный сок, травы и даже земля) в открытые раны, чтобы залечить их, предотвратить дальнейшее кровотечение или затемнить возможный шрам. После того, как практика нанесения пигментов под кожу стала более распространенной, чернила стали делать из комбинаций сажи, масел и других пигментов.
Татуировка была широко распространена в древнем мире. Например, скифские группы использовали эту практику, примером которой является другой набор мумий, законсервированных во льду – одна молодого мужчины, а другая – пожилой женщины. У обоих были татуировки на верхней части тела с изображением животных и мифических сцен. По Геродоту, это был знак высокого статуса у скифов. Группы в древней Британии также наносили татуировки в качестве маркера статуса, включая изображения животных и зверей среди их украшений. Это привело к названию « Picti ’, переданный римлянами некоторым северным племенам.
Татуировки также присутствуют на мумифицированной коже многих древних египтян и встречаются почти исключительно у женщин периода Среднего Царства (2160-1994 гг. до н.э.). Черные чернила, по-видимому, были стандартом, а узоры принимали форму скоплений точек и других абстрактных узоров, сосредоточенных вокруг живота, бедер и груди. Из-за такого использования пространства предполагается, что нанесение татуировок в Древнем Египте было связано с родами и беременностью и, возможно, имело форму оберегов, чтобы женщина была здорова и в безопасности. Известно, что инуиты использовали желтый пигмент наряду с темно-черным; В нубийских татуировках использовались синие чернила; и ливийские татуировки, как правило, были черными, но использовали особый геометрический стиль, в отличие от абстрактных точек и линий Египта и Нубии.
В некоторых культурах коренных народов Южной Америки на мумифицированных останках были обнаружены татуировки, повторяющие геометрические узоры животных, присутствующие на глиняной посуде и тканях. Эти татуировки также могут иметь ассоциации с деторождением и плодородием, поскольку они часто сосредоточены вокруг таза и туловища. В этих группах также есть примеры татуировок на лице.
Массовое татуирование было и остается практикуемым среди многих культур коренных народов Северной Америки. Эти метки, как правило, не ограничиваются какой-либо частью тела, но, тем не менее, преднамеренно размещаются на таких участках, как лицо, руки и кисти. Каждое племя имеет определенные проекты, которые важны, значимы и священны для них. Невозможно подробно описать все эти татуировки и отдать должное их значению здесь (для дальнейшего чтения ресурсы были помещены в конце этой статьи).
Подобно языку, культурным обычаям и архитектуре, татуировка распространилась по миру в результате миграции людей из одной оседлой группы в другую или кочевых групп. Предполагается, что цыгане были искусными татуировщиками, которые принесли это искусство с Ближнего и Среднего Востока в северную и восточную Европу. Упомянутые выше скифы, возможно, также были ответственны за распространение татуировки в Восточной Европе в начале христианского периода. Когда европейские моряки достигли Карибского моря, они, по-видимому, стремились собирать татуировки коренных народов, чьи древние рисунки и практики затем были популяризированы по всей Западной Европе.
Несмотря на то, что многие примеры древних татуировок воспринимаются сегодня положительно, а иногда даже считаются лечебными, многие из них не предназначались для такого отношения. Мумии, обнаруженные в 1200 г. до н. э. в Китае, имели татуировки, некоторые из них обширные. Однако письменные источники того периода объясняют, что татуировки наносили только преступникам, а постоянные следы были способом отличить тех, кто совершил преступление, от тех, кто его не совершал. Классические греки и римляне также использовали татуировку как форму наказания, чтобы обозначить человека с более низким статусом или отметить порабощенных людей с целью предотвращения их реинтеграции в общество, если они смогли сбежать. Слово «стигма», которое сегодня используется для обозначения социальной изоляции или отвращения, на самом деле является латинским словом, обозначающим отметку или прокол, нанесенный заостренным предметом, также известный как татуировка. Эта лингвистическая связь между социальной изоляцией и словом «татуировка» иллюстрирует обращение с теми, кто отмечен татуировками в классический период и позже. Такое поведение положило начало социальной стигматизации татуировок, которая до сих пор пронизывает современное общество, хотя можно сказать, что в последние годы это мнение значительно изменилось.
Сегодня татуировка продолжает оставаться глубоко личной, культурной, а иногда и табуированной практикой для многих людей по всему миру. Многие общины практикуют татуировку так же, как и тысячи лет, продолжая культурную традицию. Другие превратили эту практику во что-то, что было бы неузнаваемо их предками, но что является свидетельством современного искусства. Будь то традиционные, инновационные или сочетание того и другого, татуировки и их история сложны и интригуют, универсальны и уникальны.