Блог – Томский областной краеведческий музей
Будда-младенец
Жизнь индийского царевича Сиддхарты Гаутамы из рода Шакья окутана множеством легенд. Согласно одной из них, едва Сиддхарта появился на свет, он тут же встал на ноги и сделал свои первые семь шагов, а потом показал одной рукой на землю, а другой на небо. Это означало, что буддизм распространится и на земле, и на небесах — во всех мирах, где есть живые существа.
Скульптура «Будда-младенец» попала к нам из Китая, и потому одет младенец именно как китайский ребенок, в передник. Передники для детей обычно шились из ткани красного цвета, который, по представлениям китайцев, защищал от всяких напастей и привлекал будущее богатство. Даже у металлических скульптур пальцы — весьма уязвимое место, они легко ломаются и теряются, пострадали пальцы и у музейного изображения Будды. Кстати, стоит он на стилизованном многолепестковом цветке лотоса. Многие буддийские божества восседают на таких двойных лотосовых тронах из лепестков и листиков цветочной чашечки.
1. Будда-младенец. Сиддхартха Гаутама. Китай. ХVIII в. Медный сплав. ТОКМ 3114/2.
Будда в медитации
Этот образ самый популярный и связан с моментом, когда Шакьямуни, наконец, стал Буддой, «пробужденным», то есть, отказался от всех желаний, которые приносили ему страдания, и вышел из круга перерождений. Буддисты вслед за индусами считали, что люди постоянно перерождаются в мире страданий, и в зависимости от их деяний они могут родиться людьми, животными, демонами или даже богами, но в любом перерождении они обречены на страдания и неудовлетворенность желаний.
В скульптуре или на иконах-танка Будда Шакьямуни касается правой рукой земли. Это не случайный жест. По легенде, перед самым Просветлением к нему явился демон Мара и начал искушать и пугать разными способами.
А последним испытанием стал вопрос «Кто докажет, что ты стал Буддой?» И Шакьямуни молча коснулся почвы, мол, земля мне свидетель. После этого демон оставил его.В другой руке Будда держит чашу для сбора подаяний. Она символизирует так называемый Срединный путь — буддисты не истязают себя суровой аскезой, но искать богатства, власти и мирских благ они тоже не должны. Также буддийские монахи изначально жили на подаяние: и чаша символизирует такой образ жизни. Одет Будда Шакьямуни в индийское монашеское одеяние кашая, мантию по-нашему. Но порой родоначальника учения могут изображать в «украшениях царевича» — двух ожерельях, браслетах на руках и ногах, с серьгами в ушах.
2. Фрагмент танки «Будда Шакьямуни с двумя учениками». Монголия или Китай, XVIII–XIX вв.
Грунтованная ткань, минеральные краски, золото. ТОКМ 3114/181.
Будда с учениками
В искусстве Будду Шакьямуни изображают с разным числом учеников. Иногда их двое, и тогда это ученики Будды и наставники буддистов Маугдальяяна и Шарипутра (изображаются молодым и пожилым соответственно, хотя могут выглядеть и одинаково). Иногда изображаются 16 любимых учеников Будды, а иногда художники пытаются изобразить целый буддийский собор числом в 500 лиц. В обоих случаях художник должен показать все фигуры разными, и это действительно вызов мастерству.
3. Скульптурная композиция. Будда с учениками. Китай. XVIII в. Медный сплав, позолота, пигменты. ТОКМ 3114/11.
Будда уходит в Нирвану
Нирвана («угасание») — сложное буддийское понятие. Можно сказать, что это состояние, когда над тобой не властна даже смерть — ты сам выбираешь, перерождаться или нет, ты полностью владеешь собой, свободен от всех привязанностей. То есть, в некотором роде стать Буддой и достичь Нирваны это одно и то же.
Момент, когда Будда Шакьямуни ушел в Нирвану, совпадает с моментом его смерти. В искусстве Будда изображается лежащем на правом боку, в «позе льва», на прекрасном ложе, и окружают его бодхисаттвы — «пробужденные существа» в прекрасных одеяниях.
4. Паранирвана Будды. Китай. XIX в. ТОКМ 3114/19.
Памятник Будде
По легенде, Будда Шакьямуни предсказал свою смерть, и восемь царей из восьми стран света попросили оставить им хотя бы по пряди волос Учителя, чтобы буддизм на их земле не угасал. Будда согласился, и в восьми сторонах света были построены особые гробницы, от которых произошли буддийские здания-реликварии — ступы (санскрит), чортены (по-тибетски), субурганы (по-монгольски) и пр. Реликвариями их можно называть, т.к. в них вкладывают разные священные предметы, например, книги или скульптуры. Ступы бывают разных размеров — огромные, как здания, или малые, как памятники. Также буддисты делают скульптуры или иконы с образами таких ступ, которые помещаются в храмовые или домашние алтари. Кроме того, бывают ступы, посвященные 8 периодам жизни Будды Шакьямуни, а бывают посвященные другим буддийским божествам и святым.
На данном металлическом субургане есть маленькое нарисованное изображение медитирующего Будды Шакьямуни. Это значит, что ступа посвящена именно ему.
5. Ступа. Тибет. XVIII в. Медный сплав, позолота, полудрагоценные камни, стекло, пигменты. Литье, чеканка. ТОКМ 3114/270.
Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Поделиться
Самое большое изображение Будды в России высекли на скале вблизи бурятского села
Комсомольская правда
Результаты поиска
ТуризмТуризм: Путешествуем по РоссииТуризм: Экскурсии
Яна ЛИСИНА
8 сентября 2016 15:30
Высота каменного изваяния составила 33 метра [фото, видео]
Официальный сайт дацана «Ринпоче Багша».
На Тибете, в Таиланде и Китае, а теперь и в Бурятии появилась статуя Будды, высеченная в скале. И теперь это самое большое изображение Шакьямуни в России. Несколько месяцев над работой корпели жители бурятского села Баян-Гол, а также паломники и прихожане улан- удэнского дацана.
– Контур статуи вырезали прямо в 50-метровой отвесной скале с помощью специальных электроинструментов, – рассказывает заместитель председателя центра «Ринпоче Багша» Александр Лубсанов. – А затем уже покрыли «эскиз» особо стойкой краской.
Работали, конечно, и вручную, орудуя инструментами и привлекали рабочих. Пожертвований хватило, чтобы нанять промышленных альпинистов, и спецтехнику, которая поднимала людей на высоту 9-этажного дома. Так и раскрашивали Будду, словно панно. Кстати, краску подобрали очень стойкую, но не исключено, что на палящем солнце она будет выцветать. Это тоже предусмотрели – будут следить за Буддой и по мере надобности – реставрировать.
Изваяние, высота которого 33 метра, расположено в 8 километрах от села Баян-Гол в Хоринском районе Бурятии. И, кстати, это неслучайно – издревле у горы собирались шаманы, а затем и буддисты со всей округи. Они совершают обряды, молебны, считается, что место святое. А покажут всему свету статую 10 сентября.. Устроят большой праздник, паломники возложат к подножию статуи миллион цветов. Приедут более тысячи паломников со всей Бурятии. А еще создатели скульптуры верят, что это место станет и новым туристическим центром.
СПРАВКА «КП»
Самой высокой статуей Будды в мире является монумент «Весенний Будда» в китайской провинции Хенан. Его высота 128 метров. А самая высокая на данный момент статуя Будды в России и Европе находится в Элисте (Калмыкия) – она составляет 11 метров. Также в Туве районе Кызыла на священной тувинской горе Догээ начали возводить статую Золотого Будды Шакьямуни. Высота изваяния составит 15 метров. В России не так много и изображений Будды, высеченных в скале. Такие есть в Туве, но их размеры, безусловно, намного меньше, зато они считаются древними.
Самое большое изображение Будды в России высекли на скале вблизи бурятского села
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА – КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал АО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Бесплатные фото и картинки будды
Связанные изображения из iStock | Сохранить сейчас
удивительный древний археологический
Храм Боробудур на Яве
Таиланд Будда статуя
Будда в Таиланде
Таиланд храм древнийИсторический парк Сукхотай, Таиланд
иллюминары склон горы осветительные приборы
Иллюминат Будды
лотос цветок свеча
Свеча лотоса
религия Будда буддист
Резной Будда
Будда буддизм философия
Бесплатная деревянная статуя Будды Фото
покойный Будда духовный
Будда
Будда индуизм бог
Будда
Будда буддист бог
Лицо Будды
Будда буддизм дзен
Бодхисаттва
Будда буддист храм
Буддизм 5
Будда буддист храм
Буддизм 2
Будда статуя золото
Будда 2
Будда статуя золото
Будда 1
Будда буддист храм
Буддизм 4
Будда буддист храм
Буддизм 1
Будда статуя золото
Будда 3
Гавайи гавайский Японский
Гавайское японское кладбище 4
Будда голова дерево
Голова Будды
сарнатх Индия Варанаси
Руины Сарнатха
сарнатх Индия Варанаси
Руины Сарнатха
сарнатх Индия Варанаси
Руины Сарнатха
Мулагандхакути Будда сарнатх
Мулагандхакути
Мулагандхакути Будда сарнатх
Мулагандхакути
Будда медитация золотой
Будда
сонгкхла Будда Таиланд
Будда
сонгкхла Будда Таиланд
Будда
буддист Будда Хорбанди
Хорбанди Гумфа Пхуэнтхолинг
Будда храм статуя
Статуя Будды 2
Будда храм статуя
Статуя Будды 1
Будда буддизм индуизм
Будда
Будда красный свет
Будда 1
Будда сад растения
Будда 5
Будда сад растения
Будда 1
Будда сад мир
Будда
Будда сад растения
Будда 3
Будда сад растения
Будда 4
Будда сад растения
Будда 2
храм буддист Будда
Храмы Прамбанана
храм буддист Будда
Храмы Прамбанана
храм буддист Будда
Храмы Прамбанана
храм буддист Будда
Храмы Прамбанана
храм буддист Будда
Храмы Прамбанана
храм буддист Будда
Храм Боробудур
храм буддист Будда
Храм Боробудур
Будда улыбка мир
Будда
Будда Золото голова
Золотой Будда
Санчи Ступа Сарнатх
Ступа Дхамек
буддист Храм Сарнатх
Сарнат
Дхамек Ступа Сарнатх
Ступа Дхамек
Дхамек Ступа Сарнатх
Ступа Дхамек
Будда буддизм медитация
Будда
очищение Хайленд Малайзия
Огромный Будда
Будда флаг молитвы
Буддийские молитвенные флажки
Будда флаг молитвы
Буддийские молитвенные флажки
Будда флаг молитвы
Буддийские молитвенные флажки
Будда флаг молитвы
Буддийские молитвенные флажки
Будда флаг молитвы
Буддийские молитвенные флажки
Будда статуя лес
Статуэтка Будды в лесу
Ищете иллюстрации Будды? Перейти к иллюстрации
Связанные ключевые слова
храм Будда статуя искусство скульптура исторический сайт резьба по камню ориентир
Подробнее
Связанные изображения из iStock | Сохранить
Буддийское искусство и архитектура: изображение Будды
Canon физических пропорций великого существа
Изображение Будды, которого звали Величайший Йогин всех времен выражает безмятежное спокойствие. гармония его физических пропорций является выражением великой красоты. Требуемые мерки прописаны в каноне (или стандарте узор) буддийского искусства, который соответствует идеальным физическим пропорциям. Пролет является основной мерой, то есть расстоянием от кончика средний палец к кончику большого пальца вытянутой руки. Это расстояние соответствует промежутку между углублением в подбородок и линия роста волос. Каждый пролет имеет двенадцать пальцев ширины. вся фигура имеет длину 108 пальцев или 9охватывает соответствующие к измерениям макро-микро-космической гармонии.
Идеальные пропорции Будды, грациозность его физической формы представляют собой из десяти качеств или сил Будды. Они являются характеристиками физической гармонии и красоты Великого Существа, и описываются в «Истории жизни Будды Шакьямуни». Есть тридцать два основные и восемьдесят второстепенных характеристик. Линии восьмиспицевой на подошвах и ладонях Будды среди них. Появление и измерения Будды преходящи и мирское понятие: они описывают идеальную картину Небесного Тела. Они не подвержены изменениям, таким как рост, болезни и смерть, которые могут только повлиять на земное воплощение Будды.
Изучение канона тела Будда понимает, что каждая деталь представляет собой гармоничные пропорции. Всё, пятно между бровями, отмечающее глаз мудрости, а также кончик носа, имеет свое особое место. Нос имеет свою определенную длину, подобно тому как уши имеют свою характерную преувеличенная длина. Символ величайшего просветления Будды это так называемое просветление-возвышение на макушке, описывается в древних текстах как то, что выходит из головы просветленный святой. Это видимый символ духовного порождающая сила, которая стремится к небу и переходит в нематериальная сфера.
Идеальные пропорции любого изображения Будды описаны в книгах по иконографии. Канонический прототип изображает сидящего Будду со скрещенными ногами и видны подошвы его ног. Эта поза йоги имеет добуддийское происхождение. традиция в Индии, впервые появившаяся на печатях Мохенджодаро в третьем тысячелетии до нашей эры. Эта поза йоги скрывает нижняя часть тела. Широкие плечи подчеркнуты ранние буддийские скульптуры Матхуры. Эти характеристики и слегка миндалевидный глаз Будды Шакьямуни намекает на его происхождение из клана Личчави, связанного родственными узами с прототибетцами и кровь. До окончательного господства индоевропейцев эти Личчавис правил в северной Индии и Гималаях. Их княжества имели демократические конституции с равными правами и никакой дискриминации по половому или расовому признаку. Буддизм и его основатель должны рассматривать на основе этой социальной структуры, которая подтверждается в древнейших текстах, а также в современной Оксфордской истории Индии.
Физические метки
Ушниша, Высота Просветления выше родничка; возвышение на голове, увенчанное пламенем Будды, определяемый как то, что выходит из головы Полностью Просветленный.
Урна, знак в центре лоб, называемый Оком Мудрости, также изображаемый как Связка Лучи или тонкие волоски между бровями.
Нижняя часть корпуса закрыта Алмазным Престолом (Ваджрасана) . это медитация поза (Дхаянасана) предельной концентрации с ногами скрещены так, чтобы были видны подошвы.
Тонкое Энергосферы телаЦентр Просвещения, Вершина Голова или родничок над верхней частью большого мозга, называемая сферой Тысячелепестковый Лотос (САХАШРАРА-ЧАКРА) .