Кто такая Баба-яга
В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».
«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».
Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.
Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.
Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.
В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.
Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.
Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.
Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.
СУДЫ СОЛОМОНА
СУДЫ СОЛОМОНАСУДЫ СОЛОМОНА
(пер. Г. М. Прохорова)
<О ДВУХ БЛУДНИЦАХ>
(…) И в то время устроил Соломон большой пир своим людям. Тогда предстали пред царем две женщины-блудницы, и сказала одна женщина: Я в беде, господин мой. Я и эта подруга моя мы живем в одном доме, в котором обе и родились. У меня родился сын. А на третий день после того, как я родила, и эта женщина родила сына; живем же мы только вдвоем, и никого нет с нами в нашем доме. Этой ночью сын этой женщины умер, потому что она заспала его. И вот, встав среди ночи, она взяла с моей руки моего мальчика и положила его спать на свое ложе, а своего умершего мальчика положила ко мне. Я встала утром покормить младенца и нашла его мертвым. Тут я и разобралась, что это не мой сын, которого я родила. А другая женщина сказала: Нет, мой сын живой, а это твой умер. И спорили они перед царем.
И сказал им царь: Значит, ты говоришь так: Это мой сын живой, а ее мертвый, а она говорит: Нет, мой живой, а твой умер. И сказал царь слугам: Разрубите этого живого мальчика пополам и отдайте половину его этой, а половину той. И мертвого тоже, разрубив, дайте половину его этой, а половину той.
И ответила женщина, сын которой был жив, ибо в смятение пришла душа ее из-за сына ее, и сказала: Пусть я буду в беде, господин мой. Отдайте ей этого мальчика, не умерщвляйте его. А другая женщина сказала: Пусть не будет ни мне, ни ей! Разрубите его надвое. Царь в ответ сказал: Отдайте ребенка живым женщине, сказавшей: Отдайте ей, а не умерщвляйте его. Отдайте его ей, ибо она его мать.
Услышал Израиль об этом суде, которым судил царь, и убоялись все лица царева, ибо поняли, что ему дан смысл божий творить суд и правду.
<0 ПОМОЩИ ФАРАОНА>
Соломон взял в жены дочь фараона, когда строил Святая Святых. И отправил он посла своего к нему со словами: Тесть мой! Пришли мне помощь. А тот выбрал шестьсот человек, узнав чрез астрологию, что им предстоит умереть в том году, хотел проверить мудрость Соломона. Когда же их привели к Соломону, тот увидел их издали и повелел сшить всем им саваны. Приставил он к ним посла своего и отправил к фараону, сказав: Тесть мой! Если тебе не в чем погребать своих мертвецов, так вот тебе одеяния. У себя же их погреби.
СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК БЫЛ ВЗЯТ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ
Когда Соломон строил Святая Святых, то понадобилось ему задать вопрос Китоврасу. Донесли ему, где тот живет, сказали в пустыне дальней. Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем божиим. И послал первого из своих бояр со слугами, и велел везти вино и мед, и взяли с собой овечьи шкуры. Пришли к жилью Китовраса, к трем колодцам его, но не было его там. И по указанию Соломона влили в те колодцы вино и мед, а сверху накрыли колодец овечьими шкурами. В два колодца налили вино, а в третий мед. Сами же, спрятавшись, смотрели из тайника, когда придет он пить воду к колодцам. И скоро пришел он, приник к воде, начал пить и сказал: Всякий, пьющий вино, мудрее не делается. Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: Ты вино, веселящее людям сердце, и выпил все три колодца. И захотел поспать немного, и разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же, подойдя, крепко сковал его по шее, по рукам и по ногам. И, проснувшись, хотел он рвануться. А боярин ему сказал: Господин, Соломон имя господне с заклятием написал на веригах, которые теперь на тебе. Он же, увидев их на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю.
Нрав же его был такой. Не ходил он путем кривым, но только прямым. И когда пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и дома рушили, ибо не ходил он в обход. И подошли к дому вдовы, и, выбежав, вдова закричала, умоляя Китовраса: Господин, я вдова убогая. Не обижай меня! Он же изогнулся около угла, не соступясь с пути, и сломал себе ребро. И сказал: Мягкий язык кость ломает. Когда же вели его через торг, то, слыша, как один человек говорил: Нет ли башмаков на семь лет? Китоврас рассмеялся. И, увидев другого человека, ворожащего, засмеялся. А увидел свадьбу справляемую, заплакал. Увидев же на пути человека, блуждающего без дороги, он направил его на дорогу. И привели его во двор царев.
В первый день не повели его к Соломону. И сказал Китоврас: Почему меня не зовет к себе царь? Сказали ему: Перепил он вчера Китоврас же взял камень и положил на другой камень. Соломону рассказали, как поступил Китоврас. И сказал царь: Велит мне пить питье на питье. И на другой день не позвал его к себе царь. И Китоврас спросил: Почему не ведете меня к царю и почему я не вижу лица его? И сказали: Недомогает царь, оттого что вчера много ел. Тогда снял Кнтоврас камень с камня.
На третий же день сказали: Зовет тебя царь. Он же измерил прут в четыре локтя, вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: Бог дал тебе во владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня. И сказал ему Соломон: Не по прихоти своей привел я тебя, но чтобы спросить, как строить Святую Святых. Привел тебя по повелению господню, так как не позволено мне тесать камни железом.
И сказал Китоврас: Есть птица малая кокот по имени Шамир. Детей же кокот оставляет в гнезде своем на горе каменной в пустыне дальней. Соломон же послал боярина своего со слугами своими, по указанию Китовраса, ко гнезду. А Китоврас дал боярину прозрачное стекло и наказал ему спрятаться у гнезда: Когда вылетит кокот, закрой стеклом этим гнездо. Боярин пошел к гнезду; а в нем птенцы маленькие, кокот же улетел за кормом, и он заложил стеклом устье гнезда. Немного подождали, и кокот прилетел, захотел влезть в гнездо. Птенцы пищат сквозь стекло, а он к ним не может попасть. Тогда он взял то, что хранил на некоем месте, и принес к гнезду, и положил на стекле, хотя его рассадить. Тогда люди крикнули, и он это выпустил. И, взяв, боярин принес это к Соломону.
Потом спросил Соломон Китовраса: Почему ты рассмеялся, когда человек спрашивал башмаки на семь лет? Видел по нему, ответил Китоврас, что не проживет и семи дней. Послал царь проверить, и оказалось так. И спросил Соломон: Почему ты рассмеялся, когда человек ворожил? Отвечал Китоврас: Он рассказывал людям о тайном, а сам не знал, что под ним клад с золотом. И сказал Соломон: Пойдите и проверьте. Проверили, и оказалось так. И спросил царь: Почему плакал, увидев свадьбу? Китоврас ответил: Опечалися потому, что жених тот не проживет и тридцати дней. Проверил царь, и оказалось так. И спросил царь: Зачем пьяного человека вывел на дорогу? Ответил Китоврас: Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему послужить.
Пробыл Китоврас у Соломона до завершения Святая Святых. Однажды сказал Соломон Китоврасу: Теперь я видел, что ваша сила как и человеческая, и не больше нашей силы, но такая же. И сказал ему Китоврас: Царь, если хочешь увидеть, какая у меня сила, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки; тогда увидишь мою силу. Соломон же снял с него железную цепь и дал ему перстень. А тот проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся, и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники и разыскали Соломона.
Всегда охватывал Соломона страх к Китоврасу по ночам. И царь соорудил ложе и повелел шестидесяти сильным отрокам стоять кругом с мечами. Потому и говорится в Писаниях: Ложе Соломона, шестьдесят юношей храбрых из израильтян и из стран северных.
О КИТОВРАСЕ ИЗ ПАЛЕИ
Китоврасбыстрый зверь. Мудрый Соломон при помощи хитрости поймал его. Стан у него человеческий, а ноги коровьи. Басня говорит, что он жену в ухе носил. Вот при помощи какой хитрости поймали его. Жена его сказала юноше, любовнику своему, так: Он обходит днем и ночью много земель и приходит к некоему месту, на котором два колодца. И он, разгорячившись, выпивает оба те колодца. Соломон же велел налить в один из них вина, а в другой меду. Китоврас же оба колодца, прискакав, выпил. Тут его, пьяного, спящего, и поймали, и сковали крепко, ибо сила в нем была большая. И привели его к царю Соломону. Царь спросил его: Что красивее всего на этом свете? Тот ответил: Лучше всего своя воля. И, рванувшись, все переломал и поскакал на свою волю.
<0 ДВУГЛАВОМ МУЖЕ И ЕГО ДЕТЯХ>
Китоврас же, уходя к своему народу, подарил Соломону человека с двумя головами. Прижился тот человек у Соломона. спрашивал его Соломон: Ты из каких людей? Ты человек или бес? Человек отвечал: Я из людей, живущих под землей. И спросил его царь: Есть ли у вас солнце и луна? Тот сказал: От вашего запада солнце восходит к нам, а на вашем востоке заходит. Так что когда у вас день, тогда у нас ночь. А когда у вас ночь, тогда у нас день. И дал ему царь жену. И родились у него два сына: один с двумя головами, а другой с одной. А у их отца было много добра. И умер их отец. Двухголовый сказал брату: Поделим имущество по головам. А меньший брат сказал: Нас двое. Поделим имение пополам. И пошли на суд к царю. Одноголовый сказал царю: Нас два брата. Мы должны поделить имущество пополам. А тот, двухголовый, сказал царю: У меня две головы, и я хочу взять две доли. Царь же по мудрости своей повелел подать уксус и сказал: Разве эти две головы от разных тел? Польюка я уксуса на одну голову: если не ощутит другая голова, две доли возьмешь на две головы. А если ощутит другая голова льющийся уксус, значит, обе эти головы от одного тела. Тогда одну долю возьмешь. И когда полился уксус на одну голову, другая заверещала. И сказал царь: Раз у тебя одно тело, одну долю возьмешь. Так рассудил их царь Соломон.
<ЗАГАДКИ МАЛКАТОШКИ>
Была Южская царица иноплеменница по имени Малкатошка. Пришла она испытать Соломона загадками; была же она очень мудрой. И принесла ему дары: двадцать капий золота, очень много зелий и дерева негниющего. Соломон же, услышав о приходе царицы, сел в зале с полом из прозрачного стекла на помосте, желая испытать ее. А она, видя, что царь сидит в воде, подобрала свои одежды перед ним. И он увидел, что она прекрасна лицом, тело же ее волосато, как щетка. Волосами этими она привораживала мужчин, бывавших с нею. Соломон же сказал мудрецам своим: Приготовьте баню и мазь с зелием и помажьте ее тело, чтобы выпали волосы. А мудрецы и книжники сказали ему, чтобы он сошелся с нею. Зачав от него, она пошла в свою землю и родила сына, и это был Навуходоносор.
Вот какая была загадка ее к Соломону. Она собрала мальчиков и девочек, одетых в одинаковые одежды, и сказала царю: Разбери по своей мудрости, которые мальчики, а которые девочки. Царь по своей мудрости велел принести плоды, и высыпали их перед ними. Мальчики стали подбирать в полы одежд, а девочки в рукава. И сказал Соломон: Это мальчики, а этодевочки. Она из-за этого подивилась его хитрости.
На другой день она собрала отроков обрезанных и необрезанных и сказала Соломону: Разбери, которые обрезанные, а которые необрезанные. Царь же повелел архиерею внести святой венец, на котором было написано слово господне, которым Валаам был отвращен от волхвования. Обрезанные отроки встали, а необрезанные пали перед венцом. Она же этому очень удивилась.
Загадали мудрецы ее хитрецам Соломона: Есть у нас колодец вдали от города. Мудростью своей угадайте, чем можно перетащить его в город? Хитрецы же Соломоновы, поняв, что этого не может быть, сказали им: Сплетите из отрубей веревку, а мы перетащим колодец ваш в город.
И снова загадали ее мудрецы: Если нива порастет ножами, чем пожать ее сможете? Им ответили: Ослиным рогом. И сказали мудрецы ее: Где у осла рога? Они же ответили: А где пива родит ножи?
Загадали и еще: Если загниет соль, чем сможете ее посолить? Они же сказали: Утробу мула взяв, ею надо посолить. И сказали: Да где мул рожает? Они же ответили: Где соль гниет.
Царица же, увидев хоромы созданные, и еды множество, и как сидят люди его, и как стоят слуги его, и одеяния их, и питие, и жертвы, которые они приносили в дом божий, сказала: Истинна речь, которую я слышала в земле моей о мудрости твоей. И не имела я веры речам, пока не пришла и не увидела своими глазами. Оказывается, не было сказано мне и половины. Благо мужам твоим, слышащим мудрость твою.
Царь же Соломон дал этой царице имя Малкатошка и все, что она просила. И она пошла в землю свою со своими людьми.
<0 НАСЛЕДСТВЕ ТРЕХ БРАТЬЕВ>
В дни Соломона жил человек, имевший трех сыновей. Умирая, человек этот призвал их к себе и сказал им: У меня есть клад в земле. В том месте, сказал, три сосуда стоят друг на друге. После моей смерти старший пусть возьмет верхний, средний средний, а меньший нижний. После смерти отца открыли сыновья его этот клад в присутствии людей. И оказалось в верхнем сосуде полно золота, в среднем полно костей, а в нижнем полно земли. Стали ссориться эти братья, говоря: Ты сын, раз возьмешь золото, а мы не сыновья? И пошли на суд к Соломону. И рассудил их Соломон: что есть золота то старшему, что скота и слуг то среднему, судя по костям; а что виноградников, нив и хлеба то меньшему. И сказал им: Отец ваш был умный человек и разделил вас при жизни.
<0 ТРЕХ ПУТНИКАХ>
Шли однажды три человека своим путем, неся в поясах своих золото. Остановившись для отдыха в пустынном месте, они посовещались и решили: Спрячем золото в тайнике: если нападут разбойники, мы убежим, а оно будет сохранено. Выкопав яму, все они положили свои пояса в тайник. Среди ночи же, когда два друга уснули, третий, питая злую мысль, встал и перепрятал пояса в другое место. И когда они, отдохнув, пришли к тайнику, чтобы взять свои пояса, то, найдя их, закричали они все разом; злодей же тот завопил гораздо громче обоих других. И возвратились все домой. И сказали: Пойдем к Соломону и расскажем ему о нашей беде. И пришли к Соломону, и сказали: Не знаем, царь, зверь ли взял, птица ли или ангел. Объясни нам, царь. Он же по мудрости своей сказал им: Найду вас завтра. Но раз вы путники, очень прошу вас: растолкуйте мне: Некий юноша, обручившись с красивой девушкой, подарил ей обручальное кольцо без ведома ее отца и матери. Этот юноша пошел в другую землю и там женился. А отец выдал девушку замуж. И когда захотел жених войти к ней, девушка закричала и сказала: От стыда я не сказала отцу, что обручена с другим. Побойся бога, пойди к обручнику моему, спроси у него разрешения: пусть я буду тебе женой по слову его. Собрался юноша и, взяв много добра и девушку, пошел туда, И тот разрешил ему: Пусть она будет тебе женой, раз уж ты ее взял. Жених и говорит ей: Возвратимся назад и устроим свадьбу снова. А когда они шли дорогой назад, им повстречался некий насильник со своими людьми и захватил его и с девушкой, и с добром. И захотел этот разбойник насилье сотворить над девушкой, а она закричала и рассказала разбойнику, что ходила за разрешением и не была еще со своим мужем в постели. Удивился разбойник и сказал ее мужу: Возьми жену свою и иди со своим добром. И сказал Соломон: Я рассказал вам про этих девушку и юношу. Скажите теперь мне вы, люди, потерявшие свои пояса: кто лучше юноша ли, или девушка, или разбойник? Один в ответ сказал: Девушка хороша, потому что рассказала о своем обручении. Другой сказал: Юноша хорош, потому что подождал до разрешения. Третий сказал: Разбойник лучше всех, потому что возвратил девушку и самого отпустил. А добра не надо было отдавать. Тогда сказал в ответ Соломон: Друг, ты охоч на чужое добро. Ты взял все пояса. Тот же сказал: Царь-господин, воистину так и есть. Не утаюсь от тебя.
<0 СМЫСЛЕ ЖЕНСКОМ>
А потом Соломон премудрый, желая испытать смысл женский, мир, призвал боярина своего по имени Декир и сказал ему: Ты мне очень нравишься. И еще больше полюблю тебя, если ты выполнишь мое желание: убей жену свою, и я отдам за тебя дочь свою лучшую. То же самое сказал ему через несколько дней. И не хотел сделать это Декир. И наконец сказал: Я выполню волю твою, царь. Царь дал ему меч свой со словами: Отруби голову жене своей, когда она уснет, чтобы не отговорила она тебя речами своими. Тот пошел, нашел жену свою спящей, а по сторонам ее двое детей. И он посмотрев на жену свою и на своих детей спящих, сказал в сердце своем: Если так ударю подругу мою мечом, то огорчу детей моих. Царь же позвал его к себе и спросил его, говоря: Выполнил ли ты волю мою относительно твоей жены? Тот ответил: Не смог я, господин мой царь, выполнить.
Царь же отправил его послом в другой город и, призвав жену его, сказал ей: Ты нравишься мне гораздо больше всех женщин. Если ты сделаешь, что я тебе повелю, поставлю тебя царицею. Заколи мужа своего, спящего на постели, а это тебе меч. В ответ жена сказала: Я рада, царь, что ты так велишь. Соломон же, понимая мудростью своею ее мужа что тот не хочет убить жену свою, давал ему меч острый; и понимая жену его, что она хочет убить мужа своего, дал ей меч тупой, сделав вид, что он острый, говоря: Мечом этим заколи мужа своего, спящего на постели твоей. Она же положила меч на грудь мужу своему и стала водить им по его горлу, думая, что он острый. А тот быстро вскочил, полагая, что напали какие-то враги, и увидев, что жена его держит меч, почему, сказал, подруга моя, ты надумала убить меня? В ответ мужу своему жена сказала: Язык человеческий убедил меня, чтобы я убила тебя. Он же хотел позвать людей и тут понял, что научил ее Соломон.
Соломон, услышав об этом, вписал в Сборник этот стих, сказав: Человека нашел одного среди тысяч, а женщины во всем свете не нашел.
<0 СЛУГЕ И СЫНЕ>
В дни Соломона был в Вавилоне богатый человек, но не было у него детей. Прожив половину дней своих, он усыновил мальчика-слугу. И, снарядив, послал его с добром из Вавилона по торговым делам. Тот же, придя в Иерусалим, там разжился. И попал в число бояр Соломона, восседающих на обеде у царя.
А тем временем у господина его дома родился сын. И когда исполнилось отроку тринадцать лет, отец его умер. И сказала ему его мать: Сын, я слышала о холопе отца твоего, что он разжился в Иерусалиме. Пойди и найди его. Тот пришел в Иерусалим и спросил о человеке по имени, какое было у этого слуги. А тот был очень известен. Ему сказали, что он у Соломона на обеде. И вошел отрок в царский зал, спросил: Кто здесь такой-то боярин? Тот в ответ сказал: Это я. Подойдя, отрок ударил его по лицу н сказал: Ты мой холоп! Не боярствуй, сидя, а иди работать! И отдай мне свое добро. И разгневался царь, и стало ему досадно. Обратившись к Соломону, отрок сказал: Если не будет, царь, этот холоп отца моего моим, то за то, что я ударил его своей рукой, я получу удар мечом, который меня убьет. Ударенный в свою очередь сказал: Я господский сын, а это слуга отца моего и мой. У меня есть свидетели в Вавилоне. Царь сказал: Я не поверю свидетелям. Лучше отправлю посла моего в Вавилон пусть он там возьмет плечевую кость из гроба отца, и та мне поведает, кто из вас сын, а кто слуга. А вы будьте тут. И царь послал своего доверенного посла, и тот принес плечевую кость. По мудрости своей царь повелел чисто вымыть кость, посадил боярина своего и всех мудрецов, бояр и книжников перед собой и сказал человеку, умеющему пускать кровь: Пусти кровь этому боярину. Тот это сделал. Тогда царь велел положить кость в теплую кровь. Смысл повеления он объяснил своим боярам, сказав: Если это его сын, то кровь его прильнет к кости отца. Если же не прильнет, то раб. И вынули кость из крови, и была кость белой, как и прежде. Тогда повелел царь в другой сосуд пустить кровь отрока. И, вымыв кость, положили ее в кровь юноши. И напиталась кость кровью. И сказал царь своим боярам: Видите своими глазами, что говорит эта кость: Вот этот мой сын, а тот раб. Так рассудил их царь.
<О ЦАРЕ АДАРИАНЕ>
После этого начал Соломон говорить боярам своим: Был Адриан-царь, и он повелел боярам своим звать его богом. И, не захотев, бояре его сказали: Царь наш! Думаешь ли ты в сердце своем, что не было бога прежде тебя? Мы будем звать тебя высшим царем среди царей, если ты возьмешь вышний Иерусалим и Святая Святых. Он же, собравшись с воинами многими, пошел, и взял Иерусалим, и возвратился назад, и сказал им: Подобно тому, как бог, что повелит и скажет, то и сделает, так и я сделал. Теперь называйте меня богом. Было же у него три философа. Ответил ему первый, сказав: Если хочешь зваться богом, учти: не может боярин называться царем, находясь в царском дворце, пока не выйдет наружу. Так и ты, если хочешь зваться богом, выйди из всей вселенной и там называйся богом.
А другой сказал: Не можешь ты называться богом. Царь спросил: Почему? Тот ответил: Говорит Иеремия-пророк: Боги, не сотворившие неба и земли, да погибнут. Если хочешь погибнуть, царь, называйся богом.
А третий сказал: Господин мой, царь! Помоги мне скорее! Царь спросил: Что с тобой? И сказал философ: Лодка моя в трех верстах отсюда готова потонуть, а все добро мое ней, и царь сказал: Не бойся. Пошлю людей, и они приведут ее. А философ сказал: Зачем тебе, царь, утруждать людей своих? Пошли тихий ветер, пусть он спасет ее. Тот же, поняв, промолчал недовольно и пошел в покой к своей царице.
И сказала царица: Философы обманули тебя, царь, сказав тебе, что не можешь зваться богом. Желая же утешить его в той печали, она сказала: Ты царь, ты богат, ты достоин великой чести. Сделай, сказала, одну вещь, и тогда зовись богом. Царь спросил: Какую же? И царица ответила: Имущество божие, которое у тебя, возврати. Он спросил: Какое имущество? Царица же сказала: Возврати душу твою, которую вложил бог в тело твое, и тогда зовись богом. Он возразил: Если не будет души во мне, в теле моем, как назовусь я богом? Царица же сказала ему: Если ты душой своей не владеешь, то и богом не можешь прозываться.
<О ПОХИЩЕННОЙ ЦАРЕВНЕ>
Царь Соломон просил царевну за себя. И не отдали ее за него. Тогда Соломон сказал бесам: Идите, и возьмите царевну ту, и приведите ее ко мне. И бесы, пойдя, похитили ее на переходе, когда она шла из покоев матери, посадили ее в судно и помчали по морю.
И вот увидела царевна, что человек воду пьет, а сзади у него вода выходит вон. Она попросила: Объясните мне, что это такое. А бесы сказали: Тот тебе объяснит, к кому тебя везем. Едут дальше и видят человек, в воде бродя, воды просит, а волны его сбивают. И сказала царевна: Немилые мои сваты, а это мне объясните: почему тот человек, в воде бродя, воды просит? А они сказали: Тот тебе объяснит, к кому тебя везем. И еще проехали, и видят человек жнет сено, идет, а два козла, за ним идя, траву поедают: что он сожнет, то они съедают. И сказала царевна: Объясните мне, немилые мои сваты, объясните мне: почему бы тем козлам не есть траву нежатую? А бесы ей сказали: Тот тебе объяснит, к кому тебя везем.
И примчали ее к городу. Один бес пошел и поведал Соломону-царю: Привели невесту тебе. Царь же, сев на коня, выехал на берег. И сказала ему царевна: Нынче я твоя, царь. Но вот что мне объясни: человек пил воду, а сзади у него она выходила вон. Царь сказал: Почему ты этому удивляешься? Ведь это дом царский: сюда входит, отсюда выходит. И спросила царевна: И вот еще объясни мне, что это такое: один человек, в воде бродя, воды просит, а волны сбивают его? Соломон ответил: О невеста! Почему ты этому удивляешься, невеста? Это ведь слуга царев: он одну тяжбу судит, а другой тяжбы ищет, чтобы царево сердце сделать добрым. И вот что мне еще объясни: человек траву жнет, а что сожнет, то два козла, за ним идя, поедают. Почему бы тем козлам, влезшим в сено, не есть траву нежатую? И сказал царь: Невеста! Чему ты удивляешься? Если человек возьмет другую жену с чужими детьми, то что он наработает, то они съедят. А для себя у него ничего нет. А теперь иди, невеста, в мой покой.
Так она и стала его женой.
Ревность к бывшим: “Я был зациклен на прошлых связях своей девушки”
У Закари Стокилла были прочные серьезные отношения с девушкой, но неотступные мысли о ее прежней любовной связи в результате их разрушили. Некоторое время спустя он узнал, что у этого состояния есть название и что от него страдают тысячи людей.
Мне было двадцать с небольшим, когда я впервые в жизни влюбился по-настоящему.
Как-то вечером мы с моей девушкой заговорили о своих прежних любовных увлечениях – как это делают практически все пары в начале отношений.
И вот тут-то у меня в голове будто рубильник переключился.
В том, что она рассказала о себе, не было ничего такого, никаких особенных подробностей она не рассказала, ничего захватывающего или пикантного. И все же что-то изменилось.
С этого момента я не мог больше думать ни о чем другом, кроме ее прошлых отношений.
Я вырос в маленьком канадском городке на севере провинции Онтарио. У моих родителей был прекрасный брак, и у меня с ними обоими, в общем и целом, замечательные отношения. В период взросления у меня не было никаких проблем с психикой – ни депрессии, ни повышенной тревожности, ни обсессивно-компульсивного расстройства.
Мне всегда нравились девочки.
К третьему классу (мне было 8 лет) у меня уже было две подружки! Но это, пожалуй, был единственный случай, когда я одновременно “гулял” с двумя сразу. А в старших классах у меня было всё, как по учебнику.
Потом я поступил в университет и уже на последнем курсе встретил и влюбился в девушку – такую, какой я никогда прежде не встречал. Она была чрезвычайно привлекательная и к тому же умная, артистичная, любознательная.
Но когда она заговорила о своем прошлом, меня захлестнули эмоции, каких я раньше никогда не испытывал.
Ревность к прошлому
Большинство из нас имеют представление о том, что такое “обычная” ревность, проявляющаяся порой легким душевным уколом, когда видишь, как твой партнер или партнерша получает знаки внимания у барной стойки. Иногда ревность поднимает голову, когда вдруг в разговоре начинает часто мелькать имя коллеги по работе.
Мы, как правило, не любим представлять себе своих спутников с кем-то еще, например, с объектами их прежней страсти, но то, что испытывал я, было совершенно иным.
Моя, скажем так, любовная жизнь была намного насыщеннее, чем у моей подруги, но сама мысль о том, что у нее была интимная близость с кем-то помимо меня, начала изводить меня.
Я тогда не знал, что то, что я испытывал, называется ретроспективной ревностью. Теперь я знаю об этом намного больше.
Я начал проигрывать в голове разные сценарии с участием моей девушки и ее бывшего любовника, представляя, что это происходит на самом деле, прямо на моих глазах. Получалось так, как будто бы она мне изменяла с ним.
Ее прошлое внезапно стало моим настоящим.
Я цеплялся за какую-нибудь невинную деталь и рисовал целое полотно вокруг этого. Я добавлял собственных деталей и превращал что-то незначительное в целый развернутый сценарий.
Если мы отправлялись поужинать в ресторан, то первое, о чем я думал, – бывала ли она здесь со своим бывшим? Мы проходили мимо отеля, и я вдруг ловил себя на мысли: а не занимались ли они любовью здесь, в номерах?
Ее прежние отношения – это первое, о чем я думал, просыпаясь утром, и последнее, о чем размышлял, засыпая.
В подзорную трубу соцсетей
Соцсети в этом смысле играют роль гигантской подзорной трубы. В твоем распоряжении все прошлые посты, комментарии и фотографии из прежней жизни твоего партнера, и именно во всё это я и погрузился с головой.
Я превратился в онлайн-детектива.
Я просматривал ее старые фотки, читал комменты, пытаясь определить, кто эти люди, в каких отношениях они были с моей девушкой, есть ли что-то, намекающее на некие, еще нерассказанные развлечения из ее прошлого.
Все это я проделывал наедине с собой, но это неизменно отражалось на наших реальных отношениях.
Мне стыдно вспомнить, как я вёл себя тогда.
Я пытал ее расспросами, стараясь вызвать у нее чувство вины за ее прежние отношения. Я был страшно двуличен, учитывая, что моя собственная любовная жизнь была не менее колоритна, чем ее. При этом ее практически не интересовали мои бывшие увлечения.
Но все эти разборки сказывались на ней. Только представьте себе, что ваш возлюбленный постоянно копается в вашем прошлом, осуждая вас, пытается вызвать у вас чувство вины, сходит с ума от каких-то вещей, которые ничего уже не значат, о которых вы и думать забыли… от мелочей, глупостей. От каких-то событий, по поводу которых вам нечего стыдиться или сожалеть.
Несмотря на все это моя бывшая девушка была очень терпелива; она пыталась заверить меня в том, что я занимаю в ее сердце особое место, что она любит меня. И это помогало на какое-то короткое время – до тех пор, пока те же самые повторяющиеся мысли и вопросы не возвращались, и подчас с удвоенной силой.
Все это превратилось в замкнутый круг непрошенного любопытства, дурных мыслей, за чем следовали ее заверения и последующее облегчение с моей стороны. А затем все начиналось снова.
Наши отношения продлились несколько лет, но в конце концов мы расстались. Главным образом, из-за моей ревности.
Клуб женоненавистников
После того, как мы расстались, мне еще долго было стыдно, я чувствовал себя виноватым перед ней.
Я воспроизводил в голове снова и снова наши выяснения отношений, и мне было от этого невыносимо. Глупые ссоры, ненужные выяснения и тому подобное.
Я испытывал колоссальное чувство вины за то, что вел себя, как идиот. Это был как будто не я, а кто-то другой. Я понимал, что это был я, но чувство было такое, как будто меня обуял какой-то мелкий бес. Это, возможно, звучит мелодраматично, но я по-настоящему чувствовал себя так, будто я тогда не контролировал себя.
Разговоры по душам с друзьями и близкими, и даже с психологами и психиатрами, ничего не дали. Никто, похоже, меня не понимал по-настоящему. Все в основном говорили что-то вроде “да забудь, и дело с концом”.
Я начал вбивать в Google запросы вроде “навязчивые мысли по поводу прошлого своей девушки” и в конечном счете вышел на интернет-форумах на выражение “ретроспективная ревность”. Люди рыщут по поисковикам, вбивая то одно, то другое, не зная, как это точно называется. Это не очень распространенный термин.
А смысл в том, что люди, страдающие от ретроспективной ревности, оказываются в ловушке навязчивых мыслей, болезненных эмоций и безрассудных, иррациональных поступков, а потом мучаются угрызениями совести. Из того, что я об этом прочитал, я понял, что многие психологи относят это к разряду обсессивно-компульсивных расстройств личности.
На этих интернет-форумах я встретил сочувствующих людей, но от большинства тамошних высказываний веяло женоненавистничеством – в интернете пасется очень много мужчин, которые по сути дела просто не любят женщин.
Были и такие, кто оправдывал свою ревность и использовал форумы, чтобы унизить женщин. Все это сбивало с толку, потому что, с одной стороны, именно там я впервые встретил понимание, а с другой, там было очень много женоненавистничества и негатива.
Но были и такие, кто кидался в другую крайность. Они клеймили всех, кто с трудом справлялся с ревностью в отношении прошлого своей подружки, обвиняя их в отсутствии здравого смысла.
Я с этим тоже не мог согласиться, и в итоге я так и не смог найти какое-либо подходящее мне сообщество, а вместе с тем мне хотелось докопаться до сути.
Психолог семейной консультации Relate Амманда Мэйджор:
К нам приходят за советом люди, зацикленные на прежних сексуальных связях своих партнеров. Все понимают, что такое ревность, но этот конкретный тип ревности отличается от обычной.
Дело в том, что в данном случае человек начинает испытывать “флэшбеки” о тех событиях, которые с ними лично не происходили, которые люди не переживали непосредственно. Это зачастую приводит к возникновению навязчивого круговорота мыслей и непреодолимого желания докопаться “до сути” того, что же было “на самом деле” между их нынешним спутником и ее или его бывшим любовником или любовницей.
В итоге они могут начать изводить как себя, так и свою вторую половину, а порой это может даже вылиться в насилие.
Я рекомендую в подобных случаях обращаться за профессиональной помощью психолога, и тут неважно, являетесь ли вы тем самым ревнивцем или ревнивицей, или же вы тот, кто страдает от навязчивой подозрительности вашего партнера.
Путешествие в себя
Во-первых, мне требовалось обрести хоть какое-то душевное равновесие, поэтому я отправился в отпуск, чтобы пройти курс медитации, и уже там начал больше узнавать о буддизме. Это был важный шаг на пути к тому, чтобы побороть свое самолюбие, эгоизм.
После этого я самостоятельно стал активно читать про духовные практики, завел блог, а затем написал книгу, которую поначалу издал под псевдонимом, потому что все еще стеснялся всего того, что произошло. Отклик на нее был совершенно ошеломляющий, поэтому я запустил спецкурс в интернете.
На сегодняшний день уже существует целое интернет-сообщество, куда люди могут обратиться за советом по поводу того, как справляться с этим состоянием и что можно предпринять.
Я был очень удивлен даже самим количеством посещений моего сайта – более 120 тыс. человек зашли ко мне за прошедший год и около половины из них – женщины.
Было время, когда я думал, что ретроспективная ревность – это что-то, от чего страдают, в основном, собственнические чувства гетеросексуального мужчины, но оказалось, что это не так. Ко мне обращались и гетеросексуальные женщины, и лесбиянки, и гомосексуальные мужчины, причем люди всех возрастов – от подросткового до тех, кому хорошо за 70.
К тому же я получаю много электронных писем от людей из Саудовской Аравии и Индии – стран, где люди, как правило, не говорят открыто о своей сексуальной жизни. Когда же я начал записывать свои видеоролики и выкладывать их на YouTube, то отклик стал еще больше.
Спутники тех, кто страдает от ретроспективной ревности, присылают мне душераздирающие письма, спрашивая, что они могут сделать, чтобы помочь своему партнеру преодолеть это состояние. Но я всегда подчеркиваю, что это проблема, которую должен преодолеть сам человек, а не они за него. Я это очень хорошо знаю по себе. Моя бывшая любовь не могла излечить меня от ретроспективной ревности, как ни пыталась.
Если кто-то из вас, кто сейчас читает эти строки, узнает в этой истории самих себя, то первое, что я хочу вам сказать, это вот что: “Не думайте, что вы должны теперь с этим жить всю жизнь. Это не так”.
Побороть ретроспективную ревность вполне возможно, и я – живое тому доказательство, как и небольшое сообщество бывших ревнивцев, рассеянных по всему миру.
Что же касается моей бывшей девушки, то это долгая история. У нас были долгие и трудные разговоры, но сейчас между нами всё, в общем и целом, неплохо. Я считаю ее своим другом, и она, как мне кажется, то же самое думает обо мне. Оглядываясь назад, я понимаю, что не могу представить себе свою жизнь без нее, без наших отношений. Она вдохновила меня на то, чтобы я рос, развивался в том направлении, в каком я и помыслить не мог.
Записала Мегха Мохан
Рисунки Кейти Хорвич
Мужчины и женщины, ч.2
Тем не менее различия в мозге пытаются связать с различиями в поведении. В 2014 году американские ученые проверили почти 1 тыс. человек 8–22 лет и объявили о “фундаментальной” разнице между полами: у мальчиков и юношей выше связность внутри полушарий, а у девочек и девушек — между ними. Также участники исследования выполнили тесты: парни оказались лучше в пространственном ориентировании, у них была выше моторная и сенсомоторная скорость, зато они отстали в заданиях на внимание, запоминание слов, лиц и там, где нужно понять, что на уме у другого человека. Ученые сделали вывод, что эти результаты как раз и обусловлены разницей в анатомии мозга. Разумеется, вскоре другая группа раскритиковала их из-за недостатка данных, интерпретации и сомнительной связи с поведением.
Если мы — это наш мозг, то, по крайней мере, люди с отличающимися мозгами, мужчины и женщины, и сами отличаются, а за чертами, которые у них общие, лежат одинаковые мозговые структуры. Но даже это простое умозаключение не всегда верно.
У самцов большинства млекопитающих в двух областях мозга значительно больше клеток, вырабатывающих вазопрессин (в популярной литературе это вещество называют гормоном нежности и привязанности, в научной — антидиуретическим, то есть противомочегонным). Особенно велика разница у желтобрюхих полевок — зверьков, которые примечательны еще и тем, что самцы не агрессивнее самок и часто наравне с ними заботятся о потомстве.
У самцов полевок, но не у самок, больше вазопрессина вырабатывается в брачный период. Нейроэндокринолог Герт де Фрис предположил, что благодаря этому в них просыпается родительский инстинкт, тогда как у самок к этому приводит другой механизм — запускаемый беременностью и родами. Гипотеза подтверждается тем, что после введения препаратов, блокирующих действие вазопрессина, полевки становятся беспечными папашами. Выходит, иногда отличия в мозге сглаживают разницу между полами подобно тому, как “отключение” одной из двух X-хромосом в женских клетках приближает их на молекулярном уровне к мужским.
Проверить на людях предположение де Фриса тяжело, как и другие догадки о связи половых различий в мозге с психикой, мышлением и поведением. “Почему Илон Маск хочет залезть в мозг? Это от безысходности: по-другому не получается понять, как можно нормально манипулировать человеком. Кроме как втыкать электроды, ничего лучше не придумали — вот это и пропагандируют. Про сознание мы особенно ничего и не знаем. А если мы ничего не знаем, то можем сделать хоть миллион теорий”, — рассуждает Филипп Хайтович.
Пока мы не узнали, стоит приготовиться к новым сенсациям, которые на самом деле мало что проясняют. Хотя мозг мужчин и женщин отличается, обычно трудно сказать, какая от этого разница. Но поскольку биологические черты кажутся более основательными, постоянными и важными, мы переоцениваем биологические объяснения, теряя из виду, что наши знания не так уж велики, а сами мы не только гены, не только мозг, не только мужчины и женщины.
Взгляд Мунка на женщин | Эдвард Мунк
Романтика и страсть
На рубеже веков у Мунка завязался бурный роман с Матильдой (Туллой) Ларсен (1869–1942). В конце лета 1902 года они в последний раз встретились в доме и студии Мунка в небольшом приморском городке Осгардстранде. Во время этой встречи Мунк потерял часть среднего пальца на левой руке в результате пистолетного выстрела – предположительно, случайного. Ни Тулла, ни сам Мунк так и не смогли вразумительно объяснить случившееся, и кто был виноват, так и осталось неизвестным. Всю оставшуюся жизнь Мунк писал картины, обходясь без крайней фаланги среднего пальца.
На сделанной в 1899 году фотографии Тулла и Мунк выглядят как супружеская пара, но на самом деле Мунк никогда не вступал ни с кем в брак.
На картине «Голова к голове» (1905) художник изобразил Туллу Ларсен и себя самого.
Девушки с летней мызы
К сюжету картины «Девушки на мосту» Мунк возвращался неоднократно – этому сюжету посвящены двенадцать работ художника. Первую картину Мунк написал в самом начале ХХ века, и сейчас она находится в собрании Национального музея Осло. На картине изображен небольшой приморский городок Осгардстранд.
«Девушки на мосту», Эдвард Мунк (1901).
Photo: Nasjonalmuseet / Børre Høstland
Флирт и дружба
Как правило, отношения Мунка с женщинами развивались стремительно, а за первой встречей следовало многолетнее восхищение, часто взаимное.
Типичный пример – Ингсе Вибе (1886–1945), которая, по рассказам, сама пришла познакомиться с Мунком. Она подошла к деревянной ограде возле его дома в Осгардстранде и окликнула художника. Случилось это в 1903 году, а девушке было на тот момент всего 16 лет.
Между ними завязалась дружба, продолжавшаяся несколько десятилетий, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма и открытки. Ее образ также нашел отражение во множестве картин Мунка.
На одной открытке – фотография девушки, которая стала актрисой Национального театра в Осло и надпись: «Я хотела отправить вам небольшое приветствие и показать, какая я миленькая, когда хорошо себя веду. Ваша Ингсе».
На другой открытке, которую Ингсе прислала Мунку в 1907 году, изображен силуэт девушки, одетой в костюм и управляющей лодкой – значит, в Норвегии подобное было возможно уже более ста лет назад.
Мадонна и художник
«Брошь» – литография 1903 года, на которой изображена возлюбленная Мунка, английская скрипачка Эва Мудоччи (1883–1953). Сюжет тесно связан с одной из культовых картин Мунка под названием «Мадонна». Мудоччи посвящены еще две работы Мунка, созданные в том же году. Это «Концерт для скрипки» и «Саломея». По словам Мунка, у этой девушки были «тысячелетние глаза», и в одном из писем к ней он написал: «Вот камень, выпавший из моего сердца».
«У нее были тысячелетние глаза», — Эдвард Мунк.
Женские портреты, созданные в Экели, Осло
С 1916 до самой смерти в 1944 Мунк жил и работал в столичном районе Экели, где прежде располагались огороды. В студии в Экели было создано множество женских портретов, однако многие из этих работ остаются малоизвестными.
Ekely atelier, Oslo (1929).
Photo: Munchmuseet / Munch-Ellingsen / Bono
Одной из любимых моделей Мунка была Биргит Престёэ, которая отчасти поменялась с Мунком ролями, посмотрев на него глазами художника и описав следующим образом: «Мне он казался прекрасным, словно юный Аполлон, и мудрым, как зрелый Зевс». Она позировала для нескольких работ Мунка, а впоследствии прославилась тем, что без стеснения рассказывала журналистам о работе модели, которая в те времена считалась непристойной.
Портреты Биргит Престёэ созданы Мунком в 1924-25 годах.
В течение всей жизни Эдвард Мунк разрывался между страстью к женщинам и боязнью, что его отвергнут. Брак он считал помехой своим амбициям художника и умер холостяком в возрасте 80 лет.
Национальный парк «Красноярские Столбы»
Массив скал в Центральном районе заповедника. Элементы массива: вершины Голова, Юрта ворона; ходы Медвежий шкуродёр, Моховой, Труба.
И. Беляк. Край причудливых скал. В приманской тайге. «Дикие Столбы»:
«Влево от Манской стенки стоит причудливейший утес заповедника – “Голова” Манской бабы, покоящаяся тремя точками на мощном гранитном основании. Сколько бы раз вы ни пришли сюда, вас всегда будет поражать своеобразная красота «Головы».
На вершины этих утесов существует совсем немного ходов: на «Стену» — один, на «Голову» — два.
Преодолев «Мокрый бок Стены», столбист выходит на площадку, на краю которой лежит качающаяся плита. Восхождение начинается по длинной и крутой «катушке» к карнизу, с него по гребню — на вершину. Для малотренированных людей движение по узкому гребню с шестидесятиметровыми отвесными стенами очень опасно.
«Голова» Манской Бабы пользуется большей популярностью, чем другие скалы южной группы. На верхнюю площадку гранитного основания можно попасть или через вертикальную щель — «Трубу» или через расположенный левее «Моховой». Последний ход требует меньших физических усилий и более интересен.
Много десятков тысячелетий потребовалось на то, чтобы оставить на гранитной, поверхности такие глубокие морщины и борозды! Одна из них служит лазом. Вклинившись в узкую щель над пропастью, поднимаетесь короткими расклинками на «Темя». Вершина «Головы» сильно выветрилась и состоит из рытвин и чаш. Здесь могут уместиться до двух десятков человек.
Перед тем, как покинуть верхнюю площадку, бросьте взор на основание «Головы». Значительная часть ее весом в несколько десятков тонн висит над глубокой пропастью. Только в одном месте фундамент соприкасается с двумя поддерживающими и уже отклонившимися от основного корпуса плитами. Они прижаты верхним массивом и в таком неустойчивом положении находятся многие столетия.
Отсюда хорошо виден Эстетический (Центральный) район. Ясно различаются Митра и массив Второго Столба. Рядом поднимается полукружье Манской стены. В противоположной стороне виднеются Иджимский развал и Кабарга».
22 апреля 2016
Казахстан потрясен жестоким убийством молодой девушки
Казахстанцев потрясло известие о жутком убийстве молодой девушки в Алматы. Аяжан Едиловой было всего 19 лет, она жила в Алматы, училась в вузе, подрабатывала в салоне красоты и мечтала стать дизайнером одежды.
19 марта девушка вышла с работы, но в общежитие, где жила, так и не пришла. Первым тревогу забил ее парень. Он оповестил родственников Аяжан, а те обратились в полицию. Но полиция Аяжан искать не торопилась.
“Сестренка поехала в Медеуский РОВД и уже в 12 часов хотела написать заявление о том, что пропал человек. На это ей ответили, что сейчас многие сотрудники на усилении на митинге, – возмущается Алмат Муликов, брат убитой. – Они усмехались, говорили: возможно, она спит с парнем, гуляет с подругами, не переживайте, скоро вернется домой”.
Услышав такой ответ, родственники решили действовать сами – подключили волонтеров, нашли таксиста, который подвозил девушку, проверили записи с камер видеонаблюдения.
Узнав адрес, куда поехала Аяжан Едилова, родственники сообщили его в полицию и отправились туда сами. По приезде они увидели, что возле дома уже дежурят люди в формах и стоят машины скорой помощи. Спустя несколько минут родные стали свидетелями того, как из подъезда выводят окровавленного мужчину и увозят. Оказалось, что тело Аяжан к тому времени полиция уже нашла: ее жестоко убили, а затем расчленили.
“После того как сотрудники полиции попали в квартиру, они нашли тело девушки в расчлененном состоянии. Из показаний подозреваемого установлено, что он расчленил тело, чтобы скрыть преступные следы. Некоторые части успел вывезти за пределы Алатауского района и спрятал их в мусорных баках, – рассказывает Рустам Абдрахманов, заместитель начальника департамента полиции Алматы. – Эти останки были обнаружены, назначена дополнительная судмедэкспертиза”.
Но родным погибшей в тот вечер полицейские так и не сообщили, что Аяжан Едилова уже мертва. Заявили: девушки в квартире нет, приходите завтра в отделение. Об убийстве родственники узнали лишь на следующий день из СМИ. Детали убийства шокировали всю страну.
“У нее был вырезан каждый ноготь, каждый зуб был выбит. Зачем он не спеша отрезал голову ей и варил в воде, – рассказывает Алмат Муликов, брат убитой. – То есть от головы остался голый череп и все”.
Жители дома, где произошло преступление, на контакт с журналистами идут неохотно. Говорят, что ничего толком не видели и не слышали.
“Они нас расспрашивали на следующий день. Это было 22 марта. Лично я слышала только стуки в этот день: это было где-то в полночь, молотком как будто ремонт делали, – рассказывает одна из жительниц подъезда. – Конечно, очень страшно, пугает, что в наши дни такое происходит. Мне очень жаль девушку”.
По данным полиции, квартиру пришлось брать штурмом: предполагаемый убийца долго не открывал дверь и пытался покончить с собой, перерезав себе горло. Подозреваемому 28 лет, он уроженец Туркестанской области, имеет высшее медицинское образование, снимал в Алматы квартиру. Сейчас он находится в больнице под усиленной охраной.
Родственники убитой опасаются, что Аяжан – не первая его жертва, и считают, что девушку обманом заманили в квартиру. Что касается предполагаемого убийцы, то они требуют для мужчины высшей меры наказания, но не исключают, что его могут признать невменяемым, что даст убийце возможность избежать ответственности. Родные Аяжан уже записали обращение к президенту Казахстана и просят его обратить внимание на это преступление.
Арт-объект Страница
Надпись
внизу справа углем: Brancusi
Происхождение
Галереи Мирового Дома; Мистер.[д. 1970] и миссис Лестер Фрэнсис Авнет, Грейт-Нек, Лонг-Айленд, Нью-Йорк; куплен 19 октября 1971 г. компанией NGA.
История выставки
- 1969
- Константин Бранкузи 1876-1957, ретроспективная выставка, The Solomon R.Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, Художественный музей Филадельфии, Художественный институт Чикаго, 1969, вып.
- 1974
- Недавние приобретения NGA 1974 г., вып. 61.
- 1978
- Мастер-чертежи NGA 1978, с. 117.
- 2001
- Век рисования, Национальная художественная галерея, Вашингтон, 2001-2002 гг., вып.16.
Библиография
- 1958 г.
- Гейдион-Велкер, Карола. Константин Бранкузи, 1876-1957 . Невшатель, 1958: 184-185, 238, табл. 106.
- 1996 г.
- Бозан, Мария и др. Романул Бранкузи . Сибиу, 1996: 113, 226, репродукция.
- 2001 г.
- Век рисования .Exh. Кот. Национальная художественная галерея, Вашингтон, 2001–2002 гг.: нет. 16.
Связанный контент
Показывать 306090 результатов на странице
Голова женщины | скульптура Пикассо
Узнайте об этой теме в этих статьях:современная скульптура
- В западной скульптуре: Авангардная скульптура (1909–20)
…революционная скульптура Пикассо Женская голова (1909).Скульптор больше не полагался на традиционные методы скульптуры или на свое чувственное восприятие тела; то, что было дано его внешним чувствам зрения и осязания, было подчинено сильной концептуализации. Измененный и сильный внешний вид головы…
Подробнее
современная скульптура
- В западной скульптуре: Авангардная скульптура (1909–20)
…революционная скульптура Пикассо Женская голова (1909).Скульптор больше не полагался на традиционные методы скульптуры или на свое чувственное восприятие тела; то, что было дано его внешним чувствам зрения и осязания, было подчинено сильной концептуализации. Измененный и сильный вид головы…
Подробнее
Ватерлоо Мужчина, приставивший пистолет к голове женщины, признан виновным после суда присяжных | USAO-NDIA
После трехдневного суда присяжных присяжные признали виновным 9 февраля 2022 года осужденного преступника, который приставил пистолет к голове женщины и выстрелил из пистолета по жилому дому.
Тривански Тирик Свингтон, 29 лет, из Ватерлоо, штат Айова, был признан виновным в хранении огнестрельного оружия как уголовник.
Судебные доказательства показали, что 15 февраля 2021 года Свингтон с группой друзей находился в резиденции в Ватерлоо, штат Айова. Группа выпивала в течение нескольких часов, когда некоторые из них решили уйти. Свингтон и еще трое сели в машину. Еще до того, как машина выехала из дома, Свингтон поссорился с женщиной внутри машины.Свингтон начал царапать и царапать женщину и дергать ее за волосы. Свингтон вырвал у женщины пряди волос, которые полицейские позже нашли в задней части машины и на подъездной дорожке. В какой-то момент Свингтон вытащил специальный револьвер 38-го калибра и направил его в голову женщины. Другие люди в машине пытались отобрать пистолет у Свинтона. В конце концов, один человек вышел из машины и пошел за помощью. Два человека, включая жертву, позвонили в службу 9-1-1, пока Свингтон все еще был в доме.Пока они разговаривали по телефону с 9-1-1, Свингтон побежал по улице, развернулся и выстрелил из пистолета по дому. Офицеры прибыли на место происшествия и поговорили со свидетелями, которые сказали, что Свингтон вытащил револьвер. Офицеры обнаружили Свингтон в паре кварталов отсюда. С помощью K9 офицеры смогли отследить путь Свинтона и найти специальный револьвер 38-го калибра. Свидетели точно идентифицировали револьвер как тот, который натянул на них Свингтон. Свингтон ранее был судим за тяжкое преступление.
Это дело было возбуждено в рамках проекта «Безопасные соседи» (PSN). PSN является центральным элементом усилий Министерства юстиции по сокращению насильственных преступлений. PSN — это научно обоснованная программа, доказавшая свою эффективность в снижении уровня насильственных преступлений. С помощью PSN широкий спектр заинтересованных сторон работает вместе, чтобы выявить наиболее острые проблемы насильственных преступлений в обществе и разработать комплексные решения для их решения. В рамках этой стратегии PSN сосредоточивает усилия по обеспечению правопорядка на самых жестоких правонарушителях и сотрудничает с местными программами профилактики и повторного въезда для устойчивого снижения уровня преступности.
Свингтон содержится под стражей маршала Соединенных Штатов, пока ему не будет вынесен приговор. Дата вынесения приговора пока не назначена.
Дело было возбуждено помощником прокурора США Эшли Коркери и специальным помощником прокурора США Деврой Хейк и расследовано Департаментом полиции Ватерлоо, Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам и Службой маршалов США.
Информация о судебном файле на https://ecf.iand.uscourts.gov/cgi-bin/login.pl.
Номер дела 21-CR-2033.
Подпишитесь на нас в Твиттере @USAO_NDIA.
Этюд для Эль Джалео: рука танцовщицы и голова сидящей женщины
Регистрационный номер
С.Г.Сар.4.2.4.16
Первичный Создатель
Джон Сингер Сарджент
Полное название
Этюд для Эль Джалео: рука танцовщицы и голова сидящей женщины
Дата создания
1881
Происхождение
Подарок Джона Сингера Сарджента Изабелле Стюарт Гарднер в альбоме для рисования, содержащем 18 листов с 22 рисунками в 1919 году.
Размеры
23,5 x 33,5 см (9 1/4 x 13 3/16 дюйма)
Дисплейный носитель
Бумага, уголь
Веб-комментарий
Изабелла Стюарт Гарднер тщательно записывала многие свои приобретения. В соответствии с этим наследием информация об объектах постоянно пересматривается, обновляется и обогащается, чтобы обеспечить более широкий доступ к коллекции.
Расположение постоянной галереи
Короткая галерея
Библиография
Роллин ван Н. Хэдли (ред.). Рисунки: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон, 1968), с. 46, нет. 22.Ричард Ормонд. «Эль-Халео Сарджента». Fenway Court (1970), стр. 2-18.
Мэри Кроуфорд Волк. «Эль Джалео» Джона Сингера Сарджента. Exh. Кот. (Бостон: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер; Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея, 1992), стр. 176–184, вып.40.
Алан Чонг и др. (ред.) Глаз смотрящего: шедевры из музея Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон, 2003 г.), с. 159.
Ричард Ормонд и Элейн Килмюррей. Джон Сингер Сарджент: фигуры и пейзажи, 1871–1882 гг. Полный том IV картин. (Нью-Хейвен и Лондон, 2006 г.), стр. 225–275, рис. 160.
Права и репродукции
Использование изображений, текста и других мультимедийных материалов на этом веб-сайте ограничено. Пожалуйста, ознакомьтесь с правами и репродукциями для получения подробной информации.
Эймс, Айова — Металлическая женская голова
Большая голова женщины в интерпретации художника Денниса Паттона. Деревянная версия сгнила, поэтому ее заменили на версию из ржавой стали.
- Адрес:
- 800 Lincoln Way, Ames, IA
- Как добраться:
- Центр города, на юго-западном углу шоссе 69/Grand Ave. и шоссе 930/Lincoln Way.
Результаты с 1 по 5 из 6… Страница из 2 [Следующий 1 пункт]
Советы посетителям и новости о Metal Woman’s Head
Отчеты и советы от RoadsideAmerica.com и мобильные консультанты Roadside America. Некоторые советы могут быть не проверены. Отправьте свой собственный совет.
Металлическая женская головаФактический адрес для использования в целях GPS: 500 Lincoln Way для здания Департамента транспорта Айовы. Там есть небольшой участок, где можно припарковаться и дойти до статуй.
[Мередит, 21.08.2019] Металлическая женская головаДолжен признать, что это довольно уродливая скульптура. Мне обычно нравятся изделия из металла, и я обычно могу оценить такие скульптуры.Нам, леди, не очень к лицу такое сходство, чтобы им гордиться.
[Расс и Аннет, 02.07.2017] Голова женщиныМеталлическая скульптура головы женщины на Линкольн-уэй, к востоку от Университета штата Айова.
[Джек Стек, 01.03.2010] Деревянная дама – теперь металлическая ледиОбновление “деревянной дамы”. Самая уродливая статуя, которую я когда-либо видел в своей жизни, была снята в прошлом году, к моему удовольствию, так как дерево гнило. Удивительно, но его заменили на аналогичный металлический .Нам повезло.
[Ширли Корли, 04.03.2000] Деревянная дама – Скоро будет заменаДеревянная дама в Эймсе была снята с угла Гранд-авеню и Линкольнвей 21.10.98). Они будут делать его стальную копию, потому что он так сильно испортился.
[Жан Хайнц, 01.11.1998]Страница из 2 [Следующий 1 элемент]
Мобильные приложения
Приложение Roadside America для iPhone, iPad. Карты маршрутов, тысячи фотографий, специальные объекты для исследований! …Больше
Приложение Roadside Presidents для iPhone, iPad. Ориентиры POTUS, странности. …Более
Айова Последние советы и истории
- Мемориальный камень Рокки Марчиано, Ньютон, Айова
- Светящаяся тропа Натана Майлза, Винтон, Айова
- Семейный автобус Партридж, Бэгли, Айова
- Дом Сквидварда, Вадена, Айова
- Следы истории: этот день на Поле грез, Дайерсвилл, Айова
Последние советы посетителям
США и Канада Советы и истории
- Большая горилла, Клермонт, Флорида
- Особенность: Государственный парк долины динозавров, Глен Роуз, Техас
- Полноразмерная копия первого в мире авиалайнера, Санкт-Петербург.Петербург, Флорида
- Памятник универсальному солдату, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Дракон Расти, Огилви, Миннесота
Больше наблюдений
Репродукция женской головы На продажу
Леонардо да Винчи создал этот восхитительный рисунок в 1473 году, в самом начале своей карьеры художника. На нем изображена голова женщины, склоненная на левый бок, и он выполнен тушью на бумаге. Как и в случае с большинством рисунков тушью на бумаге, это произведение редко выставляется на всеобщее обозрение из-за уязвимости его носителей.В настоящее время он является частью удивительной коллекции галереи Уффици во Флоренции.
В это время Леонардо да Винчи начал создавать произведения как художник и получил свое первое обучение в качестве ученика в мастерской Андреа дель Верроккьо. Леонардо да Винчи имел ограниченное формальное образование, кроме чтения, письма и математики, и начал работать в студии Верроккьо рано, в возрасте 14 лет. Только тогда знаменитый художник начал развивать свои способности создавать картины, скульптуры и рисунки среди другие навыки, такие как столярное дело, работа с металлом и кожей.
На рисунке изображена голова женщины, слегка наклоненная набок, глаза и рот закрыты. У женщины объемные волнистые волосы, частично прикрытые замысловатым головным убором, похожим на повязку с платком, украшенным драгоценностями.
Детали лица женщины более темные и более заметные, так как может показаться, что художник использовал четкие и жирные линии в этой части рисунка. Ее глаза, рот и профиль лица сильно отпечатаны на бумаге.У нее фирменное, почти меланхоличное выражение лица.
Ее идеально вьющиеся волосы падают на лицо, показывая первые признаки стиля прически, который станет очень популярным среди картин и эскизов Леонардо да Винчи. В то время как верхняя часть волос, над лентой для волос, полностью заплетена, нижняя часть показывает много движения и изогнутых линий.
В то время как левая часть рисунка четко обозначена на бумаге и имеет сильный контраст между линиями и цветом бумаги, правая и верхняя части рисунка начинают блекнуть, так как видно, что художник набросал эти части более свободно и свободно.
Поверх женской повязки для волос орнаментированная брошь, из которой выходят два крыла. Детали волос и головного убора потрясающие и контрастируют с мягкостью и невинностью выражения лица женщины.
Голова женщины с заплетенными волосами Арт-принт Алессандро Бонвичино Моретто
Отличные фото, отличное качество, быстрая доставка
Очень доволен покупкой.
Очень просто заказать и очень доволен печатью. Хорошо упаковано.
Красивая картинка от King & МакГоу Так доволен этим. Отличное быстрое и эффективное обслуживание, прекрасное качество печати и рамки. Это третий раз, когда я заказываю у King & McGaw, очень рекомендую!
Отличные отпечатки. Действительно хорошо смонтирован.
Я очень доволен качеством.
Люблю этот принт, и рамка отличная. Отличный сервис.
Арт такой качественный. Для каждой комнаты и на любой вкус найдется украшение. Доставка очень быстрая.
Отличный сервис, качество печати и обрамления не имеет себе равных. Закажите 6 отпечатков сейчас, и это мой первый порт захода.
Фантастическое обслуживание клиентов. Я заказал две картины и понял, что они отличаются по высоте на 1 см, что выглядело бы странно на стене. После обращения в службу поддержки они быстро разрешили ситуацию и сделали так, чтобы обе фотографии имели одинаковый размер кадра. Я в восторге от фотографий!
Все прекрасно. Качество печати и оформления исключительное.
Я купил гравюру Баския, она была на хорошей бумаге, хорошо отпечатана.
Заказал два принта в рамке, так как получил подарочный сертификат на 100 фунтов на Рождество, слишком много замечательных принтов на выбор! Так что мы просто добавили к нему денег и купили два. Прибыли очень хорошо упакованными и потрясающими, в реальной жизни намного лучше, и они выглядели очень хорошо на сайте.
Недавно купил несколько гравюр Лоури, чтобы пополнить нашу коллекцию.Фотографии всегда хорошо упакованы, наши друзья всегда отмечают, как хорошо они смотрятся в своих черных рамках. Настоятельно рекомендую King & McGaw
Замечательный принт! Я так доволен этим. Рамка качественная, пришла аккуратно упакованная. Отлично! Я уже начал искать свою следующую покупку.
Люблю этот принт! Отличное качество и сервис.
Выдающееся качество.Я бы не стал покупать отпечатки где-либо еще
Отпечатки превосходного качества, а обрамление – высочайшее мастерство, которое так надежно упаковано и высочайшего качества! Купили 4 Dalí теперь печатает и в восторге от них!
На данный момент купили 3 картины – все как положено и высокого качества.