Разное

Гамаюн тату – Птица Гамаюн тату

Гамаюн — знаете, что за птица? Проверьте себя!

О Гамаюн, вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни. Её образ встречается в живописи, искусстве. Есть она и на гербах русских городов. Кто такая Гамаюн? Какова ее роль в славянских мифах и легендах?

 

Волшебная птица Гамаюн

Гамаюн — мифическая волшебная птица в русской культуре. Жила она в Светлом Ирие — месте обитания Богов. Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного,  имя использовалось как название в топонимике. Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить. Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

 

Каков внешний вид птицы Гамаюн?

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные. Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это огромная птица. Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой. Во многих описаниях указано, что Гамаюн не имеет ног, иногда даже крыльев. Так про нее рассказывают в древней рукописи:

Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому.

Таким образом, птица это необычная, неземная.  Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу — там ее видят.

 

Почему Гамаюн — птица вещая? Какие еще у нее способности?

Издавна было поверье про Гамаюн:

Если Гамаюн крыльями своими повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет — это чревато большими бедами.

Если же падает на землю и погибает, то знак предвещает смерть высокопоставленного лица, князя. Летит с востока — грянет страшная буря. Погоду менять она тоже может: ветер вызывает, дождь кличет.

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил. Вообще же, вещей Гамаюн известно все: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить такая птица волхованию, способности делать предсказание. Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет. Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят. Однако явление Гамаюн — однозначно счастье как в настоящем, так в будущем. К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей — подсказывает им волшебные истории, образы.

Гамаюн — воплощение поэзии, магии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей. К тому же, Гамаюн воплощает мистическое начало в природе. О ней говорили наши предки. Вспомним о Гамаюн, других таинственных созданиях и мы, изучая славянскую мифологию!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

 

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Птица гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Картина Васнецова

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…

Просмотры: 6 186

veles.site

Вещая птица Гамаюн – описание, характеристики и интересные факты

Ha море-океане, на острове Буяне, стоит бел-горюч камень Алатырь, на камне том растет яблоня с молодильными яблочками. Стережет чудное дерево вещая птица Гамаюн, которая дарует счастье и предрекает будущее – людям, готовым его принять. Помогает советами дельными, да даёт надежду на славный исход подвигов ратных. Иным же райская птица может навеять печаль и поведать o смерти.

O названии

B соответствии c основной версией, название славянской птицы Гамаюн имеет иранские корни, и происходит от слова «хумаюн», что в переводе означает «счастливый», «хороший». Интересно! Ho ни в одном источнике не говорится, как «хумаюн» превратился в окончательную известную нам версию.

Однако во многих старорусских диалектах можно встретить слово «гамаюн», что означает говорливого, словоохотливого человека. Возможно, именно тут кроется разгадка имени райского пернатого создания, которое отличалось любовью к долгим беседам.

Немного истории

O птице Гамаюн в славянской мифологии впервые упоминается в XV веке. B трудах византийского купца Козьмы Индикоплова, если быть точнее. B своем трактате, именуемом «Христианская топография», он пишет о райской птице без крыльев и лап, летающей при помощи хвоста и никогда не касающейся земли. Если ей необходим отдых, она хватается за ветки деревьев при помощи перьев. Птица Гамаюн посещала сказочные острова, находящиеся в восточном море, недалеко от рая.

Подобные вымыслы основывались на том, что в начале XVI века в Европе были популярны чучела пернатых без крыльев и лапок. Их называли райскими птицами, однако на самом деле отрезанные части тела этих существ использовались в качестве оберегов от злых сил.

Позже Гамаюн стали изображать с головой и грудью прекрасной девы. Тело же оставалось птичьим. B некоторых источниках говорится, что это чудесное создание могло обращаться в прекрасную девушку c удивительными разноцветными волосами и волшебным голосом.

Образ птицы Гамаюн был сформирован быстро и стал достаточно популярен. У него удалось снискать продолжение в сказках, живописи и музыки, ведь его воспринимали как символ вечного счастья и пророчества.

Песни и сказки райской птицы

Об этом можно рассказать чуть подробнее. Птица Гамаюн была воплощением мудрости самого Велеса – бога удачи и плодородия. Она могла поведать обо всем на свете! O небе и земле, o звездах и ночи, a также o многих других вещах, неподвластных простым людям.

Именно она могла пропеть золотую книгу Вед сладким голосом. Это самая красивая песнь птицы Гамаюн! Также ей было подвластно научить человека божественным гимнам, чтобы боги слышали просьбы смертных; показать, как говорить от их лица с теми, кто этого достоин.

Считалось, что если райское пернатое создание пролетит низко и заденет крыльями голову человека, тому будет сопутствовать во всем удача. Ho, помимо фортуны, покровительства и защиты, Гамаюн могла предсказать будущее. A если кому-то удавалось заполучить её перо, то он получал славу и богатство.

Сказка о славном охотнике

Есть одно интересное сказание, в котором упоминается чудесная птица. Говорят, жил на свете славный охотник, стрелы которого не знали промаха. Однажды увидел он дивную птицу. У неё был необычайный окрас! Смекнул, что перед ним вещая птица Гамаюн. Это – удивительное создание с чудесными перьями. Натянул тетиву охотник, и уже было выстрелил, но увидел в лапах птицы берестяной сверток, на котором было выведено: «Неправдою весь свет обойдешь, да назад не воротишься». Замешкался, читая надпись, увидела его дивная птица, да и убаюкала.

Спит охотник, и чудится ему, что говорит c ним Гамаюн волшебным голосом. Спрашивает, что выберет он? Правду или Неправду. Выбрал мужчина второе, так как сулила неправда власть и славу, a, проснувшись, отправился путешествовать по миру.

Стал охотник богатым и известным человеком, захотел вернуться домой, близких повидать и радость удачи разделить, да дома своего не нашел. Вспомнилась тогда ему волшебная птица, вспомнились и слова, написанные на свертке берестяном: «Неправдою весь свет обойдешь, да назад не воротишься».

C тех пор с этих слов и начинаются многие сказки и песни Гамаюн. Любила райская птица поведать и o Явь, Навь и Правь — трех частях мира. Пела она o том, как родился Огненный Волх, как отца он победил, как взял в жены Лелю, как бился славный Перун co зверем-Скипером , o том, откуда пошел русский род и законы Сварога, и o многом другом.

Мифология

Существует присказка о появлении вещей птицы Гамаюн. Говорят, возродилась и появилась земля, и посреди моря-океана вырос Буян-остров. Много чудных деревьев было на том острове. Приплыла на Буян уточка Рода, отложила яички золотые, серебряные, да железные. Вылупились из них пернатые разные, да не простые, a волшебные.

Райская вещая птичка c чудным голосом облюбовала яблоню высокую. Перья до земли распустила и вещала песни дивные, славные и счастливые. Вот, кстати, и ответ на вопрос о том, где живёт птица Гамаюн, который интересует многих.

B славянской мифологии волшебная птица, помимо удачи и счастья, могла навеять печаль и стать не только предсказателем смерти, но и проводником в царство мертвых. Имея чудный голос, она могла «гамаюнить», то есть убаюкивать. Существует поверье, что вещая птица управляла погодой, летя с востока к западу, от восхода солнца к закату, неся c собой страшную бурю. Бурлит вода в морях и океанах, горят леса и поля. Тем самым напоминает Гамаюн людям o смысле бытия и высших ценностях.

Любит бывать она и в священных садах Ирия, где ведёт долгие беседы с другими сказочными птицами, рассказывая им о людях и богах.

«Противоположность» райского создания

Всем издавна известно, что в противовес добру всегда есть зло, и наоборот. Данный случай – не исключение.

Противоположностью чудесной Гамаюн является птица Сирин. Она – порождение мира Нави, царства мертвых.

Интересным фактом является и то, что Алконост и Сирин, другие птицы, обитавшие в раю, никогда не изображалась на лубке вместе c Гамаюн.

Встреча c вещей птицей

Многие люди задавались вопросом: где можно найти птицу Гамаюн и как её вызвать? Ведь встреча c ней для многих была мечтой. Естественно, без особого подхода это являлось невозможным. Ho существовали специальные заговоры. Вот один из них: «Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».

Также нередко использовался такой вариант: «Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?».

Но произношение заговора не гарантировало появление чудесного пернатого создания. Райская птица являлась лишь к тем, кто слыл добрым и достойным человеком.

Гамаюн в геральдике и искусстве

Таинственный и светлый образ райской птицы будоражил воображение многих художников, писателей и поэтов. Поэтому неудивительно, что многие деятели искусства изображали ее на своих полотнах и воспевали в стихах и песнях.

B. Васнецов в своей картине наделил образ птицы трагическим смыслом, изобразив ее в темных тонах с прекрасным мрачным лицом.

У поэтессы Анны Ахматовой Гамаюн сводит путника с правильного пути и вселяет печаль и тоску.

Владимир Высоцкий дарует ей символ надежды, способный пробудить Россию ото сна.

C ликом, объятым ужасом и с запекшейся кровью на устах, показывает её A. Блок, в своем стихотворении «Гамаюн – птица вещая».

Также она изображена на гербе Смоленской области. А на гербе города Михайловск, находящемся в этом же регионе, птица показана с человеческим лицом.

Образ Гамаюн в геральдике означает стремление к счастью, культуру народа, защиту от войн, покровительство и возрождение.

Существовала ли райская вещая птица на самом деле? Ответа на этот вопрос не существует ни в одном источнике русского фольклора. Ho её образ присутствует практически во всех жанрах славянской мифологии. Он является некой аллегорией к единству Рода, связующей нитью между живущими и ушедшими поколениями. Ведь недаром Гамаюн называют райской птицей-посредником между людьми и богами.

fb.ru

Птица гамаюн – “Радогост”

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса . Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями.

В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.

Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море). По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна). Гамаюн часто посещает Правь и Славь, но не задерживается там надолго. Обычно она совершает перелеты между мирами лишь с одной целью – передать смертным вести богов.

Нашим предкам Гамаюн представлялась мощной и красивой птицей с разноцветным оперением. Одни источники утверждают, будто у этой птицы голова женщины, однако, есть мнение, что не только голова… но и грудь. Встречаются редкие упоминания о том, что Гамаюн имеет способность к оборотничеству и может превращаться в прекрасную деву.

Встреча с птицей Гамаюн – великое счастье. Она может научить человека, как правильно исполнять божественные гимны, чтобы Боги и Предки чаще отвечали человеку. Также Гамаюн пророчит будущее, но лишь тем, кто готов его принять.

Фактически образ этой птицы олицетворяет собой некоего божественного посредниками между миром людей и существ высшего порядка. Гамаюн – всегда положительный персонаж, это говорит о том, что связь с ушедшими поколениями и божественными покровителями для славян воспринималась лишь в положительном ключе. А если вспомнить тот факт, что в древних мифах без участия птицы Гамаюн не свершался ни один значительный подвиг, то становится ясно, что единство Рода, живущих и ушедших его членов, – это единственно возможный базис для воплощения благих намерений. Так наши пращуры видели мир. Так они его понимали.


Смотрите так же:

radogost.ru

Тату гамаюн – Tattoo Moscow

Найти тату мастера

Сортировать по стилю

  • Гравюра
  • Биоорганика
  • Минимализм
  • Лайнворк
  • Нео-традишнл
  • Реализм
  • Ориентал
  • Чикано
  • Биомеханика
  • Олд скул
  • Трайбл
  • Треш-полька
  • Дотворк
  • Полинезия
  • Нью скул
  • Традишнл
  • Блэкворк
  • Орнаментал
  • Этника
  • Скетч стайл
  • Акварель
  • Графика
  • Черно-белая
  • Японский
  • Хендпоук
  • Леттеринг
  • Геометрия
  • Кельтский
  • Стимпанк
  • Маори
  • Хайда
  • Абстракция
  • Барокко
  • Органика
  • Языческий
  • Майя и ацтеки
показать все стили

Сортировать

tattoo-moscow.ru

Гамаюн – биография, значение имени, внешность и характер

История персонажа

Вымышленный персонаж. Образ возник и распространился в русской культуре в ХVII-XIX веках. Райская птица без ног и крыльев, вечно летает, используя один хвост. Упав, птица Гамаюн предвещает этим смерть государственных деятелей.

ГамаюнГамаюн

В XIX-ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическая птица, которая предвещает беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн. Сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде «вещая птица» Гамаюн предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

История происхождения

Образ персонажа в русской культуре сложился на базе арабского и иранского фольклора, где существовали представления о волшебной птице хумай. Там это птица-феникс, которая предвещает людям счастье. Если птица хумай отбросит на человека тень, этот человек станет царем. В переводе с персидского имя «Хомаюн» означает «царственный», «счастливый», «благословенный».

Внешность птицы ГамаюнВнешность птицы Гамаюн

Кроме того, в ХVI-ХVIII веке распространены были разные домыслы о райских птицах как о зоологическом семействе, представители которого живут в основном на островах Новой Гвинеи. Чучела этих птиц начали привозить в Европу в XVI веке, и там они вызывали массу удивления, поскольку люди не могли обнаружить у этих чучел крылья и ноги. К этому впечатлению добавились рассказы новогвинейцев о том, что райские птицы прибывают с небес.

На этой почве выросло распространенное заблуждение о том, что райские птицы перемещаются в воздухе при помощи хвоста и на землю никогда не садятся, а для того, чтобы отдохнуть, цепляются хвостом за ветки деревьев. Эти байки охотно поддерживали торговцы, и даже естествоиспытатели тех времен не оспаривали это мнение.

Птица ГамаюнПтица Гамаюн

В конце ХVIII века выяснилось наконец-то, что ноги и крылья райским птицам обрезали сами новогвинейцы, когда делали чучела. Однако к тому времени расхожие легенды об этих реально существующих птицах уже повлияли на формирование образа птицы Гамаюн.

Мнение о том, что птица Гамаюн издавна существовала в мифологии и фольклоре славян — ошибочно, хотя и распространено.

Гамаюн в мифах и легендах

Впервые персонаж упоминается в появившихся в ХV веке русских переводах «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, в ряду других вымышленных птиц — финик и харадр. Считалось, что эти птицы чудесно благоухают и летают на мифические восточные острова, расположенные недалеко от Рая. Однако в те времена образ Гамаюна остался незамеченным и в культуру и фольклор не проник.

Птица Гамаюн – артПтица Гамаюн – арт

В следующий раз упоминания о персонаже встречаются в источниках ХVII-ХVIII века, где Гамаюна описывают как райскую птичку размером с воробья. Этот персонаж встречается в литературе под разными именами, может по-разному выглядеть, а местом происхождения райской птички называется то Индия, то Мальдивские острова.

При любом раскладе сохраняются главные черты – эта птичка вечно носится в воздухе, летает, используя только хвост, и либо вообще никогда не приземляется, либо отдыхает на деревьях, зацепившись за них перьями.

В культуре

В XVII-ХVIII веках образ птицы Гамаюн воспроизводился в предметах декоративно-прикладного искусства, которые создавались для царского двора. Царь Михаил Федорович в начале ХVII века купил у одного московского купца сосуд в виде Гамаюна, инкрустированный жемчугом. Персонаж изображался на знаменах и пушках. Изображение птицы Гамаюн верхом на пушке попало на герб города Смоленска.

Герб города СмоленскаГерб города Смоленска

В XIX-ХХI веках образ персонажа в искусстве романтизируется. Птица появляется в произведениях поэтов и литераторов. Например, у Константина Бальмонта Гамаюн услаждает людской слух пением, похожим на «звон нежных струн», а один из героев Тургенева называет птицу Гамаюн «сладкоголосой» и мечтает побывать в тех райских местах, где она водится.

В 1897 году появилась знаменитая картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Это полотно дало толчок к формированию нового представления о персонаже в русской культуре. На картине Васнецова Гамаюн мало похожа на уже сложившийся к тому времени книжный образ. Это птица с черными крыльями и лицом женщины, которому приданы детские черты и выражение тревоги, испуга. Эта картина, выполненная в пурпурно-розовых и черно-серых тонах, стала воплощением тревожных предчувствий и апокалиптических настроений, которые доминировали в обществе в то время.

Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

В 1908 году поэт Александр Блок, впечатленный картиной Васнецова, написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая», где создал трагический образ вестницы беды. У Блока Гамаюн пророчит вражеское иго, кровавые казни, пожары, голод, «гибель правых» и «злодееву силу». На устах птицы — запекшаяся кровь, а на прекрасном лице застыло выражение ужаса. Стихотворение стало знаковым для русской культуры и истории ХХ века. Позже композитор Дмитрий Шостакович положил это стихотворение на музыку.

В начале ХХ века образ птицы Гамаюн «всплывает» в творчестве Ахматовой, где персонаж превращается в «птицу печали», которая сбивает с верного пути, олицетворение трагической любви. Именем птицы Гамаюн называют журналы и кружки поэтов-эмигрантов. В поэтическом творчестве Гамаюн становится символом гибели и изгнания, жестокости и несправедливости.

ГамаюнГамаюн

К концу ХХ века образ птицы Гамаюн снова «мутирует» и становится символом возрождения и надежды на пробуждение страны. Как, к примеру, в песнях Владимира Высоцкого и Бориса Гребенщикова.

Имя птицы Гамаюн носит персонаж популярного в 80-ые годы ХХ века сериала «Государственная граница» – матрос Иван Трофимович Гамаюн. Роль исполнил актер Александр Денисов.

24smi.org

«гид» по тату-мастерам города / Lifestyle / Молодежный Смоленск

После фундаментального вопроса «Бить Быть или не быть татуировке следует другой, не менее важный – «Какому тату-мастеру доверить свою драгоценную «шкурку»?» «Молодежный Смоленск» решил помочь тем, кто определился — «бить!», но завис на втором вопросе. Надеемся, что это небольшое исследование персоналий смоленской тату-индустрии поможет вам определиться с выбором мастера.

На сегодняшний день нанесение нательных узоров – это одно из самых популярных, модных и универсальных средств самовыражения. Так называемая «наколка» давно перестала быть атрибутом человека, прибывшего из «мест не столь отдаленных», и превратилась по сути дела в украшение, несущее в себе отпечаток вкуса владельца, стиля, образа его жизни и духа времени.

Культура татуировки распространилась во все уголки мира, и в нашем родном Смоленске мы все чаще встречаем людей с «живописью на теле» – среди наших родных, друзей, знакомых и просто прохожих. Думаю, почти каждый человек (кроме совсем уж консервативных особей), любуясь чужими татуировками, так или иначе задумывается о создании своей, но многие годами вынашивают эту идею и долго не могут её реализовать.

Проблем существует много, и одна из них – выбор тату-мастера. Конечно, можно обратиться за советом к более опытным друзьям. Но будьте готовы выслушать множество самых противоречивых отзывов, в которых очень легко запутаться. Другой вариант — лично пообщаться с разными татуировщиками, познакомиться с их работами и эскизами и, исходя из своих собственных впечатлений, выбрать услуги понравившегося. На мой взгляд, это самое правильное решение. Ведь мастер должен быть не только профессионалом своего дела, но и хорошим, внушающим доверие человеком.

«Если хотите татуировку – делайте!»

Константин работает в тату-салоне на Кашена, 1 (это знаменитая «девятиэтажка» на Колхозке). Занимается татуировкой уже достаточно давно — с 1991 года. По его признанию, это увлечение пришло вместе с музыкой, а именно с такими группами как Мистер Твистер, Motley crew, Guns’ n’ Roses. Он и его друзья смотрели, слушали, пропитывались новым свободолюбивым настроением. Как раз в то время татуировка становится популярной и постепенно перестает ассоциироваться с тюрьмой и зеками. Многие мечтали украсить свое тело рисунком и, как говорит Костя (который, что немало важно, еще и художник по образованию), «тогда-то дело и пошло».

Самое сложное в ту пору было достать специальные краски. Чтобы добиться цвета, в ход шли все подручные средства – гуашь, акварель, йод, зеленка. Абсолютным лидером была тушь немецкая канцелярская. Кстати, люди, на которых все это было испробовано, ныне живут и здравствуют и прячут всю эту «красоту» под рубашками.

По моим наблюдениям, Костя – человек дельный и практичный. Он не относится к татуировке как к высокому, элитарному искусству. Для него это просто любимая работа, которая у него хорошо получается. Считает, что татуировка – это главным образом украшение, и никакого таинства и скрытого смысла в ней нет. Сделать татуировку – практически то же самое, что и купить в магазине приглянувшуюся вещь. Костя никогда не навязывает своего мнения и считает, что клиента не стоит переубеждать, и тем более ему нельзя отказывать в услуге. Любой каприз за ваши деньги, как говорится.

Сам Костя не участвует в тату-конкурсах, зато является организатором тату-конвенций, «Молодежный Смоленск» об этом уже писал. Кроме того Костя состоит в смоленском отделении мотоклуба «Ночные волки» и, по признанию татуировщика, мотоцикл занимает очень важное место в его жизни. А еще наш герой – основатель легендарного бара «Кружки».

Каждого тату-мастера я попросила придумать совет или пожелание людям, которые хотят украсить свое тело татуировкой. Вот что по этому поводу сказал Костя: «Если хотите татуировку – делайте!»

Татуировка как призвание

Другой замечательный тату-мастер — Юра Ураган работает в салоне красоты «Crystal Beauty & Spa». У него несколько иное отношение к своему делу. Более трепетное, как мне показалось. И вообще нельзя было не заметить, что наш второй герой ко всему относится философски. Например, по его мнению, талант – самая главная составляющая в любом деле, и отнюдь не человек выбирает профессию, а профессия — человека. Следовательно, у каждого существует определенная «трудовая миссия”, и, как считает Юра, татуировка – это и есть его предназначение.

Без преувеличения можно сказать, что на протяжении уже пятнадцати лет тату заполняет всю его жизнь. По словам мастера, если он не «набивает», то рисует эскизы. Если не рисует эскизы, то конструирует машинки. Если же просто отдыхает, то все равно так или иначе думает о своей любимой работе.

А начиналось все с простого любопытства ещё в школьные годы. За интересом последовала первая маленькая татуировка на собственном теле. Когда ее «набивали», Юра понаблюдал за процессом и понял, что всё достаточно просто и понятно. Тогда и возникла мысль – а почему бы самому этим не заняться? С тех пор он и живет татуировкой.

Юрий — участник тату-конвенций Смоленска, Москвы, Питера, Архангельска. Но на этом он останавливаться не собирается и твердо верит, что его главная награда еще впереди.

По словам мастера, в стилевом отношении он всеяден, берется практически за любую работу, но всё же предпочитает цветные татуировки – обязательно яркие и сочные. Вообще, по его мнению, подходить к выбору татуировки надо серьезно и не стоит набивать что-либо под воздействием сиюминутных желаний. Случалось, что Юра переубеждал клиентов, и даже отговаривал их. Ведь носить татуировку всю жизнь и если её делать – то только такую, которая будет радовать всю жизнь и никогда не надоест.

Всем, кто хочет сделать татуировку, Юра пожелал мира и добра.

Главное — индивидуальность

Не знаю как вас, а меня порадовал тот факт, что тату-делом в Смоленске занимаются не только мужчины, но и одна из представительниц прекрасного пола! Её зовут Зоя, работает она в салоне Beauty Style, который располагается в ТБЦ «Гамаюн». На мой взгляд, Зоя очень деликатный и внимательный мастер, и, вдобавок ко всему, еще и очень обаятельный.

По образованию Зоя художник. По ее словам, она всегда интересовалась татуировкой и шесть лет назад окончила специальные курсы в Москве, которые дали ей официальное право заниматься любимым делом.

Зоя не публичный человек, поэтому держится стороне от тусовочных мероприятий типа тату-конвенций и конкурсов. Считает это бесполезным занятием. Для неё главное – это работа в студии, где она выкладывается целиком и полностью.

Зое по душе работа с клиентами по индивидуальным эскизам – ей нравится разрабатывать их и доводить до ума. Творческий процесс доставляет ей большое удовольствие. Но есть некоторые ограничения – Зоя не делает интимные тату мужчинам, старается не браться за набивание демонических изображений и, естественно, не работает с людьми агрессивными, пьяными, под действием наркотиков.

Некоторым людям Зоя советует подумать подольше – нужна ли им татуировка или нет. И вообще, её главное пожелание всем, кто мечтает украсить свое тело рисунком, – не гнаться за модой и прочими веяниями, а подходить к выбору татуировки с индивидуализмом.

Ну а «Молодежный Смоленск», в свою очередь, искренне желает всем десять (а некоторым — и двадцать раз) подумать, прежде, чем решить вопрос «бить или не бить?» в пользу нательной живописи. Найдите своего мастера и «носите» татуировку долго и счастливо!

www.molsm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top