Разное

Фото змей искуситель: Змей искуситель картинки – 79 фото

Содержание

Страшные картинки. История Зла. – наездники судьбы — ЖЖ

Ад. Франция 15 век

Ужас, как люблю всякие страшные сказочные картинки! С детства. В детских книжках в первую очередь жадно рассматривала изображения ведьм, баб яг, чертей и прочей нечисти. Естественно, когда бабушка украдкой приводила меня в детстве в церковь, на фресках и иконах я всегда с любопытством рассматривала сцены Страшного суда. Это со мной что-то или вы все так?


Древнегреческие философы Пифагор и Порфирий посредством гидромантии вызывают дьявола.
Франция 1490-е.
Официальная церковь порицала вошедшее в моду увлечение трудами античных философов.

Сейчас я увлеклась средневековой книжной миниатюрой – благо, нынче этого оцифрованного добра в Сети хоть пруд пруди – и обнаружила, что среди миниатюр полно моих любимых страшных картинок. Изучая их, я заметила, что авторы следовали нескольким стандартным сюжетам, в которых присутствовали чудовища, черти и другие представители темных сил. И набор этих сюжетов не так уж велик, хотя фантазия некоторых средневековых художников не ограничивалась обычным набором – бесы на их миниатюрах иногда появлялись в самых неожиданных местах, что вполне закономерно – дьявол-то вездесущ, он не дремлет! Тем не менее, я попыталась скомпоновать миниатюры из манускриптов по разным принципам, и ниже покажу вам, что получилось.


Группа евреев, наущаемых дьяволом.
Франция, 14 век.
Еще в Средние века было принято “демонизировать” образ врага. А кто же не первый враг, как не евреи?!

Оказалось, что отбирать картинки по хронологии и их происхождению совсем не интересно. Нас, конечно, интересует история искусств, но не в таких деталях. По сюжетам будем, конечно!

Очень много картинок, показывающий Ад и Страшный суд. Ужас ужасный, но довольно однотипно. Есть картинки, посвященные демонам и их предводителю – Сатане, таких меньше, они все-таки чаще встречаются в каком-либо контексте. Еще одна излюбленная тема – первородный грех и Змей-искуситель. И, конечно, Апокалипсис и падение мятежных ангелов. Ну, и еще пара сюжетов.


Лилит искушает Еву.
Нидерланды, 14 век.

Взялась немного книжек почитать и научно-популярных фильмов посмотреть, стало интересно. Углубляясь в тему, я с удивлением поняла, что уже известные мне факты о темной стороне загробного мира дают весьма поверхностное о ней представление, да и сами факты не всегда так интересны, как их происхождение.

Похоже, Сатана был так ненавидим и так опасен, что в священных текстах его упоминали вскользь и нечасто (так и вижу, как писец при каждом таком случае опасливо сплевывает три раза через левое плечо). Зато малевать его «звероподобную образину» брались практически все миниатюристы и делали это, судя по результатам, с большим вдохновением.


Грехопадение
Нидерланды. 15 век.

И еще одна мысль пришла мне в голову: тема зла в Библии освещена так противоречиво и иногда запутанно, словно тщательно обминаются ответы на некоторые вопросы: как допустили? Откуда такое зло, раз все создал Бог? Изуверские адские наказания, хоть и заслуженные – добро или не совсем? Как в аду могут гореть бестелесные души? Не души, – тела? Почему тогда бесконечно, должны же довольно быстро сгореть? Телесен ли дьявол? Появляется в каком-то обличие? Значит, телесен? И смертный покрепче может его побороть? Или как?

Очень, очень много вопросов, над которыми, подозреваю, сломало копья ни одно поколение христианских теологов. И сами вопросы эти каверзные такие, провокационные, словно задает их сами знаете кто (тьфу, тьфу, тьфу). И еще один момент – только в христианстве Сатана имеет такую власть, и он такой мощный и заклятый враг Бога, в других религиях нет. Да и то, похоже, такая концепция появилась не сразу. Может, нам больше всех нужен кто-то, на кого можно свалить свою слабость и нечистоту?


Грехопадение (?)

И все равно интересно! Пришлось мне даже почитать некоторые отрывки из «Иезекиля», и «Исайи», и «Иова» – ведь в этих ветхозаветных источниках впервые упоминается Сатана, или Люцифер. Даже если брать имя – как правильно: Сатана или Люцифер? Оказывается, «Люцифер» – это имя ангела, который восстал против Бога-отца и был низвергнут на землю, означает оно «сын зари», а вовсе даже не «князь тьмы».

В «Иезекиле» говориться, что был он в «чине» херувима, был прекрасен собой и носил роскошные одежды, «доколе не нашлось в тебе беззакония». Причем как-о так обтекаемо говориться, исследователи только предполагают, что речь идет о Люцифере. Двигала прекрасным ангелом гордыня, он захотел стать равным Богу и восстал против своего Создателя, подняв войско. Правда, проиграл, и, в этот момент, по-видимому, стал сразу страшным и некрасивым (злость никого не красит) и был низвергнут на землю, чтобы искушать род человеческий и делать всякие пакости. Об этом теологи договорились также не сразу. Первые толкования и пояснения по этому поводу мелькают в трудах Оригена, богослова 3 века. Суть его работ, толкующих Писание: «Если вы не поняли, объясняю доходчиво» (я тоже по диагонали пробежалась по переводам).


Первородный грех
Германия. 15 век
Мужчины, заметьте: Ева стала “заниматься фигней”, когда Адам был занят собой и своими делами! Вот нечего нас оставлять без внимания!

Однако, оказывается, Люцифер – не первое существо, взбунтовавшееся против Бога. Первой была Лилит – предшественница Евы, первая супруга Адама (как видите, и в библейские времена нередко ранние браки для мужчин были чем-то вроде «черновичка» перед настоящей большой любовью на всю жизнь. Лилит, увидев впервые своего предполагаемого мужа Адама, заявила, что равна ему, как творение божье, и подчиняться никому не собирается («И вообще никакого ужина, там сейчас очередная серия «Физрука» начинается!»).

То есть Лилит воспротивилась воле Бога и отказалась быть полноценной женой Адама, и вообще, какой-либо его женой. Ее дальнейшая судьба описана в иудейских источниках туманно, в Библии же она мельком упоминается всего один раз – как ночное привидение, обитающее на руинах в пустыне (все у того же «Исайи»). В общем, похоже, девушке все сошло с рук: стала она демоницей-обольстительницей, морочащей головы мужикам и убивающим детей (аборты?). Чем не знамя современного феминизма?!


Грехопадение
Нидерланды. Хуго ван дер Гус. 1470-е. Створка диптиха.
Это не манускрипт, а живописная работа. Но как же хороша, не смогла не поместить здесь!

Интересно, что в средневековых манускриптах змея-искусителя изображают в женском обличии – с грудью, все как положено. Предполагается, что изначально змей отождествлялся с Лилит – ведь в Ветхом завете нигде не сказано, что змей – это дьявол, сатана. Написано просто – змей, самое хитрое и пронырливое из животных. Это уже позже, по умолчанию, приняли версию, что простоватую нашу прародительницу искусил Нечистый – а кто же еще?!

А ведь возможно, это была как раз Лилит, была и такая версия. Знаете, как бывает: первая жена вдруг начинает «вытирать сопли» разобиженной чем-то на благоверного второй, «действующей»  супруге – ведь и тогда, как видите, как и сейчас, на одного полноценного мужика приходилось две здоровые бабы, нужно было как-то объединяться. «Раздавят» такие  на двоих бутылку «Бейлиса» и давай своему общему «половину» кости перемывать. Та, что поопытней, бывшая, ну науськивать: да какой борщ, какой футбол?! Что он тебе всё «баки забивает» – о работе своей да о работе! Тебе от мужика что надо? Во, и я говорю! Пеньюар прозрачный нацепила, свечи там, винишко, помадой подмажься, а то вишь, какая бледная, совсем издергалась на этой кухне. И вперед: рот ему яблоками набила – и бегом в койку!


Адам и Ева каются в Иордани после изгнания из Эдема, Сатана их опять искушает.
Франция 15 век.
Такого в Библии, насколько я помню, не было, но художник, наверное, правильно угадал дальнейшее развитие событий: Адам такой: “Ну давай, чего уж там… Помнишь, как под яблоней?…  Все равно уж выгнали, давай еще разочек!”

Ну, продолжение истории вам известно. Это был первый урок девушкам, что не стоит обращаться за советами к «бывшим» своих возлюбленных. К сожалению, до некоторых до сих пор не дошло.

Пошли дальше. Больше подобные харизматичные женские персонажи на дьявольской сцене не появлялись. В дальнейшем дамы выступали либо жертвами соблазнений и искушений, либо фигурировали в противоположном качестве – святых-победительниц демонов.


Ангел с мечом останавливает Валаама и ослицу (?)

Следуем дальше. Если рассматривать иудейскую религиозную традицию, во многом перенесенную в Ветхий Завет, там мы вообще не встретим упоминания Сатаны, как Царя, Князя тьмы, антипода Бога; он всего лишь слуга Создателя, такая себе темная личность, не брезгующая браться за грязную работу, и появляющаяся крайне редко. Некоторые исследователи предполагают, что таким темным ангелом мог быть даже  тот, что явился Валаамовой ослице («Книга Чисел»), а потом и самому Валааму.


Бог дает позволение Сатане испытать благочестие Иова
Франция, 14 век


Бог и Сатана обсуждают Иова
Англия. 16 век. Оксфордский часослов

Но более четко «рабская» сущность сатаны освещена в «книге Иова»: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». Такой себе доклад Министра иностранных дел. Далее разговор идет о благочестивом Иове. Господь спрашивает, так же он благочестив, как обычно.


Иов и Сатана
Нюренбергская хроника, 1493. Ксилография, раскрашенная от руки.

Сатана отвечает, что благочестие его объяснимо – не задаром же, сам, мол, ты ему все дал, с чего бы Иову не быть хорошим парнем. Тогда Создатель заключает что-то вроде пари с сатаной – помучить немного Иова, чтобы испытать его благочестие (как по мне, то довольно спорная такая идея), только физического вреда не наносить. И тут Нечистый начинает изгаляться над бедным Иовом, как только может – враги отбирают у того все имущество, разрушается его дом, пропадают  все овцы, верблюды, а потом еще под развалинами шатра гибнут все его дети! Но Иов  упорен: «Такова Божья воля, Бог дал – Бог взял!».


Иов и Сатана.
12 век

Тогда Создатель разрешает сатане еще и физически его слегка помучить – и сатана насылает на несчастного проказу. Сидит тот голый, весь покрытый гнойными бубонами, соскребает струпья глиняным черепком, в придорожной пыли и пепле, и даже жена уже говорит Иову: «Ну, скажи уже на Бога какую-нибудь гадость, авось он тебя убьет, не будешь больше мучится», а тот плачет, причитает, жалеет себя, но все одно твердит: «Бог велик, такова его воля!».

Потом все хорошо закончилось, и было Иову счастье, но паршивая дьявольская сущность в этой истории в сатане проявилась отчетливо: исказить благость хорошего человека, поставить под сомнение его благочестие, искать в его действиях корысть, а потом с удовольствием и особой тщательностью мучить и травить беднягу – какая чертовщина! «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» («Иоанна»).


Иов, его жена и Сатана
15 век, Нидерланды
Заметьте, при всех несчастьях, постигших бедного Иова, супруга его выглядит вполне “в шоколаде”!


Иов, его жена и Сатана
Франция, 16 век.
У супруги уже совсем другая одежда. Обратите внимание, дьявол изображен с двумя ликами – там где надо и на животе. Это частые прием. Еще кое-где лицо изображали иногда.

Теперь вернемся к Оригену и восстанию ангелов. Как уже говорилось, Люцифер был в большом почете у Бога, пока вел себя хорошо – весь такой роскошный, и собою хорош невыразимо, первый помощник Господа, буквально правая рука. Звали его «Сын Зари» (Люцифер), а еще – Денница, реже это имя упоминается. От такого признания ангел возгордился и захотел стать вровень с Богом. Вообще тема гордыни возникает в Писании очень часто. Это первый из главных грехов, и, пожалуй, самый распространенный.


Низвержение восставших ангелов
Франция, 1420-е


Низвержение восставших ангелов
Франция, 15 век

Заметьте, главные грехи – это не поступки, а свойства характера: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. Даже если вы ничего не крадете и никого не убиваете, но в вас есть что-то из перечисленного или все сразу (я, например, с ужасом об этом думаю!) – вы грешник с очень грустными перспективами! И да, конечно, виноват в этом только Сатана!


Низвержение восставших ангелов
Франция, Винсент Бове, 1463

Но мы отвлеклись немного. Катализатором мятежа стало создание Богом человека. Господь был занят своим созданием, гордился им и, видимо, Денница приревновал. Естественно, здесь на него весьма конгруэнтно ложится роль врага человека. И поздняя трактовка сущности эдемского змея – ведь в первых библейских текстах это был просто змей (проклятие змея Богом звучало примерно так: будь ты проклят навеки со всеми потомками, и ползать тебе во прахе на пузе, и грызться все время с женой). Тут самое время приползти, науськать и потом радостно наблюдать из кустов, как беззащитно голых людей изгоняют из Эдема.


Низвержение восставших ангелов
1480


Низвержение восставших ангелов
Франция, 16 век

Естественно, такая выходка могла вызвать гнев Господа. Возникла настоящая война. Люцифер поднял войско, поведя за собой примерно треть ангелов, и были они побеждены и свергнуты на землю. Лишились блестящих одежд и привлекательной внешности, скукожились, обросли хвостами, рогами и шерстью – это вы знаете, этот сюжет с огромным удовольствием изображали миниатюристы – как-никак апофеоз справедливости! Хотя, чему тут радоваться?! Их же к нам, на землю сбросили.


Сатана и царь Давид
Требник Иоанна Смелого и Маргариты Баварской, 1420
Это иллюстрация библейской истории о том, как царь Давид решил сделать перепись населения без божьего благословения, чем вызвал гнев Создателя. Казалось бы – что такого?! А гордыня взыграла у царя – хотелось пересчитать, сколько народища у него в подчинении. В Библии о присутствии Сатаны не говориться, это фантазия художника, ибо кто же, как не Он?!

Правда, с этим тоже неувязочка: чаще всплывает вариант, что не на землю, а сразу под землю, в ад. А есть еще версия – в ад их ввергнут во время Апокалипсиса и самих там начнут жарить на сковородках, и святой Андрей в облике ангела запрет их там всех навеки на ключ. В любом случае, как это происходило (будут происходить) вы можете полюбоваться, глядя на средневековые миниатюры.


Искушения Христа.
Англия, 1250.
Изображается вознесение на скалу и искушение голодом (горсть камней в руках дьявола, которую предлагалось превратить в хлеб).
Обратите внимание, как изобразительная традиция того времени еще сходна с православной.

Гораздо чаще имя Сатаны начинает мелькать в Новом завете. Если дьявол – враг человека, то Христос, Спаситель человечества, не мог не вызвать у него настоящую ярость.


Искушение Христа (голодом и гордыней)
Нидерланды (Франция?) 15 век


Искушение Христа
Франция, 12 век (опять на наше похоже!)


Искушение Христа
Франция, Служебник Фуке, 1470-е
Художник довольно буквально изобразил вознесение Христа Сатаной на скалу.


Искушение Христа
Франция. Псалтырь. Буквица. 12 век
Довольно схематичный рисунок раннего художника. На искушение указывает перст Сатаны, направленный на кучу камней.

Первый сюжет – Искушение Христа. Как известно, после крещения Иисус 40 дней постился в пустыне, а после этого приступил к нему Сатана и стал искушать. Первое искушение – голодом. Христу бес предложил превратить горсть камней в хлеба, раз он всемогущий сын Божий. Второе – гордыней. Предложено было броситься с крыши Иерусалимского храма – раз он сын Бога, Господь не даст ему погибнуть, и все сразу увидят, кто он. Третье искушение – верой. Сатана вознес Христа на вершину скалы, чтобы виден был весь цивилизованный мир, и предложил все царства, а за это он должен был преклониться пред Сатаной.


Искушение Христа (опять камни, а сзади – скала и храм)
Нидерланды, 15 век


Искушение Христа.
Франция. Мастер Библии Жана де Си. 14 век

Ни в одном из Евангелий не описывается, как выглядел при этом Сатана, но средневековые художники-миниатюристы единодушны – страшный, мерзкий, рогатый. В эпоху Возрождения, уже в «большой» живописи появились варианты – приятный юноша или пожилой монах.


Искушение Христа.
Нидеранды. Симон Бенинг. 16 век
В более поздних манускриптах  миниатюристы стали отходить от “зверского” способа изображения Сатаны. Здесь мы видим его в виде пожилого монаха, правда, с некоторыми ортопедическими проблемами.

Еще один из популярных сюжетов, в котором нередко изображалась нечисть – Христова притча о Лазаре и Богаче – Иисус рассказывает ее в Евангелии от Луки. Говорится о нищем Лазаре, который грязный весь, в рубище и противных вавках валяется вместе с бродячими собаками у ворот роскошного дворца некоего Богача, и никто ему даже корки хлеба не кинет. А потом раз – и умерли оба! И вот горит Богач в аду, плохо ему, грустно, а тут еще голову вверх поднимает и видит там среди облаков Господа, а рядом с ним – румяный и благополучный Лазарь.


Притча о Лазаре и Богаче.
Книга проповедей папы Григория
Душа Лазаря изображена в виде младенца в руках Создателя.

Взвыл богач, попросил, чтобы спустили к нему Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и хотя бы губы ему смочил, – но вот нетушки! Дескать, тебе при той жизни было чересчур хорошо, помучайся теперь в этой. Вот в этой финальной сцене обычно и изображается сатанинская гвардия – злополучного Богача тащат в ад или поджаривают его с особой жестокостью.


Притча о Лазаре и Богаче.
Франция, 1372


Притча о Лазаре и Богаче.
Германия. Мюнхенский золотой псалтырь.Нач. 13 века


Притча о Лазаре и Богаче.
Римский часослов. 16 век.
Здесь Богач указывает перстом на свой рот, прося у Лазаря вымолить для него хоть каплю воды.

Бесы в Новом завете еще упоминаются в контексте бесноватых – например, описание чудес Христовых в Ев. От Матфея. Речь идет об исцелении бесноватого, в которого вселился целый легион бесов. Несчастный жил за городом, спал на кладбище («в гробах») и был ежечасно мучим бесами. Христос по просьбе несчастного изгнал бесов, которые вселились в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Свиньи, почувствовал неожиданный прилив враждебных сил, возбудились и попрыгали в море.


Христос загоняет бесов в стадо свиней (?)

Теперь поговорим о популярной даже сейчас (в киноискусстве, например), темы контрактов с дьяволом. Первым, как оказалось, был не Фауст. В 6 веке жил такой священник Феофил (Теофил) из Адана, который как-то уж очень стремительно сделал духовную карьеру. Это дало повод подозревать его во всяких нехороших вещах (как это обычно бывает в случаях небывалого успеха) и породило легенду о сделке Феофила с дьяволом.


Феофил, заключающий сделку с дьяволом.

Нашелся даже желающий эту легенду записать – некий Евтихий, вроде бы даже коллега Феофила. Якобы, тот продал свою душу Сатане в обмен на карьеру. Правда, потом, вроде бы раскаялся. Так что, если вы видите в манускрипте на миниатюре священника, шепчущегося с чертом или подписывающего с ним какую-то бумагу, знайте, что это, скорее всего, и есть Феофил.


Феофил, заключающий сделку с дьяволом.

Сохранилось не так много манускриптов и живописных источников раннего средневековья, а тем более раннехристианских времен, однако даже по тем немногочисленным, которые дошли до нас, можно заключить, что тема Сатаны, бесовства, Зла, в ранних миниатюрах поднимается не так часто. Зато в 14, а особенно 15 и начале 16 века начинается настоящая «демономания» и «демонофобия»!


Самоубийство Иуды.
Италия. Джованни Канавезио. 1493
Довольно редкий сюжет: дьявол буквально выцарапывает душу из удавившегося грешника.

Это объясняется многими причинами – народу в Европе стало много, а похолодало как-то за последние 150 лет, еды мало, жить стало тяжело, к тому же в 1500 году ждали Конца Света (на Руси – в 1495). Назревала Реформация, появились всякие новые религиозные течения, которые приписывались официальной церковью козням Сатаны. Охота на ведьм в это же время началась.


Дьявол играет на Мартине Лютере, как на волынке.
16 век. Ксилография.
Сатирическое изображение нарисовано явно католическим художником.

Вот тут уж художники развернулись – ни одного иллюминированного часослова или псалтыря не выходило из-под их кисти без нескольких миниатюр с изображением жутких чертей и чудовищ. А мы теперь можем не без внутреннего содрогания полюбоваться ими.


Сатана и его слуги, ожидающие Страшного суда.

Манускрипты утверждали, что дьявол был, есть и будет – вплоть до Апокалипсиса и Страшного суда. Сидит он со своими чертями в аду, среди припасенных заранее и начищенных до блеска сковородок и ждет полчищ грешников.

Ну что, продолжаете ругаться из-за политики, обжираться и сплетничать? Ну-ну!

Продолжение следует

В Вятской епархии прокомментировали установку “памятника Сатане” в Кирове

https://ria.ru/20210517/pamyatnik-1732611708.html

В Вятской епархии прокомментировали установку “памятника Сатане” в Кирове

В Вятской епархии прокомментировали установку “памятника Сатане” в Кирове – РИА Новости, 17. 05.2021

В Вятской епархии прокомментировали установку “памятника Сатане” в Кирове

В Вятской епархии заявили, что не готовы дать оценку установке “памятника Сатане” в Кирове, не зная, какой смысл вкладывал в скульптуру заказчик. РИА Новости, 17.05.2021

2021-05-17T12:30

2021-05-17T12:30

2021-05-17T12:30

религия

русская православная церковь

киров

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/11/1732610867_0:65:828:530_1920x0_80_0_0_739a9ef35f9fc5c05a2d5edbf456fc2b.jpg

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 17 мая — РИА Новости. В Вятской епархии заявили, что не готовы дать оценку установке “памятника Сатане” в Кирове, не зная, какой смысл вкладывал в скульптуру заказчик.Фотографии скульптурной композиции “Змей-искуситель”, установленной в городе Кирове на пересечении улиц Советской и Володарского, были опубликованы в воскресенье в группе “Киров без цензуры” в соцсети “ВКонтакте”. Арт-объект в виде дерева и обвивающего его змея с запретным плодом – ярко-красным яблоком, который в СМИ уже назвали “памятником Сатане”, вызвал неоднозначную реакцию местных жителей. Так, в комментариях одни кировчане пишут, что получилось “красиво и со смыслом”, а другие сетуют, что “непонятно, какой посыл несёт данное творение”, и говорят, что лучше бы “изваяли что-нибудь посвященное человеку труда, врачу, пожарному”. Кроме того, местные жители иронизируют над местом установки неоднозначной скульптуры – неподалеку находится областной наркологический диспансер.”Не имея достаточно полной информации о том, какой смысл вкладывает заказчик в данную скульптуру, основываясь только на популистских высказываниях в сети интернет о том, кому посвящен данный памятник, мы не можем в данный момент сделать полноценный вывод… Когда информация будет до конца прояснена, тогда сможем дать оценку”, – сообщили РИА Новости в Вятской епархии.

https://ria.ru/20210418/monument-1728332181.html

киров

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/11/1732610867_0:0:828:621_1920x0_80_0_0_b94ed08483ac59c86ecb2d2a24ec63a0.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

русская православная церковь, киров, религия

Религия, Русская православная церковь, Киров, Религия

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 17 мая — РИА Новости. В Вятской епархии заявили, что не готовы дать оценку установке “памятника Сатане” в Кирове, не зная, какой смысл вкладывал в скульптуру заказчик.

Фотографии скульптурной композиции “Змей-искуситель”, установленной в городе Кирове на пересечении улиц Советской и Володарского, были опубликованы в воскресенье в группе “Киров без цензуры” в соцсети “ВКонтакте”. Арт-объект в виде дерева и обвивающего его змея с запретным плодом – ярко-красным яблоком, который в СМИ уже назвали “памятником Сатане”, вызвал неоднозначную реакцию местных жителей. Так, в комментариях одни кировчане пишут, что получилось “красиво и со смыслом”, а другие сетуют, что “непонятно, какой посыл несёт данное творение”, и говорят, что лучше бы “изваяли что-нибудь посвященное человеку труда, врачу, пожарному”. Кроме того, местные жители иронизируют над местом установки неоднозначной скульптуры – неподалеку находится областной наркологический диспансер.

18 апреля 2021, 08:00Культура

Уберите это: самые неоднозначные памятники в России

“Не имея достаточно полной информации о том, какой смысл вкладывает заказчик в данную скульптуру, основываясь только на популистских высказываниях в сети интернет о том, кому посвящен данный памятник, мы не можем в данный момент сделать полноценный вывод… Когда информация будет до конца прояснена, тогда сможем дать оценку”, – сообщили РИА Новости в Вятской епархии.

искуситель | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот. ру!

Авторизуйтесь или просто введите имейл:


Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Вотсап 

Змей (Змий, Змей-искуситель, ивр.Нахаш) — как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом — запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех». В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

Оглавление

В чем состоял грех Первого человека? ↓

Почему Адам совершил грех? ↓

Змей-искуситель: животное или ангел? ↓

Как и почему был проклят Змей? ↓

Последствия греха и его будущее исправление ↓

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского ↓

В чем состоял грех Первого человека?

[↑]

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора — способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада — Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор — выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Другой перевод «Эц а-Даат» — «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» — например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» — форма прошедшего времени корня «даат»). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально — как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал — йецер а-тов и йецер а-ра — тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Адам раскаялся в сделанном, его раскаяние было принято, но окончательно исправить последствия того, что произошло, оказалось невозможно: внутренняя структура человека изменилась необратимо (более подробно — см. эти материалы сайта).

Почему Адам совершил грех?

[↑]

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу», до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

[↑]

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

Дальше Тора описывает ответ Хавы Змею и дальнейшее развитие событий (Берешит, 3:1-6):

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз. Как сказал ей: “… откроются ваши глаза”., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал. А с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.

Существует мнение, что этим ангелом был Сатан — предводитель всех сил зла, вселившийся в Змея (Пиркей де-Раби Элиэзер, Зоар Хадаш). В книге Шла а-Кадош приводится намек на это: слова Сатан и Нахаш (Змей) почти равны по гиматрии (числовому значению). Первая превышает вторую всего на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим, т.е. Сатан как бы использовал Змея в своих целях (об этом см. на сайте).

Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш считает, что на самом деле с Хавой вообще никто не говорил: ни Змей (который не обладал даром речи), ни ангел. Просто она увидела, как Змей, который тогда был высокоразвитым животным с конечностями, лазал по Древу познания и ел его плоды. И это навело ее на мысль, что плоды вкусные и не такие уж опасные — Змей ест их и не умирает! И весь «диалог» между Хавой и Змеем на самом деле состоялся в голове самой Хавы — она говорила сама с собой, борясь с соблазном.

В любом случае, комментаторы соглашаются, что животное, даже «самое хитрое» и обладающее определенным уровнем интеллекта, в корне отличается от человека тем, что у него отсутствует свобода выбора. Вс-вышний сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать (обзор комментариев на эту тему — см. здесь).

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

[↑]

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен»

.

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову

.

10. И, наконец, ты умрешь.

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?


Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем — наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение — он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

[↑]

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь — переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба, 24:5).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят — Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу — поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

[↑]

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») — в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» — «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44. Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Serpent Patter Photos and Premium High Res Pictures

  • Creative
  • Редакция
  • Видео
  • Лучший матч
  • Новый
  • СТАРЫЕ
  • Самый популярный
  • 9000

    Any Datelast 24 -часовой 48 -часовой 72 -часы 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 72 -часовой 12 месяцевПользовательский диапазон дат

    • Без лицензионных отчислений
    • С защитой прав
    • РФ и РМ

    Выбрать бесплатные коллекции >Выбрать редакционные коллекции >

    Встраиваемые изображения

    Просмотрите 350

    serpent Tempter доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений. змея яблоко бесшовный узор – змей искуситель стоковые иллюстрациибелая змея яблоко значок – змей искуситель стоковые иллюстрациипадение Адама и Евы (происхождение 3), опубликовано 1841 – змей искуситель стоковые иллюстрациизлой змей значок – змей искуситель стоковые иллюстрацииженщина держала яблоко со змеей – змей искуситель стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейзмея и яблоко, первородный грех – змей-искуситель стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения падение человека (происхождение 3, 6), гравюра на дереве, опубликовано 1877 – змей-искуситель – змей-искуситель стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялтизмея искушает женщину яблоком искушение – змей-искуситель стоковые иллюстрацииДетали Адама и Евы Тицианлучи fer держит змей, к которым приближается светловолосая богиня, арт-нуво – змей-искуситель космос – змей-искуситель стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображениягруппа кукурузных змей форма выше – змей-искуситель стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтизмея сбрасывает кожу – змей-искуситель стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялтиКлассическая коллекция, страница 118 A Biblical иллюстрация, показывающая, как Ева искушает Адама яблоком в Эденадамском саду и Ева – змей-искуситель стоковые иллюстрациидьявол искушает Еву яблоком, грехопадение человека, модерн – змей-искуситель стоковая иллюстрациясева и змей – змей-искуситель стоковая иллюстрациясева предлагает яблоко адаму в райском саду – змей-искуситель стоковые иллюстрациипять кондитерских змей – змей-искуситель сто ck картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения Ева предлагает яблоко Адаму в Эдемском саду после Гольбейна – змей искуситель змея, обвивающая яблоко – змей-искуситель стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображения -бесплатные фото и изображениябирманский питон с яйцом – змей-искуситель стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображениязмей-искуситель – змей-искуситель фото и изображения без лицензионных платежей женщина держит яблоко и змею в саду – змей искуситель стоковые картинки, лицензионные фото и изображенияАдам и Ева фреска в монастыре сент-антуан-ле-гранд – змей искуситель с плавающей красной сферой и энергетическими полями – змей искуситель & imagesHe’s Been a Bad Boy» Episode 302 — На фото: Кори Собчик, Джулиан Аллен, Томас Гипсон –bush flycamp – змей-искуситель -бесплатные фото и изображенияЖенщина, стоящая в саду, держащая змею и яблоко – змей-искуситель: стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти, ближе он нарисовал, и много гулял пройденная викторианская гравюра, 1885 г.
    – змей-искуситель стоковые иллюстрацииИскушение, Адам и Ева и змей, Сикстинская капелла, Ватикан, Микеланджело, Фреска, 1508-11 гг. Адам и Ева и змей, гравюра на дереве, 1511 г. Змей» Уильяма Блейка, английского поэта, художника и гравера. Датировано 18 веком. Лукас Кранах Младший, Адам и Ева в Эдемском саду, ок. 1537 г., панель, масло, 172,5 x 63,3 см, Gemäldegalerie, Дрезден, ГерманияАдам и Ева в саду – змей-искуситель: стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялтиИллюстрация, показывающая, как две ведьмы варят чарующую смесь для исцеления всех недугов души и тела. Гравюра на дереве из опубликованной книги по алхимии … Текстиль Мола индийского художника Куна, изображающий библейскую сцену с архипелага Сан-Блас, Панама. Дизайн обратной аппликации на женской блузке …. Ева предлагает яблоко Адаму в Эдемском саду. Ева предлагает Адаму яблоко с Древа познания, а змея, обвившаяся вокруг дерева, смотрит на него. Адам и Ева обнажены … Благовещение, окруженное Евой, Змеем и Руном Гедеона, из блокбука Biblia Pauperum, 3-е издание, около 1465 года.
    Художник Анон. Удав из изумрудного дерева. – змей искуситель стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти Протестантская церковь Сен-Пьер-ле-Жен. Сад Эдема. Адам и Ева. Первородный грех. Витраж. Страсбург, Франция. из 6

    Змей-искуситель Роялти бесплатно векторное изображение

    Змей-искуситель Роялти бесплатно векторное изображение – VectorStock
    1. лицензионные векторы
    2. Змея векторов
    ЛицензияПодробнее
    Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

    Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

    Станд. Расшир.
    Печатный / редакционный
    Графический дизайн
    Веб-дизайн
    Социальные сети
    Редактировать и изменять
    Многопользовательский
    Предметы перепродажи
    Печать по требованию
    Способы покупкиСравнить
    Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

    Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .

    Оплата с помощью Цена изображения
    Плата за изображение
    $
    14,99 Одноразовый платеж
    Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
    План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
    Способы покупкиСравнить
    Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

    Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены $ $ .

    Оплата с помощью Стоимость изображения
    Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
    Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
    Дополнительные услугиПодробнее
    Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00

    Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

    Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

    Примеры
    • Изменить текст
    • Изменить цвета
    • Изменить размер до новых размеров
    • Включить логотип или символ
    • Добавьте свою компанию или название компании
    файлов включены

    Загрузка деталей…

    • Идентификатор изображения
      1208417
    • Цветовой режим
      RGB
    • Художник
      Джо Бакал

    Восточная коричневая змея – Австралийский музей



    Научное название: Pseudonaja Textilis

    Альтернативное название/S:
    Common Brown Snake

    Аналогичный вид:
    Другие участники

    .

    Автор(ы)
    Сесилия Битсон
  • Обновлено
    28.04.22
  • Время чтения
    2 минуты



Нажмите, чтобы увеличить изображение

Фотографии восточной бурой змеи (Pseudonaja textilis), сделанные Стивеном Махони в 2015 году, для использования в профиле этого вида на веб-сайте музея. Изображение: Стивен Махони
© Стивен Махони

Широкомасштабная расчистка земель для сельского хозяйства, хотя и губительная для многих местных существ, оказалась благом для Восточной бурой змеи, и их численность увеличилась благодаря последовавшим за этим поставкам грызунов. Несмотря на бесплатную борьбу с вредителями, которую они предлагают фермерам и землевладельцам, коричневые змеи сами по себе считаются опасными вредителями.

Идентификационный номер

Змея среднего размера, тонкого или умеренного телосложения, с небольшой головой, едва отделенной от шеи. Цвет тела может быть практически любого оттенка коричневого, от почти черного до светло-коричневого, каштанового или ярко-оранжевого. Цвет головы темных особей может быть немного бледнее, чем остальная часть тела, но в остальном окраска спины довольно однородна (может присутствовать очень мало рассеянных темных чешуек). У детенышей есть заметное темное пятно на макушке и на затылке, а у некоторых детенышей также есть темные полосы по всей длине тела. Эти отметины исчезают по мере взросления, однако в некоторых популяциях полосы сохраняются и во взрослом возрасте. Вентральная поверхность кремовая, желтая или оранжевая, с розовато-оранжевыми, коричневыми или серыми пятнами. Чешуя тела гладкая, слегка блестящая. Глаза среднего размера и затенены явной надбровной дугой. Радужная оболочка обычно оранжевая с густой черной каймой, а зрачок круглый.

Средние чешуи в 17 рядов, брюшные 185-235, анальная чешуя разделена, субкаудальные части разделены (редко несколько одиночных передних чешуек).

Восточную коричневую змею легко спутать с другими представителями рода Pseudonaja , которые пересекаются с ее распространением, и, как правило, требуется тщательный осмотр, чтобы отличить их. Pseudonaja textilis отделяется от крапчатой ​​коричневой змеи ( P. guttata ), западной бурой змеи ( P. mengdeni ) и северной бурой змеи ( P. mengdeni )0259 P. nuchalis ) по окраске рта мякоти розового (в отличие от преимущественно черного), а от Полуостровной бурой змеи ( P. inframacula ) по его пятнистой брюшной поверхности (по сравнению с полностью темно-коричневой или серой брюшной стороной). P. textilis также можно отличить от коричневой змеи с ремешком на морде ( P. aspidorhyncha ) по меньшей, более округлой ростральной чешуе (в отличие от удлиненной, квадратной формы).

Неродственные виды, похожие на восточного бурого, включают змею Мулга ( Pseudechis australis ) и тайпан ( Oxyuranus scutellatus ).



Среда обитания

Восточных бурых змей можно найти в самых разных местах обитания (за исключением тропических лесов и альпийских регионов), однако они, похоже, предпочитают открытые ландшафты, такие как леса, кустарники и луга саванн. В засушливых внутренних районах они населяют водотоки и заболоченные участки, которые подвергаются по крайней мере сезонным наводнениям. Этот вид может быть особенно многочисленным в сельских районах, которые были сильно модифицированы для сельскохозяйственных целей, а также часто встречается на окраинах многих крупных городов. В неактивном состоянии они укрываются под упавшими бревнами и большими камнями, в глубоких трещинах почвы и в норах животных и с готовностью используют искусственные укрытия, например, листы железа, строительные материалы и т. д.. По крайней мере, в южной части своего ареала, восточно-коричневые, как известно, делят одно и то же место укрытия зимой, но независимо от того, привлекают ли змеи друг друга в это время, или просто находят один и тот же сайт приюта независимо друг от друга неизвестен.

Распространение

Этот вид широко распространен по всей восточной Австралии, от северного Квинсленда до Южной Австралии, с изолированной популяцией, встречающейся в центральной и западной части Северной территории. Псевдоная ср. textilis также встречается на юге и востоке Новой Гвинеи. Когда-то считалось, что популяции Новой Гвинеи были завезены в результате деятельности человека, однако генетические данные свидетельствуют о том, что этот вид прибыл в Новую Гвинею из северного Квинсленда (дальневосточные популяции) и Арнемленда (южные популяции) в плейстоцене.



Сезонность

На стандартном трансекте в центральной части южной части Нового Южного Уэльса восточная коричневая змея чаще всего встречалась весной, затем осенью и летом/зимой. Их можно обнаружить активными в мягкие зимние дни, и их наблюдали греющимися при температуре воздуха до 14º C. Самцы обычно становятся активными в сезон раньше, чем самки (весной большинство убитых на дороге змей — самцы).


Будьте в курсе

Получайте ежемесячные электронные письма об удивительных животных, научных исследованиях и музейных мероприятиях.

Зарегистрируйтесь сегодня


Кормление и диета

В дикой природе восточные бурые змеи питаются различными позвоночными, включая лягушек, рептилий и яйца рептилий, птиц и млекопитающих, особенно интродуцированных крыс и мышей. Более мелкие змеи, до длины рыла около 70 мм, поедают пропорционально больше экзотермической добычи, такой как ящерицы, в то время как более крупные змеи, как правило, потребляют более теплокровную добычу.

Известно, что в неволе они склонны к каннибализму, особенно в условиях перенаселенности, и могут охотиться на змей почти одинакового размера, например, на змей. 165-сантиметровый экземпляр однажды поглотил 150-сантиметрового товарища по клетке. Иногда эти змеи могут напасть на добычу, которая слишком велика для них, чтобы проглотить, например. Было замечено, что дикий восточно-коричневый схватил, а затем попытался проглотить (безуспешно) крупную восточную бородатую агаму ( Pogona barbata ) (дракон пережил нападение, в связи с чем возникает вопрос, может ли этот вид потенциальной добычи быть устойчивым к яду змеи).

Коричневые змеи охотятся, активно выискивая добычу и обыскивая возможные укрытия. У них хорошее зрение, и как только добыча обнаружена, они бросаются в погоню и подавляют добычу, используя как яд, так и сжатие. Восточные коричневые охотники в основном ведут дневной образ жизни, однако в очень жаркую погоду они могут откладывать поиск пищи до позднего дня / раннего вечера.

Поведение при размножении

Размножение восточных бурых змей начинается с середины до конца весны. В дикой природе были замечены самцы, участвующие в ритуальных боях за доступ к восприимчивым самкам. Сражающиеся змеи тесно переплетаются и борются до получаса и более, при этом каждая змея пытается столкнуть и одолеть другую. У самок начинают развиваться желточные фолликулы в период с ранней до поздней весны (с середины сентября до конца ноября), а яйцеклетки появляются с середины весны до начала лета (с конца октября до конца января).

В неволе спаривание наблюдается в середине весны (начало октября), при этом совокупление длится не менее 4 часов. Самки могут хранить сперму в течение нескольких недель после спаривания: одна самка, пойманная 12 ноября, не откладывала яйца до 9 января следующего года, то есть в течение 58 дней или более восьми недель.

Самки могут откладывать до 25 яиц (в среднем 15) в кладке, а в неволе было зарегистрировано, что самки в течение нескольких часов после откладки свиваются вокруг яиц, что может рассматриваться как низкий уровень материнской заботы или, возможно, просто змея, оправляющаяся от напряжения труда. В зависимости от температуры инкубации яйца могут занять от 36 дней (30ºC) до 9 дней.5 дней (25ºC) до вылупления. При благоприятных условиях самки могут откладывать несколько кладок за один сезон. Известно, что восточные коричневые используют общие гнезда, одно из которых содержит большое количество яиц, найденных в заброшенном кроличьем логове.

Детеныши могут оставаться в яйце от четырех до восьми часов после разрезания, прежде чем высунуть голову и вернуться обратно в яйцо, если испугаются. После полного вылупления они могут начать демонстрировать характерное для этого вида проявление угрозы через 15 минут после появления. Птенцы сильно различаются по размеру как внутри, так и между кладками. Например, у детенышей одной кладки длина рыла-отверстия варьировала от 243 до 275 мм (n = 21) и от 8,2 до 10,4 г (в среднем = 8,9).ж) по весу (n = 15), в то время как детеныши другой кладки варьировали от 189 до 202 мм по длине рыла и от 3,5 до 3,9 г (в среднем = 3,8 г) (n = 6) по весу. У всех вылупившихся детенышей есть полосы на голове и шее, но они разительно различаются по рисунку тела. Некоторые из них однотонные, а некоторые с полосами, и оба цветовых рисунка производятся в одной и той же кладке. По-видимому, нет никакой корреляции между цветовой морфой и полом, а тип рисунка не зависит от температуры инкубации.

Темпы роста элапидов относительно высоки (по крайней мере, по сравнению с питонами), и половая зрелость может быть достигнута через несколько лет, например одна выведенная в неволе самка восточно-коричневого окраса, вылупившаяся ранней осенью, спарилась в середине весны своего третьего сезона активности в возрасте 31 месяца. Продолжительность жизни диких восточных коричневых неизвестна, однако было зарегистрировано, что они живут в неволе до 7 лет и, как и другие крупные виды элапидов, вероятно, могут жить не менее десяти лет.



Природоохранный статус

Учитывая, что Восточная коричневая змея с готовностью населяет районы, нарушенные деятельностью человека, и питается обильным экзотическим источником пищи (домовые мыши), ее будущее кажется обеспеченным.

Хищники

Известные хищники этого вида включают хищных птиц и диких кошек. По-видимому, у них есть иммунитет к яду потенциального хищника, змеи Мулга ( Pseudechis australis ), а также к их собственному виду (одна змея, которую проглотил другой восточно-коричневый, отрыгнула через час, по-видимому, не слишком плохо для износа). Однако им не так повезло с эффектами яда тростниковой жабы, и они быстро умирают от их проглатывания.

Бесчисленное количество коричневых змей ежегодно становятся жертвами дорожных транспортных средств (как случайно, так и преднамеренно), в то время как многих других убивают землевладельцы на месте.

К известным эндопаразитам восточно-бурых змей относятся цестоды (ленточные черви), нематоды (круглые черви) и пентастомиды (языковые черви).

Опасность для человека

Поскольку восточная коричневая змея может выживать и даже процветать в зонах беспокойства человека, а ее естественный ареал включает некоторые из наиболее населенных частей страны, этот вид, вероятно, встречается чаще, чем любой другой вид. змея. Будучи бдительным, нервным видом, они часто защищаются, если их застают врасплох или загоняют в угол, демонстрируя ярость и нанося удары без малейших колебаний. Однако, если к ним приблизиться на расстоянии, они обычно предпочитают бежать или оставаться на месте, надеясь избежать обнаружения. Расстояние, на которое змея убегает, зависит от температуры: змеи с температурой тела < 24º C позволяют приблизиться значительно ближе, чем змеи с температурой тела > 24º C. При столкновении с незваным гостем восточная бурая змея проявляет одну из двух форм. угрозы. При легкой угрозе змея слегка приподнимает голову и переднюю часть тела параллельно земле, шея раскинута в стороны и слегка изогнута, но рот закрыт. В этой позе змея обращена стороной угрозы. При сильной угрозе змея приподнимает переднюю часть тела над землей, образуя s-образную спираль и слегка приоткрывая пасть, готовая нанести удар – в этой позе змея более прямо смотрит на угрозу. Удары из этой позы медленнее, но точнее, чем удары из других поз. Общей чертой обоих дисплеев является расправление шеи, и это поведение предшествует большинству укусов. Наблюдения в неволе показали, что для ударов вообще, независимо от позы, не было выявлено зависимости между скоростью удара и температурой окружающей среды (18º-36 С), массой тела или полом. Скорость удара колебалась от 0,25 до 1,80 м/с (в среднем = 1,11 м/с; n = 48). Отсутствие корреляции между скоростью удара и температурой является неожиданным для экзотерма и предполагает, что горячие змеи атакуют не быстрее, чем холодные змеи, вопреки распространенному мнению.

По сравнению с другими элапидами аналогичного размера клыки восточной бурой довольно малы (около 3 мм), как и средний выход яда (около 4 мг, хотя рекордный выход яда составил 67 мг). Однако то, чего змее не хватает в доставке яда, она компенсирует силой. Яд содержит мощные пресинаптические нейротоксины, прокоагулянты, кардиотоксины и нефротоксины, и успешное отравление может привести к прогрессирующему параличу и неконтролируемому кровотечению. Иногда имели место летальные исходы в результате кровоизлияния в мозг из-за нарушений свертывания крови (коагулопатия потребления).

Поскольку первоначальный укус, как правило, безболезненный и его часто трудно обнаружить, любой, кто подозревается в укусе восточной коричневой змеи, должен без промедления обратиться за медицинской помощью. К сожалению, этот вид вызывает больше смертей от укусов змей, чем любой другой вид змей в Австралии. Многие укусы были прямым результатом того, что люди пытались убить этих змей, и, очевидно, их можно было избежать. Простые меры предосторожности, такие как ношение длинных брюк, толстых носков и прочной обуви при работе или прогулках на открытом воздухе, значительно снижают риск отравления в случае близкого столкновения с испуганной змеей.

Ссылки

Cogger, H. (2000) «Рептилии и амфибии Австралии», Reed New Holland

Greer, AE (2006) «Энциклопедия австралийских рептилий: Elapidae», Австралийский музей

Ehmann, H.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top