Разное

Фото щит олега на вратах царьграда: Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего

Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего

2 сентября 911 года заключен первый письменный договор между Киевской Русью и Византией, и в знак успешного завершения военного похода князь Олег приказывает прибить щит к вратам Царьграда

Враг или союзник?

Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.

Константинополь – столица Византийской империи

Источник: https://kakprosto.ru


Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.

Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.

Корабли на колесах

Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).

Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов

Источник: https://upload.wikimedia.org


Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.

Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!

Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше

Источник: https://livejournal.com


Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино… разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.

Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.

Мир и любовь

Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.

Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века

Источник: https://upload. wikimedia.org


Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.

Согласно новым и более выгодным для Руси условиям, купцы могли прибывать в Царьград по 50 человек (правда, без оружия и в сопровождении местного чиновника), в течение полугода заниматься торговлей и жить на содержании казны. Помимо экономической сферы, договор касался и юридических аспектов, определяя меру наказания за различные преступления (убийство, воровство, грабеж, побои). Важно, что впервые Русь и Византия выступили в качестве равноправных государств, жители которых несли одинаковую ответственность за совершенные ими проступки в отношении друг друга. Кроме того, две страны образовали военный союз, обязуясь действовать сообща в случае опасности. Многие русские воины отправились служить в Византию в качестве наемников.

Для чего нужен щит над вратами Царьграда?

Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.

Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».

Источник: https://pinterest.ru


Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.


Смотрите также:

Правители России

Мудрейший из князей

Иван III. От Ивана Васильевича к Ивану Великому, от Московского княжества к Русскому государству

Иван Грозный – Благочестивый и Певчий герой народного эпоса и первый русский царь

Борис Годунов – первый избранный царь

Щит Вещего Олега – Достояние планеты

  • Статьи

Сказки, былины, мифы, легенды, да и вообще любая история всегда оставляют свой след  в сознании человека, особенно в детском возрасте. С ранних лет я знал о Вещем Олеге, что был  в давние времена такой Великий Князь, который не только объединил славянские народы, но и научил уважать Русь и другие страны. Об этом свидетельствует такой всем известный исторический факт, как  Князь Олег прибил свой щит на врата Царьграда. И на этом щите был изображён его герб.

Этот факт так и остался бы для меня просто фактом, если бы не череда событий в моей жизни, которая снова свела меня с ним. Так случилось, что для меня стал абсолютно понятен Смысл Жизни Человека. Он состоит из трёх основных моментов: Жить, Любить и быть Счастливым. Во-первых, тело человека должно жить и как всё живое должно продолжаться в своих потомках. Во-вторых, его уму необходимо научиться любить Жизнь, такую, какая она есть. И постараться улучшить её. И в-третьих, если соблюдены первые два условия, то человек становится  счастливым. Ведь силу души можно научиться чувствовать и при жизни. Это такая же энергия, она похожа на ветер. И у человека есть «крылья», он может научиться парить над жизненной суетой.

Эти мысли были написаны мной на Верном камне, который находится в центре России, г. Братске.

После появления этой надписи у меня возникло чувство какой-то незавершённости…, захотелось как-то более интересно всё это оформить. Как картину поместить в достойную её раму. Я перебрал множество вариантов, пока предо мной не появился образ щита Вещего Олега. Конечно, вряд ли кто узнает, каков был настоящий смысл рисунка на его гербе, но это не мешает каждому из нас высказать свою версию. По моему мнению, на нём как раз и отображены сначала этапы становления Человека, а потом и его жизненный путь.

На гербе всего три цвета, которые характеризуют три основные стихии. Красно-коричневый – Земля. Желтый – огонь и синий – это воздух или вода. В центре расположена девятилучевая звезда, состоящая из трёх равносторонних треугольников, символизирующая триединство человека. Это тело, разум и душа. Звезда находится в центре круга, что говорит о целостности того, в ком гармонично развиты эти три начала. На Гармонию, Любовь и изначальную связь с Творцом Мироздания  показывает древнейший символ коловрата, что внутри этой звезды.

Круг же находится в центре другой звезды. В ней уже восемь лучей. По моему мнению, они соответствуют восьми основным направлениям в жизни каждого человека, по которым он может двигаться. Шесть в материальном, видимом мире, – это вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. И два направления в невидимом, духовном  мире.  Первый, это – Путь к Себе. Второй я называю – Свой Путь.

Путь к Себе, это путь познания основ мироздания и главного закона Гармонии и Любви. И в этом есть истина. И эту истину я понимаю буквально. Если заглянуть в себя, внутрь тела, то мы увидим, в какой гармонии и любви находятся все клеточки нашего организма по отношению друг к другу. А так как человек есть лишь только частица мироздания, сравнимая с клеткой нашего тела, то ему необходимо научиться следовать этим законам гармонии. И только такой человек может стать сам собой.

И только такой человек, который осознал закон Абсолютной Любви и стал сам Собой может начать Свой Путь. Все люди созданы по образу и подобию Творца, в каждом есть его частица. Эта частица хранится в нашем ДНК и раскрывается по мере нашего миропонимания, а это  зависит от той информации, которую принимает человек.

Что такое хорошо и что такое плохо, есть вечный вопрос. Но сейчас, по Закону Времени, на него стало возможным, однозначно ответить каждому. Всё в жизни есть отражение наших мыслей, и надо научиться, так думать, чтобы окружающая реальность превосходила наши мечты и ожидания. И именно поэтому я полностью согласен с Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца».

Люди приходят и уходят, а их дела остаются. И мы с великой благодарностью и уважением  вспоминаю о наших предках, которые жили по чести, совести и справедливости. Все эти коды есть в наших генах. Дело за нами, как  сможем воспользоваться, этим скрытым, в каждом из нас, великом потенциале Творца.

Лично же для меня, сбылось пророчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья» . Я нашёл её на щите Вещего Олега. Это символ веры в Любовь и Счастье. 

В настоящее время я работаю над проектом концептуальной композиции, которая должна объединить Верный камень и герб Вещего Олега. И мне хотелось бы, чтобы эти древнейшие наши символы вновь появились на улицах  городов России.

Михайлов Вадим Анварович – врач, специалист в области информационной и восстановительной медицины, психолог. Творческий псевдоним Емельян Истин.

 

Рекомендуем к ознакомлению: 

ЛЕВ ПРОЗОРОВ. ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ФИЛЬМА “ВЕЩИЙ ОЛЕГ” МИХАИЛА ЗАДОРНОВА

КАК ЖИЛИ НА РУСИ В ДОКРЕЩЕНСКИЙ ПЕРИОД

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ. ВИКТОР ЕФИМОВ

Князь Олег прикрепил свой щит к воротам Константинополя, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения.

Рис. FAI-4891

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-4891 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (4439х 3245 пикселей – 37,6 х 27,5 см – 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

ЩИТ ОЛЕГА НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ « ОЛЕГ ПРОРОКИЙ»

Перевод и комментарии Фредерика Р. Паттона, Вест-Честерский университет племена (чудь, меря, весь и др.), населявшие территорию древней Руси и платившие дань Олегу, подлежали призыву в военные походы Олега. Поэтому, расширив свои владения для сбора дани, Олег вскоре почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять поход на Константинополь.

Монах-летописец, кажется, двоится в изображении Олега как воюющего князя.. С одной стороны, монах-летописец пишет как патриот своей земли, как бы гордясь правитель Руси, который даже смог взять на себя великую Византийскую империю. С другой стороны, его как христианина отталкивает варварство Олега. Он даже утверждает, что люди называли Олега «вещим» только потому, что были невежественными язычниками.


Ф или 6411 год [903 г. н.э.]. Пока Игорь рос, он сопровождал Олега и слушался его. Жену ему привезли из Пскова, и звали ее Ольгой.
На 6415 год [907 г. н.э.]. Олег ушел в поход на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, словенцев, чуди, кривичей и меря, а также радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов и дулебов. Он также взял с собой тиверцев, известных своими навыками переводчиков. Греки называли их всех вместе «Великая Скифия». Олег выступил со всеми этими воинами на корабле и на коне; всего было 2000 кораблей. Когда он прибыл в Константинополь, греки перекрыли пролив Босфор и заперлись в городе. Олег высадился на берег, приказал своим людям вытащить корабли на берег и сразился за пределами города, убив множество греков, разрушив множество дворцов и сжег церкви. Из тех, кого они взяли в плен, одних изрубили на куски, других замучили или убили стрелами; третьи утонули в море. Много другого зла русы сделали грекам, как обыкновенно воины делают своим врагам.


Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить корабли на колеса. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поскакали к городу. Увидев это, греки устрашились и послали к Олегу весть: «Не губи нашего города. Мы заплатим любую дань, которую вы попросите». Олег отозвал своих воинов, и они [греки] тогда принесли ему еды и вина, от которых он отказался, ибо оно было отравлено. Греки исполнились страха и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, которого Бог послал наказать нас». Затем Олег приказал платить дань своим 2000 кораблям по 12 гривен на человека; на каждом корабле было по 40 человек.

Греки согласились на это, и стали призывать к миру, чтобы русы не разоряли земли греков. Отойдя от города на небольшое расстояние, Олег начал мирные переговоры с греческими императорами Львом и Александром. Он отправил в город Карла, Фарлофа, Вермуда, Рулава и Стемида с таким посланием для них: «Заплатите мне дань». Греки сказали: «Мы дадим вам все, что вы пожелаете». Олег приказал своим людям на 2000 кораблях давать по 12 гривен за уключину, а дань прибавлять по городам Руси, прежде всего Киеву, затем Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, так как этими городами управляют князья, подвластные Олегу. Он также заказал следующее:

«Когда русы прибудут [в Константинополь], они могут взять столько провизии, сколько пожелают. Если [русские] купцы прибудут, то они могут брать месячные провизии сроком на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Бани должны быть приготовлены для них так часто, как они того пожелают. Всякий раз, когда русы отправятся домой, император должен снабдить их продовольствием, якорями, канатами, парусами и всем прочим, что им может понадобиться в пути».

Греки согласились на это, но император и вся его знать добавили:

«Если русы прибывают без намерения торговать, им не брать месячную провизию. Князю Руси запретить своим людям — русам, пришедшим сюда, — совершать насилие в наших селах и вообще в нашей стране. Приезжающие сюда русы должны селиться возле храма св. Мамонта. Послать туда представителя Империи, и имена их записать, и тогда пусть берут свои месячные провизии – сперва граду Киевскому, потом Черниговскому, потом Переяславскому, потом иным городам. Они должны войти в город только через одни определенные ворота, без оружия, в сопровождении уполномоченного Императора, группами по 50 человек в каждой. Они могут торговать столько, сколько сочтут нужным, и им не нужно ни с чего платить налоги».

Императоры Лев и Александр помирились с Олегом, согласившись платить дань. Дали взаимные обеты: целовали крест, и Олега с людьми привели на место, чтобы на русский лад поклясться: оружием своим поклялись, своим богом Перуном, и Волосом, своим богом скотов, утвердив мирный договор.

Олег тогда приказал: «Сшить паруса из шитого шелка для русов, а паруса для словенцев шелковые», что и было сделано. Олег повесил свои щиты на городские ворота в знак своей победы и удалился из Царьграда. Паруса у словенцев были сорваны ветром, и они сказали: «Мы будем использовать свои собственные брезентовые паруса; не для словенцев использовать шелковые паруса».

Олег вернулся в Киев, привезя золото, вышитые шелка, фрукты, вино и всевозможные украшения. Олега называли «вещим», ибо народ был тогда непросвещенным язычником.

На 6420 год [912 г. н.э.]. Олег послал своих людей для заключения мира и заключения договора между греками и русами со словами:

«Согласно прежнему соглашению, заключенному при Императорах Льве и Александре: Мы, из рода Русского – Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулаф, Гуди, Руальд, Карн, Фрелав, Риуар, Актеву, Труан, Лидул, Фост и Стемид – посланные Олегом, великим князем Руси, и лучезарными боярами, подвластными ему, к тебе , Льва, Александра и Константина, великих самодержцев при боге и греческих императорах, за сохранение и свидетельство многолетней дружбы между христианами и русами, по желанию нашего князя и по повелению всех Русь под его властью. Наши лучезарные вожди, более всего желая сохранить и засвидетельствовать перед Богом непреходящую дружбу между христианами и русами, справедливо решили утвердить эту дружбу как твердый обет не только на словах сказанных, но и письменно, как твердая клятва, присягающая нашим оружием, свидетельствующая о ней и подтверждающая ее в соответствии с нашей верой и нашими принципами.

«Вот разделы договора, которому мы посвятили себя в вере Божией и в дружбе: наше первое слово — примириться с вами, греками, дабы мы имели любовь друг к другу со всеми наших сердцах и по доброй воле, и согласиться с тем, что те, кто находится под властью наших великих князей, не могут, поскольку это в нашей власти, поддаться искушению подорвать или нарушить ее. Вместо этого мы постараемся, насколько это в наших силах, сохранить постоянную и непоколебимую дружбу с вами, греками, на будущие годы и на все времена, выразив ее и зафиксировав в письменной форме с обетом. Так и вы, греки, должны иметь ту же постоянную и непоколебимую дружбу, в будущие годы и во все времена, к нашим великим русским князьям и ко всем, кто находится под властью нашего великого князя.

«Относительно разделов договора о злодеяниях договоримся о нижеследующем:

«Когда они явным образом засвидетельствованы, да будут считаться истинными эти деяния…
* * *
«Во утверждение неизменной любви, которая должна быть между вами, христианами, и русами, мы составили сей мирный договор, записанный Иваном, в двух рукописях, одну для вашего Государя, а другую подписанную нашей рукой. Утвердил ты ее обетом чтимым крестом и святой единосущностью Троицы твоего единственного истинного Бога, как божественной твари. По нашему убеждению и нашему обычаю ни одна из установленных статей договора о мире и дружбе не должна быть нарушена ни нами, ни кем-либо из нашей страны. 2 сентября 6420 года от сотворения мира [т.е. 912 г. н.э.].

Император Лев удостоил посланников Руси подарками – золотом, шелками и драгоценными тканями – и поручил своим людям показать им красоту церквей, золотых дворцов и богатство в них: много золота, шитых шелков, драгоценные камни и предметы страстей Господа нашего: терновый венец, гвозди и багряница; они также показали мощи святых, которые научили их своей вере и показали им истинную веру. Затем они с великими почестями провожали их на свою землю. Послы, которых послал туда Олег, возвратились к нему и рассказали ему обо всем, что говорили оба царя, как они заключили мирный договор между землей греческой и землей русской, и что обеты не должны быть нарушены, ни греками, ни русами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top