Говорящие с духами: шорские шаманы
Шаманизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана (по-шорски он назывался кам) в состоянии транса с духами. Этот обряд называется камлание. Шаманизм существовал в разных формах у большинства народов Земли. На фото: Шорский шаман. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шорцы верили, что весь мир разделен на три сферы: небо – владения верховного божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди; подземный мир, населенный злыми духами. На фото: Шорская шаманка. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Ульгень сотворил мир вместе со своим братом Эрликом – олицетворением злого начала. Ульгень создал солнце, луну, звезды, реки и ровную землю, Эрлик поставил горы. На фото: Шорский шаман. 1920 год. Неизвестный автор. Улус Чулеш.
Ульгень изгнал Эрлика в подземный мир, где тот повелевает духами, которые забирают душу человека, вызывают болезнь и причиняют смерть. Человек обитает на средней земле вместе с духами – хозяевами тайги, гор, рек, озер.
Посредником между людьми и духами становился шаман. У шорцев не было специального шаманского костюма, однако были особые атрибуты. Сильные шаманы совершали камлание с бубном и колотушкой, слабые камлали с рукавицей, старым луком, веником и шапкой. 1982 год. Автор: Седов.
Шаманы также совершали жертвоприношения. В жертву Ульгеню приносили жеребца. Однако при таком жертвоприношении дух кочо-кан мешает шаману «подняться» на небо. Поэтому шаман «вселяет» духа в одного из присутствующих на обряде мужчин, который надевает маску из бересты. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
У шорцев существовал обряд плодородия, направленный на увеличение числа соболей, находившихся в ведении Ульгеня. Участники обряда по очереди надевали маску кочо и старались вырвать друг у друга палку-фаллос. На фото: Шаманский обряд кочо-кан. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаман – особый избранник Ульгеня. У человека, которому суждено стать шаманом, обычно имелась отметина Ульгеня, так называемая лишняя кость: бугорок на пальце руки или ноги, ямка на мочке уха и прочее.
На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.Еще одним признаком избранности духами считалась «шаманская болезнь» – эпилепсия, во время которой шамана как будто «пересотворяли» духи. Шорцы верили, что духи разрезают тело шамана в особом котле, внимательно пересматривая все кости. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год.
Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины. Камлали они в повседневной одежде – обычно в халате шабыр. Голову шорские шаманы всегда повязывали платком. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шорцы часто обращались к шаманам: при болезнях, во время похорон и поминок, при трудных родах, перед сбором урожая. Обязательно шаман участвовал в традиционных родовых молениях Ульгеню. На фото: Лечение больного шаманкой. 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Очень часто шаман мог лечить только определенные болезни, например, нервные припадки, вызванные сильным испугом. О том, какие именно болезни лечит тот или иной шаман, можно было узнать по рисункам на бубне (если это был сильный шаман, слабые шаманы не имели бубна). 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
С бубном была связана и продолжительность жизни шамана. Духи сообщали, когда шаман может изготовить первый бубен и сколько бубнов необходимо будет сменить. Вся жизнь шамана исчислялась количеством бубнов, отпущенных духом-покровителем: когда иссякало могущество последнего бубна, шаман умирал.
После смерти шамана бубен и колотушку подвешивали на дереве возле могилы, железные подвески с рукояти бубна снимали и передавали следующему шаману. По легенде, шаманов хоронили вниз лицом в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками. 1980 год.
Для религиозного сознания многих шорцев характерен синкретизм – сочетание элементов шаманизма, православия и когда-то усвоенных старшим поколением постулатов марксистско-ленинской идеологии. Однако отдельные пережитки шаманизма сохранились у шорцев до настоящего времени. 1980 год.
Вы посмотрели выставку «Говорящие с духами: шорские шаманы»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Говорящие с духами: шорские шаманы
На юге Западной Сибири проживает коренной малочисленный народ – шорцы. Их поселки затеряны среди тайги, по берегам рек Горной Шории. Традиционным занятием шорцев всегда была охота, основу духовной жизни составлял шаманизм. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.
Путешествующие между мирами – YakutiaMedia
Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом — в материале ИА YakutiaMedia.
Инициация шамана
Шаман (“ойуун” на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.
Посвящение в шаманы. Фото: Тимофей Степанов
Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое “эттэнии”. Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.
Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников “на конях рыжей масти с белой полосою на морде”. Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.
“Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону “…” каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде”, — пишет этнолог.
Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он “рвал зубами свое тело”, но не смог решиться покончить с собой и болел три года. “Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их”. По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть”, — рассказал Герасимов.
Атрибутика шамана
Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь — двери в Нижний мир или мать-землю.
“Изображение солнца и земли — эта карта путешествий шамана, — рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. — Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос”.
Якутский шаман. 1902. Фото: Архивное фото
Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото
Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото
К тому же всегда существовал определенный порядок в расположении изображений. Птицы и знаки солнца всегда располагались в верхней части костюма, тем самым сохраняя трехчастность строения мира. “Костюмы не шили просто так. Обычно шаманы видели его материалы во сне. Наутро они просыпались и говорили, что в стаде есть определенный конь какой-то масти и из него необходимо изготовить костюм. То же касалось и материалов для бубна — они подробно объясняли, на каком холме стоит береза, из которой необходимо сделать ему обечайку”, — говорит Габышева.
Что касается костей, исследователь полагает, что они представляют собой первичную материю, из которого возрождается шаман. По другому мнению, они олицетворяют умершего предка — ты не можешь быть шаманом, если у тебя их не было в роду.
Бубен же являлся своего рода транспортным средством (чаще конем) для ойууна, с помощью которого он перемещался между мирами. Его изготавливали из коровьей или козлиной кожи, а колотушку и другие части бубна — из лиственницы, рога оленя или лося. Как говорят эксперты, по своей форме они могли отличаться: у шаманов из западной и центральной Якутии бубны были круглой формы, а у северных на вид они были более овальными и имели заглушку с нижней стороны. Ала ойуун Анатолий Никифоров объяснял это тем, что заглушка блокировала исходящие звуки, потому они не доходили до нижнего мира. К слову, шаманы могли делать обряды и без бубна, но часто жаловались, что нелегко ходить пешком.
Обряды шаманов и удаганов
Одним из самых малоисследованных направлений специалисты считают язык шаманской обрядовой поэзии. Они в основном работали посредством алгыс (обряда благословения) и их было достаточно много.
Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото
“Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то, перемещается ли в мирах — на все был алгыс, — объясняет профессор кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. — Хотя подобные обряды достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений. Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека: Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается распространять”.
По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел общаться с богиней Айыысыт — покровительницей деторождения, кто-то с Байанаем — благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером жертвоприношения — они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник Ысыах происходит от слова “ыс” — брызгать, люди брызгали на траву кумыс, что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных шаманов не допускали до этого праздника.
Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото
Якутская шаманка. 1902 г.. Фото: Архивное фото
К вопросу об удаганках (шаманках), многие считают, что они были сильнее шаманов мужского пола. Считается, место их силы было гораздо больше. Профессор рассказала случай с участием удаганки, произошедший в ее родном крае: “У меня на родине было две удаганки, обеих звали Фекланой, они обычно помогали при сложных родах и других трудностях. Врачей не было, потому до 1954-го года по всей местности родами занимались только они. Отец рассказывал мне только об одной из них, которая всегда была одета в белое. В 1940-ых годах одна жительница поселка осталась беременна, когда муж уехал на фронт. Рассказывают, что она никак не могла родить, и ребенок умер у нее внутри. Помочь больной позвали Феклану, которая как всегда явилась во всем белом. Я встречалась с той женщиной, ее зовут Татьяна. Она вспоминала, что болела несколько дней, а живот буквально горел изнутри. Придя на помощь, Феклана смазала руки маслом, начала греть их перед камельком и начала петь. Татьяна рассказывала, что она невероятно красиво пела, и, заслушавшись, она заснула, а когда проснулась, живота уже не было. Впоследствии женщина смогла родить пятерых детей”.
Другой случай своей встречи с удаганкой рассказал доцент кафедры археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ Анатолий Алексеев. По его словам, 107-летняя шаманка заменила его больное сердце на сердце оленя:
“До этого я более двадцати дней лежал в кардиологическом отделении городской больницы, где меня лечили от последствий инфаркта. Узнав о существовании могущественной шаманки Кульбертиновой, я вылетел в Нерюнгри и оттуда доехал до села Иенгра. Она, увидев мое состояние, вызвала помощников и сказала, что рано утром будет менять мне сердце. Шаманка провела обряд и заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Главным инструментом виртуальной операции был шаманский бубен. Я не рассказывал о случившемся много лет, потому что в те времена люди могли подумать, что я сумасшедший. Да и кто мог поверить, что шаманы проводят операции, ведь в советское время мы все были атеистами, притом воинствующими. Мы не верили ни в черта, ни в бога. Советская власть почти искоренила шаманизм у сибирских и северных народов. С ним борются все мировые религии и по сей день. Для них это чертовщина, сатанизм и бесовство”.
Шаманизм — религия?
До сих по ведутся споры по вопросу является ли шаманизм религией. “Я бы назвал шаманизм детством человечества, — говорит доцент кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Федот Желобцов. — Все народы мира прошли через этот этап. Это касается и корейцев, например. Однако на данном этапе шаманизм у них больше развит, в конце года они даже вручают награды лучшим шаманам. У нас такого почему-то нет”.
В основном эксперты связывают это с гонениями шаманов во времена СССР — у них отбирали атрибуты и запрещали камлать. Поэтому со времен христианизации и становления СССР в Якутия стали забывать древние умения.
Якутские шаманы. Фото: Архивное фото
“Многие забывают, что самое главное в шаманизме — это попросить, — считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Любовь Колодезникова. — Если человек проводит обряд алгыс и подключает при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи”.
Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению, есть и другой способ прохождения обучения — посредством сна, сегодня это называют “неошаманизмом”.
Якутский шаман. Фото: Архивное фото
Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и традиции.
“Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на природу”, — рассказывает Любовь Колодезникова.
По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая, мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее творения.
Айсен Протодьяконов
Портреты шаманов со всего мира
Барух Осорно, шаман из Мексики, позирует для портрета. Фотограф Флоре-Аэль Сурун сфотографировала шаманов со всего мира на фестивале во Франции в начале этого года.
Флоре-Аэль Сурун/Тенданс ФлуВера Сахина, шаманка из Сибири.
Флоре-Аэль Сурун/Тенданс ФлуАянгат, шаман из Монголии.
Flore-Aël Surun/Tendance FloueСын Аянгата, 9 лет, самый молодой шаман в Монголии.
Flore-Aël Surun/Tendance FloueФредерик Рур, шаман из Швейцарии.
Flore-Aël Surun/Tendance FloueTiegniery Diarra, шаман из Мали.
Флоре-Аэль Сурун/Тенданс ФлоуэДоми Фаринелли, шаман из Бельгии.
Flore-Aël Surun/Tendance FloueАбделла Ахарраз и его жена Гнава — шаманы из Марокко.
Флоре-Аэль Сурун/Тенданс ФлоуБхола Натх Банстола, шаман из Непала.
Флоре-Аэль Сурун/Тенданс ФлоуэАня Норманн, шаманка из Швеции.
Flore-Aël Surun/Tendance FloueПортреты шаманов со всего мира
Основные моменты истории
Флоре-Аэль Сурун рисовала портреты шаманов на фестивале во Франции
Шаманы, с которыми она встречалась, приносили послания мира и надежды, говорит она
Festival du Chamanisme, или Фестиваль шаманизма, — это ежегодное мероприятие, на которое съезжаются шаманы со всего мира. Сурун сделала портреты некоторых людей, посетивших фестиваль в этом году.
«Меня привлек этот (фестиваль), потому что в своей работе я всегда стараюсь говорить о людях, которые действуют во имя мира», — сказала Сурун. «Я действительно хотел засвидетельствовать дружбу между всеми этими людьми».Шаман считается духовным существом, тем, кто может получить доступ к измененным состояниям сознания, чтобы взаимодействовать с окружающим миром и влиять на него. Во многих шаманских традициях шаманы впадают в состояния, подобные трансу, для выполнения ритуалов, например, при попытке кого-то исцелить.
Фотограф Флоре-Аэль Сурун
Флоре-Аэль Сурун/Tendance Floue«(Один шаман) покажет, как они впадают в транс и как они исцеляют (ритуалы), чтобы шаман из другой страны мог видеть», — сказала она. «Как будто каждый узнает о культуре другого».
Ни в коем случае не существует единственного определения или описания того, что значит быть шаманом, но Сурун сказала, что шаманы, с которыми она встречалась, были связаны в своих усилиях по сохранению шаманских традиций, а также в их общих посланиях мира и надежды.
«(Они были) все вместе в одном желании сохранить Землю и дружбу между культурами и людьми», — сказал Сурун. «У меня было прекрасное чувство. Я думаю, что чуть не заплакал, потому что вы можете почувствовать что-то действительно искреннее и глубокое».
Социальные сети
Но «Марсельеза», национальный гимн Франции, — это своего рода боевая песня.
«(Аянгат) сказал нам: «Вы должны найти свои песни для мира и для Матери-Земли», — сказал Сурун.
Несмотря на то, что она провела на фестивале всего несколько дней, Сурун чувствует, что то, что она пережила, продлится долго.
«Я могу сказать, что это изменило мою жизнь», — сказала она. «Это было похоже на открытие для меня целого нового мира. (У шаманов было) такое красивое послание о попытках помочь друг другу и попытаться позаботиться о Матери-Земле. Все эти послания — позитива, надежды и любви — все эти послания исчезают».
Флоре-Аэль Сурун — французский фотограф и член коллектива Tendance Floue. Следуйте за ней на Facebook.
32.473 Шаман Стоковые фото, картинки и изображения
Какао церемония пространство, медицина открытия сердца. PREMIUM
Племенная женщина с маской, покрытой грязью, 3d illustrationPREMIUM
Красивые бабочки с гравировкой и фазами луны. викканский символ, полная луна, убывающая, растущая, первая четверть, горбатая, полумесяц, третья четверть. ПРЕМИУМ
Красивая шаманка, танцующая у костра.ПРЕМИУМ
Церемония какао, лекарство, открывающее сердце.ПРЕМИУМ
Фотоколлаж из портретов красивой женщины и собаки аляскинского маламута.
Благовония в женской руке, дым благовоний, эффект живописи.ПРЕМИУМ
Красивая шаманка, играющая на шаманской флейте на природе.ПРЕМИУМ
Шаманка в пейзаже с лошадью. эффект покраски.ПРЕМИУМ
Красивая шаманка на природе. эффект живописи.PREMIUM
Ладан в женской руке, дым ладана на черном фонеPREMIUM
Красивая шаманка играет на барабане на природе. PREMIUM
Волшебный боевой шаман-оборотень с бородой в меховом платье в темной комнате. косплей на тему превращения медведя в человекаPREMIUM
Портрет шаманки в лесу. в руке у нее филин.ПРЕМИУМ
Шаман бьет в бубен на краю обрыва. народные обряды.ПРЕМИУМ
Йога-медитация в позе лотоса с духовной ауройPREMIUM
Ловец снов на темном фонеPREMIUM
Индейцы. мультяшные персонажи в векторном стиле. иллюстрация индийской традиции с перьями и этническим костюмомPREMIUM
Красивая шаманская девушка в космическом пространстве.PREMIUM
Красивый шаманский мужчина с повязкой на голове и черепом оленяPREMIUM
Шаманская девушка, играющая на шаманском барабане на природеPREMIUM
Молодой травник, полный любви , ходит, баюкая собранные травы. Золотарник обыкновенный и зимний цветок.ПРЕМИУМ
Доктор тень или человек-тень по мотивам вуду Нового Орлеана, 3d иллюстрацияPREMIUM
Ловец снов с перьями, нитками и бусинами, висящими на веревке. Ловец снов ручной работыPREMIUM
Художественное фото африканской женщины с племенными этническими картинами в стиле аватараPREMIUM
Красочное племенное сюрреалистическое психоделическое абстрактное лицо девушки с сумасшедшими орнаментами лабиринта. векторная ручная иллюстрация с фэнтезийной сюрреалистичной женщиной. креативный стиль каракули. ПРЕМИУМ
Крупный план тлеющего пучка пятен белого шалфея и целебного кристалла на темном деревянном столе. ПРЕМИУМ
Церемония какао, лекарство, открывающее сердце. церемония space.PREMIUM
Вождь мезоамериканских индейцев в традиционном головном уборе с перьями и головой орла черно-белый векторный портретPREMIUM
Тема Хэллоуина: жуткая мрачная ведьма вуду. крупным планом портрет злой волшебницы. женщина-зомби (нежить)ПРЕМИУМ
Йога-медитация руки женщина в позе лотоса йоги с духовной аурой.ПРЕМИУМ
Изображение сверху белой палочки-мазка шалфея с целебными кристаллами, священным пером и символом рейки. ПРЕМИУМ
Симпатичная абстрактная сова и психоделический орнамент. дизайн татуировки персонажа для любителей домашних животных, художественные работы для печати, текстиля. подробные векторные иллюстрации. totem animal.PREMIUM
Милая абстрактная сова и психоделический декоративный узор. дизайн татуировки персонажа для любителей домашних животных, художественные работы для печати, текстиля. подробные векторные иллюстрации. totem animal.PREMIUM
Красивая шаманская девушка играет на шаманском барабане на природе. компьютерный коллаж и эффект живописиPREMIUM
Портрет элегантной экзотической женщины-воина, концепт-арт, выполненный тушью и акварелью, креативная иллюстрация.PREMIUM
Шаманский бубен на природе, шаманский бубен с кристаллом, старинный эффект и окантовка. ПРЕМИУМ
Психоделический череп, волшебный гриб, талисман, иллюстрации для товаров. загадочная черная девушка над символами и крыльями сакральной геометрии. алхимия, религия, духовность, оккультизм, искусство татуировкиPREMIUM
Таинственная ведьма гуляет в темном лесуPREMIUM
Крупным планом портрет женщины в головном уборе майя из перьев и прикусывающей губу, ацтекский концептуальный образPREMIUM
Ловец снов с перьями, нитками и бусинами, висящими на веревке. ловец снов ручной работыPREMIUM
Портрет страшной африканской шаманки с окаменевшей потрескавшейся кожей и дредами. make-up concept.PREMIUM
Старый монах в темной рясе с книгой Библии в руке. средневековая гравюра.PREMIUM
Благовония в женской руке, место для церемонии.PREMIUM
Волшебные грибы. психоделическая галлюцинация. наброски векторные иллюстрации, изолированные на белом фоне. Искусство хиппи 60-х. раскраски для детей и взрослых.ПРЕМИУМ
Ладан в женской руке, дым ладана на черном фоне. PREMIUM
Векторный набор сакральных геометрических символов и фигур на черном фоне. коллекция золотых абстрактных мистических знаков, нарисованная линиями. для вас дизайн: татуировки, принты, плакаты, футболки, текстиль и магические ремеслаPREMIUM
Художественное фото африканской женщины с племенными этническими рисунками на лицеPREMIUM
Вождь американских индейцев в традиционном пернатом головном уборе черно-белый векторный портретPREMIUM
Векторный набор сакральных геометрических символов и фигур на черном фоне. коллекция абстрактных мистических знаков. белые линейные формы. для вашего дизайна: татуировки, плакаты, футболки, текстиль или магические изделия. ПРЕМИУМ
Студийный портрет женщины в ярком роскошном карнавальном костюме из перьев. изолированные на темном фоне.PREMIUM
Шаманский бубен в женской руке и орнамент звездыPREMIUM
Пара воронов с деревом жизни и символом цветка жизни сакральной геометрии, космический фон.PREMIUM
Красивая индианка в головном убореPREMIUM
Сказочные персонажи. фэнтезийные существа гремлины орк люди воины демон эльф колдун гиганты векторные мультяшные картинки набор. иллюстрация орка и тролля, гоблина и ведьмыPREMIUM
Красивая шаманская девушка играет на шаманском барабане в студии.PREMIUM
Шаманский барабан в женской руке и звезда орнаментаPREMIUM
Мистическая иллюстрация ловца снов с узором в стиле бохо, перьями с бисером на космический фон. векторная волшебная племенная карта для вашего творчества. ПРЕМИУМ
Крупный план ведьмы из коренного африканского племени в традиционном костюме. make-up concept.PREMIUM
Ловец снов на синем фоне с копией пространстваPREMIUM
Красивая молодая женщина с большим шлейфом перьев американских индейцев.PREMIUM
Портрет молодой девушки в костюме индейца. PREMIUM
Шаманка в черной одежде с этническими орнаментами на лице проводит ритуал с шаманским бубном в осеннем лесу. этническая культура. шаманские ритуалы.ПРЕМИУМ
Художественное фото африканской женщины с племенными этническими рисунками на лице. PREMIUM
Векторный набор священных символов: стрелы, луна и глаз на черном гранж-фоне. коллекция золотых абстрактных мистических знаков, нарисованная линиями. для вас дизайн и магическое ремесло. ПРЕМИУМ
Шаманский бубен и тибетская чаша со свечами в темной комнате. ПРЕМИУМ
Векторный набор сакральных геометрических символов и фигур на черном фоне. коллекция золотых абстрактных мистических знаков, нарисованная линиями. для вас дизайн: татуировки, принты, постеры, футболки, текстиль и магическое ремеслоПРЕМИУМ
Портрет индийской девушки из племени бохо с перьями в волосах и в традиционном пончо, красивая иллюстрация шамана из числа коренных народов.PREMIUM
Красивая шаманская девушка, играющая на шаманском барабане в природе. фон. ручной обращается дизайн в этническом индийском стиле. мистическая абстрактная текстура хиппи и бохо. вектор оккультного и племенного слияния trippy.PREMIUM
Бесшовный узор из волшебных грибов. психоделическая галлюцинация. яркая векторная иллюстрация. Красочное искусство хиппи 60-х.ПРЕМИУМ
Улыбающаяся девочка американских индейцев в дикой природе на закате. ПРЕМИУМ
Волшебный вход или портал в мультяшном векторе фэнтезийного мира. мистические амулеты и зелья, висящие на деревянных дверях в каменной стене с таинственным перчаточным светом, сияющим из щелей иллюстрации. квест-комнатаPREMIUM
Шаманка красивая девушка с плюмажем из перьев американских индейцевPREMIUM
Студийный портрет женщины в роскошном красочном карнавальном костюме из перьев. изолированные на темном фоне.ПРЕМИУМ
Благовония шалфея апьяна (белый шалфей, священный шалфей, пчелиный шалфей, калифорнийский шалфей)ПРЕМИУМ
Художественное фото африканской женщины с племенными этническими рисунками в стиле аватарПРЕМИУМ
Шаманка в пейзаже со своей лошадью. портрет ведьмы из коренного африканского племени в традиционном костюме. make-up concept.PREMIUM
Шаманская девушка с рамным барабаном на абстрактном структурированном космическом фонеPREMIUM
Красивая шаманская девушка, играющая на шаманской флейте в студии.PREMIUM
Злая ведьма вуду с посохом и заклинанием черепаPREMIUM
Портрет девушки с раскрашенным телом, танцующей с пламенемPREMIUM
Женщины, держащие священные барабаны и играющие на открытом воздухе в зимнее времяPREMIUM
Крупный план портрета ведьмы из коренного африканского племени , одетый в традиционный костюм. make-up concept.PREMIUM
Крупным планом портрет ведьмы из коренного африканского племени в традиционном костюме. концепция макияжа.ПРЕМИУМ
Перья и лечебное колесо. ПРЕМИУМ
Священный декоративный дух оленя с символом ловца снов и перьями, а также волк, лошадь, орел в космическом пространстве. ПРЕМИУМ
Живопись. двойная экспозиция африканского мужчины с традиционной краской на лице, растворяющейся за черной тушью трех глаз. ПРЕМИУМ
Пара воронов с деревом жизни и символом цветка жизни сакральной геометрии, космическим фоном. . ловец снов ручной работыPREMIUM
Бесшовный узор из гипнотической шаманской кислоты. ручной обращается дизайн в этническом индийском стиле. мистический абстрактный фон, текстура хиппи и бохо. оккультный и племенной фьюжн векторные триповые обои. ПРЕМИУМ
Женщина-шаманка в зимнем пейзаже, коллаж художника. fire.PREMIUM
Векторная иллюстрация с нарисованным вручную черепом оленя и сакральным геометрическим символом на черном винтажном фоне. абстрактный мистический знак. золотая линейная форма. для вас дизайн и волшебное ремесло.