Разное

Фото с катаной – Katana картинки, Фотографии и изображения

Самурайские мечи (11 фото + 1 видео) . Чёрт побери

О мечах, которыми владели самураи

Если речь заходит об «идеальном мече» — таким сразу называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. На самом деле не бывает идеального меча или универсального меча, потому как в римском щитовом строю катану не удастся даже вынуть из ножен, а средневековый рыцарь проскачет сквозь дюжину самураев, не заметив их. Форма меча продиктована тактическими приёмами своего войска и войск противника, доспеха противника и особенностей построения частей. Когда монголы высадились в Японии, смаураи были ошеломлены тем, что те действуют в строю, осуществляют организованный манёвр, без должного перечисления титулов и заслуг каждого, врубаясь в разрозненные группки и выкашивая самураев быстро и эффективно (если бы не буря и откровенный китайско-корейский саботаж с подсовыванием речных судов, был бы ещё один улус). Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся, существовали подобные саблетесаки в Азии, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии совмещал много функциональных и типологических особенностей. Японцы не пытаются классифицировать свои нихонто в европейском стиле, у них просто есть общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч». Качество этих мечей, мягко говоря, невысокое, имеются единичные высококачественные экземпляры, но когда речь шла о массовом производстве, то потом эти мечи переплавляли как син-гунто после войны, в отличие от европейских оружейников – качество их массовой продукции ценят коллекционеры всего мира.

Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в нежизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и крайне малую практическую. Индия, конечно, настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипая́тту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента: в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). После экспорта в Японию они стали прототипом японских мечей, чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века, сохранились мечи VII века, а первый похожий на катану меч Когарасу-Мару датируется 703 годом работы Кокадзи Мунэтика. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытесняется термином кэн для обозначения прямого меча. Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Изредка богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая. Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч, со временем стала нарицательным названием вообще любого меча. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀(«изогнутый меч с односторонним клинком). Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси, набор мог дополняться специальным кинжалом танто (дословно короткий меч, нож – хамоно, а встраиваемый хозяйственный нож в ножнах вакидзаси — когатана). Вакидзаси могли использовать купцы и ремесленники, танто носили и женщины.

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса, в случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.

Из-за низкого качества стали, её приходилось многократно проковывать, что характерно для всех мечей того времени, никаких легендарных «сварок временем» из миллиона слоёв фольги за столетия никто не видал. Сталь японских мечей довольно посредственная, особенно поздних заводских образцов, истинные клинки немногочисленны, находятся в музеях и крайне редко в частных коллекциях, непритязательные коллекционеры обладают в основном разного качества подделками из Китая. Национальное сокровище (кокухо), этот титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков. К настоящим мечам прилагается сертификат «Общества по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. Кричное железо — очень неоднородный продукт, который является смесью углерода, железа, шлака и других элементов, — каждый кусок тамахаганэ уникален. Искусство кузнеца состоит в выборе кусков крицы, которые содержат как можно меньше шлака и имеют между 0,8-1,3 % углерода. Методы выплавки до открытия границ и индустриализации Японии было собственно намного примитивнее, чем в Европе (где с XIV века вошла в употребление доменная печь), что и вызвало потребность в долгой и тщательной рафинации стали, дабы удалить все вредные примеси. Ценность японской стали тем самым заключалась не в (весьма посредственном) качестве тамахаганэ, а в умении кузнецов изготовить из посредственного сырья продукт хорошего качества. В этой связи становится понятно, почему начиная с XVI века японские кузнецы очень охотно применяли европейскую привозную сталь.

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:
хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
цуба (гарда)
сэппа (шайбы под цубой и над ней)

фути (муфта между цубой и рукоятью)
самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)
цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)
мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.

Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным для их местности и задач комплексом наступательно-оборонительного вооружения. На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими отрядами наёмников из Европы, о высокой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Самураи никогда не сталкивались ни с римской пехотой, ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей, их успешно били корейцы своими пушечными кораблями-броненосцами с пушками и китайцы в пешем строю (вторжение в Корею или Имдинская война 1592 года). Огнестрельное оружие в начале «открытия» Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), не говоря про самураев, в общем-то бывших аркебузирами и мушкетёрами(!) Но европейские наёмники, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат. Вот таким является оружие Японии, а так же бытовые и политические реалии того времени.

chert-poberi.ru

Самурайский меч катана

Катана  — японский самурайский меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать  колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 - 1,5 кг).

Самурайский меч катана фото

История и характеристика катаны

Эпоха самурайского меча катаны началась в 15 столетии в результате совершенствования тати. Катана применялась в качестве стандартного вооружения самурая, преимущественно в паре (так называемый комплект дайсё – длинный и короткий) с малым мечом вакидзаси, который использовался в ближнем бою или в харакири. Катану было разрешено носить только самураям. Катана – наиболее прочный в мире меч, который позволял разрубать почти все материалы - мясо, кости и даже железо. Профессионалы владения катаной в сражении с бойцом, применяющим европейский меч, могли перерубить этот меч (твердость лезвия катаны 60-65 HRC против 50-58 HRC твердости европейских мечей).

Приемы владения катаной

Длинная рукоять давала возможность эффективно маневрировать катаной. Как правильно держать катану? Преимущественно использовался хват, при котором конец рукоятки лежит в середине левой ладони, а правая рука сжимает рукоять около гарды. Синхронное движение обеих рук дает возможность создавать широкую амплитуду взмаха без больших силовых затрат. В основном удары наносятся вертикально. Распространенное в Европе деление на "блок-удар" практически не используется. Вместо этого наносятся удары по мечу или рукам соперника, убирающие его оружие с траектории атаки и позволяющие дальнейшим взмахом поразить противника.

 

Хват катаны

Настоящий японский самурайский меч катану можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

 

фото линия закалки хамон

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны самурайского меча катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

 

Фото ножны катаны сая

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал меч на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла меч от коррозии.

 

Ношение катаны

Катана видео

Видео, в котором демонстрируются основные приемы владения катаной, техника выполнения ударов.

Другие интересные статьи по теме: изготовление катаны, видео изготовление катаны

Жанр статьи - Оружие Японии

jamato.ru

Катана фото и описание легендарного японского меча

Что такое катана

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

Следующим этапом является покрытие маслом. Следует образовывать тонкую пленку, иначе к лезвию будут приставать частицы дерева и пыли, что неизбежно, повлечет за собой образование повреждений. Смазывание проводят раз в три месяца.

Чтобы произвести глубокую очистку, меч разбирается на части, при помощи заостренным с одной стороны куском дерева или металла.

 

darkbook.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Back To Top