Разное

Этническая символика: символика этническая это

1 – Опыт университета

Во второй половине прошлого столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, “этнической общности”.

Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ (точнее с 60-70 гг.) века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

 

Этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. 

 

 

Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

В качестве основной составляющей предмета этнической психологии мы выделяем этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов (авто- и гетеростереотипов) формируется значительная часть представлений о других народах.

Другой (второстепенной) составляющей предмета ЭП являются диспозиции т.е. готовности, предрасположенности субъектов к поведенческому акту, действию , поступку или их последовательности; комплекс личностных черт образующих предрасположенность к определенной реакции.

Еще одним социально-психологическим образованием, которое выступает в качестве предмета этнической психологии, являются этнические экспектации.[1] В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей.

Этнические символы также можно рассматривать как составляющую предмета ЭП (по А.А. Налчаджану). Этнический символ – это «уплотненное», «сгущенное» выражение определенных психических качеств, установок и представлений определенного этноса (процесс символизации – важнейший аспект этногенеза).

Итак, предмет этнической психологии в его социально-психологическом аспекте со-ставляют этнические стереотипы, диспозиции и экспектации взаимодействующих субъек-тов, которые и выступают этническими детерминантами человеческого поведения, а также этнические символы и процесс этнической символизации.

 

Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании [Ю.В. Бромлей]. Этнос может быть представлен племенем, народом, нацией (формы этнической общности).

Этнос-группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, вос-принимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики (маркеры), только совокупность которых позволяет определить его как особое явление.

Маркеры являются оперативными опознавателями этнических категорий, даже в том случае, если не признаются индивидами, которые их унаследовали (Р. Джексон). Как минимум, этническая общность состоит из личностей, разделяющих одну или несколько таких этнических характеристик…

Только качественное сочетание этих признаков и указание ведущих черт позволяет показать специфичность этносов. Совершенно справедливо утверждение Ю.В. Бромлея и др. специалистов, согласно которому у одних этносов ведущим признаком может быть язык, у других – быт, у третих – черты поведения и т.п.

 

Этничность как реалия в жизни людей – это, несомненно, некое свойство, или, точнее, это набор определенных особых характеристик людских индивидов и их групп, их сообществ. Этот набор характеристик особого рода дает возможность на основе реально существующих показателей выявить принадлежность индивидов, а также их групп и сообществ к тому или иному этносу, т. е. дает возможность этнической идентификации и самоиндетификации индивидов и каких-то множеств людей или, иначе говоря, определения «кто есть кто» в смысле этнической принадлежности.

 

Этнофор – носитель основных этнических черт.

 

Этническая идентичность – это особый социокультурный и социально-психологический феномен, результат сложного процесса самоопределения человека в социальном пространстве относительно многих других этносов. Этническая идентичность – это не только осознание и понимание, но и восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. …Смысл данного понятия наилучшим образом отражает именно термин переживание. Иными словами, плодотворным представляется рассмотрение этнической идентичности как категории, находящейся на стыке ситуации и индивида, как переживания им отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Следует подчеркнуть, что национальная (этническая) идентификация личности является одним из компонентов личностного национального самосознания.

 

Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной общности и ее положения в системе общественных отношений. Проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных межгосударственных и межнациональных отношениях. Национальное самосознание является важнейшей составной частью, основой национального сознания.

 

…В результате разобщенности исследователей в западной науке возникло две этнопсихологии: этнологическая (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) и психологическая (СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИЛИ КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ). Различия в их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию поимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти непереводимые на русский язык термины выделены американским лингвистом К. Пайком из имеющих «древнегреческое происхождение» наименований наук – фонетики и фонемики. В дальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Эти термины употребляются и для обозначения двух направлений в этнопсихологии, исследующих психологические переменные, обусловленные культурой.

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравнения делаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях. На сегодняшний день главные достижения в этнопсихологии связаны именно с этим подходом.

Предмет сравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.



[1] ЭКСПЕКТАЦИИ. Социальные  ожидания.  Подразумеваемые   требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его  действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или иной ситуации. Экспектации выступают как неформальные санкции, упорядочивающие взаимодействие людей, относительно неписаных  правил,  межличностных ролей и принятых норм и способов общения.

 

Этническая символика — Студопедия

Как отмечает Ю. П. Платонов[clxxxiii], сравнение этнофоров и этнических групп проводится главным образом по степени выраженности у них тех или иных общих черт или признаков. Но чтобы сравнение было объективным, нужно учитывать относительность любых этнических характеристик (разрядка моя — Н.С.). И далее Ю. П. Платонов приводит прекрасный пример этой относительности, который как нельзя более точно описывает триадный характер построения и любых хроматических систем.

«Так, — пишет Ю. П. Платонов, — в работах, посвященных русскому национальному характеру, часто называется, например, такое качество, как эмоциональная сдержанность. Но по сравнению с кем русские кажутся эмоционально сдержанными? По сравнению с итальянцами? Да. Но не по сравнению с финнами или эстонцами. Утверждения, относящиеся к чертам национального характера и высказанные в абсолютной форме, без указания того, с кем сравнивается данная группа, неизбежно порождают путаницу». Поэтому

В основу фонда национальной символики легли элементы, издавна и исподволь накапливавшиеся на донационалъном этапе. Это подтверждает мысль Ю. М. Лотмана, что символ никогда не принадлежит какому-нибудь одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения[clxxxiv].

Вместе с тем, передавая эту память от поколения к поколению, лишь в эпоху становления и развития наций этнокультурная символика приобретала для соответствующего народа общеэтническое значение, становясь в полном смысле национальным девизом. Он мог быть сходным для большинства народов региона либо выражать специфические, актуальные для данного народа, заботы. Часть подобных символов со временем заменялась, другие обретали длительную значимость, прочно входя в сознание народов, интересам которых они отвечали.


Так, например, в библиотеке Зимнего дворца «национальным цветом» обозначались даже переплеты книг: русские — коричневые, французские — синие, английские — красные, немецкие — зеленые[clxxxv].

Согласно В. Г. Кульпиной[clxxxvi], к основному признаку цветовых этнопредпочтений относятся такие цвета, которые позволяют проявиться романтическим чувствам человека. Это цвет воды и неба, цвет глаз и цвет растений и других объектов, более всего волнующих человека и идеализируемых им. В качестве основных критериев выделения этноцвета В. Г. Кульпиной отмечена также его способность выступать в качестве цветового определителя абстракций и обязательное присутствие в фольклорной традиции.


Гипотеза В. Г Кульпиной состоит в том, что определенные цветообозначения чрезвычайно важны для данного этноса, так как в каждом языке есть свой этнически предпочтительный цвет (этноцвет), обладающий качеством доминантности и этноприоритетности. Как мы убедимся, такие предпочтения действительно проявляются в религии, политике, общественной жизни и других сферах человеческой деятельности, о которых речь пойдет далее.

Символика цвета была призвана наглядно, визуально подчеркнуть этническую и связанную с ней государственную, региональную, социальную, профессиональную и иную маркировку людских коллективов и индивидуумов. При этом наиболее универсализирующими возможностями обладала прежде всего цветовая символика.

В этнографической литературе отмечалось, что в качестве элементов такой символики у славянских народов чаще всего выступали красный и белый цвета. Наряду с ними, в крестьянской среде пользовались популярностью также желтый и синий или зеленый цвета. Впрочем, как заключает А. С. Мыльников (после анализа этого вопроса[clxxxvii]), едва ли здесь возможна абсолютизация подобной привязки. И дело заключалось не столько в локальном многообразии культуры каждого этноса, сколько в их контактах и взаимовлияниях в повседневной жизни.

Национальное достояние: символы стран — Рамблер/субботний

Символы наций могут многое рассказать о народе, который представляют. Древнейшие из них — женские фигуры, олицетворяющие в народном сознании и родную землю, и мать, и страну в целом, безусловное наследие матриархата и культов богини-матери.

Иногда символом нации становится исторический персонаж, мифический герой или обобщенный типаж представителя народа. Часто таких символов может быть несколько. В нашей галерее — интересные факты о самых распространенных символах некоторых наций.

Марианна — символ Франции со времён Великой революции. Образ: молодая женщина во фригийском колпаке. Его носили рабы-вольноотпущенники в Римской империи. Одним из известных изображений является картина Делакруа «Свобода на баррикадах». С 1970 года моделью для Марианны становится самая красивая женщина страны. В разное время ею были Катрин Денев и Брижит Бардо. Матушка Россия. В XVI веке русская земля представляется как святая мать-земля под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского. Образ был популярен и в эпоху правления Екатерины II, где связывался с персоной царицы. Также активно использовался белыми во время Гражданской войны. Второе рождение образ получил в период ВОВ, с появлением плаката «Родина-мать зовёт!».

Дядя Сэм — символ США. Образ: пожилой мужчина со старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага. Возник во время второй Войны за независимость. По легенде, прототипом образа стал мясник Сэм Уилсон, поставлявший провизию повстанцам. Но в чертах Дяди Сэма некоторые находят сходство с единственным президентом Конфедерации южных штатов Джефферсоном Дэвисом.

Джон Булль (Бык) — собирательный образ англичанина и один из символов нации. Образ: краснолицый коренастый толстяк с бакенбардами, исполненный здравого смысла. Впервые возник в памфлете английского публициста Джона Арбетнота «История Джона Булля».

Михель, простодушный и терпеливый малый, — один из символов Германии. Устойчивого облика не имеет, кроме колпака, ночного или традиционного немецкого, с кисточкой. Выражение “немецкий Михель” было зафиксировано в 1541 году. Архангел Михаил считался покровителем Священной Римской империи. Во времена Третьего Рейха образ был в опале, как негативно изображающий немецкий народ.

Повелительница горы — символ Исландии. Образ: светловолосая женщина в синем или черном платье и в белом головном уборе. Впервые её имя было упомянуто в поэме Бьярна Тораренсена. В ее образе угадывается явное сходство со скандинавскими богинями, прежде всего, с Фригг.

Ола Нордманн — собирательный образ норвежца. Образ: блондин в традиционном норвежском костюме и с шерстяным красным колпаком на голове, который считается атрибутом гномов. Ола — популярное мужское имя, производное от Олаф. Женский вариант образа — Кари Нордманн.

Полония — неофициальный символ Польши, часто используемый в искусстве и массовой культуре. Впервые термин появился в 1564 году в сочинении Станислава Ожеховского. Классическим изображением можно считать одноименную картину Яна Матейко, посвященную поражению восстания 1863 года. Польша изображена в виде женщины, на которую надевают наручники. За спиной Польши находится Литва.

Финская дева — символ Финляндии. Образ: босоногая молодая женщина с голубыми глазами, в сине-белой одежде. Изначально называлась Аура в честь реки. Образ использовался с XVIII века, когда её изображали как женщину с короной, с зубцами в виде крепостных башенок. Образ может быть связан с очертаниями страны на карте, похожими на женский силуэт с одной поднятой рукой.

Видео дня. Медвежонок 4 дня бродил по лесу с ведром на голове

Символы в орнаментах различных народов.: philologist — LiveJournalКультура всех народов мира развивалась в своем индивидуальном направлении и имела свой особый путь становления. При этом в дошедших до наших дней памятниках прошлого легко угадываются и общие мотивы, характерные одновременно для всех стран, национальностей и народов мира. 
  

  

Чем объяснить столь удивительный факт? Если пристально углубиться в историю искусства каждой отдельной нации, можно проследить плавный переход от первобытного, не трансформированного сознания, наделенного простейшими формами и образами, к более сложному, высоко художественному и изощренному восприятию действительности.

Самым веским доказательством общности культур являются орнаментальные символы, которые присутствуют в живописи всех современных народов в виде устоявшихся веками, традиционно сложившихся художественных форм. Если проанализировать элементы древних орнаментов, станет многое понятно в образе мышления древних, сложится воедино вектор развития общемирового сознания.

Прежде всего, стоит отметить, что все фольклорные мотивы имели прообразами мифологическое мировосприятие. Им характерна простота линий, четкость форм и устойчивость повторяющихся элементов, главные из которых присутствуют и по сей день в традиционных орнаментах всех народов. Вот самые распространенные и знаменитые из них:


1. Символика женского и мужского начала. Практически во всех культурах присутствуют противоположные образы Женщины и Мужчины (в абстрактном значении этих форм). Большинство знаменитых орнаментов, так или иначе, наличествует данные формы в своем составе как неотъемлемый атрибут. Например – простейшая на наш взгляд форма (Х) лежит в основе символа Мужского начала, а противоположная ( ) – символизирует Женское начало. Существуют и объединенные символы, сочетающие обе эти формы. Перечисленные символы являются лишь базовой основой для начертания орнамента, дополняются и развиваются многочисленными другими элементами.



Символ розенкрейцеров. Он означает искупительную мощь крови Христа, а также представляет собой триумф духа, цикл смерти и возрождения. В некоторых толкованиях также символизирует союз мужского и женского божественного начала. Розенкрейцеры занимались черной магией, кабалистикой и алхимией, начиная с 17 века. 


В центре вышивки – символ соединения двух родов, известный как Свадебник. Слияние мужского и женского начала в одну общую силу, единение и общая судьба.

Традиционные древне-славянские солярные символы дополняют действие Свадебника. Колард и Солард, солнечные кресты, традиционно вышивались на одежде новобрачных.

  

Печать Соломона, или звезда Давида

Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона – это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке – союз солнечного сплетения и мозга.

2. Символика Земли и Неба. Так же два явно противоположных понятия могут выступать как в противовес друг другу, так и совместно, создавая символ идиллии и гармонии (символ Земли – перевернутый равносторонний треугольник, символ Неба – круг с заключенными в него пересекающимися прямыми).

 

  

В буддизме, а также на японских захоронениях можно также встретить статуи состоящие из этих фигур. В основании находится квадрат, затем идет круг, после него – треугольник. Квадрат — символ земли, а круг — символ неба. Вся фигура символизирует человека и обозначает связь между небом и землей.
  

3. Символика Солнца. На заре развития искусств представления о мире были далеки от сегодняшних, отсутствовала вера в единого Бога, и приветствовался культ многочисленных языческих богов. Один из самых почитаемых – бог Ра в египетской мифологии (он же Ярила у славян, Гелиос у древних греков, Тонатиу у майя и ацтеков, богиня Солнца Аматэрасу в Японии и т.д.). Вполне объяснимо, что единственно верной символикой Солнца может быть круг, представленный у каждого народа в своей интерпретации.  
  

Солярная символика — символика солнечной стихии, солнца, светлых богов.

  

Варианты изображения диска Солнца

   

Индоарийские символы у салтовцев



Это — Солярный символ.  Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью. 
   

4. Символика движения и пространства. Изображается в орнаментах в виде ломаной линии. Причем, от ее направления и способа начертания во многом зависит, что именно хотел сказать художник. Так, плавная волнистая линия однозначно означает положительное направление – плодородие, обилие, богатство, долголетие, благополучие во всех его проявлениях. Кривая, состоящая из острых линий, говорит об отталкивании, движении назад, разрыве. 

Это лишь небольшой ряд основных орнаментальных символов, присущих одновременно всем культурам. Составленные с их помощью орнаменты могут дополняться другими, менее значимыми элементами, создавая единую гармоничную композицию, которая помимо художественности наделена определенным глубочайшим смыслом.


Статья “Этносимволика и некоторые ментальные представления народов России в эпосе ,в литературе и в мифологии”

Этносимволика и некоторые ментальные представления народов России в эпосе, мифологии и литературе

Ethnic symbols and some mental representations of Russian peoples in epos, mytholagy and literature

Гасанов Ибрагим Абакарович, канд. фил.наук, преподаватель русского языка и литературы Большеарешевской СОШ Кизлярского района.

Gasanov Ibragim Abakarovich, а Candidate of Philology, а teacher of Russian language and literature in Bolsheareshevskyya High School of Kizlyar district.

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития этносимволики и культурных архетипов народов России. Сделана попытка историко-литературного, философского сближения эпических, мифологических и литературных текстов народов евразийского пространства.

The article consiclers some aspects of ethnic symbols ………velopment and cultural archetyre of Russian peoples. Attempted literary-lustorical and philosophical convengerce of epic, mythological and literatury texts of Euragian peoples.

Ключевые слова: культура; архетип; этносимволика; ментальный; мотив; мифопоэтика; эпос.

Keywords: culture; archetype; ethnic sumbo;mental; motive; mythopoetics; epos.

Современный мир со всей остротой обозначил невиданные ранее социальные, нравственные, религиозные конфликты в обществе. В настоящее время нам недостает осознания чрезвычайно важной значимости неповторимого пути развития каждой цивилизации, литературы и в то же время необходимости поиска фундаментальных концептов, сближающих разные по духу и форме культуры.

Немецкий ученый Дорис Бахманн-Медик замечает: «Культуры и литературы развиваются, скорее, в культурно-смешанных зонах контакта с их вызовами со стороны прагматики, учитывая внимание к взаимным переходам культурных границ, спорам и попытками соглашения» [1. С.43].

В рамках современной культурной антропологии становится чрезвычайно значимой и актуальной проблема изучения этносимволики и ментальности культур евразийского пространства как наиболее соответствующая данной методологии в эпоху глобализации.

Современные научные исследования ориентируют нас на изучение символов этнокультур – этих своеобразных кодов информации, тесно связанных с мифологией и фольклором.

Культурные символы проявляются ярче всего в мифологии, произведениях искусства, литературы. Различия разных культур, литератур в объяснении и познании мира аккумулированы в понятиях «символ», «менталитет», «культурный архетип». Изучение этих понятий, опираясь на тексты литератур разных народов, представляется серьезной и важной проблемой литературоведения.

А.Ф. Лосев, анализируя символы в русской литературе, замечает: «… надо считать гоголевскую тройку не просто поэтическим образом, но именно символом. То же, самое, например, Москва в «Трёх сестрах» Чехова, которая меньше всего является воспроизведением реальной Москвы, но представляется трем сестрам как символ чего-то светлого, легкого: радостного, какой-то новой жизни, какого-то выхода из тупика жизненных противоречий» [7. С.24].

Весьма примечательно то, что подобный образ – символ Москвы как светлого начала отразился и в культурном сознании кавказцев, особенно в литературе.

Известный советский поэт Н.Тихонов писал: «Сколько я видел в своё время, странствуя по горам Кавказа в дальних селениях и долинах, девушек-горянок, стремившихся уйти из темноты аульного быта. Иные из них, зная по-русски несколько слов упорно твердили: «Москва», «Москва», вкладывая в это слово жажду нового, всю веру в то, что они пробьются к свету знаний, к другой замечательной жизни» [14. С.85].

Это наглядный пример того, что поэтическая символика может переходить грани этнокультур и получать новые импульсы. В разных культурах свои формы символики, но содержание может быть духовно близким. Например, если рассмотреть традиционный образ «дорога-дом» в русской и дагестанской литературах, то бросается в глаза различие ментальных и экзистенциальных представлений обоих народов.

Модель поведения женских персонажей в стихотворении Некрасова «Тройка» и поэмы Р.Гамзатова «Горянка» постулируется символом пути-дороги как бесконечного тупика, отсутствия перспективы. Оба тупика связаны с гендерными возможностями русской крестьянки и горянки.

Символические образы тупика у Некрасова и Р.Гамзатова соответствуют определенным типам «этнического» и «этического» пространства, поскольку для некрасовской героини – степь-дорога как безысходность бесконечности, для героинь Р.Гамзатова – высокие горы, перевал как непреодолимое препятствие.

Топика обоих пространств тесно связано с ментальностью русских и горцев: как для героини Некрасова степь символизирует бесконечность, так для горцев горы – знаковая система их жизни.

В горском хронотопе «дорога-дом» первостепенное значение придается дому, ибо удаленность от дома для горцев означал потерю духовной силы и несчастье.

Дорога, которая ведет от родного дома, ведет героя к кризису. Этот горский архетип поведения в пространстве чрезвычайно консервативен и продолжает оказывать влияние на сознание горцев до сих пор. «Стоило Хаджи-Мурату отдалиться от праматери – родного дома и гор, ему слышится «вой и хохот шакалов», а шакал в горах – самое низшее и презренное животное», – замечает ученый З.И. Гасанова [3. С.45].

Русский культурный архетип «дороги-дома» наиболее глубоко осмыслен в поэзии Н.А. Некрасова. Некрасовский символ дороги может быть выражен тремя ипостасями:

а) экзистенциальный мотив ухода как обретения смысла жизни;

б) бесконечность дороги как жизненный и социальный тупик;

в) стремление преодолеть привычное пространство и обрести новое.

Все три ипостаси русского культурного сознания отражены в стихотворениях Н.А. Некрасова «В дороге», «Тройка», «Школьник», в поэмах «Кому на Руси жить хорошо», «Тишина» и т.д.

Мотив обретения смысла в дороге один из сквозных в русской литературе. Литературовед Р.Я. Клейман пишет: «У Жуковского балладный жених зовет Светлану-Людмилу-Ленору из дома в дорогу. У Пушкина заезжий гусар увлекает Дуню из родительского дома в дорогу. В дорогу из родительского дома отправляется и юный Гринёв, чтобы после множества дорожных встреч обрести наконец свой дом. У Гоголя принципиально бездомный Чичиков колесит по российским дорогам…» [5. С.71].

Духовное скитальчество было свойственно не только литературным героям. В поисках «дома» скитались и Тургенев, и Гоголь, и Лермонтов, и Толстой, и философ В.Соловьев и т.д.

А.Ф. Лосев обращает наше внимание на сложность в определении понятий «художественный образ», «символ», «миф». Например. В стихотворении Н.А. Некрасова «Жизненная дорога» ученый считает символами образы царя-голода, мертвых рабочих, белоруса и замечает: «Поскольку во все эти образы Некрасов вложил огромную агитационную силу, ясно, что здесь перед нами отнюдь не просто художественные образы, а символические образы.

Но и этого мало. Здесь символ, несомненно достигает уровня у Некрасова уже степени мифа» [7. С.177].

Образ царя-голода, доведенный Некрасовым до предельной символики почерпнут из фольклора.

Например, образ матери в лирике Н.А. Некрасова и Р.Гамзатова, теряя эмпирические черты, становится символом, притом очевидны следы влияния на этот образ элементов фольклора и мифологии как русского, так и дагестанского народов.

Элементы мифопоэтики просматриваются в поэмах и стихотворениях Р.Гамзатова «Берегите матерей», «Мама», в поэмах Н.А. Некрасова «Мать», «Затворница».

В произведениях Н.А. Некрасова и Р.Гамзатова образ матери сопрягается с идеей жертвенности и смирения.

Н.А. Некрасов:

Ты жребий свой несла в молчании рабы

[10. С.45].

Р.Гамзатов:

Святой любви великая раба

[2. С.18].

Образ матери вырастает до уровня символа, в котором уже не просматриваются реалии этнокультурного сознания. В поэзии Н.А. Некрасова и Р.Гамзатова трансформируется мифологическая, библейско-кораническая символика матери, и этот символ является в какой-то мере презентацией архаических представлений о божестве-матери у некоторых народов мира.

Любая символика несёт в себе и универсальность, и этническую специфику, и в этом контексте можно указать на общие сакральные зооморфные символы орла, журавля, волка, вороны, коня и т.д., отразившие определенные жизненные и этико-эстетические представления многих народов России.

Например, образ журавля, широко распространенный в восточной и русской поэзии, Р.Гамзатов сумел превратить в универсальный символ скорби, отразивший настроение тысяч людей.

В том и величие Р.Гамзатова, что он оказался способен на «всемирную отзывчивость» и создал общечеловеческий символ.

Язык этнокультурной символики дешифровывается и в невербальных средствах общения. Л.Толстой придаёт невербальным средствам общения большое значение (улыбка, жест, мимика, молчание). В повести «Хаджи-Мурат» писатель использует символические действия и детали, явно маркированные этнической спецификой – приложение руки к груди (восточный), строгание палочки (чисто кавказский, раскрывающий определенное эмоциональное состояние), молчание как средство общения и этикета (горское) и т.д.

Все эти символические детали, этнические и универсальные (например, улыбка) характеризуют одну грань горского менталитета.

Прежде всего, на общие культурные корни народов России указывает их мифология, фольклор, литература, их образы позволяют нам сделать выводы об истоках кросскультурного диалога между народами.

Мы находим множество схожих мотивов в мифологии народов евразийского пространства. Например, мотив живой и мертвой воды в калмыцком эпосе «Джангар», в башкирском «Урал-батыре», в русском фольклоре. Образ коня как символ верности распространен и в кавказской мифологии и фольклоре, в якутском эпосе «Олонхо», среди тюркских народов, в русских былинах и т.д.

Много дней бьется герой бурятского эпоса «Гэсэр» с демоном-бесом. Мне представляется, что этот символический мотив долгой борьбы с демонами из восточной мифологии способствовал созданию художественной сцены в «Василии Тёркине» Твардовского – образов немца и Тёркина, сражающихся в мифологическом времени. Художественное пространство поединка и образы немца и русского носят явно выраженный символический характер. Печать восточной философской символики смерти чувствуется и в главе поэмы «Василий Тёркин» «Смерть и воин».

Символическими могут быть не только образы, но и определенные взгляды на окружающий мир. Например, Н.А. Некрасов очень точно отразил один из культурных архетипов русского народа: вечное упование на некую могущественную силу в решении земных проблем:

Вот приедет барин,

Барин нас рассудит

[10. С.71].

Эти представления о героях-спасителях характерны для мифологической картины мира некоторых народов России.

Танатология башкирского эпоса «Урал-батыр» духовно близка учению Л.Н. Толстого:

Мир вокруг нас –

И в этом саду людские души –

Только цветы, что всегда отцветают,

Живут в предназначенные сроки,

А потом без мук умирают

[4. С.106].

Как известно, Л.Н. Толстой считал идеальной, отвечающей идее восточной системы круговращения, тихую смерть, как у птиц, деревьев, тружеников земли – «немудрствующих счастливцев» (выражение Толстого), поэтому свой срок завершения жизни нужно встречать без боязни, без попрёков совести. Эта основополагающая идея озвучена Л.Н. Толстым в рассказе «Три смерти».

Восточная (азиатская) метафизика жизни и смерти, начиная с шумеро-вавилонского эпоса о Гильгамеше (монолог Гильгамеша), древнеиндийского философского эпоса «Бхагавадгита» (диалог Арджуны и Кришны), тибетской Книги мёртвых оказалась созвучной культурным представлениям народов евразийского пространства о ценностной системе жизни и смерти.

Когнитивные проблемы дихотомии «жизнь-смерть» в эпосе о Гильгамеше и «Урал-батыре» порождены универсальными вопросами онтологии, поэтому близки.

Тайну смерти и жизни ищут и Гильгамеш, и Урал-батыр. Гильгамеш вопрошает, обращаясь к умершему другу Энкиду:

Что за сон теперь овладел тобою?

Стал ты темен и меня не слышишь?

[12. С.198].

Урал-батыр:

Как Смерть приходит… От кого?

[4. С.68].

Конечно, историко-литературные параллели иногда рискованны, но этот пример демонстрирует близость духовных поисков народов России.

«Генетическая связь со сказаниями о культурных героях отмечается в архаических памятниках героического эпоса, таких, как карело-финские руны, нартские сказания северо-кавказских народов, богатырские сказания тюрко-монгольских народов Сибири, даже шумеро-вавилонский Гильгамеш и древнескандинавская Эдда». [9. С.27]. т.2.

При всей самобытности эпоса и мифологии многих народов евразийского пространства всё же наблюдается имплицитно выраженная философская и социально-историческая перекличка основополагающих идей и символов.

Ярко выраженные символические поступки совершают некоторые герои дагестанского фольклора. Они порождены глубинной идеей горской культуры, которая создала жёсткую модель этики и этикета. Айгази из кумыкской баллады из трех тяжелых решений выбирает такое, в котором предельно обобщен целый пласт горской этики. Хочбар в аварской исторической песне и Давди Балхарский из лакской баллады идут на верную смерть ради высшей идеи.

Это не просто поступки, а поступки-символы, обладающие огромной обобщающей силой и нравственной глубиной.

Эти символические поступки носят в определённой степени этническую специфику, но всё же несут в себе универсальную транскультурную идею свободной воли человека в выборе добра и зла.

Не в каждой фольклорной дагестанской песне мы встретим такие общественно значимые поступки. В исторических песнях «Парту Патима», «Сражение с Надир-шахом» народ демонстрирует нам и эпическое мужество, и патриотизм, но в них нет символики, есть эпические образы.

Каждая культура формирует свой круг символов, характерных для нее, но по многим духовным параметрам культуры народов России изначально близки, поэтому как в системе этносимволики, так и в ментальных представлениях встречается много общего.

«О давних духовных связях между народами свидетельствует также эпос о легендарном певце и бесстрашном борце против тиранов, которого зовут в азербайджанском варианте Кёр-оглы, в туркменском – Гёроглы, в таджикском – Гуругли и т.д.

Всемирно известная «Гэсэриада» представляет черты духовной жизни одновременно ряда народов Сибири и Дальнего Востока», – констатирует учёный А.Петросян [11. С.27].

Русская литература очень чутко определила бесперспективность одномерного культурного видения мира и объективность и значимость кросскультурных, поликультурных идей развития.

Симптоматично, что в русской литературе, по выражению М.Ю. Лотмана, появились два типа героев: «герои пути и герои степи». Функция героев степи в том, «чтобы переходить границы, непреодолимые для других…» [8. С.257].

Таковы дядя Ерошка и Хаджи-Мурат.

Стремление к диалогу, имманентно присущее и горцам, и русским на невластном уровне, преодоление стереотипов о «бусурманах» и азиатах (как культурологических мифов) глубоко отразились в «кавказских текстах» русской литературы.

Узнавание людей в точке пресечения кавказской и русской культур ярче изображено у Л.Н. Толстого.

Известный литературовед Казбек Султанов замечает: «Толстой видит дальше злободневной топографии, различая два берега одной реки жизни и выявляя мнимую непроницаемость границы. Граница двойственна, амбивалентна, разделяет, но и соединяет, будучи не только оборонительным рубежом, отделяющим «своё» от «чужеродного», но и местом встречи, обмена словами и жестами» [13. С.25].

Евразийский текст прочно вошел в текст русской культуры. Как замечает ученый А.А. Кукуева, в Пушкинской речи Достоевского отразился «его подлинно евразийский метод познания полиэтнической и поликультурной России» [6. С.7].

Культура ХХ, ХХI веков ещё подпитывается мифологическими образами и символами. Р.Гамзатов в своей поэме «Живая богиня Кумари» прибегает к древнеиндийской символике – мандале, находя для себя нечто духовно близкое, образу девочки-богини Кумари как к символу целомудрия. Ч.Айтматов в романе «Плаха», М.Булгаков в «Мастере и Маргарите», другие поэты и писатели опираются как на архаичную символику, так и на библейско-кораническую.

Схожие мотивы в литературе и мифологии разных народов нельзя интерпретировать как заимствование, скорее, как творческое освоение. Так, мотив пребывания живых в стране мёртвых (общемировой мотив) встречается в осетинской мифологии (нарт Созырко ищет в нижнем мире цветы аза). Диалоги Созырко с мёртвыми построены по принципу символизации. Подобный мотив лёг в основу поэмы Твардовского «Тёркин на том свете».

Таким образом, цивилизационное существование в едином пространстве развили у народов России близкие по духу формы этносимволики и ментальные представления. Множество схожих мотивов и символов, проявляющихся в мифологии, эпосе, литературах народов России свидетельствует об общих генетических и историко-культурных корнях и постоянном общекультурном диалоге между народами России.

Список литературы:

2.

Гамзатов Р. Две шали. М.: Совет.Россия, 1971. – 366с.

3.

Гасанова З.И. Художественно-эстетические средства изображения горского менталитета в русской литературе ХIХв. – Махачкала, Алеф. 2007. – 48с.

4.

Героический эпос народов ССС. М.: Худож.лит., 1975. – 558с.

5.

Клейман Р.Я. Лейтмативная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского//Достоевский: материалы и исследования. С-П.: Наука. 1997. – С.71-77.

6.

Кукуева А.А. «Концепция всемирной отзывчивости» в Пушкинской речи, Достовского, в контексте диалога культур и цивилизации//Литературное обозрение: классика и современность. ДГПУ. Махачкала: Алеф. – С.6-8.

7.

Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. –М.: Искусство, 1995. – 320с.

8.

Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. – 349с.

9.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Т.2 М.: Научное изд-во Большая Российская Энциклопедия Олимп, 1988. – 719с.

10.

Некрасов Н.А. Полн.собр.соч. и писем. В 15т. Т.1. Л.: Наука, Линингр. отд-е., 1981. – 720с.

11.

Петросян Арфо. О героическом эпосе народов Советского Союза. Вступ. ст. М.: Худож.лит., 1975. – С.5-27.

12.

Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Худож.лит., 1973. – 735с.

13.

Султанов Казбек. «Переправиться через Терек», или два берега одной реки жизни. Конфликт ценностей или диалог культур//Вопросы литературы. вып.111, 2011. – С.9-47.

14.

Тихонов Н. Судьба горянки//Слово о Р.Гамзатове. Махачкала: Даг.книж.изд-во., 1973. – С.54-55.

Заявка

на участие в 4-ой Всероссийской научно-практической конференции

«Год литературы: Этноментальные ориентиры научных поисков в кросскультурном пространстве ХХI века»

Почтовый адрес, контактный телефон – 368807, Кизлярский р-н,

село Большая Арешевка, тел: 8(928)-835-64-29.

5.

Электронный адрес:

6.

Тема доклада «Этносимволика и ментальные представления народов России в эпосе, мифологии и литературе».

7.

Текст статьи (прилагается).

8.

Форма участия – очная.

Символы в орнаментах различных народов.

Культура всех народов мира развивалась в своем индивидуальном направлении и имела свой особый путь становления. При этом в дошедших до наших дней памятниках прошлого легко угадываются и общие мотивы, характерные одновременно для всех стран, национальностей и народов мира. 
  

  

Чем объяснить столь удивительный факт? Если пристально углубиться в историю искусства каждой отдельной нации, можно проследить плавный переход от первобытного, не трансформированного сознания, наделенного простейшими формами и образами, к более сложному, высоко художественному и изощренному восприятию действительности.

Самым веским доказательством общности культур являются орнаментальные символы, которые присутствуют в живописи всех современных народов в виде устоявшихся веками, традиционно сложившихся художественных форм. Если проанализировать элементы древних орнаментов, станет многое понятно в образе мышления древних, сложится воедино вектор развития общемирового сознания.

Прежде всего, стоит отметить, что все фольклорные мотивы имели прообразами мифологическое мировосприятие. Им характерна простота линий, четкость форм и устойчивость повторяющихся элементов, главные из которых присутствуют и по сей день в традиционных орнаментах всех народов. Вот самые распространенные и знаменитые из них:


1. Символика женского и мужского начала. Практически во всех культурах присутствуют противоположные образы Женщины и Мужчины (в абстрактном значении этих форм). Большинство знаменитых орнаментов, так или иначе, наличествует данные формы в своем составе как неотъемлемый атрибут. Например – простейшая на наш взгляд форма (Х) лежит в основе символа Мужского начала, а противоположная (+) – символизирует Женское начало. Существуют и объединенные символы, сочетающие обе эти формы. Перечисленные символы являются лишь базовой основой для начертания орнамента, дополняются и развиваются многочисленными другими элементами.



Символ розенкрейцеров. Он означает искупительную мощь крови Христа, а также представляет собой триумф духа, цикл смерти и возрождения. В некоторых толкованиях также символизирует союз мужского и женского божественного начала. Розенкрейцеры занимались черной магией, кабалистикой и алхимией, начиная с 17 века. 


В центре вышивки – символ соединения двух родов, известный как Свадебник. Слияние мужского и женского начала в одну общую силу, единение и общая судьба.

Традиционные древне-славянские солярные символы дополняют действие Свадебника. Колард и Солард, солнечные кресты, традиционно вышивались на одежде новобрачных.

  

Печать Соломона, или звезда Давида

Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».

Печать Соломона – это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке – союз солнечного сплетения и мозга.

2. Символика Земли и Неба. Так же два явно противоположных понятия могут выступать как в противовес друг другу, так и совместно, создавая символ идиллии и гармонии (символ Земли – перевернутый равносторонний треугольник, символ Неба – круг с заключенными в него пересекающимися прямыми).

 

  

В буддизме, а также на японских захоронениях можно также встретить статуи состоящие из этих фигур. В основании находится квадрат, затем идет круг, после него – треугольник. Квадрат — символ земли, а круг — символ неба. Вся фигура символизирует человека и обозначает связь между небом и землей.
  

3. Символика Солнца. На заре развития искусств представления о мире были далеки от сегодняшних, отсутствовала вера в единого Бога, и приветствовался культ многочисленных языческих богов. Один из самых почитаемых – бог Ра в египетской мифологии (он же Ярила у славян, Гелиос у древних греков, Тонатиу у майя и ацтеков, богиня Солнца Аматэрасу в Японии и т.д.). Вполне объяснимо, что единственно верной символикой Солнца может быть круг, представленный у каждого народа в своей интерпретации.  
  

Солярная символика — символика солнечной стихии, солнца, светлых богов.

  

Варианты изображения диска Солнца

   

Индоарийские символы у салтовцев



Это — Солярный символ.  Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью. 
   

4. Символика движения и пространства. Изображается в орнаментах в виде ломаной линии. Причем, от ее направления и способа начертания во многом зависит, что именно хотел сказать художник. Так, плавная волнистая линия однозначно означает положительное направление – плодородие, обилие, богатство, долголетие, благополучие во всех его проявлениях. Кривая, состоящая из острых линий, говорит об отталкивании, движении назад, разрыве. 

Это лишь небольшой ряд основных орнаментальных символов, присущих одновременно всем культурам. Составленные с их помощью орнаменты могут дополняться другими, менее значимыми элементами, создавая единую гармоничную композицию, которая помимо художественности наделена определенным глубочайшим смыслом.


Русская народная символика | Журнал Ярмарки Мастеров

Русская народная символика, фото № 1

Символика является наследием истории человечества. С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, которые используются и по сей день.

Большое символическое значение имеет цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего используются два цвета: белый и красный. Кроме этих цветов мастерицы используют также золотой, черный или синий цвета.

Белый цвет.

Чаще всего это цвет фона, мастера называют его “землей” он олицетворяет землю. Женский цвет, символизирует чистоту, свет, благо.

Красный или золотой.

Цвет солнца, огня. Цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Мужской, сильный цвет.

Синий или черный.

Связан с пониманием краткости человеческой жизни. Чаще использовался в одежде очень пожилых людей. С увеличением возраста человека в его одежде становилось больше черного и синего цвета. Отрицательный цвет.

Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь — эстетическую.
Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега

Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.
Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.

Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».

Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли — излюбленный в вышивке.

Изображение священного дерева встречается у всех народов мира.. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.

Спирали у русских популярны в украшениях, особенно на височных кольцах. Их можно найти в фибулах, диадемах, пряжках. Спиральный орнамент — излюбленный образ в русской традиционной вышивке. Женщины Новгорода любили украшать спиралями головные уборы.

Солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика — одна из самых светлых в Славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот — все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Однако, это — только одна сторона медали.

О свастике

Пожалуй, основополагающий знак для солярной символики. Некоторые считают этот знак неизменным атрибутом фашизма, так модных нынче скинхедов. Это не так. Любой историк или философ, а тем более, язычник, проследит историю этого знака из глубин многих тысячелетий. Впервые этот символ, наряду с некоторыми другими символами германского язычества, присвоил для своей фашистской державы Адольф Гитлер. С тех пор и повелось, как фашизм — так свастика, в честь великого (и ужасного) Гитлера. На самом же деле, знак сей, не имеет никакого отношения к безобразию, называемому фашизмом. Знак сей есть изображение Солнца, обращение к светлым богам. Знак этот приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии.

Классическое санскритское название этого символа происходит От индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот.

Также некоторые авторы связывают его с единством статики и динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения.

Русская народная символика, фото № 2

Русская народная символика, фото № 3

Русская народная символика, фото № 4

Русская народная символика, фото № 5

Значение символики:

Русская народная символика, фото № 6

Русская народная символика, фото № 7

Русская народная символика, фото № 8

Русская народная символика, фото № 9

Русская народная символика, фото № 10

Русская народная символика, фото № 11

Русская народная символика, фото № 12

Русская народная символика, фото № 13

Русская народная символика, фото № 14

Русская народная символика, фото № 15

Русская народная символика, фото № 16

Русская народная символика, фото № 17

Этническая символика в Покахонтас – курсовая работа Эсан Фараз
24.09.13
Фильм 160

Этническая символика в Покахонтас

В Покахонтас Уолта Диснея (1955) рассказывается о приключениях молодой индейской женщины из Вирджинии в ее ранних двадцатых, когда она бродит по лесу в поисках чего-либо смысл ее жизни действительно есть. Она – свободный дух, который живет с природой окружающего ее мира и очень привязан к его красоте. Как только англичане вторглись на территорию индейцев в поисках новых земель для завоевания, все начинает меняться.Существует тон тона от невинности к дикости, когда они ищут золото и готовы сделать все, чтобы заполучить его. Через это столкновение двух разных цивилизаций создатели фильма адекватно демонстрируют смешение двух противоположных народов и то, как их отношения в конечном итоге влияют на исход их ситуаций. В начале фильма Покахонтас очень одинока и часто проводит большую часть своего времени вдали от своей деревни. Когда она впервые встречается с Джоном Смитом, она не подходит к нему напрямую, но вместо этого ее енот-мико подкрадывается к Смиту и ест у него печенье.Это обычный способ введения двух символов, потому что часто есть другой человек или предмет, который инициирует разговор или делает первый шаг. Это также указывает на то, что индейцы скромны и не знают, что с ними должно произойти. Когда Джон Смит встречается с Покахонтасом, он вначале столь же предрассудок, как и все остальные люди, и не знает, что в племени поватанов он дружелюбный народ. Тем не менее, после того, как Покахонтас показывает ему землю и убеждает его, что у них нет золота, а ее народ не дикарь, как говорят англичане, он решает, что больше не хочет причинять боль индейцам.Вскоре после знакомства друг с другом Покахонтас и Джон Смит влюбляются друг в друга. Эта особенность влюблённости, которой Дисней известен в своих сказках, нарушает баланс их двух обществ, вызывая возмущение и враждебность между двумя культурами, поскольку каждая из них имеет свой особый набор ценностей и мотивов. В конце концов, и индейцы, и англичане отправляют кого-то искать Покахонтаса и Джона Смита, поскольку их нигде не видно. Кокум, коренной американец, который хочет жениться на Покахонтасе, нападает на Джона, но его застреливает Томас.Результат – шум между двумя сторонами, когда индейцы захватывают Джона как сигнал к битве. Поскольку оба общества считают, что противоборствующая сторона является их врагом, существует неразбериха между актом любви, принятым во внимание как знак борьбы. Одна из главных песен в фильме «Цвета ветра» указывает на взгляды Покахонтаса и индейцев на англичан как на невежественных и вопиющих людей, верящих в то, что они могут требовать чего угодно. Эта песня также утверждает, что должно быть равенство между двумя расами, чтобы сохранить естественную красоту земли, чтобы сохранить ее изящной.
«Нам нужно петь всеми голосами гор. Нам нужно рисовать всеми цветами ветра. Вы можете владеть Землей и до сих пор. Все, чем ты будешь владеть, это Земля до. Вы можете рисовать всеми цветами ветра ». Цвета ветра на разных фонах говорят о том, что они должны объединиться в одно и рисовать одной кистью, чтобы жить в гармонии. Фильм дает короткий урок истории, который не только дает представление об английском образе мышления, чтобы завоевать власть и уважение, но также показывает, как две оппозиции могут прийти к соглашению, несмотря на их различия в происхождении.Тем не менее, обеим культурам по-прежнему не удается влиять друг на друга и процветать из-за их огромных этнических различий и уровней образования. По этой причине Покахонтас предпочитает оставаться на родине, потому что это соответствует ее спонтанному образу жизни.
Работы Цитируется
Уильямс, Ванесса. «Цвета ветра». Rec. 23 марта 1995 года. Уолт Дисней. Стивен Шварц, Алан Менкен, 1995. CD.

Традиционные этнические мотивы и символика племен нагов

Типичными резными мотивами этнического искусства, вырезанными из дерева, у народа нага в северо-восточной Индии были абстракции в основном животных форм, которые имеют определенную связь с важными аспектами древнейшей анимистической традиции нагов. Каждый мотив имел символический аспект. Человеческие фигуры или скульптурные головы, связанные с плодородием или традицией воинов-охотников за головами, были нанесены на стеновые панели или как отдельные предметы ритуального искусства.Головы бизонов, тигры, слоны, змеи, птицы-носороги, шашлыки, ящерицы и обезьяны были общими мотивами животных, все из которых были символами различных предпочтительных черт человека, таких как доблесть, плодородие и сила или сила, которые были основными ценностями традиционной социальной системы. В большом пантеоне символов птицы-носороги и индийский бизон или митхун были наиболее распространенными мотивами среди различных племен нагов и имели большое значение и символизм в традиции нагов. Представление этих животных, людей и других форм в резьбе по дереву было в значительной степени найдено в архитектурной фенестрации или в качестве элементов фасада.

Животные и небесные мотивы, найденные в архитектуре Нага, были стилизованы с невероятно яркой красотой. Декоративные элементы, такие как резные передние стеновые панели, были обнаружены только в доме вождя или украшали фасады домов людей социального различия. Эти доски были вырезаны рельефно с головами, тиграми, кусками мяса и женской грудью, что символизирует социальный статус, власть, богатство и процветание.

Основные символы животных: Митхун, птица-носорог, барбет, тигр

Митхун (гаял) или индийский бизон ( bos fontalis ) является синонимом культуры Нага.Будучи полу-одомашненным, и имея назначенного владельца, хотя он живет в отгороженных участках в дикой природе, отношения между человеком и животным уникальны. Это государственное животное как Нагаленд, так и Аруначал-Прадеш. Голова или рога mithun являются почти признаком архитектуры Нага, поскольку они затмевают все другие мотивы своим великолепием и разнообразием, особенно в народной деревянной архитектуре многих племен Нагаленда. Mithun является мощным символом богатства, процветания и плодородия и удостоен фасадов домов в виде Mithun резьбой на головах, которые традиционно декларировали социальный статус владельца.

Великолепная Великая индийская птица-носорог считается крупнейшим представителем семейства птиц-носорог, и ее статная привлекательность способствует ее огромному значению в культурном духе Нага. Научно известный как Buceros bicornis , он встречается в лесах Индийского субконтинента, на Малайском полуострове и Суматре в Индонезии. Интересно, что птицы-носороги встречаются поодиночке в течение многих лет, а иногда даже в течение всей жизни, и это, возможно, еще одна причина, по которой они так высоко ценятся племенами нагов.

Головы-птицы-носороги, вырезанные на ложе конякского вождя (анг) ценится и оценивается! Как и положено его величественной внешности, он остается символом вождя, особенно среди племени коняков, и, следовательно, обозначает как власть, так и статус.

Большой гималайский барбет ( Megalaima virens ) – азиатский барбет и самый большой в своем роде. Он получил свое название от щетинок, которые окаймляют его тяжелый счет. Взрослый очень красочный с синей головой, большим желтым клювом, коричневой спиной и грудью, зеленым и синим полосатым желтым животом и красным вентилем. Его можно найти в домашних украшениях племени Сема и резных фигурках коньяка морун или в общежитии, где он символизирует удачу и последующую славу.

Резьба по дереву тигра на фасаде мужского общежития (морунг), племя коньяк, округ Мон

В духе Нага у индийского тигра очень мало конкурентов как символа силы.Это подчеркивается его непреодолимым присутствием в виде фигуры, растянувшейся по центру фасадов или годов или мужских общежитий, которые боролись за власть в старых поселениях Нага. Эти представления были более распространены среди восточных нагов, хотя некоторые из западных нагов, такие как Сема, также высоко ценили тигра.

Парадные ворота с резными мотивами, племя сема, округ Зунхебото

Имена животных и их качества

Мотив Символизм

Плодородие Митхуна, процветание, богатство

9992000000,

, статус Hornbill Храбрость тигра, сила, защита

Сила слона

Слава медведя как воина / охотника 9 0003

Ловкость обезьян, умение

Великая удача Барбета, слава

Празднование заслуг с мясом от владельца дома

Успех женской груди в любви

Солнце, луна, сила звезд, доблесть на войне

,
Symbolism (art) – Простая английская Википедия, свободная энциклопедия

Symbolism была художественным движением конца XIX века французского, русского и бельгийского происхождения. Движение отвергло реализм и натурализм и включало поэзию и другие виды искусства. Символисты считали, что искусство должно представлять собой абсолютные истины, которые могут быть описаны только косвенно. [1] Таким образом, картина символистов может выглядеть реалистично, но на самом деле она представляет невизуальную идею.

В литературе стиль начался с публикации Шарля Бодлера « Les Fleurs du mal » ( «Цветы зла» , 1857).Работы Эдгара Аллана По, которыми Бодлер восхищался и которые переводили на французский язык, оказали значительное влияние и послужили источником многих фондовых тропов и изображений. [2] Само название «символист» впервые было использовано критиком Жаном Мореасом, который изобрел его, чтобы отличать символистов от похожих стилей литературы и искусства. [3] Символизм в искусстве связан с готической составляющей романтизма. [1]

Было несколько групп художников-символистов и визуальных художников, включая Густава Моро, Густава Климта, Одилона Редона, Анри Фантена-Латура, Гастона Бюссьера, Эдварда Мунка, Фелисьена Ропса и Яна Торопа.Символизм в живописи был даже более распространенным географически, чем символизм в поэзии. Его идеи затронули Михаила Врубеля, Николая Рериха, Мартироса Сарьяна, Михаила Нестерова, Леона Бакста, Елену Горохову в России, а также Фриду Кало в Мексике и Дэвида Четлахе Паладина в США. Огюста Родена иногда считают скульптором-символистом. [4]

Художники-символисты использовали мифологические и сказочные образы. Символы, используемые символизмом, являются не знакомыми символами основной иконографии, а исключительно личными, личными, неясными и неоднозначными ссылками.Символика в живописи повлияла не столько на философию, сколько на настоящий стиль искусства, а на современный стиль модерн и Les Nabis. [5]

,

Символизм – Википедия

Символика из первых рук в 1880 – 90-тилетних талантах и ​​Франкфурте-на-седане Фик авангард и андрей земли. Де Франс символист ракнас до декадентерна [1].

Символы, представленные в 1880 году, во Франции, в том числе в естественных и римских традициях, Эмиле Золе и Парнасе-Сколанах.De or försökte pånyttföda och förnya idealismen, hermetismen och romantiken from 1800-talets början. Источники натурализма позитивистски ветеринарно-социальная, социальная и социальная политика, в том числе проблемы, связанные с проблемами. De flesta symbolistiska författarna var poeter.

Samtidigt började p 1880-talet in riktning inom konsten försökte låta färg och innehåll and målningarna for it ortt symboliskt innehåll.Человек дрогнул от детства до предела земледельцам до тех пор, пока они не станут аллегоричными. Фореретаре для обозначения тидиги символизирует Вар Бандра и Гюстава Моро и Арнольда Беклина. Hos Paul Gauguin fick symbolismen i stället en exoticerande prägel. Рунт Одилон Редон билдейдс, 1890 год, школа образования, символ религии и мира. Hos konstnärer som James Ensor och Макс Клингер gavs konsten litterära och personliga anspelningar. [2]

Föregångarna var E.А. По, Бодлер и А. де Виньи. Символы и идеи, предлагаемые нами, – композитор, представляющий интересы Ричарда Вагнера, и представляющий группу, представляющую все более и более предпочтительные. Som sina närmaste föregångare proklamerade де Стефан Малларме, Поль Верлен, Вилльерс де Л’Иль-Адам, Артур Рембо и Тристан Корбьер.

Гюстав Мореус из Саломеи и Йоханнеса Депаренса Хувуда с 1875 года.

Symbolisterna upphöjde konsten до en вероисповедания. De Agnade Sig åt Konsten for Konstens Egen Skull; ен танке сом кан херледас до шиллера. [3] Enligt symbolismen har poesin inte to upgift at fotografiskt efterbilda verkligheten; den bör istället försöka fånga tingens själ. В соответствии с правилами Parnass-skolan beskrev ett landskap, sökte symbolismen frammana dess stämning. Я хотел бы сказать, что такое точность, логика и точность, я думаю о символах, о детстве, о мистике, до тех пор, пока мы не увидим обегриплигу. Ден делар прерафаэлитернас стора фёркэрл алкорин о скайпаде теорир утирфан Поэс стейт бэртта сина историк, детства хан под ден синбара менинген дольер ан аннан, символ символики.Символ, старший мужчина, родной человек, человек, говорящий об этом, говорит, что у него есть все, что нужно, чтобы узнать, как это происходит. Dessa teorier anknyter до Dante, до Visa Tyska Nyromantiker Och до Рихарда Вагнерса, улучшающего свои способности.

I tekniskt avseende kämpade symbolismen för större metrisk frihet. Отношения с людьми, живущими в Англии, Франция, США, Франция, Франция, Франция, Франция, Франция, Франция, Франция.Det var denna frihet som man nu sökte vinna dels genom att affndndla alexandrinen mindre konventionellt, dels genom att skriva så kallad frivers.

Символист и Франкрике [redigera | redigera wikitext]

Символы Кан Спарс Тилбака до 1880 года. Талант, д. Награ Унга Скальдер, первый кругозор с Варандрой, Седан и Нармаре, В настоящее время он не может быть изменен в том же духе. Безмятежная любовь, Жан Манеас, Шарль Морис, Лоран Тэйлхад, Морис Баррес, Шарль Вигье, Феликс Фенеон, Гюстав Кан.Сенаре Тиллком Рене Гиль, Фрэнсис Жаммес, Жюль Лафорг, Пьер Луис, Стюарт Мерриль и Фрэнсис Виле-Гриффин. Это очень важно, так как все это очень важно. Bland riktningens förnämsta представляет интересы Анри де Ренье, Эмиля Верхерена, Мориса Метерлинка, Авеню де Инте Варита Инбланнада и Сколстридерна. Детский седан Huysmans i romanen реб. (1884) framställt den nya skaldetypen, декадентен , седан Gabriel Vicaire и Анри Боклер, утопающий в квика пародии Deliquescences, d’A.Floupette, poéte décadent (1885), символ сома, который является символом успеха. Пол Верлен и его друзья в Париже, Франция, Франция, Франция, , Принц де Поэт, , Французский театр, Семейная школа, школа искусств. Программа «Жан Мореас скрев сколанс», мужчины фолгамес самла сколанс, медлеммар кринг эн стёрре геменсам тидскрифт. Oenigheten var för stor, Менингарна для скиляктига. Обращение к канадской ссуде от имени Жана Мореаса, хан утгетт диктамлинген Пелерин пассион 9009 (1891), детство одногодка с другой стороны.После этого мы получим информацию об участии в конкурсе. Jean Moréas själv grundlade , l’école romane , от нескольких лет до Пьера де Ронсара и других стран, в которых он живет, до конца года до Парнаса. En annan riktning var naturalismen, som ungefär hade samma tendenser som impressionismen i målarkonsten; andra skalder närmade sig på nytt Parnass-skolan, andra andra hyllade socialistiska och anarkistiska tendenser eller anslöt sig до Henrik Ibsen.Symbolismen har således endast haft en kort och föga lysande tllvaro som skola, men den uttryckte en allmän tendss and tidsmedvetandet (se fin de siècle ) в настоящее время не имеет смысла. Ден брёд мед натурализм и виртуоз и френгорде ден франс версен.

Symbolister utanför Frankrike [redigera | redigera wikitext]

Rörelsen Fortplantade Sig Till Andra Europeiska Länder Såsom Tyskland (Stefan George m.fl.), Дания (Йоханнес Йоргенсен), «Унга скальдерна утгав тидскрифтен» Таарнет , Оч Норге (Сигбьёрн Обстфельдер). Я имею в виду символизирующее искусство и искусство 1890-х годов, август Стриндберг, Оскар Левертен и Эмиль Клин Кан Нямнас. En sista utlöpare i Sverige kan urskiljas i Sven Lidmans och Sigurd Agrells diktning på 00-talet, samt Áven hos Anders Österling, Vilhelm Ekelund och (något senare) Бертиль Мальберг. Áven William Golding, до года. Flugornas herre , sägs ha varit en dyrkare av symbolismen. Staffan Bergsten & Lars Elleström (2004). Litteraturhistoriens grundbegrepp (Андра Упплаган). Лунд: Studentlitteratur. звездный 72. ISBN 91-44-04255-8 ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top