Разное

Debellare superbos: debellare superbos – перевод на русский язык

Содержание

2. Римская республика. Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания

2. Римская республика. Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания

ВикиЧтение

Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания
Курляндский Виктор Владимирович

Содержание

2. Римская республика

Программа развития Римского государства, появившегося в результате захвата силой власти у этрусского царя и утвердившего себя в войнах с этрусской армией на Апеннинах, строилась на искреннем убеждении римлян, что им позволено присваивать все лучшее, что они могут взять силой у кого бы то ни было. Римский поэт Вергилий о заимствовании римлянами достижений других народов пишет в шестой книге своей поэмы «Энеида»:

Excudent alii spirantia mollius aera —

Cred(o) equidem — vivos ducent de marmore voltus;

Orabunt causas melius caelique meatus

Describent radi(o) et surgentia sidera dicent:

Nu reger(e) imperio populos, Romane, memento —

Haec tib(i) erunt artes — paciqu(e) imponere morem,

Parcere subjectis et debellare superbos.

Смогут другие создать изваяния живые из бронзы,

Или обличья мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

(Пер. С. Ошерова)

Рим столетиями жил за счет того, что завоевывал соседей. После покорения Италии римская экспансия вышла за пределы Апеннинского полуострова. Три Пунические войны с Карфагеном, три Македонские войны за господство над Балканским полуостровом, Сирийская война за влияние в Малой Азии…

На заседании сената 13 января 27 года до н. э. Октавиан заявил о своем намерении уйти в частную жизнь, но «уступил» просьбам сенаторов принять ряд полномочий, фактически закрепивших за ним верховную власть. Сенат преподнес Октавиану титул «Август» (возвеличенный богами). С этого момента Рим стал столицей империи, и жрецам оставалось только ждать 330 года.

Вопрос 3. Римская республика

Вопрос 3. Римская республика Республика – (от лат. Res publika – «общее дело») – форма правления, при которой власть принадлежит должностным лицам, выбранным на определенный срок.Республика просуществовала в Древнем Риме почти 500 лет, с 509 г. д. н. э. Этот период принято делить на

Глава шестидесятая Римская республика

Глава шестидесятая Римская республика Между 550 и 501 годами до н. э. кельты и карфагеняне выходят на историческую сцену, в то время как Рим изгоняет своих царейПобедоносный Кир оставил Харпага в Малой Азии, чтобы тот завершил завоевание Лидии взятием расположенных вдоль

Римская республика. Арнольд Брешианский

Римская республика. Арнольд Брешианский По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим — ее организационным и идеологическим центром, на историю этого

Папская область. Римская республика. Кола ди Риенцо

Папская область. Римская республика. Кола ди Риенцо После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства еще более возрос. Вступивший в этот период на папский престолловкий политик Иннокентий III (1198—1216) пошел дальше Григория VII в развитии идей папской

Лекция 2: Римская республика с середины II в. до 27 года до н. э

Лекция 2: Римская республика с середины II в. до 27 года до н. э Римская держава в период поздней республики Новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса Италии. Они рассматривались как собственность римского народа и были лишены всякого

Глава шестидесятая Римская республика

Глава шестидесятая Римская республика Между 550 и 501 годами до н. э. кельты и карфагеняне выходят на историческую сцену, в то время как Рим изгоняет своих царейПобедоносный Кир оставил Харпага в Малой Азии, чтобы тот завершил завоевание Лидии взятием расположенных вдоль

2. Римская республика

2. Римская республика Программа развития Римского государства, появившегося в результате захвата силой власти у этрусского царя и утвердившего себя в войнах с этрусской армией на Апеннинах, строилась на искреннем убеждении римлян, что им позволено присваивать все

§ 2. Римская республика

§ 2. Римская республика Положение населения. В 509 году до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным

Римская республика в V–IV веках до нашей эры

Римская республика в V–IV веках до нашей эры В конце царского периода и в раннереспубликанскую эпоху Рим был небольшой общиной. Хозяйственная жизнь ее была довольно примитивной. Основное занятие населения — скотоводство и земледелие. Хозяйство носило натуральный,

Римская республика и ее империя

Римская республика и ее империя Историческая формация Римской республики завораживала современников и потомков, правда по совершенно разным мотивам. Прежде всего впечатляют динамика и размах власти, то есть тот факт, что из ничем не замечательной с точки зрения

Римская республика в 1в.

н.э. Консолидация принципата при Тиберии (14—37 гг. н.э.)

Римская республика в 1в. н.э. Консолидация принципата при Тиберии (14—37 гг. н.э.) Каким бы успешным, несмотря на все кризисы, не являлось августовское решение проблем империи, новая политическая система имела свои слабости и опасные моменты, которые были имманентны ее

Римская республика

Римская республика После изгнания тирана Тарквиния Гордого около 510 года до н. э. этрусское правление в городе закончилось и установилась Римская республика. В начале Республикой успешно управляли аристократы, патрицианские роды. Любопытно, что положение главы

ПАПЫ И РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАПЫ И РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА Во время беспорядков, последовавших за смертью Иннокентия II, всего лишь через два дня после кончины своего предшественника, на папский престол был избран кардинал Гвидо ди Кастелло. Этот уроженец Тосканы также прошел курс обучения у Абеляра и

Лекция 24: Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э.

Лекция 24: Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э. Периодизация.Вторым периодом римской истории после свержения власти царей является эпоха республики(Термин res publica означает по-латыни «народное дело», так римляне называли всю совокупность дел своей общины и

Глава XI РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА В III-I ВВ.

Глава XI РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА В III-I ВВ. 1. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В III-II ВВ.Завоевание Италии не означало конца римской экспансии. Рим был заинтересован в войне как в способе присвоения богатств и расширения земельного фонда, как в средстве распространения «власти римского

Яков Кротов – 420-е годы: блаженный Августин о власти как умиротворении

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

V ВЕК: О БЕЛЛА ДЕБЕЛЛЯЦИЯ!

420-е годы: блаженный Августин о власти как умиротворении

Ср. развитие темы у Алкуина. См. гордость, власть. Насилие.

В «Энеиде» Виргилий описал призвание Римской империи как — в русском переводе – «милость»:

«Дети! Нельзя, чтобы к войнам таким ваши души привыкли! Грозною мощью своей не терзайте тело отчизны! Ты, потомок богов, ты первый о милости вспомни, Кровь моя, меч опусти!.. … Римлянин! Ты научись народами править державно — В этом искусство твое! — налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!» (VI, 833, 850).

В оригинале, как всегда, много лучше, а главное — там нет «милости», «humilitas» (вопреки тому, что пишет не глянувший в оригиналОлман), там «parce»: «tu parce … parcere subiectis et debellare superbos». Это и «снисходительно», «терпеливо», «умеренно», а в противопоставлении «подчинившиеся — возносящиеся» («субъекты» – «супербы») это антоним слову «воевать». Конечно, надо оценить всю прелесть новояза в термине «debellare». Восставший Израиль римляне «дебеллировали» – то есть, евреи начали войну («bellum»), а римляне только прекратили эту войну.

В латинском переводе Евангелия от Луки (1, 51) очень близко: «dispersit superbos», «рассеял надменных». То же «супербос» в латинском переводе послания ап. Иакова, очень любимой в России фразы «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»: «Deus superbis resistit humilibus autem dat gratiam» (4,6). Бог — идеальный римлянин, римлянин — достойный потомок богов («genus qui ducis Olympo»).

Августин в предисловии к «О граде Божием» исповедовал тот же идеал, процитировал Виргилия про «parcere // debellare», только назвал гордостью намерение подменить Бога собой.

Говоря современным языком, Августин сказал правящей элите, номенклатуре, столетиями оттачивающей искусство управления, что она слишком много на себя берёт. Царство Божие демократично не тем, что делает Богом того, кто выбирает человек, а тем, что устраняет любых людей от управления другими. Нету таких специалистов, нету таких прогрессоров, нету таких реформаторов, попытки которых быть богами, одних поощрять, а других дебеллировать, были бы оправданы! Это всё гордыня, «извращённое подражание Богу»: «superbia peruerse imitatur Deum»

Это надгробная речь не всяким современным инженерам от политики, а куда глубже — Аристотелю и Виргилию, Периклу и Цезарю, многовековой традиции политики как искусству (точнее, технологии) быть выше, умнее, профессиональнее, совершеннее других. В общем, пациенты главврача не выбирают, следовательно, править должен глава тайной политической полиции! Или кто-то вроде.

Соответственно, по Августину, современный ему император Феодосий более ценил то, что он — член Церкви, чем то, что он — правитель мира сего. Римляне без Христа были одержимы «страстью господства», «либидо доминирования» – «libido dominandi» (DCD, 3, 14), римляне со Христом — смиренны перед Богом. Это означает, что в определённых случаях они скорее расстанутся с троном, чем совершат грех. Римляне язычники поклонялись ложным богам и потому грешили, римляне христиане поклоняются истинному Богу и потому воздерживаются от греха. Ведь хорошо управляет другими тот, кто хорошо управляет собой, у кого душа в порядке (это аксиома античной политологии) — но душа в порядке лишь у того, кто открыл её Богу.

А как же, спрашивается, с многочисленными грехами, которые совершал Константин Великий после обращения?

А никак. Во всяком случае, Августин об этих грехах не пишет. Он приводит в качестве примера Феодосия, который не стал убивать малолетнего императора западной части империи Валентиниана, свергнутого с престола соперником, а

«дал, как христианин, приют сироте в областях своей империи, заботился о нем с отеческой любовью, хотя мог от него, лишенного всякой поддержки, освободиться безо всякого затруднения, если бы руководствовался более страстью к расширению своей царской власти, чем любовью оказывать благодеяния».

Тут в подлиннике не «либидо», но ещё более эротический термин: «latius regnandi cupiditate magis». А вот «отеческая любовь» как раз не «любовь» никоим образом, а «попечение», «опека» – «custodiuit». Так что с русскими переводами античных классиков надо быть по речению «доверяй, но проверяй».

Конечно, идеал Августина не демократичный. Ведь идеальный правитель для него всего лишь «хозяин дома». Государство съёживается до размеров даже не полиса, а хаты, зато разрастается Бог. Религия — не подручное средство, император — не верховный жрец, понтифик, а один из прихожан Церкви.

 

Править человечеством и заставить мир подчиняться

fiat_lux
Новый член