Разное

Что значит memento mori: Душенко К. В. Помни о смерти = Memento mori

Memento mori- помни, что ты смертен — Почитать на DTF

Утро доброе, DTF! Последние три года смерть плотно засела в информационном потоке, поэтому решил немного отрефлексировать эту не самую приятную тему и взглянуть на нее в эдаком философском ключе. Поэтому принес вам лонгрид про самое хайповое выражение на латинском языке, а все потому, что Lingua latina non penis canis est!

2917 просмотров

Надгробная надпись (1746 г.). Эдинбург . Кладбище Святого Катберта

Выражение на латинском языке “Memento mori”, что переводится как “помни о смерти” или “помни, что ты смертен”, прочно вошло в нашу культуру. Если оставить за скобками, что оно стало довольно распространенным вариантом партака в наши дни, все же оно остается важным наследием латыни, которое помогает раскрыть тему отношения к смерти в разных исторических эпохах и контекстах. По которым мы сейчас и пройдемся по порядку.

Оглавление

  • Античность
  • Христианская традиция
  • В других культурах
  • Новое время
  • А что сегодня?

Античность

До нас дошли некоторые записи о церемонии “Триумфа”. Триумфом называли торжественное празднование победы, одержанной в битве или войне, римского военачальника во славу Римской империи. В ходе данной процессии к такому триумфатору был приставлен раб, который время от времени произносил заветную фразу, чтобы напомнить победителю том, что, несмотря на всю свою приобретенную славу, он остается таким же смертным человеком, что и до нее. И что никакая слава, какой бы великой она ни была, не наделяет тебя статусом бессмертного божества.

Согласно Тертуллиану, известному раннехристианскому богослову, полная фраза раба могла звучать так:

Respice post te! Hominem te esse memento! Обернись! Помни, что ты — человек!

Тертуллиан

Карл Верне – Триумф Эмилия Паулюса

Отдельно стоит поговорить о толковании “Memento mori” римскими стоиками, так как тема отношения к смерти и ее места в жизни каждого человека является важной частью философии стоицизма. Например, философ-стоик, Луций Сенека, собрал сборник из личных писем “Нравственные письма к Луцилию/Epistulae morales ad Lucilium”, где приводит высказывание Эпикура, древнегреческого философа, «Meditare mortem», что переводится как “размышляй о смерти”, а в английском варианте meditate on death:

“Размышляй о смерти!” – Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти. Что ему тюрьма и стража, и затворы? Выход ему всегда открыт! Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, – любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь все равно придется сделать.

Эпикур

Сенека Младший, Письма, Флоренция

Такая вот своего рода медитация по Сенеке. Как мы видим, римский стоик находил в размышлениях о роскомнадзоре некий способ быть истинно свободными в независимости от окружающих тебя обстоятельств. И призывал быть готовым полностью контролировать ход своей жизни, готовя себя мысленно к этому, так как в любом случае это неизбежное событие. Спорное заявление, но куда нам до мудрых бородачей древности.

А вот, например, Плиний младший, видный государственный деятель в Римской империи, обращается через свои письма к поэту Руфу Актавию и адресует ему “Habe ante oculos mortalitatem”, что можно перевести как “Держи перед глазами свою смертность”. Полная цитата:

Habe ante oculos mortalitatem, a qua adserere te hoc uno monimento potes; nam cetera fragilia et caduca non minus quam ipsi homines occidunt desinuntque.

Держи перед глазами смертность. Единственное, что вырвет тебя из ее власти, это твои стихи; все остальное, хрупкое и тленное, исчезает и гибнет, как сами люди.

Плиний младший

Видимо, Плиний в данном случае обращается к вечной теме хрупкости и конечности человеческого бытия и в то же время бессмертности его творчества и искусства, как бы подталкивая к идее, что через них можно обуздать смерть, оставив навсегда свой след в истории.

Вот поэтому надо писать лонгриды.

Христианская традиция

Христианство впитало в себя много элементов античной культуры. “Memento mori” не стало исключением, а очень даже наоборот, удачно вписалось в религиозный контекст при непосредственном участии христианских богословов. Разумеется, религиозная интерпретация отличалась от античной.

В первую очередь, смерть перешла с персонифицированного уровня на общественный. Это не событие отдельно взятой жизни, а то, что происходит со всеми, от крестьянина до епископа, и поэтому уравнивает и объединяет всех нас. Такой ход мысли даже породил отдельный жанр в искусстве времен средневековья под названием “пляска смерти”:

Танец Смерти, часть реплики фрески 15 века, национальная галерея Словении

Во-вторых, “Memento mori” имеет скорее морализирующую функцию в рамках христианской традиции. Смерть служит напоминанием о бренности бытия, о пустоте и мимолетности земных удовольствий, а значит, нужно позаботится о том, что ждет тебя в загробной жизни по итогам жизни земной.

Одним из близких по смыслу к “Memento mori” было высказывание Софрония Иеронима, одного из отцов церкви (высоко почитаемых церковных деятелей):

Memento mortis tua et non peccabis. Помни о своей смерти и не греши.

Софроний Иероним

Примерно в такой смысловой интерпретации и закрепилось “Memento mori”в христианстве вплоть до наших дней.

Пляска смерти: смерть и отшельник. Ж.-А. Шовен

Говоря об использовании “Memento mori” различными монашескими орденами, стоит отметить, что вокруг этой темы существует множество теорий, которые зачастую опровергаются современными адептами этих орденов. Так, например, часто можно встретить предписывание “Memento mori” ордену траппистов (от названия монастыря в Ла-Траппе во Франции) в качестве приветствия и прощания среди монахов.

Однако сами современные трапписты это отрицают, ссылаясь на то, что среди траппистов всегда было принято молчаливое приветствие, а подобные практики скорее относятся к французским монахам-паулинам из ордена святого Павла отшельника, именовавшихся в 17 веке как “Братья смерти”. Что ж, Средневековье вегда будет прекрасной базой для вселенной Вархаммера.

В других культурах

В Буддизме есть медитация под названием Маранасати. По смыслу это слово очень близко к “Memento mori”. Если разобрать его на составляющие, то получится следующее: марана- смерть, а сати- осознание. В сущности, эта медитативная практика заключается в том, чтобы всегда напоминать себе, что смерть может наступить в любой момент.

Маранасати

Согласно одному из Буддийских канонов такая медитация может принимать форму визуализации и созерцания кладбища, где представлены девять стадий разложения человеческого трупа. При этом медитирующий должен мысленно проговаривать «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».

Не обошолся без “Memento mori” и путь самурая. В японском духовном и практическом руководстве воина “Хагакурэ” содержится следующее:

Путь самурая обретается в смерти.

Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, — это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно.

Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, — это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своем поприще.

(перевод А.Боченкова)

Я встречал разные интерпритации философии, представленной в Хагакурэ. Важно отметить, что ее изначальные смысла имеют очень сильное контекстуальное значение, ибо Хагакурэ было написано в начале 18 века, во времена, когда люди с большой охотой потрошили друг друга, и поэтому заигрывает с опасными темами. Однозначно можно сказать только одно- жизнь самурая всегда была на волоске от скоропостижной кончины и для такого пути требовалась сильная философская подоплека, которую не стоит натягивать на жизнь современную.

Новое время

Примечательным витком в истории “Memento mori” стало его переосмысление немецкой школой философии конца 18, начала 19 века, в эпоху, когда разум человека вновь устремился к идеям гумманизма, когда мир еще не пережил две самых жестоких и беспрецедентных по количеству жертв мировых войны. В Германии распространилось выражение “Memento vivere”, предтечей которого стало выражение на немецком “Gedenke zu leben!”, что переводится как “Помни о жизни!”, из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» за авторством немецкого философа, Иоганна Гете:

Напротив двери была изваяна из мрамора статуя почтенного мужа, который покоился на великолепном саркофаге, опершись на подушку. Перед собой он держал свиток и как бы углубился в него с безмолвным вниманием. Свиток был расположен таким образом, чтобы каждый свободно мог прочитать начертанные на нем слова, они гласили: “Помни о жизни!”

Книга восьмая, глава пятая

Этот покойный почтенный муж при жизни говорил, что “ежели бы я смолоду не старался побороть себя самого, не стремился к широкому всестороннему развитию своего ума, из меня вышел бы самый ограниченный и пренесносный человек”, но при этом сознавался, что “не мог бы жить и дышать, если бы время от времени не давал себе поблажки и не наслаждался вволю тем, что не всегда сам счел бы извинительным и похвальным”.

Вот так Гете уже в 19 веке буквально утирает нос современным инфоцыганам, помешанным на ежедневной эффективности, напоминая, что жизнь она здесь и сейчас, и нет ничего зазорного в том, чтобы наполнять ее мирскими удовольствиями.

Коллега Гете по цеху, немецкий философ Фридрих Шиллер был полностью с ним согласен и писал в своих письмах:

Надпись: “Помни о жизни!” превосходна, тем более что она напоминает о проклятом “Memento mori” и чудесно торжествует над ним.

Фридрих Шиллер

Мы видим, что провозглашается торжество жизни над смертью, акценты смещаются. Можно предположить, что в ту пору это становится некоторым противовесом преставлениям о жизни согласно ортодоксальному христианскому укладу.

А что сегодня?

Мы живем в эпоху поиска смыслов. Средняя продолжительность жизни находится на своих пиковых значениях и увеличивается от года к году. И все мы ищем свой собственный путь, который бы отвечал нашим запросам на долгую и счастливую жизнь, либо давал ощущение, что каждый день прожит не зря. Естественно, что в водовороте нашей бурной жизни, нам только и остается, что изредка отдышаться и продолжать свое участие в гонке с очень высоким темпом, где одно событие тут же сменяет другое.

Мысль о смерти является явно нежеланным гостем в таких контекстах, как будто перетягивая на себя все наше внимание. Где-то она может принимать форму ежегодного праздника, как в Латинской Америке, а где-то принимает форму сухих цифр статистики. Но, как говорил Булгаков устами Воланда в романе “Мастер и Маргарита”:

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Михаил Булгаков

Поэтому было бы неплохо хотя бы время от времени напоминать себе, что век наш не вечен, дабы ощущать вкус этой жизни на полную катушку.

Всем спасибо за прочтение, надеюсь, вам зашло, или вы хотя бы почерпнули что-то новое для себя. Буду рад видеть в моей телеге, там бывают рецензии на книги, на странный голливудский артхаус и, в целом, туда получается писать немного чаще 🌚

символы и образы смерти в искусстве. Часть 1 ‹ Статьи ‹ Лента ‹ Первая галерея G1

Большинство современных культур считают дискуссию о смерти в искусстве неэтичной и неудобной. Но так было не всегда. В Средние века, начиная примерно с XIV века, искусство обращалось теме тьмы и смерти. Вторая эпидемия чумы, известная также как «Черная смерть», обрушилась на Европу. Пандемия была подобна апокалипсису, а жизнь людей была полна отчаяния и безнадежности. Тема смерти была раскрыта в этот период, пожалуй, как никогда глубоко в истории. Философия memento mori, «помни, что смертен», пролегла в искусстве того времени красной нитью. Рассмотрим самые распространенные символы смерти в искусстве от Средневековья до наших дней.

1. Череп

Пожалуй, ни один другой символ не является таким же универсальным как человеческий череп. Симметрия черепа визуально приятна для глаз, несмотря на очевидную ассоциацию со смертью. Практически каждая культура использовала череп, чаще всего как символ смертности, но и не только. Так, в Мексике во время празднования «Дня мертвых» череп и скелеты используются в качестве жизнеутверждающих символов.

Череп часто включали в натюрморты вместе с другими связанными со смертью предметами. Иногда он использовался в портретах в качестве замены изображения умершего человека. В «Триптихе семьи Брак» (1452) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена череп означает не только как memento mori, но и изображение покровителя семьи. На тыльной стороне крыльев триптиха нарисованы гербы гражданина города Турне Жана Брака и его жены, Катерины де Брабант, а также череп и надпись: «Знай, честолюбивый и гордый, мое тело тоже было когда-то прекрасно, но теперь оно служит лишь пищей для червей».

Череп был популярной чертой украшений в Средние века. Мужчины и женщины высшего класса носили медальоны, на которых были выгравированы лица с одной стороны и черепа с другой, как напоминание о смерти и обязанности вести нравственную жизнь. Из-за своей эстетической привлекательности черепа часто использовались также в несимволических и чисто декоративных целях.

«Три черепа на ковре с рисунком» (1900) — одна из нескольких картин Сезанна на тему смерти. Натюрморт сочетает в себе элементы импрессионизма и экспрессионизма; в нем нет намека на особый символический смысл, который череп нес в более ранних западных картинах. Свет и форма здесь взаимодействуют, несут больше технический и эмоциональный смысл, чем memento mori в классическом понимании.

К XVIII и началу XIX веков череп стал символом пиратов, затем грабителей, бездельников и преступников. Активное использование черепа продолжается и сегодня, например, в аксессуарах байкеров, панк-рокеров и других субкультур.

Еще известные картины в качестве иллюстрации:

  • А. Дюрер «Череп»
  • Ф. Хальс «Портрет молодого человека с черепом»
  • Ван Гог «Череп с горящей сигаретой»

2. Анаморфоз и скрытые символы смерти

Анаморфоз — техника в искусстве для создания скрытых образов, которые могут быть видны только с определенных углов или при определенных условиях. Самый известный пример анаморфозы — картина «Послы» Ганса Гольбейна Младшего (1533), которая представляет собой двойной портрет Жана де Динтевиля, французского посла при дворе Генриха VIII, и его друга детства Жоржа де Сельва, епископа Лавора, который также иногда выступал в качестве посла.

Он был написан в первые годы Реформации и изобилует политической и теологической символикой. Но самым странным элементом является вытянутая овальная форма в нижней части картины, которая явно превращается в череп, если смотреть на нее вблизи стоя справа от картины. Одна из целей этого скрытого черепа состояла в том, чтобы напомнить могущественным людям, ответственным за беды того времени, быть смиренными и помнить о своей смертности. При взгляде с правильной стороны череп становится единственным объектом привычной перспективы — а все остальное размывается и отходит на второй план, подобно мирской жизни перед ликом смерти.

Анаморфозы и другие формы скрытых образов использовались на протяжении всей истории искусства со времен Да Винчи. Более поздний пример — картина «Все есть тщеславие» Чарльза Аллана Гилберта (1892), в которой дама Викторианской эпохи любуется собой в зеркале. Весь рисунок под другим углом превращается в череп. Современный пример анаморфоз на тему смерти можно найти в работах венгерского художника Иштвана Ороша.

3. Танцующие скелеты

Когда мы говорим о танцующих скелетах, то, пожалуй, в первую очередь на ум приходит гравюра «Пляска смерти» немецкого гуманиста и картографа Михаэля Вольгемута, опубликованная в 1493 году.

Сам образ скелетов, пустившихся в пляс, идет из фольклора. Он не несет какого-либо социального или морального посыла. Скелеты в народных сказаниях обычно изображаются выходящими из открытых могил, скачущими, часто играющими музыку и танцующими. Гравюра Вольгемута — прекрасный пример, который использовался просто для иллюстрации, а не для нравоучения или проповеди. Тема танцующих скелетов, увы, осталась в очень редких сохранившихся примерах раннего искусства. В XIX веке она возродилась в музыке, когда французский композитор Камиль Сен-Санс написал симфоническую поэму «Танец смерти» в 1874 году. Уолт Дисней и Silly Symphonies снова возродили тему в 1929 году в каноническом короткометражном мультфильме «Танец скелетов», в котором четыре скелета танцуют вокруг кладбища и терроризируют живых жителей.

* * *

В следующем материале мы рассмотрим другие распространенные символы смерти в западном искусстве.

Напоминание о смерти | Значение, символы и факты

memento mori

Все медиа

Похожие темы:
смерть латинский язык танец смерти ванитас смертность

Просмотреть весь связанный контент →

memento mori , в искусстве и духовности, символический образ или медитативная практика, которая служит напоминанием о смертности и преходящей природе земных удовольствий. Memento mori — латинская фраза, означающая «помни, что ты должен умереть». Понятие «воспоминания о смерти» появляется на протяжении всей европейской истории, и в других культурах есть традиции, которые по-своему подходят к этому понятию.

Исторические выражения

Религиозные и философские выражения

Концепция «воспоминания о смерти» выражена в древнегреческой и римской философии. В « Федоне » Платона Сократ утверждает, что единственная цель практики философии «состоит в том, чтобы практиковать умирание и смерть». Вместо того, чтобы быть болезненной директивой, это утверждение поддерживает преодоление страха смерти путем признания смертной реальности тела и поиска знаний, которые питают бессмертную душу.

Стоики учили тому, что смерть всегда стоит на первом плане, как напоминание о том, что ничто не вечно. В своих письмах Сенека призывал жить каждый день «как полноценную жизнь» и советовал: «Давайте составим наши мысли так, как будто мы достигли конца. Не будем ничего откладывать. Давайте каждый день сводить счеты с жизнью». В Encheiridion Эпиктет писал: «Если ты целуешь своего ребенка или жену, скажи, что ты целуешь человека, ибо когда жена или ребенок умрет, тебя это не побеспокоит». Согласно стоикам, размышляя о неизбежности смерти, можно более полно жить в настоящем моменте.

В христианстве практика memento mori часто встречается в писаниях, искусстве, архитектуре и различных обрядах. Понятия нравственности, божественного суда и покаяния, отраженные в таких библейских отрывках, как: «Все, что ты делаешь, помни о конце твоей жизни, и тогда ты никогда не согрешишь» (Сирах 7:36). У католиков Великий пост, 40-дневный период покаяния и поста, предшествующий празднику Пасхи, начинается с Пепельной среды, когда священник посыпает пеплом лбы прихожан в напоминание об их смертности. Размышления о смерти были распространенной формой письма многих христианских святых и богословов. Святой Игнатий Лойолы Духовные упражнения , например, рекомендует медитировать на смерть, свою собственную и смерть Иисуса Христа, чтобы приблизиться к Богу.

Memento mori также использовалось в христианстве как художественное выражение, призванное внушать благочестие. В архитектуре оссуарии, или «костяные церкви», выложенные человеческими костями, функционировали как памятные вещи и места для хранения, если на кладбище становилось слишком многолюдно. Известные примеры включают склеп Седлец 15-го века в Чешской Республике, который был реконструирован в 1870 году, и Капела-душ-Оссос 16-го века в Португалии, на входе в которую также есть стихотворение, предупреждающее: «Наши кости, которые здесь, ждут ваших». ». В погребальном искусстве memento mori изображается в виде крылатого черепа, черепа со скрещенными костями или полного скелета, вырезанного на надгробиях и гробницах. В живописи символы смертности включают песочные часы, увядшие цветы, мертвых животных, свечи и мыльные пузыри, а также черепа и кости. Эти мотивы также появляются на часах, украшениях и украшениях, особенно в викторианскую эпоху, и на религиозных предметах, таких как венки или четки, вырезанные из слоновой кости.

Праздники, посвященные умершим или ставящие смерть в центр празднования, известны во многих культурах, в частности, кельтский языческий праздник Самайн, ацтекский Día de los Muertos, буддийский фестиваль Улламбана в Китае и Японии, буддийский и конфуцианский фестиваль Бон в Японии, а также буддийский и даосский фестиваль голодных духов во многих азиатских странах, включая Японию, Корею, Тайвань, Китай, Сингапур и Индонезию. В отличие от христианского поста, эти празднества не являются мрачным временем размышлений о своей смертности, а вместо этого сосредоточены на поклонении предкам, верованиях о «тонких пространствах», которые допускают мимолетный обмен мертвыми и живыми духами, или почитании божеств, связанных со смертью и смертью. под землей или в другом мире. Тем не менее, на многих фестивалях используются мотивы и ритуалы, знакомые христианской традиции, такие как черепа, маски смерти или духов, использование огня, включая костры и горящие свечи или благовония, или посещение могил. В случае Самайна и доиспанского предшественника Диа-де-лос-Муэртос фестивали адаптировались к христианским верованиям и традициям, особенно ко Дню поминовения усопших и Дню всех святых, и стали более известны в современную эпоху как Хэллоуин и День мертвых соответственно.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Светские художественные выражения

Танец смерти (по-французски «пляска смерти») — это средневековая аллегорическая концепция, встречающаяся в драме, поэзии и музыке, а также в изобразительном искусстве. Традиционно его представляют как процессию живых и мертвых фигур, причем живые фигуры расположены в соответствии с их жизненным рангом (например, от папы или императора до ребенка или младенца), которых фигура смерти ведет к могиле. Самым ранним известным изображением танца смерти была серия картин (1424–1425 гг.) в Cimetière des Innocents в Париже, которые были уничтожены в 169 г.9. Вершиной этого мотива многие считают рисунки пляски смерти немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего начала 16 века.

В Нидерландах 17-го века vanitas (лат. «тщеславие») развивался как жанр натюрморта, в котором использовались стандартные элементы memento mori, а также символы искусства и науки (музыкальные инструменты, карты, и книги), богатство и власть (кошельки, золото и драгоценности) и земные удовольствия (трубки, игральные карты и кубки). Ожидается, что зрители задумаются об их смертности и суетности жизни и будут вдохновлены покаяться. Жанр соответствовал жесткому моральному кодексу кальвинизма, процветавшего в Нидерландах.

В литературе и драме memento mori выражается в таких формах, как элегия в поэзии, например, в «Элегии, написанной во дворе деревенской церкви» английского поэта Томаса Грея (1751 г.). В произведении английского драматурга Уильяма Шекспира « Гамлет » (написанном около 1599–1601 гг.) представлено одно из самых известных размышлений о смерти в монологе Гамлета, когда он созерцает череп.

Современные выражения

К 20-му веку memento mori выражалась через новые формы средств массовой информации, включая кино и фотографию. Символика, вдохновленная христианским memento mori, проявляется в различных работах, от картин с черепами и цветами американской художницы Джорджии О’Киф до образов смерти мексиканской художницы Фриды Кало, которая черпала вдохновение из мексиканской культуры и вдохновлялась своим личным опытом болезни и боли. Седьмая печать (1957), фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, действие которого происходит в опустошенной чумой Швеции, включает сцену, в которой рыцарь играет в шахматы со Смертью, и заканчивается тем, что персонажи фильма держатся за руки на холме в жуткий танец. Во время кризиса СПИДа 1980-х и 90-х годов мотивы memento mori использовались американским фотографом Робертом Мэпплторпом, американским мультимедийным художником и активистом Дэвидом Войнаровичем и многими другими для документирования разрушительного воздействия болезни на организм человека и бездействия правительства США в борьбе с эпидемией. СПИД.

В 2007 году скульптура британского художника Дэмиена Херста «Ради любви к Богу », отлитая из платины человеческого черепа XVIII века в натуральную величину, покрытая 8601 бриллиантом и инкрустированная оригинальными зубами, попала в заголовки газет как, возможно, самое дорогое произведение искусства. когда-либо созданное искусство. Такие темы, как хрупкость жизни, неповиновение смерти и вульгарность материализма, были приписаны представлению Херста о memento mori.

Социальные и цифровые медиа позволили получить новые выражения memento mori. Сестра Тереза ​​Алетейя Ноубл, римско-католическая монахиня, приобрела большое количество подписчиков в Твиттере после того, как в 2017 году начала ежедневно публиковать цитаты, идеи и источники вдохновения на память о смерти. нарушить западные табу, связанные со смертью. Движение включает в себя доул в конце жизни, «кафе смерти», в которых проводятся неформальные встречи для обсуждения смерти и умирания, блоги и подкасты, посвященные таким темам, как морг, и мобильные приложения, которые ежедневно отправляют напоминания о смерти.

Рене Остберг

Memento mori – Значение девиза стоиков

Рост

Норберт Хайрс

• 5 мин чтения

Memento mori — латинский термин, означающий: помни, что ты умрешь.

В повседневной жизни нам легко поверить, что настоящий момент длится вечно. У нас много времени, поэтому мы не торопимся. Мы принимаем наших близких как должное, поэтому пренебрегаем ими. Мы боремся без цели, потому что у нас все еще есть время, чтобы понять, что делать со своей жизнью.

Что бы вы сделали, если бы во время планового осмотра лицо доктора помрачнело, он отозвал бы вас в сторону и сообщил ужасную новость: вы смертельно больной пациент. У тебя остались недели, максимум месяцы жизни.

Вы можете начать внедрять элементы своего списка дел в бешеном темпе. Вы можете проводить больше времени со своими близкими. Вы бы думали о том, что делать, пока вы живы.

Когда мы начинаем думать о времени, оно вдруг становится важным. Это цель memento mori.

Потому что ты умрешь.

Смертельный диагноз поставил тот же врач, который помог вам появиться на свет. Это реальность жизни. Все, кто рождаются, рано или поздно умирают. Мы живем дольше благодаря достижениям современности, но факт смерти не изменить ни вакциной, ни лечением, ни вмешательством.

Memento mori в искусстве

Размышление о смерти присутствовало в большинстве культур на протяжении всей истории. Смерть не всегда была так далека, как сегодня. В Средние века, отмеченные эпидемиями, религиозными войнами и высокой детской смертностью, смерть была частью повседневной жизни. Оно появилось и в искусстве.

Картины Vanitas Определившие эпоху Возрождения и достигшие кульминации в период барокко, были работы, содержащие символы неизбежности смерти и напоминающие о течении времени. Черепа, скелеты, песочные часы, увядшие цветы, погасшая свеча.

Vanitas – Хаманов Владимир / Behance

Танец смерти — тоже аллегорический жанр, определяющий позднее Средневековье. Близость смерти изображалась в стихах, пьесах и произведениях изобразительного искусства.

Вы когда-нибудь видели картину с танцующими скелетами?

Эти гротескные образы также предупреждают о неизбежной смерти.

Картина XVI века с изображением пляски смерти

Слава и уход из жизни

Тем не менее, тема memento mori впервые появилась не в средние века. Церемониальным элементом триумфальных шествий Древнего Рима, игнорировавшимся массами, были memento mori, которые напоминали победоносным военачальникам о близости смерти.

После кампании прославленный военачальник был одет в красную или пурпурную тогу, а его лицо было окрашено в красный цвет, чтобы напомнить ему о боге войны Марсе. По прибытии в Капитолий богам приносили жертвы, военнопленных казнили, а римляне зрелищно праздновали.

Одной из самых интересных частей триумфального шествия был раб позади победившего военачальника, которому было поручено единственное задание. Во время марша он прошептал на ухо победившему военачальнику:

: «Посмотри назад! Помните, вы человек!

Он напоминал полководцу о его смертности даже в моменты победы.

Стоические упражнения

Марк Аврелий, римский император и мыслитель-стоик, также бесчисленное количество раз нашептывал фразы, напоминающие о его смертности, как и другие философы-стоики при мысли о смерти.

Один из наиболее важных уроков стоицизма состоит в том, что мы должны концентрироваться на вещах, находящихся под нашим влиянием, поэтому неудивительно, что memento mori проявляется по-разному, но может быть найдено у разных философов.

Делай то, что важно!

«Ты можешь уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете». – Марк Аврелий

В «Размышлениях», в которых собраны мысли римского императора, повторяется мысль о смерти. Император, проведший значительную часть своей жизни на войне, знал, что над его головой постоянно витает меч смерти, и соответственно формировал свои решения.

«Прекратите на мгновение все, что вы делаете, и спросите себя: боюсь ли я смерти , потому что я больше не смогу этого делать?» Спрашивает Марк Аврелий

Мы тратим много времени на действия, которые мы не любим доказывать тем, кого не уважаем, и получать товары, которые нам на самом деле не нужны

Ценность времени

«Люди бережливы в охране своего личного имущества, но как только дело доходит до расточительства время они расточительнее всего относятся к тому единственному, в чем правильно быть скупым». – Сенека

Сенека, который в преклонном возрасте все еще был активен, размышляет о ценности времени в бесчисленных письмах. По словам занятого политика-драматурга-философа, не у нас мало времени, а мы безответственно его используем.

Давайте научимся говорить нет, ведь никто не может вернуть наше время.

В письме к Люциусу Сенека просит своего друга жить каждый день так, как будто он последний. На самом деле, Сенека говорит, что лучше всего жить так, как будто этот момент — последний.

Эти мысли не делают нас гедонистами, по словам Сенеки. Наоборот, мы будем благодарны за возможность провести день с занятиями.

Быстротечность

«Каждый день держи перед глазами смерть и изгнание, а также все, что кажется ужасным, — благодаря этому у тебя никогда не будет низменной мысли и не будет чрезмерного желания». – Эпиктет

В других произведениях раба-философа мы читаем о необычной, почти абсурдной практике.

Когда вечером вы целуете любимого человека на ночь, имейте в виду, что вы можете не прожить утро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top