Разное

Что в буддизме означает лотос: значение и символизм. Читаем Oum.ru

значение и символизм. Читаем Oum.ru

Зеркальная гладь озера, отблеск луны в чёрной прохладной воде и белоснежные лепестки лотоса, безмятежно покоящегося на поверхности воды. Лотос — символ совершенства, символ умиротворения, символ чистоты. Лотос берёт своё начало в грязной болотной тине и пробивается сквозь многие слои речного ила, подобно нашему сознанию, которое, пробуждаясь, пробивается сквозь омрачения и «клеши». Так, устремившись вверх, цветок лотоса преодолевает всё сопротивление, и вот его белоснежные лепестки однажды проклёвываются над водной гладью, чтобы раскрыться во всей своей красоте.

Лотос в буддизме символизирует чистый ум, чистое сознание — состояние Будды. Пробиваясь сквозь грязную болотную тину омрачений, лотос раскрывается тысячей лепестков так же, как тысячей совершенных качеств Будды раскрывается наше сознание в процессе духовного развития.

Что же означает лотос в буддизме? Цветок лотоса — это символ духовного развития и самосовершенствования.

Символика лотоса часто встречается в буддизме. К примеру, самая известная сутра, в которой изложено учение Махаяны, называется «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы». Почему именно такое название? Потому что лотос — это символ совершенства, символ гармонии. И в этой сутре изложена, если так можно выразиться, самая совершенная версия Дхармы — учения Будды. Цветок лотоса в буддизме также фигурирует и в самой известной (или одной из самых известных) мантре «Ом Мани Падме Хум». Дословный её перевод: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса». 

Примечательно, что сама фраза перевода, конечно, очень красивая, но ведь никакого конкретного смысла не несёт. И в этом на самом деле заключена вся ценность мантры. Дело в том, что по мере практики рецитации мантры или медитации с ней, она для каждого практикующего будет раскрываться своим смыслом. И вряд ли можно встретить в мире два одинаковых понимания этой мантры. Потому что словами глубинный смысл мантры выразить вообще невозможно.

Но если говорить о примерном понимании мантры, то она означает примерно следующее: «В моём сердце (или в моем сознании) присутствует драгоценная жемчужина — природа Будды — изначальная чистая природа каждого живого существа. И в процессе раскрытия лотоса, который символизирует сознание, в его сердцевине засияет природа Будды». Это, разумеется, лишь одна из вариаций понимания смысла мантры, и описание — весьма условное. Но это, так сказать, определённое направление для ума, чтобы на начальном этапе углубиться в медитативные размышления над этой мантрой. И впоследствии для каждого практикующего она обретает свой смысл, и в лотосе его сознания начинает сиять драгоценная жемчужина — природа Будды.

Значение лотоса в буддизме с трудом укладывается в какие-то определённые концепции, так как школ и направлений в буддизме очень много. Но в большинстве из них лотос занимает центральное положение в символике и олицетворяет собой совершенство тела, речи и ума, которое достигается в тот момент, когда мы осознаём в себе наличие той чистой неизменной изначальной природы — природы Будды.

То есть, так или иначе, все живые существа уже имеют в себе само это состояние, но лишь в силу наличия омрачений и «клеш» это состояние не осознаётся на глубинном уровне.

Подобно тому, как тяжёлые серые тучи скрывают солнце, так и «клеши» скрывают в каждом живом существе природу Будды. И когда лотос нашего сердца раскрывается всеми своими благородными качествами, драгоценная жемчужина светом своего сияния озаряет всё вокруг и вдохновляет других встать на путь самосовершенствования. И в этом и есть путь бодхисаттвы, а жемчужиной, сияющей в цветке лотоса, можно назвать бодхичитту — добродетельный настрой ума, который бодхисаттва неустанно взращивает в себе бессчётные кальпы.

Лотос в буддизме — это символ победы над своими извечными врагами — вездесущими «клешами», которые на самом деле и являются причиной всех наших страданий и нашим главным препятствием на пути к обретению состояния совершенства — состояния Будды. На самом деле, всё, что мы можем делать, — это работать со своим умом. Не стоит пытаться изменить этот совершенный мир, ведь лишь в силу собственного несовершенства мы видим его несовершенным. И чтобы увидеть этот мир таким, каким видел его Татхагата, следует неустанно трудиться над тем, чтобы лотос нашего сердца раскрылся тысячей совершенных качеств. Преодолевая болотную тину дна озера, из которого произрастает лотос нашего сознания, мы движемся в самом верном направлении — от несовершенства к совершенству. И именно это стремление и это движение нам, с помощью цветка лотоса, указывает сама природа.

Что означает лотос в буддизме


Что символизирует собой ЛОТОС

Лотос в буддизме. В Учении Будды было описано, что при Его рождении лил очень большой дождь из цветков лотоса. На каждом шагу под ногами лежали прекрасные цветы. Это предвещало чистоту и умиротворение на Земле.
Значение лотоса в буддизме символизирует:

прошлое;
настоящее;
будущее.

Если присмотреться, то можно увидеть на цветке сразу три времени. Орех – это семена, которое обозначает прошлое. То из чего зародился лотос. Цветок и нераспустившийся бутон – это настоящее и будущее.

Находясь в глубинах ила лотос, также символизирует всю Вселенную, всю ее составляющую. Если семена цветка попадают в неплодородную землю, то они там способны пролежать пол столетия.

Все четыре силы находятся в лотосе, а именно:

Земля.
Вода.
Воздух.
Огонь.

Пока орешки цветка – семена находятся в земле на глубине ила – они наполняются силой Земли. При росте лотоса стебель проходит через воду и наполняется силой Воды. После, его красивые лепестки выходят наружу из воды и наполняются чистым воздухом, наполняясь силой Воздуха.

Цветок лотоса сравнивают с солнцем, поэтому в течение дня цветок наполняется силой Огня – Солнца.

Почему лотос

Веды считают цветок символом жизни на земле, чистоты, непосредственности, вот почему лотос символ буддизма. Ведь, пройдя через мутную воду болот — лотос продолжает быть красивым и независимым.

Его лепестки остаются чистыми и сухими. Такие же, обозначения Будда говорит и о жизни человека. Пройдя всю грязь и страдания, человек с искренней верой все равно остается чистым и прекрасным на Земле.

Раньше делали чай из лепестков лотоса или курили кальян, в честь очищения от дурных помыслов.

До сих пор цветок является символом Будды, олицетворяющий целомудрие.

Нежный лотос своим непосредственным появлением в мутных водах говорит о внутреннем стремлении очиститься. При таком качестве ума не сложно оставаться чистым, даже среди грязи.

Среди всех цветов – Лотос означает:

мудрость;
вечность;
счастье;
здоровье.

Этот цветок в буддизме принято дарить людям, которые нуждаются в помощи просветления и исцеления. Ведь, давным-давно из всех частиц лотоса изготовляли сильные лекарственные препараты, которые способны были излечить любую болезнь.

Поза лотоса в буддизме

При достижении просветления, одним из учений является йога. Многих интересует лотос – символ чего в буддизме, его значение.

Чтобы сконцентрировать разум и внимание во время йоги, необходимо принимать особую позу.

Ровная спина символизирует стойкий стебель цветка, а скрестившиеся ноги напоминают прекрасные и нежные лепестки лотоса.

Благодаря этому при йоге очищаются чакры, можно заглянуть мысленно в духовную жизнь. Такое мировоззрение помогает в первые этапы приобретения целомудрия.

В Древние времена из семян лотоса делали четки, которые приносили удачу и наставления. Цветок являлся исцеляющим лекарством от всех болячек и недугов.

До сих пор остается загадкой, как этот прекрасный цветок попал к нам на Землю.

Говорят, что это сам Будда спустил с небес лотос, чтобы люди могли достигнуть исцеления и целомудрия.

В буддизме очень трогательно относятся к божественному цветку.

http://ezoterik-page.com/lotos-v-buddizme/?_utl_t=lj Что означает лотос в буддизме | Эзотерика

Что символизирует цветок лотоса в буддизме

(Фото выше: Ithalu Dominguez / Pexels)

Совсем недавно Apple добавила новый смайлик в виде цветка лотоса в своем обновлении iOS. Как этот цветок стал символом буддизма и духовности?

Смайлик цветок лотоса из обновления Apple iOS.

Два аспекта цветка лотоса отличают его. Во-первых, он цветет в мутной воде. А во-вторых, когда оно расцветает, оно одновременно сажает семя. С буддийской точки зрения оба аспекта представляют фундаментальную истину жизни. Итак, приступим.

Цветок лотоса расцветает в мутной воде

Одно из самых почитаемых буддийских учений — Лотосовая Сутра. Почему цветок лотоса был выбран для представления этого важного учения буддизма? Одна из причин заключается в том, что цветок лотоса расцветает в мутной воде. Буддизм учит, что человеческая жизнь подобна «цветку лотоса», а «мутная вода» — суровым реалиям повседневной жизни.

Дайсаку Икеда, буддийский философ, объясняет, как мы можем понять эту концепцию в нашей повседневной жизни:

Ничто, что бы ни случилось, не может изменить вашу внутреннюю ценность. Пожалуйста, имейте мужество. Пожалуйста, скажите себе, что вы не позволите этому испытанию победить вас. Те, кто пострадал больше всех, те, кто испытал величайшее горе, имеют право стать самыми счастливыми из всех. Какой была бы цель нашей буддийской практики, если бы самые несчастные не могли стать счастливыми?

Дискуссии о молодежи, с. 410

Несмотря на то, что мы можем сталкиваться с невообразимыми ситуациями каждый день, это не определяет нашу ценность и ценность. Как цветок лотоса появляется из мутной воды, так и наша жизнь может сиять в трудных обстоятельствах.

Хотя мы можем сталкиваться с невообразимыми ситуациями каждый день, это не определяет нашу ценность и ценность.

Цветок лотоса распускается, одновременно сажая семя

Второй аспект заключается в том, что когда цветок лотоса распускается, он также сажает семя, что представляет буддийскую концепцию причины и следствия.

Как объяснил Икеда:

Цветок лотоса имеет огромное значение в буддизме. Считается, что это единственное растение, которое одновременно производит и цветок (причина), и семенную коробочку (следствие). Эта уникальная черта используется для обозначения буддийского принципа одновременности причины и следствия.

Мои дорогие друзья в Америке, стр. 68

Идя дальше, Икеда ссылается на буддийского реформатора 13-го века Нитирэна Дайшонина и объясняет, почему повторение Нам-миохо-ренге-кё, названия Лотосовой сутры, имеет большое значение.

Икеда пишет:

Дайшонин объясняет значение причины и следствия: Все сутры, кроме Лотосовой сутры, объясняют, что состояние будды (следствие) может быть достигнуто только после совершения хороших причин, то есть после практики их учений (причины) в течение длительного времени. Однако в Лотосовой сутре сам акт принятия ее (причины) позволяет одновременно стать буддой (следствие). Такова великолепная сила Мистического Закона [Нам-мёхо-ренге-кё]. Чтобы стать буддой, вам не нужно практиковать жизнь за жизнью.

Мои дорогие друзья в Америке, стр. 68–69

В тот момент, когда мы смещаем нашу внутреннюю негативность и признаем, что у нас есть способности Будды, мы одновременно проявляем качества Будды из нашей жизни, такие как мужество, мудрость и сострадание. Как мы «принимаем» эту идею? Воспевая Нам-мёхо-ренге-кё. На самом деле «ренге» означает цветок лотоса.

Ежедневно воспевая Нам-мёхо-ренге-кё, мы помним, что изначально мы будды. Нам не нужно становиться теми, кем мы не являемся, а просто сиять такими, какие мы есть.

Узнать больше Практика

Лотос – трехколесный велосипед: обзор буддизма

На протяжении всей ранней истории, в Азии и большей части древнего Ближнего Востока лотос ассоциировался со священным. Древние персы рассматривали распустившийся цветок лотоса как символ солнца, подательницы жизни, а финикийцы изображали его уносимым на небо на крыльях в окружении луны и звезд. В Китае лотос почитался не только по религиозным соображениям, но и в медицинских целях, а также в пищу. Изобилие великолепных лотосов во многих озерах и водных путях Китая веками служило источником вдохновения для китайских поэтов. Роберт Грейвс, в

Белая Богиня , пересказывает греческий миф о полубоге, полусмертном герое Геракле, который заимствует у солнца золотую чашу в форме лотоса.

В мифах и легендах Древнего Египта лотос является повторяющейся темой. Царь египетских богов Осирис, судья мертвых, носил корону из цветов лотоса, а Исида, его королева, изображалась распустившимся лотосом. Другой миф изображает бога Гора, возрождающегося каждый день из цветущего лотоса. Египтяне также думали, что стебли лотоса поддерживают небеса, подражая этому, вырезая лотосы на колоннах, поддерживающих крыши своих храмов.

Лотос особенно почитается в Индии. Одна индуистская легенда о сотворении мира представляет собой интересную параллель с египетской историей. Золотой лотос возникает из первичной воды, и когда он раскрывается, Брахма, Вишну и Шива появляются из центра цветка.

Согласно индуистскому поверью, сердцевина лотоса является центром великой жизненной силы и силы. Раннее индийское литературное произведение «Ригведа» повествует о древней индийской богине-матери «Лотосовой богине Лакшми», намекая на нее как на «мать сотворенных существ». Другое имя Лакшми — Падма, или «лотос», и ее называют «лотосорожденной», «лотосоокой» и «цвета лотоса», и ее часто изображают стоящей над лотосом или сидящей на нем.

Будда в состоянии просветления часто изображается сидящим на распустившемся цветке лотоса, а во всех формах буддизма лотос символизирует высшее духовное достижение. В азиатских произведениях искусства будды и бодхисаттвы часто изображаются сидящими на цветках лотоса. Гуань Инь, китайская бодхисаттва милосердия, изображена с лотосом в руках. Существует легенда о почитаемом учителе Падма Самбхаве, также известном как Гуру Ринпоче, который принес буддизм в Тибет в 762 году нашей эры. Его имя, означающее «Проповедник лотоса», произошло от санскритского слова «Падма», или лотос. Давным-давно в Индии Падма медитировал со своей женой, прекрасной принцессой по имени Мандарава. Король пришел в такую ​​ярость, когда узнал, что Падма обратил его дочь в буддийскую веру, что приказал схватить Падму и сжечь заживо. Но когда царские солдаты вернулись, чтобы собрать обугленные останки его тела, они обнаружили, что Падма Самбхава все еще жив и медитирует на великолепном лотосе над озером. С тех пор это место стало известно как Цо («озеро»), Пема («лотос»).

В течение последних восьми лет своей жизни Будда Шакьямуни проповедовал сутру Саддхарма-Пундарика, что на санскрите означает «Лотос Чудесного Закона». В то время Будда сидел со скрещенными ногами в том, что сейчас известно как поза лотоса, и, медитируя в этой позе, он вошел в состояние, в котором его ум и тело никогда не двигались. Затем он объявил своим ученикам, что «еще не открыл истину», и предсказал, что учение лотоса будет распространяться в далеком будущем, когда мир будет осквернен ядами глупости, жадности и гнева, а все другие учения уже потеряли способность спасать человечество. Мы не знаем, на каком языке Лотосовая сутра изначально проповедовалась, но была переведена на китайский язык с санскрита среднеазиатским ученым-монахом Кумарадживой (344-413 гг. н.э.), а затем переведена на японский и английский языки. Сегодня во всем мире практикуется пение «Нам Мьохо Ренге Кё» из Лотосовой Сутры , которому учит священник Нитирен. Ренге буквально переводится как лотос , но мистический смысл скрыт в учении. В тексте Лотосовой Сутры говорится о тысячах цветков лотоса, и говорится, что корни добра глубоко укоренены для спасения живых существ, что является буддийским обетом Махаяны.

Далай-лама, лидер тибетских буддистов, известен как «Владыка Белого Лотоса», потому что белый цвет состоит из всех других цветов и является символом духовного совершенства. Многие мандалы, используемые в медитации, представляют собой стилизованные цветы лотоса, представляющие колесо рождения, смерти и возрождения. Шамбала, чистая земля, изображаемая в тибетском буддизме, изображается в форме цветка лотоса с восемью лепестками, представляющего восьмеричный путь буддиста. Тибетское буддийское учение о святости реальности рассматривает пять стилей энергии, также называемых пятью семействами будд. Одним из них является семейство падма-лотоса, которое имеет как просветленные, так и негативные ассоциации. Падма символизируется прекрасным нежным лотосом, появляющимся из грязи. Он излучает энергию в форме страсти, его цвет красный, а негативный аспект описывается как цепляние и цепляние, обманчивая сторона страсти. Но когда энергия страсти освобождается от фиксации, она превращается в различающее осознание и обретает мудрость опыта. Положительное просветленное состояние жара страсти падмы — это тепло подлинного сострадания.

Что это за почти волшебное растение, которое на протяжении веков вызывало такое благоговение и столько легенд? В чем причина его большой символической силы? Ботаническое семейство лотосовых — Nymphaeacea , семейство водяных лилий, состоящее из девяти родов и около пятидесяти или шестидесяти видов. Это водные растения, вырастающие из корневищ, закопанных в иле на дне озер и прудов; когда температура достаточно теплая, они поднимают черешки или стебли к поверхности воды. Из них вырастают большие нефритово-зеленые листья, которые отталкивают капли воды на поверхности, затем поднимаются цветы, длина которых часто составляет от десяти до двенадцати дюймов, а листья и цветы могут возвышаться выше среднего человека. Цветки раскрываются на рассвете и снова закрываются на закате.

Название «лотос» вызывает некоторую путаницу, так как оно используется для растений семейства, которые не являются настоящими лотосами. «Лотосом» Древнего Египта на самом деле была водяная лилия, Nymphaea caerulea , голубой лотос. В Индии есть еще один голубой лотос ( N. stellata ), который, вероятно, является тем же лотосом, который греки использовали в качестве декоративного элемента в своей архитектуре. «Лотос» — это также название, обычно используемое для трилистника, который выращивают во многих частях мира. В Соединенных Штатах мы больше всего знакомы с прудовой лилией, Nuphar , произрастающий по всей Северной Америке. Но именно род Nelumbo содержит священный лотос Азии.

Американский лотос Nelumbo — это Nelumbo lutea , который растет на востоке США от Миннесоты до Флориды и на западе до восточного Техаса. У него голубовато-зеленые листья диаметром от одного до двух футов и темно-желтые цветы, которые вырастают до фута в диаметре. Он вырастает до двух с половиной футов в высоту. Его семенные коробочки в молодом возрасте желтые, позже становятся зелеными. Индейцы использовали корневища Nelumbo lutea для еды, готовя их как картофель и варя семена, когда они были зелеными, для еды.

Nelumbo nucifera — хорошо известный «священный лотос» или «индуистский лотос» — растет в тропической Азии. Именно этот лотос изображен держащим сидящего Будду. Его листья три фута в поперечнике и варьируются от темно-желто-зеленого до настоящего зеленого. Когда она вырастает, несколько ее листьев лежат на поверхности воды, как у водяной лилии, а остальные возвышаются над водой на высоте от фута до пяти футов. Листья покрыты восковым веществом, которое делает их полностью водоотталкивающими.

Цветки Nelumbo nucifera крупнее, чем у американского Nelumbo lutea , больше фута в поперечнике. Они имеют прекрасный насыщенный аромат, обычно белые, розовые, красные или различные комбинации этих цветов, и они могут вырасти более шести футов в высоту.

Стручок с семенами — одна из самых отличительных частей лотоса. Это большой сосуд с плоской крышкой, напоминающий, как заметил один писатель, маленькую лейку! Когда стручки высыхают, они долговечны и часто используются в цветочных композициях или с пустыми контейнерами для семян в качестве чисто декоративного элемента, иногда позолоченного.

Почти все растение используется в пищу: стебель иногда подают холодным в салатах; корень готовят разными способами; а семена можно либо приготовить, либо съесть свежими, как орехи. Листья используются в качестве оберток для приготовления пищи на пару. В Японии даже горький цветок используют в темпуре.

Все лотосы цветут днем, обычно в течение трех дней, хотя некоторые цветут на несколько дней дольше. Они открываются рано утром и закрываются к концу дня, закрываясь раньше в первый день, что достаточно интересно. С большинством Nelumbo , на четвертый день цветения цветки опадают, оставляя стручок с семенами. Стручки стоят, пока не высохнут достаточно, чтобы стать ломкими, затем отламываются и цветут на воде, пока не сгниют, после чего семена падают, тонут и прорастают в иле на дне.

Исследователи обнаружили, что одним из наиболее поразительных свойств лотоса является замечательная способность регулировать свою температуру. Когда солнце садится и воздух остывает, лотос производит достаточно энергии, чтобы поднять свою температуру. А когда восходит солнце, жар лотоса спадает. Один цветок лотоса может производить один ватт энергии, а сорок растений производят энергию, эквивалентную энергии одной лампочки! Энергия, которая приписывалась лотосу в раннем ведическом индуизме, действительно существует.

Ясно, что то, как растет лотос, является главной причиной почитания, с которым к нему относятся. Он начинается в иле, где зарыто его корневище; затем черешок пробирается сквозь мутную воду к поверхности; как только он достигает воздуха, высоко над водой при ясном свете, незапятнанный цветок раскрывается среди листьев, которые сами не затронуты водой. Какой лучший образ для путешествия души, рожденной в невежестве и погрязшей в материальном мире, ищущей просветления на своем пути через жизнь; что может быть лучшим проявлением спокойствия, чем большие зеленые листья, спокойно лежащие на воде, а над ними в воздухе сияют великолепные цветы?

Стихи

Луна та же старая луна,
Цветы в точности как были,
Но я стал вещностью Я вижу все вещи!
Бунан (1602-1676)

Кто в этом мире преодолевает свои эгоистичные страсти,
его печали отпадают от него,
как капли воды с цветка лотоса.
Из Дхаммапады. Ранние буддийские учения.
Когда вы созерцаете воды
на рассвете, вы можете услышать
цветение лотоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top