Разное

Что такое скрипичный ключ: Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель

Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель

Orphee 1 комментарий

Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ. Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.

В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.

Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.

И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).

С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету. Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный. Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.

Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа. В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.

Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.

Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.

Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии:

Кружок басового ключа, охватывающий четвертую линию, указывает что на ней расположена нота “фа” малой октавы.

Рисунок, расположенный чуть ниже, показывает точное расположение ноты “до” сначала в скрипичном ключе, потом в басовом:

Запомнить расположение ноты “до” не составит труда, если исходить из того факта, что в скрипичном ключе нота “до” находится на первой нижней добавочной линии, а в басовом ключе просто наоборот — на первой верхней.

Похожие материалы

Скрипичный ключ – символ искусства и сомнительная татуировка

Скрипичный ключ в привычном для нас виде появился в шестнадцатом веке, когда родилась инструментальная музыка. Но предыстория его началась на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры. Тогда монах-бенедиктинец Гвидо из города Ареццо в итальянской провинции Тоскана придумал, как записывать музыку с помощью нот. Для обозначения звука нужно было изобрести какой-то символ.

Ноты в их теперешнем начертании – заслуга исключительно Гвидо д’Ареццо. После него система записи музыки совершенствовалась, но основы заложил именно этот монах. В начале строки он записывал латинскими буквами ноту, с которой начиналась мелодия. Литера G, обозначающая ноту «соль», послужила прообразом скрипичного ключа.

В чем же его функция? На пяти линейках нотного стана можно разместить одиннадцать музыкальных знаков. Скрипичный ключ указывает, на какой линейке (второй снизу) находится «соль» первой октавы. Диапазона нот, расположенных на этих пяти линейках при записи с помощью скрипичного ключа, вполне достаточно для большинства музыкальных инструментов. Однако не для всех это подходит. Есть инструменты очень низкого и, напротив, очень высокого звучания. Если записывать мелодию для них, придется наносить добавочные линейки. Они могут быть снизу или сверху. При чтении мелодии с листа это очень неудобно. Для того чтобы записывать музыку для разных инструментов, скрипичный ключ оказался мало приспособлен. Поэтому и были придуманы еще несколько знаков такого рода. Это басовый, альтовый, теноровый и некоторые другие ключи.

В чем разница между ними? Басовый ключ указывает, где располагается нота «фа» малой (следующей вниз от первой) октавы. Она находится на второй сверху линейке. Баритон немного выше баса, поэтому ту же ноту баритоновый ключ размещает на средней линейке. Альтовый символ на эту же черту размещает ноту «до» первой октавы. Почему так происходит? Дело в том, что альт выше баритона или тенора.

Всего сейчас в практике используются одиннадцать ключей. В прошлом их было значительно больше, но в процессе развития этого вида искусства большинство из них за ненадобностью отпали. Для записи  самого высокого (в музыкальном смысле) звучания используется сопрановый или дискантный ключ. Он располагает ноту «до» первой октавы на первую линейку снизу.

Скрипичный ключ не подходит и для записи партий ударных музыкальных инструментов. Для этого применяется особый «нейтральный» символ. Ведь для ударных инструментов понятие высоты звука ничего не значит. Здесь главное – ритм и громкость. Он записывается в двух вариантах.

В первом случае это две толстые параллельные вертикальные черты, упирающиеся концами во вторую и четвертую линейки нотного стана, а во втором – вытянутый прямоугольник, немного не доходящий до крайних линий.

Популярность скрипичного ключа как музыкального символа вызвала даже моду на татуировку. Среди музыкантов он считается олицетворением творчества и указывает на принадлежность обладателя модного тату к людям искусства. А вот на «зоне» наколка «скрипичный ключ» может иметь совсем другое значение. Она доставит человеку, неосмотрительно сделавшему себе тату в виде этого музыкального символа, много неприятностей. Как правило, его накалывают  гомосексуалистам.

Однако мнение преступного сообщества относительно этой татуировки окончательно не устоялось. Поэтому, в зависимости от места нанесения и графических нюансов, скрипичный ключ может означать еще и то, что его обладатель на воле вел веселую, разгульную жизнь. Однако цена ошибки в этом случае слишком велика, поэтому все больше обитателей мест заключения предпочитает не связываться с сомнительной татуировкой.

Чтение ключей – ОТКРЫТАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

I. Основы

Челси Хэмм

  • в западной нотной записи обозначается буквами A, B, C, D, E, F и G, которые повторяются в цикле.
  • Разные облегчают чтение разного.
  • Каждый ключ указывает, как линии и промежутки нотоносца соответствуют высоте тона.

В западной нотной записи высота звука обозначается первыми семью буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G. После G эти названия букв повторяются в цикле: A, B, C, D, E, F, G, A, B, C, D, E, F, G, A, B, C и т. д. Эта петля названий букв существует потому, что музыканты и теоретики музыки сегодня принимают то, что называется , или предположение что поля, разделенные символом, должны иметь одно и то же буквенное имя. Более подробную информацию об этой концепции можно найти в следующей главе «Клавиатура и большой нотоносец».

Это предположение зависит от . Например, некоторые древнегреческие теоретики музыки не принимали эквивалентность октав. Эти теоретики использовали более семи букв греческого алфавита для обозначения высоты звука.

В главе “Обозначение нот, ключей и строк бухгалтерской книги” представлены четыре ключа: скрипичный, басовый, альтовый и теноровый. Ключ указывает, какие высоты звука назначены линиям и пробелам на нотоносце. В следующей главе «Клавиатура и большой нотоносец» мы увидим, что наличие нескольких ключей облегчает чтение по-разному.

Скрипичный ключ обычно используется для более высоких голосов и инструментов, таких как флейта, скрипка, труба или голос сопрано. Басовый ключ обычно используется для низких голосов и инструментов, таких как фагот, виолончель, тромбон или бас. Альтовый ключ в основном используется для альта, инструмента среднего диапазона, в то время как теноровый ключ иногда используется в музыке для виолончели, фагота и тромбона (хотя основным ключом, используемым для этих инструментов, является басовый ключ).

Каждый ключ указывает, как линии и промежутки нотоносца соответствуют высоте тона. Запоминание паттернов для каждого ключа поможет вам читать ноты, написанные для разных голосов и инструментов.

На сегодняшний день это один из наиболее часто используемых ключей. В примере 1 показаны названия букв, используемые для строк нотоносца при использовании скрипичного ключа. Один из них, который может помочь вам запомнить этот порядок названий букв, звучит так: «Каждая хорошая птица летает» (E, G, B, D, F). Как видно из примера 1, скрипичный ключ заходит на линию G (вторая линия снизу). По этой причине его иногда называют «сольным ключом».

Пример 1. Буквенные названия строк со скрипичным ключом.

В примере 2 показаны названия букв, используемые для пробелов нотоносца со скрипичным ключом. Запоминание того, что эти названия букв составляют слово «лицо», может облегчить идентификацию этих пробелов.

Пример 2. Буквенные названия пробелов со скрипичным ключом.

Другим наиболее часто используемым сегодня ключом является ключ . В примере 3 показаны названия букв, используемые для строк нотоносца при использовании басового ключа. Мнемонический прием для такого порядка названий букв — «Хорошие велосипеды не разваливаются» (G, B, D, F, A). Басовый ключ иногда называют ключом фа; как видно из примера 3, точка басового ключа начинается на линии F (вторая строка сверху).

Пример 3. Буквенные названия строк с басовым ключом.

В примере 4 показаны названия букв, используемые для пробелов нотоносца с басовым ключом. Мнемонический прием «Все коровы едят траву» (A, C, E, G) может облегчить идентификацию этих мест.

Пример 4. Буквенные названия пробелов с басовым ключом.

В примере 5 показаны названия букв, используемые для строк нотоносца с , который сегодня используется реже. Мнемонический прием «Кошки с толстых улиц едят мусор» (F, A, C, E, G) может помочь вам запомнить этот порядок названий букв. Как видно из примера 5, центр альтового ключа смещен вокруг линии «до» (средняя линия). По этой причине его иногда называют «до-ключ».

Пример 5. Буквенные названия строк с альтовым ключом.

Пример 6 показывает названия букв, используемые для промежутков нотоносца с альтовым ключом, которые можно запомнить с помощью мнемонического приема «Большие лодки дрейфуют ярко» (G, B, D, F).

Пример 6. Буквенные названия пробелов с альтовым ключом.

Еще один редко используемый ключ, также иногда называемый ключом C, но центр ключа расположен вокруг второй строки сверху. В примере 7 показаны названия букв, используемые для строк нотоносца при использовании тенорового ключа, которые можно запомнить с помощью мнемонического приема «Доджи, Форды и Шевроле Везде» (D, F, A, C, E):

Пример 7.
Буквенные названия строк с теноровым ключом.

В примере 8 показаны названия букв, используемые для пробелов нотоносца с теноровым ключом. Мнемонический прием «Гитара Элвиса сломалась» (E, G, B, D) может облегчить определение этих пробелов.

Пример 8. Буквенные названия пробелов с теноровым ключом.

Когда ноты слишком высокие или низкие для записи на нотоносце, для удлинения нотоносца рисуются маленькие линии. Вы можете вспомнить из предыдущей главы, что эти дополнительные строки называются . Линии бухгалтерской книги можно использовать для расширения нотоносца с любым ключом. Пример 9показывает строки бухгалтерской книги над нотным станом со скрипичным ключом:

Пример 9. Строки бухгалтерской книги продолжают нотоносец вверх со скрипичным ключом.

Обратите внимание, что каждый пробел и строка над нотоносцем получает название буквы с строками бухгалтерской книги, как если бы нотоносец просто продолжался вверх. То же самое относится и к строкам бухгалтерской книги ниже нотоносца, как показано в примере 10:

. Пример 10. Линии бухгалтерской книги продолжают нотоносец вниз с басовым ключом.

Обратите внимание, что каждое место и строка ниже нотоносца получают название буквы с строками бухгалтерской книги, как если бы нотоносец просто продолжался вниз.

Интернет-ресурсы

  • Нотоносец, ключи и гроссбухи (musictheory.net)
  • Карточки для скрипичных, басовых, альтовых и теноровых ключей (Музыкальная школа Ричмана)
  • Флэш-карточки со скрипичным ключом (музыка Сэмюэля Стоукса) для печати (страницы с 3 по 5)
  • Карточки с басовым ключом (музыка Сэмюэля Стоукса) для печати (страницы 1–3)
  • Карточки с альтовым ключом для печати (Samuel Stokes Music)
  • Флэш-карты с теноровым ключом для печати (Samuel Stokes Music)
  • Динамичная игра: скрипичный ключ (подкованность)
  • Игра с темпом: басовый ключ (знание тона)
  • Игра с темпом: Альтовый ключ (Tone Savvy)
  • Динамичная игра: теноровый ключ (Tone Savvy)

Задания в Интернете

Легкий

  1. Скрипичный и басовый ключи (. pdf)
  2. Скрипичный ключ (.pdf)
  3. Басовый ключ (.pdf)
  4. Альтовый ключ (.pdf)
  5. Теноровый ключ (.pdf)

Средний

  1. Рабочие листы по скрипичному ключу (.pdf)
  2. Скрипичный ключ с гроссбухом (.pdf)
  3. Рабочие листы по басовому ключу (.pdf, .pdf)
  4. Басовый ключ с гроссбухом (.pdf)
  5. Рабочие листы по альтовому ключу (.pdf, .pdf)
  6. Рабочие листы по теноровому ключу (.pdf)

Расширенный

  1. Все ключи (.pdf)

Задания

  1. Написание и идентификация заметок, задание № 1 (.pdf, .mscx)
  2. Написание и идентификация заметок, задание № 2 (.pdf, .mscx)

Media Attributions

  • Скрипичный ключ Line Letters © Chelsey Hamm находится под лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Линии басового ключа Буквенные названия © Chelsey Hamm лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)0010
  • Альтовый ключ Line Letter Names © Chelsey Hamm лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Alto Clef Spaces Letter Names © Chelsey Hamm лицензируется в соответствии с лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Tenor Clef Lines Letter Names © Chelsey Hamm находится под лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Tenor Clef Spaces Letter Names © Chelsey Hamm находится под лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Строки бухгалтерской книги выше скрипичного ключа © Chelsey Hamm лицензированы в соответствии с лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
  • Строки бухгалтерской книги ниже басового ключа © Chelsey Hamm лицензированы в соответствии с лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)

Скрипичный ключ

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ