Значение слова ЧЁРТ. Что такое ЧЁРТ?
ЧЁРТ, -а, мн. че́рти, –е́й, м.
1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало; дьявол, бес. Только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он — черт. Гоголь, Ночь перед рождеством.
2. Прост. Употребляется как бранное слово. Аксютка переменил тон. Он стал ругаться: — Цепка, черт, дай же хлеба! Помяловский, Очерки бурсы. Она вскипела, назвала его [станового] дураком и старым чертом и так толкнула в грудь, что он упал. Л. Толстой, Воскресение.
3. в знач. нареч. чёртом. Прост. Лихо, молодцевато. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которой отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом. Гоголь, Тарас Бульба. Расставив в красных лампасах ноги, чертом сидел молодой казак.
◊
До черта ( прост.) — 1) до крайней степени, очень сильно. Устал до черта. До черта надоело; 2) очень много. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет. Есенин, Анна Снегина. Ни черта́ ( прост.) — совсем, совершенно ничего. Ни к черту ( не годится) — совсем, совершенно, полностью. (Для) какого черта; за каким (коим) чертом; на кой черт; на черта ( прост. бран.) — зачем, для чего, к чему. Кой черт см. кой. Куда к черту; какой к черту — употребляется для усиления иронической или риторической интонации вопросительных местоимений и наречий, к которым относится. Ну, скажи, какой я к черту странник. Садофьев, В поисках пути. Ну тебя (вас, его и т. д. ) к черту (или ко всем чертям) — употребляется как пожелание избавиться, отделаться от кого-л. надоевшего, неприятного. Черт (тебя, его, их и т. д. ) возьми (или дери, побери, подери и т. п. )! — восклицание, выражающее удивление, восхищение или возмущение, негодование. Черт дернул за язык кого см. дернуть. Черт знает кто (или что, какой, куда и т. п.) ( прост.) — 1) неизвестно кто (что, какой, куда и т. п.). Черт знает на что расходовался ум воспитанника!kartaslov.ru
Значение слова ЧЕРТА. Что такое ЧЕРТА?
ЧЕРТА́, -ы́, ж.
1. Узкая полоса, проведенная на какой-л. поверхности; линия. Тонкая черта. Волнистая черта. □ Базаров провел носком сапога черту по земле. Тургенев, Отцы и дети. Жирной красной чертой на карте обведены овальные границы Стожаровской волости. К. Горбунов, Ледолом.
2. Граница, линия (существующая или воображаемая), отделяющая что-л. или разделяющая что-л.; рубеж, предел. Черта подъема уровня воды. □ Во время минутного переезда через черту, отделяющую Россию от Германии, мы все как будто остепенились.
Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи. Справа от лодки, из-за черты, отделявшей на горизонте море от неба, вдруг высунулся — кроваво-красный лоб солнца. Никандров, Красная рыба. || Пространство, заключенное в каких-л. границах. Черта оседлости (территория, вне которой в дореволюционное время не имели права жить евреи). В черте расположения войск. □ Мы счастливы тем, что скоро вырвались из-за черты урагана. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Ямщик тронул лошадей, и мы въехали в черту уездного города Ровно. Короленко, История моего современника. || перен. То, что отделяет одно от другого, грань. Какая-то страшная сила выталкивала его [Маркушку] за черту органического существования, в темное безграничное пространство, ужасавшее его своим бессознательным существованием. Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. В своей боевой жизни он [Левинсон] различал два периода, не разделенных резкой чертой, но отличных для него по тем ощущениям, которые он сам в них испытывал.3. обычно мн. ч. (черты́, черт). Линии, создающие в совокупности облик, очертания лица (обычно в сочетании: черты лица). Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Пушкин, Капитанская дочка. Он опять узнал черты, когда-то столь дорогие, и те глубокие глаза с их необычайными ресницами, и родинку на щеке. Тургенев, Дым.
4. чего или какая. Признак, особенность, какое-л. качество. Черты характера. Черты нового человека. □ Отличительной чертой здешних рек будет низкая температура воды, поэтому переходить вброд надо одетым. Арсеньев, Дерсу Узала. || Подробность, деталь. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка. И. Гончаров, Обломов. Я смотрел на него и разбирал его голову по деталям, исследовал малейшие черты, до сих пор ускользавшие от меня. Гаршин, Надежда Николаевна.
◊
В общих (или главных, основных) чертах 670 — без подробностей. До последней черты — до конца, до крайней степени чего-л. Подвести черту см. подвести.kartaslov.ru
Черт что это? Значение слова Черт
Значение слова Черт по Ожегову:
Черт — Злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом
Черт О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-нибудь деле
Черт в Энциклопедическом словаре:
Черт — слуга дьявола.
Значение слова Черт по словарю синонимов:
Черт — дьявол
сатана
демон
бес
чертяка
враг
лукавый
окаянный
нечистый
нечистый дух
нечистая сила
Значение слова Черт по словарю Даля:
Черт
м. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик, см. бес. произносят чорт, см. также чертить. В брани: черт его возьми, черт
Значение слова Черт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Черт (чорт, от черный) — термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого (“нечистая сила”). В обоих этих значениях, генетически связанных между собой и переживших целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий, начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых ранних стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то ни было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влиянием опыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелей окружающей его среды: одних — благоприятных и полезных для него, других — вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма, одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшего их психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живых деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороны — добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку, а с другой — злых, т. е. сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно, немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося до понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих, результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления. Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек не мог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран, дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берег съедобные водоросли, моллюсков и даже огромных животных, и масса тому подобных явлений вызывают представление о добрых божествах, сознательно благодетельствующих ему. С другой стороны, первобытный человек не может себе представить, например, чтобы близкий ему человек, которого он только что видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или пал бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно так же должны ему рисоваться грозные явления природы — грозы, бури, наводнения, землетрясения — действиями страшных божеств, злоумышляющих либо против него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякие неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайная потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усушка масла в сосуде, порча провизии в амбаре и т. п. мелочи — все это дело духов, которые кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкой мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями вроде медведей, тигров, крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают, однако, единого общего представителя зла позднейших религий. да и в этих последних единый представитель зла — например Ариман Заратустры — только хозяин, начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образом животные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотя каждый род имеет своих хозяев (см. Хозяин), но последние вовсе не управляют злыми делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях, как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутые своими “хозяевами” и действующие вопреки их воле. Так у северных народов медведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задерет человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый на произвол судьбы своими хозяевами. Еще в одном отношении первобытные религии предупредили позднейшие: многие губительные для жизни явления они рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, например, смерть от утопления, от нападения диких зверей считается у многих первобытных племен результатом желания тех или других богов (водяных, лесных) приобщить к своему роду тех или других индивидов, как специальных избранников. В кознях злых существ нет ничего фатального, предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело их рук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ, которые то забираются в тело человека, медленно поедая его, то внезапно уносят его душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее представление о том, что смерть внесена в этот мир особым духом зла, ведет, таким образом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Там же коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировые религии. До недавнего времени думали, что первобытные племена относятся совершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем как именно злым они действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности это не так. Поклонение и жертвы воздаются обыкновенно только добрым божествам. со злыми ведется борьба, приемы которой сложились в грандиозную систему шаманства (см. Шаманы). Рыцари этой борьбы — избранники-шаманы, любимцы благодетельных божеств, с помощью которых изгоняются духи болезни из тела больного, отыскиваются унесенные души и вообще предотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности злых духов не ограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека, несвободны от посягательств злых божеств. и им приходится защищаться против них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают своих величайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди, которые их должны защищать от злых духов. Чаще всего между ними происходит открытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всех религий. Герои ее — везде одни и те же грандиозные или грозные явления природы, олицетворенные в образы животных и человекоподобных существ: Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Осирис и Сет, Зевс и Тифон, Юпитер и Сатурн, Тор и Локи, Белбог и Чернобог, многочисленные аналогичные божества первобытных народов — почти тождественные представители благодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни и смерти и т. п. За ними стояли целые сонмы меньших богов и демонов, боровшихся между собой. Тождественны также у самых различных народов часто даже образы животных, в которые облекаются представители злых существ. Достаточно упомянуть универсальный образ змея и дракона, ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у самых отдаленных друг от друга народов, как североамериканские индейцы (змей, поедающий яйца гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в виде змея Апопа, собирающийся проглотить солнце), греки (Аполлон, начинающий свою карьеру борьбой с драконом) и т. д. Таким образом, зрелище объективной борьбы стихий и животного мира и субъективное ощущение благодетельности и губительности тех или других явлений природы, в связи с общим анимистическим мировоззрением, послужили тем фундаментом, на котором постепенно выросло дуалистическое мировоззрение о борьбе двух противоположных начал. Дуализм этот, результат долгой эволюции, в начале не имел никакого отношения к этическим категориям добра и зла, ограничиваясь сферами полезного и вредного для человека, светлого и мрачного, веселого и страшного, открытого и обманчивого в деятелях природы. Мало того: чертами дуализма отличаются даже сами представители того и другого начала. Достаточно немногих примеров из греческой мифологии. Отец богов, благодетельный Зевс, источник тепла и влаги — в то же время гневный громовержец. Лучезарный Аполлон, победитель тьмы — в то же время истребитель, насылающий эпидемии и внезапную смерть. Богиня чистого ясного неба, всеобщая оплодотворительница Афина — в то же время кровожадная богиня войны. И наоборот, Гефест, типично-демоническое существо, является насадителем культуры среди людей. То же мы видим во всех мифологиях европейских народов, в том числе и славянских, у которых, несмотря на наличность дуализма в лице Бело— и Чернобога, Перун — такая же двойственная фигура, как и греческий Зевс. Только постепенно дуалистические представления приобретают этический характер, и сферы деятельности обоих элементов начинают строго разграничиваться. Свое высшее выражение чистый дуализм нашел в религии Зороастра, оказавшей такое огромное влияние на все мировые религии. Здесь мы уже видим и полное разграничение сфер деятельности, и яркую этическую окраску. “В начале была пара близнецов, два духа, каждый с особым родом деятельности. Это добро и зло в мыслях, словах и делах. И в этом учении, однако, немало следов более грубых материальных представлений, и первоначальной двойственности самого родоначальника добра Ормузда, о котором в одном месте Зенд-Авесты читаем, что как добрый, так и злой дух созданы Ормуздом. О дуализме в великих монотеистических религиях см. Сатана, Дьявол, Манихейство, Гностицизм. С введением христианства в Европе к старым “черным” богам язычества присоединились и все добрые боги старых мифологий, перечисленные в слуги дьявола, под знаменем которого объединилось все то, что упорно продолжало жить в двоеверии масс от старого языческого быта. С течением времени образовался настоящий тайный культ дьявола, немало обязанный препирательствам теологов и глубокому невежеству средневековья. Споры с гностическими сектами о роли дьявола, обилие сект, взаимно обвинявших друг друга в служении нечистой силе, злоупотребление экзорцизмом со стороны невежественного духовенства, появление дьявола на церковной сцене, где он вместе со своим защитником (advocatus diaboli) вел процесс с Триединым, всеобщая вера в чародейство и магию, нелепая легенда о возможности не только насильственного подчинения дьяволу в виде одержимости, но и свободного договора с ним, жестокие преследования за мнимое общение с дьяволом, наконец, тайное исполнение деревенским населением языческих обрядов, исполнение, которое, вследствие своей таинственности и странного смешения языческих и христианских элементов, выросло в чудовищные сказки о шабашах ведьм, — все это сделало Ч. конкретным, вездесущим и всемогущим героем средневековья. Сами теологи формально облекли его телесностью и наделили всеми атрибутами старого язычества. В XIII в. Ч., как громовик в германской и славянской мифологии, является среди вихря и бурелома, прокладывая себе путь через чащу, принимая вид лошади, собаки, кошки, медведя, обезьяны, жабы, вороны, филина, быка, летающего дракона, бестелесной тени. Он охотно является и в образе человека, то в пышном воинском одеянии, соблазняя женщин, то с лицом мавра в темной одежде, то в виде женщины и т. д. Особенность его телесности — отсутствие задней части тела. Христианские черты в этом изображении: нетвердое знание молитв и символов веры, грубость голоса вследствие вечного горения, боязнь креста, святой воды, молитвы, освященного воска и т. п. Что касается его деятельности, то она носит черты грубого смешения языческих с христианскими представлениями: он — творец всякого физического и морального зла, но он не гнушается и более мелкой деятельностью. он — и вор, и лекарь, изготовляет любовные напитки, насылает дурную погоду, соблазняет женщин и мужчин, принимая соблазнительные образы, готов служить всем и каждому за простое поклонение, унижается до ролишута и т. д. Его боялись все, заискивали в нем люди всех положений и профессий, начиная с папы, епископов, монахов, королей и кончая невежественными крестьянами. В течение целого ряда веков усиленно работали юристы и палачи, борясь с Ч. и предавшимися емупосредством пыток и костров. Даже реформация не могла остановить этой эпидемии. Достаточно вспомнить вождя реформации, Лютера, бросавшего в Ч. чернильницей и верившего в козни ведьм и в договоры с дьяволом. С ростом гуманизма и рационализма образ Ч. начинает бледнеть. образованные классы перестают верить в его существование. Только в народных массах продолжает жить вера в козни Ч. и всяких его разновидностей — водяных, леших, эльфов, гномов, русалок, — но и она в значительной степени потеряла свою реальность, изредка только оживая с особой силой в исключительные моменты народных бедствий — холеры, чумы, голода и т. д. Любопытна юмористическая черточка в отношении к Ч., которого часто именуется “глупым”, “придурковатым” (Dummer Teufel), легко одурачиваемыми и обманываемым. Это не результат скептицизма, а пережиток старого языческого отношения к злым духам, которые вовсе не предполагались непременно одаренными высшими умственными способностями и с которыми можно было бороться хитростью и обманом. В представлениях нашего народа о Ч. живо сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими представлениями о дьяволе. В представлениях о Ч., как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете “хромой” узнаем греческого бога подземного огня, ковача молний, хромого кузнеца, повредившего себе ногу при низвержении его с Олимпа Зевсом — Гефеста, и тождественного с ним германского Локи. Подобно последнему, и у нас Ч. рисуется, кроме того, лгуном, шутником и насмешником. Точно так же живо сохранились черты старых богов грома, туч, грозы (Зевс, Тор, Перун). Teufelskind и Donnerkind (дитя Ч. и дитя грома) — синонимы. Эпитет Ч. лукавый (буквально — изогнутый) происходит от слова лук, которым Перун бросает свои стрелы (Афанасьев). Вихри, бури и грозы — пляски и свадебные празднества Ч. “Коли дождь иде крозь солнце, то Ч. дочку замуж виддае” (малороссийская пословица). Вихрь на Украине называется “чертово веселье”. в Великороссии думают, что во время вихря Ч. с ведьмой венчается. В более старых поверьях во время грозы молниеносные духи вступали в брак с облачными женами. в грозах видели свадебные торжества и непристойные игры ведьмы с дьяволом. Связывание Ч. с образом козла (на шабашах ведьм Ч. является в виде козла) живо напоминает любимых животных Тора, которыми он утолял свой голод и из костей которых их снова воскрешал. Черти принимают вид и других животных старого животного культа — волков, псов, воронов, змей и т. д. Ч. одинаково легко превращается в великана и в карлика, пролезает в замочную скважинуили пустой орех. Часто он является мельником, мелет скоро и бесплатно, но подмешивая к муке песок. еще чаще — кузнецом, превращающим на горне старух в красавиц, калек и уродов в стройных и здоровых красавцев. Ему же приписывают поднятие гор, бросание скали камней, хранение золота и оберегание кладов. Черти захватывают маленьких детей и уносят в дебри или подземные пещеры, взрослых девиц похищают себе в жены. В связи со старыми представлениями, что болезни и смерть причиняются злыми духами, не только смерть и болезни часто отождествляются с Ч., но каждая болезнь в отдельности называется синонимом Ч.: ср. стрел — Ч. и стрелы — ревматизм, чёморь-Ч. и чемер — боль в пояснице, чемерь — головокружение, черная смерть — мор и черный — эпитет Ч. (черный шут). Холера, оспа, чума часто рисуются в образе женщин или животных. Оспа ходит с клювом и пятнает человека щедринками (Великороссия). К болезни обращаются: “прости меня, оспица, прости, Афанасьевна “ (Вологодская губерния). Грыжа — от грызть (злой дух грызет больного — чисто анимистическое представление). К старым языческим представлениям о Ч. присоединились и христианские, иногда странно перемешанные. Так, в Михайлов день кузнецы, оканчивая работу, ударяют трижды по наковальне молотом, чтобы закрепить наложенные на дьявола оковы (Ч. — языческий кузнец и Ч. — дьявол, связанный в преисподней). Христианские представления создали синоним Ч. “нечистая сила” и придали ему характер искусителя, соблазнителя, совратителя душ, сеятеля зла, но пасующего перед священными обрядами и знаками. Вот несколько пословиц, рисующих христианское влияние: “Много в Ч. силы, да воли ему нет”, “Ч. и век не пьет, а людей искушает”, “Не с ветру говорится, что Ч. ладана (или правды) боится”, “Как Ч. за душой тянется”, “Богатому Ч. деньги кует”, “Ему Ч. лыки дерет, а он лапти плетет”, “Кого Ч. рогами под бока не пырял” (соединение христианского с языческим элементом). Интересно и старинное насмешливое отношение к Ч., которого в сказках любой служивый умеет обходить и надувать. Ср. Сравнительное изучение религии, Фетишизм, Теротеизм, Тотемизм. Ср. Roskoff, “Geschichte des Teufels” (Лейпциг, 1869) и Афанасьев, “Поэтические воззрения славян на природу” (М., 1866-69, особенно т. III, гл. XXII). Л. Штернберг
xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Черт – Значение слова
Черт, — а, множественное число черт черти, — ей, мужской род.
1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом; теперь употребл. как бранное слово, а также в некоторых выражениях. Не так страшен черт, как его малюют (пословица). Сам черт не разберёт (ничего нельзя понять; разговорн.). Чёртом прошёлся, подскочил (лихо, молодецки; разговорн.). Всё к чёрту пошло (пропало, не удалось; разговорн.). К чёрту или ко всем чертям послать (грубо прогнать, а также обругать; разговорн.). Черт принёс кого-нибудь (выражение недовольства по поводу чьего-нибудь прихода, приезда; просторечие). Черт возьми! (восклицание, выражающее удивление, досаду или негодование; разговорн.). Черт дёрнул кого-нибудь сделать что-нибудь (сделал напрасно, не надо было этого делать; просторечие). К чёрту! К чертям! Ко всем чертям. К чертям собачьим! Какого чёрта! (выражения возмущения, брани; просторечие). Черт дери, подери или побери! (то же, что чёрт возьми; просторечие). До чёрта (очень много; просторечие Грибов там до чёрта). К чёрту на рога или на кулички и у чёрта на рогах или на куличках (переносное значение.: очень далеко; разговорн.). На кой черт или на чёрта (зачем, для чего; просторечие бранн.). Ни черта (
1) совсем ничего, нисколько; просторечие Денег ни черта или ни чёрта нет;
2) выражение отрицательного отношения, пренебрежения; просторечие Тебе влетит от отца. Ни черта!). Ни к чёрту (никуда не годится, совсем плохо; просторечие Здоровье ни к чёрту.). Чем черт не шутит (мало ли что может произойти, всё может случиться; обычно о хорошем; разговорн.). Чертям тошно (очень скучно или очень плохо; разговорн.). Черт его знает (неизвестно; не знаю, не представляю; разговорн. Черт его знает, куда деваются вещи.). Черт знает что или чёрт-те что! (восклицание, выражающее возмущение; разговорн.). Чёрт-те кто (что, какой) (неизвестно кто, что, какой; разговорн. неодобрител. и пренебрежит.). Чёрт-те где (куда, откуда, когда, зачем, почему, отчего) (неизвестно где, куда, откуда и т. д.; разговорн. неодобрител.). Черт не брат кому-нибудь (о том, кто ничего не боится; разговорн.). Черт ногу сломит где-нибудь, в чём-нибудь (
1) о чём-нибудь совершенно непонятном; разговорн.;
2) о полном беспорядке, неразберихе; разговорн.). Что за черт! (восклицание, выражающее неудовольствие или сильное удивление; разговорн.). Чёрта с два! (как бы не так, ничего подобного; просторечие). Чёрта лысого получишь! (ничего не получишь; просторечие). Черт с кем-чем-нибудь! (обычно с местоимение; выражение пренебрежения или нежелания беспокоиться по поводу чего-нибудь, иметь дело с кем-чем-нибудь; разговорн. Не хочешь разговаривать, ну и черт с тобой! Деньги пропали, да черт с ними!). Черт полосатый (добродушное выражение неодобрения, порицания; просторечие). Один черт! (всё равно, безразлично; просторечие Придёт или не придёт один черт!). Ни один черт! (никто; просторечие неодобрител. Ни один черт не помог!).
2. на что. О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-нибудь деле (просторечие). На правду черт Черт на работу. Как черт работает кто-нибудь (много, упорно; разговорн.).
уменьшительное существительное чёртик, — а, мужской род. (к 1 значен.).
прилагательное чертовский, — ая, — ое (к 1 значен.), чёртов, — а, — о (к 1 значен.) и чертячий, — ья, — ье (к 1 значен.; разговорн.). Чертовское наваждение. Чёртов сын (ругательство). Чертячья морда (также переносное значение.: хитрая, лукавая).
Примеры использования слова черт в контексте
- • «Правильный тралинг, знаешь ли, своего рода искусство». — «Э… ты сейчас о троллинге, да?» — «Да ладно?!» — «Ах, купил меня, лысый чёрт!» • «Зельда, сегодня я хочу на ужин салями, фалафель, пиццу, бекон, карри, кашу, овощи, оливки, картофель, чипсы, кукурузу, Тик-Так, пирожные, бананы, рыбу, индейку, курицу, торт и пшеничные ломтики. Так что у нас на ужин?» «Хи-хи, ничего, отец!» «Заткнись к чёрту, дура, ты хочешь сказать, что обеда не будет?!» «Да, у нас новый король. Это Гэнон!» «Ты мой пленник!» «О чёрт». • – С этого прямо и нужно было начинать, – заговорила она, – а не молоть че́рт знает что про отрезанную голову! Вы меня хотите арестовать? • Нет, че́рт возьми, ты погляди на его башмаки! • «Линк!» — «А?» — «Плыви в Гамелон». — «Что?» — «Возьми мой корабль и плыви в Гамелон». — «Зачем?» — «Затем, мой мальчик, что тобой можно пожертвовать». — «Нет уж! Пошло оно всё». — «Плыви в Гамелон, хорошо?» — «Нет!» — «Чёрт». — «Па…» — «Зельда, плыви в Гамелон ты». — «…Ладно».
znachenie-slova.com
Толковый словарь Ожегова – значение слова ЧЁРТ
ЧЁРТ, -а, мн. черти, -ей, м. 1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом; теперь употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Не так страшен ч., как его малюют (посл.). Сам ч. не разберет (ничего нельзя понять; разг). Чертом прошелся, подскочил (лихо, молодецки; разг.). Все к черту пошло (пропало, не удалось; разг.). л черту или ко всем чертям послать (грубо прогнать, а также обругать; разг.). Ч. принес кого-н. (выражение недовольства по поводу чье-го-н. прихода, приезда; прост.). Ч. возьми! (восклицание, выражающее удивление, досаду или негодование; разг.). Ч. дернул кого-н. сделать что-н. (сделал напрасно, не надо было этого делать; прост.). К черту! К чертям! Ко всем чертям. К чертям собачьим! Какого черта! (выражения возмущения, брани; прост.). Ч. дери, подери или побери! (то же, что черт возьми; прост.). До черта (очень много; прост. Грибов там до черта). К черту на рога или на кулички и у черта на рогах или на куличках (перен.: очень далеко; разг.). На кой ч. или на черта (зачем, для чего; прост, бран.). Ни черта (1) совсем ничего, нисколько; прост. Денег ни черта или ни черта нет; 2) выражение отрицательного отношения, пренебрежения; прост. Тебе влетит от отца- – Ни черта.). Ни к черту (никуда не годится, совсем плохо; прост. Здоровье ни к черту.). Чем ч. не шутит (мало ли что может произойти, все может случиться; обычно о хорошем, разг.). Чертям тошно (очень скучно или очень плохо; разг.). Ч. его знает (неизвестно; не знаю, не представляю; разг. Ч. его знает, куда деваются вещи.), Ч. знает что или черт-те что! (восклицание, выражающее возмущение; разг.). Черт-те кто (что, какой) (неизвестно кто, что, какой; разг. неодобр.и пренебр.). Черт-те где (куда, откуда, когда, зачем, почему, отчего) (неизвестно где, куда, откуда и т. д.; разг. неодобр.). Ч. не брат кому-н. (о том, кто ничего не боится; разг.). Ч. ногу сломит где-н., в чвм-н. ( 1) о чем-н. совершенно непонятном; разг.; 2) о полном беспорядке, неразберихе; разг.). Что за ч.! (восклицание, выражающее неудовольствие или сильное удивление; разг.). Черта с два! (как бы не так, ничего подобного; прост.). Черта лысого получишь! (ничего не получишь; прост.). Ч. с кем-чем-н.! (обычно с мест.; выражение пренебрежения или нежелания беспокоиться по поводу чего-н., иметь дело с кем-чем-н.; раэг. Не хочешь разговаривать, ну и ч. с тобой! Деньги пропали, да ч. с ними!). Ч. полосатый (добродушное выражение неодобрения, порицания; прост.). Один ч.! (все равно, безразлично; прост. Придет или не придет – один ч.!). Ни один ч.! (никто; прост, неодобр. Ни один ч. не помог!). 2. на что. О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-н. деле (прост.). На правду ч. Ч. на работу. Как ч. работает кто-н. (много, упорно; разг.). || уменьш. чертик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. чертовский, -ая, -ое (к 1 знач.), чертов, -а, -о (к 1 знач.) и чертячий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.). Чертовское наваждение. Чертов сын (ругательство). Чертячья морда (также перен.: хитрая, лукавая).
Смотреть значение ЧЁРТ в других словарях
Черт — дьявол
сатана
демон
бес
чертяка
враг
лукавый
окаянный
нечистый
нечистый дух
нечистая сила
Словарь синонимов
Черт — м. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик,……..
Толковый словарь Даля
На Кой Чёрт Нареч. Разг.-сниж. — 1. Зачем, для чего. 2. Незачем, не для чего.
Толковый словарь Ефремовой
Чёрт* М. — 1. Сверхъестественное существо, олицетворяющее собою злой дух, злое начало мира; Дьявол, Сатана (обычно в образе человека, но с рогами, хвостом и копытами).
Толковый словарь Ефремовой
Черт — -а; мн. че́рти, -е́й; м.
1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало, в образе человека, но с рогами, копытами и хвостом;……..
Толковый словарь Кузнецова
Черт — , хрупкая, содержащая примеси разновидность кремня. Он представляет собою криптокристаллическую производную КРЕМНИЯ, окраска его может быть белой, желтой, серой либо……..
Научно-технический энциклопедический словарь
Черт — слуга дьявола.
Большой энциклопедический словарь
Долгоруков Григорий Иванович (черт) — Долгоруков Григорий Иванович (Черт) – см. в статье Долгоруковы .
Исторический словарь
Черт — – тоже, что дьявол, сатана, Мефистофель, нечистый.
Исторический словарь
Чёрт — (рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., сло-вац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. дохристианского……..
Энциклопедия мифологии
Модель Черт — Класс моделей человеческой памяти, основывающихся на допущении, что информация хранится в форме набора отличительных (семантических) черт, которые однозначно идентифицируют……..
Психологическая энциклопедия
Наследуемость Черт Личности — (heritability of personality) Н. ч. л. яв-ся одной из старейших тем совр. психологии, вызывающих самые горячие споры. История этих дискуссий насчитывает несколько тысячелетий, начиная……..
Психологическая энциклопедия
Обусловленная Модель Влияния Черт Личности — (Conditional model). Выдвинутая Мишелом точка зрения, предполагающая, что поведение определяется не глобальными чертами личности, а тем, как человек воспринимает себя в конкретной ситуации.
Психологическая энциклопедия
Опросник Черт Личности — – измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков. Один из самых известных – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается……..
Психологическая энциклопедия
Организация Черт — Свободный термин, обычно используемый для обозначения некоторого гипотетического набора взаимосвязей между различными чертами личности индивида.
Психологическая энциклопедия
Психология Черт — (trait psychology) П. ч. представляет собой подход к теории и измерению личности, опирающийся на понятие черты как фундаментальной единицы анализа. Вообще говоря, черты определяют……..
Психологическая энциклопедия
Теория Общих Черт Самоубийств — (Е. Schneidman, 1985) – определенные особенности, характеристики, описывающие общие черты, свойственные всем формам проявления суицидального по ведения и методам реализации……..
Психологическая энциклопедия
Теория Черт — – подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях
Психологическая энциклопедия
Теория Черт Личности — (Trait theory). Теоретическая концепция личности, постулирующая существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение. Черты……..
Психологическая энциклопедия
Теория Черт Личностных — (теория черт личности) – теория личности, основанная на научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие……..
Психологическая энциклопедия
Центральная Теория Черт — С точки зрения Соломона Эша, определенные характеристики личности (или черты), которые проявляют индивиды, во многом зависят от того, как мы рассматриваем этого человека………
Психологическая энциклопедия
Черт, Детектор — Общий термин, используемый для обозначения любого встроенного перцептивного механизма, который, как предполагается, предназначен для обнаружения отдельных отличительных……..
Психологическая энциклопедия
Черт, Профиль — См. профиля, анализ.
Психологическая энциклопедия
Диавол, Дьявол (греч.-клеветник), Сатана (др.-евр.-“противодействующий”), Бес, Нечистый, Черт — разные наименования злого духа, который воспринимается верующими как источник греха, владыка ада, князь тьмы, отец лжи. По иудео-христианскому учению, дьявол – антагонист……..
Философский словарь
Теории Личностных Черт — согласно данным теориям, индивид должен обладать определенными характеристиками, чтобы стать лидером.
Социологический словарь
Теория Характерных Черт — (trait theory) – форма теории личности, рассматривающая индивидуальные различия с точки зрения ряда относительно постоянных независимых черт. Черта есть биполярная конструкция……..
Социологический словарь
Теория Центральных Черт Личности — теория, согласно которой центральные черты личности — это такие характеристики человека, которые способны полностью предопределить впечатление о нем.
Социологический словарь
Чёрт — – то же, что Сатана.
Философский словарь
Посмотреть еще слова :
Перевести ЧЁРТ на язык :
slovariki.org
Значение слова «чёрт»
Чёрт
До чёрта (разг. фам.) – до крайней степени.
► Устал до чёрта.
► Здесь каждый друг с другом спорит до чёрта. Маяковский.
К черту (к чертям) или ко всем чертям
1) (послать, бросить, пойти и т. п.; разг. фам.) о полном уничтожении, распаде, расстройстве; прахом, долой.
► Всё дело пошло к чёрту. А. Пушкин.
► –Нужная вещь – хорошо, годится. Ненужная – к черту! Маяковский.
► Брось ты к чертям эту глупую привычку.
2) в знач. усилительной частицы в восклицат. предложениях усиливает иронический или риторический оттенок вопросит, местоим. и наречий, к к-рым относится (разг. фам.).
► Какой к чёрту он инженер или какой он к чертям инженер!
► Где мне к чёрту с тобой возиться!
► Какая тут к чёрту цивилизация, ежели человеку во время остановки поезда даже кружки пива, выпить нельзя. Лейкин.
К чёрту на рога (разг. фам., вульг.) – об очень отдаленных местах.
► Послали к чёрту на рога.
На кой чёрт (разг. фам., вульг.) – зачем, для чего, незачем, не для чего.
► Да и на кой чёрт мне туда таскаться. Тургенев.
Ни к чёрту не (разг. фам., вульг.) – совершенно, совсем не.
► Только надо иначе повести дело, прибавил он; прежняя метода ни к чёрту не годится. Гончаров.
Ни черта (разг. фам. вульг.)
1) совсем ничего.
► Ни черта не понимаю. Ни черта не видно;
2) всё равно, ничего, не существенно, пускай.
► Ни черта, как-н. обойдемся, не обращай внимания!
Чем чёрт не шутит (разг. фам.) – мало ли чего не бывает, мало ли что может случиться.
► Он еще, чем чёрт не шутит, и первым прибежит!
► Погуляю по благословенному прибрежью, в рулетку, чем чёрт не шутит, выиграю тысяч этак тридцать франков… Боборыкин.
Чертям тошно (разг. фам.) – поговорка о чем- н. очень сильном, чрезмерном, выходящем из рамок обычного.
► Накурили так, что чертям тошно.
Чёрт возьми (дери, побери, подери) кого-что или без доп. (разг. фам.) – употребляется в знач. вводного слова или междометия, выражающего удивление, восхищение или же возмущение, негодование.
► А ведь хлопотливая, чёрт возьми, вещь – женитьба! Гоголь.
► Галантерейное, чёрт возьми, обращение! Гоголь.
► С утра, чёрт возьми, наклюкался. Куприн.
► Нет, чёрт побери, это не так легко, как говорят. Гоголь.
► Ловко, чёрт подери, играет!
► Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Гоголь.
Чёрт дергает (дёрнул) или несёт (понёс) кого-что с инф. (разг. фам., вульг.) – выражение неудовольствия по поводу чьего- н. поступка, в знач.: зачем нужно делать, лучше бы не делал и т. п.
► Чёрт меня дернул… съездить к этому помещику. Тургенев.
► Чёрт его несет судить о свете: попробуй он судить о сапогах! А. Пушкин.
Чёрт занёс (или принёс) (разг. фам.) – о нежеланном, нежданном госте, посетителе.
► Что ты ночью бродишь. Каин? чёрт занес тебя сюда. А. Пушкин.
Чёрт знает что (такое) (разг. фам.) – выражение возмущения чем- н., недоумения по поводу чего-н.
► Ведь это глупости! ведь это чёрт знает что такое! Сухово- Кобылин.
► На торги хошь не являйся: сбивают цены пуще чёрт знает чего. А. Островский.
Черт его (ее и т. п.) знает (разг. фам., вульг.) – .отрицательный ответ на вопрос, в : я не знаю.
► –Где моя книга? – А чёрт ее знает!
Чёрт ли в ком-чем (разг. фам.) – выражение сомнения в достоинстве, важности, нужности кого- чего-н.
► –Я думаю, что это письмо длинное. а и чёрт ли в нем: дрянь этакую читать. Гоголь.
► Он богат, чёрт ли ему в деньгах. А. Пушкин.
(Сам) черт не брат кому (разг. фам.) – о ком- н., держащемся вполне независимо.
► Особенно один из них (воробьев) так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Тургенев.
Чёрта с два или чёрта в стуле (разг. вульг.) – как бы не так.
► –У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? – а, чёрта с два! – отвечал Томский. А. Пушкин.
► Да, чёрта с два! как бы не так, куда приятно и забавно! Вяземский.
Чёрт с кем-чем (разг. фам., вульг.) – выражение желания отделаться, отвязаться от кого- чего-н., не обращать более внимания на кого- что-н., в знач.: нет дела до кого- чего-н., пусть кто- что-н. пропадет, отстанет и т. п.
► Чёрт с ними, с деньгами – есть о чем жалеть!
Что за чёрт (разг. фам.) – выражение недоумения, неудовольствия.
► –Что за черт! Не везут! Ведь этак, пожалуй, пехтурой придется идти. Лейкин.
До чёртиков (напиться, надрызгаться и т. п.; простореч.)
1) до крайней степени, в высшей степени (интересно, жаль и т. п.).
► В Ялте тепло, но скучно адски, скучно до чёртиков. Чехов.
2) до крайней степени опьянения, до галлюцинаций (так, что в глазах мелькают чертики).
► Петр Ильич; допившийся до чёртиков, с ножом в руке бежит на Москву-реку, ничего не видя и не понимая. Добролюбов.
how-to-all.com
Слово ЧЕРТ – Что такое ЧЕРТ?
Слово черт английскими буквами(транслитом) – chert
Слово черт состоит из 4 букв: е р т ч
Значения слова черт. Что такое черт?
Черт
Черт (гр. – враг) – иначе дьявол, сатана. В русской культуре это мифический персонаж, персонифицирующий зло. Сложился он задолго до христианства. С ним связывалось представление о всякой нечисти: черт может быть оборотнем, покрываться густой шерстью…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – 2000
ЧЕРТ-ТЕ ЧТО!
«ЧЕРТ-ТЕ ЧТО!» (Something Wild) США, 1986, 113 мин. Триллер, комедия. Джонатан Демми принадлежит к числу оригинальных, своеобразных американских режиссеров…
Энциклопедия кино. – 2010
Морской черт
Морской черт (Lophius piscatorius L.) — рыба из сем. Pediculati отряда колючеперых костистых рыб (Acanthopteri). Отличительный признак рыб этого семейства: основные части грудных плавников вытянуты так, что плавники и по виду…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907
Морской черт (Lophius piscatorius), крупная (до 1,5 метр.) хищная рыба из семейства плавне-руковых характерен для М. черта мясистый двулопастный придаток на верхушке первой иглы спинного плавника, служащий для приманивания мелких рыбок.
Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909
Морские черти
МОРСКИЕ ЧЕРТИ (Lophiidae), семейство рыб отряда удилыцикообразных. Дл. до 1,5 м, масса до 20 кг и более. Туловище и голова уплощенные. Рот большой, зубы сильные. Колючий спинной плавник из 6 лучей (передние 3 на голо- ве).
Биологический словарь
МОРСКИЕ ЧЕРТИ (удильщики), семейство рыб отр. удилыцикообразных. Дл. до 1,5 м, масса до 20 кг. 4 рода, ок. 20 видов, в Атлантич., Тихом и Индийском океанах; 1 вид в Чёрном и Баренцевом морях.
Словарь естествознания
Морские черти (Lophiidae), семейство рыб отряда удильщикообразных, или ногопёрых. 4 рода, обитают в прибрежных тропических и умеренно-тёплых водах Мирового океана.
БСЭ. — 1969—1978
Теории личностных черт
Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях.
Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. – 2007
Порядок написания черт в иероглифах
Порядок написания черт (кит. трад. 筆順, упр. 笔顺, палл.: бишунь; яп. 筆順 хицудзюн либо 書き順 каки-дзюн; кор. 필순 筆順 пхильсун либо 획순 畫順 хоексун) регламентирует последовательность, в которой записываются черты китайского иероглифа.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Чёрт/.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова черт
Ранее уже проводились исследования связи черт характера и склонности к ожирению.
В моем случае это началось с выстраданного вопля: “Черт возьми, мы опаздываем на гонку!”.
И, чем черт не шутит, начнется оно с уверенной игры против одного из лидеров чемпионата?
У Близнецов в голове черт сломит не только ногу, но и увязнет вместе с хвостом и когтями.
Ответить на эти вопросы попытался FootballTop.ru, выделив десятку характерных черт первенства.
На кой черт им, то есть гостям, эту структуру видеть, Анатолий Тиль не уточняет.
- чертяка
- чертят
- чертящий
- черт
- черусти
- черчение
- черченый
wordhelp.ru