Разное

Черт значение – Значение слова ЧЁРТ. Что такое ЧЁРТ?

Значение слова ЧЁРТ. Что такое ЧЁРТ?

ЧЁРТ, -а, мн. че́рти, –е́й, м.

1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало; дьявол, бес. Только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он — черт. Гоголь, Ночь перед рождеством.

2. Прост. Употребляется как бранное слово. Аксютка переменил тон. Он стал ругаться: — Цепка, черт, дай же хлеба! Помяловский, Очерки бурсы. Она вскипела, назвала его [станового] дураком и старым чертом и так толкнула в грудь, что он упал. Л. Толстой, Воскресение.

3. в знач. нареч. чёртом. Прост. Лихо, молодцевато. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которой отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом. Гоголь, Тарас Бульба. Расставив в красных лампасах ноги, чертом сидел молодой казак.

А. Н. Толстой, По Волыни.

До черта ( прост.) — 1) до крайней степени, очень сильно. Устал до черта. До черта надоело; 2) очень много. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет. Есенин, Анна Снегина.
Ни черта́ ( прост.) — совсем, совершенно ничего.
Ни к черту ( не годится) — совсем, совершенно, полностью.
(Для) какого черта; за каким (коим) чертом; на кой черт; на черта ( прост. бран.) — зачем, для чего, к чему.
Кой черт см. кой.
Куда к черту; какой к черту — употребляется для усиления иронической или риторической интонации вопросительных местоимений и наречий, к которым относится.
Ну, скажи, какой я к черту странник.
Садофьев, В поисках пути.
Ну тебя (вас, его и т. д. ) к черту (или ко всем чертям) — употребляется как пожелание избавиться, отделаться от кого-л. надоевшего, неприятного.
Черт (тебя, его, их и т. д. ) возьми (или дери, побери, подери и т. п. )! — восклицание, выражающее удивление, восхищение или возмущение, негодование.
Черт дернул за язык кого см. дернуть.
Черт знает кто (или что, какой, куда и т. п.) ( прост.) — 1) неизвестно кто (что, какой, куда и т. п.). Черт знает на что расходовался ум воспитанника!
Помяловский, Очерки бурсы. Всем уже стало ясно, что заехали мы черт знает куда. Вересаев, На японской войне; 2) о ком-, чем-л. очень плохом, дурном. Матвей Матвеевич спросил Леонида, далеко ли он едет. — В Малмыж, — отвечал тот хмуро. — Черт знает какое сообщение — на лошадях! Телешов, На тройках.
(Куда, откуда) черт принес (или занес и т. п.) кого ( прост.) — говорится о том, кто пришел не вовремя, некстати.
Черт ли в ком-чем ( прост.) — выражение сомнения в важности и нужности кого-, чего-л.
Черт с ним (тобой, ними и т. д.) — пусть будет так, ладно, можно оставить без внимания.
Черт-те что (или где и т. п.) — неизвестно что (где и т. п.). [Василий] глядел жене на лоб —, на темно-синие глаза, блуждающие черт-те где.
А. Н. Толстой, Петр Первый.
Черта лысого см. лысый.
Черта с два! ( прост.) — ничего подобного, ничуть не бывало. Думаешь, читала она? Черта с два! Шолохов, Они сражались за Родину.
Чертям (черту) тошно ( прост.) — о чем-л. выходящем за рамки обычного, о чрезмерном по своему проявлению.
К черту (чертям) на рога (или на кулички) и у черта на рогах (или на куличках) ( прост.) — об очень отдаленных и глухих местах.
Иди (или пошел, ступай и т. п. ) к черту (или ко всем чертям) (
прост.
) — пожелание уйти прочь тому, кто надоел, от кого хотят избавиться.
Пойти (или полететь) к черту (или ко всем чертям) — полностью разрушиться, расстроиться, потерпеть неудачу, провал. Уже с неделю несло вьюгой, и на железных дорогах все спуталось, все расписания пошли к черту, на узловых станциях было полным-полно. Бунин, Ида.
Послать к черту (или ко всем чертям) — 1) прогнать кого-л., упоминая при этом черта; 2) решительно отвергнуть чьи-л. притязания, просьбы и т. п.
Ни один черт ( прост.) — никто. — Уже лет пять по этой дороге ни один черт не ездил. Вересаев, Товарищи.
Один черт ( прост.) — одно и то же, все равно, одинаково.
Одному черту известно
— неизвестно никому.
(Сам) черт не брат кому см. брат.
Сам черт не поймет (или не разберет и т. п.) ( прост.) — никто не поймет. Обе соломенные вдовы. Мужья в отлучке, а где — сам черт не разберет. Ляшко, Доменная печь.
(Сам) черт ногу сломит см. сломить.
Чем черт не шутит! см. шутить.
Что за черт! — выражение недоумения, неудовольствия и т. п.
Бежать как черт от ладана от кого-чего; бояться как черт ладана кого-чего см. ладан.
Не было печали, (так) черти накачали
см. накачать.
Не так страшен черт, как его малюют см. малевать.

kartaslov.ru

Значение слова ЧЕРТА. Что такое ЧЕРТА?

ЧЕРТА́, -ы́, ж.

1. Узкая полоса, проведенная на какой-л. поверхности; линия. Тонкая черта. Волнистая черта.Базаров провел носком сапога черту по земле. Тургенев, Отцы и дети. Жирной красной чертой на карте обведены овальные границы Стожаровской волости. К. Горбунов, Ледолом.

2. Граница, линия (существующая или воображаемая), отделяющая что-л. или разделяющая что-л.; рубеж, предел. Черта подъема уровня воды.Во время минутного переезда через черту, отделяющую Россию от Германии, мы все как будто остепенились.

Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи. Справа от лодки, из-за черты, отделявшей на горизонте море от неба, вдруг высунулся — кроваво-красный лоб солнца. Никандров, Красная рыба. || Пространство, заключенное в каких-л. границах. Черта оседлости (территория, вне которой в дореволюционное время не имели права жить евреи). В черте расположения войск.Мы счастливы тем, что скоро вырвались из-за черты урагана. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Ямщик тронул лошадей, и мы въехали в черту уездного города Ровно. Короленко, История моего современника. || перен. То, что отделяет одно от другого, грань. Какая-то страшная сила выталкивала его [Маркушку] за черту органического существования, в темное безграничное пространство, ужасавшее его своим бессознательным существованием. Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. В своей боевой жизни он [Левинсон] различал два периода, не разделенных резкой чертой, но отличных для него по тем ощущениям, которые он сам в них испытывал.
Фадеев, Разгром.

3. обычно мн. ч. (черты́, черт). Линии, создающие в совокупности облик, очертания лица (обычно в сочетании: черты лица). Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Пушкин, Капитанская дочка. Он опять узнал черты, когда-то столь дорогие, и те глубокие глаза с их необычайными ресницами, и родинку на щеке. Тургенев, Дым.

4. чего или какая. Признак, особенность, какое-л. качество. Черты характера. Черты нового человека.Отличительной чертой здешних рек будет низкая температура воды, поэтому переходить вброд надо одетым. Арсеньев, Дерсу Узала. || Подробность, деталь. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка. И. Гончаров, Обломов. Я смотрел на него и разбирал его голову по деталям, исследовал малейшие черты, до сих пор ускользавшие от меня. Гаршин, Надежда Николаевна.

В общих (или главных, основных) чертах 670 — без подробностей.
До последней черты — до конца, до крайней степени чего-л.
Подвести черту см. подвести.

kartaslov.ru

Черт что это? Значение слова Черт

Значение слова Черт по Ожегову:

Черт — Злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом


Черт О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-нибудь деле

Черт в Энциклопедическом словаре:

Черт — слуга дьявола.

Значение слова Черт по словарю синонимов:

Черт — дьявол
сатана
демон
бес
чертяка
враг
лукавый
окаянный
нечистый
нечистый дух
нечистая сила

Значение слова Черт по словарю Даля:

Черт
м. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик, см. бес. произносят чорт, см. также чертить. В брани: черт его возьми, черт

Значение слова Черт по словарю Брокгауза и Ефрона:

Черт (чорт, от черный) — термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого (“нечистая сила”). В обоих этих значениях, генетически связанных между собой и переживших целую эволюцию, фигура и идея Ч. проходит через историю всех религий, начиная с самых первобытных. Начало этой идеи кроется в самых ранних стадиях человеческого мышления. Еще задолго до возникновения каких бы то ни было религиозных идей, в уме первобытного человека, под влиянием опыта, сложилось представление о двух категориях явлений и деятелей окружающей его среды: одних — благоприятных и полезных для него, других — вредных, страшных, гибельных. С возникновением анимизма, одухотворявшего явления и объекты неодушевленной природы и наделявшего их психикой и волей человека, указанные две категории явлений и живых деятелей природы обращаются в категории высших существ, с одной стороны — добрых, т. е. сознательно благодетельствующих человеку, а с другой — злых, т. е. сознательно ему вредящих и несущих гибель. В природе, действительно, немало явлений, заставляющих первобытного человека, не поднявшегося до понимания ее законов, видеть во всех явлениях, близко его затрагивающих, результат целесообразной воли разумных существ, вызывающих эти явления. Рыбы, являющиеся в определенные сезоны, без чего на севере человек не мог бы существовать, гигантские плодовые деревья тропических стран, дающие человеку пищу и кров, бушующее море, выбрасывающее на берег съедобные водоросли, моллюсков и даже огромных животных, и масса тому подобных явлений вызывают представление о добрых божествах, сознательно благодетельствующих ему. С другой стороны, первобытный человек не может себе представить, например, чтобы близкий ему человек, которого он только что видел здоровым и бодрым, вдруг стал корчиться от боли или пал бездыханным трупом, без того, чтобы тут в дело не вмешалось могучее злое существо, сознательно злоумышляющее против него. Точно так же должны ему рисоваться грозные явления природы — грозы, бури, наводнения, землетрясения — действиями страшных божеств, злоумышляющих либо против него, либо против равных им существ, вступивших с ними в борьбу. Всякие неприятности и бедствия, возможные в житейском обиходе, даже случайная потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усушка масла в сосуде, порча провизии в амбаре и т. п. мелочи — все это дело духов, которые кишмя кишат вокруг человека, принимая тысячи образов, начиная с мелкой мухи, ящерицы, жабы и кончая крупными зверями вроде медведей, тигров, крокодилов и т. д. Первобытные представления не знают, однако, единого общего представителя зла позднейших религий. да и в этих последних единый представитель зла — например Ариман Заратустры — только хозяин, начальник целого сонма злых духов. Злые существа, главным образом животные, чаще всего живут целыми родами, породами, как люди, и хотя каждый род имеет своих хозяев (см. Хозяин), но последние вовсе не управляют злыми делами своих сородичей. Очень часто творцами зла в первобытных религиях, как и в позднейших, являются своего рода падшие ангелы, отвергнутые своими “хозяевами” и действующие вопреки их воле. Так у северных народов медведи считаются добрыми божествами, и если случайно медведь задерет человека, то это медведь сумасшедший, изверг, отверженец, покинутый на произвол судьбы своими хозяевами. Еще в одном отношении первобытные религии предупредили позднейшие: многие губительные для жизни явления они рассматривают как знаки мудрого благожелательства богов. Так, например, смерть от утопления, от нападения диких зверей считается у многих первобытных племен результатом желания тех или других богов (водяных, лесных) приобщить к своему роду тех или других индивидов, как специальных избранников. В кознях злых существ нет ничего фатального, предопределенного, но все бедствия, сопутствующие жизни, всецело дело их рук: люди никогда не умирали бы, если бы не козни этих существ, которые то забираются в тело человека, медленно поедая его, то внезапно уносят его душу или одним ударом уничтожают его тело. Позднейшее представление о том, что смерть внесена в этот мир особым духом зла, ведет, таким образом, свое начало от самых первобытных религиозных представлений. Там же коренится идея борьбы со злыми духами, целиком перешедшая и в мировые религии. До недавнего времени думали, что первобытные племена относятся совершенно равнодушно к своим добрым богам, между тем как именно злым они действительно поклоняются и приносят жертвы. В действительности это не так. Поклонение и жертвы воздаются обыкновенно только добрым божествам. со злыми ведется борьба, приемы которой сложились в грандиозную систему шаманства (см. Шаманы). Рыцари этой борьбы — избранники-шаманы, любимцы благодетельных божеств, с помощью которых изгоняются духи болезни из тела больного, отыскиваются унесенные души и вообще предотвращаются все козни злых духов. Поле деятельности злых духов не ограничивается только человеком: сами боги, благодетельные для человека, несвободны от посягательств злых божеств. и им приходится защищаться против них всякими средствами. Амурские инородцы часто изображают своих величайших богов (хозяев тигра и медведя) с амулетами на груди, которые их должны защищать от злых духов. Чаще всего между ними происходит открытая борьба, иногда бесконечная. Этой борьбой наполнена история всех религий. Герои ее — везде одни и те же грандиозные или грозные явления природы, олицетворенные в образы животных и человекоподобных существ: Вишна и Шива, Ормузд и Ариман, Осирис и Сет, Зевс и Тифон, Юпитер и Сатурн, Тор и Локи, Белбог и Чернобог, многочисленные аналогичные божества первобытных народов — почти тождественные представители благодетельных и губительных начал света и тьмы, дождя и засухи, жизни и смерти и т. п. За ними стояли целые сонмы меньших богов и демонов, боровшихся между собой. Тождественны также у самых различных народов часто даже образы животных, в которые облекаются представители злых существ. Достаточно упомянуть универсальный образ змея и дракона, ведущий свое начало от сходства молнии со змеем: он встречается у самых отдаленных друг от друга народов, как североамериканские индейцы (змей, поедающий яйца гигантской благодетельной птицы), египтяне (Сет, в виде змея Апопа, собирающийся проглотить солнце), греки (Аполлон, начинающий свою карьеру борьбой с драконом) и т. д. Таким образом, зрелище объективной борьбы стихий и животного мира и субъективное ощущение благодетельности и губительности тех или других явлений природы, в связи с общим анимистическим мировоззрением, послужили тем фундаментом, на котором постепенно выросло дуалистическое мировоззрение о борьбе двух противоположных начал. Дуализм этот, результат долгой эволюции, в начале не имел никакого отношения к этическим категориям добра и зла, ограничиваясь сферами полезного и вредного для человека, светлого и мрачного, веселого и страшного, открытого и обманчивого в деятелях природы. Мало того: чертами дуализма отличаются даже сами представители того и другого начала. Достаточно немногих примеров из греческой мифологии. Отец богов, благодетельный Зевс, источник тепла и влаги — в то же время гневный громовержец. Лучезарный Аполлон, победитель тьмы — в то же время истребитель, насылающий эпидемии и внезапную смерть. Богиня чистого ясного неба, всеобщая оплодотворительница Афина — в то же время кровожадная богиня войны. И наоборот, Гефест, типично-демоническое существо, является насадителем культуры среди людей. То же мы видим во всех мифологиях европейских народов, в том числе и славянских, у которых, несмотря на наличность дуализма в лице Бело— и Чернобога, Перун — такая же двойственная фигура, как и греческий Зевс. Только постепенно дуалистические представления приобретают этический характер, и сферы деятельности обоих элементов начинают строго разграничиваться. Свое высшее выражение чистый дуализм нашел в религии Зороастра, оказавшей такое огромное влияние на все мировые религии. Здесь мы уже видим и полное разграничение сфер деятельности, и яркую этическую окраску. “В начале была пара близнецов, два духа, каждый с особым родом деятельности. Это добро и зло в мыслях, словах и делах. И в этом учении, однако, немало следов более грубых материальных представлений, и первоначальной двойственности самого родоначальника добра Ормузда, о котором в одном месте Зенд-Авесты читаем, что как добрый, так и злой дух созданы Ормуздом. О дуализме в великих монотеистических религиях см. Сатана, Дьявол, Манихейство, Гностицизм. С введением христианства в Европе к старым “черным” богам язычества присоединились и все добрые боги старых мифологий, перечисленные в слуги дьявола, под знаменем которого объединилось все то, что упорно продолжало жить в двоеверии масс от старого языческого быта. С течением времени образовался настоящий тайный культ дьявола, немало обязанный препирательствам теологов и глубокому невежеству средневековья. Споры с гностическими сектами о роли дьявола, обилие сект, взаимно обвинявших друг друга в служении нечистой силе, злоупотребление экзорцизмом со стороны невежественного духовенства, появление дьявола на церковной сцене, где он вместе со своим защитником (advocatus diaboli) вел процесс с Триединым, всеобщая вера в чародейство и магию, нелепая легенда о возможности не только насильственного подчинения дьяволу в виде одержимости, но и свободного договора с ним, жестокие преследования за мнимое общение с дьяволом, наконец, тайное исполнение деревенским населением языческих обрядов, исполнение, которое, вследствие своей таинственности и странного смешения языческих и христианских элементов, выросло в чудовищные сказки о шабашах ведьм, — все это сделало Ч. конкретным, вездесущим и всемогущим героем средневековья. Сами теологи формально облекли его телесностью и наделили всеми атрибутами старого язычества. В XIII в. Ч., как громовик в германской и славянской мифологии, является среди вихря и бурелома, прокладывая себе путь через чащу, принимая вид лошади, собаки, кошки, медведя, обезьяны, жабы, вороны, филина, быка, летающего дракона, бестелесной тени. Он охотно является и в образе человека, то в пышном воинском одеянии, соблазняя женщин, то с лицом мавра в темной одежде, то в виде женщины и т. д. Особенность его телесности — отсутствие задней части тела. Христианские черты в этом изображении: нетвердое знание молитв и символов веры, грубость голоса вследствие вечного горения, боязнь креста, святой воды, молитвы, освященного воска и т. п. Что касается его деятельности, то она носит черты грубого смешения языческих с христианскими представлениями: он — творец всякого физического и морального зла, но он не гнушается и более мелкой деятельностью. он — и вор, и лекарь, изготовляет любовные напитки, насылает дурную погоду, соблазняет женщин и мужчин, принимая соблазнительные образы, готов служить всем и каждому за простое поклонение, унижается до ролишута и т. д. Его боялись все, заискивали в нем люди всех положений и профессий, начиная с папы, епископов, монахов, королей и кончая невежественными крестьянами. В течение целого ряда веков усиленно работали юристы и палачи, борясь с Ч. и предавшимися емупосредством пыток и костров. Даже реформация не могла остановить этой эпидемии. Достаточно вспомнить вождя реформации, Лютера, бросавшего в Ч. чернильницей и верившего в козни ведьм и в договоры с дьяволом. С ростом гуманизма и рационализма образ Ч. начинает бледнеть. образованные классы перестают верить в его существование. Только в народных массах продолжает жить вера в козни Ч. и всяких его разновидностей — водяных, леших, эльфов, гномов, русалок, — но и она в значительной степени потеряла свою реальность, изредка только оживая с особой силой в исключительные моменты народных бедствий — холеры, чумы, голода и т. д. Любопытна юмористическая черточка в отношении к Ч., которого часто именуется “глупым”, “придурковатым” (Dummer Teufel), легко одурачиваемыми и обманываемым. Это не результат скептицизма, а пережиток старого языческого отношения к злым духам, которые вовсе не предполагались непременно одаренными высшими умственными способностями и с которыми можно было бороться хитростью и обманом. В представлениях нашего народа о Ч. живо сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими представлениями о дьяволе. В представлениях о Ч., как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете “хромой” узнаем греческого бога подземного огня, ковача молний, хромого кузнеца, повредившего себе ногу при низвержении его с Олимпа Зевсом — Гефеста, и тождественного с ним германского Локи. Подобно последнему, и у нас Ч. рисуется, кроме того, лгуном, шутником и насмешником. Точно так же живо сохранились черты старых богов грома, туч, грозы (Зевс, Тор, Перун). Teufelskind и Donnerkind (дитя Ч. и дитя грома) — синонимы. Эпитет Ч. лукавый (буквально — изогнутый) происходит от слова лук, которым Перун бросает свои стрелы (Афанасьев). Вихри, бури и грозы — пляски и свадебные празднества Ч. “Коли дождь иде крозь солнце, то Ч. дочку замуж виддае” (малороссийская пословица). Вихрь на Украине называется “чертово веселье”. в Великороссии думают, что во время вихря Ч. с ведьмой венчается. В более старых поверьях во время грозы молниеносные духи вступали в брак с облачными женами. в грозах видели свадебные торжества и непристойные игры ведьмы с дьяволом. Связывание Ч. с образом козла (на шабашах ведьм Ч. является в виде козла) живо напоминает любимых животных Тора, которыми он утолял свой голод и из костей которых их снова воскрешал. Черти принимают вид и других животных старого животного культа — волков, псов, воронов, змей и т. д. Ч. одинаково легко превращается в великана и в карлика, пролезает в замочную скважинуили пустой орех. Часто он является мельником, мелет скоро и бесплатно, но подмешивая к муке песок. еще чаще — кузнецом, превращающим на горне старух в красавиц, калек и уродов в стройных и здоровых красавцев. Ему же приписывают поднятие гор, бросание скали камней, хранение золота и оберегание кладов. Черти захватывают маленьких детей и уносят в дебри или подземные пещеры, взрослых девиц похищают себе в жены. В связи со старыми представлениями, что болезни и смерть причиняются злыми духами, не только смерть и болезни часто отождествляются с Ч., но каждая болезнь в отдельности называется синонимом Ч.: ср. стрел — Ч. и стрелы — ревматизм, чёморь-Ч. и чемер — боль в пояснице, чемерь — головокружение, черная смерть — мор и черный — эпитет Ч. (черный шут). Холера, оспа, чума часто рисуются в образе женщин или животных. Оспа ходит с клювом и пятнает человека щедринками (Великороссия). К болезни обращаются: “прости меня, оспица, прости, Афанасьевна (Вологодская губерния). Грыжа — от грызть (злой дух грызет больного — чисто анимистическое представление). К старым языческим представлениям о Ч. присоединились и христианские, иногда странно перемешанные. Так, в Михайлов день кузнецы, оканчивая работу, ударяют трижды по наковальне молотом, чтобы закрепить наложенные на дьявола оковы (Ч. — языческий кузнец и Ч. — дьявол, связанный в преисподней). Христианские представления создали синоним Ч. “нечистая сила” и придали ему характер искусителя, соблазнителя, совратителя душ, сеятеля зла, но пасующего перед священными обрядами и знаками. Вот несколько пословиц, рисующих христианское влияние: “Много в Ч. силы, да воли ему нет”, “Ч. и век не пьет, а людей искушает”, “Не с ветру говорится, что Ч. ладана (или правды) боится”, “Как Ч. за душой тянется”, “Богатому Ч. деньги кует”, “Ему Ч. лыки дерет, а он лапти плетет”, “Кого Ч. рогами под бока не пырял” (соединение христианского с языческим элементом). Интересно и старинное насмешливое отношение к Ч., которого в сказках любой служивый умеет обходить и надувать. Ср. Сравнительное изучение религии, Фетишизм, Теротеизм, Тотемизм. Ср. Roskoff, “Geschichte des Teufels” (Лейпциг, 1869) и Афанасьев, “Поэтические воззрения славян на природу” (М., 1866-69, особенно т. III, гл. XXII). Л. Штернберг



xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Черт – Значение слова

Черт, — а, множественное число черт черти, — ей, мужской род.
1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом; теперь употребл. как бранное слово, а также в некоторых выражениях. Не так страшен черт, как его малюют (пословица). Сам черт не разберёт (ничего нельзя понять; разговорн.). Чёртом прошёлся, подскочил (лихо, молодецки; разговорн.). Всё к чёрту пошло (пропало, не удалось; разговорн.). К чёрту или ко всем чертям послать (грубо прогнать, а также обругать; разговорн.). Черт принёс кого-нибудь (выражение недовольства по поводу чьего-нибудь прихода, приезда; просторечие). Черт возьми! (восклицание, выражающее удивление, досаду или негодование; разговорн.). Черт дёрнул кого-нибудь сделать что-нибудь (сделал напрасно, не надо было этого делать; просторечие). К чёрту! К чертям! Ко всем чертям. К чертям собачьим! Какого чёрта! (выражения возмущения, брани; просторечие). Черт дери, подери или побери! (то же, что чёрт возьми; просторечие). До чёрта (очень много; просторечие Грибов там до чёрта). К чёрту на рога или на кулички и у чёрта на рогах или на куличках (переносное значение.: очень далеко; разговорн.). На кой черт или на чёрта (зачем, для чего; просторечие бранн.). Ни черта (
1) совсем ничего, нисколько; просторечие Денег ни черта или ни чёрта нет;
2) выражение отрицательного отношения, пренебрежения; просторечие Тебе влетит от отца. Ни черта!). Ни к чёрту (никуда не годится, совсем плохо; просторечие Здоровье ни к чёрту.). Чем черт не шутит (мало ли что может произойти, всё может случиться; обычно о хорошем; разговорн.). Чертям тошно (очень скучно или очень плохо; разговорн.). Черт его знает (неизвестно; не знаю, не представляю; разговорн. Черт его знает, куда деваются вещи.). Черт знает что или чёрт-те что! (восклицание, выражающее возмущение; разговорн.). Чёрт-те кто (что, какой) (неизвестно кто, что, какой; разговорн. неодобрител. и пренебрежит.). Чёрт-те где (куда, откуда, когда, зачем, почему, отчего) (неизвестно где, куда, откуда и т. д.; разговорн. неодобрител.). Черт не брат кому-нибудь (о том, кто ничего не боится; разговорн.). Черт ногу сломит где-нибудь, в чём-нибудь (
1) о чём-нибудь совершенно непонятном; разговорн.;
2) о полном беспорядке, неразберихе; разговорн.). Что за черт! (восклицание, выражающее неудовольствие или сильное удивление; разговорн.). Чёрта с два! (как бы не так, ничего подобного; просторечие). Чёрта лысого получишь! (ничего не получишь; просторечие). Черт с кем-чем-нибудь! (обычно с местоимение; выражение пренебрежения или нежелания беспокоиться по поводу чего-нибудь, иметь дело с кем-чем-нибудь; разговорн. Не хочешь разговаривать, ну и черт с тобой! Деньги пропали, да черт с ними!). Черт полосатый (добродушное выражение неодобрения, порицания; просторечие). Один черт! (всё равно, безразлично; просторечие Придёт или не придёт один черт!). Ни один черт! (никто; просторечие неодобрител. Ни один черт не помог!).
2. на что. О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-нибудь деле (просторечие). На правду черт Черт на работу. Как черт работает кто-нибудь (много, упорно; разговорн.).
уменьшительное существительное чёртик, — а, мужской род. (к 1 значен.).
прилагательное чертовский, — ая, — ое (к 1 значен.), чёртов, — а, — о (к 1 значен.) и чертячий, — ья, — ье (к 1 значен.; разговорн.). Чертовское наваждение. Чёртов сын (ругательство). Чертячья морда (также переносное значение.: хитрая, лукавая).

Примеры использования слова черт в контексте

    •  «Правильный тралинг, знаешь ли, своего рода искусство». — «Э… ты сейчас о троллинге, да?» — «Да ладно?!» — «Ах, купил меня, лысый чёрт!» •  «Зельда, сегодня я хочу на ужин салями, фалафель, пиццу, бекон, карри, кашу, овощи, оливки, картофель, чипсы, кукурузу, Тик-Так, пирожные, бананы, рыбу, индейку, курицу, торт и пшеничные ломтики. Так что у нас на ужин?» «Хи-хи, ничего, отец!» «Заткнись к чёрту, дура, ты хочешь сказать, что обеда не будет?!» «Да, у нас новый король. Это Гэнон!» «Ты мой пленник!» «О чёрт». •  – С этого прямо и нужно было начинать, – заговорила она, – а не молоть че́рт знает что про отрезанную голову! Вы меня хотите арестовать? •  Нет, че́рт возьми, ты погляди на его башмаки! •  «Линк!» — «А?» — «Плыви в Гамелон». — «Что?» — «Возьми мой корабль и плыви в Гамелон». — «Зачем?» — «Затем, мой мальчик, что тобой можно пожертвовать». — «Нет уж! Пошло оно всё». — «Плыви в Гамелон, хорошо?» — «Нет!» — «Чёрт». — «Па…» — «Зельда, плыви в Гамелон ты». — «…Ладно».

znachenie-slova.com

Толковый словарь Ожегова – значение слова ЧЁРТ

ЧЁРТ, -а, мн. черти, -ей, м. 1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом; теперь употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Не так страшен ч., как его малюют (посл.). Сам ч. не разберет (ничего нельзя понять; разг). Чертом прошелся, подскочил (лихо, молодецки; разг.). Все к черту пошло (пропало, не удалось; разг.). л черту или ко всем чертям послать (грубо прогнать, а также обругать; разг.). Ч. принес кого-н. (выражение недовольства по поводу чье-го-н. прихода, приезда; прост.). Ч. возьми! (восклицание, выражающее удивление, досаду или негодование; разг.). Ч. дернул кого-н. сделать что-н. (сделал напрасно, не надо было этого делать; прост.). К черту! К чертям! Ко всем чертям. К чертям собачьим! Какого черта! (выражения возмущения, брани; прост.). Ч. дери, подери или побери! (то же, что черт возьми; прост.). До черта (очень много; прост. Грибов там до черта). К черту на рога или на кулички и у черта на рогах или на куличках (перен.: очень далеко; разг.). На кой ч. или на черта (зачем, для чего; прост, бран.). Ни черта (1) совсем ничего, нисколько; прост. Денег ни черта или ни черта нет; 2) выражение отрицательного отношения, пренебрежения; прост. Тебе влетит от отца- – Ни черта.). Ни к черту (никуда не годится, совсем плохо; прост. Здоровье ни к черту.). Чем ч. не шутит (мало ли что может произойти, все может случиться; обычно о хорошем, разг.). Чертям тошно (очень скучно или очень плохо; разг.). Ч. его знает (неизвестно; не знаю, не представляю; разг. Ч. его знает, куда деваются вещи.), Ч. знает что или черт-те что! (восклицание, выражающее возмущение; разг.). Черт-те кто (что, какой) (неизвестно кто, что, какой; разг. неодобр.и пренебр.). Черт-те где (куда, откуда, когда, зачем, почему, отчего) (неизвестно где, куда, откуда и т. д.; разг. неодобр.). Ч. не брат кому-н. (о том, кто ничего не боится; разг.). Ч. ногу сломит где-н., в чвм-н. ( 1) о чем-н. совершенно непонятном; разг.; 2) о полном беспорядке, неразберихе; разг.). Что за ч.! (восклицание, выражающее неудовольствие или сильное удивление; разг.). Черта с два! (как бы не так, ничего подобного; прост.). Черта лысого получишь! (ничего не получишь; прост.). Ч. с кем-чем-н.! (обычно с мест.; выражение пренебрежения или нежелания беспокоиться по поводу чего-н., иметь дело с кем-чем-н.; раэг. Не хочешь разговаривать, ну и ч. с тобой! Деньги пропали, да ч. с ними!). Ч. полосатый (добродушное выражение неодобрения, порицания; прост.). Один ч.! (все равно, безразлично; прост. Придет или не придет – один ч.!). Ни один ч.! (никто; прост, неодобр. Ни один ч. не помог!). 2. на что. О том, кто ловок, смел, удачлив в каком-н. деле (прост.). На правду ч. Ч. на работу. Как ч. работает кто-н. (много, упорно; разг.). || уменьш. чертик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. чертовский, -ая, -ое (к 1 знач.), чертов, -а, -о (к 1 знач.) и чертячий, -ья, -ье (к 1 знач.; разг.). Чертовское наваждение. Чертов сын (ругательство). Чертячья морда (также перен.: хитрая, лукавая).

Смотреть значение ЧЁРТ в других словарях

Черт — дьявол
сатана
демон
бес
чертяка
враг
лукавый
окаянный
нечистый
нечистый дух
нечистая сила
Словарь синонимов

Черт — м. и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик,……..
Толковый словарь Даля

На Кой Чёрт Нареч. Разг.-сниж. — 1. Зачем, для чего. 2. Незачем, не для чего.
Толковый словарь Ефремовой

Чёрт* М. — 1. Сверхъестественное существо, олицетворяющее собою злой дух, злое начало мира; Дьявол, Сатана (обычно в образе человека, но с рогами, хвостом и копытами).
Толковый словарь Ефремовой

Черт — -а; мн. че́рти, -е́й; м.
1. По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало, в образе человека, но с рогами, копытами и хвостом;……..
Толковый словарь Кузнецова

Черт — , хрупкая, содержащая примеси разновидность кремня. Он представляет собою криптокристаллическую производную КРЕМНИЯ, окраска его может быть белой, желтой, серой либо……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Черт — слуга дьявола.
Большой энциклопедический словарь

Долгоруков Григорий Иванович (черт) — Долгоруков Григорий Иванович (Черт) – см. в статье Долгоруковы .
Исторический словарь

Черт — – тоже, что дьявол, сатана, Мефистофель, нечистый.
Исторический словарь

Чёрт — (рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., сло-вац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. дохристианского……..
Энциклопедия мифологии

Модель Черт — Класс моделей человеческой памяти, основывающихся на допущении, что информация хранится в форме набора отличительных (семантических) черт, которые однозначно идентифицируют……..
Психологическая энциклопедия

Наследуемость Черт Личности — (heritability of personality) Н. ч. л. яв-ся одной из старейших тем совр. психологии, вызывающих самые горячие споры. История этих дискуссий насчитывает несколько тысячелетий, начиная……..
Психологическая энциклопедия

Обусловленная Модель Влияния Черт Личности — (Conditional model). Выдвинутая Мишелом точка зрения, предполагающая, что поведение определяется не глобальными чертами личности, а тем, как человек воспринимает себя в конкретной ситуации.
Психологическая энциклопедия

Опросник Черт Личности — – измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков. Один из самых известных – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается……..
Психологическая энциклопедия

Организация Черт — Свободный термин, обычно используемый для обозначения некоторого гипотетического набора взаимосвязей между различными чертами личности индивида.
Психологическая энциклопедия

Психология Черт — (trait psychology) П. ч. представляет собой подход к теории и измерению личности, опирающийся на понятие черты как фундаментальной единицы анализа. Вообще говоря, черты определяют……..
Психологическая энциклопедия

Теория Общих Черт Самоубийств — (Е. Schneidman, 1985) – определенные особенности, характеристики, описывающие общие черты, свойственные всем формам проявления суицидального по ведения и методам реализации……..
Психологическая энциклопедия

Теория Черт — – подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях
Психологическая энциклопедия

Теория Черт Личности — (Trait theory). Теоретическая концепция личности, постулирующая существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение. Черты……..
Психологическая энциклопедия

Теория Черт Личностных — (теория черт личности) – теория личности, основанная на научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие……..
Психологическая энциклопедия

Центральная Теория Черт — С точки зрения Соломона Эша, определенные характеристики личности (или черты), которые проявляют индивиды, во многом зависят от того, как мы рассматриваем этого человека………
Психологическая энциклопедия

Черт, Детектор — Общий термин, используемый для обозначения любого встроенного перцептивного механизма, который, как предполагается, предназначен для обнаружения отдельных отличительных……..
Психологическая энциклопедия

Черт, Профиль — См. профиля, анализ.
Психологическая энциклопедия

Диавол, Дьявол (греч.-клеветник), Сатана (др.-евр.-“противодействующий”), Бес, Нечистый, Черт — разные наименования злого духа, который воспринимается верующими как источник греха, владыка ада, князь тьмы, отец лжи. По иудео-христианскому учению, дьявол – антагонист……..
Философский словарь

Теории Личностных Черт — согласно данным теориям,  индивид  должен обладать определенными характеристиками, чтобы стать лидером.
Социологический словарь

Теория Характерных Черт — (trait theory) – форма  теории личности, рассматривающая индивидуальные различия с точки зрения ряда относительно постоянных независимых черт. Черта есть биполярная конструкция……..
Социологический словарь

Теория Центральных Черт Личности — теория,  согласно которой центральные черты личности — это такие характеристики человека,  которые способны полностью предопределить впечатление о нем.
Социологический словарь

Чёрт — – то же, что Сатана.
Философский словарь

Посмотреть еще слова :


Перевести ЧЁРТ на язык :

slovariki.org

Значение слова «чёрт»

Чёрт

  До чёрта (разг. фам.) – до крайней степени.

   ► Устал до чёрта.

   ► Здесь каждый друг с другом спорит до чёрта. Маяковский.

  К черту (к чертям) или ко всем чертям

   1) (послать, бросить, пойти и т. п.; разг. фам.) о полном уничтожении, распаде, расстройстве; прахом, долой.

   ► Всё дело пошло к чёрту. А. Пушкин.

   ► –Нужная вещь – хорошо, годится. Ненужная – к черту! Маяковский.

   ► Брось ты к чертям эту глупую привычку.

   2) в знач. усилительной частицы в восклицат. предложениях усиливает иронический или риторический оттенок вопросит, местоим. и наречий, к к-рым относится (разг. фам.).

   ► Какой к чёрту он инженер или какой он к чертям инженер!

   ► Где мне к чёрту с тобой возиться!

   ► Какая тут к чёрту цивилизация, ежели человеку во время остановки поезда даже кружки пива, выпить нельзя. Лейкин.

  К чёрту на рога (разг. фам., вульг.) – об очень отдаленных местах.

   ► Послали к чёрту на рога.

  На кой чёрт (разг. фам., вульг.) – зачем, для чего, незачем, не для чего.

   ► Да и на кой чёрт мне туда таскаться. Тургенев.

  Ни к чёрту не (разг. фам., вульг.) – совершенно, совсем не.

   ► Только надо иначе повести дело, прибавил он; прежняя метода ни к чёрту не годится. Гончаров.

  Ни черта (разг. фам. вульг.)

   1) совсем ничего.

   ► Ни черта не понимаю. Ни черта не видно;

   2) всё равно, ничего, не существенно, пускай.

   ► Ни черта, как-н. обойдемся, не обращай внимания!

  Чем чёрт не шутит (разг. фам.) – мало ли чего не бывает, мало ли что может случиться.

   ► Он еще, чем чёрт не шутит, и первым прибежит!

   ► Погуляю по благословенному прибрежью, в рулетку, чем чёрт не шутит, выиграю тысяч этак тридцать франков… Боборыкин.

  Чертям тошно (разг. фам.) – поговорка о чем- н. очень сильном, чрезмерном, выходящем из рамок обычного.

   ► Накурили так, что чертям тошно.

  Чёрт возьми (дери, побери, подери) кого-что или без доп. (разг. фам.) – употребляется в знач. вводного слова или междометия, выражающего удивление, восхищение или же возмущение, негодование.

   ► А ведь хлопотливая, чёрт возьми, вещь – женитьба! Гоголь.

   ► Галантерейное, чёрт возьми, обращение! Гоголь.

   ► С утра, чёрт возьми, наклюкался. Куприн.

   ► Нет, чёрт побери, это не так легко, как говорят. Гоголь.

   ► Ловко, чёрт подери, играет!

   ► Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши! Гоголь.

  Чёрт дергает (дёрнул) или несёт (понёс) кого-что с инф. (разг. фам., вульг.) – выражение неудовольствия по поводу чьего- н. поступка, в знач.: зачем нужно делать, лучше бы не делал и т. п.

   ► Чёрт меня дернул… съездить к этому помещику. Тургенев.

   ► Чёрт его несет судить о свете: попробуй он судить о сапогах! А. Пушкин.

  Чёрт занёс (или принёс) (разг. фам.) – о нежеланном, нежданном госте, посетителе.

   ► Что ты ночью бродишь. Каин? чёрт занес тебя сюда. А. Пушкин.

  Чёрт знает что (такое) (разг. фам.) – выражение возмущения чем- н., недоумения по поводу чего-н.

   ► Ведь это глупости! ведь это чёрт знает что такое! Сухово- Кобылин.

   ► На торги хошь не являйся: сбивают цены пуще чёрт знает чего. А. Островский.

  Черт его (ее и т. п.) знает (разг. фам., вульг.) – .отрицательный ответ на вопрос, в : я не знаю.

   ► –Где моя книга? – А чёрт ее знает!

  Чёрт ли в ком-чем (разг. фам.) – выражение сомнения в достоинстве, важности, нужности кого- чего-н.

   ► –Я думаю, что это письмо длинное. а и чёрт ли в нем: дрянь этакую читать. Гоголь.

   ► Он богат, чёрт ли ему в деньгах. А. Пушкин.

  (Сам) черт не брат кому (разг. фам.) – о ком- н., держащемся вполне независимо.

   ► Особенно один из них (воробьев) так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Тургенев.

  Чёрта с два или чёрта в стуле (разг. вульг.) – как бы не так.

   ► –У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? – а, чёрта с два! – отвечал Томский. А. Пушкин.

   ► Да, чёрта с два! как бы не так, куда приятно и забавно! Вяземский.

  Чёрт с кем-чем (разг. фам., вульг.) – выражение желания отделаться, отвязаться от кого- чего-н., не обращать более внимания на кого- что-н., в знач.: нет дела до кого- чего-н., пусть кто- что-н. пропадет, отстанет и т. п.

   ► Чёрт с ними, с деньгами – есть о чем жалеть!

  Что за чёрт (разг. фам.) – выражение недоумения, неудовольствия.

   ► –Что за черт! Не везут! Ведь этак, пожалуй, пехтурой придется идти. Лейкин.

  До чёртиков (напиться, надрызгаться и т. п.; простореч.)

   1) до крайней степени, в высшей степени (интересно, жаль и т. п.).

   ► В Ялте тепло, но скучно адски, скучно до чёртиков. Чехов.

   2) до крайней степени опьянения, до галлюцинаций (так, что в глазах мелькают чертики).

   ► Петр Ильич; допившийся до чёртиков, с ножом в руке бежит на Москву-реку, ничего не видя и не понимая. Добролюбов.

how-to-all.com

Слово ЧЕРТ – Что такое ЧЕРТ?

Слово черт английскими буквами(транслитом) – chert

Слово черт состоит из 4 букв: е р т ч


Значения слова черт. Что такое черт?

Черт

Черт (гр. – враг) – иначе дьявол, сатана. В русской культуре это мифический персонаж, персонифицирующий зло. Сложился он задолго до христианства. С ним связывалось представление о всякой нечисти: черт может быть оборотнем, покрываться густой шерстью…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – 2000

ЧЕРТ-ТЕ ЧТО!

«ЧЕРТ-ТЕ ЧТО!» (Something Wild) США, 1986, 113 мин. Триллер, комедия. Джонатан Демми принадлежит к числу оригинальных, своеобразных американских режиссеров…

Энциклопедия кино. – 2010

Морской черт

Морской черт (Lophius piscatorius L.) — рыба из сем. Pediculati отряда колючеперых костистых рыб (Acanthopteri). Отличительный признак рыб этого семейства: основные части грудных плавников вытянуты так, что плавники и по виду…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Морской черт (Lophius piscatorius), крупная (до 1,5 метр.) хищная рыба из семейства плавне-руковых характерен для М. черта мясистый двулопастный придаток на верхушке первой иглы спинного плавника, служащий для приманивания мелких рыбок.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Морские черти

МОРСКИЕ ЧЕРТИ (Lophiidae), семейство рыб отряда удилыцикообразных. Дл. до 1,5 м, масса до 20 кг и более. Туловище и голова уплощенные. Рот большой, зубы сильные. Колючий спинной плавник из 6 лучей (передние 3 на голо- ве).

Биологический словарь

МОРСКИЕ ЧЕРТИ (удильщики), семейство рыб отр. удилыцикообразных. Дл. до 1,5 м, масса до 20 кг. 4 рода, ок. 20 видов, в Атлантич., Тихом и Индийском океанах; 1 вид в Чёрном и Баренцевом морях.

Словарь естествознания

Морские черти (Lophiidae), семейство рыб отряда удильщикообразных, или ногопёрых. 4 рода, обитают в прибрежных тропических и умеренно-тёплых водах Мирового океана.

БСЭ. — 1969—1978

Теории личностных черт

Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. – 2007

Порядок написания черт в иероглифах

Порядок написания черт (кит. трад. 筆順, упр. 笔顺, палл.: бишунь; яп. 筆順 хицудзюн либо 書き順 каки-дзюн; кор. 필순 筆順 пхильсун либо 획순 畫順 хоексун) регламентирует последовательность, в которой записываются черты китайского иероглифа.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Чёрт/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова черт

Ранее уже проводились исследования связи черт характера и склонности к ожирению.

В моем случае это началось с выстраданного вопля: “Черт возьми, мы опаздываем на гонку!”.

И, чем черт не шутит, начнется оно с уверенной игры против одного из лидеров чемпионата?

У Близнецов в голове черт сломит не только ногу, но и увязнет вместе с хвостом и когтями.

Ответить на эти вопросы попытался FootballTop.ru, выделив десятку характерных черт первенства.

На кой черт им, то есть гостям, эту структуру видеть, Анатолий Тиль не уточняет.


  1. чертяка
  2. чертят
  3. чертящий
  4. черт
  5. черусти
  6. черчение
  7. черченый

wordhelp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top