Разное

Буддизм картинка: Картинки Будда (21 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

Буддизм в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий

Автор Людмила Жукова

1. Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница»  Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред­ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст­венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате­лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри­тельно называют хинаяной, то есть «малой колес­ницей», — ведь оно предпола­гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни­сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро­вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н.  э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест­венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден­ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен­ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи  В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхи­саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд­дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед­ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен­ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда­вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима­ется как свидетель­ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита­нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер­вых буддийских культовых соору­жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми­ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже­ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий­скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи­нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере­родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере­рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона­чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по­читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно­виднос­тей ступ, и их архитектурный облик во мно­гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу­сфериче­скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро­шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз­ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий­ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.

    М., 1993.

  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

    СПб., 1999.

  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.

    М., 2014.

  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.

    London, 2006.

  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Теги

Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Алхимия дня

Прожорливый король

Этикет дня

До связи!

Танец дня

Макарена

Архив

История, Искусство

9 признаков того, что перед вами готическая живопись

Вытянутые фигуры, бабблы с текстом, розы, звери и другие отличия

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Картинки с выставки

Александр Генис: С тех пор как нью-йоркские критики написали, что второй раз такой выставки нынешнее поколение американцев больше не увидит, в музей “Метрополитен” повалил народ. И действительно собрать буддийские сокровища с индо-китайских окраин Азии оказалось чрезвычайно трудным и дорогим предприятием. Почти все экспонаты впервые попали на Запад, чтобы открыть ему (нам) глаза на потрясшую тот южный край сенсацию – явление буддизма. Об этом рассказывает экспозиция, которой мы посвятим сегодняшний выпуск “Картинок с выставки”.

(Музыка)

Александр Генис: В первом, драматически затемненном зале посетителя встречает пролог выставки: висящее в столпе света каменное колесо. Кроме материала, оно ничем не отличается от тех, что до сих пор крутятся в повозках индийских крестьян: обод, спицы, квадратное отверстие для оси. Главное в нем то, что оно – круглое, а значит – без конца, начала и выхода. У колеса нет выбора: куда бы ни катилась телега, оно обречено двигаться по кругу, стоя на месте.

Таким был образ мира, в котором родился Гаутама, показавший, как попасть в нирвану, вырвавшись из колеса сансары. Со вторым разобраться еще можно, что такое первое знал только Будда и те, кто сумели стать такими, как он.

Соблазненные надеждой понять, посетители робко входят в залы и тут же теряются в дремучих зарослях чужой мифологии. Бесспорно знакомым кажется лишь один экспонат: трехметровый лингам – вполне натуралистический, если б не размер, фаллос. Впервые я встретился с ним в святом Бенаресе, где по утрам домашние хозяйки украшают стоящий в их дворе лингам цветами и поливают драгоценной водой Ганга. На выставке к нему тоже отношение трепетное. Особенно у пар: мужчины рассматривают экспонат с недоверчивым удивлением, дамы, как мне почудилось, – с упреком.

Однако, все это – атрибуты плодородия, мускулистые грозные боги с мечами и копьями, сладострастно изогнутые богини с шарами грудей, оскаленные демоны, цари и придворные с церемониальными зонтиками, причудливый мифологический зверинец – всего лишь этнография. В лучшем случае – Ветхий завет арийцев. Мы же сюда пришли за Новым, тем, который открыл Будда, причем, всем, а не только единоверцам.

(Музыка)

Александр Генис: – Ты считаешь себя буддистом? – спросил меня знакомый монах, бывший в прошлом евреем и учителем математики.

– Где мне, – честно ответил я, ибо уже давно оставил надежду. Уж точно не в этой жизни, а в другую я не верю.

– Не огорчайся, – успокоил он меня, – все люди – буддисты, но не все об этом догадываются.

Собственно, вся выставка об этом. История Будды укладывается в абзац. Не отрицая принятую тогда иерархию существ – от муравья до бога, он узнал, вернее – понял, еще точнее – осознал, как ее обойти, сменив тему и сюжет нашей жизни. Вместо того, чтобы эонами подниматься по лестнице перерождений, оказаться по ту и эту сторону сразу и навсегда.

Великая драма буддизма в том, что никто, от первого до всех остальных будд, не может объяснить словами, что это значит. Буддийский канон содержит 100 000 страниц, примерно тысячу Библий. В этой библиотеке содержится одна бездна мудрости, моря изощренной философии, бурные потоки моральных суждений, бездонные озера психологического анализа и бесчисленные ручьи абсурдного остроумия. Но нигде нет самого главного – того, о чем сказать нельзя, хотя Будда об этом говорил 40 лет, начиная с самой первой проповеди в Саранатхе. Сейчас там, на севере почти забывшей его Индии, толпы западных туристов, мемориальный центр с древней пагодой и современным музеем: обычные скучные стеллажи и плексиглазовые кубы с буддами. Тем удивительнее, что среди зевак с камерами, были тибетские паломники – смуглые пастухи в грубых плащах из шкур овец и яков. Перед каждой статуэткой (или ее обломками) они падали ниц, вставали, благоговейно кланялись, оставляли несколько медяков у объяснительной таблички и двигались к следующему экспонату. Будда был для них богом, его образ – чудотворной иконой, которая поможет избавиться от кармического колеса возмездия.

Мы не умеем заменять искусством религию, но, может быть, это и хорошо, потому что сам Будда был человеком, не ставшим богом, и никогда не требовал от своих учеников и сторонников того, без чего невозможна наша вера – веры.

– Он называл себя не Луной, а пальцем, указывающим на Луну, – говорит предание, и каждая статуя на выставке убеждает в этом.

(Музыка)

Александр Генис: Во всех странах будды выглядят по-своему. Как Христос: у китайцев он – желтый, у негров – черный (зато дьявол – белый), в “Андрее Рублеве” – русский. Будды тоже все разные. У одних плоские лица, у других – узкие глаза, у третьих – пухлые губы, у всех – длинные, оттянутые царскими серьгами мочки ушей, у многих – на голове особая шишка, вмещающая дополнительный мозг. Иногда Будду изображают аскетом, истощенным, как узник Освенцима. Часто – со змеей, не редко – в чаше лотоса. Но лучшие статуи те, где нет ничего такого, что бы отвлекало нас от момента истины: той необъяснимой и бесспорной, что наполнила (или опустошила, поправил бы буддист) полированного человека, сидящего скрестив ноги.

В буддизме скульптура достигла своего высшего расцвета, выйдя за пределы искусства. Издавна считалось, что вдохновенное изображение Будды может привести созерцающего к немедленному просветлению. Одного этого достаточно, чтобы рассматривать статуи на выставке как свидетельства чуда. Азиатскому художнику оно давалось труднее, чем европейскому. На Востоке скульптура отнюдь не считалась царицей искусств. В Китае, например, теологией занимались пейзажисты, психологией – каллиграфы, статуи же считались куклами для простонародья: чтобы оживить их, внутрь, потакая суеверию, запускали муху. К тому же, наша классика опиралась на обожествление тела. В античности это была красота и соразмерность, приводящая к идеальной гармонии. В Ренессансе – тело, как грудь у героев Микеланджело, стало лицом человеческой природы: мышцы, как горы, вздымали мрамор в упорной борьбе пленного духа с материей.

Буддийский мастер, лишенный западного разнообразия мотивов и приемов, полагался на универсальную позу. Оценить ее действенность лучше всего на практике. Но чтобы усесться лотосом, нужно два года упражнений, и мне уже поздно начинать. Зато в дзенском монастыре Нью-Йорка я видел, как это делал настоятель, начавший морским пехотинцем и закончившим буддой. Уложив ноги так, чтобы они служили пьедесталом, он выравнивал затылок с крестцом, складывал руки на коленях и часами не двигался. В этой треугольной фигуре оставалось мало человеческого. Приняв такую позу, свойственную скорее флоре, чем фауне, мы отказываемся от всего мешающего.

– Царь природы, – говорит буддизм, – не тот, кто ею пользуется, а тот, кто ею является.

Гладкое, не осложненное деталями мускулатуры тело Будды держит голову, в которой свершилась перемена, навсегда оторвавшая его от нас. О величии свершившегося говорит выражение лица, которое трудно описать, но еще труднее приобрести.

Прежде всего – это безграничный и безусловный покой. Разглаженный, без единой морщины лоб. Изгиб сросшихся бровей, миндалевидный разрез глаз и изящная линия губ рифмуются, как стая чаек в штиль. Полуопущенные веки прикрывают глаза настолько, насколько нужно, чтобы отличить от безмятежного сна напряженную работу медитирующего разума. Он спорит с привычками и побеждает заблуждения тем, что устраняет их причину – себя. Следствие победы – высшее достижение буддийского искусства: улыбка Будды.

(Музыка)

Александр Генис: Шедевр ваяния, она прячется не в мышцах лица, а в окутывающей голову Будды ауре умиротворения. Возле такого скульптуры, вы, сами того не замечая, подражаете ей: смягчаются черты, разжимаются зубы, сужаются зрачки, рассеиваются мысли.

Виной тому, конечно, Будда. Превзошедший природу он всегда невозмутим. Гладкий и обтекаемый, он неподвижен в подвижном, как пробка на волнах. Обычно он в два раза выше самого высокого человека. Ведь Будда – и мужчина и женщина сразу. Однако, рост его скрадывается тем, что Будда сидит. Мы – как почки, он как распустившийся цветок.

Сидя, Будда дает свою версию вычитания. Его поза – знак отказа от движения, располагающий к недеянию. Но когда человеку нечего делать, ему некем быть. Ведь человек – это то, что он делает. Когда человеку нечего делать, он никем и не является. Вернее, не является собой.

Говорят, что Будда останется Буддой, даже если дать ему пылесос, но обычно он не делает ничего. Только улыбается. Не губами, не глазами, а всем своим существом, мудростью, принесенной с той стороны. В ней – лишенная иронии снисходительность. Так улыбаются плачущему ребенку – до свадьбы заживет.

Улыбка – единственное, что связывает Будду с нами, и единственное, что делает его уязвимым.

В ней сосредоточен весь опыт Будды, включая и ностальгию по тому времени, когда он еще не был Буддой и не знал, что такое смерть. Улыбка Будды – форма молчания о ней.

Иногда улыбку Будды сравнивают с той, что осеняет лица древнегреческих “куросов”, архаических статуй, установленных в честь покойников. Их лица тоже озарены светом сокровенного знания. Улыбаясь, они, возможно, утешают живых, обещают нам сносное будущее. Но если мускулистый курос – атлет, то Будда – духовный атлет, вроде христианских столпников, с той разницей, что отказавшись умерщвлять плоть, он пользовался ею по назначению. Тело помогло ему вырастить ту самую улыбку, которая рождается в самом естестве человека, открывшего свое единственное предназначение – стать буддой. Глядя на дошедшие к нам из тьмы веков каменные фигуры, мы знаем, не верим, а знаем, что это возможно – тогда и сейчас. Что говорить, я сам знаю трех будд. Правда, один, тот самый настоятель, уже умер – что бы это ни значило.

(Музыка)

Александр Генис: А теперь мы продолжим наш с Соломоном Волковым разговор о буддизме и искусстве на другой – музыкальной – территории. Итак, буддизм и музыка.

Соломон, говоря о буддизме в музыке, мы, конечно, открываем большую тему и говорить об этом можно долго. Но я хочу начать нашу беседу с вопроса. Всякая музыка тяготеет к религии уже потому, что музыка не вещественна, она – самая духовная из всех разновидностей искусства.

Соломон Волков: Это мне когда-то Гия Канчелия, дружбой с которым я горжусь, замечательный грузинский композитор, сказал, что всякая хорошая музыка — музыка религиозная. И неважно, автор сам лично верит в какого-то определенного бога, принадлежит к определенной религии. Если он создает значительное серьезное произведение, то в нем есть какой-то спиритуальный аспект.

Александр Генис: : Вот видите, композиторы это нутром чувствуют. Бах написал: «Посвящаю все свои сочинения Господу Богу».

Соломон Волков: Он-то как раз был глубоко религиозный человек. В его случае сомневаться не приходится.

Александр Генис: Давайте определим принципиальную разницу между западной музыкой религиозной и – в данном случае – восточной, буддийской? Ведь западная религиозная музыка, она нарративная, она рассказывает историю, например, «Страсти по Матфею» – это же история, это программная музыка. Или литургическая музыка, она ритуальна, но там тоже есть история. А буддийская музыка всегда посвящена медитирующему человеку, то есть она ни о чем не говорит, она наоборот аисторична, она анарративна.

Соломон Волков: Я с вами согласен, но тут есть некоторый нюанс. Когда мы с вами говорили о том, что надо будет подобрать музыку к теме музыкальный буддизм, то первым композитором, который в связи с этим мне пришел на ум, был как раз Бах, как это ни парадоксально может звучать. Потому что я подумал о том, что да, именно в том плане, о котором вы говорили, всякая на самом деле музыка спиритуальная несет в себе так же оттенки буддийского миросозерцания таким образом. А Бах – величайший из всех существовавших религиозных композиторов. Потому что вера его была искренней, чистой и наивной в каком-то смысле. И это то, что привлекает в его творчестве. Там нет ничего нарочитого.

Александр Генис: Но дело в том, что у того же Баха были кантаты религиозные, у него были “страсти”, но была и музыка инструментальная, которая действительно медитативная по своей природе. У него все было. Я думаю потому, что остальные композиторы писали опусы, а Бах написал сразу весь словарь…

Соломон Волков: Именно так. Когда я подумал о том, какое сочинение Баха выбрать для того, чтобы проиллюстрировать именно этот, так назовем его, квази-буддийский оттенок в его музыке, то я остановился на прелюдии из виолончельной сюиты номер два Баха в исполнении Пабло Казальса. И мне кажется, что эта музыка у Баха ближайшим образом нас приближает к буддийскому миронастроению, миросозерцанию, если угодно. Итак, прелюдия Баха, играет Пабло Казальс.

(Музыка)

Александр Генис: Однажды я был в буддийском монастыре. Настоятель этого монастыря – человек крайне необычной судьбы – он был морским пехотинцем прежде, чем стать буддистом. У него на запястье якорь был вытатуирован, как у многих моряков. Но когда он стал дзэн-буддийским монахом, то приезжая в Японию, он не мог показать свою татуировку, потому что в Японии татуировки бывают только у мафии-якуза. Поэтому он гипс накалдывал на руку, чтобы там не видели татуировки. Человек был чрезвычайно глубокий, достигший просветления, то есть, он стал Буддой. Однажды мы говорили о музыке и он сказал следующее: обратите внимание, западная музыка, когда она говорит о Боге, поднимает нас вверх, эта музыка, которая заставляет нас обращать глаза к небу. Но буддийская музыка, буддийское песнопение, буддийские мантры, все, что звучит в буддийском храме обращены внутрь нас. Это действительно звуки, которые идут из утробы. И это принципиально разные векторы. Буддизм направляет нас внутрь себя, к нашей истинной природе, поскольку внутри нас всегда сидит Будда, как считают буддисты. А христианская музыка ведет нас к Богу, наверх, то есть дна ведет диалог с небом. Буддийская музыка — это диалог с самим собой.

Соломон Волков: Это очень тонкое и справедливое наблюдение, я с ним согласен абсолютно. В связи с этим я хочу сказать о том, что в Америке, где мы с вами сейчас живем, мы все время сталкиваемся с американскими интеллектуалами, чья жизненная философия – а это уже люди почтенного возраста, мои сверстники, а иногда и постарше люди – была сформирована где-то на подходе к 60-м годам, когда мышление американских интеллектуалов трансформировалось под влиянием восточной философии и восточной мудрости.

Александр Генис: Вы знаете, это ведь связано с войной. Война — это не только разрушения, но и мост, по этому мосту переходят одни культуры в другие культуры. Когда римляне разрушили Храм, иудаизм стал мировой религией. Когда Америка воевала с Японией, то после этой войны в США появилось течение битников, которое все настояно на дзэн-буддизме. В Америку хлынула потоком восточная литература. Американская богема была поглощена этой культурой. Сэлинджер тому блестящий пример. Но и в музыке тоже.

Соломон Волков: В музыке влияние буддизма, дзэн-буддизма проявилось очень сильно. Мы сегодня выберем несколько таких авторов, несколько сочинений очень разных композиторов, при этом, мы будем сегодня говорить о Северной Америке, включая сюда и Канаду. Творчество каждого из них сформировалось под непосредственным влиянием буддизма.

Начнем мы с Джона Кейджа, замечательного американского анархиста, мудреца, философа, дзэн-буддиста, миколога (специалиста по грибам), он во всех отношениях крупная и любопытная фигура. Я хочу сегодня показать его сочинение, которое, можно сказать, и типично для Кейджа, особенно для раннего Кейджа, но нетипично для позднего Кейджа, который склонен к некоторой переусложненности и такому абстрактному, я бы сказал, авангардизму. Вот этот мой любимый Кейдж – от 1940-х до 1950-х годов, когда влияние буддизма в наибольшей степени сказалось на его творчестве. Это сочинение под названием «Цветок», прозвучит оно в исполнении русской вокалистки Натальи Пшеничниковой. Мне кажется, что лучшего образца буддийски настроенной музыки вы не найдете. Я слушаю эту музыку с огромным увлечением. Слушая ее, я погружаюсь в волны умиротворенния, о которых нам напоминает буддизм.

(Музыка)

Соломон Волков: Кейдж, как бы мы к нему ни относились, а мы с вами его, можно сказать, любим, все-таки по популярности его никогда не сравнить со следующим нашим автором. Часто забывают, что для него тоже буддизм оказался огромной влиятельной силой. Это Леонард Коэн, сверхпопулярный бард канадского происхождения и знаковая фигура для всего англоязычного мира. Что любопытно и что я сам понял лишь в последнее время, когда завел страничку на Фейсбуке. Дело в том, что сам я Коэна обожаю, по разным поводам мне хочется слушать его музыку, а свою страничку на Фейсбуке я строил как некий свой, условно говоря, дневник – что мне в данную минуту хочется самому послушать, то я и ставлю у себя, давая возможность послушать эту музыку и своим френдам. Так вот, наибольший отклик всегда вызывают песни Коэна.

Александр Генис: Коэн – любимец России. Я почти уверен, что Пелевин знает наизусть каждую песню Коэна.

Соломон Волков: Это очень интересно, очень показательно. Причем любопытно, что Боб Дилан, который несомненно в Америке более популярный автор, чем Коэн, даже говорить тут не о чем, Дилан кумир всех моих американских знакомых, а Коэн далеко не всех. Но в России о Дилане знают считанные единицы, а Коэн, как вы верно сказали, всеобщий любимец.

Александр Генис: По-моему, Коэн — это сочетание всего, что любит русский слушатель. Хриплый голос как у Высоцкого, лирика как у Окуджавы и философия как у Гребенщикова. Хороший коктейль?

Соломон Волков: Замечательный. Абсолютно точно. Коэн провел, как мы знаем, несколько лет в буддийском монастыре, был шофером у настоятеля этого монастыря, они много беседовали о музыке. Как вспоминает Коэн, если можно этому верить, потому что вокруг Коэна масса разных легенд, он якобы пытался научить настоятеля пить французские вина, а тот настаивал на скотче и коньяке. Я не знаю, насколько эта легенда достоверна.

Александр Генис: Честно говоря, это очень маловероятно, потому что буддисты не признают алкоголь, они пьют чай, считая, что алкоголь туманит сознание. Вся идея буддизма заключается в том, чтобы управлять своими мыслями, как говорил Будда, посылать свои мысли как стрелу из лука. Представляете, какое должно быть отточенное сознание для такого предприятия.

Соломон Волков: Все, вы разрушили одну из самых моих любимых легенд, связанных с Коэном. В утешение мы послушаем его песню «Сестры милосердия», которую я отношу к буддийскому слою композиций Леонарда Коэна.

(Музыка)

Соломон Волков: И наконец, еще об одном композиторе, который очень тесно связан с буддизмом, это – Филип Гласс, классик американского минимализма, один из его основателей. Я хочу показать музыку – и большей привязки к буддизму быть не может, поскольку эта музыка к фильму «Кундун» Мартина Скорсезе, который, собственно, и посвящен от начала и до конца буддизму.

Александр Генис: Это история Далай-ламы. Один из эпизодов этого фильма (чрезвычайно красивого фильма, надо сказать, он очень здорово снят) связан с созданием песчаной мандалы. Это такой странный ритуал. Я видел однажды, как это делается – крайне любопытная штука. Мандала — карта космоса, карта мироздания, такая сакральный схема мира. Существует такой ритуал: монахи в течение многих дней или даже недель выстраивают из песка плоскую мандалу на полу. То есть они насыпают из цветного песка необычайно красивые геометрические узоры, очень сложную своеобразную карту с огромным количеством символов. Собственно говоря, это – инструмент для созерцания, потому что, глядя на манадлу, мы путешествуем вглубь своего сознание. Мы находимся в медитации, которая позволяет нам выйти к иному уровню существования, все это – часть тибетского буддизма. Но самое интересное происходит потом. Я видел, как после того, как много недель монахи насыпали эту плоскую многометровую фигуру, они открывали двери, чтобы сквозняк развеял песок. Это – смертное искусство. В фильме этот один из центральных, эпизод, который, конечно, сопровождается музыкой Гласса.

Соломон Волков: И мы покажем фрагмент из этой музыки Филипа Гласса «Песчаная мандала»

(Музыка)

750+ Буддизм Картинки [HD] | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

750+ Буддизм Картинки [HD] | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
  • A Photophotos в рамке 1. 3K
  • Степка фотосколков 3.5K
  • Группа людей 0

Будда

человек

Поклонение

здание

Architecture

Building

Architecture

Building

Architecture

Build

фотография

медитация

сидя красивые людистройные

Buddha imagesstatueargentina

sri lankaHd black wallpapersculture

sikkimravanglaralong road

pixxel productionguledaguddaphotography

singaporebuddha tooth relic templeworship

Mountain images & picturesNature imagesoutdoors

Toys picturesToys picturesminiature

musical instrumentchimewindchime

bokehbokeh backgroundbokeh light

––– – –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

indianear बालाजी मंदिरkarnataka

architecture modernlandscape natureHd landscape wallpapers

Yoga images & picturesexercisingstretching

beginningnewsilence

manalihimachal pradesh

templekathmanduReligion images

cambodiaPeople images & picturesmonk

meditationspiritualhealing

figurinefigureHd blue wallpapers

Related collections

Буддизм

85 фото · Куратор Донерик Крус

buddhism

147 photos · Curated by Jochen Weber @buddhafoundation. org

Buddhism

72 photos · Curated by elma

architectureHd city wallpapersphuket

sittingbeautiful peopleslim

architecture modernlandscape natureHd landscape wallpapers

Yoga images & picturesexercisingstretching

пиксель производствогуледагуддафотография0011 –

– игрушки Picturestoys Picturesminiature

ArchitectureHD – City WalpaperSphuket

Индийский – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Будда фотостатуяаргентина

шри ланкачёрные обои hdкультура

сиккимравангларалонг роуд

manalihimachal pradesh

Related collections

Buddhism

85 photos · Curated by Donerik Cruz

buddhism

147 photos · Curated by Jochen Weber @buddhafoundation.org

Buddhism

72 photos · Curated by elma

Mountain фото и картинкиПрирода фотона улице

фигуркафигуркаHD синие обои

бокебоке фонбоке свет

Логотип Unsplash

Unsplash+В сотрудничестве с Getty Images

UNSPLASH+

разблокировать

Sitgbeautiful Peopleslim

Arun Prakash

Indianear बाल मंदिर Karnataka

––– –––––– ––– –––– –– – – –– ––– –– –––– – –.

Хосе Луис Санчес Перейра0010 Sahil Pandita

sikkimravanglaralong road

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

Yoga images & picturesexercisingstretching

Gaurav Kumar

beginningnewsilence

Arun Prakash

pixxel productionguledaguddaphotography

Ayaneshu Bhardwaj

Маналихимачал-Прадеш

Ник Фьюингс

Сингапур поклонение реликвии зуба Будды

David Vilches

templekathmanduReligion images

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

Mountain images & picturesNature imagesoutdoors

Alexander

cambodiaPeople images & picturesmonk

Magic Bowls

meditationspiritualhealing

Niranjan _ Фотографии

Игрушки фото hdИгрушки фото миниатюры

Jed Adan

figurinefigureHd blue wallpapers

Raimond Klavins

musical instrumentchimewindchime

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

architectureHd city wallpapersphuket

Niranjan _ Photographs

bokehbokeh backgroundbokeh light

Browse premium images on Istock | Скидка 20% на iStock

Unsplash logo

Сделайте что-нибудь потрясающее

500+ буддийских изображений [HD] | Скачать бесплатные изображения на Unsplash

500+ буддийских изображений [HD] | Download Free Images on Unsplash
  • A framed photoPhotos 1. 1k
  • A stack of photosCollections 2.3k
  • A group of peopleUsers 9

person

building

architecture

temple

worship

buddha

buddhism

храм

статуя

Шри-ЛанкаHd черные обоикультура

schönau am königsseekönigsseedeutschland

indiamanalihimachal pradesh

heirinji3 chome-1 nobitomeniiza

катмандунепалworship

Buddha imageszenHd green wallpapers

People images & pictureshumanbuddhism

cambodiamonktemple

Yoga images & picturesmeditationaustralia

boudhanathbuildingarchitecture

singaporebuddha tooth relic templeman

–––– – ––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

japanpräfektur wakayamakōya

musical instrumentchimewindchime

thailandhua hinhua hin district

angkor watcambodgesiem reap

tokyotaito city2 uenokōen

thrangu tashi choling monasterysimalchaur syampatinamobuddha road

People images & picturesfaithbow

Religion imagesbangkok

Hd grey wallpapersstatueprayer

Related collections

Буддист

27 фото · Куратор CONG NGUYEN

Буддийские изображения

33 photos · Curated by Michelle Gould

Buddhist symbols

28 photos · Curated by Neile Whitney

sri lankaHd black wallpapersculture

indiamanalihimachal pradesh

tokyotaito city2 uenokōen

Buddha imageszenHd green wallpapers

People images & picturesfaithbow

Yoga images & imagesmeditationaustralia

singapore зуб Будды реликвия храмовник

japanpräfektur wakayamakōya

thailandhua hinhua hin district

heirinji3 chome-1 nobitomeniiza

thrangu tashi choling monasterysimalchaur syampatinamobuddha road

cambodiamonktemple

Hd grey wallpapersstatueprayer

–––– –––– –––– – –––– – – ––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top