Разное

Буддистская символика: Символы буддизма – ВизитБурятия.рф

Символы буддизма – основные знаки и их значение

26.06.2019

110334

Своими корнями буддизм уходит в IV–VI вв. до н. э. – период, когда Сиддхартха Гаутама стал популяризировать в Индии собственную религию об испытаниях, достижении Нирваны и духовном возрождении. Сиддхартха не приветствовал использование своего образа, и для того чтобы проиллюстрировать свое учение, применял разные знаки. Существуют особые символы этой религии, которые Будда получил в дар от Бога после своего просветления. О том, что означает каждый важный символ буддизма, мы расскажем в данной статье.

Символизм буддизма и изображения Будды

Сиддхартха Гаутама выступал против того, чтобы последователи и почитатели ему поклонялись. Поэтому как его собственные образы, так и образы его учений не относятся к периоду его жизни. Однако Гаутама метафорично излагал свои мысли в проповедях и использовал определенные образы, например, когда беседовал с учениками на тему поворота колеса Дхармы.

Об основных символах буддизма и их значении стало известно уже после смерти Гаутамы. По большей части, это были образы, отражающие его философию жизни. Самые ранние священные знаки буддизма – ступа и колесо Дхармы.

По мере того, как религия распространялась и делилась на разные учения, символов буддизма становилось все больше. Эта религия понемногу заимствовала элементы культур, с которыми она соприкасалась.

Для изображения Просветленного в разные периоды по большей части применялись следующие символы буддизма:

  • Колесо с 8 спицами, или Дхармачакра. Символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы.

  • Бодхи. Это дерево – символ буддизма. Считают, что Гаутама стал Просветленным сидя под ним.

  • Следы Будды. По легенде, он оставил отпечатки ступней на камне, чтобы напоминать потомкам о своем присутствии в их материальном мире.

  • Пустой Трон. Напоминает о королевском происхождении Гаутамы и несет в себе идею духовного владычества.

  • Чаша для подаяний. Знак отказа Будды от всех материальных благ. Также чаша символизирует образ жизни монаха.

  • Лев. Один из сильнейших символов. По традиции лев олицетворяет права правителя, силу и власть.

Намного позже появился символ «Глаза Будды», который сейчас часто можно встретить в Непале. Просветленный смотрит во все четыре стороны, что означает его всевидящий ум.

Читайте также: Философия буддизма и ее основные положения

8 благих символов буддизма

Одна тибетская легенда гласит, что когда Будда достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли 8 благоприятных символов. Сегодня эти благие символы буддизма распространены как в Тибете, так и в странах, куда это учение пришло с севера. Истоки их уходят в древние времена, и, помимо буддизма, они также присутствуют в индуизме и джайнизме. Кроме того, их можно увидеть на стенах буддийских храмов и, конечно, в домах приверженцев учения Гаутамы.

Термином «аштамангала» (по-тибетски «Наши Тагъе») называют 8 нарисованных вместе знаков. Их изображают на стенах и дверях домов, в монастырях и храмах. Некоторые основные символы буддизма объединены в группы, но иногда встречаются и по отдельности. В первую категорию входят 8 знаков удачи. Приведем эти символы буддизма и их значение с картинками. Некоторые символы – священные знаки буддизма – трактуют по-разному.

1. Золотые рыбы (матсья).

Этот символ буддизма означает приход в Нирвану и преодоление Океана Сансары. В буддийских сурах приход в Нирвану означает то же самое, что и достижение Того Берега. Как это понимать? Для ответа на данный вопрос нужно уточнить значение противоположного понятия «Этот Берег». В буддизме это Мир Страстей, состоящий из 6 путей. Наше подсознание тесно связано с Миром Форм и напрямую относится к перерождению (Океану Сансары). Люди, плывущие по этому «океану», все время попадают в Мир Страстей. Так и происходит перерождение.

Где находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Человеку, имеющему мирские желания, очень сложно попасть туда. Мирские желания подобны волнам, которые мешают плыть. Если же человек победил их, то с легкостью преодолевает океан. Из этой философии родилось еще одно значение символа «Золотые рыбки», которые начали олицетворять победу над мирскими желаниями. Рыбы не боятся океана и плывут в любом направлении. А золотой цвет символизирует заслуги, обретенные благодаря духовной практике.

У вас возникнет вопрос: почему рыбок две, а не одна? Надо полагать, это подсказка, означающая, что в ходе духовной практики нужно не только учиться жить добродетельно, но и становиться мудрее.

Есть и иные интерпретации (символ буддизма «Рыба» имеет несколько значений). По мнению историков, «Золотые рыбы» олицетворяют собой две реки Индии: священный Ганг и его самый протяженный и полноводный приток – Ямуну. Так объясняли этот знак до появления буддизма. В то время эти реки символизировали левый и правый канал в эфирном теле человека. При этом в древних текстах двух «золотых рыбок» образно сравнивали с глазами Спасителя.

2. Лотос (падме).

Главный символ буддизма в Индии. Олицетворяет полное очищение тела, речи, сознания. Белый цвет – символ чистоты в буддизме, стебель – буддийские практики, возвышающие разум над земной жизнью.

Конечно же, среди знаков аштамангалы обязательно присутствует лотос. Индийский, или священный лотос, – очень популярное растение с округлыми листьями. Его заросли часто можно увидеть в водоемах Юго-Восточной Азии. В индийских храмах и странах Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения разных божеств, восседающих на огромном лотосе. Так, лепестками этого цветка часто окружен сидящий принц Гаутама – основоположник буддийского учения.

Здесь лотос – символ (буддизм) творческой силы, точка ее зарождения. Буддийский рай нередко изображают как место, где люди восседают на цветах лотоса. Согласно одному из мифов, лотос образуется из тела бога Вишну, и его лепестки дают начало горам, рекам и долинам. В индийской мифологии бога Браму нередко изображали сидящим на лотосе. На этом цветке индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан.

В Японии изображение лотоса часто используют в ювелирном искусстве. Хрустальный лотос, согласно учению фэн-шуй, приносит удачу и любовь. Его прозрачные лепестки пропускают через себя всю негативную энергию ша, превращая ее в ци и равномерно распределяя по комнате. Этот цветок – символ буддизма, а потому амулет с его изображением часто хранят в домах, считая, что он приносит здоровье всем членам семьи.

3. Благой зонт (чхатра).

Считается, что этот символ веры буддизма защищает от помрачений сознания и страданий. Является знаком благих поступков, которые совершаются с целью защиты всего живого от болезней и неудач, а также ограждения трех низших и трех высших миров от печалей. Здесь можно провести аналогию с обычным зонтом, который защищает от дождя и зноя. А драгоценный зонт защищает от неудач и бед сансары.

Традиционно зонт символизирует благородное происхождение и защиту, богатство и королевскую власть. Его тень оберегает от палящих солнечных лучей, а прохлада олицетворяет защиту от мучительного жара страданий, желаний, неудач, болезней и пагубных сил.

Кроме того, зонт означает благородное происхождение и исключительное богатство, а также указывает на положение в обществе. Чем больше зонтов несет окружение, тем выше статус. По традиции 13 зонтов соответствовали королевскому статусу, а раннее буддийское учение в Индии заимствовало эту цифру как символ верховного положения Будды, которого считали «вселенским монархом» или Чакравартина. 13 колес в форме зонтов объединены в конические шпили ступ, символизирующие основные события в жизни Будды, и включают в себя его реликвии.

Зонт над головой – знак славы и уважения, и именно поэтому он стал одним из основных символов в раннем буддизме. Однажды драгоценный белый зонт Будде подарил повелитель богов Махадева, в качестве украшения на голову. Считалось, что такой зонт защищал от недугов, воздействия темных сил, страданий, глупости, гнева, гордости и зависти в этой и в последующих жизнях.

Другая версия гласит, что король Нагов подарил Просветленному зонт, инкрустированный драгоценностями с колокольчиками по краям. Зонт был изготовлен из золота, рукоятка – из сапфира, а камни по краям выделяли нектар.

На изображениях нередко можно увидеть крупный белый зонт над головой Просветленного. Позднее он преобразовался в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый зонт» является одной из самых сложных йидамов Ваджраяны с тысячей рук, ног, голов, с «тысячей миллионов глаз».

Ее двурукую форму часто изображают как держащую белый зонт над сидящим Буддой. Традиционно зонт в буддийском учении включает в себя длинную белую или красную сандаловую рукоятку или ось, украшенную сверху маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его остов в форме купола покрыт шелком белого или желтого цвета, а складки шелковой бахромы вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками прикреплены по краям. Среди украшений для зонта также можно увидеть павлиньи перья, ожерелья из драгоценных камней и подвески из хвостов яка.

Диаметр церемониального шелкового зонта, как правило, чуть менее 1,5 м. За счет этого нести его можно на расстоянии как минимум метра над головой. Нередко можно встретить изделия квадратной и восьмиугольной формы. Большие зонты красного или желтого цвета часто подвешивают над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах.

Зонт из шелка белого или желтого цвета означает духовное владычество. При этом изделие из павлиньих перьев – символ мирской власти. Купол зонта – знак мудрости, а его свисающие по краям оборки из шелка – разные проявления сострадания. Белый зонт, подаренный Будде, в большей мере означает его защиту всего живого от страхов и заблуждений.

4. Драгоценная ваза (бумпа).

Символизирует неисчерпаемое богатство, доступное в буддизме, процветание, долгую жизнь и все мирские блага.

Легенда гласит, что бог Шадана подарил Просветленному вазу как шейное украшение. Как и другие священные символы буддизма, этот предмет – знак достатка и богатства по всех сферах жизни.

Помимо всего прочего, драгоценная ваза является неиссякаемым источником изобилия, помогает исполнять желания и достигать поставленных целей. Эти силы помогают и в реализации духовного намерения покинуть бесконечный цикл перерождений и прийти в Нирвану.

По традиции вазу изображают в форме золотого кувшина для воды с украшениями:

  • крышкой, инкрустированной драгоценностями;

  • лепестками лотоса, которые опоясывают сосуд в разных частях;

  • россыпью драгоценностей по всей вазе;

  • широкой шелковой лентой, обвязывающей горлышко.

Драгоценную вазу часто используют в буддийских ритуалах. Этот сосуд считают неиссякаемым, поскольку дары в нем никогда не заканчиваются. Что в нем находится? Есть несколько предположений на этот счет. Согласно одному из них, в вазе – сладкий нектар, отведав который, каждый может обрести бессмертие. Другая версия гласит, что сосуд содержит в себе нескончаемый источник драгоценностей.

Надо понимать, что драгоценности в понимании буддистов – это, в первую очередь, божественное просветление и мудрость. А напиток бессмертия, по их мнению – ясное и непрерывное сознание, благодаря которому можно познать легкость бытия и взять этот опыт с собой в последующую жизнь после реинкарнации. Следовательно, каждый буддист должен не только совершать благие дела, но и укреплять терпение и стойко переносить возвращающуюся негативную карму за прошлые грехи.

Согласно некоторым толкованиям, горлышко сосуда запечатано корнями дерева желаний. Такую вазу, наполненную драгоценностями и запечатанную корнями, размещали (или закапывали) в священных землях, местах поклонения, водоемах и тропах в горах. При этом, размещенная на горных тропах, она умиротворяла духов, которые там присутствовали.

5. Раковина (шанкха).

Как и прочие буддийские знаки, у нее есть своя интерпретация. Белая раковина со спиралью, закрученной вправо, символизирует просветление Будды. Кроме того, это благая весть всему живому о возможности достичь просветления.

В древние времена раковина представляла собой музыкальный духовой инструмент. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она символизировала звук, который распространялся повсеместно. Так же и буддийское учение передается по всем направлениям с призывом всему живому проснуться от сна неведения.

В природе, как правило, встречаются раковины с закрученной влево спиралью. Раковины, спираль которых закручена вправо, – явление редкое. Именно их люди воспринимали как священные знаки. По направлению их спирали связывали движение небесных светил: звезд, планет, включая солнце и луну.

6. Бесконечный узел (шриватса).

Иначе этот символ буддизма называют тибетским узлом. Символ узла изображен как бесконечная переплетенная лента, изогнутая под прямыми углами. Сегодня можно встретить китайские сувениры с очень искусно переплетенными шнурами, похожими на «бесконечный узел».

Считается, что прототип узла – древний знак в виде клубка с переплетенными змеями, ассоциирующимися с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам тела человека. В традиционных индийской, китайской, тибетской и монгольской культурах у «бесконечного узла» своя трактовка, в соответствии с которой это символ бесконечности. Буддизм рассматривает узел как бесконечный жизненный круговорот и сложную связь противоположных начал, а также мудрость Будды, неотделимую от его сострадания. Существуют и другие интерпретации, связанные с течением жизни и сложными духовными исканиями.

7. Колесо дхармы (Дхармачакра).

После достижения Будды просветления, Брахма передал ему колесо дхармы и попросил обучать других этой религии. На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с 6–8 спицами есть в старинных индийских храмах. Как символ буддизма Колесо Сансары означает непрерывный круговорот: рождения и смерти, в котором душа ищет пути обретения свободы.

Слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать»). В широком понимании означает религию, помогающую действовать правильно, по нормам морали.

Колесо состоит из трех частей: ступицы, обода, спиц. Эти буддийские знаки символизируют ключевые положения этой веры. Ступица – символ веры буддизма, означающий моральную дисциплину и стабилизирующий состояние ума. Обод – концентрация, за счет которой движется колесо. А 8 спиц означают мудрость и благой восьмеричный путь Будды.

Это элементы пути, по которым нужно идти для избавления от переживаний и обретения душевного покоя:

  • правильное мышление;

  • правильное воззрение;

  • правильное поведение;

  • правильная речь;

  • правильный образ жизни;

  • правильное осознание;

  • правильное усилие;

  • правильное созерцание.

Человек, желающий достичь такого состояния, должен научиться мыслить иначе, изменить свои цели, поведение и жить по-другому. Когда он сможет концентрироваться, изменит свое мышление и научится правильно излагать мысли, то освободится и избавится от кармы – груза неправильных поступков, совершенных его предками.

В индийской иконографии в форме круга, напоминающего колесо, изображают и бхавачакра. Этот знак связан и с дхармачакрой – все тем же непрерывным колесом жизни. Сувенир в виде такого колеса говорит о намерении улучшить жизнь, наполнить ее светом и духовностью. Это пожелание избавиться от негативных мыслей и стать свободнее духовно.

8. Знамя победы (дхвая).

Символизирует победу буддийского учения над смертью, невежеством, дисбалансом и всем негативом земной жизни. На крышах монастырей в Тибете часто устанавливают флаги всех размеров и модификаций. Также такой стяг находится на вершине горы Меру (Сумеру).

Победный флаг Просветленному преподнес бог Кришна в качестве телесного украшения в форме цилиндрической многоярусной фигуры.

Флаг означает победу над врагами и преградами, над демонами, марой и приверженцами ложного мировоззрения.

Дхвая (дхваджа) – это санскритское слово, означающее эмблему, знамя. Изначально являлось боевым флагом в древнеиндийском воинском искусстве. Он служил украшением задней части колесницы великого война. Устанавливали его позади королевского зонта.

Каждый флаг был украшен определенной эмблемой короля или воина. На колеснице Кришны, к примеру, присутствовал флаг с гарудой, а Арджуны – флаг с обезьяной. Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец. Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе.

В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона.

Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг – из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа».

В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами.

Самый традиционный вид флага – это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени – повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф.

Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами. Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией.

У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур – к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу. Как правило, их соотносят с элементами Благородного Восьмеричного Пути:

  1. Зеркало, преподнесенное Будде богиней формы, для удачного преодоления преград и получения удовольствия от учений Дхармы. Это символ правильного размышления, раскрывающего главный смысл, подобно зеркалу, которое отражает различные формы.

  2. Гхиванг – медицинский камень, также подаренный Просветленному. Это желудочный камень волшебного слона, имеющий большую целительную силу и призванный облегчить страдания всего живого. Является символом хорошей памяти, защиты ума и устранения страстей, злости и невежества.

  3. Простокваша, которую Просветленному преподнесла деревенская девушка Суджата, для поддержания его тела на пути в Нирвану. Знак правильного образа жизни и удовлетворенности любым имуществом, нажитым праведным путем.

  4. Трава куша, подаренная Будде на долгую жизнь и сохранение здравого рассудка. Знак правильного усилия, необходимого для стремительного достижения Нирваны.

  5. Древесное яблоко билва, которое Просветленному подарил бог Брахма на исполнение всех желаний. Символ правильного поведения для культивации добродетели и борьбы с порочным образом жизни.

  6. Раковина, поднесенная Будде богом Индрой, для успешного распространения учения Дхармы. Знак правильной речи, излагающей учение без усилий, подобно звуку, который издает раковина.

  7. Красный порошок синдхура. Чаще всего – символ власти. Его Будда получил от святого аскета для превосходства над всем миром. Знак правильного созерцания, помогающий достичь всеведения и всемогущества.

  8. Белые горчичные зерна, полученные Буддой от Ваджрапани. Символ успешной борьбы с препятствиями и правильного воззрения, разрушающего любые преграды.

Читайте также: Истины буддизма

Другие символы буддизма и подношения

В буддизме, помимо 8 благоприятных символов и драгоценных предметов, есть и другие знаки:

  • Триратна. Ядро буддийского учения, включающее в себя три столпа – Будду, Дхарму (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь), тесно связанные друг с другом. Трирату изображают в виде трех драгоценных камней.

Триратна значит, что без исторического Будды Шакьямуни не существовали бы Дхарма и Сангхи. Не будь у него своего духовного учения, Просветленный не стал бы великим, не сформировалась бы буддийская религия. Без Сангхи эту традицию не передавали бы через столетия.

  • Ом. Священный звук, корни которого уходят в индуизм. Символ ом в буддизме – знак единства всего в мире, в том числе, земли, небес и подземной жизни. Согласно другой теории, это представление трех богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Ом – это одна из самых сильных мантр, которую воспевают в течение вот уже многих тысячелетий.

  • Свастика означает следы духовного правителя. Также это символ солнца в буддизме. Нередко ее используют, чтобы обозначать начало текстов. В современном буддийском учении на Тибете этот солнечный круг используют в качестве украшения для одежды. По мере того, как распространялась религия и ключевые символы буддизма, свастика стала элементом китайской и японской иконографии, в которой использовали знак плюрализма, изобилия, процветания и долгих лет жизни.

  • Цикличная система существования – это еще один символ буддизма, Колесо Сансары. Возникла в Индии задолго до появления Будды. Ее изображали как круг, поделенный на 6 секторов-царств с множеством подразделений в каждом.

Несмотря на то, что последователи Дхармы могут следить за существованием людей и смотреть, как они идут на поводу своих чувств, сами они не хотят жить в этом мире, поскольку понимают связанное с ним рабство. Они хотят прекратить цикл перерождений, покинуть Колесо Сансары, помочь другим достичь Нирваны и проникнуться природой Будды.

В художественной интерпретации в этом круге Небеса располагаются наверху, окруженные Асурами с одной стороны и Царством людей с другой. Внизу находятся два ада, один из которых населен призраками, другой – животными.

Есть также священные символы буддизма, при помощи которых в этом учении делают подношения.

Совершение подношений – частое явление в странах Востока. На Тибете символ пожертвований – маленькие чаши с водой, цветами, ладаном, свечами, едой и благовониями. Связан такой формат с древней традицией приема важных гостей.

Кратко расскажем об основных дарах:

  • Вода для очищения рта или лица – символ всех благоприятных причин и условий, которые ведут к благоприятным результатам.

  • Вода для омовения ног, в которую добавляют ладан или сандаловое масло, – очищает, избавляет от плохой кармы и печали.

  • Цветы – означают щедрость и открытое сердце.

  • Благовония – символ концентрации и дисциплины, настойчивости или радостного усилия. Выступают в качестве посредников в общении человека и Будды и помогают приблизиться к просветлению.

  • Свет – символизирует ясность и стабильность, а также красоту, рассеивающую невежество.

  • Пища с множеством различных вкусов – это самадхи, нектар или амброзия, которая «напитывает» ум.

  • Музыкальные инструменты – имеют природу мудрости, благоприятную для слуха Будды, Бодхисаттвы и всех просветленных существ. У всех явлений – характер взаимозависимости причин и условий, однако звук понять проще всего.

Читайте также: Тибетские поющие чаши и их позитивное воздействие на человека

Где найти символы буддизма

Учение о чакрах, медитация, фен шуй, Книга Перемен — каких только чудес и драгоценных знаний не подарил нам Восток! Если вы тоже, как и мы в “Ведьмином Счастье”, очарованы восточными традициями, загляните к нам в каталог.

Мы собрали для вас оригинальные восточные благовония, книги о прорицании и духовных учениях Востока, инструменты для медитации, восточные символы, приносящие удачу. Словом, в “Ведьмином Счастье” есть всё, что может понадобиться упорному искателю, планирующему погружение в тайны восточной мистики и духовности.

Не нашли, что искали? Пишите на [email protected] или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

“Ведьмино Счастье” – магия начинается здесь.

КУПИТЬ ТИБЕТСКИЕ БЛАГОВОНИЯ

Автор: Редакция сайта “Ведьмино счастье”

ПоделитьсяПоделитьсяПодписаться на обновления

26.06.2019

110334

Благие символы

Часто на груди у буддистов в качестве охранного знака, выполненного в виде подвески, можно увидеть узел бесконечности, цветок лотоса или изображение двух золотых рыбок. Эти и еще пять других предметов, которые вместе принято называть «восемь благих символов буддизма», или «восемь буддистских драгоценностей», обязательно присутствуют в том или ином виде в каждом дацане. Иногда как отдельно стоящие металлические или деревянные скульптуры, часто в виде рисунка на ткани или бумаге. В Петербургском дацане, например, они изображены на витражах, выполненных по эскизам Николая Рериха. Часто изображения всех или отдельных символов находятся у верующих дома. Многие из этих символов давно используются в качестве орнаментов в буддистском искусстве. Каково же значение буддистских символов?

Все восемь драгоценностей были вручены Будде божествами индуисткого пантеона.

Первый – Благой Зонт – преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. В Индии зонт от солнца считался символом защиты, а также царского величия. Поскольку зонт держат над головой, естественно, что он символизирует почет и уважение. Светские правители использовали зонты из павлиньих перьев. Как обычный зонтик защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от жара омрачений, а также оберегает от страданий. На духовном уровне – рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость. Символ благих деяний, совершаемых, чтобы защитить живые существа от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Обычно имеет деревянный каркас со спицами и шелковый купол, чаще желтого цвета, с оборкой по краям. Такой зонт держат над большими учителями или главой Сангхи (Общины). Говорят, что учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали тринадцать зонтов.

Второй символ – Золотые рыбки – Будде подарил бог Вишну как украшение для глаз. Золотыми их называют из-за сияния, исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер, поэтому эти рыбы олицетворяют полноценные богатства, символизируют избавление от страданий и достижение духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший Просветления, не знает границ и препятствий.

Третий благой символ – Драгоценная ваза, или Драгоценный сосуд, исполняющая все желания. Вазу преподнес Будде бог Шадана как украшение для горла, она считается кладезем всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Ваза символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления. Драгоценная ваза используется в буддистских церемониях и ритуалах.

Четвертая драгоценность – Цветок лотоса. Считается, что белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для языка. В буддизме лотос – символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным. Здесь цветок олицетворяет непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений и достичь Просветления.

Пятый символ – Белая раковина с завитком, повернутым вправо (закрученная по часовой стрелке) преподнесена Будде богом Индрой как украшение для ушей. Такая раковина в природе встречается редко и считается обладающей особенными свойствами.

Символизирует звук Учения Будды, распространяющийся повсюду свободно, и пробуждающий учеников от сна неведения. В древности раковина использовалась как музыкальный инструмент, сейчас такие раковины используются при проведении буддистских ритуалов, в них также дуют перед началом больших хуралов (молебнов), призывая божеств посетить этот ритуал.

Шестая драгоценность – Узел бесконечности, или Бесконечный узел – подарил Будде бог Ганеша как украшение для сердца. Как узел не имеет конца, так и символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной мудрости. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех явлений и живых существ во Вселенной, а так же единство сострадания и мудрости.

Под седьмым номером выступает Знамя победы (Стяг победы), его преподнес Будде бог Кришна как украшение для тела. Знамя установлено на вершине горы Меру (Сумеру). Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует Вселенная.

Знамя победы представляет собой цилиндрическую многоярусную фигуру, которая символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Восьмым символом буддизма является Колесо Учения (Колесо Дхармы). Золотое колесо учения вручил Будде Брахма как украшение для стоп. Это колесо Чакравартина, Владыки мира, на котором он передвигается, рассекая восемью острыми спицами все возникающие на пути помехи. Колесо Учения символизирует Дхарму (Учение), Слово Будды. Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

1. Правильное воззрение.
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильный образ жизни.
6. Правильное усилие.

7. Правильное осознание.
8. Правильное созерцание.

Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона. Первая проповедь Будды, после достижения им Совершенного Пробуждения, получила название «Первый Поворот Колеса Дхармы». Четыре Благородные Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона. Колесо Учения – это символ продвижения к Просветлению, где спица означает мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность.

Руководство по расшифровке буддийской символики в тибетском искусстве

Буддийские тханки визуально завораживают и впечатляют, но в них есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Тханки часто сосредотачиваются на определенном божестве и сцене, а их форма и окружающие детали часто богаты символикой, что превращает их в средство религиозного повествования. Из-за этого извлечение всех тонкостей и смыслов из картин требует обучения.

По Дебора Климбург-Солтер , приглашенный куратор выставки Неизвестный Тибет: экспедиции Туччи и буддийская живопись Музея Азиатского общества, тибетские тханки изначально создавались с целью помочь зрителю или практикующему буддизм в его путешествии к просветлению. В своем эссе-каталоге выставки «Как читать тибетскую живопись» Климбург-Солтер говорит, что характеристики тханки, такие как организация и сопоставление фигур, повторение фигур и размер, способствуют повествованию картины.

Для полного понимания символического выражения религиозного, социального и даже политического контекста тханки потребуется степень в области истории искусства, но вы можете изучить некоторые основы, используя наше руководство ниже.


Цветок лотоса
Лотос часто считают символом духовной чистоты. Говорят, что цветение лотоса имитирует буддийский восьмеричный путь: он растет из грязи (цикл жизни), кажется чистым на поверхности и парит над грязью (очищение), прежде чем, наконец, расцветает прекрасный цветок (просветление). .


Знамя Победы
Знамя Победы состоит из четырех цветных полос ткани, символизирующих победу Будды над четырьмя марами, или силами, препятствующими на пути к просветлению: гордостью, желанием, беспокоящими эмоциями и страхом смерти.


Раковина
Говорят, что эхо раковины символизирует глубокий, мелодичный, далеко идущий звук дхармы, учения Будды, который пробуждает духовных учеников от невежества.


Колесо Дхармы
Колесо Дхармы, иногда называемое золотым колесом или дхармачакрой, всегда изображается с восемью спицами. Эти спицы представляют принцип Восьмеричного Пути: правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение.


Зонт от солнца
Зонт — это символ защиты от вредных сил и место, где можно укрыться, подобно тому, как последователи укрываются в дхарме.


Ваза с сокровищами
Ваза с сокровищами с пылающими драгоценностями символизирует учение Будды о дхарме, которое, несмотря на то, что им делятся с другими, никогда не теряет ценности. Он также в более широком смысле представляет долгую жизнь, здоровье, богатство, процветание и другие блага в этом мире.


Витарка Мудра
На санскрите витарка означает прикладное мышление или рассуждение. Мудра часто считается жестом обсуждения или дебатов. Здесь у нас есть лама с поднятой правой рукой и большим пальцем, касающимся указательного пальца, что указывает на то, что он учит.


Дхьяна-мудра
Этот жест часто ассоциируется с медитацией, представляя верховенство просветленного ума и мудрости.


Бхумиспарша Мудра
Все пять пальцев правой руки вытянуты, чтобы коснуться земли. Этот жест рукой символизирует вызов Буддой Стхавары, богини земли, чтобы засвидетельствовать свое поражение мары   (препятствующая сила), за которой последует своим достижением просветления.


Варада Мудра
Эта мудра символизирует милосердие и сострадание. Это жест осуществления желания посвятить себя спасению человека.


Увеличенные изображения

Будда Шакьямуни, Тибет, 18 век, Традиция: Гелуг, Краски на ткани, Инв. 970/803. На этом изображении Шакьямуни одет в лоскутное одеяние монаха и сидит в позе медитации на лотосе. Цонкапа, основатель традиции гелуг, изображен прямо над Шакьямуни. Каждого из них окружают их главные ученики. Имена учеников Шакьямуни выделены золотом под каждым. Это Шари бу (Шарипутра) и Монгал бу (Маудгальяяна). Другая надпись справа, под лотосовым троном Шакьямуни, может быть переведена как «Я простираюсь ниц перед Шакьямуни».

Линия Сакья Ламдре, 16–17 вв. Шалу, Шигадзе, Цанг (Южно-Центральный Тибет), Традиция: Пигменты Сакья на ткани MU-CIV/MAO «Джузеппе Туччи», инв. 881/714. Эта картина является пятым изображением из того, что, вероятно, было набором из восьми картин эзотерической традиции традиции Сакья, и было получено вместе с другим образцом живописи линии передачи Сакья Ламдре, выставленным поблизости, Туччи в Цанге, регионе, который он знал особенно хорошо из-за значительного количества времени, которое он провел, обучаясь в монастыре Сакья. Предоставлено Музеем цивилизации — Музеем восточного искусства «Джузеппе Туччи», Рим.

Куллапантханка (или Кудапантхака) Архат, 17 век, Возможно, Кхам (Восточный Тибет), Традиция: гелуг, Пигменты на ткани, Инв. 930/763. Расположение, как указано на оборотной стороне: 8-я справа Куллапантханка — последняя или восьмая картина справа от Будды. Два Архата, занимавшие шестую и седьмую позиции на этой стороне, отсутствуют в наборе. Говорят, что Куллапантханка жил на Пике Стервятника, одном из любимых мест Будды для медитации, со свитой из 16 000 архатов. Там даже дикие звери любили слушать его речи, как это видно по паре птиц справа от Архата и дракону под ними в нижнем углу. На этой картине царская чета стоит перед Архатом и предлагает ему голубой драгоценный камень.

Бутанский иерарх Джигме Сенге, Последняя четверть 18 века, Бутан, Традиция: Друкпа Кагью, Пигменты на ткани, Инв. 912/745. Это редкое изображение Джигме Сенгге (1742–1789), второго Тритула или воплощения держателя трона Бутана, и его происхождения, вероятно, было сделано в Бутане в знак благочестия. Изображенные учителя принадлежат к традициям Друкпа Кагью и Ньингма. Джигме Сенгге носит тип шляпы, связанной с Падмасамбхавой, которая представляет собой типичную шляпу традиции ньингма с выступающими крыльями по бокам и ваджрой, выступающей из макушки шляпы. Он держит ваджру в правой руке и балансирует вазой на левой ладони. Пейзаж и характерная цветовая палитра соответствуют бутанским живописным традициям.

Бутон Ринчендруб, 16 век, монастырь Шалу, Шигадзе, Цанг (Южно-Центральный Тибет). Традиция: Сакья. Пигменты на ткани. MU-CIV/MAO «Джузеппе Туччи».

Панчен-лама, начало 17 века, У (Центральный Тибет), традиция гелуг, краски на ткани, инв. 883/716. Туччи заявил, что приобрел эту тханку в монастыре Ташилунпо, расположенном к юго-западу от Лхасы, где, возможно, была создана эта стилистически необычная картина. Панчен-лама, главная фигура традиции гелуг, изображенный в центре композиции, сидит, держа руку в бхумиспарше, или мудре, касающейся земли. Говорят, что эту мудру использовал Будда Шакьямуни в тот момент, когда он призвал Землю, чтобы засвидетельствовать свои добрые дела из предыдущих жизней и победить Мару, прежде чем он достиг просветления. Как обычно, не требовалось подписи, чтобы идентифицировать изображение такой важной исторической личности. Судя по архаичному впечатлению, создаваемому жесткими громоздкими пропорциями центрального ламы, можно предположить, что это относительно ранняя картина, изображающая Первого Панчен-ламу Лобсанга Чоки Гьялцена (1569 г.).–1662).

Цонкапа и сцены из его жизни, 18 век, Индия, традиция: гелуг, пигменты на ткани, инв. 890/723. На этой картине центральное изображение Цонкапы окружено сценами из его жизни, начинающимися снизу в центре и продолжающимися по часовой стрелке. Картина примечательна удивительно тонким и подробным изображением людей, архитектуры и природы и необычна тем, что основана на серии деревянных блоков из У в Центральном Тибете. Когда во время реставрации с этой тханки сняли парчовые каймы, обнаружилась надпись, которая идентифицирует ее как третью слева из серии картин. Туччи приобрел эту картину в монастыре Кий в Спити, штат Химачал-Прадеш.

Пятый Далай-лама, Нгаванг Лобсанг Гьяцо, конец 17 века, Лхаса, У (Центральный Тибет). Традиция: гелуг. Ксилография на льняной ткани. MU-CIV/MAO «Джузеппе Туччи»

Зеленая Тара, середина XIX века, Монголия, пигменты на ткани, инв. 911/744. Монгольская художественная традиция середины девятнадцатого века Центральная Зеленая Тара на этой картине имеет изображение красного Будды Амитабхи в ее короне, а не зеленого Амогасиддхи, который чаще встречается там. Другие ее атрибуты, такие как цветы, которые она держит в руках. и ее спутники Маричи и Экаджата соответствуют стандартным изображениям Тибетские и монгольские надписи используются в картине как призывы к Таре и Авалокитешваре, написанные под лотосовым троном, а также для идентификации божеств.

Белая Тара, 19 век, У (Центральный Тибет), традиция: возможно, гелуг, пигменты на ткани, инв. 997/830. Подобно Ушнишавиджая, божеству на Золотой Тханке поблизости, Белая Тара — божество долгой жизни. 116 маленьких повторений Белой Тары окружают большое изображение на этой картине. Между фигурами появляются благоприятные символы.

Буддийские символы

Буддизм зародился еще в 4 или 6 веке до нашей эры, когда Сиддхартха Гаутама начал распространять свое учение о страдании, нирване и перерождении в Индии. Сам Сиддхартха не хотел принимать изображения самого себя и использовал множество различных символов, чтобы проиллюстрировать свое учение. Есть восемь различных благоприятных символов буддизма, и многие говорят, что они представляют дары, которые Бог сделал Будде, когда он достиг просветления.

Неизвестно, какую роль играло изображение в раннем буддизме, хотя многие сохранившиеся изображения можно найти, потому что их символическая или репрезентативная природа не была ясно объяснена в ранних текстах. Среди самых ранних и наиболее распространенных символов буддизма — ступа, колесо Дхармы и цветок лотоса. Колесо дхармы, традиционно представленное восемью спицами, может иметь множество значений. Первоначально оно означало только королевскую власть (понятие «Монарх Колеса» или «Чакраватин»), но начало использоваться в буддийском контексте на Столпах Ашоки в 3 веке до нашей эры. Колесо Дхармы обычно рассматривается как относящееся к историческому процессу обучения буддхадхарме; восемь спиц относятся к Благородному Восьмеричному Пути. Лотос также может иметь несколько значений, часто относящихся к изначально чистому потенциалу ума.

Другие ранние символы включают Трисулу, символ, используемый примерно со 2-го века до нашей эры, который сочетает в себе лотос, ваджрный алмазный жезл и символизирует три драгоценности (Будда, дхарма, сангха). Свастика традиционно использовалась в Индии буддистами и индуистами как знак удачи. В Восточной Азии свастика часто используется как общий символ буддизма. Свастика, используемая в этом контексте, может быть обращена как влево, так и вправо.

Ранний буддизм не изображал самого Будду и, возможно, был аниконическим. Первый намек на человеческое изображение в буддийской символике появляется со следом Будды.

 

Зонт или зонт

Зонт может защитить людей от различных стихий, таких как солнце или дождь. В этом контексте зонт или зонт может означать защиту от страданий и вредных сил. Это также может означать наслаждение прохладной тенью, которую он дает.

 

Две золотые рыбки

В старые времена две рыбы символизировали реки Ганг и Ямуну. Благодаря толкованию он стал означать удачу и удачу. Это также означает смелость и бесстрашие противостоять океану страданий и уметь свободно плавать, как рыба в воде.

 

Этот большой снаряд использовался во многих странах в качестве традиционного боевого рога. В буддизме белая раковина, закручивающаяся вправо, может означать глубокий и радостный звук учений Дхармы. Это символ пробуждения, которое получают ученики, когда слышат эти учения. Раковина также может означать пробуждение людей от невежества.

 

Узнайте больше о Цветке лотоса

Лотос использовался во многих учениях буддизма для передачи истинной природы всего человечества. Корни лотоса увязли глубоко в грязи, но он все еще растет над мутной водой и расцветает красивым благоухающим цветком. Лотос может быть аналогичен тому, как мы поднимаемся от наших страданий, чтобы достичь просветления, красоты и ясности. Разноцветные лотосы в буддизме означают разные вещи. Белый означает духовную и умственную чистоту, розовый означает традиционный Будда, фиолетовый означает мистицизм, красный означает любовь и сострадание, а синий означает мудрость.

 

Знамя Победы

Этот символ представляет собой победу Будды над демоном Марой. Этот демон в буддизме является синонимом страсти, похоти и гордыни. Знамя Победы используется, чтобы напомнить людям, что нужно победить свою гордость, похоть и страсти, чтобы достичь просветления.

 

Ваза

Ваза может быть наполнена разными предметами. Ваза в буддизме может означать поток здоровья, богатства, процветания и всего хорошего, что приходит с просветлением.

 

Это колесо также называют дхарма-чакрой или дхамма-чакрой и часто используется для представления самого Будды. Он также повсеместно стал символом буддизма. Колесо Дхармы имеет восемь спиц, которые представляют Восьмеричный Путь Будды.

 

Вечный узел

Переплетение линий в вечном узле символизирует связь всего. Он также может представлять, как религия и мирские дела, а также сострадание и мудрость объединены и связаны друг с другом.

Подвеска «Тибетский узел»

 

Патна в индийском штате Бихар), при котором Сиддхартха Гаутама, духовный учитель и основатель буддизма, позже известный как Гаутама Будда, достиг просветления, или Бодхи. В религиозной иконографии дерево Бодхи узнаваемо по его сердцевидным листьям, которые обычно выставлены на видном месте. Чтобы дерево Бодхи полностью выросло, требуется от 100 до 3000 лет.

Термин «Дерево Бодхи» также широко применяется к существующим в настоящее время деревьям, в частности к Священному инжиру, растущему в храме Махабодхи, который является прямым потомком исходного экземпляра. Это дерево часто посещают паломники, поскольку оно является самым важным из четырех основных мест паломничества буддистов. Другими священными деревьями Бодхи, имеющими большое значение в истории буддизма, являются дерево Анандабодхи в Сравасти и дерево Бодхи в Анурадхапуре, Шри-Ланка. Считается, что оба они произошли от исходного дерева Бодхи.

 

След Будды — это отпечаток одной или обеих ног Гаутамы Будды. Есть две формы: естественные, найденные в камне или горной породе, и созданные искусственно. Многие из «естественных», конечно же, признаются не настоящими следами Будды, а их копиями или изображениями, которые можно считать Четия (буддийские реликвии), а также ранним аниконическим и символическим изображением Будды. Следы Будды изобилуют по всей Азии и относятся к разным периодам. Они часто имеют отличительные знаки, такие как Дхармачакра в центре подошвы или 32, 108 или 132 благоприятных знака Будды, выгравированные или нарисованные на подошве.
Пустой трон  содержит понятие «пустой», важный элемент мистицизма. Этот символ также символизировал королевскую власть Сиддхарты Гаутамы.
Чаша для подаяния Чаша для подаяния — самый простой, но один из самых важных предметов в повседневной жизни буддийских монахов. Чаша для подаяния была основным символом избранной жизни буддийского монаха.
Лев — один из важнейших символов буддизма. Лев — это символ королевской власти, который символизировал то, частью чего был Будда до достижения просветления. Это также сила учения Будды, и его довольно часто сравнивают с львиным рыком.
Восемь Благоприятных Символов  – или (Аштамангала) представляют собой священный набор Восьми Благоприятных Знаков, присущих ряду Дхармических Традиций, таких как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. Символы или «символические атрибуты» — это йидамы и инструменты обучения. Эти атрибуты, эти энергетические подписи не только указывают на качества просветленного потока ума, но и являются украшением, украшающим эти просветленные «качества». Сохранилось множество культурных перечислений и вариаций Аштамангала. Группы из восьми благоприятных символов первоначально использовались в Индии на церемониях, таких как инаугурация или коронация короля. Ранняя группа символов включала: трон, свастику, отпечаток руки, узел с крючком, вазу с драгоценностями, фляжку для возлияния воды, пару рыб, чашу с крышкой. В буддизме эти восемь символов удачи представляют собой подношения, сделанные богами Будде Шакьямуни сразу после того, как он достиг просветления.

Зонт или зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти, поскольку человек должен был быть достаточно богат, чтобы владеть таким предметом, и, кроме того, чтобы кто-то его носил. Это указывает на «царскую легкость» и силу, переживаемую в буддийской жизни непривязанности.

Две рыбы изначально представляли две главные священные реки Индии – Ганг и Ямуну. Эти реки связаны с лунными и солнечными каналами, которые берут начало в ноздрях и несут чередующиеся ритмы дыхания или праны. Они имеют религиозное значение в индуистской, джайнской и буддийской традициях, а также в христианстве (знак рыбы, кормление пяти тысяч). В буддизме рыба символизирует счастье, так как имеет полную свободу передвижения в воде. Они символизируют плодородие и изобилие. Часто нарисованы в виде карпов, которые считаются на Востоке священными из-за их элегантной красоты, размера и продолжительности жизни.

Ваза с сокровищами или Урна Мудрости олицетворяет здоровье, долголетие, богатство, процветание, мудрость и явление пространства.

Цветок лотоса , олицетворяющий «изначальную чистоту» тела, речи и ума, парящий над мутными водами привязанности и желания; представляет собой полный расцвет благотворных поступков в блаженном освобождении.

Раковина  – Белая раковина с правым поворотом, олицетворяющая прекрасный, глубокий, мелодичный, всепроникающий и всепроникающий звук Дхармы Будды, который пробуждает учеников от глубокого сна невежества и побуждает их к достижению собственного благополучия и благополучия других. .

Узел — «бесконечный узел»  или «вечный узел» представляет собой переплетение мудрости и сострадания; представляет взаимную зависимость религиозной доктрины и светских дел.

Знамя Победы  – Знамя Дхваджа было военным штандартом древнеиндийской войны. Макара Дхваджа стал впоследствии эмблемой ведического бога любви и желания — Камадевы. В тибетской традиции дается список из одиннадцати различных форм знамени победы, представляющих одиннадцать конкретных методов преодоления загрязнений. На крышах тибетских монастырей можно увидеть множество вариаций дизайна Дхваджи, символизирующих победу Будды над четырьмя марами.

Колесо Дхармы (Дхармачакра)  – Колесо Закона, иногда представляющее Будду Шакьямуни и учение Дхармы; также представляет мандалу и чакру. Этот символ обычно используется тибетскими буддистами, где он иногда также включает внутреннее колесо ганкила (тибетского).

Свастика  – В буддийской традиции свастика символизирует ступни или следы Будды и часто используется для обозначения начала текстов. Современный тибетский буддизм использует его как украшение одежды. С распространением буддизма оно перешло в иконографию Китая и Японии, где оно использовалось для обозначения множественности, изобилия, процветания и долгой жизни.

Четыре Короля-Хранителя  – В буддийской вере Четыре Небесных Короля – это четыре бога-хранителя, каждый из которых наблюдает за одной стороной света.

Глаза Будды  – Эту пару глаз, также называемую Глазами Мудрости, обычно можно найти на всех четырех сторонах буддийских святынь, известных как Ступы. Символ обозначает всевидящие и всеведущие глаза Будды и символизирует присутствие Господа повсюду. Изогнутая линия под глазами посередине (там, где нос находится на лице) — это санскритская цифра, которая символизирует единство всего, а также означает, что единственный способ достичь просветления — через учения Будды. Точка между глазами указывает на третий глаз, который представляет собой духовное пробуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top