Разное

Богатыри девушки: Женщины-богатырши в русской культуре: 8 воительниц былинного эпоса

Женщины-богатырши в русской культуре: 8 воительниц былинного эпоса

Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Родители по какой-то причине не зачитывают детям сказки о девах-воительницах. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные.

О самых интересных из них читай в новой статье Royal Cheese, — расскажем о наиболее известных богатыршах в русском фольклоре.

Откуда появились женщины-богатыри

В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:

Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.

Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.

Таким образом, женщины-богатырши — это русский самобытный аналог мифологических амазонок или скандинавских валькирий. Русские воительницы не уступали богатырям в ратном деле, а в некоторых случаях даже превосходили их в поединках.

Женщины-богатырши: 8 самых известных русских дев-воительниц

Рассказываем о самых популярных богатыршах из русского фольклора.

1. Василиса Микулишна и непутевый муж

Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».

Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:

У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!

А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.

Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».

После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:

И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.

В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:

Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!

2. Неуязвимая Настасья Микулишна

Где упоминается: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».

Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:

  1. Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
  2. Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.

В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:

Ехал он не путем, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Думает Добрыня думу крепкую:
— Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?

Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:

Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.

3. Марья Моревна и Кощей Порабощенный

Где упоминается: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».

Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна».

Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!

Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы.

Не будем пересказывать тебе былину полностью. Скажем только, что в итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.

4. Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия

Где упоминается: «Илья Муромец и дочь его».

Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.

Не только Илья Муромец, но и дочь его славится силушкой богатырской. По сюжету былины девушка-воительница появляется рядом с богатырской заставой. Когда она проезжала мимо богатырей, то насмехалась над ними и приглашала к бою.

На заставе в то время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие известные богатыри. На границе объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:

Ай кидает она палицу булатнюю

Ай под облаку да под ходячую,

На добром коне она разъезжая,

Ай одною рукой палицу подхватывает,

Как пером-то лебединым поигрывает,

Ай так эту палицу булатную подкидывает.

Тогда Илья Муромец предложил богатырям сразиться с поляницей, но те отказались, увидив ее удаль.

Поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. Богатырь сам вступил с воительницей в бой. Долго бились они и палицами, и копьями, и врукопашную. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь.

Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которая выносила его ребенка. Он с ходу стал целовать дочь, и драка завершилась. В полянице богатырь признал родную кровь и отпустил девушку. Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?

Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Ночью она вернулась, чтобы убить спящего отца.  Илью Муромца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Этого богатырь дочери не простил и убил ее, разорвал надвое. При этом он одну часть скормил волкам, а другую — воронам.

А он надвое да ее поразорвал,
Ай рубил он поляницу по мелким кускам.

Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.

5. Настасья Окульевна

Где упоминается: «Сказания о богатыре Михайло Потыке».

Согласно сюжету сказания, Настасья Окульевна — богатырша, которая спасла Михайло Потыку, когда тот бросился на поиски изменницы жены, которая в его отсутствие сбежала к некому царю.

По всей видимости, жена его была ведьмой и готовила для нерадивого возлюбленного смертельные ловушки. А вот Настасья Окульевна, сестра царя, помешала планам Авдотьи Лебеди белой (по другим данным, Марьи):

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,

Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Красавица-девица излечила богатыря, и вместе они, Настасья Окульевна и Михайло Потыка, победили злодеев и стали жить да поживать и править царством.

6. Настасья Королевична

Где упоминается: «Дунай Иванович и королевна», «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», «Дунай Иванович — сват».

Богатырша Настасья Королевична — это жена Дуная Ивановича, судьба которого по сюжету былин довольно трагична. Встретил богатырь девицу, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Но отец не собирался отдавать дочь сватам, поэтому ее увезли против воли. За «добывшими невесту» отправилась сестра Апраксьи — Настасья Королевична:

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с богатыршей в поединок и, как это часто бывает, сделал ей предложение, восхитившись ее силой. А Настасья Королевична приняла его.

Так в Киеве отпраздновали две свадьбы. Но не долго прожил Дунай Иванович с молодой женой. Однажды, когда он похвастался своей удалью, жена отметила, что она ничем не хуже, что задело богатыря. Тогда Дунай Иванович предложил поединок, в ходе которого они должны были попасть поочередно в серебреное кольцо на голове у соперника. Настасья Королевична попала, а вот Дунай промахнулся и убил жену.

Когда Дунай узнал, что богатырша носила его ребенка, он от горя вонзил в себя копье. По легенде, от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

7. Богатырша Савишна

Где упоминается: «Про Илью Муромца и Тугарина».

Помимо случая с безымянной дочерью, Илья Муромец нередко еще встречал поляниц на своем пути. И, как полагается, знакомился с ними в поединке. Одной из них была жена богатыря поляница Савишна.

Дважды Илье Муромцу удалось избежать боя с Савишной, а на третий поединок произошел, и богатырша потерпела поражение. Тогда она разоблачилась, и Илья Муромец, увидев ее красоту, решил жениться на воительнице. Брак в скором времени состоялся.

Но вот домашние хлопоты не очень увлекали поляницу, ее страсть была к оружию и лихим коням. Так, в одном из вариантов былины «Про Илью Муромца и Тугарина» богатырша Савишна, переодевшись в платье мужа, спасает Киев от Тугарина Змея.

8. Златыгорка

Где упоминается: «Илья Муромец и Сокольник».

По одной из версий, Златыгорка родила вне брака Илье Муромцу богатыря, которого звали Сокольник. Он знал, кто его отец, и отправился его разыскивать, чтобы отомстить. Как мы рассказали, по другой версии, у Ильи Муромца родилась внебрачная дочь, так же разыскивавшая отца для мести.

А по другой версии, которую мы рассказали выше, богатыша Златыгорка родила Илье Муромцу дочь, имя которой осталось неизвестно. Мотив героини при этом остался тот же — месть за незаконный брак с матерью.

Читай также:

  • Русский Джокер: как в российской культуре изображались злодеи
  • Что такое мономиф или как выглядит путь тысячеликого героя
  • Простое объяснение древних легенд: 7 мифических персонажей, тайны которых удалось раскрыть ученым

«Они сражаются на равных с мужчинами и могут убить» Кто такие русские богатырши и почему им так сложно было найти мужа?: Культура: Моя страна: Lenta.

ru

Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.

Как богатырши появились в русских былинах?

Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.

В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.

И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.

Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?

Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.

Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.

Картина Николая Рериха «Настасья Микулишна»

Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?

Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.

Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?

В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.

Материалы по теме:

А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.

То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.

Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?

Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.

Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна»

Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».

А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).

Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал…

Былина «Дунай Иванович»

Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.

Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!

Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»

Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.

Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.

То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?

Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.

Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»

И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал…

Сказка «Марья Моревна» в изложении Александра Афанасьева из сборника «Народные русские сказки»

Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.

А злодейки были среди этих воительниц?

Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.

Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.

А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?

В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.

Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»

Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?

О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.

Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.

героев славянской мифологии: русские царевны-воительницы

Как я упоминал в предыдущем посте в блоге, я медленно работал над сценарием, основанным на житии святой Ольги Киевской. Исторических сведений о ней не так много, но те, что есть у нас, рисуют картину сложной, сильной, своевольной женщины, которая в конечном счете отличалась не мужской силой, а мудростью.

Когда я писал первую сцену, я немного зациклился на том, чтобы показать все это как можно более прямо, чтобы зритель мог хотя бы намекнуть на то, что будет дальше. Не вдаваясь слишком далеко в детали, я в основном впал в клише, установленное современной поп-культурой. «Младенец-воин, который врывается в последний момент, чтобы спасти положение».

Мой коллега-писатель прочитал это и сказал: «У вас здесь такой убедительный персонаж. Зачем превращать ее в карикатуру?» И он был прав. Как бы люди справедливо ни жаловались на образ девицы в бедственном положении, просто смена ролей тоже не приносит особого удовлетворения. Оказывается, в русских народных сказках и былинах есть богатая традиция женщин-воительниц. И что в них удивительного, так это то, что они так же удобны на кухне, как и на поле боя. Хотя у них часто хватает силы, чтобы победить десять человек, они с такой же вероятностью могут выиграть битву умов или вообще воздержаться от боя.

Меня восхищает идея женщины-воина, не в последнюю очередь потому, что я думаю, что каждая русская женщина (без преувеличения) в душе воин. У них была слишком трудная история, и слишком часто им приходилось браться за меч, чтобы защитить очаг. Но они также никогда не теряют своей женственности, что сбивает с толку многих феминисток западного толка, особенно когда они пишут подобные статьи.

В любом случае, если вы читали мои книги, то знаете, что я не пишу о домашних женщинах. Несмотря на то, что один рецензент однажды назвал меня сексистской свиньей и порекомендовал мне пройти обучение чувствительности, факт остается фактом: сильные женщины меня очаровывают. Источник этой силы и множество способов ее выражения — отличный материал для историй.

Итак, сегодня я поделюсь своим переводом статьи о самых известных женщинах-воительницах из славянской мифологии, русских сказок и былин. Вы можете найти оригинальную русскоязычную статью здесь.

Русские валькирии: больше, чем под стать легендарным Богатыри  

Жениться русским богатырям было нелегко. Не каждая юная дева могла выдержать присутствие рядом героя. И поэтому их сердца часто покоряли женщины-воительницы. Правда, чаще всего эти женщины требовали ухаживания, равного тяжелейшим трудам богатырей.

Воительницы были настолько типичными персонажами русского фольклора, что слово «богатырка» даже вошло в 4-томный толковый словарь русского языка, составленный Владимиром Далем. Фольклорист Афанасьев включает в свой сборник рассказ, который звучит как Чудо-женщина — сад, полный яблок молодости, защищает безымянная дружина женщин-воительниц. Но не все они были безымянными. Вот некоторые из самых известных.

Настасья Микулишна

Добрыня Никитич, один из легендарных «трех богатырей», прославился победой над гигантским драконом Змеем Горынычем. Но то, что произошло потом, было для него менее славным. По дороге домой он встретил свою будущую жену Настасью Микулишну. Она вызвала его на бой и крепко победила. Мало того, что она его побила, так она еще и схватила его за золотые кудри, стащила с коня и засунула в… карман!

Только позже она решила, что с ним делать. Она снова вытащила его и решила посмотреть, как он выглядит. Если бы на него было приятно смотреть, она вышла бы за него замуж. Если бы он был так себе, она бы отрубила ему голову. К счастью для него, он прошел испытание, и они поженились.

В другой сказке Добрыню призвали в посольство в Золотую Орду. Настасья ждала его возвращения двадцать лет, потом получила ложное сообщение о его смерти. Князь Владимир заставил ее снова выйти замуж, на этот раз за Алешу Поповича, младшего из трех воинов. Она неохотно согласилась. Но во время свадьбы вернулся Добрыня, одетый шутом, и она узнала его и бросилась в его объятия.

Василиса Микулишна  

Сайтер Настасьи Василиса произвела не меньшее впечатление. Была замужем за черниговским боярином Ставром. В сцене, напоминающей «Укрощение строптивой» , во время пира Ставр начал хвастаться многочисленными талантами своей жены. Проблема заключалась в том, что он неблагоприятно сравнивал князя Владимира и его воинов со своей гораздо более импозантной женой. Принц рассердился и заключил его в тюрьму.

Узнав об этом, Василиса придумала хитрый план. Она прикинулась татарским юношей, привела с собой в Киев своих воинов, потом потребовала уплаты дани и княгини в невесты. Последняя была колкостью, адресованной Владимиру, которому было бы зазорно выдать христианскую княжну за язычника.

Упомянутая княгиня заподозрила, что юноша вовсе не юноша, и высказала свои сомнения Владимиру. Так князь устроил испытание на силу, смекалку и храбрость. Конечно, она всех переплюнула, вынудив Владимира пойти на брак. Но во время предсвадебного застолья татарская «молодёжь» угрюмо сидела за столом. Вспомнив, что боярин Ставр был прекрасным музыкантом, Владимир позвал его выступать. В этот момент он узнал свою жену. Владимир был вынужден признать, что все хвастовство Ставра о его жене было не чем иным, как правдой.

Настасья Королевина

Особенно драматична история Настасьи Королевиной, жены Дуная Ивановича. Дунай поехала в Литву с Добрыней Никитичем, чтобы устроить брак между Апраксой, дочерью литовского царя, и князем Владимиром. Вспыльчивый Дунай во время их пребывания там сказал царю что-то грубое, и царь посадил его в тюрьму. Но Добрыня собрал войско и угрожал царству, после чего царь был вынужден отдать ему и Апраксу, и Дуная.

У Апраксы была старшая сестра Настасья. Некоторое время назад Дунай ухаживал за ней и чуть не поплатился за это своей жизнью, но она откупилась от палачей, дав ему время сбежать. Однако когда он вернулся, чтобы забрать Апраксу обратно в Киев, то совершенно не обратил на Настасью внимания. Она так разозлилась, что решила заставить его заплатить.

Найдя его на обратном пути в Киев, она вызвала его на единоборство, одетая как иностранный рыцарь. Дунай победил ее основательно и уже собирался прикончить ее ножом, когда узнал ее. Он был так впечатлен, что взял ее с собой в Киев, где они поженились.

Конец рассказа довольно ужасен, как это часто бывает в таких сказках, поэтому я не буду его здесь переводить. Если вам это интересно, напишите мне, и я расскажу вам.

Сказки

Самая известная женщина-воительница в русских сказках – Марья Моревна, за которую Иван-царевич ухаживал, будучи впечатлен ее воинской доблестью. Интересно, что хотя она, вероятно, была лучшим воином, ему все же пришлось спасать ее от Кощея Бессмертного. Тем не менее, это было связано не столько с его боевыми способностями, сколько с тем фактом, что ему нужно было искупить свои ошибки.

Многие историки считают, что образ женщины-воительницы в русских сказках связан с ранними битвами русов с половцами. Все половецкие девицы должны были хорошо владеть мечом, а их свадебный обряд включал единоборство между женихом и невестой. Как я упоминал в предыдущей статье, русские князья часто брали себе в невесты половецких девиц, сначала венчались по-половецки, потом крестили своих невест и венчались по-русски.

Если вам понравился этот пост, вы также можете получить удовольствие от моего причудливого исследования дикого и прекрасного мира русских сказок, Как выжить в русской сказке. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих поучительных историй из Интернета, обязательно присоединитесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:

Русская мифология и сказки / Миф

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/myth/russianmythologyandtales

Следующий

Перейти к

Змей Горыныч рисунок Виктора Васнецова.

Русские мифы и фольклор происходят из двух источников: дохристианского славянского язычества и легенд и сказаний, сложенных после того, как Русь стала православной.

Обратите внимание, что в этом контексте русский используется в его устаревшем значении и относится к Киевской Руси, средневековому народу, от которого также произошли украинцы и белорусы.

Языческие духи

Языческие мифы древней Руси рассказывали о множестве богов (в основном божествах природы) и многих видах духов и фей. Мы перечислим некоторые из них.

  • Баба Яга — самый известный за рубежом персонаж русской мифологии. Фольклористы расшифровывают ее образ как хранительницу границы между приземленным миром и потусторонним. Как полуслышимый полутам персонаж, она описывается как чудовищно уродливая ведьма, иногда полугнилая, с костлявой ногой и склонностью к человеческому мясу. Ее редко, если вообще когда-либо описывают, как идущую, обычно либо прыгающую, либо скользящую в большой магической ступе. В советское время многие народные сказки были смягчены для анимационных и литературных экранизаций, поэтому ее часто изображали в более семейном образе, иногда становясь откровенно положительным персонажем. Баба Яга известна своей волшебной избочкой на ножках. В современных изображениях это куриные ножки, а в оригинальных сказках они «копченые». Хижина может быть обращена как в земной, так и в волшебный мир (мир мертвых), что позволяет переходить главному герою, и фольклористы считают, что это обветшавшее изображение небесного захоронения.
  • Жар-птица соперничает с Бабой Ягой за известность. Жар-птица — это птица, похожая на павлина, с перьями, которые светятся, как костер, красным, оранжевым и желтым. Обычно она выступает в роли Макгаффина в славянских сказках, ворует что-то, обычно фрукты, или пытается кому-то помочь, но в конечном итоге оставляет единственное перо, чтобы квестор пришел и нашел ее. Ее перья продолжают светиться после потери и сами по себе считаются очаровательными.
  • Кощей Бессмертный примечание  Кощей означает просто «пленник» на древнерусском языке, поскольку изначально он был им, хотя некоторые производные могут означать, что «хтонический» является возможным источником вдохновения для личей D&D. Изможденный, костлявый, злодей-колдун, которого можно было убить, только уничтожив иглу, в которой была сокрыта «его смерть». Игла была внутри яйца, яйцо внутри птицы, птица внутри зайца, заяц внутри сундука, сундук высоко на дереве, дереве, растущем на волшебном острове, который, как известно, трудно найти. Удачи в поисках, герой. Кроме того, несмотря на скелет, Кощея часто изображают возбужденным, похищающим прекрасных принцесс, чтобы жениться на них. В других сказках у Кощея было огромное количество золота.
    • Балет «Жар-птица » на музыку Стравинского сочетает в себе легенды о Жар-птице и Кощее и является одной из самых известных версий русского фольклора на Западе.
  • Нежит примечание не-жизнь и Нечист примечание нечистый первоначально относился к классу природных духов, таких как леший и домовой (хотя существовала подкатегория нежит8, называемая заложный , люди, ставшие сверхъестественными существами после смерти), хотя в современном русском языке слово нежит обычно означает «нежить», а нечист «демон». После распространения христианства на Руси их происхождение несколько переосмыслили: эти духи стали считаться ангелами, падшими, но недостаточно злыми, чтобы стать демонами. Тип духа, которым они становились, зависел от точного физического места, куда они падали. Например, попавшие в усадьбы людей становились…
    • Домовой , домашними духами, похожими на английских домовых или домовых эльфов из Гарри Поттер . Вера в домового была очень стойкой и сохранилась до наших дней. Говорят, что это маленькие пушистые гуманоиды в домотканых одеждах, которые обладают способностью становиться невидимыми (и невидимы большую часть времени). Эти духи часто бывают добрыми и полезными, хотя и несколько озорными. В день Пасхи Домовой спит весь день и его видно, поэтому в этот день можно поймать и выселить нечистого.
    • Банник , банный дух, известен своей ревнивостью и мстительностью: он может заставить неугодного ему человека сесть на раскаленные камни или поскользнуться на мокром полу и упасть. Также он купается со своей семьей в «третьем паре», в то время, когда огонь догорает, и может убить того, кто придет в баню в это время, так что вы можете видеть в нем олицетворение угарного газа (и все другие опасности, которые могут случиться в бане). Обычно разумно оставить ему таз с горячей водой и веник, когда все закончат мыть.
    • Кикимора , недобрый тип домашнего духа, иногда жена Домового. Они почти всегда невидимы, очень быстро бегают и никогда не отдыхают. Они могут общаться с людьми посредством стука. Кикимора любит заниматься домашними женскими делами, вроде вязания или прялки, но делает их так плохо, что утром приходится все расстегивать и переделывать. Он также вырывает клочья волос или меха у людей и крупного рогатого скота, перья у птиц, издает всевозможные звуки, нарушающие сон, воет в трубах. Современные россияне часто называют кикимору лесным или болотным духом, но это исторически неверно. Слово «кикимора» иногда используется в современном русском языке для описания несколько насмешливой некрасивой и / или вспыльчивой женщины (сравните с «ведьмой»).
    • Духи управляют почти каждым строением в хозяйстве: Овинник в гумне, Дворовой во дворе и хлеву, Юник в углу сушки снопов и так далее.
    • Леший , лесные духи, владыки лесов. Легенды гласят, что каждым лесом (по крайней мере, каждым русским лесом) управляет леший, который командует в нем всеми животными. Говорят, что Леший обычно безразличен к людям, но готов защищать леса, если они будут разграблены (аналогично энтам Дж. Р. Р. Толкина). Вполне естественно, что люди, живущие в основном в лесах, имели в своих мифах существо, похожее на энта. Лешием приписывают несколько злобное чувство юмора: они любят сбивать с пути путешественников и собирателей. Лешии описываются либо как гуманоиды с повернутыми назад ногами, либо как ходячие деревья в стиле энтов, и они обладают способностью изменять свой размер и создавать иллюзии.
      • Если вы чувствуете, что Леший заставляет вас ходить кругами по лесу, наденьте верхнее платье, вывернутое наизнанку, и поменяйте сапоги. И не ругайтесь, лешие ненавидят людей, которые ругаются в лесу.
      • Лешие, как известно, играют в азартные игры с себе подобными, и они играют в азартные игры на животных в своих лесах, весь вид как ставку (мыши, затем белки, зайцы и так далее, наконец, медведи). Так что если охотник возвращается с пустыми руками, то это потому, что местный леший проиграл кому-то другому всю дичь.
    • Водяной и Болотница , водяные духи, первый – духи чистой воды, второй – болота. Говорят, что всегда женские Болотницы откровенно злобны по отношению к людям. Они похожи на красивых женщин с лягушачьими лапками и заманивают мужчин в болото, где топят их.
    • Русалки , духи утонувших девушек, часто утопившиеся после того, как их бросили любовники. Любят заманивать молодых самцов в свою водянистую могилу. Стало синонимом «Русалки» в современном языке, что часто приводит к печальному мифу, когда иллюстрация к Руслан и Людмила изображают русалку с рыбьим хвостом, сидящую на ветке. Славянская русалка, естественно, была двуногой, как живой человек.
    • Полудница , полуденница, ходит по полям летом и наказывает тех, кто работает или путешествует, когда солнце высоко и жарко.
  • Змеи (Змеи) были русскими драконами, которые были злыми и дышали огнем, как и их европейские собратья. Самым известным был Змей Горыныч (последнее буквально означает «сын горы»), трехглавый дракон. Некоторые исследователи считают их олицетворением иноземных захватчиков, прежде всего Золотой Орды — например, некий сказочный татарский разбойник, не обладавший сверхъестественными качествами, заслужил себе прозвище «Тугарин Змей».
  • Василиса Премудрая , хотя обычно и не дух, сверхъестественно мудрая молодая женщина. Часто является родственницей Бабы-Яги, поэтому ее истинная природа зависит от читателя. Есть еще Василиса Прекрасная, которая может быть сестрой Мудрой, одним лицом с Мудрой или вовсе не родственной Мудрой, в зависимости от сказочной версии.
    • Обратите внимание, что «Василиса» — это современная нота   новогреческого языка, в отличие от женской формы греческого титула «Василеос» в классическом греческом языке, и в основном переводится как «царица».
  • Лихо (дословно «невезение»), дух невезения, изображаемый в виде уродливого одноглазого существа, иногда старухи, иногда еще и одноногой. Время от времени появляется в сказках и некоторых современных книгах, но не очень известен. Типичные сюжеты показывают, что Лихо присоединяется к герою, который затем должен либо обманом вырваться из его хватки, либо передать его другому неудачнику (часто заслуженно).
  • Упир (или Упир ), вампир или, в более современном понимании, упырь. Россия была одной из стран, где вера в вампиров была традиционной. Упайры, как и все другие традиционные фольклорные вампиры, были далеко не джентльменскими или сексуальными, они были глупыми, голодными зомбиподобными упырями. Слово «вурдалак» часто используется как синоним, но это не совсем традиционный термин для обозначения вампира, он был придуман Александром Пушкиным и произошел от греческого «вриколакас». В современном русском языке слово «упырь» может использоваться как легкое оскорбление, похожее на «осел».
  • Большая часть славянской мифологии, не перечисленная здесь, в той или иной форме существовала на средневековой Руси.

Богатыри

С распространением христианства на Руси появился новый легендариум — сказания о богатырях, прим. героические воины, защищавшие землю от зверей, чудовищ и нашествия степных кочевников. Сказания о Богатырях называются былины (почти непереводимое старорусское слово, примерно означающее «истории, которые были»; их не следует путать с блинами , вкусными блинами). примечание В некоторых русских переводных источниках былины считаются эквивалентом былины . Как в «Эпосе о Гильгамеше». Это оправдано, учитывая, что и то, и другое говорит о прошедших временах и о героических подвигах. Следовательно, менее серьезные источники применяют перевод «Слепой идиот» к любой английской фразе, в которой используется epic точно так же, как Dungeons & Dragons . Многие легендарные богатыри действительно были историческими личностями (самый известный из них Илья Муромец — православный святой). Но более малоизвестные легенды рассказывают о вымышленных или даже нечеловеческих Богатырях, таких как великан Святогор или собачоголовый Полкан, чье имя является популярной собачьей кличкой в ​​современной России. Легенды часто помещают Богатырей при дворе князя Владимира I, как и рыцарей короля Артура, игнорируя тот факт, что исторические Богатыри жили в разное время и не могли встретиться (блин, они даже не могли назвать себя Богатырями, потому что жили задолго до первой встречи русских с тюркскими племенами половцев.Исходное славянское слово хоробр ).

Знаменитые Богатыри включают:

  • Святогор («Святая гора»). Древний богатырь огромного роста и силы, что оказывается слишком много для Матери-Земли, поэтому ему приходится уходить в горы, чтобы не провалиться под землю. Он часто играет роль наставника Старшего и Мудрого для младших Богатырей, особенно для Ильи Муромца.
  • Илья Муромец («Илья Муромец»). Считающийся самым крутым среди богатырей, Илья проводит первые 33 года своей жизни полупарализованным и лежащим на печи, пока однажды двое паломников не исцеляют его, предсказывают, что он «в бою не падет», и отправляют его надрать задницу. В дополнение к Суперсиле, которую он «наследует» от Святогора, Илья полагается на здравый смысл и боевую тактику, чтобы победить даже самых смертоносных врагов Руси.
    • Вероятно, это сплав нескольких исторических персонажей, таких как монах-воин и православный святой Илья Печерский (Илья Печерского монастыря), до сих пор погребенный в Киево-Печерском монастыре, но живший через пару веков после Владимира I. время, и Добрыню Маловича, дядю Владимира по материнской линии, воспитателя, генерала и обер-министра во время его царствования, который сам стал знаменитым богатырем .
    • Этот фильм был экранизирован в 50-х годах СССР. Хотя это далеко не плохо, но… несколько несовершенный перевод позже появится на MST3K.
    • Там это касается немецкой/скандинавской мифологии, где якобы тот самый Илья фигурирует как дядя Хартнита (или Ортнита). Согласно одной саге, Ортнит правил в Хольмгарде (Новгороде) и выиграл в Engagement Challenge за Валькирию . Что может быть отсылкой к тому времени, когда племя германского или скандинавского происхождения под названием «русь» наполовину завоевало, наполовину ассимилировало своих славянских соседей, превратившись во что-то новое.
      • Хартнит также упоминается в «Саге о Тидрексе»: Мимир отдал Сигурду (в качестве извинения за попытку убить его) доспехи, которые он сделал для Хартнита из Хольмгарда.
  • Добрыня Никитич. примечание  Имя означает примерно “Праведный/Добрый, сын Никиты” Культурный воин из Рязани, который показывает себя Достойным противником самого Ильи Муромца и щеголяет “виновным листом” почти таким же обширным, как у Ильи. Основан на одноименной исторической фигуре, несмотря на также является одним из прототипов Ильи, хотя его отца (и деда Владимира по материнской линии) в реальной жизни звали Мал (маленький), а не Никита. Вероятно, подвергался таким же гонениям, как и сам Владимир, потому что сестра его, Малуша, была любимой домработницей княгини Ольги, рабское положение в Киевской Руси, примечание Такое рабское положение было скорее административным: считался продолжением своего хозяина, поэтому экономка, будучи таким рабом, могла отдавать приказы от имени своего хозяина и не несла никакой личной ответственности ни перед кем, кроме хозяина. Русская ключница была рабыней со многими привилегиями: ей доверяли ключи от всех дверей в доме и большие суммы денег; как правило, их моментально освобождали, когда они покидали такую ​​должность, так что у него были все основания поддерживать своего племянника.
    • Отец его и Малуши, Мал (или Малк) Любечанин, по-видимому, был иностранцем при киевском дворе либо немцем (как предполагает его Любечанин одно из любекских апелляций), либо, как утверждает один историк, древлянским атаманом, древлянами являясь главными соперниками полян, славянского племени, проживающего вокруг Киева. Этим, а также тем фактом, что он, вероятно, был военнопленным (и, следовательно, рабом), можно объяснить снисходительное отношение киевлян к своей семье, которое вынудило Владимира и Добрыню стать Шахматистами, которыми они были.
  • Алеша Попович. Родившийся в Ростове в семье священнослужителя («Попович» буквально означает «сын священника»), он Ловкач и Герой-малыш среди богатырей, который замыкает знаменитое Силовое трио с Ильей и Добрыней.
  • Волга/Волга Всеславович (в некоторых версиях Святославович). Магический рыцарь и оборотень, он наносит превентивный удар по индийскому королю, спасая Русь от его надвигающегося вторжения.
  • Микула Селянинович («Селянин Микула сын»). Он имеет общее происхождение, но, тем не менее, обладает чистой силой самой Матери-Земли, что делает его физически даже сильнее, чем Святогор. Есть также баллада, в которой Вольха познакомился с ним и подружился с ним, и был весьма впечатлен, особенно когда несколько его людей не смогли поднять золотой плуг, который Микула поднял одной рукой. Однако, кроме этого, он не заработал большой славы. При всей своей силе он пахарь, а не воин (в одном из былин Святогору не удалось поднять сумку со «всей сущностью земли», а Микуле это удалось легко).
  • Михайло Потык. Буйный Громила и Большой Парень, который, например, выигрывает Бухарское царство… в игре в шашки с его ханом.
  • Принцесса Настасья Литовская. Одна из немногих женщин-богатырей, которых вы встретите (обычно женщины играют либо враждебные, либо верные роли советчиц в былины ), она исключительный лучник, но ее случайно убивает собственный муж.
  • Сокольник. Внебрачный сын Ильи, который пытается его убить, но терпит неудачу.
    • В некоторых версиях (и в вышеупомянутом фильме) он выжил. Также в другом рассказе его заменяет дочь Ильи. В любом случае, после момента «Люк, я твой отец», ребенок пытается убить Илью во сне… из-за того, что он оскорблен их внебрачным прошлым (иногда сначала убивает маму). Илья выживает благодаря своему кресту, который служит карманным защитником.
  • Василиса Микулична, еще одна женщина-воин. Она явилась, переодевшись мужчиной, ко двору князя Владимира, чтобы потребовать своего мужа Ставра Годыновича из владимирской остроги, затем бросила вызов его лучшим воинам и победила их, затем прошла состязание в остроумии, а затем выиграла игру-загадку, наконец вернув мужа в рамках пари, сделанное принцем. Кроме того, ее загадка имела очень эротический оттенок; в ней рассказывалось об игре серебряного шипа и золотого кольца, так что неудивительно, что решить ее мог только Ставр. По отчеству ее можно считать дочерью Микулы Селяниновича. Легенда была экранизирована в 1975… без загадки, конечно.
  • Александр Пересвет. Полуисторический, а не легендарный монах-воин, участвовавший в Куликовской битве и убитый крымским воином по имени Челубей (или Темир-мурза, в зависимости от версии) во взаимном убийстве.
  • Бова-королевевич (Бова сын короля) – фольклорная переделка французского поэмного персонажа Бово д’Антона (в XVII – XVIII вв. была очень популярна серия цветных гравюр на дереве его рассказа, впервые напечатанная в Хорватии по мотивам итальянский перевод стихотворения, затем переведенный на белорусский, а затем на русский язык).
  • Воевода Полкан, персонаж одноименной поэмы. Находясь там, его звали Пуликан, и он был получеловеком-полупсом, его русское имя звучало так похоже на «полуконь», что он превратился в кентавра. Лучший друг и военачальник Бовы позже пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти семью Бовы от разъяренных львов.

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — самые известные богатыри, которых на современных изображениях часто изображают втроем. Однако ранние рассказы НЕ делили Богатырей на «знаменитое трио» и «всех остальных», как это, вероятно, делают современные рассказы. Одна из возможных причин изменения — картина «Три богатыря».

Артефакты

В различных мифах и сказках упоминаются довольно специфические артефакты, которыми обладают герои.

  • Скатерт-самобранка (скатерть самораскладывающаяся), это (очевидно) скатерть. Всякий раз, когда он разворачивается, он предлагает разнообразные продукты и напитки (с почти обязательным ведром водки). Иногда он подает еду на богатых серебряных тарелках, но требует, чтобы все блюда возвращались после того, как они съедены; если что-то будет взято, оно будет давать гнилую еду, пока не будет возвращено все столовое серебро. Также иногда требуется, чтобы кости и другие остатки также клались обратно при перекатывании.
  • Ковер-самолет (ковёр-самолет). Ковер-самолет как он есть.
  • Шапка-невидимка (шапка-невидимка), тоже довольно прямолинейная, это шапка или шлем, который при ношении делает своего владельца невидимым.
  • Сапоги-скороходы (сапоги на бегу) или семимильные сапоги (семимильные сапоги), оба обеспечивают большую скорость, позволяя владельцу преодолевать большие расстояния за один шаг.
  • Волшебный клубок (волшебный клубок ниток), обычно подарок Бабы Яги. Он катится перед героем, указывая ему путь. Не оставляет нити при скручивании, но почему-то становится тоньше по мере приближения к месту назначения.
  • Яблочко на блюдечке (яблоко на блюдце), иногда обозначаемое как «спелое яблоко на блюдце с золотым краем», – еще один инструмент Бабы Яги. Перекатывая яблоко на блюдце, она способна предсказывать и видеть, что происходит в дальних странах.
  • Алатырь-камень (Алатырский камень), или Бел-горюч камень (белый горящий камень), отец всех камней, священный камень, иногда исписанный буквами, содержащими всю мудрость мира, может исцелить любого рану или болезнь и зажечь любовь в самом холодном сердце.
  • Мех-кладенец (меч-кладенец) довольно свежее дополнение к славянской мифологии, слово, скорее всего, появилось только в XVIII веке (из упомянутой выше гравюры Бова-королевича, меч первоначально назывался Кларенца). Это не название меча, а его разновидность. Название подразумевает «спрятанный» или «сокровище» меч; обычно это реликвия прошлых времен, найденная в кургане или тайнике. Меч кладенец не выкуешь, его найдешь, выкопав; или, как вариант, Святогор-богатырь-предтеча может дать вам своего.
  • Аспид-змей (Аспид-змей), меч, способный превращаться в черную, очень ядовитую змею, или даже в огнедышащего дракона.
  • Мех-самосек (самомахающийся меч), ​​меч с собственной волей, который может размахивать и рубить даже без держащей его руки. В других легендах он убивает любого одним взмахом, но если вы попытаетесь ударить труп еще раз, он отрубит вам голову.
  • Неразменный рубль (неразменный рубль), серебряная монета, которую человек может получить от демонических существ, которая всегда возвращается в карман своего владельца. Тут сказки разнятся: один говорит, что делает это только в том случае, если после оплаты им возьмете сдачу (тогда одна из самых мелких монет в сдаче превратится в ту серебряную монету), другой запрещает брать сдачу при оплате таким монета (которая используется, чтобы показать, что жадность — это плохо).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top