Как нарисовать богатыря — Пошаговые уроки рисования
Здравствуйте, дорогие читатели! В этом уроке рисования мы покажем вам, как рисовать богатыря . Богатыри — персонажи сказок и рассказов, отличающиеся большой силой и совершающие героические подвиги. О богатырях можно прочитать во многих восточноевропейских эпосах и сказках.
Шаг 1
Мы рисуем тело богатыря, используя правила рисования человека. Мы начнем с того, что начертим голову в форме овала или круга. Затем нарисуйте шею и позвоночник, используя линии. Далее нарисуйте плечи, таз, руки и ноги. Кстати, подобная поза была у казака на одном из наших предыдущих уроков рисования.
Шаг 2
Продолжайте рисовать богатырь. Добавьте объем к фигуре. Нарисуйте части тела в форме геометрических фигур. Круги на плечи, локти и колени. Различные цилиндры для туловища, рук и ног. Вытяните меч и щит на руках.
Шаг 3
Добавьте некоторые общие детали.
Шаг 4
Начните добавлять окончательные детали. Вытяните шлем со всеми деталями, как в нашем примере ниже. Вытяните глаза и кольчугу, покрывающую всю нижнюю часть лица, шею и плечи. Добавьте несколько складок в кольчугу.
Шаг 5
Вытяните броню на сундуке. Вытяните все ремни и ремни, обернутые вокруг талии и удерживающие оружие. Затем нарисуйте кинжал и ножны. Также нарисуйте доспехи и ткани, которые покрывают таз и бедро нашего богатыря.
Шаг 6
Теперь нарисуйте детали на руках. Вытянуть броню на плечи и перчатки. Добавьте несколько складок на одежду на руках. Вытащите длинный меч и щит.
Шаг 7
И мы движемся к нижней части тела богатыря. Вытяните штаны с множеством складок. Не забудьте соблюдать направление складок. Вытяните длинные сапоги и добавьте несколько складок в области суставов.
Шаг 8
На этом простом шаге давайте добавим текстуру в кольчугу, используя простую перекрестную штриховку. Затем нарисуйте квадраты брони на груди таза.
Шаг 9
И как все наши уроки рисования мы добавляем тени на последнем шаге. Если предположить, что свет падает на богатырь с правой стороны рисунка, поэтому нам нужно добавить тени к противоположным частям тела.
Этот учебник рисования является частью учебников рисования, посвященных воинам разных эпох и разных народов. Если вам интересно, посетите урок о рыцарях, самураях и греческих воинах.
Картина Васнецова «Три богатыря»: описание картины
- Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
- Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
- Символика картины Васнецова
Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала
Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
Первый набросок карандашом 1871—1874 гг. Третьяковская галерея |
Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.
Первый эскиз маслом картины «Богатыри» Холст, масло 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова |
Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи.
Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).
Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова
Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево
Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.
Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».
Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.
«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва
Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.
Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год
Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.
Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.
Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.
Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых
Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!
Символика картины Васнецова
Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.
«Три богатыря» Васнецова – картина из янтаря |
Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:
- Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
- Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
- Алёша Попович, на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала – отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.
Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».
Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!
Презентация к уроку изо “Богатыри былинные”
Скрыть
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Богатыри земли русской. Рисование русского богатыря в доспехах.».
2 слайд Описание слайда:Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь? Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову, на какую деталь русского храма он похож? (На купол). Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря
3 слайд Описание слайда:Шлем
4 слайд Описание слайда:Кольчуга
5 слайд Описание слайда:Бармица
6 слайд Описание слайда:Наручи
7 слайд Описание слайда:Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке
8 слайд Описание слайда:Илья Муромец
9 слайд Описание слайда:Добрыня Никитич
10 слайд Описание слайда:Алёша Попович
11 слайд Описание слайда:Определяем высоту фигуры засечками, сверху оставляем немного больше места Соединяем засечки вертикальной линией ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
12 слайд Описание слайда:Делим вертикальную линию на 8 равных частей В первом отрезке рисуем голову в форме овала ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
13 слайд Описание слайда:От головы намечаем линию шеи, причём рисуем широкую шею От линии шеи продолжаем линию плеч ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
14 слайд Описание слайда:Отсчитываем сверху 3,5 части и проводим засечку На этом уровне рисуем талию ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
15 слайд Описание слайда:Ниже талии намечаем бёдра Также намечаем две штанины ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
16 слайд Описание слайда:Рисуем руки, используем изогнутую линию, для передачи объёма Намечаем основание головного убора (шлема) ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
17 слайд Описание слайда:Рисуем шлем Прорисовываем детали шлема ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
18 слайд Описание слайда:Рисуем ворот рубашки Переходим к изображению юшмана ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
19 слайд Описание слайда:Добавляем ремень Прорисовываем элементы юшмана ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
20 слайд Описание слайда:От локтя до запястья рисуем наручи. Декорируем их Рисуем волосы и черты лица ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
21 слайд Описание слайда:Украшаем рубашку. Рисуем сапоги, декорируем их орнаментом Дорисовываем снаряжение и оружие ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
22 слайд Описание слайда:Подведение итогов – Давайте же подведём итог всему сказанному. Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).
23 слайд Описание слайда:Использованные Интернет ресурсы http://gladiator-tula.ru/foto/h3/h66as. jpg- шлем http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-12856744277457.jpg – кольчуга http://i014.radikal.ru/0811/cf/bb33c2518ae5.jpg -бармица http://www.ljplus.ru/img4/f/a/fantasy_craft/bd-bracers-1.jpg – наручи http://nesusvet.narod.ru/ico/books/lepahin_4/img/alyosha_popovich.jpg – Алеша Попович http://rys-arhipelag.ucoz.ru/_ph/14/820389301.jpg- Добрыня Никитич http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/401/321/15246/5109455/4/2322414860-ab1989e666.jpg?width=500&height=419 – Илья Муромец
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-089941
Похожие материалы
Лошади тяжеловозы – богатыри с кротким характером
24. 09.2014
Легенды, рассказы о лошадях
Среди многочисленных пород лошадей тяжеловозы — самые крупные и мощные кони. Такие лошади не предназначены для скачек и прыжков, их миссия — перевозить очень тяжелые грузы.
В средние века сильные и крупные лошади были необходимы, так как другие кони не обладали способностью нести на себе рыцаря в его очень тяжелых доспехах и с не менее тяжелым оружием.
Именно боевые мощные лошади средневековых времен и стали родоначальниками современных тяжеловозных лошадиных пород, таких, как першероны, брабансоны, а также, шайры.
Тяжеловозы — гиганты
Английский жеребец-тяжеловоз, кличка которого Сэмпсон, был ростом два метра двадцать сантиметров.
Рожден он был в 1846 году, по этой причине мы не имеем возможности полюбоваться его фотографией. Вес этого гиганта лошадиного мира составлял 1520 килограммов. За такие внушительные размеры он получил еще одну кличку — Мамонт.
Отличался гигантским ростом и брабансон по кличке Бруклин Высочайший, рост которого составлял сто девяносто пять сантиметров, а весил он 1450 килограммов.
Отечественные тяжеловозы
Российские лошади тяжеловозы представлены тремя основными породами. К ним относятся русский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз, а также, советский тяжеловоз.
Тяжеловоз — лошадь огромных размеров, на самом деле, обладает кротким нравом.
Происхождение российских пород
В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков в результате скрещивания бельгийских тяжеловозов и местных русских лошадей для упряжки был выведен русский тяжеловоз. В отличие от не очень красивого сложения мощных арденов бельгийского происхождения, русские лошади тяжеловозы путем многолетнего отбора отличались красивым экстерьером.
На парижской выставке жеребец по кличке Каравай, рожденный на конном заводе в Хреново, получил золотую медаль.
Официальное признание русские лошади тяжеловозы получили лишь в 1952 году.
В отличие от зарубежных гигантов, русские тяжеловозы ростом не так высоки (сто пятьдесят сантиметров), что не мешает им быть очень сильными. Эта порода лошадей тяжеловозов имеет еще одну особенность. На молочных конефермах очень ценят эту породу, так как кобылы дают много молока высокой питательности.
История советского тяжеловоза
Родоначальниками этой известной породы были бельгийские тяжеловозы. При племенной работе большое внимание оказывалось отбору особо крупных местных лошадей, предназначенных для скрещивания.
В результате были получены массивные лошади с отличными мускулами, спокойным добронравным характером. Такие лошади уже с трех лет могли выполнять тяжелые работы по перевозке грузов.
О владимирском тяжеловозе
Еще во времена правления Ивана Грозного на Руси делались попытки улучшить качества рабочих лошадей, применявшихся в хозяйстве крестьян. Заграничных тяжеловозов скрещивали с местными лошадьми, а отбирали для дальнейшего разведения особенно крупных жеребят, которых выращивали на сочных пастбищах владимирской губернии. Большое влияние на формирование породы оказали жеребцы клейдесдальской породы родом из Шотландии.
Владимирские тяжеловозы не такие мощные, как русские, но их экстерьер более наряден. По своему внешнему виду эти лошади даже немного напоминают орловских рысаков. Такие лошади наиболее подходят для состязаний русских богатырей, облаченных в кольчуги. Подходят владимирцы и для верховых прогулок, так как нрав у них добрый, а ход мягкий. Владимирские тяжеловозные кобылы — рекордсменки по надоям молока.
Крупные лошади тяжеловозы
Если говорить о самых крупных лошадях на нашей планете, то порода крупных лошадей тяжеловозов – это шайры.
Эти массивные английские богатыри достигают ста восьмидесяти сантиметров в холке и весят до 1300 килограммов.
Эта порода лошадей тяжеловозов ведет начало от коней рыцарей, ее можно считать самой древней. Само по себе название породы произошло от слова «водораздел». Что характеризует местность, где появилась эта порода.
Эти очень крупные лошади обладают очень сильными суставами, крепкие их ноги в окаймлении щеток. В восемнадцатом столетии эти богатырские кони использовались в работах на фермах, затем их стали использовать для запряжки в дилижансы. Сегодня эти мощные и красивые лошади часто используются при проведении праздников, а также, в соревнованиях по перевозке особенно тяжелых грузов.
Зарубежные породы тяжиков
Лошади тяжеловозы пользуются огромным спросом и популярностью не только в пределах России, но и во многих странах мира. На сегодня многие коннозаводства в Европе и США могут похвастаться своими уникальными породами тяжеловозов.
- Брабансоны. Данная порода крупных лошадей берет свое начало из Бельгии. И что удивительно, такая массивная крепкая лошадь произошла еще во времена Юлия Цезаря от маленькой лошадки ростом 138 см до уровня холки, но при этом юркой и подвижной особи с крепким костяком. Современные брабансоны отличаются идеальной гармоничностью и пропорциональностью своего телосложения, хорошо развитые мышцы больше всего преобладают на лошадином крупе. Животные скороспелые и при этом совершенно нетребовательные в уходе и кормлении. Высота до уровня холки достигает отметки 172 см, вес лошадки — до 1100 кг. Преимущества животного — легкая акклиматизация, простота в содержании и уходе, достаточная популяция голов.
- Ардены. Где-то на пересечении границ Франции и Бельгии в горных и лесных местностях сформировалась порода тяжеловозов ардены. Изначально эти животные были среднего, но крепкого телосложения, выносливые и совершенно неприхотливые. Но в силу востребованности тяжеловозов, эта порода полностью перекрывалась брабансонами. Лошади прекрасно себя чувствуют в горных местностях, характеризуются скороспелостью, подвижностью и универсальностью.
- Шайры. Распространение эта самая крупная лошадь получила на территории Англии. Местные типичные лошади в силу ряда причин и обстоятельств усовершенствовались, окрепли и стали нынешними тяжеловозами шайрами. Лошади не раз скрещивались с голландскими и фламандскими жеребцами, характерные черты сегодняшнего шайра — пышные презентабельные фризы, покрывающие конечности особи до самой земли. Рост до уровня холки может достигать отметки 178 см, а весовая категория колеблется от тонны до 1200 кг.
- Клейдесдали. Выведение лошадей этой породы происходило в южной части современной Шотландии. Легкий тип жеребцов сводился с фламандскими, голландскими породами и с самым крупным шайром. Современный тип клейдесдалей отличается крупными размерами особи и ее высокими показателями трудоспособности. Они, несомненно, суше шайров и не обладают такой внушительной волосатостью, при росте 172 см они могут весить не более 1000 кг.
- Суффольки. Представители древнейшей породы тяжеловозов Англии. Ее разводят больше в частном порядке в графстве Суффольк, и, несмотря на малую численность поголовья, тяжеловозы суффольки отличаются универсальными рабочими качествами. Высота особи чаще не бывает выше 170 см, а масса не преобладает отметки 900 кг. Лошадки суффольки выделяются малой волосатостью, сухой конституцией тела, но отличной рысью для работы.
- Першероны. Выведение тяжелоупряжных першеронов происходило во Франции, в процессе чего привычные тяжеловозные лошади усовершенствовали свои умения и качества путем скрещивания с арабскими легендарными скакунами. За счет этого нынешний першерон может похвастаться длинной шеей, живыми глазами на сухой голове, укороченной спиной, раздвоенным удлиненным крупом и крепкими суховатыми конечностями. Высота першерона достигает отметки 172 см, такие тяжеловозы прославились уникальной подвижностью и выносливостью, нескончаемой силой, красотой и гармоничным экстерьером.
Интересные факты о тяжеловозах
Помимо уникальных способностей и внешнего вида, все породы тяжеловозов могут похвастаться следующими интересными фактами:
- Во всем мире на сегодняшний день насчитывается около 20 разновидностей тяжеловозных лошадок.
- Несмотря на резвость и подвижность, бегать такие лошади быстро не способны. Но нельзя говорить того, что они ходят простым шагом. Многие представители таких пород справляются на ура с галопом, но не так резво и быстро, как скаковые породы.
- Тяжеловозы, независимо от своих габаритов и большого веса, могут перепрыгивать через препятствия и барьеры, но только через невысокие. Как-никак, а тяжеловесный конь отрывает себя от земли гораздо тяжелее.
- Характерные отличия и преимущества тяжеловозов — стальные нервы, за счет чего лошади спокойно реагируют на грохот, шум и крики других животных.
- Мало кто знает о том, что тяжеловозы были предками рыцарских лошадей, которые носили на себе тяжелые доспехи.
Знаменитые лошади гиганты
Самая большая лошадь во всей мировой истории относилась к породе шайров. Рождение этого жеребца пришлось на 1846 год на территории Англии. Тогда жеребцу дали кличку Сэмпсон, а спустя 4 года его прозвали Мамонтом в силу огромного веса и роста. До самого уровня холки его высота достигала отметки 2 метра 20 см, а вес — 1520 кг. К огромному сожалению, история не располагает ни одной фотографией великана.
Порода брабансонов также отличилась рекордсменом, жеребец по кличке Бруклин Высочайший ничем не уступал шайрскому Сэмпсону. Его высота до уровня холки составила 195 см, а весовая категория остановилась на отметке 1450 кг. Этот конь стал предметом гордости всей брабансонской породы тяжеловозов до сегодняшнего дня.
Першероны также могут похвастаться личным рекордсменом по габаритам — жеребец по кличке Марокко. Весовая категория этого коня перевалила за рамки нормы — 1285 кг, а высота особи достигла отметки 2 метра 15 см.
Современным гигантом и заслуженным рекордсменом среди тяжеловозных лошадей стал жеребец породы шайр, который проживает в Англии. Сегодня ему чуть больше 16 лет, а назвали его при рождении Крэкером. Уровень холки гиганта от земли отходит на 2 метра, весит знаменитый шайр чуть больше 1200 кг.
Самой редкой породой лошадей на всей Земле среди всех возможных тяжеловозов мира является лошадь Пржевальского. Поголовье лошадей критично ограничено, поэтому лошадь уже занесли в Красную Книгу, сохраняют и пытаются распространить на государственном уровне.
Герои былин в русской живописи • Arzamas
Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем
Подготовила Дарья Борисенко
В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.
Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год © Google Cultural InstituteБогатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко.
«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».
Илья Репин. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 23 декабря 1873 года
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.
В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.
В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
1 / 3
Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова. 1882 год© Wikimedia Commons
2 / 3
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. 70-е годы XIX века© Wikimedia Commons
3 / 3
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 год© Wikimedia Commons
Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.
Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. «Витязь» 1882 года удивительно (и, скорее всего, неслучайно) напоминает картины немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, который изображал своих героев спиной к зрителю и лицом к стихии, будь то бушующее море, лес или закатное небо. А перед Ильей Муромцем ― роковой камень. И даже распутья в буквальном смысле нет, только поросшее бурьяном поле и голые кости. В лучших традициях романтизма. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины.
«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года
Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.
1 / 2
Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы© Tretyakov Gallery / Bridgeman Images / Fotodom
2 / 2
Крестьянин Иван Петров. Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год© Wikimedia Foundation
В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.
Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:
«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».
Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля
1 / 3
Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год© сlassical-painting.ru
2 / 3
Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank
3 / 3
Пан. Картина Михаила Врубеля. 1899 год© Wikimedia Commons
В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:
«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».
Михаил Врубель. Из письма сестре
1 / 10
Чурило Плёнкович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
2 / 10
Святогор. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
3 / 10
Василий Буслаев. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
4 / 10
Добрыня Никитич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
5 / 10
Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
6 / 10
Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
7 / 10
Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
8 / 10
Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
9 / 10
Микула Селянинович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
10 / 10
Вольга Всеславьевич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты Фаюмские портреты — серия погребальных портретов в Римском Египте I–III веков.. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.
Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
1 / 2
Пречудный богатырь Бова Королевич. Иллюстрация Ивана Билибина. 1911 год© Wikimedia Commons
2 / 2
Храбрый и славный и могучий витязь богатырь Бова Королевич. Лубочный лист из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 год© The New York Public Library
Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии.
1 / 7
Баян. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru
2 / 7
Витязь. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru
3 / 7
Вольга Святославович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал
4 / 7
Садко. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru
5 / 7
Микула Селянинович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал
6 / 7
Соловей-разбойник. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал
7 / 7
Илья Муромец. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал
Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич. Камин по эскизу Михаила Врубеля. 1899 год © Игорь Кленовый / Wikimedia CommonsНо чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:
«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.
Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».
Николай Рерих. Статья «Великому народу русскому», 24 июня 1940 года
1 / 4
Святогор. Картина Николая Рериха. 1938 год© Государственный музей искусства народов Востока
2 / 4
Богатыри проснулись. Картина Николая Рериха. 1940 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru
3 / 4
Победа (Змей Горыныч). Картина Николая Рериха. 1942 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru
4 / 4
Настасья Микулична. Картина Николая Рериха. 1943 год© gallery.facets.ru
Как нарисовать богатыря?
Часто в школах на уроках литературы в качестве творческого задания учителя просят школьников рисовать дома героев произведений. Таким героем может стать богатырь, ведь сказки о богатырях и былины входят в школьную программу. Как нарисовать богатыря так, чтобы он получился красивым и похожим на настоящего? В Интернете вы найдете много инструкций по рисованию богатыря. Можно воспользоваться услугами сайтов. Одну из таких инструкций мы предлагаем вам сегодня.
Как нарисовать богатыря? Поэтапно рассмотрим данный вопрос. Сперва решите, какого богатыря будете рисовать. Например, Илью Муромца, как и всех его друзей-героев, рисовать требуется только лишь с его бессменным спутником – конём. Начать нужно с обозначения контуров богатыря и коня.
- Можно смотреть на картинку с изображением богатыря. На листе поставьте точки, по которым и соедините контуры. Нужно нарисовать человечка из палочек, прибавив ему овальную голову.
- Теперь можно сделать все фигуры объёмными. Для этого нужно немного (на сантиметр) отступить от каркаса из палочек и точек и нарисовать внешний силуэт. Теперь фигуры должны приобрести более чёткие контуры.
- Нужно дорисовать коню пышную гриву и хвост. Для этого на фигуре коня в нужных местах нарисуйте волнистые линии. На копытах также нарисуйте «бахрому». На голове богатыря нарисуйте полукруг, сверху сделайте маленький треугольник, чтобы получилась шапка. Теперь нужно нарисовать на фигуре богатыря одежду, а на ногах – сапоги.
- Как нарисовать богатыря? Карандашом попробуем сделать данный рисунок правильно. Для того чтобы богатырь был точно похож на настоящего, нужно дорисовать ему меч немного выше сапог. Просто изобразите клинок меча, затем ручку.
- Теперь требуется нарисовать коню сбрую, а богатырю – защитные латы.
- Нужно нарисовать коню глаза и очертание носа. Богатыря можно нарисовать с грозным выражением лица. Борода, нос и глаза – лицо богатыря.
Как нарисовать лошадь
В этом уроке рисования мы покажем вам, как нарисовать лошадь за 8 простых шагов. Этот бесплатный пошаговый урок постепенно строится на каждом предыдущем шаге, пока вы не дойдете до окончательной визуализации лошади.
Это простой урок, предназначенный для начинающих и детей с очень легкими для выполнения шагами. Не стесняйтесь распечатать эту страницу и использовать ее в качестве учебного пособия по рисованию.
Вот несколько интересных фактов о Horse , которые могут вас заинтересовать.
- Лошади могут спать как стоя, так и лежа.
- В мире насчитывается более 300 пород лошадей.
- В зависимости от породы, содержания и окружающей среды средняя продолжительность жизни домашней лошади сегодня составляет от 25 до 30 лет.
- Лошади имеют скелет из 205 костей.
- Лошади ощущают контакт так же тонко, как попадание насекомого в любую часть тела.
Шаг 1: Начните с рисования лба Лошади.
Шаг 2: Нарисуйте нижнюю часть шеи.
Шаг 3: Нарисуйте верхнюю часть шеи и нижнюю часть спины по направлению к хвосту.
Шаг 4: Нарисуйте начало передних и задних ног.
Шаг 5: Добавьте еще несколько линий на передние и задние лапы, не забудьте добавить ухо.
Шаг 6: Обработайте низ живота, 2 ноги и копыта.
Шаг 7: Нарисуйте 2-й комплект ног.
Шаг 8: Закончите, нарисовав основную часть и хвост, чтобы завершить этот рисунок лошади.
Видео по рисованию лошадей так много, что сложно было выбрать. Я выбрал это видео, потому что оно очень простое, отлично подходит для начинающих и детей. Используя простые формы, вы можете нарисовать эту Лошадь.
Эта запись была опубликована в рубрике «Шаг за шагом» и помечена как «Лошадь», 28 мая 2010 г.,