Разное

Бог перун у славян картинки: Бог перун картинки – 79 фото

Содержание

Перун. Языческий бог Перун. Символ Перуна

Перун – древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель в пантеоне языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине. Перун даёт мужчинам силу, а за несоблюдения военных законов жестоко карает.

История рождения

Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а высшие силы. Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество – заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней, духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.

Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром. Но только став абсолютно взрослым, научился контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы.

Внешний вид

Языческие боги древних славян были изображены в том обличии, которое внушало страх и уважение простым смертным. Перун не был исключением. Часто его представляли, как солидного мужчину лет 35–40 с золотыми усами и бородой, которые блестели словно молнии. Одновременно волосы были чёрными, с серебристой проседью цвета грозовой тучи. Так же как она, они клубились вокруг его лица.

По небу бог передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле. Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадями, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.

Ирис и дуб

Это основные символы громовержца. Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, которые неизменно были связаны с его характером, ореолом обитания и деятельностью. Например, могучий дуб. Древние славяне в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.

Ещё один символ Перуна – ирис небесного цвета. Голубой цветок использовался не только в обрядах, связанных с божеством. Также он был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна. Посвящено богу ещё одно растение – цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купала. Славяне верили: тому, кто сумеет преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун подарит несметные сокровища.

Другие символы

Известный знак Перуна – так называемый грозовик. Это символ, похожий на Солнце. От центра отходят шесть лучей, направленных в разные стороны. Знак часто рисовали над входной дверью дома. Люди верили, что он защищает родные стены от нечисти и дурного глаза. С этой же целью его вырезали на ставнях и кровлях. Женщины вышивали символ в виде цветка: такие “рушники” давали мужчинам в военный поход, чтоб оградить их от вражеских мечей и стрел, наделить силой и мужеством. Позже этот знак Перуна немного трансформировался и стал похож на колесо – то, которое было частью колесницы громовержца.

Главным оружием бога считался топор, обладающий чудесной силой. Вставленный в косяк двери, с изображениями Грома и Солнца, он также служил оберегом человеческого жилища, препятствовал проникновению внутрь злых сил, бед и несчастий. Интересно, но после крещения Руси все символы и свойства Перуна перешли “по наследству” к пророку Илье – святому, которого почитает весь православный мир.

Атрибуты

День недели Перуна – четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. С тех пор считается, что четверг – наиболее удачный день для перемен, новых начинаний. Идеально, когда в это время растущая луна: она только ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества – 4, металл – олово, камень – лазурит, сапфир. Планета солнечной системы – Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.

Способности

Исходя из того, что Перун был громовержцем, он умел вызывать сильные грозы. Бог не только метал молнии в своё удовольствие: с их помощью он наказывал людей, которые его прогневали. Обычно неугодные сгорали живьём на месте. Те же, кому удавалось выжить, считались почти святыми. Счастливчиков называли “помеченными Перуном”, ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские умения и экстрасенсорные возможности.

Да и сам Перун – бог грома и молний – был превосходным магом. Он летал по небу в колеснице, умел перевоплощаться в разных животных, птиц, людей. По своему желанию создавал призрачных существ, которых посылал к смертным с определённой миссией. Кроме того, Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. Тот дуб, в который попала молния, они почитали с двойным упоением: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием не только в битве со смертными врагами, но и с магическими существами из загробного мира Нави.

Враги божества

Ими были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей с целью навредить им, принести зло. Например, согласно давнему сказанию, бог молнии Перун убивает треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки – своим давним противником, богом Велесом. После свержения чудовища Перун обручается с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана – богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора.

Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Их неприязнь нельзя назвать враждой, скорее это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. И это неудивительно. Боги славян – Перун в частности – были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром – наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил, а также простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов – Яви и Прави.

Читая давние письменные источники, например, рукопись Прокопия Кесарийского, датируемую VI веком, можно предположить, что Перуна считали верховным богом. Лучами своей славы он затмил даже отца и деда – Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтом Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

День бога Перуна

Наши древние предки праздновали его 20 июня. В этот день мужчины чистили своё оружие – топоры, секиры, ножи, копья – и шествовали с ними главными улицами города. При этом воины распевали ритуальные песни, которые прославляли божество. Своеобразным парадом они доходили до опушки леса, где было сооружено капище – место, в котором производились жертвоприношения. Зарезав петуха или быка, люди окропляли их кровью принесённые доспехи и оружие – считалось, что после ритуала оно благословлено самим богом на победную войну. Кроме того, ею мазали головы дружинников, чтоб оградить их от смерти в неравном бою.

Когда обряд заканчивался, воины возвращались в город, где на главной площади проходили постановочные бои Велеса и Перуна, из которых последний неизменно выходил победителем. Божеству готовили множество подарков, которые складывали в ладью и поджигали. Пепел закапывали, после чего садились за праздничный стол. Жрецы советовали воинам эту ночь проводить с женщинами, так как они должны быть победителями не только на поле боя. Также на Перунов день люди вызывали дождь: обливали выбранную девушку водой, чтоб их урожай не уничтожила летняя засуха.

Служение Перуну

Этот процесс называли волхованием, или жрением. Совершать ритуалы и обряды могли только специально наученные люди, которым от рождения пророчили эту роль. Называли их соответственно: волхвы или жрецы. В некоторых летописях говорится о том, что в их роли часто выступали князья или другие высокопоставленные особы. В почётную касту также попадали мальчики, к которым переходило это звание по наследству, а также юноши, одарённые необычными способностями.

Языческие боги древних славян всегда имели высшего жреца, который был связующим звеном между высшими силами и народом. Это касается и Перуна. Верховному жрецу прислуживали другие волхвы, находящиеся на этой иерархической лестнице на ступеньку ниже. В их обязанности входило поддерживать жертвенный огонь в языческих храмах, организовывать и проводить обряды жертвоприношения, ходить по деревням и рассказывать о могуществе божества. К жрецам часто за помощью обращались люди. Они приносили дары и просили волхва замолвить за них словечко перед Перуном: исцелить от ран, полученных в бою, наделить неуязвимостью к вражеским стрелам, сделать мужественным и сильным родившегося младенца.

На закате языческой эры

В это время громовержца особенно чтили. В каждом доме висел оберег Перуна в виде маленького топорика или коловорота. Даже князь Владимир, перед тем как окрестить Русь, приказал поставить огромного истукана, изображавшего божество, в самом центре Киева, недалеко от княжеских палат. Уже потом, когда он перенял новую веру и начал распространять христианство на всех русских землях, приказал бросить идола в реку. Люди, которые были воспитаны на языческих традициях, долго бежали по берегу и кричали вслед уплывающей статуе: “Батюшка Перун, выдубай!” (“выдубай” означало – выплывай).

Спустя годы на том самом месте, где волны выкинули истукана на сушу, построили Выдубайский монастырь, который существует и поныне. Также в наши дни мода на древние традиции вернулась. Учёные нашли так называемые Сантии Перуна – книгу, в которой будто бы изложены основные поучения бога, его законы и заповеди. Хотя некоторые исследователи сомневаются в достоверности находки. Говорят, что это аналог индийских и арийских вед, только переделанный и завуалированный. Хотя первоисточник более информативен, к тому же его истинное происхождение уже давно доказано.

Перун-Илья

Как уже говорилось, после крещения русских земель в другие высшие силы были трансформированы боги славян. Перун, например, – аналог пророка Ильи. В причитаниях его называли “громовым”, так как он считается распорядителем грозовых сил природы. Главная причина такого смешения описана в библейском рассказе: по молитве пророка с неба пал огонь на землю и спалил врага, также с его помощью вода окропила засохшие поля и спасла урожай. В сознании простых людей в наше время Илья считается более языческим божеством, чем святым из православной религии.

Когда приходит гроза, люди говорят, что это он едет на своей небесной колеснице. Во время жатвы они всегда оставляют несколько колосков – Илье на бороду. Это тоже что-то наподобие древних жертвоприношений. Можно сделать вывод: как бы мы ни старались, языческие традиции, обряды и ритуалы продолжают существовать в нашей повседневной жизни. Память о них передаётся по генам от поколения к поколению. В последнее время молодые люди объединяются в группы: общими усилиями возрождают славянские обряды, в том числе и те, которые прославляют могучего и мужественного Перуна.

“Киевский Олимп”: кому на самом деле поклонялись древние славяне

https://ria. ru/20210725/slavyane-1742614803.html

“Киевский Олимп”: кому на самом деле поклонялись древние славяне

“Киевский Олимп”: кому на самом деле поклонялись древние славяне – РИА Новости, 26.07.2021

“Киевский Олимп”: кому на самом деле поклонялись древние славяне

В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси… РИА Новости, 26.07.2021

2021-07-25T08:00

2021-07-25T08:00

2021-07-26T14:00

религия

киев

владимир

георгий победоносец

аналитика – религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/17/1742587195_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_96d852065bbca40489863bc66878a14e.jpg

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Никита Бизин. В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси вообще была эта традиция. Возможно, и о других божествах — Свароге, Даждьбоге и Мокоши — наши предки тоже не знали, а весь этот пантеон придумали историки. В кого действительно верили древние славяне — в материале РИА Новости.День верховного божестваСейчас Перуницы отмечают разве что в глухих деревнях, где сохранили дореволюционное предание. И еще родноверы (направление в неоязычестве), которые, как они говорят, “возрождают забытые традиции”. Главный бог у них — Перун, покровитель воинов и громовержец.Поэтому празднуют “по-военному”: с кулачными боями, метанием ножей и фехтованием на мечах. Играют в “коняшки” и перетягивание каната. Неотъемлемый элемент торжеств — танцы.Кульминация — факельное шествие к огромному погребальному костру, который в старину называли тризной. По словам неоязычников, таким образом происходит ритуальное погребение Перуна и “прославление воинов-предков”.Сам обряд изобилует деталями. Движения, костюмы и слова — все имеет значение. И невольно возникает вопрос: неужели точно так же праздновали больше тысячи лет назад? Родноверы заявляют, что основную часть предания удалось сохранить. Правда, исследователи очень в этом сомневаются.Единый пантеонСлавяне, как и любой другой народ, верили в демонов и духов, живущих бок о бок с человеком. И в богов — существ высшего порядка. Но известно о них немного. Имена Перуна, Сварога или Мокоши в первую очередь знакомы по “Повести временных лет”, составленной спустя век после Крещения Руси.Чаще всего в ней фигурирует Перун. Летописец упоминает его в связи с походом князя Игоря на Византию. Тогда правитель заключил договор с могущественным греческим государством.”Аще ли кто от князь (византийцев. — Прим. ред.) или от людий русских преступить се, еже есть написано, будет достоин своим оружием умрети и да будет клят от Бога (христианского. — Прим. ред.) и от Перуна”, — гласит хроника.Известно также, что на Перуновом холме в Киеве находился идол божества. На нем скрепляли важные договоры, в том числе и межгосударственные. На основе этих данных ученые предположили, что Перун был главным богом. Но только для киевлян. Другие многочисленные славянские племена поклонялись собственным божкам.Их имена могли остаться неизвестными, если бы не знаменитая религиозная реформа князя Владимира. Примерно в 980-м он задумал создать “единый славянский пантеон” во главе с Перуном. Ради этого со всех краев Руси свез в Киев идолов, соорудив под них святилище. Ход был во многом политическим: правитель показал, что подчинил себе все земли и “их небесных покровителей”.”И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Сварога, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”, — сказано в “Повести временных лет”.Считают, что каждый бог имел свою “специальность”. От Мокоши, например, зависел урожай. Даждьбог насылал дожди, а Стрибог — ветер. Но на самом деле хроники ничего об этом не говорят. Подобное разделение появилось позже — скорее всего, его добавили переписчики. “Летописи — это же сплошной текст без пробелов и разделений слов. Естественно, что переписчик или тот, кто читал рукопись, сталкивался со множеством спорных моментов. И истолковывал их неверно”, — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Из людей в боги и обратноИменно ошибка переписчиков могла изменить некоторых богов до неузнаваемости. Тот же Даждьбог на самом деле именовался иначе. По всей видимости, его звали Дажьбог и он был вовсе не покровителем дождя. В “Слове о полку Игореве” всех князей называют “дажьбожиими сынами”, то есть это божество считали предком всех людей.Не исключено, что оно было отцом и всех богов — хотя таковым обычно признают владыку солнца Ярилу. Но вот что удивительно: ни о нем, ни о не менее популярном Велесе (покровителе скота) домонгольские хроники не упоминают. Однако ученые не сомневаются — божества с такими функциями все же существовали, но под другими именами.Проблема, по словам Дороховой, в том, что после крещения Руси священники пытались сблизиться с народом, дабы просветить в новой вере. Поэтому в проповедях использовали знакомые образы.”Святые, пророки и праведники заменили собой более древних персонажей. Функции языческих богов перешли к ним. Нам известно, что святой Георгий Победоносец, например, стал покровителем пастухов. А вот вместо кого — мы точно не знаем”, — отмечает фольклорист.То же относится и к святому Пантелеимону Целителю. Он, как предполагает специалист, вполне мог заменить какое-нибудь божество ведунов или волхвов.”Это христианский святой, но в народе его считали покровителем знахарей, — объясняет Дорохова.— А те нередко прибегали к магии и в заклинаниях призывали его имя”.Новые “старые боги”Казалось бы, за несколько столетий Русь окончательно забыла о дохристианских богах. Но сведения о них остались в различных средневековых книгах. Известные всем персонажи дошли до нас благодаря “Киевскому синопсису” — сборнику хроник второй половины XVII века. Помимо упомянутых в “Повести временных лет” Перуна, Мокоши, Дажьбога, Стрибога, Сварога и Хорса, там есть такие божества, как Лада, Позвизд, Купало и Ярило. Но исследователи установили, что эти образы — выдумка авторов, исказивших имена богов, которым поклонялись балтийские племена. Ведь известно, что Киев долгое время входил в состав Великого княжества Литовского.Однако именно сведениями синопсиса воспользовались двести лет спустя. Как полагает Дорохова, известных ныне богов придумали кабинетные ученые.”Необходимо было создать героическую русскую народность. Поэтому из традиционной культуры сразу выкинули все нежелательное — то, что ее принижало, — поясняет она. — Это была волна грандиозных фальсификаций. Считали, нет ничего страшного в том, чтобы что-то дописать, досочинить в истории”.Из-за нехватки данных о дохристианских верованиях за образец взяли греческую мифологию. Так Перун стал метателем молний, Мокошь — прекрасной покровительницей любви, “славянской Афродитой”. А Сварог — русской версией бога-кузнеца Гефеста.Тогда же с подачи русских писателей появились и известные всем “древние” сказочные персонажи: Иван-дурак, Баба-яга, леший, водяной. Но когда именно — мало кто задумывается, и неясно, поклонялись ли они на самом деле богам из учебников истории. По мнению ученых, точно ответить на этот вопрос уже вряд ли получится.

https://ria.ru/20130728/952329086.html

киев

владимир

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/07/17/1742587195_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_b0c4bd63a379e48f34b9812734dbc195.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

киев, владимир, георгий победоносец, аналитика – религия и мировоззрение

Религия, Киев, Владимир, Георгий Победоносец, Аналитика – Религия и мировоззрение

МОСКВА, 25 июл РИА Новости, Никита Бизин. В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси вообще была эта традиция. Возможно, и о других божествах — Свароге, Даждьбоге и Мокоши — наши предки тоже не знали, а весь этот пантеон придумали историки. В кого действительно верили древние славяне — в материале РИА Новости.

День верховного божества

Сейчас Перуницы отмечают разве что в глухих деревнях, где сохранили дореволюционное предание. И еще родноверы (направление в неоязычестве), которые, как они говорят, “возрождают забытые традиции”. Главный бог у них — Перун, покровитель воинов и громовержец.

Поэтому празднуют “по-военному”: с кулачными боями, метанием ножей и фехтованием на мечах. Играют в “коняшки” и перетягивание каната. Неотъемлемый элемент торжеств — танцы.

Кульминация — факельное шествие к огромному погребальному костру, который в старину называли тризной. По словам неоязычников, таким образом происходит ритуальное погребение Перуна и “прославление воинов-предков”.

Сам обряд изобилует деталями. Движения, костюмы и слова — все имеет значение. И невольно возникает вопрос: неужели точно так же праздновали больше тысячи лет назад? Родноверы заявляют, что основную часть предания удалось сохранить. Правда, исследователи очень в этом сомневаются.

Единый пантеон

Славяне, как и любой другой народ, верили в демонов и духов, живущих бок о бок с человеком. И в богов — существ высшего порядка. Но известно о них немного. Имена Перуна, Сварога или Мокоши в первую очередь знакомы по “Повести временных лет”, составленной спустя век после Крещения Руси.

Чаще всего в ней фигурирует Перун. Летописец упоминает его в связи с походом князя Игоря на Византию. Тогда правитель заключил договор с могущественным греческим государством.

CC0 / / Статуя Перуна

CC0 / /

Статуя Перуна

“Аще ли кто от князь (византийцев. — Прим. ред.) или от людий русских преступить се, еже есть написано, будет достоин своим оружием умрети и да будет клят от Бога (христианского. — Прим. ред.) и от Перуна”, — гласит хроника.

Известно также, что на Перуновом холме в Киеве находился идол божества. На нем скрепляли важные договоры, в том числе и межгосударственные.

На основе этих данных ученые предположили, что Перун был главным богом. Но только для киевлян. Другие многочисленные славянские племена поклонялись собственным божкам.

Их имена могли остаться неизвестными, если бы не знаменитая религиозная реформа князя Владимира. Примерно в 980-м он задумал создать “единый славянский пантеон” во главе с Перуном. Ради этого со всех краев Руси свез в Киев идолов, соорудив под них святилище. Ход был во многом политическим: правитель показал, что подчинил себе все земли и “их небесных покровителей”.

“И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Сварога, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”, — сказано в “Повести временных лет”.

© РИА Новости / Рудольф Кучеров / Перейти в медиабанкРадзивилловская летопись. Миниатюра листа 45. Воздвижение на холме в Киеве Перуна и других языческих богов

Радзивилловская летопись. Миниатюра листа 45. Воздвижение на холме в Киеве Перуна и других языческих богов

Считают, что каждый бог имел свою “специальность”. От Мокоши, например, зависел урожай. Даждьбог насылал дожди, а Стрибог — ветер. Но на самом деле хроники ничего об этом не говорят. Подобное разделение появилось позже — скорее всего, его добавили переписчики.

“Летописи — это же сплошной текст без пробелов и разделений слов. Естественно, что переписчик или тот, кто читал рукопись, сталкивался со множеством спорных моментов. И истолковывал их неверно”, — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

Из людей в боги и обратно

Именно ошибка переписчиков могла изменить некоторых богов до неузнаваемости. Тот же Даждьбог на самом деле именовался иначе. По всей видимости, его звали Дажьбог и он был вовсе не покровителем дождя. В “Слове о полку Игореве” всех князей называют “дажьбожиими сынами”, то есть это божество считали предком всех людей.

Не исключено, что оно было отцом и всех богов — хотя таковым обычно признают владыку солнца Ярилу. Но вот что удивительно: ни о нем, ни о не менее популярном Велесе (покровителе скота) домонгольские хроники не упоминают. Однако ученые не сомневаются — божества с такими функциями все же существовали, но под другими именами.

Проблема, по словам Дороховой, в том, что после крещения Руси священники пытались сблизиться с народом, дабы просветить в новой вере. Поэтому в проповедях использовали знакомые образы.

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / ДаждьбогДаждьбог

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / Даждьбог

Даждьбог

“Святые, пророки и праведники заменили собой более древних персонажей. Функции языческих богов перешли к ним. Нам известно, что святой Георгий Победоносец, например, стал покровителем пастухов. А вот вместо кого — мы точно не знаем”, — отмечает фольклорист.

То же относится и к святому Пантелеимону Целителю. Он, как предполагает специалист, вполне мог заменить какое-нибудь божество ведунов или волхвов.

“Это христианский святой, но в народе его считали покровителем знахарей, — объясняет Дорохова.— А те нередко прибегали к магии и в заклинаниях призывали его имя”.

Новые “старые боги”

Казалось бы, за несколько столетий Русь окончательно забыла о дохристианских богах. Но сведения о них остались в различных средневековых книгах. Известные всем персонажи дошли до нас благодаря “Киевскому синопсису” — сборнику хроник второй половины XVII века. Помимо упомянутых в “Повести временных лет” Перуна, Мокоши, Дажьбога, Стрибога, Сварога и Хорса, там есть такие божества, как Лада, Позвизд, Купало и Ярило.

Но исследователи установили, что эти образы — выдумка авторов, исказивших имена богов, которым поклонялись балтийские племена. Ведь известно, что Киев долгое время входил в состав Великого княжества Литовского.

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / Стрибог — хозяин ветровСтрибог

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / Стрибог — хозяин ветров

Стрибог

Однако именно сведениями синопсиса воспользовались двести лет спустя. Как полагает Дорохова, известных ныне богов придумали кабинетные ученые.

“Необходимо было создать героическую русскую народность. Поэтому из традиционной культуры сразу выкинули все нежелательное — то, что ее принижало, — поясняет она. — Это была волна грандиозных фальсификаций. Считали, нет ничего страшного в том, чтобы что-то дописать, досочинить в истории”.

Из-за нехватки данных о дохристианских верованиях за образец взяли греческую мифологию. Так Перун стал метателем молний, Мокошь — прекрасной покровительницей любви, “славянской Афродитой”. А Сварог — русской версией бога-кузнеца Гефеста.

Тогда же с подачи русских писателей появились и известные всем “древние” сказочные персонажи: Иван-дурак, Баба-яга, леший, водяной. Но когда именно — мало кто задумывается, и неясно, поклонялись ли они на самом деле богам из учебников истории. По мнению ученых, точно ответить на этот вопрос уже вряд ли получится.

28 июля 2013, 09:00

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015).

Перун – история славянского бога, атрибуты, значение имени

История персонажа

Персонаж славянской мифологии, бог-громовержец и бог войны, покровительствует князю и княжескому войску — дружине. Имя Перуна означает «разящий». Супруга Перуна — богиня Макошь, покровительница ткачества и прядения, оберегающая матерей и незамужних девиц. Перун изображается с золотыми усами и серебряной головой. Атрибуты бога — дуб, петух и топор с молотом, а также громовые стрелы. В греческой мифологии функции, аналогичные функциям Перуна, закреплены за Зевсом, а в скандинавской — за Тором.

История появления

Первое упоминание о том, что славяне поклонялись богу-громовержцу и создателю молний, который владычествовал над остальными богами, относится еще к VI веку и сделано византийским историком Прокопием Кесарийским.

Перун

Перуну приносили в жертву быков. Этот факт позволяет связать Перуна с образом Ильи-пророка, который начал выполнять функции бога-громовержца в христианстве. Для пира, который устраивался на Ильин день, тоже закалывали быка.

Перун упоминается также в «Беседе трех святителей» — памятнике древнерусской письменности, построенном по принципу вопросов и ответов, которые даются святыми православной церкви. Там Перун именуется ангелом грома.

Идолы Перуна

Более развернутую информацию о Перуне можно получить из «Повести временных лет». Древнерусские воины клялись Перуном и Велесом — еще одним богом славянского пантеона, покровителем поэзии и скота. Для такой клятвы обнаженные мечи воинов, щиты, прочее оружие и золото складывались на землю и над всем этим давался обет выполнить те или иные условия или договор.

Князь Владимир Святославович установил деревянные идолы шести божеств на холме в Киеве. Перун назван среди них первым, за ним следуют Даждьбог — податель блага, Хорс — бог солнца, Стрибог — бог ветров и прочих атмосферных явлений, супруга Перуна богиня Макошь и вестник богов Симаргл. Сложно восстановить по имеющимся данным внешний вид Перуна, но идолу бога покрывали голову серебром, а усы — золотом.

Велес

После принятия христианства идол Перуна по приказу князя изрубили, проволокли по грязи на веревках и сбросили в реку Волхов. Сам Перун в текстах древнерусских книжников из бога постепенно превратился в демона, чья власть пала в тот момент, когда крестили Русь.

Перун в мифологии

Образ Перуна интересным образом трансформировался в фольклоре южных славян. На Балканах практиковался весенне-летний обряд вызывания дождя, центральным действующим лицом которого была Додола, она же Пеперуда, образ которой напрямую связан с образом Перуна.

Сварог

Во время ритуала Додолу олицетворяла увитая зеленью девочка, которая во главе ритуальной процессии обходила деревенские дома. На роль Додолы выбирали сироту, или девочку, которая появилась на свет после смерти отца, или же ребенка, который стал у матери последней дочерью. В последнем случае был риск, что мать девочки родит еще одного ребенка — тогда деревне грозили бы несчастья.

Участники процессии танцевали и пели ритуальные песни перед каждым домом, после чего «главную героиню» обливали водой, а сама девочка вертелась и старалась разбрызгать побольше воды вокруг. Хозяин дома выносил участникам обряда подарки, которые позже делились между всеми, кто участвовал в обряде.

Предполагают, что Додола изначально изображала богиню, супругу бога-громовержца, а те, кто сопровождал Додолу, изображали жриц богини.

Додола

В фольклоре восточных славян есть сказочный сюжет о том, как бог-громовержец преследует черта, стремясь убить того молнией. Черт поочередно пытается скрыться от преследователя в теле человека, затем в разных животных, в деревьях, в камнях и в конце концов уходит в воду. Тут Перун прекращает преследование со словами, что черту там и место.

Священное дерево и символ Перуна — дуб. С этим деревом был связан ритуал, который проводили на острове Хортица. Вокруг дерева укреплялись стрелы, в жертву приносились живые петухи. Каждый участник обряда делал богу подношение мясом или хлебом.

Священный дуб

С Перуном народная фантазия связывала «археологические» находки. Начав обрабатывать пашню или строить дом, люди находили части древних орудий, вытесанных из камня, — это мог быть наконечник копья или стрелы, или топор. Такие находки называли «громовыми стрелами» Перуна. Считалось, что при ударе молнии такой божественный «снаряд» уходит в землю, а позже выходит на поверхность. Считалось, что «громовые стрелы» способны исцелять болезни и обладают другими магическими свойствами.

Интересные факты

  1. Образ Перуна часто всплывает в живописи — в творчестве российских художников, которые вдохновляются древнеславянской мифологией и фольклором. Среди них можно назвать Константина Васильева и Андрея Клименко.
  2. Осенью 2017 года на «YouТube» появился любительский комедийно-драматический триллер от первого лица под названием «Перун». Фильм снят подростками из города Ревда и длится около часа. Сюжет таков: мающиеся от скуки городские подростки развлечения ради пускаются исследовать места, связанные с местным городским фольклором. При этом герои ухитряются спровоцировать гнев древнеславянского бога Перуна, убив тотемное животное.
Перун
  1. В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» авторства Дмитрия Емец из-за удара молотом Перуна пострадала Гробыня Склепова, соседка главной героини по комнате, — она лишилась волшебной силы.
  2. Перун — один из богов в видеоигре «Thea: The Awakening». Это мрачная постапокалиптическая стратегия с нелинейным сюжетом, созданная по мотивам славянского фольклора и мифологии. Цель игры — не завоевать все вокруг и построить империю, а выжить. Просто выжить в неуютном и опасном фэнтези-мире.
  3. В романе «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак бог Перун поселяется на школьной крыше, откуда мечет молнии. Книга начинается с того, как рабочие пытаются свалить столетний дуб, что растет рядом с гимназией. Мальчишки гимназисты пытаются помочь им расправиться с деревом при помощи направленного взрыва. В результате взрыва дуб остался неповрежденным, зато сами подрывники вместе с другими детьми оказались заперты в школе, которую внезапно заполнили домовые и прочие фольклорные персонажи. При этом время в школе замерло, а всякая связь с внешним миром оборвалась.

Символ бога перуна славянской мифологии бог векторное изображение

Символ бога перуна славянской мифологии бог векторное изображение
    org/BreadcrumbList”>
  1. лицензионные векторы
  2. Символ векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00

Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменение размера до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте свою компанию или название компании
файлов включены

Загрузка сведений…

  • Идентификатор изображения
    17185059
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    Энди Винников

Символ древнеславянского бога Перуна Royalty Free Vector Image

Символ древнеславянского бога Перуна Royalty Free Vector Image
    org/BreadcrumbList”>
  1. лицензионные векторы
  2. славянские векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $
39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00

Нравится изображение, но нужны лишь некоторые модификации? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменение размера до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте свою компанию или название компании
файлов включены

Загрузка сведений…

  • Идентификатор изображения
    20012289
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    АндрейО

Славянская мифология и ее влияние на древние украшения

В древности украшения носили в основном не для красоты, а как защиту энергетических центров и каналов тела . У древних славян украшения служили оберегами, служили священным оберегом и оберегом. В то время история славян свидетельствует о том, что люди не доверяли собственным способностям противостоять злу, поэтому пытались защитить свое тело разными предметами.

Свойства древних украшений

 

 

Амулеты чаще всего изготавливались из дерева, кости или металла. Тип дерева был отсортирован из «благородных» пород: сосна, береза ​​или дуб. Если материалом для оберега служила кость, то предпочтение отдавалось сильному бесстрашному зверю: тигру или медведю. Однако для защиты тела и души драгоценные металлы и камни подходили как нельзя лучше. Согласно древнеславянским мифам, серебро и золото относились к огненному молнию и солнечному ореолу языческого бога Перуна – главного Бог в славянской мифологии . Практически все орнаменты в древности имели религиозную основу и магическое значение.

Славянские обереги  делились на женские и мужские украшения. Но также, как и сегодня, древнеславянский женский наряд состоял из большего количества аксессуаров, чем мужской.

Женщины предпочитали амулеты с «солнечными» символами, которые изготавливались из сплавов желтого цвета. Славянские обереги  для мужчин были лишены символики, но имели не меньшее значение, чем женские.

Ключевые символы и их значения

 

 

В то время, когда стихии были неделимы и властвовали надо всем, Земля была Матерью, а Небо – Отцом, славянский народ жил в полной гармонии и единстве с природой. Течение жизни, обрядовые действия, традиции и образ жизни были полностью созвучны звукам и ритмам природы и в то же время всецело от нее зависели. Маги могли пророчествовать о погоде, предсказывать будущее и совершать богослужения. Языческие жрецы, прося благоденствия, дождевого орошения и солнца, старались склонить на свою сторону божеств и приносили дары Дажьбогу, Скандинавский Бог воинов , Стрибог и Перун.

Мировоззрение славянского народа было проникнуто верой в магическое, основанной на мифологии.

Именно поэтому древнеславянских украшений состояли из символов, включающих в себя комплекс глубоких сакральных значений, магических воздействий и оберегов. Выбор талисмана был коварен, ведь каждый символ имел определенное значение:

  • Небесные символы – коловрат, гаммадион, огнемет, солнцестояние. Талисманы с такой солярной символикой посвящались солнечным богам – Хорсе, Даждьбогу, Сварогу. Считалось, что Славянские языческие украшения с солнечными знаками защищали от темных и злых сил, приумножали духовное и материальное богатство.
  • Громовой знак Перуна – молния, шестиконечный крест, заключенный в круг – этот символ ассоциировался с мужеством и воинской доблестью.
  • Признаки пожара. Считалось, что обереги огня благотворно влияют на человека, помогают раскрыть творческий потенциал и энергию, правильно выбрать направление жизненного пути.
  • Символы Земли. Образ земли в античной мифологии – женственность, обильное плодородие. Макошь – главная Богиня земли, судьбы, плодородия и прядения.
    Древнеславянское украшение  с земной символикой изображалось в виде схематического рисунка поля в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части и часто предназначавшегося для женщин.
  • Элементы воды. Наиболее многогранным и важным для язычников был образ воды. Знак таил в себе множество сакральных смыслов: основу жизни, богатство урожая, очищающую энергию, поток воды как поток жизни.

Женские славянские обереги

 

 

Факты о славянских свидетельствуют, что женщина была «сосудом», плодовитым продолжением жизни, была святее мужчины. Поэтому надо было тщательнее охранять женщин. Отсюда и количество аксессуаров с защитной функцией – разноцветные бусы, витиеватые Славянские языческие подвески , Перуновые ожерелья, налобники, перстни и многое другое Перуновские украшения (Перун секира подвеска, Перун секира ожерелье) .

Немаловажное значение имела защита самых уязвимых частей женского тела: груди, солнечного сплетения и шеи. Поэтому на шее носили объемные ожерелья, колье из бисера, монет, бляшек, бусин и других украшений-талисманов. Считалось, что женщина более подвержена влиянию потусторонних сил, чем мужчина, поэтому древние  Славянские символы сопровождали ее днем ​​и ночью.

Обязательным атрибутом и защитным элементом были головные уборы: кокошник, рогатка, сорока, ленты-рошель. Популярным элементом был женский гребень. На гребне обязательно должно быть семь гребешков – магическое число, оберегающее от болезней и сглаза.

Серьги в те времена выполняли еще и защитную функцию . Славянские подвески  имели вид ложки, ключа, ступки и соответственно несли в себе определенные значения: богатство, достаток в доме, плодородие и мужское начало.

Славянские Талисманы Мужские

 

 

Количество и ассортимент древних мужских Славянских украшений  были не так широки, как женские. Однако были обнаружены мужские обереги на заклепках плащей – фибулах, на которых были вырезаны защитные солярные символы, на шее, пальцах и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top