Разное

Амон ра бог солнца картинки – Божественные силы и боги Древнего Египта (боги Египта)

Содержание

Бог Древнего Египта Амон – Дневник воина Света — LiveJournal

Если две грозных силы бьются насмерть, ищи третью сторону, которой выгодна эта бойня. Боги Марса против Богов Земли, суры против асуров, дети Земли против наследников Марса. И какой-то козел стоит в стороне и натравливает одних на других…

Все началось с тревожной новости, которая пришла аж с четырех сторон, от четырех Видящих. К Земле приближается нечто инопланетное, опасное. Это нечто идентифицировали как блуждающую планету Нибиру. Одна из Видящих разглядела два объекта, один большой и это сама Нибиру, другой маленький, по сравнению с самой планетой, – разведывательный модуль.

Все четыре источника предупреждали, что Планета приближается, и жатва неминуема. Одна видящая сказала срок – не позже недели.

В это же время на дорогах мира начались аварии автобусов с многочисленными кровавыми жертвами и смертями. Было понятно, что модуль уже здесь, снимает пробу.

Действовать надо было незамедлительно. Сеанс был проведен с одной из Видящих, находящейся на связи в удаленном режиме.

ВО время сеанса Нибиру была отклонена на 45% градусов, к тому же ей было придано ускорение. Видящая подтвердила, что сеанс был проведен успешно, Нибиру больше не представляет угрозы для Земли, по крайней мере в ближайшие времена. На вопрос, состоит ли цивилизация Нибиру из анунаков, Видящая дала положительный ответ. На вопрос, присутствуют ли инсайдеры Нибиру на Земле, так же был дан положительный ответ. На вопрос, являются ли Боги Египта теми самыми инсайдерами с Нибиру, не было однозначного положительного ответа. На вопрос, являются ли Боги Египта с головами животных инсайдерами с Нибиру, был дан положительный ответ.

И вдруг, Видящая сбилась и стала утверждать, что никакой угрозы для Земли от Нибиру нет, никакой Нибиру вообще нет.

Когда были опрошены остальные Видящие относительно Нибиру и угрозы от нее, со смехом было сказано – какая Нибиру, какая угроза, о чем вообще речь?!

Стало понятно, что была изменена реальность, последствия приближения и последующего изгнания Нибиру с Земной реальности были затерты из инфополя, откорректированы.

Однако, в этот момент пошла информация о Нибуру и анунакоах из других источников. Трансляторы вещали, что анунаки на Нибиру белые и пушистые, исключительно позитивные душки.

Но шел и другой поток информации, из других источников на “Египетскую” тему. Сначала на глаза попался материал уважаемого gilliotinus

«Египетским пирамидам мене чем 325 лет? – http://gilliotinus.livejournal.com/66493.html ». Следом пришел материал от ученого мужа с повадками жлоба, но не менее ценного источника информации, Сергея Алданова «Парфюмерия – http://aldanov.livejournal.com/905214.html ». После моего легкомысленного комментария к его материалу, произошла череда событий, обратившая мое более пристальное внимание на тему Древнего Египта. Тут же подоспел комментарий умницы Михаила Волка mishawalk1 и

его отсканированного альбома по ссылке https://yadi.sk/d/0f8iGu-MftTw4 .

И лишь после изучения этого альбома, наступило время прочитать комментарии к материалу gilliotinus , а там оказывается размещен комментарий с ключевой фразой некоего, опять же очень уважаемого мной mechtatell2007 . Вот этот комментарий:

«Современная христианская Троица значительно отличается от Православной Троицы, описанной в Евангелиях до 1700 гг.
Фраза “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь” лично мне, православному, ничего не говорит. Почему я должен славить какого-то абстрактного отца, его сына, и какого-то отдельного от них духа? Почему я должен обращать свою молитву чужому египетскому Амону?
Давно-давно произошла подмена понятий, чтобы увести нас от Главного – от своих родичей, от своих корней.
А на самом деле все очень просто, надо только почувствовать.
Какого отца вы готовы славить даже после его смерти, приходить к нему на могилку, поминать за столом? Своего? Какой второй самый главный для вас человек? Сын этого отца, то есть вы? Или может быть матушка ваша? И третий вопрос – какая невидимая субстанция (дух), связывающая вас с отцом и матерью, имеет для вас громадное значение? Любовь.

Давайте вспомним несколько фраз, которые мы часто слышим в сказках, легендах.
Мы, русские, – дети Божии (в отличие от расы Рабов Господа).
Солнце – наш Отец Небесный.
Мать – сыра Земля.
Бог – это Любовь.

Православные молитвы заканчивались “Во имя Отца, Матери и Светой Любви! У-Ра!”
Только тогда молитва имела силу. Это и есть наша Русская Троица.»

Как говорится, пазлы сложились и что-то щелкнуло в душе и мозгу. Щелкнуло в пятницу вечером. А в субботу утром я молился уже по другому. В своей традиционной утренней молитве я прочел: «Солнце – наш Отец Небесный. Мать – сыра Земля. Бог – это Любовь.» И самое главное, я не сказал в конце «Аминь».

А уже через два часа я лежал почти убитый на диване с раскоординацией движений, расфокусировкой зрения. Удар пришелся с правой стороны, откуда и не ждал. Всегда! Атаки шли слева, со стороны темных сил, или зла, что собственно не одно и то же. Но это же и стало окончательным и прямым доказательством того, что Амон и был той самой третьей силой, невидимой и стоящей за всем, получавшим энергию любви от каждой молитвы любого молящегося, завершавшего свою молитву именем Амона – Аминь.

На несколько часов я отключился. И смог себя почувствовать более или менее в норме только к вечеру. Сразу сел в медитативную позу и ушел в глубокую медитацию. Мой внутренний взор был обращен к Амону: «Как же ты так мог, ты, тот, кто был выше и больше всех, как мог ты опуститься до банального обмана, как мог ты так низко пасть, что стал красть энергию молитв у каждого молящегося не тебе?!».

Амон из слепящей внутренний взгляд фигуры стал превращяться в серого замызганного божка.  Взял его в руку и отправил на Божий суд. Там Амон мгновенно был развоплощен в теле Всевышнего.

Заинтригованный не до конца распутанными нитями клубка загадок, я обратился к бездонному колодцу знаний, интернету и вот что я там узнал:

Отсюда – http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1544/%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%9D

АМОН (ìmn, букв. «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа Амона – Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное Амона – баран. Обычно Амона изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Почитание Амона зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах, а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена Амона – богиня неба Мут, сын –бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним так называемую фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально Амон был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств пантеона. С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) Амон отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с Амоном отождествляется также бог плодородия

Мин. Вэпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) Амон становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. Амона отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые этоимя встречается в «Текстах пирамид»), он почитается как «царь всех богов» (греч.- Амон-Ра-Сонтер, егип. -Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах Амону говорится: «Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». Амон – «владыка мира, он владеет всей землёй, в его руках списки угодий и верёвка для обмера полей». В Амоне невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. Амон отождествляется с
Гором
(Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А.и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). А. играет ведущую роль в коронационных мистериях. Рамсес II был провозглашён фараоном от имени Амона: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моём престоле, владыка Египта». Амон дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь Амона, обращённую к фараону- завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии…». Амон и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению существующего порядка, как установленного самим Амоном, и власти фараона. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», вобращённых к нему молитвах говорится: «большие взывают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде… Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка».

Р.И.Рубинштейн.
 
Амон Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути — ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных — овна и гуся. «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Лейденского гимна богу), Амон — изначально бог неба и грозы, позже — «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами  хаоса.

Согласно изображениям, высеченным на стенах храма Хатшепсут (1479 — 1458 гг. до н. э.) в Дейрэль-Бахри, храма в Луксоре и Рамессеума, именно Амон приходился божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии — божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога.

На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога — «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул хем нечер тепи эн Амон, или «первый раб бога Амона», ему подчинялись бесчисленные слуги и огромное хозяйство владыки Фив. Во время III Переходного периода (1078 — 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», которая давала обет безбрачия и выбирала свою преемницу из числа дочерей правящего фараона. Последняя известная «супруга бога», Анхнеснеферибра II, возглавляла жречество Амона вплоть до завоевания Египта персами в 525 г. до н. э.


Отсюда – http://zadocs.ru/istoriya/4466/index.html?page=32

К вопросу о названии уральской вершины Яман-Тау. Уральская родина египетского бога Амона (А.А. Тюняев).

Одна из гор Южного Урала – Яман-Тау – является высочайшей вершиной и достигает 1640 м. Если вторая часть имени – тау «гора» – не вызывает никаких сомнений, то значение первой – яман – опутано тайной.

В. Даль [1] в своём словаре даёт двойственное толкование слову «яман»:

Яман – вост. татарск. худо или плохо, нехорошо.;

Яман – сиб. домашний козёл и коза.


Эту же двойственность, со ссылкой на Даля, приводит в своём словаре и М. Фасмер [2].

Для того чтобы разрешить дилемму, рассмотрим этимологию слова «яман» подробнее.

Дополнительных доказательств тому, что слово «яман» означает «плохо», мы не находим.

Другое же толкование – яман «козёл» – имеет множество подтверждений. М. Фасмер сам же приводит, что яман «козёл, коза (домашние)», еман – то же и производит это слово из калмыцкого jaman «коза». То же значение он фиксирует за словом «иман» – «козёл», томск., байк., производя его из монгольского iman, imagan «коза». Существует вид баранов – куку-яман.

В эту же сторону свидетельствует глагол «ямдать» – «кочевать, менять место пастбища оленей», производный его из

eaquilla.livejournal.com

Амон Ра: описание, влияние, интересные факты

В XIV в. до нашей эры появился культ бога солнца Амон Ра. Постепенно он распространился по всей территории Египта. Считалось, что особое покровительство бог оказывает фараонам, но и простые люди могли рассчитывать на его заступничество.

О первоначальной природе этого древнеегипетского божества известно очень мало. В древние времена Амон Ра был близок по своим описаниям к Мину — египетскому покровителю Земли.

С XIV в. до нашей эры появляется его культ, который активно распространяется по всей территории Египта. Тогда бог солнца Ра получил более привычное для современного мира прозвище, его начали называть Амон Ра.

История культа

Впервые бог солнца упоминается в «Текстах пирамид» (XXI в. до н. э.). В Куше, столице Нубии, культ также был распространен. Здесь он носил полностью государственный характер, и у него было несколько ролей.

Кроме этого, культ был широко развит в древней Азии, о чем сказано в текстах и рассказах. Так, в «Путешествии Уну-Амона в Библ» (XI в. до н. э.) рассказывается о странствующем Амоне, послушнике жреца Уну.

Правитель Библа, как сказано в тексте, говорил: «Он — создатель всего насущного. Он также показал нам землю Египетскую, из которой вышло искусство. Его знание вышло и достигло места, где живу я».

Культ Амона распространился и на все близлежащие земли, особую популярность он получился в Фиве. Его стали почитать как небесного главу всех девяти божеств города Геополя и восьми первых богов города Гермополиса. Повсеместно возникали храмы с фресками Амона, строились сооружения, где также присутствовали статуи божества.

Описание внешнего вида

Рисунок 1. Фреска с изображением покровителя и жрицы

В древнегреческой мифологии он изображался с солнцем сверху головы. Обязательно рядом находились священные животные — баран и гусь — это символы мудрости.

Есть множество статуй, фресок и рисунков, где Амон предстает с головой барана, а голову покрывает корона с гусиными перьями. В руках находится скипетр — знак властвующих фараонов.

Греки изображали божество близко к образу Зевса, но в дополнение на голове присутствовали рога барана. Римляне добавляли в дуэт к богу богиню неба Мут, иногда еще и их сына — Хонсу, который являлся богом Луны.

Амон Ра в Куше

Рисунок 2. Настенные изображения божества в Египте

Когда Куш был завоеван Египтом, то их божество полностью стало отождествляться с Амоном. Это произошло во время 18-й династии. Главным городом бога стали считать Напату. Фараоны очень почитали небесного владыку, зачастую принимая решения политики с помощью божественного оракула.

Именно с Куша глава солнца стал изображаться как антропоморфное божество: человек с бараньей головой и рогами.

Сферы влияния верховного божества

Он был общегосударственным богом, покровительствовал фараонам. Однако и простой народ мог рассчитывать на его помощь. Он был заботливым небожителем в представлениях каждого. С его появления стала сходить на нет несправедливость прошлых верований. Теперь все могли верить в свой лучший удел после смерти и спокойную жизнь в загробном мире. После кончины Ра содействовал этому.

От его имени впоследствии стали издаваться указы правительства. Влияние стало проникать в абсолютно все сферы жизни.

Лишь в 25-й династии его слава начинает меркнуть, на престоле его сменяет богиня Нейт.

Интересные факты

Рисунок 3. Статуя Амона Ра в Санкт-Петербурге

С его именем связаны многие интересные факты:

  • Еженощно его поедала богиня Нут, а каждое утро он возрождался.
  • Ему поклонялись свыше 3000 лет.
  • Его имя «Амон Ра» появилось в результате слияния. Этому способствовал приход к власти новой династии фараонов. По традиции глава обязан был объявить новое божество, которому покровительствовала вся династия.
  • Изображение барана и гуся — не только символы мудрости и образы животных. Они показывали само настроение бога. Если Ра был в гневе, то и животное показывали со злым лицом.

Видео

Лекция А. Б. Зубова о египетских богах:

udiwis.ru

Бог Амон – повелитель Египта

Это был весьма необычный древнеегипетский бог. Его имя переводится как «сокрытый» или «тайный», а между тем солнце, воплощением которого он являлся, сияло над головами его почитателей, доступное всем взорам. Ему приписывали необыкновенную мудрость, но олицетворявшими её священными животными у него были гусь и баран. Будучи местным покровителем Фив — столицы Верхнего Египта, он простирал свою власть на всю страну. Бог Амон ― одна из центральных фигур египетского пантеона.

Божественная триада из древних Фив

Изображался бог Амон в виде фантастического существа с телом человека, а головой животного ― чаще всего столь любимого им барана. Известны, впрочем, и изображения с человеческой головой, украшенной короной с двумя высокими перьями. Обычно картину дополнял солнечный диск как символ того, что Амон является повелителем этого вечного светила. В руках его были крест с петлёй, обозначавшие жизнь. Для современного человека подобный облик может показаться лишённым смысла, но для древних египтян он был полон конкретной символики.

Как было сказано выше, основным центром его почитания были Фивы. Вместе со своей женой, богиней неба Мут, и сыном, богом луны Хонсу, они составляли так называемую фиванскую триаду и были полноправными вершителями судеб города. В некоторых источниках, правда, указывается, что его женой являлась вовсе не Мут, а другая богиня по имени Амаунет. Возможно, так и было, но за давностью лет никто точно уже не помнит.

Солнечный бог, победивший войну

Непросто было Амону завоевать первенство среди прочих многочисленных божеств, обитавших в верховьях Нила и претендовавших на лидерство. Например, в период Среднего царства, то есть в двадцать первом веке до нашей эры, когда в Египте правила XI династия фараонов, настойчиво заявлял о своих правах бог войны Монту. Был он весьма грозен и терпеть не мог конкуренции, однако со временем то ли постарел, то ли просто расслабился, но уже через каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет, в правление следующей по счёту ― XII династии, потеснил его Амон. В начале их отождествляли или, попросту говоря, путали, но постепенно солнечный бог Амон изгнал грубого солдафона и прочно занял его место.

Надо сказать, что в этот же период царствовавший прежде бог солнца Ра также постепенно сдаёт свои позиции. Его имя переходит к главе фиванской триады, который с этих пор именуется как Амон-Ра.

Путь на вершину власти

Прошло двести с лишним лет, и заскучал Амон-Ра в своих Фивах. Чувствовал, что способен на большее. А тут ещё в период Среднего царства бог плодородия Мин попытался вступить с ним в борьбу, да так настырно, что их какое-то время даже отождествляли ― так тесно они сплелись в поединке. Но одолел бог Амон своего соперника, и тот вынужден был ретироваться.

Вскоре улыбнулась солнечному богу неслыханная удача. К началу шестнадцатого века до нашей эры переместился центр земной политической власти Египта в древние Фивы. Именно там основали свою резиденцию правители XVIII фиванской династии, и бог Амон сразу же приобрёл статус царя всех богов, а его культ сделался общегосударственным.

Почитание и превозношение верховного божества

Понимал ли он, что своим возвышением обязан игре случая, или приписал его исключительно личным заслугам ― неизвестно, но только с тех пор благосклонно внимал Амон подобострастному хору, награждавшему его всё новыми и новыми титулами. Сделался он и богом-творцом, и владыкой мира, и вообще – верхом совершенства.

Жрецы Амона дошли в своих славословиях до того, что стали утверждать, что земные владыки – фараоны – появляются на свет от брака между царицей-матерью и самим Амоном, являвшимся к ней на ложе в облике законного мужа. Сам Амон, хотя и смущался от таких подробностей, но в душе был горд, ведь фараон теперь считался его сыном, а следовательно, уступал ему в своём величии.

Соответственно вырос и статус его жены ― богини неба Мут. Стала она «первой леди» божественного пантеона и склонились перед ней прочие боги Египта. Амон же со своим сыном ― богом луны Хонсу – строго следил за всем, что происходило на берегах Нила. В Фивах ему был возведён самый большой в Египте храм, называвшийся Карнакским. Раз в году, во время торжеств, жрецы выносили из храма барку, на которой возвышался лучезарный Амон ― бог солнца и повелитель мира. В этот день фараон, считавшийся, как было сказано, его сыном и живым воплощением, от его имени, но своими устами изрекал волю божества и вершил суд.

Финал, повторяющийся в веках

Однако непостоянно счастье тех, кто обрёл его по воле случая. Прошли столетия, и в четырнадцатом веке до нашей эры окончилось царствование фиванской династии. Их сменили другие владыки, и центр политической власти переместился в иное место. Пришла пора заявить о себе прочим богам и низвергнуть с сияющих вершин привыкшую к верховной власти триаду: Амона, богиню неба Мут и их первенца, бога луны Хонсу. Снова стали они рядовыми египетского пантеона. Это старая история. Она повторяется столько веков, сколько существует мир. Ни одно правление не бывает вечным.

fb.ru

Боги Древнего Египта. Египетские боги и их значение. Египетский бог Гор.

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и сверхспособностями.

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

В Древнем Египте бог Ра и Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.

Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.

Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.

Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.

Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.

Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.

Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.

Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.

Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.

Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.

Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.

 

womanadvice.ru

Боги Древнего Египта (картинки и имена)

Любая религия или просто верование появляется тогда, когда человек не может объяснить многие непонятные ему события из жизни или природные явления. Сегодня наука может трактовать если не все, то многое. В Древнем Египте за разъяснениями люди обращались к богам посредством их служителей на земле – жрецов. Последние же стояли на страже власти царей. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни.

Боги Древнего Египта

Из чего «вырастали» боги Древнего Египта?

Религия присуща социальной жизни общества со времен первобытности. Доисторические люди только-только начинали жить общинами, но уже тогда возникли первые верования, называемые некоторыми учеными проторелигией. Она существовала в виде анимизма (душа – безличное начало), тотемизма (мистическая связь человека с животными), фетишизма (некий предмет станет мистической силой) или магии (все три вышеназванные).

Боги и фараон. Древний рисунок

В разное время эти верования были присущи и народам Древнего Египта. Из тотемизма позже вышли так называемые местные божества. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов.

Читайте также: Древние постройки Египта манят туристов. Фото и названия самых популярных достопримечательностей

Самые первые божества на этих египетских землях северо-востока Африки в представлении египтян выглядели в виде птиц и зверей. В них верили, потому что тогда основным занятием была охота. Когда значение охоты уменьшилось и стали интенсивно заниматься земледелием и ловлей рыбы в Ниле, к человеческому туловищу богов все равно «приделывали» головы некоторых представителей фауны, которые там водились.

«Quid prodest» – кому это выгодно?

Божества плодились не просто так. Кому нужны были древнеегипетские пирамиды, на строительство которых многие годы отрывались от дел и семей ремесленники и земледельцы, а также рабы? Фараонам! Как свидетельство могущества царской власти, то есть господствующей в классовом обществе структуре. Народ же влачил жалкое существование и поклонялся неизвестным идолам.

Боги Исида и Осирис

И эту власть требовалось постоянно поддерживать не только грубой силой, но и «духовно». Народ постоянно убеждали в том, что власть создана богами навечно. А им необходимо подчиняться и фараонам, и простому люду. Этим занимались жрецы-бездельники. Поэтому египтяне молчаливо ждали улучшений от богов – от фараона до фараона. От царства до царства.

Древний пантеон северо-востока Африки

Астральное божество Даумтеф

Рассмотрим, какие же были боги Древнего Египта , их картинки и имена, кто из них главные, а кто попроще. Их пантеон весьма обширный. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Например, Дуамутеф – астральное божество.

Читайте также: Шумер, Вавилон, Индия: специфика цивилизаций Древнего Востока

В названном списке есть и такой разряд богов и богинь, когда нет их изображения или хотя бы краткого описания. Например, бог или богиня Анедждти, Бата, Бенну, Мафдет, Небедж и другие. Они ждут своих исследователей.

Бывали и иные переходы богов из разряда в разряд. Верование в знаменитого бога Амона зародилось еще в Старом царстве, когда происходила централизация древнеегипетского государства. В Среднем царстве он превращается в местное божество, в Новом становится общегосударственным богом (18-й век до нашей эры). В начале нашей эры его понизили в «должности» боги, ставшие к тому времени общеегипетскими: «муж» и «жена» Осирис и Исида.

На примере бога Амона покажем, как изменялись не только предпочтения к божествам, но и их вид изображения на камне и в папирусах. Они встречаются в наибольших количествах на наскальных рисунках, на саркофагах усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца.

Как боги «соперничали»

Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца.

Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила) в Древнем Египте были названный Амон, Ра и Атон. Между ними, или другими божествами, существовала, как сейчас говорят, жесткая конкуренция за умы египтян. Развивали ее, конечно же, люди, а не мифологические существа.

Бог Амон

Атон изображался нетрадиционным тогда религиозным способом – не в виде человека с чьей-то головой или животным с головой человека. Это было единственное древнее художественное исключение в изображениях божественного пантеона. Атон – это рисунок солнечного диска с лучами, как его любят изображать современные детишки. Его расцвет пришелся на время правления фараона Эхнатона. Фараон в Древнем Египте считался проводником идеи бога на земле. Поэтому к именам таких царей добавлялось имя бога.

Фараон Эхнатон в образе Сфинкса в лучах Бога Атона

Эхнатон признавал роль только одного бога Атона, при нем прекратили культ десятков знаменитых богов. Когда Эхнатона сменил на его посту мальчик-фараон Тутанх, он сразу же вернул многобожие. В знак протеста Эхнатону добавил к своему имени – Амон. Теперь весь современный мир знает этого фараона по имени Тутанхамон.

Бог Монту

Бог Монту поплатился за то, что на соколиной голове этого божества был изображен и солнечный диск. Бог сопутствовал любой правящей династии царей-фараонов в Фивах.

Вытеснен из пантеона богом Атоном.

Читайте также:Украшения Древнего Египта — обереги даже для мумий. Рисунки и фото.

Солярным божеством был и Атум. У него тоже возникли сложные «взаимоотношения» с богом Ра из солнечного пантеона. Атум перешел из местных богов в общеегипетские. Но вскоре (по тем временам) Ра вытеснил его. Все солнечные боги Древнего Египта прошли такой же путь. Но не боги соперничали друг с другом, а люди при власти, как сказано об Эхнатоне, и религиозные деятели (жрецы) помогали восхождению богов и их падению.

Бог Ра

В это время главным стал бог солнца Ра, которого древние египтяне наделили способностями сотворения земли, людей, животных и птиц, растений. Ра закрывает глаза? Значит, наступает темнота и ночь.

Особые боги

Назовем богов, которые можно перевести в отдельные группки пантеона. Например, река Нил, которой впору и самой называться богом плодородия и сытой жизни египтян. Солнце ведь стало божеством! Нил же — кормилица и поилица египтян. Если бы сегодня встал вопрос о признании Нила богом, то к нему прибавили бы приставку – «почетный» и превозносили бы как бога.

Хапи- Бог Нила

Наверное, это мнение поддержали бы верующие еще десяти стран африканского континента, через которые с юга на север протекает неуправляемая река.

В Древнем Египте Нил разливами удобрял землю плодородным илом. Это превращало пески в ближайших к реке долинах в плодородные поля. Но часто в июле Нил разливался и затапливал урожай, обрекая народ на голод. Поэтому и для реки древние египтяне придумали бога – Хапи, чтобы тот помогал им. Хапи изображен мужчиной с женским бюстом, который символизировал плодородие.

Усиливают его и другие боги: Себек – бог рек и озер, а также бог растительности Осирис. Первого изображали в облике крокодила или человека с головой этого водного животного.

Но жестокий бог требовал обильные и регулярные жертвоприношения. Укротить Нил богу Хапи не удалось до его исчезновения с небосвода при введении христианства.

Себек — Бог рек и озер.

Осирис также возглавляет группу из двенадцати богов так называемого погребального культа древних египтян. Пять из них являются его соратниками в загробном мире. Что же это за бог? В мифологии его убивает завистливый родственник. Богиня Исида, почти как опытный хирург, собирает Осириса по частям, разбросанным по Египту, и хоронит. В загробном мире он воскрес и стал там судьей. Среди других богов культа – Акер, Аментет, Геб и другие.

Фараон плюс бог

Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. И не зря это сделали заблаговременно. Уже в Раннем царстве фараон воспринимался как воплощение бога Гора, а на божества переносился человеческий образ и его свойства. Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Фараоны якобы получали магические способности, и простолюдину нельзя было к нему приближаться.

Tags: Боги Древнего Египта названия и картинки, Боги Дреснего Египта главные, египетские боги Солнца Последние статьи на сайте

nosecret.com.ua

Боги Египта

Бог Амон, бронза, 1350г. до н.э.

Египетские боги


Амон

Амон (“сокрытый”, “потаенный”), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, “царь всех богов”, небесный заступник, защитник угнетенных (“везир для бедных”).



Анубис

Бог Анубис, бронза, период Нового Царства Копия

Анубис, в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).



Апис

Бог Апис, бронза, 600г. до н.э.

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.



Змей Апоп и Бог Ра, 19-я династия
Апоп

Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Позднее египтяне считали Апопа образом злобного бога пустыни Сета.



Атон

Поклонение Атону, Храм Атона, XIV в. до н.э.

Атон (“диск солнца”), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп (“Амон доволен”) на Эхнатон (“угодный Атону” или “полезный Атону”). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.



Геб

Боги Геб и Нут, папирус

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (“небом”), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул “князь князей” давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба — Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.



Бог Гор, рельеф, фрагмент, 1320 г. до н. э.
Гор

Гор, Хор (“высота”, “небо”), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение – Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.



Мин

Бог Мин, рельеф, X в. до н.э.

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, “производитель урожаев”, которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.



Нун

Бог Нун, папирус

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.



Осирис

Бог Осирис, роспись из гробницы Сеннеджема, фрагмент, XIII в. до н. э.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.



Бог Птах, статуя из сокровищницы Тутанхамона, XIV в. до н. э.
Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) “языком и сердцем”. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.



Ра

Храм Ра, рельеф, камень

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже “замыслили против него злые дела”, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.



Бог Себек, период Нового Царства
Собек

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. “Себек доволен”. Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.



Бог Сет, период Нового Царства
Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. “чужеземных стран”, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья (“отвращение для богов”), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.



Тот

Бог Тот, взвешивающий душу. Рисунок из “Книги Мертвых” Хунифера, Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. “Владыка времени”, он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота — палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог “управлял всеми языками” и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом (“ведущим души”). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.



Бог Хонсу, гранит, Ок. 1350 г. до н. э.
Хонсу

Хонсу (“проходящий”), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и “локоном молодости”, который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу – Фивы, в Карнаке находился его главный храм.



Бог Хнум, Период Нового Царства
Хнум

Хнум (“творец”), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.



Шу

Бог Шу, слоновая кость, XIV в. до н.э.

Шу (“пустой”), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу — в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

skazanie.info

Египетский бог Амон-Ра | Туристический портал

Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон. С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.

Общая информация

История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись. Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.

Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы. Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.

Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.

Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону. Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.

Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира. В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.

Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.

Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие. Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.

Причины возникновения культа Амона-Ра

Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.

Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти. Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.

Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку. Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.

Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти. Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.

Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис. Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.

Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра

Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество. Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.

Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества. В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.

Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.

Заключение

На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения. Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным. Его место в жизни людей разных слоев занял более демократичный Осирис. Все равно в повседневном быту простых людей он оставался в первую очередь покровителем фараонов, залогом их власти и их военных побед.

warps.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top