Разное

Аббревиатура зеков: Тюремные татуировки, надписи и аббревиатуры

Школа жизни по понятиям. Что такое АУЕ

Аббревиатура АУЕ прописалась в российских школах, интернатах, детских домах, спецучилищах с конца нулевых годов. Точную ее расшифровку не скажет никто, чаще всего это «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Однако сам смысл не вызывает никаких споров: молодежь, даже не имеющая – пока – никакого реального криминального опыта, стремиться жить по блатным понятиям.

«МИР 24» разбирался, как стала популярной такая субкультура или идеология, что она означает в практическом смысле, и что собирается делать с этим государство.

Стоит сразу отметить, что копирование криминальной этики и эстетики это нельзя считать чем-то безобидным или обычной для детей игрой, хотя после популяризации термина некоторые подростки воспринимают это именно так. В действительности все достаточно серьезно: подростки скидываются в «общак», среди них есть «смотрящие» и «опущенные», а также кураторы из криминальной среды.

Впрочем, к 16 годам подавляющее большинство членов субкультуры имеет за плечами уже немало преступлений и получить срок для них – дело времени. Жизнь по принципу «один за всех и все за одного» означает, что сегодня ты скидываешься для тех, кто сидит в тюрьме, а завтра они скидываются для тебя.

Так, 31 августа 2016 года в Рефтинском спецучилище в Свердловской области вспыхнул бунт. Вечером воспитанники с криками «АУЕ» устроили погром на кухне и разбежались. Полиция отловила их, но на следующий день все повторилась. В прокуратуре пояснили, что причиной бунта стало отсутствие индивидуальной посуды – типичная претензия обитателей взрослых колоний, которые отказываются есть из тарелок «опущенных».

Для взрослых бандитов дети очень удобны. Во-первых, они по-настоящему верны криминальному миру. Во-вторых, собирают деньги они не хуже, чем старшие товарищи. А в-третьих, до совершеннолетия могут безнаказанно совершать то, за что, будучи взрослыми, получили бы срок. Например, в ноябре 2014 года в забайкальском городе Борзя подростки в буквальном смысле отбили у сотрудников ГИБДД бывшего зэка, которого задержали после погони. А в феврале 2016-го пятеро пьяных учащихся Хилокской коррекционной школы-интерната напали на отделение полиции после задержания товарища.

Считается, что наибольшее распространение эта субкультура или идеология получила именно в Забайкальском крае, который занимает первое место по детской преступности и суицидам среди несовершеннолетних. Хотя не исключено, что там эта проблема просто вышла на поверхность. Так, ответственный секретарь президентского Совета по правам человека России Яна Лантратова год назад отмечала, что адепты АУЕ имеются как минимум в 18 регионах России.

Подростковая преступность существовала и в советское время, и в 1990-х годах. И тогда дети также увлекались блатными понятиями, как правило, под влиянием бывших зэков. В них видели пример для подражания, фигуру, бунтующую против властей.

Отличие нынешнего явления в том, что АУЕ распространяется, в основном через интернет, под видом самостоятельного движения и мема. Страницы и паблики в соцсетях, с соответствующим контентом имеют сотни тысяч подписчиков.

Тревогу по поводу движения эксперты бьют уже не первый год. Криминализацией подростков заинтересовались и власти, но о каких-либо комплексных мерах по предотвращению (как произошло, например, в случае с «группами смерти») пока ничего не слышно. Если не считать поручения Путина в январе этого года создать межведомственную рабочую группу с участием членов СПЧ по борьбе с ней. 

Очередной всплеск интереса к теме связан с материалом «Новой газеты», в котором именно с идеологией АУЕ связывалась криминализация подростков в России. По данным издания, сейчас вербовка происходит так: со школьником начинают говорить по понятиям, рассказывают про «воровскую романтику», после чего объясняют, что надо сдать деньги в «общак», чтобы стать своим. Попытка выйти из движения чревата жестокой местью соратников. Или возможна другая схема: сначала ребенка «на слабо» уговаривают совершить мелкий проступок, а затем с помощью шантажа заставляют идти на нарушения закона и подчиняться «понятиям».

По мнению экспертов, выступивших на страницах СМИ, в распространении АУЕ виноваты как соцсети, где эти лозунги воспринимается как модный тренд, так и идеологическая пустота в государстве, социальное неравенство и произведения культуры, в основном современной, где идеализируются бандиты.

Надо оговориться, что официальной статистики о масштабе проблемы не существует. По данным Генпрокуратуры, количество преступлений среди несовершеннолетних в 2016 году сократилось на 13,1% до 53,7 тыс. эпизодов. Хуже всего обстановка на Урале, в Сибири и Забайкалье, при этом в Общественной палате России связывают этот факт именно с развитием в регионе криминальной субкультуры.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов в комментарии порталу «Медуза» не исключил, что нежелание властей поднимать панику оправдано. По его мнению, криминальный мир склонен к тишине, а подростки из неблагополучных семей всегда тянулись к блатной романтике. Нынешняя же популярность АУЕ во многом искусственная и не отражает реальных процессов, перемешавшись с интернет-фольклором. Таким образом, отметил эксперт, попытка начать громкую кампанию по борьбе с субкультурой только увеличит количество ее поклонников.

Максим Коннов

Masa Media | «Меня унижали, топтали, превращали в пыль»: как работали исправительно-трудовые лагеря в советском Казахстане

Фото на обложке: заключенные в Кенгире. Источник: Wikimedia

 

 

В 30-50-е годы XX века в Казахской ССР действовало 11 исправительно-трудовых лагерей. В честь Дня памяти жертв политических репрессий рассказываем о некоторых из них: где находились эти лагеря, кого в них отправляли, и осталась ли в Казахстане историческая память о тех событиях.


Лагеря, о которых пойдет речь в материале, относились к советской системе ГУЛАГ. Аббревиатура расшифровывается как «Главное управление исправительно-трудовых лагерей». Лагерная система начала развиваться в России еще с начала XX века, но достигла своего апогея в СССР, во времена Сталина.  

 

Из-за коллективизации и индустриализации Союз нуждался в человеческих ресурсах, но при этом затраты на них должны были быть минимальными. Власти решили, что к труду будут привлекать заключенных. В 1930 году Совнарком утвердил «Положение об исправительно-трудовых лагерях». По всему Союзу было создано более 500 лагерных управлений, а различных лагерных отделений и пунктов — свыше 30 тысяч.

 

Исправительно-трудовые лагеря имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития.

Пункт 1 Положения об ИТЛ (исправительно-трудовых лагерях)

 

Лагеря преподносились как благо — во имя сохранности коммунистического строя нужно оградить общество от «опасных» заключенных, и направить их силы в конструктивное русло. По факту же лишь часть лагерников были реальными преступниками, многие люди попадали в лагеря безосновательно, по надуманным причинам.  

Значимую часть узников ГУЛАГa, кроме уголовников и рецидивистов, составляли невинные люди, которые могли попасть в лагеря из-за «клеветы», по национальному признаку или вовсе без причины.

 

«Политические» заключенные (в отличие от уголовных) несли самое тяжелое бремя, так как были вынуждены переносить не только экстремальные рабочие условия и произвол со стороны охраны, но и нападки заключенных-уголовников. По оценкам историков всего через горнило ГУЛАГа прошло от 15 до 18 миллионов человек, полтора миллиона из них погибли в лагерях.
 

История ГУЛАГа

 

В некоторых лагерях большую часть заключенных составляли именно представители интеллигенции, священнослужители, простые граждане, а не преступники. К таким лагерям относился, например, Карлаг.

 

 

Карлаг

Годы существования: 1931–1959

Максимальное число заключенных: 65 673 (1949 год)

 

Один из крупнейших лагерей системы ГУЛАГ.

 

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь — Карлаг — был основан в сентябре 1931 года. Управление Карлага располагалось в селе Долинка Карагандинской области.

 

Общая площадь лагеря, вместе с сельхозземлями, превышала два миллиона гектаров — это примерно, как территория Израиля. 

 

До 50 % обитателей Карлага были политзаключенными. Именно в Карлаг сажали многих известных культурных и общественных деятелей, писателей, ученых, осужденных за контрреволюционную деятельность. 

 

Какие люди были среди зэков — «врагов народа» — в Карлаге! Какие, например, артистические силы! Это ведь целый букет имен! Тут и бывшая солистка Харьковской оперетты Е. Оловейникова, бывший дирижер Московской оперетты М. Лер.

 

А какие были медицинские силы! Например, хирург Василий Васильевич Подзолов. А инженерные кадры! Не могу забыть интеллигентнейшего горного инженера и поэта В. Бересневича, погибшего в Карлаге. (…)

 

Было в Долинке еще и «зэковское» проектное бюро («шарашка») отдела капитального строительства лагеря. Там работала большая группа архитекторов из Чехословакии (дети русских эмигрантов первой волны, арестованных после прихода в Чехословакию советской армии).

Из воспоминаний Георгия Левина, узника Карлага

 

Заключенные в Карлаге занимались в основном сельским хозяйством, но также работали на металло- и деревообработке, на швейном производстве, на сахарном и стеклозаводах, в угольных шахтах. Часто лагеря создавали для быстрых временных задач, например, для строительства каких-либо объектов. Карлаг же был одним из немногих лагерей, где постоянно производили различную продукцию. 

Огромную часть заключенных Карлага составляли политические — «враги народа», жертвы 58-й статьи уголовного кодекса РСФСР. Путем ротаций — то есть одних привозили, часть болела, часть увозили в другие лагеря, часть умирала — за 28 лет существования Карлага через него прошло 999 тысяч человек, — рассказывала исследовательница, автор нескольких книг о Карлаге Екатерина Кузнецова в интервью Радио Азаттык.

По другим данным, через Карлаг в общей сложности прошли около 800 тысяч человек.

 

В 2001 году в поселке Долинка открылся музей Карлага, чтобы исследовать и сохранять памятники истории, а также увековечить память жертв исправительно-трудовых лагерей, находившихся на территории Казахстана.

 


Музей Карлага. Источник фото: wikimedia.org


В 1937 году, с началом «Большого террора», в лагеря стали помещать и членов семей «изменников родины» или «врагов народа». 

 

Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Конституция СССР

 

Появилась отдельная категория заключенных — ЧСИР — члены семей изменников родины, и специальные лагеря для них. Один из таких лагерей — АЛЖИР — находился на территории Казахстана.

 

 

АЛЖИР

Годы существования: 1938–1950

Максимальное число заключенных: около 8 тысяч

 

Акмолинское отделение Карлага, куда помещали членов семей изменников родины, в частности — жен заключенных. В народе его называли Акмолинский лагерь жен изменников родины, сокращенно — АЛЖИР.

 

Членами семьи изменника родине считаются отец, мать, муж, жена, сыновья, дочери, братья и сестры, если они жили совместно с изменником родине или находились на его иждивении к моменту совершения преступления или к моменту мобилизации в армию в связи с началом войны.

Постановление о ЧСИР

 

Лагерь был образован по приказу НКВД в 1938 году. 

 

АЛЖИР занимал порядка 30 гектаров земли. Там жили до восьми тысяч заключенных. Он был крупнейшим из четырех женских лагерей в СССР.

 

Я — член семьи изменника родины, простой, обычный человек из народа, клейменный НКВД «кличкой» ЧСИР.

Моя жизнь была перечеркнута ГУЛАГом большой черной чертой, крест-накрест. 

 

Я просто женщина, жена своего мужа. И за это меня арестовали и таскали по тюрьмам, унижали, топтали, превращали в лагерную и тюремную пыль.

Из воспоминаний Екатерины Кустовой, узницы АЛЖИРа

Женщины получали сроки от пяти до десяти лет, хотя ничего криминального не совершали. Подразумевалось, что сама их связь с «изменниками родины» — уже преступление.

 

Первые полтора года АЛЖИР работал в режиме «особого лагерного отделения»: заключенным была запрещена любая связь с «волей», нельзя было писать и получать письма, посылки. Родные и друзья, дети не могли узнать, что происходит с их близкими.

 

Женщины с «нужными» лагерю профессиями работали по специальности — например, чертежницы, инженерки. Те же, чьи знания и навыки не были востребованы в лагере — музыкантки, актрисы, специалистки в гуманитарных областях — занимались сельхоз работами, работали на стройках.

 

 

Те, кто не мог заниматься тяжелым физическим трудом, работали на вышивальной и швейной фабриках. Некоторые женщины жили в лагере вместе с маленькими детьми, многие заключенные были беременны. 

 

А сколько было слез, кто бы знал! (…) Нас вырвали из семей, оторвали от детей — за что? Только за то, что мы были женами своих мужей. Детей отобрали, засунули в детские дома, внушали им ненависть к родителям — «врагам народа». 

Мы все были молоды, крепкие, здоровые в большинстве своем женщины. А после лагеря, отбыв срок, не знали, что делать, куда ехать, где искать детей.

Из воспоминаний Татьяны Шаховой, бывшей узницы АЛЖИРа

 

Через АЛЖИР прошли:

        • Гульбарам Сейфуллина, жена писателя и госдеятеля Сакена Сейфуллина — 7 лет заключения. Сам Сейфуллин расстрелян в 1938-м.
        • Гульжамал Майлина, жена писателя Беимбета Майлина — 5 лет лагеря. Майлин расстрелян в 1938 году.
        • Азиза Рыскулова, жена дипломата, госдеятеля Турара Рыскулова — 8 лет заключения. Рыскулов расстрелян в 1938 году.
        • Дамеш Жургенова-Ермекова, жена политика Темирбека Жургенова, сестра деятеля Алаш-Орды Алимхана Ермекова — осуждена на 8 лет. Муж расстрелян в 1938 году, брат провел 10 лет в лагерях.
        • Рабига Лапина, жена ученого, врача Санжара Асфендиярова — осуждена на 5 лет. Асфендияров расстрелян в 1938-м.
        • Рахиль Мессерер-Плисецкая, мать знаменитой балерины Майи Плисецкой. Муж, дипломат Михаил Плисецкий, расстрелян в 1938-м.
        • Наталья Сац, режиссер, жена госдеятеля Израиля Вейцера. Муж расстрелян в 1938-м.

 

В 2007 году на территории, где раньше находился лагерь, открыли мемориальный музей. Он посвящен не только АЛЖИРу, а истории политических репрессий в Казахстане в целом. Например, там есть залы «Алаш», «Депортация», и даже стенды о студенческом протесте 1986-го года.

 


Стела «Слезы» на территории музея «АЛЖИР». На ней изображена карта Гулага и названия 11 лагерей, расположенных на территории Казахстана и подчиненных Карлагу. Источник фото: muzeum-alzhir.kz


В 1948 году в СССР была создана система «особых» лагерей, Особлагов. Они предназначались только для политзаключенных, осужденных за измену родины, шпионаж и другие политические преступления. В Особлаги также отправляли анархистов, троцкистов, меньшевиков — словом, «инакомыслящих». 

 

Большинство были осуждены по 58-й статье Уголовного кодекса СССР — «за контрреволюционную деятельность».

 

Один из известнейших Особлагов был расположен на территории Казахстана.

Степлаг

Годы существования: 1948–1956

Максимальное число заключенных: 27 855 (1950 год)


Степной лагерь (Особый лагерь № 4) был организован в феврале 1948 года. Управление лагеря изначально находилось в поселке Кенгир Карагандинской области, затем перенесено в город Жезказган. 

 

В Степлаг отправляли как мужчин (около 16 тысяч заключенных) так и женщин (порядка четырех тысяч). Сроки большей части заключенных составляли около 10 лет, а у почти восьми тысяч узников сроки превышали 20 лет.

 

Особлаг № 4 был «многонациональным». Это связано с тем, что после Второй мировой войны в лагеря стали тысячами отправлять националистов, особенно из Западной Украины и ближайших территорий. Также в Степлаге отбывали сроки военнопленные и осужденные военные.

 

Вот что писал об этом Артем Фельдман, прошедший Степлаг:

 

В лагере были представлены почти все национальности: украинцы, белорусы, прибалты, много китайцев, японец, немцы, страны народной демократии были представлены очень обильно. (…) Было много священников, но особенно много — сектантов разного толка.

Лагерь вырабатывал свой собственный, необычный язык. Западные украинцы, которых было после войны много в лагере, пользуясь тем, что их понимали, не хотели говорить по-русски, а только по-украински.

Иностранцы и жители Средней Азии, совсем не знавшие русского языка, постепенно обучались их языку, считая его русским. В общем, большинство заключенных лагеря говорило на дикой смеси из слов разных языков, которую они принимали за русский.

 

Кстати, Фельдмана, как и многих в то время, осудили, по его словам, «за анекдоты»:

 

Поведение мое на следствии вовсе не было героическим, меня раздавили, как клопа, мгновенно, потому что дело уже было создано и все роли — расписаны. Сопротивляться мне было незачем, да и, собственно говоря, я всерьез и не считал, что какие-то дурацкие анекдоты послужат причиной такого большого срока — 25 лет.

В Степлаге отбывал часть своего заключения в начале 1950-х писатель Александр Солженицын. Его арестовали еще в 1945 году за антисталинские высказывания.

 

Заключенные Степлага строили обогатительную фабрику, ТЭЦ, жилые дома, плотины Кенгирского водохранилища, работали на угольных шахтах и занимались разработкой залежей марганца.

 

 

Кенгирское восстание 

История Степлага примечательна еще и тем, что здесь произошло одно из крупнейших и кровопролитных восстаний заключенных. Оно длилось 40 дней, с 16 мая по 26 июня 1954 года.

 

Поводом для бунта стали строгие, жесткие лагерные условия: издевательства над заключенными, побои, а также применение оружия охраной и даже убийства лагерников.

 

Отношение к зекам стало более суровое, наглое и подчас преступное. Если раньше твердо было установлено, что стрелять по зекам в зону не разрешалось, то теперь такие случаи участились безо всяких на то причин, а иногда и провоцировали зеков на какой-либо проступок. 

Охраннику, который застрелит зека за попытку к бегству, давали отпуск и премию, а попыткой считалось если зек подойдет к проволочному заграждению и тронет его хоть и нечаянно.

Павел Стефановский, «Развороты судьбы»

 

Заключенные, как мужчины, так и женщины, объединились, перестали выходить на работы, и даже учредили «лагерную республику» с собственной системой самоуправления. 

 

Они выдвинули несколько требований, например:

  1. Наказать виновных в убийствах заключенных.
  2. Вернуть в лагерь тех, кого незаконно вывезли в закрытые тюрьмы.
  3. Установить восьмичасовой рабочий день.
  4. Увеличить оплату за труд.
  5. Разрешить свободную переписку с родственниками и иногда свидания.
  6. Пересмотреть дела.

 

Сначала местное начальство пыталось прекратить бунт, затем из Москвы на переговоры прилетали генералы, но это ни к чему не привело. Восстание было подавлено силой. В лагерь ввели пять танков Т-34, которые начали давить людей. Официально погибшими числились 46 человек, еще более сотни были ранены. Заключенные оценивали потери в 500–700 человек.

 

Кенгирское восстание описано в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, в главе «Сорок дней Кенгира». Сам Солженицын во время восстания уже находился в другом лагере, Экибастузском — тоже Особлаге, его еще называли Дальним. В книге писатель использовал воспоминания участников тех событий.

 

В 2018–2019 году сын Александра Солженицына, Ермолай Солженицын, вместе со специалистами Музея истории ГУЛАГа запустили проект «Мемориализация наследия Степлага». На стенах лагерной столовой обнаружили фрагменты живописи.


Их планируют отреставрировать, восстановить. Композиции «Рудник» и «Горно-обогатительная фабрика» — свидетельства работы заключенных художников. Аналогов подобных росписей 1950-х годов в лагерях на территории бывшего СССР не осталось.

Что такое аббревиатура от осужденного?

Аббревиатура » Термин

Термин » Аббревиатура

Слово в термине

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Срок

Определение

Опции

Рейтинг

CON

Convict

Governmental » US Government

Rate it:
CON

Осужденный

Правительство »Закон и юридический законодатель

Оценка ИТ: