Якудза и Билибин: разбираемся в интерпретациях восточной татуировки с тату-мастером Мишей Козловым
Красота
Тату-мастер Миша Козлов — художник, специализирующийся на западном прочтении восточных мотивов. В своей работе Миша опирается на японскую средневековую гравюру, корейскую народную живопись и работы Билибина, показывая восточные традиции через призму западного восприятия. Главным принципом художника считает не-усложнение — ни задач, ни творчества. В своем просветительском блоге Миша рассказывает о японской мифологии и ее героях, истории и культуре японской татуировки и главных азиатских художниках.
Что для тебя татуировка? Работа, творчество, образ жизни?
Все сразу. Чтобы делать свое дело хорошо, волей-неволей подчиняешь ему всю свою жизнь. Я всегда что-то рисую, читаю, прокручиваю в голове какие-то варианты реализации идей, пробую новое.
Как эволюционирует твоя работа — появляются ли новая техника, новые сюжеты?
Последние годы я работаю только с восточной татуировкой — естественно, сюжеты, традиционные для европейских стилей, уступили место восточным.
Чем вдохновляешься при создании рисунков?
Основной источник вдохновения — японская гравюра укиё-э. И еще пейзажная живопись — мне нравится, как много внимания в японской традиции уделено негативному пространству. Мне нравятся наброски Хокусая, его динамичность и текстуры. Работы Ито Дзякутю, Китагавы Утамаро, Сессю, Утагавы Куниеси. Из европейцев люблю Микеланджело за то, как он воспевает человеческое тело. Из российских особенно тепло отношусь к Билибину — это, видимо, из детства пошло, из-за его иллюстраций к сказкам.
Билибин, кстати, вдохновлялся японской гравюрой.Что такое западная интерпретация восточных сюжетов?
Я человек западной культуры. Все, что я слушаю, читаю и смотрю о культуре Востока, я воспринимаю через призму своего воспитания, образования и культурной среды. Я физически не могу понять и прочувствовать всех нюансов, не являясь частью восточной культуры. Поэтому то, как я (или любой другой представитель западной культуры) понимает какой-то элемент культуры Востока — это и есть интерпретация. Речь может идти о чем угодно, от легенды о 47 верных вассалах до празднования цветения сакуры.
Есть ли сакральные смыслы у восточных рисунков?
Татуировка на заре ее появления всегда имела сакральный смысл, всегда была частью ритуала. В разные исторические периоды это значение то ослабевало, то проявлялось снова. Сейчас мы находимся в точке, в которой татуировка — это просто татуировка. Если человек желает видеть в ней что-то большее — его право.
У тебя есть работы, связанные с якудза?
Корни современной японской татуировки лежат в том числе в традиции якудза покрывать себя рисунками. И в еще более старой — прятать под этими рисунками татуировки, сделанные в качестве наказания за совершенное преступление. Я вдохновляюсь традиционной японской татуировкой, так что да, думаю, можно сказать, что все мои работы немного связаны с якудза.
О чем ты пишешь в своем блоге?
Я рассказываю о японской мифологии в контексте татуировки в формате карточных лекций. Это достаточно узкая тема, она интересна либо татуировщикам, либо просто интересующимся татуировкой.
Ты сделал коллаборацию с брендом одежды TTSWTRS. Что это, эксперимент или желание перейти в другой жанр, связанный с рисунками на ткани, а не на человеке?
Эксперимент. Ребята обратились ко мне, потому что им понравились мои работы, я загорелся их видением, было классно попробовать себя и в таком формате. Но с человеческим телом мне работать интереснее всего. Тело двигается, живет, кожа тянется, ты вписываешь свою работу не в статичную фигуру, а в подвижное и изменчивое полотно. Со временем татуировка блекнет, появляются другие рисунки, мелкие шрамы, возрастные изменения — это все добавляет татуировке еще больше жизни, за этим интересно наблюдать. Но это не значит, что я хочу ограничиваться человеческой кожей. Работать с другими материалами тоже интересно, это помогает иначе посмотреть и на татуировку в том числе, увидеть что-то новое, по-другому расставить акценты.
Про что татуировки, набитые на твоем теле?
Про восхищение профессионализмом их авторов и про обмен опытом. И еще одну мне жена сделала — спонтанно и для веселья.
Автор:
Юлия Суслова,
Когда на Руси начали делать татуировки
13 сентября 2019
Кириллицаиещё 1
Сегодня в России татуировки не менее популярны и распространены, чем в западных странах. Ограничений для татуированных людей с каждым днем все меньше и меньше. Рисунки на теле сегодня почти стали нормой. Но все же они воспринимаются как нечто новомодное, молодежное. Однако на самом деле татуировки в России — вещь очень древняя.
Фото: КириллицаКириллица
Сибирские традиции
Видео дня
Многие ошибочно считают, что мода на татуировки распространилась по свету благодаря народам Океании, у которых манеру украшать тела рисунками позаимствовали английские моряки в XIX веке. Но еще Дарвин писал, что через татуировки прошел каждый народ. Так это или не так, наверное, точно выяснить не удастся никогда. Но то, что татуировки были известны в Европе и Азии по крайней мере в письменной древности, задолго до британских матросов — неоспоримый факт. Например, первые самые древние татуированные тела относятся к 4 тысячелетию до н. э. и были обнаружены в египетских гробницах.
Однако многие ученые полагают, что практика нанесения на тело татуировок существовала гораздо раньше. Исследователь культуры татуировки Джон Э. Раш считает, что примитивные тату мог наносить себе еще homo erectus 2 млн лет назад. Однако Раш и сам признает, что это всего лишь гипотеза, которая исходит из допущения о том, что татуировка и скарификация (нанесение на себя шрамов-украшений) появились вместе с первыми зачатками примитивной культуры и религии. Но то, что татуировки практиковались многими народами еще в каменном веке — общепризнанный факт.
Поэтому есть все основания полагать, что очень многие народы, которые в древности жили на территории России, практиковали тату. Сложно найти прямые этому доказательства, так как татуированные тела сохраняются в исключительных случаях. Но все же иногда их обнаруживают. Например, татуировками покрыто тело наделавшей много шума алтайской мумии, прозванной в СМИ «алтайской принцессой Укок». Она была похоронена в V-III веках до н. э.
Но Алтай — далеко не единственное место, где фиксируется древняя традиция тату. На сегодняшний день хорошо изучены ритуалы нанесения рисунков на тело у чукчей, коряков, тунгусов, а также айнов, которые раньше населяли территории современных Камчатки и Хабаровского края.
Установить древность традиции тату у чукчей невозможно, так как они почти никогда не контактировали с письменными народами до прихода русских. Но уже в XVIII веке богатая традиция разнообразных защитных татуировок в этом народе считалась очень старой, и медленно теряла популярность. А возраст культуры специфических татуировок айнов — прежде всего, «губы Джокера» у женщин, некоторые культурологи оценивают в 10 тысяч лет. Косвенно это подтверждают находки айнских идолов эпохи неолита, у которых есть этот джокеровский татуаж губ. По мнению культуролога С.Ч. Лима, именно айны, как носители самой древней традиции, очень давно распространили ритуал татуирования среди коряков, тунгусов, и других народов российского Дальнего Востока.Тату у русичей
Многие исследователи полагают, что татуировки почти всегда сопутствуют языческой вере. Древнегреческие авторы писали о нательных рисунках у германцев и галлов, однако, справедливости ради стоит отметить, что это могли быть и просто временные изображения, а не постоянные татуировки.
Единственное, но очень яркое описание татуированных русов, которые имеют одинаковые шансы быть викингами и славянами, мы встречаем у арабского путешественника Фадлана в его «Книге о путешествии на Волгу» начала X века: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам 676 и расположились у реки Атыл . Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские.
И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного».Осуждение татуировок как языческой практики мы встречаем в библейской книге Левита. Средневековые христианские, исламские и иудейские богословы осуждают нанесение долговечных рисунков на тело как языческую практику. Так, например, Ефим Сирин — великий христианский богослов IV века, писал в своем толковании Библии так: «повелевает и постановляет законом, на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих». Поэтому, если даже в Древней Руси религиозные татуировки у язычников были распространены, нет ничего удивительного в том, что после крещения они исчезли.
Тату в России Нового времени
Но современная тату-традиция появилась гораздо позже, в петровское время, и здесь все было куда более прозаично. Культурологи К. З. Трапаидзе и В. Б. Малинин полагают, что татуировки в России изначально появились в тюремной среде, и их прообразом были петровские каленые метки, которыми помечали преступников.