Советы тату мастера

Фото жезла – История полосатого жезла

История полосатого жезла от 29 мая 2014 | Екабу.ру

27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой на дорогах.

Но не надо думать, что до этого у регулировщиков не было жезлов. История главного атрибута всех гаишников началась еще в начале ХХ века в царской России — «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были издали видеть, что от них требуется. И в 1907 году градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную палку — деревянную трость белого цвета, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле. И подавать ей можно было только два знака: указывать на машину, которой нужно остановиться или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Последний знак означал, что замереть должны все без исключения участники дорожного движения.

Самый интересный музей жезлов ГИБДД находится в Курской области. Это — частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Нарыкова Александра Викторовича. За годы службы ему удалось собрать свыше 40 различных жезлов, причем не только из России, но и из других стран. Некоторые из них похожи больше не привычное орудие дорожного полицейского, а световые мечи из фильма «Звездные войны». Но не надо этому удивляться — во многих странах Азии и Африки жезлы у регулировщиков красного цвета, в Европе предпочитают пользоваться жезлом с красным катафотом или фонарём на конце, а в Америке движение регулируют, как правило, вообще без жезлов.
Газета «Московские новости» тогда писала: «В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена».

Затем трость уменьшилась в размере, хотя цвет её остался белым. Перемена наступила в 1922, когда новая власть издала указ об их замене на идеологически правильные жезлы — красные с желтой рукояткой. Дело не только в окраске, совпадающей с цветом знамени того времени. Просто считалось, что красный цвет лучше привлекает внимание участников движения. Возможно, и наши гаишники носили бы «красные палочки», если бы в 1933 году Советская власть их не упразднила.

Почему было принято такое решение, точно неизвестно. Возможно, Советы решили, что милиционер должен пользоваться таким авторитетом у водителей, что никакие дополнительные «палки» ему не нужны. Вместо жезлов милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Кстати, форма того времени была тоже белого цвета и иногда жалеешь, что такой нет сейчас.

Правда, сами постовые решение партии восприняли без энтузиазма… Однако в 1939 году жезлы вернули на службу, правда, стали они черно-белыми. Почему? Существует две версии. Самая распространенная гласит, что контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего видно в темноте, к тому же в те времена и светофоры (а они были поворотными) были черно-белыми. Однако есть и еще одно предположение. Не секрет, что именно в этот период власти стали слегка переосмысливать историю собственной страны и вместо огульного уничтожения «пережитков старого режима» обратили внимание и на хорошие вещи. В частности — на будки, стоявшие в царское время на различных постах — дорожных, таможенных и граничных — и верстовые столбы, которые как раз были черно-белыми. Вот и решили сделать милицейский жезл черно-белым, раз эти цвета прочно ассоциируются с дорогой. Впрочем, это — лишь красивая легенда.

Кстати, это только кажется, что черно-белый полосатый жезл, появившийся в нашей стране в 1939 году, со временем ничуть не поменялся. На самом деле изменилось практически все, ведь первые жезлы делались… из дерева! По признаниям самого Александра Викторовича, именно они больше всего ему нравятся: легкие и прекрасно ложатся в руку.

Но в 60-х годах гаишников опять оставили без жезлов! С 1961 по 1963 годы в Москве проводился эксперимент, в рамках которого «полосатых палочек» у милиционеров не было. Вместо них в форму добавили новые краги. Эксперимент признали успешным, и до 1969 года милиционеры опять регулировали движение только руками. Правда, потом жезлы все же вернули и на этот раз надолго.

Начиная с того времени главное орудие гаишника изготавливается из пластика и снабжается либо встроенной подсветкой, либо, как минимум, световозвращающим покрытием. Интересно, что в 80-х годах предпринимались попытки усовершенствовать жезл регулировщика. Так, был разработан «универсальный жезл». От стандартного он отличался тем, что на белых полосках у него были написаны номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая информация, а в сам жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания «дырочек» в правах (три прокола — лишение) и даже свисток. Однако подобные «навороты» в те времена никого не интересовали.

Сейчас же попытка встроить в «полосатую палочку» что-либо, кроме подсветки, воспринимается уже как экзотика. Но таких экспонатов в коллекции Александра Викторовича тоже немало! Например, жезл со встроенным фонариком и электошокером или жезл с… ножиком. «Это — не для самозащиты, а, скорее, колбаски после работы порезать», — шутит главный гаишник Курской области.

На фото справа, наверное, самый большой жезл ГИБДД в мире. Но используется он в качестве… посоха. Таким оригинальным способом ГИБДД Курской области поздравляет местных водителей с Новым Годом
Мало кто знает, но на самом деле жезлы сотрудников ГИБДД бывают двух типов — привычный черно-белый и дисковый с красной точкой (светящейся или светоотражающей). Интересна и его история. Как рассказали нам в Музее Госавтоинспекции в Москве, изначально этим жезлом пользовались сотрудники ГАИ для остановки других участников движения при движении организованной колонны.

Еще один интересный факт — во многих странах именно эта палочка служит заменой нашего «гаишного» жезла в случае, если надо остановить автомобиль. Да и у нас эти спецсредства разрешены соответствующими нормами. Правда, почти не используется. Почему? Сказать сложно. Но, возможно, водителей просто не хотят лишний раз вводить в заблуждение

К тому же привычный черно-белый полосатый жезл не только превратился в символ инспектора ДПС, но и давно стал частью российского фольклора. Достаточно вспомнить многочисленные анекдоты про «продавцов полосатых палочек». Кстати, как знать, какой предмет мог бы сыграть подобную роль, если бы в 1939 и 1969 году жезлы так и не вернули на службу.

ekabu.ru

Жезл обои, жезл картинки, жезл фото

Жезл обои, жезл картинки, жезл фото Приложение WallpapersCraft
  •  7.1 1280×720  17107 аниме, девушка, жезл
  •  3.1 1280×720  7757 девушка, sakura card captors, жезл
  •  3.1 1280×720  3691 watarase jun, девушка, жезл
  •  2.5 1280×720  7473 девочка, милая, жезл
  •  4.6 1280×720  6374 парень, девушка, ангел
  •  4.5 1280×720  6302 девушка, костюм, печаль
  •  4.4 1280×720  4772 fate testarossa, mahou shoujo lyrical nanoha takamachi, девушка
  •  4.4 1280×720  22141 аниме, девушка, волшебница
  •  3.6 1280×720  6538 sailor moon, tomoe hotaru, девушка
  •  3.4 1280×720  4005 clannad, sunohara mei, девушка
  •  2.8 1280×720  5034 девушка, милая, полет
  •  2.2 1280×720  3859 galaxy angel, milfeulle sakuraba, девушка
  •  6.1 1280×720  14285 mutsuki, moonknives, card captor sakura

wallpaperscraft.ru

Дирижеры дорог. История жезла регулировщика

Серия «Предмет из коллекции музея»

(к 80-летию со Дня образования подразделений ГАИ-УГИБДД в системе МВД России)

На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».

Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.

С 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала: «

В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов».

С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «с красным знаменем цвета одного», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.

«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала: «В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…». В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).

 

Первые в Советской России светофоры начали появляться в Москве только с 1924 года: на Кузнецком мосту, на Страстной площади (ныне – Пушкинской) и др. Поэтому регулировщиков можно было увидеть практически на всех перекрестках. Так как выдаваемых жезлов на всех не хватало, милиционерам приходилось собственноручно выпиливать их из дерева и красить.

В Петрозаводске первый светофор заработал в 1950-х годах на перекрестке пр. Карла Маркса и ул. Комсомольской (ныне – Андропова).

В 1931-1932 гг. при управлениях милиции Советских Социалистических Республик, краев, областей были организованы отделы по регулированию уличного движения (ОРУД) и введен институт постового инспектора. В 1936 г. утверждено Положение о Госавтоинспекции (ГАИ).

Постовой на Зубовской. Москва, 1930-е гг.

Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г.

В 1930-х годах жезлы решили отменить вообще (Инструкция Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции от 31 декабря 1932 г.) – вместо них милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но идея, как видно, не прижилась…

27 апреля 1939 года «палочки» вернули на службу. Вступил в действие циркуляр № 55 Главного управления РК милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой движения на дорогах. Оказалось, зрение человека устроено так, что на фоне множества дневных красок привлекает взгляд именно черно-белый предмет. Ночью же все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы!

Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в работу ГАИ и ОРУД. Вместе со всей страной они перестроили свою деятельность на военный лад.

Одной из особенностей работы стало регулирование движения в затемненных городах: водители плохо ориентировались на перекрестках и бывали случаи наездов на постовых милиционеров. Поэтому стали применять светящиеся составы. Ими покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков, что сыграло важную роль в предотвращении аварий. Женщины-регулировщицы особенно страдали от холода. В самые морозные зимние дни им разрешалось надевать на голову шерстяной платок, а поверх него шапку со звездочкой.

Несмотря на экстремальные условия в годы Великой Отечественной войны, Госавтоинспекция и ОРУД справились с поставленными перед ними задачами и внесли немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов, восстанавливалось разрушенное хозяйство, значительно возросли объемы дорожного строительства.

Малочисленный штат ГАИ и ОРУД не мог эффективно противостоять увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимались меры по совершенствованию структур данных подразделений, укреплению их кадрами и внедрению в практику работы новых научных достижений.

На фотографии К. Первильева из фондов Национального архива Республики Карелия запечатлены работники ГАИ МВД КАССР во время несения службы в Петрозаводске. Мы видим, что на перекрестке ул. Ленина и ул. Энгельса установлен светофор, а в руке сотрудника – жезл регулировщика. Архив датирует эту фотографию 1954-1955 гг., но судя по форменной одежде, снимок сделан в 1956-1957 гг., когда в целях установления единообразия и улучшения снабжения для транспортной милиции, отделов регулирования уличного движения и служб безопасности движения была введена форма одежды, общая для всей милиции.

На снимке 1960-1961 гг. – в первом ряду женщины-сотрудницы ОРУД МВД КАССР. Эта и многие другие фотографии поступили в фонд нашего музея из архива Евгения Ивановича Калинкина, прослужившего в карельской Госавтоинспекции около 42 лет. По воспоминаниям ветерана, в Петрозаводске тогда было всего 5 светофоров, поэтому 25 сотрудниц службы ОРУД направляли движение на улицах города.

В 1960-х годах гаишников снова оставили без жезлов! С 1961 по 1963 гг. в Москве проводился эксперимент, когда «полосатые палочки» заменили перчатками с крагами.

Нововведение признали успешным, и Приказом МООП РСФСР от 22 апреля 1963 г. было регламентировано «регулирование движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». До 1969 г. милиционеры направляли движение только руками. Потом жезлы все же вернули. Связано это было с тем, что к 1970-м годам старая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения уже не справлялась с возложенными на нее задачами. Значительно выросло количество происшествий, число погибших и раненых. Вновь требовалась модернизация деятельности Госавтоинспекции.

В конструкции милицейского жезла также произошли существенные изменения. – его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей краской.

На фотографии 1970-го года из архива Е.И. Калинкина старшина милиции Баушев регулирует движение в Петрозаводске на ул.(пр.) Ленина у Госуниверситета. Обратите внимание на форму жезла – у него точеная фигурная рукоять, а наконечник слегка расширен. Именно такой жезл – свой «рабочий инструмент» – по-прежнему хранит майор милиции в отставке Евгений Иванович Калинкин.

 

На фотографии 1980 г. с поста ГАИ на 6-м километре, на выезде из Петрозаводска, жезл инспектора уже имеет привычную цилиндрическую форму.

Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать. В 1980-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудников ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а на белых полосах – номера угнанных машин, телефоны отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ.

Современные технические характеристики, утвержденные Постановлением Госстандарта России № 33-ст в 2000 г., разделяют жезлы регулировщика по нескольким признакам:

  • по функциональному назначению – простые и комбинированные с дополнительными функциями;
  • по конструкции – цилиндрические и дисковые;
  • по принципу обеспечения светового потока – окрашенные красителями, электрифицированные, имеющие люминесцирующее вещество, имеющие световозвращающие элементы.

Ниже на фотографиях представлены регулировочные жезлы из коллекции нашего Музея истории: из дерева, из пластика и сувенирный. Последний подарен Владимиром Александровичем Федоровым, начинавшим милицейскую службу в ГАИ Карелии, а затем более 12 лет возглавлявшим всю российскую Госавтоинспекцию.

Пожалуй, самый большой и интересный музей жезлов – частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Викторовича Нарыкова. За годы службы ему удалось собрать около 50 различных жезлов, причем не только российских.

Даже сегодня, несмотря на новые технологии, ГИБДД не видит альтернативы жезлу регулировщика для управления движением.

Сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. По роду своей деятельности они всегда на виду у людей, поэтому от работы сотрудников ГИБДД в немалой степени зависит авторитет полиции в целом.

В канун юбилея службы искренне желаем всем им крепкого здоровья и благополучия!

Автор-составитель С.В. Карпеченко,
хранитель фондов Культурного центра
МВД по Республике Карелия

10.xn--b1aew.xn--p1ai

исторические факты, краткий обзор книги, музеи, фото

Маршальский жезл – символ отличия, вручаемый за особые достижения и доблесть. За время существования награды она почти не претерпела внешних изменений. Не изменились и критерии, по которым присваивалась награда, – жезл вручался полководцам, своими военными талантами принесшим победу стране.

Что это такое?

Маршальский жезл – символ воинского отличия, знак принадлежности к фельдмаршальскому или маршальскому званию. Внешне он представляет собой цилиндр длинной от 30 до 40 сантиметров и диаметром до 5 см. Жезл обычно изящно украшен: обтянут богатой тканью, инкрустирован драгоценными камнями или украшен металлом и изготовлен из ценных пород дерева (реже – из драгоценного металла). Чаще всего жезлы делались персонально для конкретного человека и имели индивидуальный дизайн. Единого требования к изготовления данного знака отличия не существовало, но чаще всего жезлы маршалов сухопутной армии имели красный цвет, флота – синий, авиации – фиолетовый или белый.

Во время парадов, а также на официальных портретах, жезл полагалось держать в правой руке или поднимать его над собой в знак приветствия солдат. После смерти владельца жезл становился семейной реликвией и оберегался наследниками.

История происхождения символа

Впервые маршальский жезл как символ отличия, знак благодарности и благосклонности к полководцу со стороны правителя начали преподносить еще в Древнем Риме. Посланец Сената вручал жезл, тогу и венок полководцу-триумфатору, принесшему Риму победу.

Жезл изготавливали из белой слоновой кости и украшали сценами побед военного. На вершине жезла располагался золотой орел – символ отваги в Риме. Во время победного шествия полководец поднимал жезл над собой, тем самым сообщая о победе и приветствуя народ.

В дальнейшем традицию переняла Византия. В этой империи ношение маршальского жезла являлось признаком высшей воинской власти.

Традицию вручения жезла переняла и Франция, ставшая культурной наследницей Римской империи. Из Франции обычай награждать высших воинских начальников, проявивших себя в бою, распространилась в другие европейские страны, в том числе и в Россию.

Как получали данный символ отличия в России?

Жезлы присваиваются военным в маршальском или фельдмаршальском звании. История маршальского жезла в России началась в правление Петра Великого. В этот период данного звания удостоились лишь четыре человека – Шереметев, Меншиков, Репнин и де-Кроа. Все они получили маршальский жезл не из милости царя, а как награду за военный талант и доблесть в бою. Подобная тенденция – награждать лишь прославленных и храбрых воинов, сохранилась и в дальнейшем, в правление других членов династии Романовых, однако в период фаворитизма все больше почетных знаков отличия уходили в руки тех, кто не имел отношения к военной службе.

Так, например, получил свой маршальский жезл Алексей Разумовский, фаворит Елизаветы Петровны. Чуть ранее данный символ отличия получил и его брат – 22-летний Кирилл Разумовский, несший государственную службу при монаршей особе.

После эпохи фаворитизма государственные служащие также могли претендовать на получение подобной награды – жезл могли получить по особому указу монарха как военные, так и чиновники и управленцы, занимавшие высокие государственные посты.

Таким образом, маршальский жезл получали доблестные военные, отличившиеся во многих боях (часто прошедшие службу с самых низких чинов) и высшие сановники. Они награждались за храбрость в бою и многолетнюю службу на благо государства.

Кто вручает маршальский жезл?

Решение о присвоении данного знака отличия принимает правитель страны – президент или монарх. Поэтому случались и курьезы: например, российский император Александр I был вынужден подписать указ о присвоении маршальского жезла себе самому – за заслуги перед государством и под давлением его братьев, получивших жезл ранее.

Как происходит процедура награждения?

Как правило, жезл вручали после решающего сражения прямо на поле боя или на параде перед войсками. Иногда жезл вручался во время торжественного приема у монарха или президента. В любом случае награждение проходило в торжественной обстановке.

Во время парадов маршал, получивший маршальский жезл, должен был приветствовать солдат поднятым жезлом, показывая тем самым единение с войском и радость за общие военные достижения.

Различия во внешнем виде

Первые маршальские жезлы, как уже говорилось, изготавливали в Риме из слоновой кости. Их декорировали военными сценами и золотом.

Самые старинные жезлы, сохранившиеся во Франции, имел в украшении символ правящей династии – золотые лилии и символ дома Бурбонов. Обтягивался он синим бархатом.

«Ужасы войны — щит мира»

– надпись на французском маршальском жезле.

При Наполеоне жезл изготавливали из дерева, обтянутого синим бархатом. На ткани вышивались имперские орлы, а на наконечниках с одной стороны помещалась надпись, а с другой – имя владельца. В XX веке вместо орлов жезл стал украшаться звездами.

В России жезл изготавливали из золота и украшали бриллиантами и лавровыми ветвями – символом победы. На навершиях были выгравированы имперские орлы.

Британский жезл обтягивали красным бархатом с вышитыми на нем львами, а на навершии изображали Георгия Победоносца.

В целом чаще всего жезлы разных стран (например, Австрии и Пруссии) были обтянуты бархатом с изображениями символов государства.

Известные обладатели

За всю историю существования данного символа отличия жезлом были удостоены множество полководцев разных стран. Перечислить их всех в одной статье практически невозможно.

Наиболее известными обладателями жезла в Риме были Гай Марий, Октавиан Август, Юлий Цезарь.

Во Франции известнейшими представителями обладателей маршальского жезла были принц Конде, изобретший новые тактики ведения боя и успешно проявивший себя в Тридцатилетнюю войну, Наполеон Бонапарт, Мюрат, Даву и Ней.

В России знаменитейшими обладателями жезла стали Румянцев, Кутузов, Суворов, Барклай-де-Толли и другие выдающиеся полководцы и государственные деятели.

Самым известным обладателем жезла в Великобритании является маршал Веллингтон, прославивший свое имя в Отечественную войну в боях против Наполеона.

В XX веке данный символ отличия был забыт многими странами. Например, в России он был отменен в 1917 году с приходом к власти большевиков.

Новый виток развития жезлы получили при Гитлере – всего за недолгий период существования Третьего Рейха их получили 27 человек. Особым богатством украшения отличается маршальский жезл Геринга, выполненный из слоновой кости и инкрустированный золотом.

Символ в культуре

Жезл присутствует на фотографиях и портретах награжденных этим знаком отличия. Большое распространение получила фраза Наполеона о маршальском жезле в солдатском ранце. Ставшая крылатой, она буквально означает, что каждый солдат своей доблестью и отвагой может заслужить себе высокое звание и высокую награду. Данный предмет во все времена был символом единения военной элиты, армии и народа, выражая общую радость от победы.

Каждый французский солдат носит в своем ранце жезл маршала Франции.

Наполеон.

В России и на территории СНГ популярностью пользуется книга Карпова «Маршальский жезл». Эпиграфом к ней служит цитата о том, что каждый солдат имеет в своем ранце данный символ отличия. Вопреки названию, книга «Маршальский жезл» повествует не о жизни военной элиты, а о молодых солдатах, переживающих все тяготы и трагедии войны ради освобождения своей Родины.

Интересные факты

  • Цитата, обычно приписываемая Наполеону Бонапарту, гласящая, что в походном ранце солдата уже лежит почетный жезл, на самом деле впервые было сказано королем Людовиком XVIII.

Помните,что среди вас нет никого,у кого не было бы в ранце маршальского жезла герцога Реджио.

Обращение короля Людовика XVIII к воспитанникам военной школы.

  • Большинство награжденных данным символом отличия начали свою военную карьеру с самых низких чинов и добились награды благодаря своим военным или административным талантам.
  • В гитлеровской Германии было изготовлено и преподнесено более 20 таких знаков отличия.
  • Муляж маршальских жезлов – довольно распространенное явление. В повседневной жизни, как правило, использовали копию, в то время как оригинал брали с собой на торжественные награждения и парады.

Символ в наши дни

В наши дни маршальские жезлы как награды почти вышли из употребления. Найти их можно в музеях.

Например, в Эрмитаже находится жезл маршала Даву, а в Национальном музее пехоты в США сохранено два жезла Геринга.

fb.ru

Символика жезлов и посохов

По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. На Собрании игуменов и игумений, проходившем в Москве в честь 1000–летия русского присутствия на Святой горе Афон, патриарх сказал: «Каждому игумену выдается жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы». Обращаясь к наместникам и настоятелями монастырей, собравшимся в храме Христа Спасителя, патриарх сказал: «У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста — это символ архиерейского служения». «Поэтому, когда вы приедете сейчас к себе домой, первое что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи» (см.: http://tass.ru/obschestvo/3643672).

Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы».

Иными словами, только патриарху можно иметь дорогой и украшенный? А ведь он знает не понаслышке о том, что посох святого митрополита Петра московского был довольно прост. Ведь в 2009 году одним из моментов чина интронизации патриарха Кирилла было вручение ему посоха святителя Петра. Напомним, что посох этот изготовлен русскими мастерами в начале XIV века из черного дерева. Древко посоха — восьмигранной формы, рукоять оправлена золоченым серебром, кольца, перехватывающие древко по всей длине, имеют скромный декор. С двух сторон на древко с рукоятки спускаются золоченые пластины с резными изображениями Голгофы. В навершии посоха надпись: «Смиренный Петр митрополитъ всея Руси». Вот, собственно, и все «украшения».

Однако мало кто обращает внимание на тот факт, что не столько богатое или бедное украшение имеет значение, сколько символика, заложенная в жезле. А символика, употребляемая ныне в современных посохах, очень разная и временами вызывает серьезные вопросы.

В знаменитом сочинении «Поморские ответы» есть отдельная глава «О жезле архиерейском», в которой приводится сравнение жезлов старорусского и нового, пореформенного образца. Сторонники старой веры сразу обратили внимание на то, что идет тотальное изменение не только вербальных форм христианской веры, но искажаются предметы материальной культуры русской церкви, освященные не одним столетием, и не одним, а целым сонмом святых. Авторы сочинения указывают, что жезлы «древлероссийских» архиереев «змиевых глав на себе не имущи».

Снимки с лубочной картины издания беспоповцев «Прежде и теперь». Опубл.: Изборник народной газеты. 1906. Цветные миниатюры из иллюстрированного сборника «Сказание от разных божественных писаний». Содержит отдельные изречения из книг Ветхого и Нового завета с толкованиями на них Иоанна Златоустого и Ипполита, папы римского. 19 в. Сборник из собрания Егорова, НИОР РГБ

«Богослужебные предметы и архиерейские облачения: старообрядческие и никонианские».  НИОР РГБ Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова) № 1670. Листы 25 и 40

В качестве авторитетного примера приводятся жезлы митрополита Петра, московского чудотворца, и епископа Никиты, новгородского чудотворца.

Слева — посох епископа Никиты Новгородского. Дерево, резьба, кость. 16 в. Справа — посох святителя Стефана, епископа Пермского 

В главе указано на видоизменение формы старинного жезла, ручки которых имеют завершение в виде якоря: «на версе крюки яко якори имеет, змиевых же глав не имеет». Жезл с ручкой в виде якоря трактуется авторами согласно словам Симеона Фессалоникийского: «власть знаменует Духа, и утвердительное народа, и пастырственное, и водити мощи, и наказати непослушных, и обращати к себе дальних». Из простого пастушеского посоха, символизирующего архиерейскую власть и обязанность пасти словесных овец, благодаря патриарху Никону он превратился в жезл с языческими символами в виде змей, которые в XVII веке многими трактовались как проявление власти антихриста.

Сейчас XXI век, поэтому попробуем посмотреть на проблему символики жезла глазами современного человека. При этом оговорюсь, что изложенное ниже — лишь одна из возможных версий трактовки символики, появившейся после церковной реформы. Ю. М. Лотман, известный исследователь в области семиотики (науки о символах в культуре), писал: «символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения». Символике архиерейского жезла посвящена статья К. А. Щедриной в Ставрографическом сборнике. [1]

Автор справедливо замечает, что до реформы патриарха Никона навершия русских архиерейских посохов традиционно представляли собой два отрога, изогнутых книзу. [2] Однако далее Щедрина сразу переходит к навершию со змеями, не давая объяснений символики дореформенных посохов. 

«Архиерейские облачения: старообрядческие и никонианские». НИОР РГБ Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова) № 1670. Листы 75 и 77

Перебирая типы крестов (афонские, эфиопские, армянские), К. А. Щедрина только в конце статьи упоминает змеевидный жезл бога Гермеса — кадуцей. Вот от кадуцея и будем отталкиваться в наших рассуждениях, как от изначального символа, породившего символику архиерейского посоха XVII-го и последующих пореформенных столетий.

Но для начала небольшой исторический экскурс в область символики. В месопотамской традиции сплетенные змеи считались воплощением бога–целителя (возможно, отсюда происходит библейский образ медного змия, исцеляющего змеиные укусы).

В малоазийской традиции две змеи были символом плодородия. Прообразом кадуцея могло стать также изображение двух змей у мирового древа. В Индии кадуцей символизирует пробуждение кундалини. Кундалини, или Змеиный Огонь, «спит» в базисной чакре в виде свернувшейся змеи, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Сушумне и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная спираль) и Иде (левая, женская и пассивная). Скандинавы поклонялись Гермесу под именем Одина, тевтоны — под именем Вотана. Добрый и злой принципы древней Персии — Ахурамазда и Ариман изображались иногда в виде двух змей, обращенных головами друг к другу, борющихся за Яйцо Земли, старающихся вырвать его из чужих зубов.

В мире образов алхимии обе змеи символизируют находящиеся в равновесии химические элементы серу (Sulphur) и ртуть (Mercurius), то есть воспринимаются как дуальная система принципов текучести и горючести, причем ртуть олицетворялась самим богом Меркурием. [3] Египтяне уподобляли человечество стаду овец. Верховный и Непостижимый Отец был Пастухом, а Гермес — его овчаркой, сторожевым псом. Религиозно–символическое происхождение пастушьей палки можем найти в египетских ритуалах: три скипетра Египта включают пастушью палку, символизирующую силу, с помощью которой инициированный фараон вершит судьбы своего народа. Итак, кадуцей — это символ бога Меркурия или греческого Гермеса, герольда богов. Он состоит из волшебного или геральдического стержня, вокруг которого симметрично обвиваются две змеи с обращенными друг к другу головами.

В свете позднейшего понимания Гермеса как персонификации мышления, змеи становятся символом мудрости, жезл — образом власти над силами природы. Имя Гермеса выводится из слова «герм», формы Хирама, персонифицированного Универсального Принципа Жизни, или Жизненного Принципа, представляемого огнем. Рассматривая глубинный символизм жезла Меркурия–Гермеса, мы наталкиваемся на два понятия — дуализм и диалектика. Платон в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Средневековый мыслитель Г. Бёклер (1688) подметил, что некоторые приравнивают посох Гермеса к Диалектике, которая якобы со спутанными головами решала, что праведно, а что нет. Дуализм учит, что материальная и духовная субстанции являются равноправными началами. Если предельно упростить, то посох Гермеса утверждает равенство между Добром и Злом.

История знает много гностических сект, спекулировавших на христианстве, всевавших в него свои ядовитые плевелы. В связи с этим представляет интерес гностическая секта «офитов», что значит «змеиные». Сведения о той же христианской секте дошли до нас под названием «наассены» (евр. «нахаш» — змея). Другое их название — «сетиане». К ним примыкали «каиниты» и «ператики». Несколько офитских текстов, как полагают, найдено в библиотеке Наг Хаммади. Христа офиты почитали в качестве змеиной инкарнации, поклонялись ему как «Благому Змею», олицетворявшему мудрость и даровавшему людям истинное знание, и верили в множественность его воплощений. Наряду с этим офиты учили о других змеях, враждебных человеческому роду. Кстати, офитский гносис был особенно распространен в Египте.

Как видим, в архиерейском посохе с двумя змеями прослеживается влияние гностических учений, согласно которым, если доводить до логического конца символику реформаторов XVII–го века, утверждается равенство между Христом и антихристом. Категорично? Но иначе трудно понять, зачем человеку древнерусской культуры навязан именно такой символ. Ведь значение змеи в средневековом сознании однозначно негативное: Бог проклял змея, который стал орудием дьявола. Резюмируя сказанное, зададимся вопросом: стоит ли возмущаться по поводу дорогого убранства архиерейских жезлов, когда в руках архиереев (и игуменов) находится такой древний символ, что и смотреть страшно? Да, по слову протопопа Аввакума, змия «хороший зверь была, красной, докамест не своровала». Но ведь своровала же?..

 


[1]. Щедрина К. А. Две змеи на архиерейском посохе XVII века: заметки о происхождении и символике //Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сб. статей. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2005.
[2]. Там же. С. 315.
[3]. Энциклопедический словарь символов/ Авт.-сост. Н. А. Истомина. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. с. 334-335.

ruvera.ru

Полосатому жезлу инспекторов ГИБДД исполнилось 70 лет — Читальный зал — Motor

В минувший понедельник полосатому черно-белому жезлу, которым пользуются инспекторы ГИБДД, исполнилось 70 лет. Благодаря своему солидному возрасту именно это “орудие труда” сейчас является самым узнаваемым атрибутом власти дорожной инспекции. Ему радуются на “вставших” намертво перекрестках, его опасаются злостные нарушители ПДД, его ненавидят те, для кого он символизирует поборы гаишников на дорогах. Но и днем, и ночью благодаря контрастной окраске его замечают все.

От трости к жезлу

<!– ВРЕЗ СПРАВА –>

Голыми руками

В Советском Союзе дважды предпринимались попытки отказаться от жезла регулировщика. Первая была сделана в 1933-м и закончилась тем, что милиционеры шесть лет управляли движением на улицах с помощью сигналов, подаваемых руками.

Вторую попытку предприняли спустя 30 лет, когда вступил в силу приказ “О введении регулирования движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета”. Однако этот документ действовал недолго и был вскоре отменен. Зато благодаря этому приказу у гаишников появились красивые белые краги и белая же портупея.

<!– КОНЕЦ ВРЕЗА СПРАВА –>

Однако жезл не всегда был черно-белым – первые постовые полицейские в России регулировали уличное движение с помощью белой трости, в соответствии с приказом санкт-петербургского градоначальника генерал-майора Даниила Драчевского, выпущенным в октябре 1907 года.

Движений тростью у первых регулировщиков было всего два. Первое служило для остановки одиночных экипажей и подвод: “Постовой чин, вынув трость из чехла, делает ею знак, поднимая вверх по направлению останавливаемого движения”. Второе – полностью блокировало улицу в обоих направлениях. Для этого полицейскому нужно было поднять трость над головой и сделать несколько вращательных движений. Неподчинение регулировщику, как и сейчас, каралось в административном порядке.

“Старорежимную” трость, которую после смены власти в октябре 1917 года по инерции продолжали использовать сотрудники рабоче-крестьянской милиции, в ноябре 1922 года сменил новый жезл длиной 11 вершков (49 сантиметров). Жезл был красного цвета с желтой рукояткой. Размеры и цвет новинки, а также знаки, которые ею можно было подавать, утверждались в “Инструкции постовому милиционеру по порядку пользования жезлом”. Кстати, сейчас похожие жезлы можно увидеть за поясом у железнодорожников – в начале 20-х годов прошлого века они использовали практически такие же “палки”, что и стражи порядка, и с тех пор их форма практически не изменилась.

Черным по белому

В 1933 году было принято решение отказаться от жезла и перейти на регулирование дорожного движения “голыми руками” – с помощью жестов. Однако уже в 1939 году “палки” вернулись на дороги: 27 апреля 1939 года был издана “Инструкция постовому регулировщику движения”, в которой милиционерам предписывалось управлять транспортными потоками с помощью полосатого черно-белого жезла.


Эти три жезла, находящиеся в музее ГИБДД, демонстрируют эволюцию “орудия труда” регулировщика с 1907 до 1939 год, когда был утвержден полосатый черно-белый жезл – тот самый, которым гаишники пользуются и по сей день.

В понедельник Госавтоинспекция отмечала годовщину именно этой даты, потому что с тех пор цветографическая схема жезла фактически не менялась. Хотя сама конструкция время от времени подвергалась изменениям. Так, в 60-е годы прошлого века появился жезл из пластика с подсветкой в корпусе, благодаря которой его стало лучше видно ночью. Затем белые полоски начали наносить с помощью светоотражающей краски.


Навыки обращения с жезлом требовали долгих тренировок, поэтому настоящими мастерами становились единицы. В 50-е и 60-е годы прошлого века инспекторы, виртуозно владеющие полосатой “палочкой”, собирали на улицах толпы зевак, а их отточенные движения некоторые сравнивали с искусством дирижеров.

Несмотря на то, что первые профессиональные регулировщики в СССР появились еще в 1928 году, когда в штате Московской городской милиции появилась должность “инспектор по регулированию уличного движения”, расцвет этой профессии пришелся на послевоенные годы. Именно тогда навыкам обращения с черно-белым жезлом уделялось больше всего внимания. Конкурсы и соревнования регулировщиков проводились на всесоюзном уровне, причем под эти мероприятия выделялись крупные спортивные площадки. На службе наиболее виртуозные регулировщики дежурили на самых многолюдных улицах и площадях городов, а главным постом страны считался въезд в Кремль через Боровицкие ворота.

По иронии судьбы, сигналы жезлом, с помощью которых российские регулировщики руководят дорожным движением, основаны на жестах, позаимствованных в начале прошлого века из опыта зарубежных полицейских. Однако большинство европейских и американских постовых, “разруливая” транспортные потоки на дорогах, никакими жезлами не пользуются.


На фото слева регулировщица движения в Чикаго. На фото справа римский дорожный полицейский, который стоит на специальной тумбе. Такие возвышения для регулировщиков впервые появились в Берлине в 1910 году.

Полицейским в США, Германии, Англии, Франции, Италии и многих других странах для того, чтобы отдать указания водителям, достаточно лишь жестов руками. Правда, в ночное время или при плохой видимости зарубежные регулировщики пользуются еще и фонарями со специальными разноцветными насадками, но их жезлами или палками не назовешь.

К слову, наши дорожные инспекторы тоже не обязаны пользоваться полосатыми “палочками”. В правилах говорится, что регулировщик “может” применять жезл для “лучшей видимости сигналов”. Но, как на днях заявил корреспонденту РИА Новости представитель УГИБДД Москвы Игорь Колосков, альтернативы жезлу регулировщика гаишники не видят – видимо, с “палкой” в руке руководить российскими автомобилистами им пока проще.

Действующие сигналы регулировщика

Значение сигналов регулировщика прописано в пункте 6.11 Правил дорожного движения. Кроме этих сигналов ПДД разрешают инспектору “подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам”

Руки вытянуты в стороны или опущены:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

motor.ru

Посох. Символика. Оружие и военная техника. Добавила Irina — VilingStore.net

“Посох-образовано посредством приставки по от утраченного “сохъ” (от той же основы, что и название сельскохозяйственного орудия “соха”).

Принадлежность пастуха,-посох с крюком на конце, чтобы ловить за ногу овцу.

Длинная трость с загнутым верхним концом или набалдашником. В некоторых случаях слово «посох» употребляется как символ крепости (Пс 22.4; Ис 3.1; Иер 48.17).Исконно — «палка с загнутым концом» (одним, а не двумя, как у сохи) иносказательно – опора (на пути), путеводитель в жизни. Также трость для опоры с заострённым нижним концом для упора по льду.

Жезл, символизирующий духовную христианскую церковную власть при пасении паствы.Олицетворяет мужскую силу, власть, достоинство, путешествия, паломничество. Посох – атрибут всех Добрых Пастырей. Посох с кольцами означает власть и авторитет епископа; посох, который несут перед занимающим высокий церковный пост, символизирует достоинство служебного положения; посох в левой руке указывает на сан архиепископа, епископа, игумена или игумении. Посох паломника стал символом святых Иоанна Крестителя, Иеремии, Христофора, Урсулы и др. Посох, покрытый побегами, – символ святого Этельреда и Иосифа Аримафейского. В греко-римской традиции посох вестника.

Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох с символическими изображениями.

Посох или патерисса (греч.?????????, ???????? от ????? – отец), жезл (греч.??????), который вручается архиерею после посвящения его в святительский сан, по окончании Божественной Литургии. Посох, как символ пастырской власти над пасомыми и отеческого попечения о них, указывает архиерею на его пастырскую обязанность вести свою паству на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков. Посох дается также архимандриту или игумену или игуменье, в знак духовной власти над той обителью, в которую он поставляется начальником.
Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими — древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4, 2—5). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7, 8—10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его (Исх. 14, 16). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17, 5—6). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания. Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: “Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего”.(Мих. 7, 14). Посох — трость особого вида и назначения. Считается, что в древности посохи наделялись определённой магической силой для различных целей. Основным назначением посоха было опирание на него при ходьбе.

vilingstore.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top