Советы тату мастера

Дерево как символ – Дерево как символ: от религии до политики

Дерево как символ: от религии до политики

Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов: «ось мира», космическое дерево, древо познания, священное дерево. С незапамятных времен под деревьями собирались на совет, вершили суд, прятали сокровища. Символично не только само дерево, но и его части – ветви, ствол, корни, побеги. Приглашаем вас в увлекательное путешествие в мифологическое прошлое дерева.

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.

Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

Интересно

В психологии есть метод диагностики состояния человека по тому, как он рисует дерево, при этом корни символизируют коллективное и бессознательное, ствол – импульсы и инстинкты, ветви – пассивность или противостояние жизни.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.

Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

  • космическое древо Индии Ашваттха (смоковница) в язычестве было местом обитания хранителей природы, а с приходом буддизма оно становится священным деревом Будды;
  • ассирийское древо жизни Ашера – место поклонения душам усопших.
  • у подножия ясеня Иггдрасиля
    (скандинавская мифология) боги решают судьбу миров. Он же является источником возрождения Вселенной;
  • китайское древо жизни Киен-Му – лестница, по которой поднимаются владыки и мудрецы – посредники между небом и землей;
  • в каббале (эзотерическом течении иудаизма) космическое дерево состоит из 10 качеств: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. Они порождают все космические законы и принципы;
  • символ ислама – крепкое дерево, корнями которого является призвание Аллаха богом; ствол и ветви – послушание Всевышнему; его плоды – счастье, которым Аллах одаривает мусульман.

Священные деревья и духи леса

Священное буддийское дерево

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

  • В Германии сушествует легенда о духе Пулче и призраке леса Хильде-Моер (бузина-матушка), которые наказывали тех, кто приносит ущерб деревьям.
  • В Древней Японии деревья считались одушевленными существами, и лесорубы опасались рубить старые деревья, считая, что они могут отомстить.
  • Скандинавские леса населяли эльфы и феи. Обижать этих существ или даже просто интересоваться их жизнью было очень опасно.
  • Хозяином славянского леса считался леший, хорошим людям он помогал, а плохих пугал и путал.
  • В греческой мифологии древесные души назывались дриадами. Они покровительствовали людям, ухаживающим за деревьями, были единственными смертными нимфами и умирали вместе со своим деревом.
Интересно

У эллинов каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих сил. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива – Афины, кипарис – Аида, кедр – Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был всегда священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу и индийскому богу Вишну.

Друиды и Юнг

Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева

Дерево как символ…

  • Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
  • Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
  • Полное жизненных соков растение – это материнство.
  • Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
  • Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
  • Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
  • Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
  • Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
  • Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
  • Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
  • Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
  • Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

  • ветви и листья дуба – символ крепости и силы, они частый атрибут военных гербов;
  • ветви и листья оливы – символ мира;
  • пальма – символ долговечности;
  • сосна – жертвенности;
  • лавр – славы.

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница.

 Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

Канадский клен

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

Лавровый венок

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

Ливанский кедр

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

Сакура

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

 ________________________________________________________________

Рекомендуем прочитать:

Одно из старейших деревьев на Земле

К этому дереву, растущему на острове Тенерифе, даже подходить не разрешают. Высота старожила 22 м, вес кроны – 17,5 т.

 

 

 

 

Омела и ее жертвы

Будучи полупаразитом, омела селится на деревьях, и вряд ли последние рады такому соседству. Ее жертвами становятся и лиственные и хвойные породы.

givoyles.ru

Дерево (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Дерево — высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации. В различных культурах многие деревья считаются священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут боги и духи. Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и становиться пугающими и даже демоническими созданиями.

Дерево — символ развития. Его ветви, олицетворяющие разнообразие, отходят от общего ствола, что является символом единства. Дерево также — символ мироздания. Зеленое, цветущее дерево — символ жизни, мертвое, засохшее — символ смерти. Символика дерева изменяется в зависимости от того, пробиваются ли на его ветвях листья, зазеленело ли оно, начали опадать листья или дерево совершенно лишено листьев. Старое, сучковатое дерево может символизировать мудрость и силу.

Осина символизирует страх, так как ее листья словно дрожат, дуб — символ силы, стройная ива — гибкости и печали, сосна может олицетворять духовную ясность и очищение, пальма — символ тепла и свободы и т. д. Корни дерева, уходящие глубоко в землю, указывают на нашу земную жизнь, тогда как ветви, поднимающиеся к небесам, символизируют наше высшее «Я».

По мере развития мифологии идея могучего дерева, которое образует центральную ось потока божественной энергии, связывающего сверхъестественный и естественный миры, воплотилась в символический образ Древа Жизни (его также называют Космическим Древом или Мировым Древом). Корни его погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес.

Гора, храм, столб, триумфальная арка, город, лотос, ступа, стела, шест, божество, царь, ось мира и т. д. — все это иероглифы Мирового Древа.Этот символ встречается практически у всех народов. Древо Жизни часто становилось метафорическим образом сотворения мира. Во многих традициях оно растет на священной горе или в раю. Из-под его корней может вытекать источник духовной энергии. Змея, обвившая его ствол, олицетворяет движущуюся по спирали энергию, идущую от земли, или служит символом разрушения. Гнезда птиц в кроне дерева — символы душ и небесных посланников. С помощью Древа Жизни человечество поднимается к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия. Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму. Второзаконие говорит, что судьба проклятого человека — быть повешенным на дереве. Таким образом, распятие на дереве усиливает символизм спасения через распятие Христа, принявшего на себя все грехи мира. Этот образ объединяет библейское Древо Познания с Древом Жизни.Во многих традициях на Древе Жизни изображают звезды, огни, глобусы или плоды, символизирующие планеты или циклы Солнца и Луны. Обычен и лунный символизм деревьев: Луна притягивает воду подобно тому, как соки поднимаются вверх по дереву.

Согласно славянской мифологии, Мировое Древо — Ось Мира — стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому древу спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В «Слове о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествует по Древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует земному миру), в орла (соответствует небу) и волка (преисподней). В восточнославянских орнаментах Мировое Древо изображается условно: крона — в еще не распустившемся виде, отростки ветвей посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

В шаманских верованиях Мировое Древо является дорогой шаманов и их колыбелью. Легенды говорят о гнездах на сучках этого дерева, где воспитываются

Сикамора — Древо Жизни

души шаманов. Шаманы говорили о себе: «Я — седьмого сука шаман» или «Я — третьего сука шаман». В традиционном жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал Ось Мироздания.

У древних скандинавов Мировое Древо — это священный ясень Иггдрасиль. Корнями и кроной он обнимает весь мир, на нем держатся небо, облака и звезды. У него три корня: один простерся на небо, другой — в средний (земной) мир, а третий — в преисподнюю, под каждым из корней бьет чудесный источник. У этого Древа стоит храм, в котором обитают норны, богини судьбы. У основания древа живет космический змей Нидхёгг, на макушке сидит мудрый орел, а по стволу бегает вещая белка.

Египтяне считали, что Ось Земли выглядит как гигантское золотое дерево, верхушка которого упирается в небо. На его ветвях растут драгоценные камни и живет небесная богиня Нут. В египетской иконографии дерево, проросшее из Космического Яйца, олицетворяет Брахму, создающего материальный мир.

В мифах Древней Индии в центре Вселенной растет дерево «ашваттха» (священная смоковница «пиппал»).

Древние китайцы представляли себе Мировое Древо далеко на востоке, в Долине света. Из бурлящего моря, по их преданию, вздымается вверх колоссальная, неохватная шелковица. На самой ее вершине сидит петух, на ветвях шелковицы обитают десять солнц, имеющих облик золотых трехлапых воронов. Они освещали землю по очереди, но однажды вышли все вместе и сожгли бы землю, если бы не великий герой, поразивший девятерых воронов-солнц и оставивший только одно.

Плод Древа Жизни может также символизировать бессмертие. В Китае, например, это персик. Многие другие плодоносящие деревья представлены как Древо Жизни: сикамора — в Египте, миндаль — в Иране, маслина, пальма или гранат — в других странах Средней Азии и в семитской традиции. Этот космический символизм, видимо, происходит из более примитивных культов, в которых деревья были воплощением плодородия Матери-Земли. По этой причине, несмотря на свою фаллическую вертикальность, деревья несут женский символизм. Так, в египетской иконографии священную фигу отождествляли с богиней Хатор, которую изображали в виде дерева, дающего еду и воду.

Обряды заклинания плодородия Матери-Земли обычно были связаны с лиственными деревьями. Их безлистные, голые зимние ветки и весенние, цветущие — подходящий символ сезонных циклов смерти и возрождения. Исключение составляет поклонение Аттису в Малой Азии и позднее — в греко-римском мире. Деревом-эмблемой Аттиса является сосна, основной символ бессмертия. Смерть Аттиса (от кастрации) и возрождение праздновали, обрывая иголки у сосны и обматывая ее шерстью. Вероятно, отсюда происходит традиция украшения майского дерева — обряда заклинания изобилия.

Дуализм в символике дерева обычно представлен сдвоенными деревьями или деревом с расщепленным стволом. В легенде о Тристане и Изольде из их могилы выросли переплетенные деревья.

На Ближнем Востоке преобладает дуалистический символизм дерева — Древо Жизни растет рядом с Древом Смерти. Это библейское Древо Познания добра и зла, запретный плод с которого, отведанный Евой в саду Эдема, принес человечеству проклятие смертности.

Каббалистическое Древо

Это перевернутое дерево. Его корни укреплены в духовном мире, а крона касается земли. Перевернутое Космическое Древо, чьи корни питаются духовной энергией неба и распространяют ее во внешний мир и вниз, — любимый образ в каббалистике и других мистических и магических учениях. Оно символизирует силу духа и свидетельствует о том, что человеческая жизнь — нисхождение духа в тело и обратно. Это также символ философского роста, роста внутрь.

В «Бхагаватгите» перевернутое дерево означает происхождение всего из единого корня.

Данте изображает схему небесных сфер как листву дерева, корни которого ползут вверх, образуя владения Урана.

В исламе перевернутое дерево — символ счастья и удачи. Перевернутое дерево часто используется в генеалогических схемах.

Так называют священную смоковницу (дерево Бодхисаттвы), под которой Гаутама Будда занимался медитацией, пока не достиг просветления. Это буддийский символ созерцания, обучения и духовного совершенства.

В даосизме — символ чистой жизни, а его плоды, согласно древним легендам, дают бессмертие. Считается, что это дерево произрастает в исламском раю, являясь символом самых дальних пределов времени и пространства. Народные поверья приписывают его колючим отросткам защитную силу.

megabook.ru

Древние символы | Дерево

Дерево символизирует единение неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; «срединное древо», соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; центр мира.

Древние символы: Дерево

Дерево как древний символ также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру.

Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира. Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.

Дерево,как древний символ, подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей. Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда – наверху колонны.

Древними символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т. п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных. Деревья, приносящие плоды жизни, – священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево, персик, финик, миндаль и кунжут.

В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла.

С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания, и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен. Крест иногда отождествляется со Срединным Древом, как вертикальной осью сношений между Небом и Землей.

В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах. Его стволом был Христос как древний символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии.

  • Древние символы: Древо Жизни и Древо Познания

Древо Жизни и Древо Познания растут в Раю. Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла.

Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла. Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением.

Древо Жизни как древний символ символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни либо выпив влаги, полученной из этого Дерева. Древо Познания часто изображается как лоза (in vino Veritas).

  • Древние символы: Ветвь

Значение этого символа тесно переплетается с символизмом Древа Жизни, которое часто изображалось одной ветвью и являлось символом жениха и невесты. Значение древних символов Дерева: украшение человеческого жилища вересковыми веточками на 1 -е мая было частью весеннего ритуала плодородия.

Золотая Ветвь как древний символ олицетворяет связь между низшим и высшим Мирами, ключ к небесному миру, инициацию, волшебную палочку. Сломать ветвь означает убить короля. Символизм ветви связан также с символизмом палочки, шеста и весла.

  • Древние символы: Корни

Символ связи с землей, с семьей. «Человек, имеющий корни»-говорят о человеке, который твердо стоит на ногах. «Смотреть в корень»-обращать внимание на самое существенное, вникать в суть.

«Корень зла»-источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем»-лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему. В орнаменте корни как древний символ представлены переплетениями в виде шестигранника, буквы «Ж» («живите» по древнерусски). Переплут-бог корней.

  • Древние символы: Лес

Олицетворяет женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым; область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Лес как древний символ может также означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное Богом.

  • Древние символы: Мировое Древо

Мировое Древо – символ мироздания. Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры.

В «Слово о полку Игореве» говорится о легендарном певце Бояне, который путешествовал по древу, превращаясь в мышь (она же белка, соответствует среднему, т. е. земному, миру), в орла (соответствует небу) и в волка (преисподней).

В традиционном жилище обязательным элементом был шест (в культурах кочевников) или столб (у оседлых народов), который также символизировал ось мироздания.

В восточнославянских орнаментах мировое древо как древний символ изображалось условно. Крона-в свернутом, еще не распустившемся виде, отростки посередине ствола, два корня и между ними зерно, из которого выросло дерево.

Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – означало правильно прожить жизнь, реализоваться.

Древние символы: Деревья

  • Древние символы: Береза

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей. «Стоит дряво кудряво, на этом дряве сусло, масло, глазам светло и всем тепло».

Эта загадка про березку говорит о том, как необходима была она нашим предкам. В бане попариться, колесо смазать, лучину зажечь, весенним днем собрать целебный сок, очищающий кровь и восстанавливающий силы после долгой зимы.

Береза как древний символ – священное дерево всей Северной Европы. В гороскопе друидов ей посвящен день летнего солнцеворота, 24 июня. В то же время Она символизировала переход от зимы к весне, как первое дерево, выпускающее почки. Первый месяц весны в Украине носит название «березень».

Одно из священных деревьев восточных славян, береза, была у русских «ярилиным» деревом. Ярилин день – древний языческий праздник плодоносящих сил природы, отмечался 4 июня (по старому стилю). В этот день водили хороводы вокруг березки (знаменитая русская народная песня «Во поле березка стояла…»), только после этого дня разрешалось рубить березу.

Позднее этот праздник увязали с православной Пасхалией, он стал зависеть от дня Пасхи и назывался «семик» – седьмой четверг по Пасхе. Поэтому береза еще считается у православных русских Троицким деревом. На семик и на Троицу березу освящают в храмах.

Связанные с этим днем обряды – хороводы девушек, заплетание березовых веток в косы, украшение березок лентами, венками из трав и венками из теста («козулями»), – представляют березу как символ девичьей красоты, целомудренности.

Береза как древний символ связана со сказаниями о Берендеевом царстве. Есть сведения, что в некоторых племенах, живших на территории России и Белоруссии, хоронили людей в бересте. Береза почиталась как вместилище душ умерших. Береста в Древней Руси заменяла бумагу, и по сей день она используется в традиционных ремеслах (плетение коробов, туесков).

  • Древние символы: Верба

У восточных славян – символ весны. У древних славян верба как древний символ символизировала первоисточник сотворения мира, Дерево Жизни, Чумацкий Шлях на небесах.

В России верба, как символ весны, заменила священные пальмовые ветви (листья вайи) в праздник памяти входа Иисуса Христа в Иерусалим (праздник вайи отмечается в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, перед Пасхой). В этот день ветки вербы освящались в церквах.

Принесенные домой после службы ветви ставили в красный угол, веточками били детей, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтоб быть здоровым», и домашнюю скотину. Дотронуться до человека освященной вербой – означало соединить его с силами Космоса, обновить его здоровье.

  • Древние символы: Дуб

Одно из самых сакральных деревьев, с которым связано много символических пластов. Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело. Дуб часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

Индоевропейский корень слова «дуб» тождественен корню слова «дерево».

Дуб – древний символ долголетия, мудрости, силы и выносливости. Дуб посвящен Зевсу, Тору, Перуну и другим богам грома. Алтарь Зевса окружали дубы, вокруг капища Перуна росла дубовая роща. В честь Перуна постоянно жгли костры из дубовых веток.

Дуб – древний символ мужской силы. Кроме того, желудь – символ процветания, плодородия и духовной энергии. Согласно некоторым повериям, Христа распялила дубовом кресте. Под сенью мамврийского дуба Аврааму явился Господь.

Священное дерево у кельтов и у славян. Под ним приносились жертвы. Поклонялись отдельным деревьям и целым священным рощам. С введением христианства началось безжалостное истребление дубов по всей Европе, как главного предмета языческих культов.

Древний символ твердости, крепости, прочности, долголетия. В мистериях Бог-Отец часто выступал под именем или в форме дуба. Дуб с желудями – эмблема зрелости, полной силы.

Дуб без желудей – древний символ юной доблести.

В христианстве – символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба или осины.

  • Древние символы: Ель

Символизирует смелость, цельность и честность. Символизировала вечную жизнь. Символика ели получила свое воплощение в двух непересекающихся значениях:

1) как «дерево жизни» ель стала почитаться в новогодних и рождественских празднествах, эмблема которых – разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево;

2) как древний символ жертвенности и похоронного знака употребляется еловый лапник, гирлянды из еловых лап или еловые веники.

Часто лапник специально мелко рубят и набрасывают на свежую могилу, чтобы подчеркнуть частность, обрывочность человеческой жизни.

Рождественская елка. Вечнозеленое дерево – древний символ зимнего солнцестояния, а также Нового года и нового начала. Это дерево возрождения и бессмертия, Райское Древо света и подарков, сияющее ночью. Каждый огонек на ней – это душа и, кроме того, огоньки олицетворяют солнце, луну и звезды, сияющие на ветвях Космического Древа.

  • Древние символы: Яблоня

Символ материнства, плодородия, материнского благоговения. Это значение яблони сохранилось в народных сказках «Гуси-Лебеди» и «Хаврошечка».

С античных времен яблоко, а точнее гранат, фигурировавший у народов Европы под этим значением, считался древним символом совершенства и эмблемой Божественного дара.

В действительности же символическое значение граната и яблока имеет более древнее происхождение и коренится в том удивлении, которое испытывали древние перед внешним видом этих плодов.

  • Древние символы: Яблоко

Яблоко как древний символ означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века.

Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Предложить яблоко – значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест.

Шарообразная форма и красный либо золотистый цвет хорошо отражали два понятия: совершенство (ведь форма шара-самая совершенная геометрическая форма!) и обладание (точнее – трудности обладания, ибо охватить шар рукой труднее, чем любое другое тело).

В европейской и русской символике яблоко часто заменяет понятие «плод». Является символом искушения, соблазна, недозволенного плода и делания.

В христианстве имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.




www.starfate.ru

Дерево символ

Дерево – один из центральных символов мировой традиции. Подобно другим растительным формам, оно связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако прежде всего оно является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях.

Кроме того, дерево может выступать как символ вечной жизни, бессмертия. Оно соотносится с мирозданием и, в контексте идеи тождества макрокосма и микрокосма, с человеком (в силу вертикального положения последнего), человеческим родом (ср. генеалогическое древо). Основные символические формы, связанные с деревом, – мировое древо (реализующее универсальную концепцию мира) и его варианты – древо жизни и древо познания.

В фармацевтическом трактате 18 века сказано: «Именно древо (древо жизни) избрал Творец, дабы несло оно дух животворящий, который… призван был охранить человека от смерти…». Дерево в качестве воплощения жизненного начала олицетворяет стадии существования: рождение, рост, увядание, смерть; оно также предстает как символ восходящей линии жизни, процесса распространения жизненного начала, способности самовоспроизведения.

Кроме того, оно отражает идею бессмертия всего существования и отдельных его форм (прежде всего человека). Образ древа жизни одновременно соотносится и со вторым членом оппозиции жизнь – смерть; образ древа смерти встречается, например, у Пушкина в стихотворении «Анчар». В романском декоративном искусстве крона древа жизни предстает как лабиринт листвы, что вносит дополнительные коннотации в этот образ, связанные с идеей хаоса и его преодоления.

Образ древа познания возникает на более поздних стадиях культуры. Он символизирует способность различения сущностей с целью достижения состояния совершенства и выступает параллелью древу жизни (иногда даже сливаясь с последним). В вавилонской мифологии описываются древо истины и древо жизни, растущие на небесах. В египетской традиции также известны оба эти образа. В буддизме фигурирует дерево Будды (смоковница, или фига, называемая бодхи), под которым тот обрел просветление; в то же время этот образ соотносится с фигой как мировым древом в индуизме. Ясень Иггдрасиль, мировое древо скандинавской мифологии, в определенной степени выполняет функции древа познания: стремясь обрести тайную мудрость, Бог Один девять дней и ночей провисел на нем, принеся себя в жертву. (Ср. у Юнга дерево предстает как символ психических процессов, где корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.)

Образ мирового древа широко распространен во многих культурах и выступает одним из олицетворений мировой оси, аналогом мирового столпа, мировой горы, символом центра мира. Три космические сферы ассоциируются с тремя частями дерева: нижний мир – это его корни, земля – ствол, крона – небеса. Само мировое древо наделяется функцией взаимосвязи между тремя мирами.
Посредством этого образа осуществлялось структурирование мирового пространства. Например, части мирового древа древнеиндийской традиции, ашшватхи (смоковницы), соотносятся в упанишадах с различными частями макрокосма и с различными элементами социальных структур. С мировым древом связываются важнейшие оппозиции культуры (например, верх – низ, правое – левое, небесное – земное, мужское – женское).

Рассматриваемое по вертикали мировое древо отождествляется с различными тройственными структурами: прежде всего это три уровня мироздания, но также и три времени, три поколения, три части тела. С каждой частью вертикали мирового древа соотносятся различные группы существ: лягушка, мышь, рыба, дракон и змей (хтонические силы) ассоциируются с корнями; олень, лось, корова, конь, лев, единорог и другие животные (а также человек) соответствуют стволу; птицы связаны с листвой.

Горизонтальная структура мирового древа указывает на четыре стороны света (для каждой из которых может выделяться животное, растительное, цветовое и т. п. соответствие), соотносясь с квадратом и другими четверичными формами, и выделяет центр; сходная символика нашла отражения и в различных культовых сооружениях (менгир, зиккурат, пирамида, ступа, пагода). В своей горизонтальной структуре мировое древо моделирует числовые и пространственные отношения, времена года, части суток, стихии.
Таким образом, вертикаль мирового древа соотносится с числом три, переходом, динамическим, духовным началом; горизонталь – с числом четыре, стабильностью, статическим, материальным началом. Сумма числовых соответствий передает синтез двух аспектов, их произведение – символизирует совершенство и полноту.

В числе символических коннотаций образа мирового древа – вечное обновление и космическое возрождение, плодородие и сакральность, бессмертие, абсолютная реальность. Мировое древо становится фоном сюжета так называемого основного индоевропейского мифа: бог-громовержец (соотносимый с кроной) убивает чудовище (таящееся у корней) и освобождает похищенное им сокровище (локализуемое у ствола). В мифологии оно предстает также связанным с ритуалом, обеспечивающим плодородие, богатство и т.п. блага (например, повешенное на священном дубе золотое руно). Во многих культурах прослеживается мотив жертвоприношения у мирового древа: в этом контексте можно упомянуть о связи последнего с крестом – еще одним распространенным космическим символом (по преданию, крест Христа был сделан из древа познания добра и зла).

Существует и образ «перевернутого дерева» (арбор инверса), которое растет с небес на землю, таким образом, корни его – на небе, а ветви – на земле. В «Ригведе» перевернутое мировое древо описывается следующим образом: «С неба тянется корень вниз, с земли он тянется вверх». Каббалистическое древо сефирот, олицетворяющее стадии божественной эманации, предстает растущим вверх корнями. В средневековье перевернутое дерево стало символом веры и познания и воплощало Христа. Возможно, возникновение образа связано с представлениями о нижнем мире, где все вещи и явления «перевернуты». Перевернутое дерево символизирует процессы инволюции, нисхождения, эманации духа в материальный мир.

В ряде традиций почитается особый вид дерева. Так, например, береза считалась священной у восточных славян; ясень – у скандинавских народов; бамбук – у японцев. С деревьями ассоциируются различные божества: лавр и греческий бог Аполлон; дуб и восточнославянский бог Перун; в буддизме священное дерево бодхи – атрибут Будды и символ просветления. За различными деревьями закрепляется собственное значение. Можжевельник, сосна, как и другие вечнозеленые, обладающие «бальзамическим запахом» деревья, связываются с представлением о бессмертии и вечной жизни. Рождественское дерево (обычно пихта или ель) олицетворяет представления о возрождении и обновлении мира.

Дерево как материал(древесина) в иудейской традиции выступает символом добра, тогда как железо – зла. Дерево – животворящая сила, а железо – грешная плоть. Только в соединении с деревом железо теряет вредоносную силу и служит добру, С другой стороны, в средневековой христианской культуре дерево противопоставляется камню, не поддающемуся разрушительному влиянию огня и времени.

sigils.ru

Древо жизни — значение символа и амулета

Древо жизни в том или ином виде встречается в различных культурах, которые не были связаны между собой изначально. Названий этому символу дано множество — Мировое Древо, Стол Мира и многие другие. Его корни, ветви и ствол взаимозависимы и связаны между собой. Иногда древо жизни изображают с плодами или цветами на ветках.

Содержание статьи

Древо жизни у разных народов

В скандинавской мифологии есть дерево Иггдрасиль — это ясень, который подарил Одину мудрость и знания о рунах. У славян древо жизни было символом связи с Родом, законов мироздания, мудрости и бессмертия. В Библии также упоминается дерево, которое было посажено богом в Раю.

В Древней Армении дерево жизни рисовали на стенах крепостей и доспехах воинов. Ассирийское дерево жизни было связано с общением с богами и использовалось, по большей части, жрецами. Большую роль деревья играют и в германской мифологии. Египтяне называли данный символ Иусат и считали, что он объединяет в себе смерть и жизнь, связывая мир живых и мир мертвых.

Персидская мифология также упоминает священное мировое древо, которое носит на себе все семена и является источником всего живого. Средневековые алхимики ассоциировали его с эликсирами бессмертия и философским камнем. Был подобный символ и у кельтов. В китайских легендах изображение подобного дерева включает в себя дракона и феникса, первый и сам по себе является символом бессмертия. Считается, что раз в несколько тысяч лет на нем созревает персик, и тот, кто его съест, получит дар вечной жизни.

В Каббале древом жизни называют совокупность сфирот, которая рассматривается в своем единстве. Сторонники этого учения верят, что именно через него и проявляется деятельность бога. Кельты верили, что есть мировое древо, которое является центром мира. Полностью аналогичная легенда была и у ацтеков.

Древо жизни — символ и его значение

В мифологии разных культур символ древо жизни имеет схожее значение и описание. Это живое существо, неподвластное человеческому разуму, которое играет важную роль в эзотерике и религии, может влиять на людей и обладает собственным разумом. Практически всегда оно связывает три мира: наш, рай и ад, с определенными различиями в различных мифах. Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования и смерти. Поэтому значение данного символа имеет довольно глубокое значение, и понять его полностью дано далеко не каждому.

В первую очередь, значение древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Этот символ означает еще и бессмертие, возрождение после смерти, плодородие.

В христианстве древо жизни символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Как уже говорилось выше, плоды, листья и другие элементы могут быть изображены на этом дереве. Сейчас такие изображения встречаются в виде татуировок и вышивки, ведь воплотить данную идею таким образом технически проще. Они имеют дополнительное значение, обычно символизируют здоровье, спасение души и многое другое.

Несмотря на то, что в наше время существует множество техник рисования, крона дерева жизни всегда соединяется с корнями, стремится к ним. И корни, и крона изображаются хорошо развитыми, дерево находится в круге, образованном ими. Это учит тому, что для стабильного роста требуется надежное основание, фундамент. Если не подпитывать корни, ждать развития кроны абсолютно бесполезно.

Древо жизни — как сделать амулет

Древо жизни

Самый распространенный вариант амулета с древом жизни — это кулон или другое украшение. Его несложно приобрести. Если вы обладаете каким-либо навыком рукоделия, можете взять на вооружение, например, схему для бисерного браслета, и изготовить амулет древо жизни своими руками. Известно, что вещи, сделанные своими руками, способны стать действительно сильнейшими оберегами, чем те, которые были куплены.

Поскольку речь идет о довольно эстетичном внешне символе, сейчас очень популярны татуировки с его изображением. Встречаются различные варианты эскизов, в этом деле многое зависит не только от значения символа, но и фантазии мастера. Считается, что татуировка с символом древо жизни не может навредить, поскольку его значение не несет в себе негативных аспектов.

Практически все эзотерики рекомендуют перед тем, как делать татуировки с мистическими символами, сначала нанести их хной или маркером и понаблюдать, присутствует ли заметное негативное влияние на жизнь и характер человека.

Еще один способ обзавестись мощным оберегом для дома — это вышивка древа жизни по схеме. Такие вышивки часто включают в себя и другие символы, например, цветы, колоски, птиц и животных. Иногда такой талисман сочетают со славянскими обережными символами. Если это ваш выбор, следует узнать свойства всех символов, которые присутствуют на вашем обереге. На нашем сайте есть отличная статья на тему славянских оберегов, которая может вам пригодиться.

Древо жизни — значение амулета

Как уже говорилось выше, значение древа жизни — это очень глубокая тема для обсуждения. Однако носить амулет с изображением этого символа может каждый. Этот знак не конфликтует с большинством религий, ведь встречается оно в том или ином варианте практически в каждой из них. Поэтому для ношения такого оберега нет никаких ограничений.

Значение амулета древо жизни — это стремление к постоянному развитию, труд и получение удовольствия от него. Если вы считаете, что такое качество не повредит вам, можете смело выбирать данный символ в качестве своего талисмана. Он поможет вам избавиться от лени, обрести мудрость и получить совершенно особенную связь с божественным — вне зависимости от того, какой религии вы отдаете предпочтение.

Древо жизни — хороший оберег для беременной женщины. Он символизирует возрождение и появление нового, поэтому сможет и защитить будущую мать и ее ребенка от любого зла, поможет ей воспитать достойного члена общества.Человек, который носит этот оберег, всегда будет обладать такими качествами, как трудолюбие и оптимизм.

Древо жизни имеет довольно мощные защитные свойства, способен направить на истинный путь и дать совет в трудной ситуации. В качестве домашнего оберега он может сохранить семью, помочь избавиться от скандалов и защитит от любого зла всех живущих в доме.

В целом, этот талисман смело можно назвать самым универсальным среди всех оберегов от сглаза и порчи, ведь подходит древо жизни каждому.

Древо жизни — значение символа и амулета — все тайны на SlavicNews.ru

Желаете надежной защиты или успеха в различных начинаниях? Тогда воспользуйтесь талисманной мудростью славян и познаниями передающихся от поколения к поколению в древней Руси. Разомкните круг неудач, узнав о лучшей защите, работающей в направлении вашего совершенства. Ситайте на нашем сайте о выборе оберегов, амулетов и талисманов.

Гармония магического оберега с Вашим биополем зависит от нескольких параметров: индивидуальных особенностей и желаемых целей. Не забывайте и о разнице между амулетом, оберегом и талисманом. Амулет всегда изготовлен лично, талисман и оберег могут быть купленными. Кроме этого, талисман — привлекает положительную энергию, а оберег — защищает от негативной.

slavicnews.ru

Дерево – символ жизни. Золотые рецепты друидов

Дерево – символ жизни

Дерево издавна было одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, символизировало обновление жизни. Вечнозеленое дерево – знак бессмертия. Деревья, посаженные на кладбищах, означают победу жизни над смертью. Различные виды деревьев использовались разными народами в качестве поэтического символа. Например, для России это береза, скандинавы почитают сосну, на флаге Канады изображен кленовый лист, для немцев дерево-символ – липа. Видимо, не случайно историю рода принято изображать в виде генеалогического древа. И недаром считается, что человеку в течение жизни нужно родить сына, построить дом и посадить дерево.

Во все времена люди стремились к гармонии. Деревья помогали им разобраться в самом себе, избавиться от неуверенности и душевного дискомфорта. Между прочим, до сих пор в таежных поселках бытует обычай посвящать новорожденного конкретному дереву, которое становится как бы его покровителем.

Согласно библейской традиции дерево жизни было посажено в центре земного рая. А символом грехопадения является другое произраставшее в раю дерево – древо познания добра и зла. Вкушая плоды знания, человек утратил дар бессмертия.

Еврейская Каббала содержит символику дерева Сефирот. Как и древо познания добра и зла, оно имеет двойственную природу. Идею двойственности выражают символы «ствола левой руки» и «ствола правой руки», между которыми возвышается «срединный ствол».

Современная медицина только начинает понимать силу взаимосвязи человека с природой. Вот уж поистине, новое – это хорошо забытое старое! Ведь наши предки прекрасно понимали эту взаимосвязь и успешно использовали ее для здорового образа жизни.

Даже в Библии указаны деревья, считающиеся заповедными: верба (ива), береза, дуб, сосна, кедр и ель. Но еще древнейшие народы считали эти деревья особенными, приписывая им универсальные лечебные свойства. Это подчеркнуто и в медицине древних галлов (друидов).

В китайской мифологии упоминалось дерево, ветви которого попарно сплетались концами, символизируя слияние противоположностей, или растворение двойственного в едином.

Трехствольное дерево, несущее на своих ветвях три солнца, у индуистов считалось символом божественной троицы: Брахмы, Вишну и Шивы. Предполагалось, что каждому человеку соответствует определенный вид дерева. Если правильно установить такое соответствие, можно предсказывать судьбу человека, эффективно проводить его исцеление.

В античной мифологии плодам Дерева жизни соответствовали золотые яблоки сада Гесперид. Золотое руно аргонавтов также висело на дереве, охраняемом змеем или драконом.

У большинства древних богов дерево являлось непременным атрибутом власти. Так, священным деревом Осириса являлся кедр, Аполлона – лавр, Диониса – плющ и сосна.

Огромное количество обычаев и поверий, связанных с лесом, живо и до сих пор. Марийцы оберегают священные рощи, куда ходят советоваться с деревьями и лечиться. Жители Камчатки обожествляют пихту, которую никто не смеет тронуть, можно лишь взять несколько веток для приготовления снадобья.

Североамериканские индейцы уверяют, что слышат вздохи дерева и, взяв немного коры для снадобий, обязательно смазывают оголенный ствол маслом.

Староверы в глухих районах Сибири, прежде чем срубить дерево, просят у него прощения, объясняя этот поступок крайней нуждой в постройке жилища, а на дрова берут только сухостой или больное дерево.

Учеными установлено, что в период полнолуния у живого существа наиболее высокий обмен веществ, повышенная нервно-психическая деятельность, оно в это время особенно подвержено стрессам и болезням. Основываясь на этих наблюдениях, они ищут новые методы борьбы с болезнями, используя влияние на человека живой природной силы. Ну, а пока официальная медицина находится в поиске, народная медицина уже кое-что нашла. Точнее, она активно применяет лечение с помощью деревьев-целителей. Этот метод получил название так называемой «древесной медицины».

Сегодня то, что считалось суеверием, нашло объективные доказательства. Известно, что растения чувствительны к биополям людей, легко различают ауру добра и зла, общаются с нами на уровне подсознания и содержат огромное количество целебных веществ.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что деревья постоянно контактируют друг с другом, и между ними даже существуют дружба и неприязнь. Несовместимые по биополям деревья как бы «разбегаются», их стволы изогнуты. Имеются среди них и «вампиры»: одно дерево может засыхать в присутствии другого. Совместимые деревья, наоборот, радуют стройными стволами и зеленью. Они часто срастаются стволами, демонстрируя нам дружбу и любовь.

В книге американского ученого Э. Менинджера «Причудливые деревья» есть фотография двух гигантских вязов, как бы взявшихся ветвями за руки. Исследователь пишет, что если «два дерева проникаются любовью друг к другу, они решают объединиться и расти как одно. Кто-то может сказать, что место сращения деревьев уродливо. Это не так: разве может лицо друга не быть прекрасным?»

Вернемся, однако, к друидам. Для них дерево, чтимое родом, было символом разума и беспрерывности жизни. Родовое дерево наблюдало многие поколения, сменявшие друг друга, и хранило информацию предков.

У друидов было принято сажать дерево в день рождения ребенка (кстати, этот обычай бытует у многих народов и по сей день).

Это дерево становилось как бы близнецом родившегося, его духовным родственником и покровителем.

Ему передавались недомогания человека, а причиненное дереву зло влияло на самочувствие человека.

Индийский ученый Джагиш Чандра Бос открыл биоэлектрическую деятельность растений, выявил их чувства. Подключенные к растениям приборы записали их реакцию на раздражение и многое другое.

Вспомните: наверняка в лесу вы чувствуете себя лучше – там легко дышится, появляются легкость, бодрость, улучшается настроение, в душе поселяются мир и покой.

И спится после прогулки по лесу хорошо – как в детстве.

И дело тут не только в свежем воздухе. Деревья лечат и успокаивают не только тело, но и душу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Дерево как символ человека и его пути

Есть еще один аспект мифологического дерева, о котором мы до сих пор ничего не сказали, но который достаточно очевиден. Не только вселенную человек уподоблял дереву и не только себя самого вселенной, но и в устройстве человека видел подобие устройства дерева. По словам В.Н. Топорова, особая роль Мирового древа «определяется, в частности, тем, что Мировое древо выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения». В Торе, в книге Дварим дерево выступает в роли символа человека, а ветви символизируют его деятельность. Традиционное вертикальное деление дерева – символа человека очевидно. Оно может отражать анатомическую структуру: крона – голова, ствол – тело, корни – стопы ног; время жизни: будущее, настоящее, прошлое; структуру личности: дух, душа, плоть и т.п.

В связи с этим неслучайно, что, например, уже упомянутое каббалистическое Древо сефирот определяет структуру не только мироздания, но человека. Три столпа этого Древа даже имеют соответствующие обозначения и символику. Правый столп – это милосердие, сострадание, расширение, экспансия; левый – строгость, суд, ограничение, сдерживание, упорядочение, мудрость; центральный – равновесие. Гармоничное состояние, просветление человека может рассматриваться в каббале как результат сведения в центральном энергетическом канале позвоночного столба потоков энергии двух параллельных ему каналов, столпов: левого и правого. При этом каждая из сефирот имеет проекцию в человеческом теле. Например, сефира Тиферет соответствует солнечному сплетению или сердцу, Йесод – гениталиям, Малхут – стопам ног.



 

С точки зрения психологии, человек также подобен дереву. К.Г. Юнг выразил это следующим образом: «У деревьев есть индивидуальность. Вот почему дерево часто выступает синонимом личности … Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного – он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней». Психологи даже считают возможным судить о личности человека на основании того, каким образом он рисует дерево. Методика такой интерпретации детально разработана, например, Дж. Буком, Р. Берне и другими психологами для теста «Дом – дерево – человек». Скажем, по К. Коху, корни дерева в тестовом рисунке связаны с коллективным и бессознательным, ствол – с импульсами и инстинктами, ветви – с пассивностью или противостоянием жизни.



Michelangelo Buonarroti
The Fall of Man and the Expulsion from the Garden of Eden
1508-1512. Fresco. Sistine Chapel, Vatican
 

Применительно к человеку дерево не только символизирует его собственную структуру, но и отражает важнейшие аспекты его жизни: саму жизнь и бессмертие, сопричастность добру и злу, плату за знание. Именно таковы по своей сути два дерева, описанные в Библии, в Книге Бытия, которые посадил бог в раю, наряду с обычными деревьями, место которым было отведено на земле. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Как известно, Адам и Ева поддались уговорам змея, в результате чего должны были покинуть рай и начать земную жизнь.

Интересно, что сходные сюжеты встречаются и в фольклоре, в сказках, отражающих древние народные верования. Например, в немецкой сказке «Принцесса на дереве» юноша встречает в лесу огромное дерево, уходящее своей кроной за облака. Он решает залезть на него, чтобы с его макушки увидеть, узнать весь мир. Через три дня карабканья по дереву он находит волшебный замок, в котором заточена прекрасная принцесса. В замке ему разрешено заходить во все комнаты кроме одной. Естественно, что в конце концов он заходит туда и, поддавшись на уговоры злого духа в облике ворона, невольно освобождает его. Претерпев многочисленные приключения, юноша с принцессой оказываются на земле. Анализируя эту сказку и рассуждая о категориях добра и зла, К.Г. Юнг замечает, что, как и в библейском повествовании, «принцесса должна быть приведена из верхнего мира в земной мир, что, очевидно, было невозможно без пособничества злого духа и человеческого непослушания».
           Путешествие по древу вообще является одним из универсальных символов странствия человека по мирам, что неудивительно с учетом того, что Мировое древо их соединяет. Наиболее ярко этот символ отражен в представлениях многих народов о Шаманском древе. Описывая функции шамана в обществе, Мирча Элиаде отмечает, что тот, обладая способностью путешествовать по мирам, «оказывается незаменимым в каждой церемонии, касающейся переживаний человеческой души как таковой, как непостоянной психической единицы, которая может покидать тело и становиться легкой добычей демонов и колдунов. Именно потому во всей Азии и Северной Америке, а также в других регионах (Индонезия и т. д.) шаман исполняет функцию знахаря и целителя; он ставит диагноз, ищет беглую душу больного, хватает ее и снова соединяет с телом, которое она оставила. Именно он провожает душу умершего в Преисподнюю, ибо он является истинным проводником душ». Достигая верхушки Древа, на последнем Небе шаман также может спрашивать богов о будущем общины и о судьбе чьей-либо души.
           Стоит еще сказать о том, что особая значимость вкушения плодов с Мирового древа и всех его разновидностей также широко представлена в мифах разных народов. Плоды Древа познания добра и зла, отведанные Адамом и Евой, мы уже неоднократно упоминали. Плоды Древа жизни и сходных с ним деревьев, напротив, обычно даруют человеку, или даже богу, бессмертие, существенно удлиняют его жизнь, наделяют какими-то важными способностями, либо помогают ему в загробной жизни. Причем, это не обязательно должны быть плоды в ботаническом смысле. Вспомним о запахе ветви Трефуйлнгид, который, согласно кельтскому мифу, мог питать и поить его до скончания жизни. Вспомним о соке и плодах сикоморы, которыми Хатхор питает умерших, и благодаря которым человек получает силы продолжать путешествие в Вечности.
            К этому можно добавить и еще ряд примеров. В кельтском цикле сказаний о Финне неоднократно упоминается куст, или целые заросли Священного Орешника, произрастающие в Волшебной Стране. Этот орешник плодоносит орехами мудрости. Отведавший их, или хотя бы съевший животное, питавшееся ими (обычно это Лосось Мудрости), сам получает магическую мудрость и дар предвиденья. Младшая Эдда рассказывает, что богиня Идунн, жена бога поэзии Браги, «хранит в своем ларце яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут они стариться, и тогда они тотчас же помолодеют, и так будет до конца света». Наконец, скандинавские руны, образно называемые иногда листьями Иггдрасиля, с таким же успехом могут именоваться плодами Иггдрасиля.

drunemeton.itersuum.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top