Разное

Волк фенрир: Хати и Сколль

Хати и Сколль

Хати и Сколль – в погоне за Солнцем и Луной 

Хати и Сколль – варги (сверхъестественно большие волки), сыновья Фенрира, сына Локи, которому, согласно пророчеству вёльвы, суждено положить начало Рагнареку.

Хати («Hati») с древнескандинавского переводится как «тот, кто ненавидит» или «враг». В «Младшей Эдде» говорится, что Хати каждую ночь гонится за Мани (Луной), пытаясь съесть ее. Снорри Стурлусон упоминает второе имя Хати – Манагарм («Managarmr»), что можно перевести как «лунный пес». Манагарм, по словам Стурлусона, сильнейший из потомков Фенрира и в итоге он все же догонит и проглотил Луну. Так как местом обитания Манагарма указывается некое ущелье, очевидна аналогия с Гармом и Гнипахеллиром.

О происхождении Хати известно по его отчеству – Хрудвитниссон («Hróðvitnisson»), оно упоминается в «Речах Гримнира» и «Видении Гюльви» из «Старшей Эдды». Хрудвитниссон дословно переводится как «сын Хрудвитнира», в свою очередь Хрудвитнир («знаменитый волк» с древнескандинавского) – это одно из имен Фенрира.

Также Стурлусон упоминает безымянную великаншу, что живет в лесу Ярнвид и воспитывает там потомство Фенрира. При этом неясно, где расположен Ярнвид, в одном эпизоде упоминается Хельхейм, в другом – Ётунхейм.

В «Прорицании Вёльвы», которое в «Младшей Эдде» цитирует Стурлусон, говорится о множестве волков, населяющих Ярнвид. Наряду с Хати называется Сколль, что и является основным подтверждением наличия между ними родственных уз. Указывается, что волки из Ярнвида питаются плотью мертвецов (как и Гарм, который, вероятно, также относится к роду Фенрира) и забрызгивают небеса кровью.

Про варга по имени Сколль известно меньше, чем про Хати. Его имя («Skoll») с древнескандинавского переводится как «предательство», согласно эддическим текстам он каждый день преследует колесницу Арвака и Альсвида, которые тянут по небу Солнце. Сколль несколько раз упоминается в качестве хейти, указывающих на его отца – Фенрира. Это создает некоторую путаницу, например, в «Речах Вафтруднира» говорится о том, что во время Рагнарека Солнце съест сам Фенрир, однако Р.

Симек и К. Дали, анализируя оригинальные эддические тексты, говорят о том, что светило поглотит именно Сколль.

Таким образом, Сколль днем охотится за Солнцем, а Хати ночью пытается догнать Луну. По мнению Р. Симека, так древние скандинавы пытались объяснить движение светил по небосводу, причем когда одному из волков удавалось нагнать Солнце или Луну, наступало затмение, солнечное или лунное соответственно. По всей видимости, во время Рагнарека оба варга достигнут своей цели

 

Советуем почитать:

Наследник бога и великанши: Фенрир

Фенрир, один из троих детей Локи от великанши (етунн) по имени Ангрбода, играет важную роль в скандинавской мифологии. Волк огромного размера и не менее огромной силы. Ему посвящена одна важная история, записанная в скандинавских сагах, но эта уникальная легенда рисует картину храбрости для одного бога и предзнаменование смерти для остальных. Фенрир, к сожалению для асов и ванов, оказался одним из многих знаков конца скандинавского мира – час Рагнарек.

Конец мира по “Младшей Эдде”

Согласно «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, история Фенрира начинается, как, собственно, и любая история нового бога, с его маловероятного и ужасного рождения.

Когда родился Фенрир (также называемый Фенрисульфром), а также его брат и сестра (великий змей Ермунганд и будущая повелительница мира мертвых Хель), весь Асгард собрался, чтобы обсудить, что делать с этими тремя очень опасными существами, каждый из которых должен был, по преданиям, помочь в будущем разрушении скандинавского космоса.

Заключение

Хель была отправлена в Нифльхейм – место, похожее на христианскую концепцию ада, очень холодное и темное место. В то время как Ермунганд оказался в море, чтобы оставаться под водой до конца дней своих. Фенрир, однако, составлял гораздо большую проблему.

Хель и Ермунганд могли быть отосланы, Фенрир же рос быстрыми темпами и вскоре сравнился с другими етуннами-великанами. Чтобы защититься от огромного сильного волка и той ужасной судьбы, предвестником которой он являлся, было принято решение сковать Фенрира.

Цепи для ужасного волка

Три разных типа оков и привязей были созданы специально для того, чтобы боги смогли удерживать Фенрира. С первыми из них могучий волг прожил недолго, так как один его резкий удар – и все звенья разлетелись на части.

Тогда была предпринята вторая попытка. Новые оковы были в два раза сильнее, чем предыдущие. Хотя Фенриру потребовалось больше времени, чтобы их сломать, но вскоре ждала их та же участь, что и первые цепи.

Оковы Свартальфахейма

На третьей попытке боги знали, что им нужно истинное мастерство, превосходящее их собственное. Один, глава пантеона асов, послал сообщение дварфам Свартальфахейма в земли черных эльфов.

Эти темные гномы жили под землей и были по большей части злыми, но они тем не менее согласились изготовить цепь достаточно мощную, чтобы предотвратить побег гигантского волка. Вскоре гномы подарили Одину Глейпнир – окову из шести мифических компонентов. Она состояла из звуков кошачьих лап, корней горы, сухожилий медведя, женской бороды, дыхания рыбы и птичьих плевков. С этими шестью ингредиентами, якобы уже не существующими сегодня, получившаяся цепь была гладкой, как лента, но такой же прочной, как железо для смертных.

Когда оковы Глейпнир начали надевать на Фенрира на острове Люнгви, сам волк засомневался, что сможет убежать. И когда боги побудили его попытаться вырваться на свободу, Фенрир потребовал демонстрации их доблести и силы в знак того, что они имеют право держать его в цепях.

Испытание Тюра

Бог закона, справедливости и воинской доблести, Тюр шагнул вперед и положил ладонь на пасть волка, будучи единственным асом, достаточно смелым, чтобы рисковать собой во имя всеобщего блага. Только тогда Фенрир позволил себе снова быть прикованным цепью. И все благодаря храбрости Тюра.

Каждая попытка волка к освобождению оказалась тщетной. В гневе из-за своей неудачи и способности богов поймать его, Фенрир оторвал руку Тюру. Пользуясь тем, что ужасный волк все еще не свободен, Тюр протянул оковы Глейпинира через массивную каменную плиту по имени Гьелл и закрепил их большой скалой, известной как Твити, тем самым связав Фенрира окончательно на одном месте. С тех пор Тюру было суждено остаться одноруким доблестным богом до самого нискончания времен.

Час Рагнарек

Непрекращающийся волчий вой приведет к тому, что начнется сотрясение земли и горы распадутся. Глейпнир разорвется на части, выпустив Фенрира на Одина и на других богов.

Сын Фенрира, громадный волк Сколь, вечно преследующий Солнце, наконец настигнет его. Второй сын Фенрира, волк Хати, заглотит Луну. И когда из океанских глубин всплывет мировой змей Ермунганд, все моря выйдут из своих берегов. К ним примкнет и огненный великан Сурт с пылающим мечом, что выжжет землю. Проснутся повелительница царства мертвых Хель и бог обмана Локи с великанами. Из Хельхейма прибудет целое судно мертвецов Нагльфар. Войско сыновей Муспельхейма пройдет по радужному мосту Биврест, который после этого разрушится.

Против них выдвинутся все боги во главе с Одином и все эйнхерии, которых призовет страж Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн — «громкий рог». Перед битвой Один отправится к Мимиру, господствующему над источником мудрости, за советом.

Битва случится на равнине Вигридр. Один сойдется с Фенриром и будет им убит. Но сын Одина, Видар, сразу же разорвет волью пасть или же проткнет ее мечом.

Тор сразится с Ермунгандом и уничтожит его, но сам умрет отравленный. Бог Фрейр сразится с Суртом и погибнет, Хеймдалль — с Локи, Тюр — с Гармом.

Понимая, что ни зло, ни добро никогда не победят, великан Сурт объединит всю силу, подвластную ему, и обрушит огонь на землю, тем самым закончив войну Тьмы и Света.

За смертью целого мира последует возрождение. Выживут сыновья Одина, Видар и Вали, а также сыновья Тора — Магни и Моди, которые отныне будут владеть молотом Мьельнир. Вернутся из царства мертвых и помирятся друг с другом Бальдр и его убийца Хед. Выживут только два человека —Лив и Ливтрасир, которые возродят род человеческий.

Хотя рассказы древней норвежской религии охватывают века, эта история – единственная, в которой упоминается о характере Фенрира. Волк провел свою жизнь в изоляции на острове, вдали от других существ, взаперти, пока судьбы богов никак не могли измениться. Рагнарек не мог быть предотвращен. Тем не менее история Фенрира очень важна, так как именно ему и его семье была отведена ключевая роль в судьбе мира. Именно его отец, Локи, возглавит етуннов и силы Нифльхейма во время Рагнарока, именно его родной брат Ермунганд также будет участвовать в войне. Но только Фенрир сможет начать час Рагнарек и сам убьет вождя богов – Одина. За это его будут помнить в легендах вечно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Фенрир: сивый, волк, скандинавская мифология

Самым узнаваемым хтоническим существом скандинавской мифологии является Фенрир сивый. Волк громадных размеров был плодом любви бога Локи и великанши Ангброды.

Происхождение и судьба мифического существа

Между великанами и богами, населявшими землю задолго до появления людей, долгие годы шла кровопролитная война, но так было не всегда. Великаны стали относиться с подозрительностью ко всем гостям, после похищения меда поэзии Одином. Боги перестали посещать владения великанов и прочно засели в Асгарде, где их никто не мог достать.

Локи являлся наполовину богом, наполовину великаном, т. к. родился от связи богини Лаувейи с великаном Фарбаути. Жители Асгарды оценили его ум, находчивость и позволили жить вместе с ними.

После кражи меда поэзии Локи отправился в Етунхейм, где жили великаны. Целый день он осматривал окрестности и старался не встречаться с великанами, а под вечер забрел в первый попавшийся на пути дом, в котором жила Ангброда. Молодой красавец сразу понравился великанше. Локи решил пойти на жертву и остаться в доме Ангброды, пока ему не придется вернуться в Асгард. От их союза появились трое чудовищ.

  1. Девочка Хель.
  2. Змея Йормудгад.
  3. Волчонок сивый Фенрир.

После их рождения, Локи вернулся в Асгард и никому не поведал о своих приключениях, но вскоре Один (верховный бог) узнал о похождениях Локи и направил свои стопы к истокам Урд, чтобы узнать у норн, сколь опасны для богов дети от такого союза.

Норны напророчили смерть богам от рук двоих из отпрысков Локи. Поведали Одину, что его убийцей станет волк Фенрир сивый, а Тор падет от рук змеи, но и самих их настигнет погибель. После падения богов будет управлять царством тьмы и смерти Хель, но продлится ее владычество не долго.

Вернувшись домой, Один, подумав немного, отправил Тора и Тюра за чудовищами и велел привести их в Асгард. Скандинавский эпос говорит о том, что даже бог не способен избежать предначертанного судьбой, поэтому убить детей Локи он не мог. Осмотрев детей Локи, Один дал возможность Хель править миром усопших под землей, а Йормундгаде царствовать на дне мирового океана. Волка Фенрира было решено придержать в Асгарде и постараться правильно воспитать.

Жизнь Фенрира в Асгарде

Волк Фенрир, находясь в Асгарде, за год вырос до устрашающих размеров. Кроме Тира, никто не осмеливался подходить к нему. Вскоре боги приняли решение заковать чудовище, изготовив толстую цепь. Они предложили ему надеть ее себе на шею под предлогом испытать силы. Надев ее, Фенрир тряхнул головой, и цепь разорвалась. Через 3 месяца боги снова принесли цепь, еще более толстую, но и Фенрир уже стал сильнее, поэтому она тоже разорвалась на шее волка.

Третью цепь решено было заказать у гномов. Создавалась она 2 месяца. Верховный гном решил использовать для ее изготовления:

  • кошачью поступь;
  • женские бороды;
  • слюну птиц;
  • голоса рыб;
  • медвежьи жилы.

Через 2 месяца гонец Одина принес ему цепь. Как говорит скандинавский эпос, с тех пор у рыб пропал голос, кошки стали ходить беззвучно, медведи лишились жил, птицы – слюны, а у женщин не осталось бород. Цепь была удивительно мягкой, словно шелк, тонкой, как рука ребенка, однако, чем сильнее она натягивалась, тем крепче становилась.

Когда боги предложили надеть новую цепь, волк Фенрир воспротивился, высказав мысль о том, что, если она не магическая, то вновь развалится. А если она сделана с помощью магии, ему придется навсегда остаться пленником. Боги стали уговаривать Фенрира и он сдался, затребовав в качестве залога положить ему в пасть руку одного из присутствующих. Самым смелым оказался Тир, он смело шагнул к волку и вложил свою руку до плеча в звериную пасть.

Боги накинули цепь на шею волка. Он долго старался ее порвать, но не смог и наконец измученный, попросил снять ее. Все боги стояли на месте, и никто даже не подумал шелохнуться. Поняв, в чем дело, волк отгрыз руку Тира, а затем бросился к остальным, но на пути встал Хеймдалль и вонзил в челюсти волка 2 клинка, обездвижив ее. Так и остался он стоять с разверзнутой пастью. Боги перенесли скалу, на которой стоял Фенрир, в подземное царство и оставили его там.

Фенрира никто не убил, несмотря на устрашающее пророчество норн. Боги настолько уважительно относились к своей обители, что не стали марать ее кровью волка.

Мифология скандинавов говорит о том, что Фенрир так и остался закованным в подземном царстве с раскрытой пастью. Из его слюны образовалась река Вон. Ждет он своего часа. В день Рагнарека он сможет разорвать свои оковы и убьет Одина, а сам падет от рук Видара.

Потомство Фернира

Поступок богов кажется жестоким, но на то были причины. У Фернира периодически случались приступы бешенства. В первый раз он отправился к матери и отыскал единоутробных братьев волков-оборотней. Во второй раз ярость была настолько безраздельной, что он больше не смог от нее избавиться.

Мифология скандинавов предлагает 2 версии происхождения детей Фернира. По одной их матерью их стала жительница Ярнвида. Вторая версия приписывает родительство собственной матери Фернира.

Детьми его являлись 2 волчат, как две капли воды похожие на отца.

  1. Хати.
  2. Скель.

Его дети стали единственными, кто хотел помешать богам заключить его в оковы. Локи и Ангрбода не стали вмешиваться в деяния богов, т. к. видели всю серьезность угрозы.

После пленения Фернира, волчата решили вызволить отца, но это действие не увенчалось успехом. За это боги их изловили и наложили чары, благодаря чему была решена проблема с контролем движения Солнца и Луны, которые не всегда подчинялись указаниям.

Фенрир — Елена Шувани

— Послушай. Вначале был Лис, и Волк был ему брат. Лис сказал: «Люди станут жить вечно. Если они умрут, то не навсегда». А Волк сказал: «Нет, люди буду умирать, люди должны умирать, все живое должно умирать, иначе они размножатся и покроют весь мир. Они съедят всех лососей, бизонов и карибу, съедят все тыквы и всю кукурузу». Настал день, и Волк умер и сказал тогда Лису: «Скорей воскреси меня». А Лис ответил: «Нет, мертвые должны оставаться мертвыми. Ты убедил меня». И говоря так, он плакал. Но он это сказал, и это были окончательные его слова. И потому Волк правит миром мертвых, а Лис всегда живет под солнцем и луной и по сей день оплакивает своего брата.

Гейман Н. «Американские боги»

— Я не хочу Рагнарёк, я хочу фыр-фыр-фыр!

Фенрир — гигантский волк из скандинавской мифологии, противник богов, один из трех хтонических сыновей бога Локи (наряду со змеем-драконом Ёрмунгандом и богиней умерших Хель), отец волчьего племени и двух эсхатологических волков — Хати и Сколля — которые в конце времен поглотят Луну и Солнце. С наступлением Рагнарёка Фенрир выступит против Одина и убьет его, но и сам погибнет от руки Видара, сына Одина.

Именно такой может быть краткая словарная справка о самом известном волке германо-скандинавской мифологии. Однако в свете популярности этого образа в современной массовой мифологии (кино и литература в стиле фентези, видео- и компьютерные игры) ограничиваться сугубо словарным знанием как-то не серьезно.

Потому обратимся к первоисточникам и попробуем разобраться, кто же он — мистер Фенрир?

Итак, как оно было…

Боги (и мы вместе с ними) узнали о Фенрире из предсказаний пророчицы Вельвы, с которой Один вел долгие беседы о судьбах мира, о его рождении и его смерти. В этих предсказаниях, в той их части, что относятся к концу времен, к Рагнарёку, мистера Фенрира доходчиво описали в качестве врага богов-асов:

С востока в ладье

Муспелля люди

плывут по волнам,

а Локи правит;

едут с Волком

сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.

«Прорицание Вёльвы», ст.51

Как видно из текста, во времена Рагнарёка Фенрир будет занимать место не из последних в иерархии противников богов, коль йотуны «едут с Волком», в не Волк едет с кем-то там. Это и понятно, ведь противником самого великого Одина может быть только некто действительно выдающийся.

Да, Вёльва прямо говорит, что в день гибели богов именно Фенрир станет судьбой Одина:

Настало для Хлин

новое горе,

Один вступил

с Волком в сраженье…

«Прорицание Вёльвы», ст.53

Впрочем, тот день станет последним и для самого Фенрира, которму Видар, мстя за отца своего Одина, пронзив его мечом:

Сын тут приходит

Отца Побед*,

Видар, для боя

со зверем трупным*;

меч он вонзает,

мстя за отца, —

в сердце разит он

Хведрунга* сына*.

«Прорицание Вёльвы», ст.55

Великан Вафтруднир уточняет, что Видар натуральным образом «пасть порвет» Фенриру за смерть Одина. Оно не очень ясно — после того, как убьет его мечом, или вместо.

Вафтруднир сказал:

«Фенрир проглотит

отца всех людей,

но мстить будет Видар;

пасть разорвет он

свирепую волчью,

возмездье свершая»

«Речи Вафтруднира», ст. 53

Участие Фенрира в процессе реализации предсказаний Вёльвы не ограничивается одним убиением Отца мудрости. Ведь помимо прочего, Фенрир станет отцом двух волков, действия которых буквально ознаменуют конец света — поглотят Солнце и Луну:

Сколль* имя Волка,

за солнцем бежит он

до самого леса;

а Хати* другой,

Хродвитнира* сын,

предшествует солнцу.

«Речи Гримнира», ст.39

Вот как этот момент уточняется в той части «Младшей Эдды», что называется «Видение Гюльви»:

… молвил Ганглери:

«Быстро мчится дева Солнце, словно чего-то страшится; спасайся она от самой смерти, и тогда не удалось бы ей бежать быстрее».

Тогда отвечает Высокий*:

«Нечему тут дивиться, что она так бежит. Нагоняет ее преследователь, и ей ничего не остается, кроме как убегать».

Тогда спросил Ганглери:

«Кто же желает ее погибели?»

Высокий говорит:

«Есть два волка, и того, что бежит за нею, зовут Обман. Его-то она и страшится, и он настигнет ее. Имя другого волка — Ненавистник, он сын Хродвитнира. Он бежит впереди нее и хочет схватить месяц. Так оно и будет».

«Видение Гюльви»

Вообще, учитывая эсхатологический, связанный с концом света образ Фенрира, главным источником сведений о нем должно было бы быть конечно «Прорицание Вёльвы». Однако более развернутую информацию о нем мы получаем из «Видений Гюльви», основного раздела «Младшей Эдды», слагающегося из вопросов Ганглери (так представился Отцу богов Гюльви) и развернутых на них ответов Одина. Именно там мы знакомимся с происхождением Фенрира и его особенностями его бытия до Рагнарёка:

Ангрбодой* звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель.

«Видение Гюльви»

Проанализировав предсказания Вёльвы, асы пришли к выводу о необходимости деятельностного участия в судьбе апокалиптических детей Локи и Ангрбоды:

…послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея* в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост. А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости… Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый. Волка взрастили асы у себя…

«Видение Гюльви»

Фенрир рос и мужал, превращаясь в огромного, чудовищного волка с темно-серой шерстью, что становится черной на холке и на спине, с желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво. В итоге боги стали его просто бояться. Один лишь Тюр отваживался кормить Фенрира. Страх заставляет шевелиться и придумали асы идею — нейтрализовать Великого Волка. Для того изготовили боги цепь Лединг и стали подначивать Фенрира на предмет испытать той цепью свою силу.

Испытал. Порвал. Сделали боги цепь вдвое крепче первой. В гордыне своей и славя стяжая дал Фенрир и ею себя заковать. Асы заковали. Фенрир напрягся — и разлетелись кольца цепи Дромми во все стороны.

Осознали асы открывающиеся перед ними перспективы и обратились к мастерству черных альвов. И сделали им подземные карлики не цепь из металла, но волшебные путы под названием Глейпнир: «Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна». Всего этого больше нет в мире, потому что забрав эти сути из мира, сделали карлики путы — с виду гладкие и мягкие, но никто из богов не мог разорвать их. И на глазах у Фенрира старались они Глейпнир порвать, и подзуживали Волка по всякому, чтоб ленту ту он на себя наложил.

Однако чувствовал Фенрир подвох с их стороны и согласился испытать прочность пут Глейпнир только в том случае, если один из богов положит ему в пасть свою руку. Такая вот была страховка: если, паче чаяния, не порвет Фенрир пут карликов, а асы слово свое нарушат и не снимут пут добровольно, тогда лишится заложник руки. В общем, опять только Тюр осмелился подойти к Фенриру.

Дальше все сложилось по предательскому плану асов — путы выдержали, Фенрир свалился связанный на землю… Только вот Тюр руки лишился совсем незапланированным образом.

Увидев, что волк связан надежно, асы взяли конец пут, прозываемый Гельгья, и протянули его сквозь большую каменную плиту — она называется Гьелль, — и закопали ту плиту глубоко в землю. Потом они взяли большой камень, Твити, и зарыли его еще глубже, привязав к нему конец пут. Волк страшно разевал пасть и метался и хотел всех покусать. Они же просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие — в небо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовется Вон*. И так он будет лежать, пока не придет конец света.

«Видение Гюльви»

Вот так вот поступили боги с плененным Фенриром, убоявшись убить его сразу. Впрочем, Один утверждал, что от убийства Волка их удержали иные причины: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».

Таков классический образ Великого Волка, пожалуй, главной апокалиптической персоны скандинавской мифологии —Фенрира, чье имя, кстати, происходит от словосочетания «fen-dweller» и в переводе с древненорвежского обозначает «обитатель болотных топей». Богатые на поэтические обороты Эдды также именуют Фенрира как Fenrisúlfr (дословно с древненорвежского: «Фенрир-волк«), Hróðvitnir (дословно с древненорвежского: «Прославленный волк«), Vánagandr (дословно с древненорвежского: «Чудовище реки Ван«).

К слову, скандинавская традиция кеннигов и прочих эвфемистических эпитетов периодически наводит исследователей на мысль о том, что Волк в рядах противников асов вообще-то мог бы быть в единственном числе — и им был Фенрир. А остальные (Сколль, Хати, Гарм) суть просто имена-эпитеты-функции, принадлежащие тому же самому Фенриру. Такая генерализация образа Фенрира, вероятно, имеет под собой некоторые основания. Ведь фигура связанного, до поры до времени обезвреженного противника главного божества имеет очень древнее происхождение, возможно, даже протоиндоевропейские (Puhvel, Яан). Но это все из пространства гипотетически возможного. А вот что представляется более вероятным, так это предположение о воздействии раскрывшего пасть от земли до неба Фенрира на образ «Пасти Ада», которая появляется в средневековой христианской иконографии. Как в свое время писал Мейер Шапиро:

…the Anglo-Saxon taste for the Hell Mouth was perhaps influenced by the northern pagan myth of the Crack of Doom and the battle with the wolf, who devoured Odin.

…англо-саксонской вкус к «пасти ада» возникает, возможно, под влиянием северного языческого мифа о трубном гласе и сражении с волком, который пожирает Одина…

Теснейшая связь с «одинической», волчьей мифологией, трагичность и драматизм «судьбы» обманутого Волка, его демонически-эсхатологический характер, символизм хаоса и зарождения нового космоса — именно с таким багажом Фенрир и вошел в современную массовую культуру:

Я помнила, кто такой Фенрир. Это был самый жуткий зверь нордического бестиария, главный герой исландской эсхатологии: волк, которому предстояло пожрать богов после закрытия северного проекта. Хотелось верить, что… желтоглазое чудовище — просто недостижимый эстетический идеал, что-то вроде фотографии Шварценеггера, висящей на стене у начинающего культуриста.

Пелевин В. «Священная книга оборотня»

Практически любое произведение, тематически связанное со скандинавской мифологией и/или темой северного конца света, прямо или косвенно, в роли одного из (анти)героев или просто упоминанием вводит в повествование нашего другаФенрира. Так, например, в комиксовском мире компании Marwel, где в мире Асгарда есть демонический волк Фенрир, или в дилогии А. Белянина «Моя жена — ведьма!», где Фенрир рисуется также вполне аутентичным образом, соответствующим мифологическим первоисточникам. По сюжету, главный герой, поэт в ходе поиска своей жены и путешествий по разным мифологическим пространствам в числе прочих попадает и в Асгард. Там он как раз и имеет возможность наблюдать процесс и результат спутывания Фенрира цепью Глейпнир. Интересно, что (один из немногих) Белянин описывает Глейпир не как металлическую цепь, но как ленту — вполне аутентично, что редкость.

— А кто такой Фенрир? — тихо наклонился я к Фрейе. — Сегодня уже дважды прозвучало это имя.

— Фенрир — огромный волк, способный проглотить даже луну, — шепотом объяснила она, хлопнув в ладоши. По ее звуку двери распахнулись. — Твою жену-ведьму надо искать в свите Фенрира. Боги хотят заманить его в ловушку, для этого и нужна волшебная цепь карликов. Любую другую он порвет, как девичью ленточку…

Белянин А. «Моя жена — ведьма!»

В русле иной традиции рисуется Фенрир, скажем, в романе М. Фрая «Мой Рагнарек». Здесь Волк скорее символический и демонический персонаж:

А потом я забыл о нем и вообще обо всем на свете, потому что передо мной уже маячила распахнутая пасть Волка. Фенрир вполне мог позволить себе роскошь не поперхнувшись проглотить меня вместе с моим дромадером, ятаганом, щитом и прочими волшебными причиндалами, которые, как выяснилось, были нужны мне не больше чем детские погремушки. Но он не спешил мною пообедать.

Фрай М. «Мой Рагнарёк»

Профессор, кстати, создавая мифологию Средиземья, тоже воспользовался образом Фенрира. Даже в весьма переработанном варианте, пытливый взгляд узнает скандинавского демона-волка, временно обезвреженного богами и откусывающего руки, в морготовском Кархароте:

… Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу. Волк рос так быстро, что вскоре перестал помещаться в логове и лежал огромный, всегда голодный, у ног Моргота. Огонь и муки ада были вложены в него. Кархорот, Красная Пасть — так именовался он в повествованиях, и еще Анфауглир, Жаждущая Глотка. И Моргот повелел ему лежать без сна перед дверями Ангбанда, чтобы Хуан не вошел туда.

Кархорот увидел пришельцев и сомнения охватили его… внезапная сила, происходящая от древней божественной расы, пробудилась в Лютиен, и она, сбросив свое отвратительное одеяние, встала перед Кархоротом — сверкающая и грозная. Подняв руку, она приказала ему уснуть… И Кархорот свалился, как будто сраженный молнией.

Кархорот очнулся ото сна и стоял в ярости на пороге Ангбанда… дух его вспыхнул страшным пламенем, и, раскрыв пасть, он неожиданно вцепился в руку Берена и откусил у него запястье.

Толкин Р.Р. «Сильмариллион»

По ходу дела образ Фенрира оказался столь привлекательным и узнаваемым, что зачастую оказывается достаточно упоминания одного лишь имени этого Волка в сопряжении с неким, скажем, предметом, дабы этот предмет заиграл новыми, волшебными или колдовскими красками. Понятно, с апокалиптическим уклоном.

Опять же — имя «Фенрир». Северная магия Рагнарёка превращает этот набор звуков в нечто загадочное и зело привлекательное. Потому сим именем зачастую наделяются и человеческие, и нечеловеческие персонажи. Например, Фенрир Сивый (в других переводах Фенрир Грейбэк) в мире Гарри Поттера — оборотень и один из слуг Темного Лорда, который был Пожирателем Смерти и специально кусал людей, чтобы превращать их в ликантропов:

…Фенрир Сивый, оборотень, которого Пожиратели Смерти наняли за его зверскую дикость.

Роулинг Дж.»Гарри Поттер и Дары Смерти»

Слово «Фенрир» используется и как имя собственное, и как титул, скажем, в вампирско-оборотническом мире Аниты Блейк, где Фенриром называют вервольфа, выступающего против вожака стаи волков-оборотней:

— Я здесь Ульфрик. Тот, кто с этим не согласен, имеет право вызвать на бой вышестоящего, потом следующего, пока не станет Фреки, а тогда объявить себяФенриром и бросить вызов мне. Если он убьет меня, то станет Ульфриком, и тогда может устанавливать любые правила, которые ему вздумается. А до того все нахер заткнитесь и выполняйте мои приказы.

Гамильтон Л. «Нарцисс в цепях»

Похоже обстоят дела и в мире компьютерных игр. Здесь образ Фенрира используется и сам, как самостоятельный персонаж, и вводятся в оборот упоминание о нем, и некие артефакты (от клыка до компьютера) или даже планеты, называются в его честь. Так, в частности, в Age of Wonders, God Eater, Dragon Age есть герои, юниты, организации с названием «Фенрир«, а во вселенной Мира Тьмы есть целое племя вервольфов-гару, которые зовутся Детьми Фенрира. А во вселенной Warhammer 40000 существует планета Фенрис, которая является домом Ордена Астартес Космических Волков (весь антураж этого Ордена взят из германо-скандинавской мифологии).

Еще одной популярной традицией использования имени Фенрира является называние оным всяческих средств передвижения типа кораблей или самолетов (EVE Online, BattleStar Galactica Online, Ace combat X), а равно как и использования волка (почти стандартных биологических размеров) Фенрира в качестве ездового животного (Rappelz, Lineage II, MU Online). Ну и конечно вызов Фенрира — как духа (Disciples), или как эйдолон* (Final Fantasy IX), или опять же как ездовое животное (MU Online)…

В общем и целом, как враг или соратник, как волк или демон, как имя или как образ, но Фенрир сегодня совсем не забыт, а даже совсем наоборот — известен, популярен, местами даже любим!

Источник

Норвежская мифология для умных людей

«Один и Фенрир» Дороти Харди (1909)

Фенрир (произносится «Фен-рир»; древнескандинавский Фенрир , «Тот, кто живет в болотах» [1] ) – самый печально известный из множества волков в Норвежская мифология. Его важность для дохристианских скандинавов демонстрируется тем, что он изображен на многочисленных сохранившихся рунических камнях, не говоря уже о его повсеместности в древнескандинавских литературных источниках.

Он сын бога Локи и великанши Ангрбоды, что делает его братом змея Йормунганда и богини подземного мира Хель.

Как более подробно рассказывается в сказке «Связывание Фенрира», боги озиров сами подняли Фенрира, чтобы держать его под своим контролем и не дать ему сеять хаос в Девяти мирах. Однако он рос удивительно быстрыми темпами, и в конце концов обеспокоенные боги решили сковать его. Их первые две попытки оказались безуспешными; пока хитрые боги убедили Фенрира, что это всего лишь игра, испытание его силы, он легко вырвался из пут. Для своей третьей попытки боги заставили дварфов выковать самую прочную цепь из когда-либо построенных, которая, тем не менее, производила впечатление очень легкой и даже мягкой на ощупь.Когда боги преподнесли Фенриру эти третьи оковы, у него возникли подозрения, и он отказался быть связанным ими, если один из богов не засунет ему руку в рот в знак добросовестности. Только Тир был достаточно храбрым, чтобы сделать это, зная, что это будет означать потерю руки. И, конечно же, когда Фенрир обнаружил, что не может вырваться из своих оков, он вырвал руку Тира из его руки. Затем цепь была привязана к валуну, и в челюсти Фенрира был помещен меч, чтобы удерживать их открытыми. Пока он дико и беспрерывно выл, из его слюнявого рта текла пенная река под названием «Ожидание» (древнескандинавский Ván ). [2]

Как следует из зловещего названия реки, Фенрир не закончился. В Рагнароке он вырвется на свободу и побежит по миру, упираясь нижней челюстью в землю и поднимая верхнюю челюсть в небо, пожирая все на своем пути. [3] Он даже убьет бога Одина, прежде чем его наконец убьет один из сыновей-мстителей Одина.

Фенрир и другие волки в скандинавской мифологии

Есть веские основания полагать, что многие другие волки, упомянутые в древнескандинавской литературе, на самом деле Фенрир, носящий разные имена. В одном древнескандинавском стихотворении говорится, что он проглотит солнце во время Рагнарока, [4] , подвиг, который в другом месте зарезервирован для другого волка по имени Сколл («Насмешка»). В другом древнескандинавском стихотворении неоднократно упоминается волк по имени Гарм, который вырвется из цепей в Рагнароке; вполне возможно, что Фенрир идет под другим именем. [5] В другом источнике мы находим волка, который поглотит луну, называемого именем «Мун-гарм» ( Mánagarmr ). [6] Таким образом, луноядный волк, которого в другом месте называют Хати («Ненависть»), может быть еще одним продолжением Фенрира – или, по крайней мере, Гарма, если Гарм сам не является продолжением Фенрира.

Возможно, викинги думали, что в конечном итоге именно Фенрир, помимо убийства Одина и уничтожения большей части мира, съест солнце и луну во время Рагнарока. Но эти волки никогда не описываются точно в первоисточниках, поэтому нам остается только гадать, каковы именно отношения между ними.

Ищете более интересную информацию о скандинавской мифологии и религии? В то время как этот сайт предоставляет окончательное онлайн-введение по этой теме, моя книга The Viking Spirit дает окончательное введение в скандинавскую мифологию и религию периода .Я также написал популярный список «10 лучших книг по норвежской мифологии», который, вероятно, окажется для вас полезным в ваших поисках.

Артикул:

[1] Симек, Рудольф. 1993. Словарь северной мифологии. Перевод Анжелы Холл. п. 81.

[2] Снорри Стурлусон. Прозаическая Эдда. Gylfaginning 34.

[3] Там же. Глава 51.

[4] Поэтическая Эдда. Vafþrúðnismál 46.

[5] Поэтическая Эдда.Völuspá.

[6] Снорри Стурлусон. Прозаическая Эдда. Gylfaginning 12.

В магазине fenrir wolf – суперскидки на fenrir wolf в AliExpress

Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для волка фенрира. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях.Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене.Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, так как этот лучший волк-фенрир в кратчайшие сроки станет одним из самых популярных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что приобрели волка фенрира на AliExpress. Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не уверены в фенрире волка и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress – отличное место для сравнения цен и продавцов.Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококлассную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь. И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе.Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца. Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово – просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет. Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны – и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести fenrir wolf по самой выгодной цене.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы. На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.

Не мой волк (Волки Фенрира # 1), Эден Коул

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
      1vmv682okjk.1.0.2.0.2.0.1.0.0″>
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    Жанры

    • Бизнес
    • 1vmv682okjk.1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList0.0:$Children’s”> Детский
    • Христианин
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • 0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList1.0:$Graphic Novels”> Графические романы
    • Историческая фантастика
    • Ужасы
    • Историческая фантастика
    • История Ужасов
    • Тайна
    • Документальная литература
    • 1vmv682okjk.1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList1.0:$Poetry”> Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • Самопомощь
    • Спорт
    • Триллер
    • 0:$Travel”> Путешествия
    • Молодежь
    • 113
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросите автора
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • 1.0.7.0.1.0.0.0.1″>
    • 9011 Профиль 9011
    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задание по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • 1.0.7.0.1.0.1.1.0.b”> Настройки учетной записи
    • Помощь
    • Выйти
    • Домой
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • 1vmv682okjk.2.0.0.0.2.0.1.0.0.6″> Изучить
      • Новости и интервью

      Жанры

      • Искусство Биография

        • Искусство 92
        • Детская
        • Христиан
        • Классика
        • Комиксы
        • 2.0.0.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList0.0:$Cookbooks”> Поваренные книги
        • Электронные книги
        • Фэнтези
        • Художественная литература
        • Графические романы
        • Историческая фантастика
        • История
        • Музыка ужасов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top