Разное

Татуировки история возникновения – История тату. История татуировки у разных народов древности

Содержание

История и география возникнования татуировок

Украшение тела – одно из древнейших проявлений творческих способностей человека. История происхождения татуировки начинается с эпохи палеолита. Тату возникла в период первобытного строя. Потом, в разные периоды развития цивилизации, она выступала в качестве знака отличия и защиты от злых духов. Различные изображения указывали на принадлежность человека к кругу избранных. Верили, что тату поможет сохранить жизнь и вернуться домой с войны или дальних странствий. Этимология названия включает такие обозначения, как «наколка», «stigma», «отпечаток», «знак».

Когда точно и откуда появились татуировки, неизвестно. Согласно косвенным письменным свидетельствам, такие украшения использовались 60 тысяч лет назад. Фактическим подтверждением являются орнаменты на коже мумий, которым около 6 тысяч лет.

География возникновения тату

История распространения татуировок в мире имеет широкую географию: Азия, Европа, Северная и Южная Америка, Австралия и Океания. В каждом из этих мест зарождение искусства нанесения рисунка на тело произошло автономно.

Интересно отметить некоторые различия:

  • На темной коже выполняли рисунки методом шрамирования – скарификации. С помощью надрезов создавали рельеф-рисунок, который акцентировали краской, наносимой в раны.
  • На белой коже изображали орнаменты, цветы, знаки, подкрашенные пигментами из растений.

Первые татуировки в истории индейских племен Полинезии выполнялись сажей, которую с помощью специального молоточка и острой палочки с акульими зубами вбивали под кожу. Также использовалась техника надрезов, когда в раны втиралась сажа. У каждого племени был свой стиль нанесения. Главным назначением рисунков была маскировка, отличие своих от чужих, указание на статус. Определенные рисунки выполнялись для защиты от духов. Нанесение было очень болезненным, нередко приводило к смерти.

Первые в истории славянские татуировки появились на территории современной России за 8 тысяч лет до нашей эры. Для создания рисунка применяли специальные штампы из глины. Так наносились орнаменты, которые были необходимы для участия в ритуалах. Во времена Средневековья татуировка указывала на принадлежность ремесленника к определенному цеху. В 19-20 веках эту традицию заимствовали моряки, горняки и литейщики.

Социальное значение татуировок

Рисунок на теле человека всегда служил не только украшением, но и знаком социального отличия: принадлежности к племени, роду. Татуировки наделяли особой силой, они считались магическими посланиями. В Полинезии рисунки наносили детям с 11 лет, чтобы, когда ребенок вступал во взрослую жизнь, он был в безопасности – под покровительством высших сил. Тела индейцев были покрыты татуировками, словно одеждой. Рассматривая рисунки, можно было получить информацию о происхождении человека, его достижениях и богатстве. Последние изображения наносили после смерти, для создания условий перемещения в загробный мир.

Закат и возрождение искусства татуировки

Появление и распространение христианства связано с закатом татуировки как атрибутики языческих обрядов. Различные украшения тела пресекались, согласно запрету, налагаемому Ветхим Заветом. Суровость церковных законов привела к забвению тату на многие столетия.

Искусство татуировки вернулось лишь в 18-19 веках, но уже утратило сакральное значение. Современная история возникновения татуировок началась, когда отставные моряки открыли первые тату-салоны в портовых городах. Среди английских моряков было принято наносить на тело изображение распятия в надежде, что оно защитит во время плаваний. На флоте широко применялись телесные наказания, и тату служила защитой от избиений.

Новый всплеск популярности связан с развитием молодежной культуры 50-60-х гг. В поиске новых средств самовыражения молодые люди стали украшать тела рисунками. С тех пор популярность татуировок постоянно растет. С 50-х годов 20 века регулярно проводятся конвенции по тату.

Другие публикации

artofpain.ru

История возникновения тату | Частые вопросы | О татуировке | Тату салон в Тюмени, пирсинг

В наши дни, татуировки вновь обрели популярность. Украшение тела тату воспринимается, как особый изыск, возможность привлечь и удивить окружающих. Когда и как они появились?

Предположительно, самые первые татуировки возникли многие тысячелетия назад. Их обладатели жили ещё в первобытно – общинном строе. Татуировками отмечали особо отличившихся, они указывали на принадлежность к кругу избранных, спасали от злых духов.

Древняя татуировка появилась одновременно в разных странах: от Австралии, Южной и Северной Америки до Европы Азии. Их использовали древние греки, немцы, англичане. Следы тату найдены при раскопках египетских пирамид. Реально, существование самых древних татуировок относят к рисункам на коже мумии, обнаруженной в Арктике, её возраст составляет более 3000 лет. Найденные в Таиланде и Китае, древние нательные украшения относятся к 1100 году до н. э. Предполагается, что развитию этого искусства в Японии способствовала китайская татуировка. В Древней Японии нательные украшения появились, примерно, за 600 лет до н.э.

В Древней Японии татуировка была визитной карточкой женщин. Она рассказывала о семейном положении, наличии и количестве детей, состоянии здоровья. Чтобы придать японке привлекательность и сексуальность, изящные рисунки располагали на соответствующих участках тела – на ногах, в верхней части бёдер, на лице. У мужчин тату были многочисленнее.

Есть мнение, что повреждения кожи и уродливые шрамы стали причиной возникновения искусства тату. Зарубцевавшиеся раны, на теле воинов, превращались в причудливый рисунок, что было предметом особой гордости. Считалось, что чем больше таких украшений, тем большим опытом обладал мужчина. Наиболее искусных охотников и воинов награждали почётными отметинами. Каждый член общины, согласно социальному статусу, отличался определёнными знаками. Порой рисунки покрывали всё тело. Человек представлял собой, как бы, открытую книгу своей жизни. Чтобы получить покровительство высших сил, ребёнку наносили татуировку. Полинезийское искусство татуировки сохранилось до наших дней. Особый стиль был присущ индейским племенам. Их древние традиции были уничтожены насильственным путём. Уничтожение индийских племён, завоевание земель, где они проживали, сгубило их культуру. Любопытно, что у индейцев оберёги охраняли носителя от противного: на теле делали рисунок того, чего хотели избежать. Неслучайно, чтобы избежать смерти – на тело наносили символ смерти – череп.

На территории современной России татуировки были в ходу за 8-3 тыс. лет до н.э. У древних скифов наиболее популярны были изображения, связанные с ритуалом культа плодородия, с растительным и животным миром. Часто для нанесения тату наши предки использовали глиняные печати.

В Средневековье господствовали профессиональные татуировки, по рисунку можно было сразу определить, кто перед тобой: гончар, столяр или кузнец. Также тату наносили принудительно не очень серьёзным преступникам: ворам, карточным шулерам, проституткам.

В 1769 г. капитан Джеймс Кук привез с Таити не только слово «tattoo», но и полинезийца, тело которого было живым воплощением нательного творчества. Таитянского происхождения, слово тату переводиться, как «отметка, отмечать».

С принятием христианства на Руси, обычай нанесения татуировок, считался языческим, стал целенаправленно уничтожаться. Под влиянием церкви, нанесение татуировок в России и Европе полностью прекратилось вплоть до 18 века.

С целью исследования, в 20-х годах прошлого столетия начали изучать и копировать древние татуировки. Вскоре, это искусство вновь возродилось. Однако, изначальное значение рисунков осталось в прошлом. В 50-60 г.г. двадцатого века мастера тату создали разнообразные стили и направления, это позволило возвести тату в ранг искусства. Распространению татуировки способствовали средства массовой информации. Выработались основные тенденции и направления в изображениях и способах нанесения.

В Великобритании в 1950 году впервые состоялась конференция по тату. Такое же мероприятие в Москве состоялось в 1995 году. Сейчас международный фестиваль «Тату – фест» в Москве проводится ежегодно, ведь тату весьма популярно и снова в моде. Ежемесячно, проходит не менее пяти конференций в мире. В настоящее время возрастает тенденция перехода от кустарного творчества к работе профессиональных мастеров своего дела.

rustattoo.com

История возникновения татуировок – с чего все начиналось

Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Конечно, Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле. Часто в разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад. Значит татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Возможно, Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

ИСТОРИЯ ТАТУИРОВКИ

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной — скарификация (от англ. to scare — делать шрамы). Кроме того В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Казалось, Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны. Разумеется Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Однако, Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя. Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки — послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Во всяком случае Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Быть может Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях. Наконец, Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки — это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы. Кажется, Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Надеюсь Это своего рода паспорт — Индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить. Таким образом, Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти — они служили проводниками в загробный мир.

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. Так вот, На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи. Кстати, Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем — в сажу, оставшуюся от костра. Пожалуй, И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Вероятно, Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу. Говорят, В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев с другим наследием. В конце концов, Рисунки на лице и теле — непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. В общем Подлинная индейская традиция была насильственно прервана. Наверно, Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры.

И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. К счастью, Их атрибутика — длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо — стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. В самом деле У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Видимо Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить. Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти — череп. Действительно Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода. По-видимому На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи — так считают некоторые исследователи. Более того Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор. С другой стороны Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. Короче говоря, С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте. Напротив Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия. Оказалось, что обычай татуировки распространился и на женщин.

История татуировки.

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве. Ну что ж В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. А теперь Иногда встречались крайние проявления тэту — например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Естественно, Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Стало быть Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. В сущности Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. И все же Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Несомненно Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой. Следовательно По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, — никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. И действительно Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти. Так или иначе Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем — на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Видите ли Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. По крайней мере Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок. Оказывается Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен. Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России. Тем не менее Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности. Собственно Позднее, уже в XIX- XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков, литейщиков, горняков. И в самом деле Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им. Между прочим В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Наоборот Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма. Мало того Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Короче, Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской. По правде говоря, Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Английские моряки в XVIII-XIX веках использовали татуировки в качестве амулетов, изображая на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. А кроме того У арабов самым надежным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. Одним словом В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Судя по всему Татуировка на лице стала одним из пяти классических наказаний и в Китае. К тому же Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. Не правда ли И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Как ни странно Клеймение преступника на Руси — словом «вор». Допустим Во время Первой мировой войны в Британии буквой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в концлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Удивительно, что Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. То есть Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев. Подумать только, Это породило богатые направления и стили. Собственно говоря, Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Конечно же Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году. Казалось бы С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.

Обозначение татуировок | Татуировки, которые обозначают людей. Процесс нанесения татуировки

ivantattoo.ru

Татуировка в России. История | ИРКИПЕДИЯ

В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» — картина, «ату» — дух. «Та-ату», «тату» — картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение — наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г. в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем. Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника. При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо. Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку. Женщины Айну — аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников. Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства. Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Капитан Джеймс Кук (James Cook) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow», но и «Великого Омаи» — сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией — первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О’Рейли (

Samuel OReilly) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку. Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы. Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте — выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату – салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США. Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства. Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи. Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS», у которых на коже выкалывалась группа крови. После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг., основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур. Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа. Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970), стал художник и основатель тату – музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle), к тому времени сделавший множество татуировок рок – идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем. Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию. Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове. Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету. Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода – не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива. К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя “сахалинскими картинками”, установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных  каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX — начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П. Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено. Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым. После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка). Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты. В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта – бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам — Вера, а по шрамам — Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock’n’Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия. Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам — через иностранные журналы и кадры с видеокассет. Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка — протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой — исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. происходит активный культурный обмен между Россией и Западом. Весной 1995 г. в Москве в клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция (фестиваль), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Начинают полулегально открываться российские салоны татуировки. Для интересующихся становится возможным получать адекватную, а не искаженную советской пропагандой, информацию. Люди осознают, что татуировка это не признак тюремщины, а вид искусства со свои языком, стилем и законами.  

В работе над статьёй использован архив иркутского салона «Tattoo Перец».

 

Источники и литература

  1. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (в 86 томах)
  2. Журнал «Вокруг света», №10 (2841) / Иван Гринько: Знаки рыцарской верности и плебейского бунта
  3. Юридическая Россия, федеральный правовой портал / Д. П. Захаров: Михаил Николаевич Гернет (1874—1953)
  4. National Geographic Россия. Выпуск: Лето 2007
  5. Iceman photoscan, The mummy’s tattoos
  6. Тайны «ледяного человека» // Фишки.Нет, 25 октября 2011 года
  7. Schiffmacher Henk, Reimschneider Burkhard «1000 Tattoos», Taschen, 1996. – 704 s.: seite 24.
  8. Сайт истории костюма. История татуировки от первобытных времён
  9. Ельски Анджей Татуировка / Пер. с польск. – Мн.: «МЕТ», 1997. – 232 с.
  10. Сварга – Русская культура, традиции, обычаи, ремёсла /Ромбо-точечный орнамент. Выдержки из книги Б. Рыбакова «Язычество древних славян»
  11. Tattoo Archive about Samuel O’Reilly
  12. «Para Bellum» – блог, посвещённый военной тематике / Армейские татуировки
  13. OpenSpace.ru – архив. Михаил Бастер 10/05/2012 Группа с тату.
  14. Вячеслав Коломинов: Мятежных склонностей дурман.. // Журнал «Вокруг Света», №4 (2679) | Апрель 1997
  15. Ратманов Макар Иванович (1772-1833)
  16. Нэнси Конди Графика на теле.Татуировки и крах коммунизма. (Пер. с англ. Н.С. Внученко) / Опубликовано в журнале: «НЛО» 1999, №39
  17. OpenSpace.ru – архив. Михаил Бастер
  18. Дело Е.П. Вахрушева // Сайт «Tattoo Перец»
  19. Хасиев У.А Формирование российской организованной преступности / Сайт дипломных и курсовых работ: статья
  20. Иосиф Давыдович Кобзон – биография. Из книги Ф.И. Раззакова «Досье на звёзд 1962 – 1980»
  21. Глеб Тимофеев Иглы разума: RS выяснил, чем займутся люди на Международной тату конвенции // Roling Stone, 17 мая 2012.

irkipedia.ru

история татуировки с древних времен до наших дней. Ридус

В каждом крупном городе сегодня есть мастера татуировки, погруженные в то или иное направление, с богатым опытом, они не просто ремесленники, но исследователи и хранители традиций.

Потребители могут выбирать среди десятков различных стилей. Проводятся грандиозные международные фестивали и тату-конвенции. Это не просто способ самовыражения — татуировка, наконец, снова становится искусством.

Искусство несмываемых подкожных изображений — древнее, оно имеет историю, относится к разным культурам и насчитывает по разным источникам от четырех до шести тысяч лет.

На сегодняшний день, самой древней татуировкой является «крест» на теле «ледяного человека Отци» (Otzi), обнаруженного в 1991 году в Тирольских Альпах. Возраст мумии составляет примерно 5300 лет.

Египетские татуированные мумии несколько моложе. Они датируются приблизительно II тысячелетием до н. э. На фигурах, извлеченных из памятника Сети в Ливии, были обнаружены изображения богини Нейт.

Также, есть свидетельства существования татуировки в Древнем Китае того же периода — примерно II тысячелетие до н. э. Некоторые историки полагают, что именно китайская стала прародительницей знаменитой японской татуировки. Хотя четкие сведения об этом направлении в искусстве в Японии относятся к I веку н. э.

Загоняя краску под кожу, утонченные гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрывая себя красочными узорами, создавалась некая имитация одежды, делая их обладательниц еще более сексуальными и соблазнительными. Девственными, при этом, оставались только лицо, ладони и ступни.

В древности, нательные изображения указывали на принадлежность к тому или иному племени и помогали определить социальный статус ее носителя. Так, в Новой Зеландии охотники племени наносили перманентный боевой раскрас. Что являлось, также, признаком храбрости, доблести и принадлежности к семье охотников. Геродот писал о фракиянах: «Порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их, не благороден».

В Писании, в книге Левит (19:28) заповедано евреям: «Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Нацисты, после прихода к власти, также запретили художественную татуировку, как противоречащее национал-социалистическим ценностям государства явление. Фашисты татуировали узников лагерей с целью идентификации и дополнительного унижения человеческого достоинства, особенно среди верующих иудеев. Однако этой процедуре подвергались и члены преступной организации «SS», на коже которых выкалывалась группа крови.

После окончания войны, международные следственные органы обнаруживали гитлеровских преступников, в том числе, по этим небольшим меткам на их телах.

Но это мы забежали вперед.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Пока не сварили Кука

Капитан Джеймс Кук в XVIII веке привез с Таити не только «Великого Омаи» — полностью татуированного таитянина, ставшего местной сенсацией — но и саму культуру вместе с названием. Ни одна ярмарка или бродячий цирк не обходились теперь без татуированных арт-объектов. К середине XIX века, место аборигенов в представлениях стали занимать сами американцы и европейцы, покрытые работами уже местных мастеров.

К концу XIX столетия татуировка стала настолько популярной в США, что в 1891 году Самуэль О’Рейли запатентовал первую электрическую тату-машинку. С появлением аппарата, увеличилась скорость, работа стала легче, стоимость ниже, а доходы больше. Появились тату-салоны, что перестало делать татуировку особенной, только для привилегированных с одной стороны, но и уничтожило ассоциацию с позорным клеймом, с другой.

После Кука термин «татуировка» стал общепринятым у различных народов и быстро распространился по всему Земному шару.

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» — картина, «ату» — дух. «Та-ату», «тату» — картинка-дух. В «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьеро Нистеном, термин «татуировка» впервые попал в 1856 году. А после Эмиль Литере ввел его в знаменитый «Словарь французского языка»

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

ХХ век

В ХХ веке Первая мировая война сделала татуировку невероятно популярной. Между боями солдаты создавали изображения на различных частях тела. Не исключено, что мирное время многие из них на это не решились бы. Но на войне, каждый думал о своих близких и о том, что будет, в случае печального исхода. Никто не хотел пропадать без вести, чтобы его, возможно, изуродованное или разорванное на части тело смогли идентифицировать и привезти домой к маме, к жене и детям, а те, в свою очередь, отправили в последний путь.

Послевоенная популярность грубой татуировки среди низших слоев населения уничтожила моду на подкожные картинки среди элиты. И даже средний класс всячески прятал под многослойными одеждами объекты минувшей гордости.

Лишь благодаря рок-музыке, байкерам и революционно настроенной молодежи 50−60-х татуировка снова начала обретать невероятную популярность. Стали снимать фильмы, где на телах секс-символов красовались незамысловатые картинки.

Для художественных фотосъемок стали прибегать к боди-арту, чтобы создать брутальный образ. В 1970 году на обложку «Rolling Stones» впервые попал татуированный человек. Это был мастер и основатель тату-музея Лайл Таттл. Множество рок-звезд в те времена стали счастливыми обладателями его работ, в том числе Шер, Дженис Джоплин, Генри Фонда.

Лайл Таттл

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Из Руси в Россию

Единственное сообщение о нательных рисунках на Руси найдено в «Записках путешественника на Волгу» у арабского писателя Ибн Фадлана в 920−921 гг: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

Кроме этого упоминания, татуировка в России появляется лишь в XlX веке, когда гвардейский поручик граф Федор Толстой на стоянке у острова Нукагива во время кругосветного путешествия привез на корабль «Надежда» местного мастера и забил себе все тело. Его примеру последовали многие матросы, что «парализовало» команду. Татуировка в те времена наносилась болезненным путем надрезов осколками раковин и заливание едких красящих пигментов. Экипаж был нетрудоспособен. График похода шел «коту под хвост». Капитан корабля Иван Крузенштерн негодовал. В будущем это придало яркости рассказам графа, когда он охотно демонстрировал свое тело в аристократических салонах по просьбам гостей.

К концу столетия татуировка в России становится символом аристократии. 8 декабря 1906 года петербургский дворянин Евгений Павлович Вахрушев подал прошение начальнику главного врачебного управления с просьбой официально разрешить ему заниматься нанесением татуировок. После недолгой переписки он стал первым легальным татуировщиком в России.

Дело Вахрушева

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Пока высшие слои столичных граждан наслаждались своими аристократическими метками, на Сахалине каторжники запустили длительный процесс перехода татуировки из моды в тюремный быт.

Они наносили так называемые «сахалинские картинки». Дальше начинание подхватил Александровский централ в Иркутской губернии, а после Октябрьской революции татуировка становится «буржуазным пережитком царского режима».

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны татуировка ассоциировалась исключительно с асоциальной прослойкой, где воровские нательные символы — это и «паспорт», и «досье», и «грамоты», и «орденские книжки».

После Победы из штрафбатов вернулось множество героев: на одежде ордена и медали, под гимнастерками уголовное прошлое. Это несколько смягчило отношение добропорядочного населения к подкожной «живописи».

В послевоенные годы блатные песни, стихи Высоцкого и фильм «Сережа» (1960) притянули татуировку в городской фольклор творческой интеллигенции.

К 80-м годам тела советской рок-элиты пестрили аналогами западного рецепта «sex, drugs & rock’n’roll». А местные мастера активно черпали опыт у Запада. В 1995 году в Москве состоятлась первая тату-конвенция.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Королевские «портаки»

Одним из ключевых татуировщиков прошлого века был Джордж «Профессор» Барнетт.

Ребенком он услышал рассказы моряков о своих «якорях», да так сильно впечатлился, что уже в 11 лет начал практиковаться на одноклассниках. Спустя два года, за это и был отчислен из школы.

После 12 лет скитаний по миру, накопив достаточно опыта у мастеров Японии, Африки, Азии и прочих мест, он возвращается в Англию, открывает свою тату-студи и полностью посвящает себя любимому делу. Его популярность выросла настолько быстро, что он получил титул «Король татуировщиков».

Его клиентами были Король Испании Альфонсо XIII, Король Дании Фредерик IX, Король Англии Георг V, «Великий Оми». Но любимой клиенткой была его супруга: «Моя дорогая жена, Эдит, лучшая модель», — говорил Джордж, который не переставал «бить» вплоть до самой смерти в возрасте 81 года.

Татуировки были на телах уважаемых личностей в разные времена. Жан-Батист Бернадот — основатель ныне правящей королевской династии Швеции — был обладателем надписи на французском языке «Смерть королям!».

У короля Швеции и Норвегии Карла XIV Юхана на груди было выведено «Смерть царям и тиранам!». У Николая II — меч на груди, имя супруги на руке и дракон, привезенный из Японии, на предплечье. На том же месте — ниже локтя — у Томаса Эдисона были набиты пять точек, а у Уинстона Черчиля — якорь. Теодор Рузвельт — 26-й президентт США — на груди носил семейный герб.

Английский король Гарольд II был опознан после смерти только благодаря татуировкам. Сталин обладал скалящимся черепом. Правда, вождь, традиционно обзавелся ей в местах лишения свободы.

Даже Иосиф Кобзон не удержался от надписи «не забуду мать родную» и еще пяти других татуировок в бурной молодости, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом. Потом, по собственным словам, свел.

Николай II и Король Дании Фредерик IX

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Максималисты

В 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса был занесён Лаки Даймонд Рич, как самый татуированный человек в мире. Его тело покрыто татуировками практически на 100%, включая гениталии, уши и рот.

Идея покрыть всё своё тело татуировками пришла к нему ещё в детстве, но он долго откладывал её, пока не сделал свою первую: изображение небольшой булавы для жонглирования на бедре. С тех пор он постепенно делал всё новые татуировки, пока они не покрыли всё его тело, включая веки. После этого он начал покрывать свою кожу светлыми татуировками поверх тёмных, а также добавлять цвета.

Лаки Даймонд Рич

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

На втором месте среди мужчин — Том Леопард. Такое прозвище он получил благодаря радужному окрасу кожи под шкуру леопарда. Многие считали его чокнутым, но ему было плевать.

Двадцать восемь лет жизни он потратил на службу в спецвойсках. После чего осознал, что «все тлен» и уехал от цивилизованного мира на остров Скай, чтобы уединенно жить в хижине, читать книги, прогуливаться по лесу на четвереньках и прикрывать срамоту лишь набедренной повязкой. Его тело на 99,9% покрывала пятнистая татуировка, были вставлены клыки, что не мешало ему до конца жизни раз в месяц путешествовать на лодке за пенсией и продуктами.

Том Леопард

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Самой татуированной женщиной в мире считается 59-летняя Джулия Гнусе. Ее история отличается от Лаки. Редкое генетическое заболевание — порфирия — задало вектор жизни Джулии. Заключается оно в том, что кожа лопается под воздействием солнца. Чтобы скрыть множественные шрамы тридцатилетняя девушка начала покрывать свое тело изображениями персонажей из американских телешоу, фильмов и анимаций. Более четырех сотен татуировок спасли Джулию от комплексов и уродливых шрамов.

Джулия Гнусе

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Всем известный Рик Генест, он же Зомби Бой, заболел идеей смерти в 15 лет, после операции по удалению опухоли из головного мозга. В 21 год он встретил Френка Льюиса, который придумал для него концепцию, а для себя стабильный заработок на ближайшие 5−7 лет.

Реализация творческих амбиций мистера Льюиса принесла Рику всемирную известность, социальную приспособленность в мире моды и неплохие гонорары.

Рик Генест

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Первым человеком в России, сделавшим татуировку на глазном яблоке стал москвич Илья Бомбер. При нанесении подобной татуировки в глазное яблоко вводится игла и вливается краска, которая впоследствии растекается самостоятельно. Этот метод не безопасен, и всегда есть риск потерять зрение.

Однако, для многих будет удивлением, что этой процедуре уже более двух тысяч лет. Она проводилась для улучшения зрения. Римские лекари лечили ей белые пятна на радужной оболочке. Врач Гален проводил операцию на глазах еще в 150 году до н. э.

До XIX века врачи начали использовать иглы с чернилами методом татуированния роговицы для восстановления от деформаций и помутнений. Делались различные конструкции игл для процедуры — рифленая игла, игла кластеров, первые глазные тату машинки и так далее. В двадцатом веке объявления пестрили возможностью изменить цвет глаз подобным методом.

Инъекционный метод нанесения татуировки глаза был изобретен Шенноном Лараттом и доктором Хауи. Экзекуция впервые была исполнена 1 июля 2007-го.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Мода проходит, татуировки остаются

С помощью средств массовой информации модные тренды по всему миру все больше попадают под единые стандарты. В частности, появилась статистика численности татуированных людей в той или иной географической точке.

Все больше людей хотят «набить» себе эскиз «как у того парня». Но мода — понятие временное, татуировки же делаются навсегда. Выводить их больно, дорого и долго. Как говорил один знакомый мастер: «Самое верный способ избавиться от такого рода ошибки — утюг. Один раз „пришпарил“, зажило, шрам лазером шлифанул и бей новую. Быстро, дешево и не муторно». Удаление татуировок — это безусловно одна из современных тенденций. Существуют разные методы — от иссечения татуированной области, криохирургии и электрокоагуляции, которые оставляют рубцы, до самого безопасного на сегодняшний день лазера.

Первые попытки применить лазерный луч для удаления татуировок были предприняты еще в 60-х годах прошлого века американским физиком Теодором Майманом. Он успешно практиковал эту процедуру в течении пяти лет. Далее лазерные технологии развивались, видоизменялись и совершенствовались, но риск остаться со шрамами все равно был велик.

Современные методики «впереди планеты всей», а риски минимализированы. Хотя ожоги, выпадение волос на обрабатываемом участке, подкожные гематомы, а иногда и усиление яркости рисунка, иногда встречаются, избавление от неверных решений с помощью луча это удобный и незаменимый метод.

«Ко мне часто приходят люди удалить относительно свежую работу. Просто, потому что надоело, — говорит один из видных тату-мастеров России, инноватор Игорь GIN Разенков, — Среди них большинство — девушки. Они относятся к татуировкам, как к бижутерии: сегодня нежные цветочки под кружевное платье, через год черепа к кожаным штанам».

По словам Разнекова, еще некоторое время назад татуировка «выполняла определенные функции, это был некий статус — ее нужно было Заслужить», и речь отнюдь не о тюремных картинках.

«Сегодня же татуировка стала повсеместной, она заполнила всевозможные ниши и обесценилась, продолжает мастер. — Конечно, мне хочется больше философии и стиля в массах, на не просто украшений, условно, на лето. Это и есть качество клиента».

Люди с насыщенной жизнью, по его словам, никогда не станут «топиться в татуировках, но будут себя ими дополнять». Существует масса способов самовыразиться, и это еще одна хорошая возможность.

Татуировка обладает магией привлечения внимания, и несмотря на активность применения, например в рекламе — она продолжает работать. Стереотипы стираются, татуировка возвращает себе статус искусства, но в обществе все еще находится в поиске своего применения.

Работы Разенкова Игоря

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Как отмечено выше, татуировка уходит корнями в древность и на протяжении столетий являлась верной спутницей различных сословий, у многих народов, во все времена, на всех континентах, во всевозможных культурах. При этом современное общество до сих пор не до конца понимает татуировку.

А как известно, то чего мы не знаем — пугает и отталкивает. Именно поэтому все больше людей делятся на две крайние категории: чья кожа девственна и чиста, и тех, чьи тела имеют все меньше просветов.

«Вы будете удивлены, сколько людей в Москве до сих пор приходят и спрашивают, не примут ли их за „зэков“, если они набьют себе ту или иную задумку, — поделился с „Ридусом“ глава студии My Way Tattoo Алексей Мокров. — И это несмотря на бытующее мнение, сегодня подкожная живопись — растущий тренд по всему миру, в том числе и в России».

Вместе с тем татуировка, по словам предпринимателя, перестала быть запретной в сознании людей. «Мы активно стараемся формировать правильное представление о данном направлении искусства, донести верную информацию, воссоздать культурный слой, — пояснил Мокров. — Такие амбиции привели нас к идее открыть первый в Москве музей татуировки.

Алексей Мокров

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Задача не только образовывать жителей города на эту тему, но главное — уничтожить некомпетентное мнение».

«У каждого клиента своя мотивация, — продолжает Алексей. — Наша задача предоставить для этого все необходимые условия на высшем уровне. Множество людей хотят сделать себя красивее таким способом».

В восемнадцать-двадцать лет, по его словам, клиенты часто хотят выразить свой протест: родителям, обществу, политическим движениям или продемонстрировать свои симпатии и увлечения; после двадцати двух — двадцати четырех — подход уже более осознанный. «Хотя бывает по-разному, — добавляет специалист. — Иной раз это просто экспрессия, которую я тоже бесконечно уважаю».

Игорь Разенков же в свою очередь любит повторять: мода — это качество. Для всего же остального у него есть лазер.

www.ridus.ru

История возникновения татуировки – tatufoto.com

Возрождению интереса способствовали в первую очередь европейские моряки, которые возвращались из экзотических стран украшенные татуировками.

Кроме того, они переняли мастерство накалывания рисунка на кожу у полинезийцев и привезли его в Европу. Здесь эстафету подхватили представители преступного мира, низшие слои населения, а также члены тайных обществ.

История возникновения татуировки – примеры на фото 3

Позже, с изменением исторических обстоятельств знаки, столь скоропалительно нанесенные на тело, приходилось тщательно скрывать. Известен почти анекдотический случай. Король Норвегии и Швеции Карл XIV Ян серьезно заболел, однако не позволял врачам пустить себе кровь, чтобы не раздеваться. Лишь когда дело стало совсем плохо, король решился снять рубашку. Разгадка была проста: в годы бурной молодости будущий монарх был сначала революционным генералом, затем маршалом Наполеона Бонапарта и, чтобы подчеркнуть свои убеждения, сделал татуировку. Молодость прошла, убеждения поменялись, а на плече короля Норвегии и Швеции все еще красовалась надпись: «Смерть королям!»

История возникновения татуировки – интересные факты

Итак, татуировка вновь завоевывала Европу. Постепенно татуировочный бум, вызванный моряками, начинал затухать. Новый всплеск интереса к тату произошел благодаря принцу Уэльскому, будущему королю Эдуарду VII. В 1881 году он прибыл с неформальным визитом в Японию, где посетил одного из крупнейших тату-мастеров Хори Чио. Вездесущие лондонские журналисты узнали, что мастер вытатуировал на теле принца изображение дракона. Эта новость взорвала Лондон. В светских кругах, а потом и во всем обществе мгновенно распространилась мода на нательные рисунки.

Примерно в это же время начали появляться первые тату-салоны. В 1870 году в Англии свой салон открыл первый профессиональный татуировщик Парди, который очень серьезно относился к подготовке эскиза, скрупулезно прорабатывая каждую деталь. Однако поистине легендарными стали кузены Райли.

Будущий мастер тату Том Райли был профессиональным военным и обладал талантом художника. Навыки татуировщика он оттачивал на своих сослуживцах-офицерах во время Южноафриканской и Суданской кампаний. Уволившись из армии, Райли стал работать татуировщиком и довел свое мастерство до совершенства. В 1890 году его американский кузен Сэмюэль О’Райли, также тату-мастер, изобрел и запатентовал электрическую машинку для татуировки. Это стало поворотным событием в истории татуировки. Если раньше процесс накалывания рисунка был длительным и достаточно трудоемким, то теперь электрическое чудо техники позволяло сделать татуировку сравнительно быстро и просто. Да и для клиента этот процесс стал менее болезненным.

В самых разных городах Европы и Америки стали открываться тату-салоны, а татуировка стала доступной простым людям. Конечно, сразу появилось множество мастеров-кустарей, штамповавших татуировки по стандартному образцу. Однако среди них выделилась плеяда мастеров настоящей художественной татуировки.

Уильяма МакДоналда современники называли «Рафаэль татуировки». Его лондонская студия «Хамман» располагалась в районе турецких бань, прием клиентов велся строго по записи. Исключений не было, даже представители высшего общества и члены королевской семьи вынуждены были ждать своей очереди, но результат тот стоил. МакДоналд задавал очень высокие стандарты работы. Сеанс велся в комфортных условиях, клиентам даже позволялось курить. Мастер соблюдал правила гигиены, дезинфицируя иглы для работы с каждым клиентом и использовал только качественные краски.

МакДоналд делал тату в разных стилях, но его визитной карточкой стали копии картин великих художников. Одному американскому артисту МакДоналд наколол на груди знаменитую «Весну» Боттичелли, а актрисе Эллен Элайс Терри вытатуировал портрет Шекспира.

Большой вклад МакДоналд внес в становлении искусства татуировки как профессиональной деятельности. Он добивался охраны труда и социальных гарантий для татуировщиков, подчеркивая, что этот род занятий не развлечение, не хобби, а такая же творческая профессия, как музыкант, художник или архитектор. Он ввел в обиход термин «tattooist» вместо «tatooer». Эта небольшая на первый взгляд деталь имеет существенное значение.

В английском языке с помощью суффикса -ег образуются названия обыденных профессий, ремесел (worker — «рабочий», plumper — «сантехник»). Слово «tattooist» ставило татуировку в разряд творческих профессий (ср.: artist — «художник»).

Джордж Барчет стал основателем первой династии татуировщиков. Занимаясь татуировкой с 13 лет, в 28 лет он открыл свою студию в Лондоне, а известность получил благодаря своим дорогостоящим и эффектным татуировкам в японском стиле. Тем не менее Барчет охотно брался и за менее дорогие и сложные рисунки.

Позже он открыл второй салон, введя деление по целевой аудитории: в одном салоне принимали представителей высшего общества, готовых выложить любые деньги за эксклюзивные композиции; второй салон был рассчитан прежде всего на моряков и предлагал своим клиентам набор стандартных недорогих тату. Из пяти сыновей и двенадцати внуков Джорджа Барчета его дело продолжили семеро.

Не все европейские страны заразились тату-манией. Мода на татуировки распространилась в Англии и Германии, позже — в Голландии и Скандинавии, а вот Испания, Австрия, Бельгия, Франция и Италия остались к ней равнодушны.

Большую популярность татуировка приобрела в Америке. Кроме изобретателя электрической тату-машины Сэмюэля О’Райли, здесь стоит назвать Лонгхэйра Хэрри, Лонгфеллоу Бустамен-то, Чарли Вагнера, Джи Конвейя, Льюиса Алберта. Эти мастера экстра-класса предпочитали сначала делать эскиз на бумаге и лишь затем переносить рисунок на кожу клиента. В то же время основная масса татуировщиков-кустарей набивала руку на выполнении нескольких типовых рисунков, которые они штамповали в больших количествах, получая приличную прибыль благодаря непритязательным запросам клиентов.

Пережив бурный всплеск, к 20-м годам XX века популярность татуировки снова стала постепенно затухать. Долгое время у татуировщиков не было стимулов придумывать новые рисунки, осваивать новые виды и стили. Положение изменилось в 50-60-х годах прошлого столетия в связи с активизацией молодежной культуры. На сцену вышло новое поколение молодых художников, полных свежих идей и готовых на любые эксперименты.

Немаловажно, что в это время татуировку стали изучать антропологи, культурологи, историки искусств, художники. Некоторые ученые освоили и саму профессию татуировщика. Среди них преподаватель английской литературы в Чикагском университете Фил Спэрроу, а также американский моряк, легендарный матрос Джерри Коллинз, которые интересовались татуировками Японии и народов Океании.

Многие элементы общения татуировщика с клиентом, которые кажутся нам теперь естественными, были введены именно Спэрроу и Коллинзом. С их подачи обязательным стало соблюдение гигиены. По их инициативе также вошло в обиход предварительное знакомство клиентов с образцами рисунков.

Современная татуировка, несомненно, обогатилась и благодаря приходу в нее профессиональных художников — Клиффа Равена, Спай-дера Уэбба, Эда Харди, Боба Робертса, Джейми Саммерса и др.

Сегодня, по прошествии нескольких тысячелетий, татуировка снова воспринимается как часть человеческой культуры и как повседневность. Вряд ли кого-то шокирует вид татуированного человека, а труд татуировщика окончательно завоевал статус профессии. Постоянно совершенствуется технология татуировки, изготавливаются все более стойкие, насыщенные и безопасные для здоровья пигменты, выпускаются печатные издания, посвященные татуировке (иллюстрированные журналы, альбомы, каталоги, книги), создаются общества любителей татуировки, организуются фестивали и съезды.

Что касается России, то до революции 1917 года история татуировки в ней развивалась примерно так же, как и в Европе. Известно, например, что у последнего императора династии Романовых, Николая II, была татуировка. Великие русские князья Алексей и Константин также имели тату.

Однако во времена СССР искусство татуировки, как и многие другие направления в искусстве, всячески искоренялось, а потому ушло в глубокое подполье — в криминальную среду. Официальные власти применяли татуировку в наихудшей ее функции: для клеймения политзаключенных в сталинских лагерях. Сохранялась татуировка и среди моряков и военных, но назвать ее художественной в истинном смысле слова нельзя. Это были типовые рисунки и надписи, накалывавшиеся преимущественно умельцами-самоучками кустарным способом.

До самого падения «железного занавеса» Россия была выброшена из мейнстрима мировой татуировки и лишь в последние десятилетия мы приобщаемся к искусству тату, с трудом преодолевая «совковые» стереотипы.

tatufoto.com

История развития искусства татуировки

История татуировки уходит своими корнями в глубокое прошлое и насчитывает не менее 6000 лет. Изначально рисунки на коже служили не украшением, а знаком, обозначающим принадлежность к роду или определенному социальному кругу. Кроме того, татуировки, по мнению своих обладателей, несли в себе особую магическую силу. Термин татуировка (полинез. “tatau”) пришел к нам из Полинезии, где данное слово буквально означает «нанесение рисунка».

В Европе же история появление искусства перманентной нательной живописи приписывают команде путешественника Джеймса Кука, который в 1773 году из очередного плавании привез на туманный Альбион полинезийского аборигена, покрытого с ног до головы необычными татуировками.

Обычай нанесения тату быстро распространился среди моряков, которые возвращались из плавания с нательными изображениями, свидетельствующими о дальних странах, которые они посетили. Как правило, это были татуировки на руках и груди. Для мореплавателей татуировки и их значения были очень важны. Старший моряк наносил якорь или другую морскую эмблему на руку новобранца, что служило своеобразным обрядом посвящения. Такие символы обозначали не только принадлежность к своей команде, но и служили для опознания в случае кораблекрушения.

Благодаря морякам страсть к татуировке довольно быстро охватила всю Европу. Этот обычай приобрел огромную популярность и стал стремительно распространяться среди всех слоев общества. Большой популярностью пользовались татуировки надписи. На улицах нередко можно было встретить даже девушку с татуировкой. Только вот процесс нанесения тату считался очень болезненной процедурой, ведь инструменты были очень примитивными, а в качестве краски использовался растертый порох. Из-за отсутствия инструментов и игнорирования элементарных правил гигиены все больше и больше людей получали заражения во время процедуры, из-за чего искусство татуировки в Европе было официально запрещено примерно на сто лет.

Свое второе рождение нательная живопись получила благодаря королю Англии Эдуарду VII, который вошел в историю и сделал татуировку дракона во время официального визита в Японию в 1881 году. Верные подданные, подражая своему королю, тоже начали украшать свои тела. В итоге популярность татуировок достигла невероятных высот.

С этого времени в ответ на растущий спрос наиболее предприимчивые бизнесмены стали открывать первые салоны, где мастера использовали чистые инструменты, специальные краски и уделяли большое внимание гигиене. Теперь сделать тату можно было профессионально и относительно безопасно, что привлекало все большее количество людей. Значения татуировок для многих отходили на второй план, они все чаще стали служить нательным украшением.

Пика своего развития искусство татуировки достигло в 50-60-е годы XX века. Клиентами тату салонов становились известные музыканты и представители других неформальных субкультур. Молодежь, во всем подражавшая своим кумирам, спешила следовать их примеру. Тату индустрия стала набирать обороты. Повсеместно издавались специализированные журналы, открывались школы татуировки, проводились фестивали.

В наши дни тату стала явлением массовой культуры, независимо от рода деятельности, пола и возраста люди украшают себя татуировками. История этого искусства живет и процветает, не смотря на болезненность и высокую опасность в прошлом. Благо сегодня сделать это можно профессионально и абсолютно безопасно.

Читайте также

Цена татуировки или сколько стоит тату

Цена татуировки зависит от нескольких факторов и некоторые ошибочно думают что решающую роль играет размер. От части это п…

Перекрытие старой татуировки Cover up

Бываю случаи, когда татуировка больше вас не устраивает, или же просто надоела. Основная причина здесь, это то что зачаст…

Татуировка по индивидуальному эскизу

Довольно часто клиенты сами приносят из эскиз для желаемой татуировки. Такие эскизы как правило берутся из интернета или с…

Временные татуировки

Собираетесь сделать временную татуировку? А знаете ли вы, что временные тату – это миф? Многие думают, что если татуировк…

Как выбрать тату мастера

Каждый человек, решивший сделать татуировку, должен обязательно подумать о том кто её будет делать. Если недооценить тату …

Основные стили татуировок

Искусство татуировки зародилось в глубокой древности. Но оно не остановилось на месте и продолжает активно развиваться. Р…

Исправление татуировки

Качественная татуировка смотрится стильно и эффектно. Но может случится и так что со временем она потеряла актуальность ил…

Как выбрать татуировку

Тату сегодня становятся эффектными акцентами имиджа, позволяют привлечь внимание к конкретной части тела. Для некоторых лю…

Виды татуировок и их значение

Татуировки в настоящее время пользуются огромной популярностью, независимо от пола, возраста и социального статуса своего …

stas-tattoo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top