Разное

Русский богатырь на коне – русские и на конях (18 фото) • Прикольные картинки и юмор

русские и на конях (18 фото) • Прикольные картинки и юмор

Далее предлагаем посмотреть картинки богатырей.

Илья Муромец.

Русский богатырь.

Илья Муромец.

Картинка богатырь.

Русский богатырь.

Богатырь на коне.

Илья Муромец.

Три богатыря.

Картинка богатырь.

Русский богатырь.

Богатырь на коне.

Русский богатырь.

Жена провожает богатыря.

Нарисованная картинка богатырь.

Богатырь поднимает камень.

Три богатыря.

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка...

Еще интересные подборки:


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

bipbap.ru

русские и на конях (18 фото)

 Три богатыря.

 Современный богатырь.

 Богатырь поднимает камень.

 Нарисованная картинка богатырь.

 Жена провожает богатыря.

 Русский богатырь.

 Богатырь на коне.

 Русский богатырь.

 Картинка богатырь.

 Три богатыря.

 Илья Муромец.

 Богатырь на коне.

 Русский богатырь.

 Картинка богатырь.

 Илья Муромец.

 Русский богатырь.

 Илья Муромец.

 

stebok.net

Живопись о богатырях

Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.

В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович) (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами.1881. Русский музей.Баян. 1910, Холст, масло. Государственный Русский музей.

Баян. 1880, Эскиз, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"«После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва).«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914. К слову, полотно Виктора Васнецова «Богатырь» из знаменитой серии о русских богатырях ушло за 1,1 млн фунтов (1,71 млн долларов) на аукционе Крисби, где выставили картину – это новый ценовой рекорд для картин Васнецова. Эксперты полагали, что полотно уйдет за 300-500 тысяч фунтов. Купил кто-то из россиян.
Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.
Картина "Илья Муромец" Николая Рериха
Рисунок Илья Муромец Константина ВасильеваКонстантин Васильев. Илья Муромец сердится, 1974 г. ( находится в музее г.Коломны)
Голь кабацкая. Константин ВасильевВаснецов "Богатыри на конях" (1896)
Илья Муромец в немощи Андрей Клименко

Святогор - Картина, 1993 - Виктор Слободчиков
К.А.Васильев «Дар Святогора»
Иван Васильевич Симаков. "Русский богатырь Святогор тянет суму переметную".
Б.М.Ольшанский. Путники и Святогор.
Б.М.Ольшанский. Иван — вдовий сын. 2004 г.
Б.М.Ольшанский. Ночь воина. 1999 г.
Б.М.Ольшанский. Поход Вольги. 1993 г.


Б.М.Ольшанский. Предание о Святославе. 1996 г.
Б.М.Ольшанский. Слово о полку Игореве. 1993 г.
Б.М.Ольшанский. Славянская быль. 1997 г.
Б.М.Ольшанский. Щит на вратах Царьграда. Б.М. Ольшанский Тени забытых предковБ.М.Ольшанский. Рождение воина. 1997.Благословение ратника, автор Шишкин Андрей.Шишкин Андрей. ВикингВладимир Храбрый, автор Шишкин Андрей. Бус Белояр, автор Шишкин Андрей. Последний защитник, автор Шишкин Андрей. Евпатий Коловрат, автор Шишкин Андрей.
Хранители земли русской, автор Шишкин Андрей. Русское поле. Шишкин Андрей.В.М. Васнецов. Вещий Олег. Шилов. Илья Муромец. В. Мальчевский. Бой богатыря с головой. Н.М. Кочергин. Боганд. Бой Руслана с головой. Н.М. Кочергин
К. Васильев. На Калиновом мосту. 1974 г. (музей г. Коломна)

Добрыня Никитич. Станислав Москвитин.

А. П. Рябушкин.Микула Селянинович 1895,

Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», бумага, акварель, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Святогор. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
Бумага, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Чурила Пленкович - Богатырь заезжий. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годА. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандаш
Илья Муромец. А. П. Рябушкин. Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»
бумага, акварель
А. П. Рябушкин. Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Вольга Всеславьевич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. карандаш
Богатырь 1893, бумага, акварель, гр. карандаш, белила. Пермская государственная художественная галереяА. П. Рябушкин. Василий Буслаев. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандашМихаил Врубель. Богатырь. 1898.Павел Рыженко. Победа ПересветаПавел Рыженко. Молитва ПересветаПавел Рыженко. Герой Куликовской битвы. Павел Рыженко. Куликовская битва
Павел Рыженко. Андрей ОслябяПавел Рыженко. Битва на КалкеПавел Рыженко. Битва на Калке(дипломная работа)Павел Рыженко.Триптих «Солнце земли Русской». Невская битва.Владимир Киреев. Князь Святослав.Владимир Киреев. Князь Святослав.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zhiznteatr.mirtesen.ru

Картинки про богатырей (30 фото) ⭐ Забавник

Три богатыря, реальные персонажи, проживающие каждый в свою эпоху. Вместе они никогда не встречались, поскольку этих людей разделяют сотни временных лет. Кого мы здесь видим? Илью Муромца. Алешу Поповича. И Добрыню Никитича.

Три богатыря на лошадях.

Богатырь держит меч в руках. Богатырь крупным планом.

Схватка богатыря и басурманина.

Богатырь стоит рядом с черным конем.

Богатырь едет на коне через лес.

Богатырь оторвал руку у монстра.

 

Богатырь смотрит вдаль.

Раскраска про богатыря.

 

Богатырь сложил руки на груди.

Богатыри на мотоциклах.

Богатырь в доспехах.

Богатырь на полном скаку.

Богатырь схватил врага.

 

Богатырь с длинной белой бородой.

Богатырь на утесе.

Памятник русским богатырям.

Богатырь рубит гроб.

 

Богатыри и Белоснежка.

Илья Муромец.

Статуэтка с богатырем.

 

Богатыри сидят на бочке.

Рисунок богатырей простым карандашом.

 

Богатырь в кольчуге.

zabavnik.club

Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото) » Триникси

Большинство россиян могут назвать имена лишь трех самых известных древнерусских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович), хотя на самом деле их было гораздо больше. Исправить подобное положение дел поможет данный пост, который познакомит нас с несправедливо забытыми героями былин и преданий.

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог.
Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.
Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.
Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.
Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.
Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.
Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.
Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем.
Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.
Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.
Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.
Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского.
Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

trinixy.ru

О лошадях на картине Васнецова «Богатыри»: the_morning_spb — LiveJournal

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри». Эскиз. 1876 г. Место создания: Париж, Франция.
Холст на картоне, масло. 27 x 41 см.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.

Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.

К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.

Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения. Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Витязь на распутье». 1882 г.
Холст, масло. 167 x 299 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник – стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?

Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет – Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.

Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Холст, масло. 295 x 446 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.

Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии. При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской. И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?

У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет. Настоящий орловский рысак - лошадь «и в подводу, и под воеводу» – во времена Васнецова выглядел вот так:

► ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».
Холст, масло. 67,7 х 85 см.
Научно-художественный музей коневодства (РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева), Москва.

А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.

Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».

А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства – Добрыню Никитича – кажется, что враг уже не далее пятидесяти-сотни метров. Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко. Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе. Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают. Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.

Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам. У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно. Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют.

При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного – коня самая строгая из трёх. У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.

При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления. Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка – показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею. А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»

А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?

О, лошадь Поповича – это самый замечательный персонаж картины. Она не такая породистая, как дворянский конь, но видно, что благородных кровей. Но также, как у дворянского коня, в её сложении видны следы вырождения. Как будто специально подчёркнутый размёт – передние ноги, вывернутые по-балетному, врождённый порок – открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы. Лошадь Поповича, как и дворянский конь, к сожалению, совсем нетренированная для богатырской службы.

Но ведёт она себя совсем по-другому. Мы видим нагло пригнутую шею и расставленные в стороны передние ноги, как будто через секунду последует резкий бросок в сторону. И вообще – полное игнорирование того, кто сидит наверху.

В общем, на первый взгляд, под духовенством художник зачем-то изобразил хилую хитрую скотину, которая вот-вот кинется в сторону, сбросит своего богатыря и пустится в какие-нибудь особо неумные и опасные для окружающих развлечения.

Неужели Васнецов столь сильно не уважает сущность духовенства? Отнюдь. Большие, блестящие, совсем не злые глаза, благородные ноздри рыжего говорят о живом уме, контактности и незлобливости. Возможно даже, что это кобыла. Бросаются в глаза кончики ушей, расположенные нетипично близко друг к другу.

Это характерно для горячих, очень энергичных, живых лошадей. Самые красные, несмотря на самую светлую кожу, ноздри выдают бурное внутреннее горение. Эта лошадь – неугасимый огонь.

Почему же сущность русского духовенства ведёт себя, как будто на ней не богатырь, а пыльный мешок? А что ей остаётся делать, если весь облик всадника говорит о непосильном для него внутреннем раздрае.

На лице его – полная растерянность. Такое впечатление, что он не понимает, что делать и зачем он вообще тут. Это подчёркнуто его странной для образа духовного лидера молодостью. Откуда этот когнитивный диссонанс? На кого вообще смотрит всадник? На врага, или на Добрыню с Ильёй? Такое впечатление, что он им что-то должен, но каждому – прямо противоположное.

А для кого предназначена стрела в руках Поповича? Если для стрельбы по врагу – то, судя по поведению образа дворянства, стрелять уже даже поздно – враг так близко, что настала пора обнажить мечи. Во-вторых, посмотрим, как у русского духовенства обстоят дела с духовным оружием, так необходимым во время войны и призванным проникать в самое сердце. По мнению автора картины – очень плохо. Лук хлипкий. А стрела – вообще игрушечная. Не это ли тоже смущает Поповича, и не предназначена ли стрела исключительно для демонстрации товарищам? Интересно при этом, что Илье Муромцу Васнецов даёт стрелы что надо.

И посмотрите – стрелять-то Попович не собирается. У него правая рука занята. И, между прочим, чем? Между прочим, хлыстом. Который, между прочим, всадник держит так, чтобы не увидели его товарищи. Для чего всадник показывает настолько горячей лошади хлыст? Для мало-мальски обученной лошади хлыст в таком положении – это ясная команда не двигаться в эту сторону, то есть в сторону врага. А ещё лучше – бочком тихо двигать в противоположном направлении. Хлыст там оказался специально, или всадник испытывает настолько смешанные чувства, что уже не знает, где его руки и ноги?

Вообще, весь облик всадника просто кричит о том, что им владеют прямо противоположные устремления, причём одновременно. Его ноги – в стременах и готовы ударить лошадь с размаху пятками. В то же время сидит он в седле очень некрепко, в развалочку, как Илья, чуть ли не курит. Он считает, что враг ещё не подошёл на расстояние выстрела из лука, или он считает, что пора лететь? Если лететь, то в каком направлении?

В результате, если сейчас его конь-огонь рванёт в сторону или просто резко поднимет голову, как дворянская лошадь справа, то стрела, прижатая одним пальчиком, будет выбита из рук, а всадник попросту сразу вывалится из седла. Любопытно, богатырь-духовенство вообще чувствует, что он своей лошадью давно не управляет? Как недавно заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа».

Возникает вопрос, зачем Попович натянул повод в сторону ожидаемой опасности. Он хотел, чтобы его лошадь увидела врага, или чтобы она увидела хлыст? Ну, врага-то она увидела. И тут огненной духовной сущности стало ясно, что она может надеяться только на себя.

В 20-й век мировых войн Россия вступает в состоянии глубокого духовного кризиса и кризиса элит. А тяжёлая булава – символ власти – пока непринуждённо свисает с поднятой руки Ильи Муромца. Для народа, по мнению художника, она совсем не тяжела.

Источник

the-morning-spb.livejournal.com

Малоизвестные русские богатыри

Если попросить любого русского человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, то наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.


ribalych.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Back To Top