Разное

Через трения к звездам – (Per aspera ad Astra) – Dslov.ru

что это значит и почему?

Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.

Происхождение

Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.

Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.

Через тернии к звездам: что это значит?

Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.

Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.

Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды – это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.

Однако моменты трактовки – это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).

Произношение

В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как – нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.

Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.

Заключение

Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.

fb.ru

Через тернии к звездам – это… Что такое Через тернии к звездам?


Через тернии к звездам
Через тернии к звездам

С латинского: Per aspera ad astra |пэр аспэра ад астра).
Предполагается, что в основу этого выражения легла фраза из сочинения «Неистовый Геркулес» римского философа-стоика Сенеки (Луиия Аннея Сенеки Младшего, ок. 4 до н. э. — 65 н. э.): «Не гладок путь от земли к звездам!»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

.

  • Чем хуже, тем лучше
  • Черная метка

Смотреть что такое “Через тернии к звездам” в других словарях:

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ — «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1980, цв., 146 мин. Фантастика. XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль, на борту которого среди погибших инопланетян находится искусственный человек… …   Энциклопедия кино

  • Через тернии к звездам — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов …   Википедия

  • Через тернии к звездам (фильм) — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов …   Википедия

  • Через тернии к звёздам (фильм) — Через тернии к звёздам …   Википедия

  • Mafia II — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Буяльский — Буяльский, Илья Васильевич Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789 год(1789) Дата смерти …   Википедия

  • Буяльский И. В. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство …   Википедия

  • Буяльский Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство …   Википедия

  • Буяльский, Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство …   Википедия

  • Буяльский И. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство …   Википедия


dic.academic.ru

Фильм Через тернии к звездам смотреть онлайн все серии подряд в хорошем качестве

Смотреть по подписке

Первые 14 дней подписки за EUR 1

Смотреть трейлер
ivi
6,6
КиноПоиск
7,3
IMDb
5,3
Ваша оценка:
Режиссеры
Ричард Викторов, Николай Викторов
Актеры
Елена Метелкина, Вадим Ледогоров, Улдис Лиелдидж, Елена Фадеева, Вацлав Дворжецкий, еще

Описание фильма

Какие фильмы становились хитами в Советском Союзе в 1980-х? Конечно же, фильмы о космосе, инопланетных цивилизациях и фантастических приключениях, непревзойденным мастером которых по праву считался Кир Булычев. Именно ему принадлежит история о далекой планете с близкими для нас бедами и угрозами «Через тернии к звездам». Советские зрители целыми семьями спешили за билетами – не просто на киносеанс, а в захватывающее межзвездное путешествие, совершаемое под музыку Алексея Рыбникова. В 23 веке, когда космические миссии и встречи с внеземным разумом будут в порядке вещей, экипаж звездолета «Пушкин» обнаружит инопланетную тарелку, потерпевшую аварию. На борту оказываются тела абсолютно одинаковых гуманоидов и одна живая девушка-клон. Исследователь Сергей Лебедев настаивает на том, чтобы инопланетянку поместили в человеческие условия – например, к нему домой. Под присмотром его родителей и сына она адаптируется к земной жизни, но смутные воспоминания о возложенной на нее миссии не дают девушке покоя. Тем временем в дальнем уголке Вселенной от загрязнения и истощения ресурсов погибает ее родная планета Десса… Приглашаем присоединиться к межгалактической спасательной экспедиции и посмотреть онлайн советскую космооперу «Через тернии к звездам».

Фильм Через тернии к звездам доступен на сайте. Приятного просмотра!

www.ivi.ru

Через трения к звездам – Газета Коммерсантъ № 239 (4780) от 21.12.2011

Выставка современное искусство

В музее современного искусства Кастелло ди Риволи под Турином открылась выставка “Русский космос”, организованная в рамках Года России–Италии при поддержке “Тройки Диалог” и ОАО “Новатэк”. Выставка, посвященная 50-летию полета Юрия Гагарина, сделана директором МАММ Ольгой Свибловой в ответ на летние гастроли коллекции arte povera из Кастелло ди Риволи в Москве. Из Турина — АННА ТОЛСТОВА.

Выставка Arte Povera International куратора Джермано Челанта, автора термина arte povera (“бедное искусство”), развернута в парадных залах Кастелло ди Риволи. В резиденции Савойских герцогов, обещавшей стать очередным шедевром Филиппо Юварры, если бы колоссальный барочный дворец, возводившийся на месте средневекового замка, был достроен, так что в нынешнем незавершенном виде это тоже в каком-то смысле образчик итальянского бедного. Итальянцы, представители arte povera, выставлены вперемежку с идейно близкими заграничными современниками, от Энди Уорхола до Йозефа Бойса. И таким образом “бедное искусство”, а с ним и вся Италия в придачу — та, что, как принято считать, после футуризма только и могла что плестись в хвосте мирового художественного прогресса, оказывается в рядах интернационального авангарда. “Русский космос”, поместившийся под крышей, над Arte Povera International, неожиданным образом срифмовался и с соседней выставкой, и с самой недостроенной цитаделью: наш проект объясняет, как Россия, бывшая в начале XX века впереди авангарда, сдала передовые позиции в искусстве. Конечно, выставок про русские утопии было предостаточно, но гагаринский юбилей, как назло отмеченный рядом конфузов отечественной космической программы, расставляет по местам и космос, и космизм, и авангард, и современное искусство.

Фото: Анна Толстова, Коммерсантъ

Любопытство публики, привлеченной названием “Русский космос”, будет удовлетворено сполна: кроме изрядной подборки графики супрематизма, фотографий “Летатлина”, сделанных Александром Родченко и Игорем Пальминым, и изящного ассорти из работ современных художников, здесь полно нехудожественных раритетов, в контексте выставки обретающих художественный смысл. Например, рисунки Константина Циолковского из архива РАН — альбом 1933 года, в фантастически точно предугаданных деталях изображающий космический полет. Огромная слуховая трубка и похожая на Всевидящее Око модель дирижабля из Музея истории космонавтики имени Циолковского в Калуге, собственноручно изготовленные “калужским мечтателем” и выглядящие как уменьшенные объекты какого-нибудь Ричарда Серры. Или трогательный набросок Сергея Королева, сделанный на космодроме Байконур 17 августа 1960 года для одной, надо полагать, очень симпатичной сотрудницы: над земным шаром летит спутник, а к нему с Земли тянется цветочек. На выставке можно посмотреть и шедевры советского фантастического кино: “Аэлиту” Якова П

www.kommersant.ru

9 интересных фактов о фильме «Через тернии к звёздам»

9 интересных фактов о фильме «Через тернии к звёздам»


К фильму «Через тернии к звёздам» режиссёр Ричард Викторов приступил через несколько лет после выхода его фантастических фильмов «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Сценарий к третьему фильму из трилогии о полётах в космос, гуманоидах и высшем инопланетном разуме написал знаменитый советский фантаст Игорь Можейко, известный под псевдонимом Кир Булычёв. Он уже был популярным писателем, но тщательно скрывал настоящее имя — Можейко тогда работал в Институте востоковедения и был абсолютно уверен, что его уволят, как только узнают о «несерьезных» фантастических рассказах. Настоящее имя пришлось раскрыть после премьеры фильма «Через тернии к звёздам» — за него сценаристу присудили Государственную премию, а получить её под псевдонимом было нельзя… В институте только удивились и порадовались за сотрудника — никто его увольнять и не собирался.

Главной героиней фильма была инопланетянка Нийя. Режиссёр хотел создать неземной противоречивый образ, которого ещё не было в советском кино. Художник нарисовал портрет — тонкая андрогинная девушка с длинной шеей, огромными глазами и лысой головой. Нийю не стали искать среди профессиональных актрис и в результате утвердили манекенщицу из ГУМа Елену Метёлкину — её фотографию увидели в журнале мод. Для девушки это была вторая работа в кино, но первая большая роль. Она вспоминала, что работать было легко — во-первых, потому что режиссёр Ричард Викторов по образованию был педагогом и умел учить, а во-вторых, её героиня не была острохарактерной или драматической — она была инопланетянкой у совсем другой гаммой чувств.
С тела Метёлкиной сняли слепок, заполнили его жидким пенопластом и сделали несколько манекенов — они «сыграли» роль погибших клонов.

Для съёмок Елена Метёлкина побрилась налысо, но её пробы не утвердил худсовет. Все в один голос сказали, что положительная героиня не может быть лысой, у неё там любовная история, а целовать такую женщину герою должно быть неприятно, пусть она срочно отрастит волосы! Тогда для инопланетянки и всех клонов придумали белокурые мини-парики. Для того, чтобы парик сидел как надо, Метёлкиной приходилось брить голову раз в несколько дней… Вопреки мнению худсовета — Елена пользовалась огромной популярностью у мужчин везде, где проходили съёмки. В Таджикистане, например, ей запретили одной выходить на улицу — режиссёр боялся, что его Нийю просто украдут.

Над фильмом работали научные консультанты, которые ограничивали полёт фантазии съёмочной группы — даже в фантастических фильмах должны работать законы механики. Кроме того, возможности бутафорского цеха тоже были ограничены и не всё, что задумывалось режиссёром, им удавалось осуществить. Так, например, робот Бармалей должен был быть чудом техники — не хуже, чем C-3PO из «Звёздных войн»… Но когда Викторову показали робота, которого собрали из обычных жестяных вёдер, он понял, что с идеей переплюнуть C-3PO придется распрощаться. «Надувной» вариант Бармалея режиссёра устроил больше, хотя тоже не был тем, что планировалось изначально.

Сцены невесомости снимали в бассейне под водой. Это выглядело эффектно, но было связано с большим риском для жизни. Специально для съёмок были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Когда начали работу, то выяснили, что гидроизоляция была сделана плохо — мощные лампы начали рваться сразу после опускания их в воду. Лишившись таким образом нескольких приборов, режиссёр решил все-таки продолжить работу с оставшимися. Из актёров сниматься отказался только Улдис Лиелдиджс, его пришлось заменить каскадёром. В своих дневниках Викторов писал: «То, что мы сняли бассейн без ЧП, — просто удивительно…» Вместо скафандров на актёрах были надеты акваланги, а чтобы не были заметны пузырьки воздуха — сцены снимали вниз головой и пузырьки уходили к ногам.

Планету Дессу снимали в Таджикистане, там даже декораций строить не пришлось — их создали слоистые обветренные горы, просевшая из-за землетрясения земля и местная полуразрушенная теплостанция, всё это походило на место техногенной катастрофы. Пещеры Дессы снимали в московских подземельях в районе Китай-города. В титры Кир Булычёв и Ричард Викторов поставили фразу: «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР». Но в Госкино этот титр вырезали.

Страшную рычащую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования, снимали в павильоне Ялтинской киностудии. Масса была сделана из жидкого теста и пожарной пены, а чтобы она двигалась и меняла форму — в ней плавали аквалангисты. Там же на киностудии сделали планетоход, на котором космонавты исследовали Дессу. Его собрали из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей от самолёта.

Фильм «Через тернии к звёздам» обрёл мировую популярность, которая держится уже много десятилетий! Почти одновременно с советской премьерой, фильм вышел в прокат в США под названием «Женщина-гуманоид», так же его закупила к прокату Италия и там фильм получил премию фестиваля фантастических фильмов «Серебряный астероид». Фильм был показан по телеканалам Испании, Греции, Франции, Хорватии, Японии, Южной Кореи и многих других стран. Специально для того, чтобы пообщаться со съёмочной группой фильма, в Москву прилетал голливудский режиссёр Ридли Скотт, который примерно в то же время снял фантастический боевик «Чужой».

Когда фильм посмотрели в Госкино, то чуть было не перенесли премьеру. Тогда СССР ввёл войска в Афганистан, и в фильме усмотрели не просто параллели с этим событием — прилёт землян на другую планету с целью навести порядок, но и осуждение. Из фильма было вырезано много сцен, но все эти эпизоды у режиссёра сохранились. В 2001 году его сын Николай Викторов решил выпустить переработанную версию и вернул эпизоды на место. В новой версии были сокращены снижавшие динамику сцены, полностью переписана звуковая дорожка, добавлены цвета и доснято несколько эпизодов с использованием компьютерной графики.

www.domkino.tv

Ученые – о новых полимерах

Директор Института механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Андрей Григорьев обводит рукой интерьер кабинета:

— Мы уже давно живем в полимерном веке. В этой комнате сложно найти предмет, в котором отсутствуют полимерные материалы.

Усомнившись, стучу по крышке стола:

— Ну а вот, например.

— Покрытие — полимерный композиционный материал. Под ним плита ДСП: опилки пропитаны фенолфармальдегидной смолой — тоже полимером.

Потребность, а соответственно, и производство полимеров в мире растет с каждым годом, давно превысив объемы выпуска всех металлов. Только у нас годовой объем потребления составляет почти 50 кг на душу населения. И, похоже, это не предел.

Композиторы науки

Официальное решение о создании в Гомеле Института механики металлополимерных систем (ИММС) было принято в 1969 году. Хотя фактически его история началась еще раньше — благодаря человеку, имя которого сегодня носит учреждение. В середине 1950-х будущий академик Владимир Белый работал в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне — БелГУТ). Тогда же из студентов-отличников он создал группу, которая первой в БССР начала исследования по физике, механике и трению полимерных материалов. В тот период материалы из полимеров завоевывали позиции в промышленности и в повседневной жизни.

Потребление полимеров растет во всем мире

Вначале казалось, что будет достаточно просто заменить металлические изделия полимерными, которые дешевле по себестоимости и легко перерабатываются. Впоследствии выяснилось — в чистом виде полимеры не так хороши. Кроме того, оказалось, что комплекс их лучших свойств наиболее полно раскрывается в сочетании с металлами. Так появилось понятие «металлополимерные системы», исследования которых сегодня продолжаются по двум направлениям. Первое — создание в композиции с другими веществами новых материалов. (Лирическая деталь: на профессиональном сленге специалистов этого профиля называют «композиторами»). Второе направление — исследование полезных свойств и качеств полимеров, механизмов их трения и изнашивания. Общая цель научного поиска — получать новые изделия и открывать новые области их применения. Работа ведется в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями, которые выступают главным заказчиком.

Параллельно с прикладными разработками ведутся фундаментальные исследования. Ведь одно не может существовать и развиваться без другого.

— Сейчас машины становятся все более легкими, производительными, энергонасыщенными, — заместитель директора института по инновационной и научно-технической деятельности Василий Савицкий описывает взаимосвязь. — Возникает потребность в новых материалах с определенными свойствами. Однако нельзя просто сесть и придумать их. Необходимо подбирать базовые компоненты, определять состав наполнителей и их оптимальную концентрацию.

Мир вам, полимеры!

Об исследованиях и разработках в институте могут рассказывать часами. Не из желания похвастать. Черта, присущая всем людям науки, — горячая увлеченность делом и умение зажечь интересом других. Благо всегда есть чем.

Взять хотя бы участие в программах Союзного государства по космической тематике. Одна из целей — эксперимент, в подготовке которого был задействован ряд научных учреждений с обеих сторон. Сотрудники ИММС участвовали в разработке трибометра — специального прибора для изучения процессов трения в условиях открытого космоса. Тех, при которых работают многие узлы современных космических аппаратов.

Трибометр — прибор, который создан для работы в открытом космосе

— В околоземном космическом пространстве температура меняется в пределах от -150 до +180 градусов, — продолжает профессор Григорьев. — Как известно, при нагревании материал расширяется, а при охлаждении — сжимается. При этом мы имеем дело с подвижными узлами. Взять тот же подшипник. При нагревании его может заклинить, а в момент охлаждения зазор становится больше, чем нужно. Как обеспечить работоспособность в таком широком диапазоне? Любой конструктор скажет, что это очень сложная задача.

Работы в лабораториях ИММС велись на протяжении восьми лет. Свою часть задачи специалисты выполнили — технологический образец трибометра передан российским коллегам в РКК «Энергия». Проведены испытания. Все работает.

Еще одна уникальная находка связана с фторопластом. Обывателю он известен как тефлон — тот, что используется в разрекламированных сковородках с непригорающим покрытием. Этим фторопласт и полюбился производителям посуды. Он не подвержен воздействию агрессивных веществ и не боится высоких температур. На первый взгляд — идеальный материал для подшипников. Если бы не низкие механические свойства. Со временем фторопласт меняет форму сам по себе. Обычно такая проблема решается элементарно: материал наполняют волокнами, которые выполняют связующую функцию, сохраняя структуру. Но не в этом случае. Поскольку с фторопластом волокна не сцепляются — идет отторжение.

И все же выход найден. Специальным плазмохимическим способом ученые покрыли углеволокно веществом, которое, напротив, имеет хорошее сцепление. Смешав все вместе — фторопласт и углеволокно, получили новый композит «Флувис» — востребованный материал, серийное производство которого налажено на Гродненском механическом заводе.

Кроме того, в ходе экспериментов был обнаружен эффект аномально быстрого испарения фторопласта под воздействием лазера. При этом образуется уникальный материал. По своему составу он напоминает вату, но обладает рядом интереснейших свойств. Напомним, сам по себе фторопласт практически невозможно расплавить или растворить. Поэтому «вата» стала отличным фильтром, через который можно пропускать даже кислоту. В общем, работы ученым хватит на десятилетия вперед.

[email protected]

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

“Через тернии к звездам”: значение и происхождение фразеологизма

Культура Древнего Рима оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию. Многие слова и даже фразы были заимствованы европейскими языками из латыни. Европейцы не обошли вниманием и изречения великих мыслителей прошлого. Одной из таких заимствованных цитат, известных во всех уголках земли, является «через тернии к звездам». Значение этой фразы может быть не совсем понятно нашим современникам. Попробуем разобраться, кто придумал данное словосочетание и что же оно означает.

Происхождение фразы

Впервые прозвучала фраза «через тернии к звездам» латынью. Значение этого словосочетания раскрыто в произведении римского философа и мыслителя Сенеки. Этот деятель внес значительный вклад в историю, литературу и философию, его труды до сих пор изучают на кафедрах ведущих университетов мира. В своем труде “Неистовый Геркулес” философ описывает подвиги легендарного героя, и итоги его пути он подчеркнул фразой: «Не гладок путь от земли к звездам». На латыни лозунг звучал так: Non levis astra vitam terrae. Фраза очень понравилась читателям, ведь жизненный путь каждого человека не усыпан розами. Но для пущего эффекта словесную конструкцию следовало как-то усилить. Унылую, первоначальную терру – землю, необходимо было заменить более емким словом.

Замена слов

Слова во фразе следовало заменить, но так, чтобы общий смысл остался прежним. Так и появилась замена слова «земля» на «тернии». Так называется колючий кустарник, растущий на брошенных или неплодородных землях. Терн являлся обычным кустарником для жителей Древнего Рима, поэтому небольшая замена понятий не причинила им никаких неудобств. Девиз «Через тернии к звездам» понравился почитателям римского философа, а немного погодя стал достаточно общеупотребительным словосочетанием.

Христианство и тернии

Наоборот, христианская религия придала этому выражению особый смысл. Именно через страдания Спасителя для христиан всего мира был открыть путь к вечному блаженству. А ведь Христос был увенчан терновым венцом, который стал однозначным символом мук Спасителя во всей христианской культуре. Колючие шипы терновника, по мнению иудеев, были едкой насмешкой над Иисусом. Но боль и страдания не унизили Христа. Через муки он вознесся на небо и, воскреснув, подарил вечную жизнь веровавшим в него. Возможно, поэтому простая замена слова «земля» на «тернии», стала иметь более глубокий смысл, а значение выражения «через тернии к звездам» стало понятным для всего христианского мира.

Девизы и лозунги

Крылатое выражение стало часто звучать в цитатах великих людей прошлого. Девиз Per aspera ad astra стал известен на языках многих народов, и даже встречался на гербах дворянских родов. Не забыто оно и в настоящее время. Знаменитый девиз Сенеки, претерпев некоторые изменения, донес до настоящего времени свое первоначальное значение. «Через тернии к звездам» – девиз многих спортивных и интеллектуальных команд. Под этим лозунгом проходят различные соревнования во всех уголках земли. А в молодежной среде это изречение часто встречается в виде татуировки. Такой рисунок наносят и парни, и девушки. Возможно, так тинэйджеры доказывают свою приверженность мечте – так, как они ее понимают.

Современный смысл

Современное значение фразы «через тернии к звездам» практически сохранило свое первоначальное значение. Так сейчас называют долгий, непростой путь человека к славе, к заслуженному успеху или же к заветной цели. Первоначальные трудности на пути становятся колючими «терниями», преградами, которые стоит преодолеть на пути к мечте. Подобное значение словосочетания кроется во многих речевых оборотах современной русской речи. А в советское время данным изречением был назван довольно известный фильм.

Сценарий и постановка

Конечно же, в советское время знаменитое изречение «через тернии к звездам» значение имело весьма далекое от христианского. Фильм был снят в 1980 году по сценарию Кира Булычова и рассказывал о нелегких путях человека во вселенной.

Суть сюжета картины сводится к тому, что в глубоких простора космос корабль-разведчик землян обнаружил единственное оставшееся в живых существо, выращенное искусственным путем. В ленте раскрыт путь девушки-клона Нессы и показан поиск ее истинного предназначения. Лента была очень популярна среди советских кинозрителей и даже завоевала несколько ценных художественных наград. Возможно, сейчас, через три десятилетия, сцены из фильма могут казаться наивными, но общий смысл идеи звучит так, что свой жизненный путь каждый из нас должен пройти самостоятельно, и у каждого есть своя, индивидуальная цель, достичь которую мы обязаны.

Итоги

Конечно же, каждый из нас вправе самостоятельно искать свое понимание фразы в «через тернии к звездам». Значение словосочетания достаточно ясно, и ее можно раскрыть согласно собственному пониманию пути к успеху. Возможно, некоторым из нас придется по душе первоначальный смысл творения Сенеки – путь простого человека на небо, в царство античных богов. Из произведения можно сделать вывод, что благодаря совершенным подвигам каждый смертный может вознестись к славе и признанию.

Верующим будет ближе символ тернового венца, напоминающий о муках Спасителя. Здесь признание и известность приходят не через подвиги, а через муку и лишения, которые могут встретиться на пути каждого христианина.

А многие из нас подумают о значении «через тернии к звездам» как о напоминании о том, что путь каждого человека к заветной мечте лежит через многочисленные препятствия, преодолевая которые, мы становимся, лучше, мудрее и сильнее.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top