Восемь благородных символов Буддизма. АШТАМАНГАЛА.
1. Благой Зонт
Этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.
Зонт – традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды – «вселенского монарха» или Чакравартина. Тринадцать колес в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии.
Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.
По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» – это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны – тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка.
Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки – разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.
2. Золотые рыбки
Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.
В санскрите две рыбы известны под названием матсьяюнгма, что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии: Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания или праны.
В буддизме золотые рыбы представляют счастье и так как они обладают полной свободой движения в воде. Они также плодородие могут очень быстро размножаться. свободу от ограничения касты легко смешиваются прикасаются
Рыбы часто плавают парами и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традидионно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются аттрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования – Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.
3. Драгоценная Ваза
Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.
Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.
В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.
Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.
4. Лотос
Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.
Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.
Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы — красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы».
Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос – это ее аттрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара – «Держатель Лотоса» – бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве аттрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.
Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.
5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо
Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.
Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.
Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.
Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну – раковину и колесо – что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша, а более тонкие изящные раковины – женскими или шанкхини.
Индуистское разделение на четыре касты, также находило свое применение к раковинам: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные – кшатриям-воинам, жертые – торговцам-вайшьям, а тускло серые – простым рабочим шудрам. Существовало еще одно разделение по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались налево назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся направо – дакшинаварта – и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ, как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды – это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.
В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке – руке «мудрости».
6. Безконечный узел
Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри – это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми – это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название – нандьяварта – что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).
В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.
В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.
В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.
7. Знамя победы
Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.
Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.
Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны – флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.
Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.
В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар – это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй – демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий – демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара – «сын бога» (девапутра мара) – демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.
У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.
Наиболее традиционный вид знамени – это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.
8. Колесо Дхармы
> Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам.
Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.
Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:
- Правильное воззрение.
- Правильное мышление.
- Правильная речь.
- Правильное поведение.
- Правильный образ жизни.
- Правильное усилие.
- Правильное осознание.
- Правильное созерцание.
Колесо – это ранний индийский солнечный символ верховности, защиты и творения. Самые ранние находки с этим символом датируются 25в. до нашей эры. Колесо или чакра – это главный атрибут ведического бога защиты Вишну, его свирепые колеса или диски с шестью спицами (сударшана чакра) символизируют колесо проявленной вселенной. Колесо представляет движение, продолжительность и перемену, поворачиваясь постоянно, как и вращающийся шар небес. В качестве орудия чакра без обода имела шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать остро заточенных лезвий. Ее можно было бросать, как диск, или размахивать на веревке.
Буддизм заимствовал колесо в качестве главного символа «вращающего колесо» Чакравартина, но само колесо стало «колесом дхармы » дхармачакрой (тиб. чокьи корло), что буквально значит «колесо трансформации» или духовных перемен. Быстрое движение колеса соответствует быстрому духовному преображению, которое открывает учение Будды. Сопоставление колеса Будды и вращающегося орудия Чакравартина соответствует способности учения отсекать все препятствия и иллюзии.
Первое поучение Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где он преподал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, известно как «первый поворот колеса Дхармы». Его последующие известные поучения в Раджгире и Шравасти известны в качестве второго и третьего поворота колеса Дхармы. Три составные части колеса – ступица, спицы и обод – соответствуют трем аспектам буддийских поучений о моральной дисциплине (винайя), мудрости (абидхарма) и концентрации (сутра). Центральная ступица представляет моральную дисциплину, которая центрирует и стабилизирует ум. Острые спицы представляют мудрость или различающее осознавание, которое отсекает невежество.
Обод соответствует медитативной концентрации, которая делает возможным и осуществляет движение колеса. Колесо с восемью спицами символизирует Благородный Восьмеричный путь, а также распространение этих поучений в восьми направлениях. Колесо в качестве благоприятного символа описывают, как сделанное из чистого золота. Это золото добывается в реке Джамбуд нашего континента – Джамбудвипы. Традиционно колесо изображается с восемью ваджраподобными спицами и центральной ступицей с тремя или четырьмя «завихрениями радости», которые раскручиваются наружу наподобие китайского символа инь-ян. Если в центральной ступице три завитка, то они соответствуют Трем Драгоценностям – Будде, Дхарме, Сангхе, а также победе над тремя ядами ума – невежеством, желанием и злостью.
Когда изображаются четыре завитка, они обычно окрашены в разные цвета, соответствующие четырем направлениям и элементам, а также символизируют поучения Будды о Четырех Благородных Истинах. Обод колеса может изображаться обычным круглым кольцом, часто с небольшими круглыми золотыми украшениями выступающими в восьми направлениях. Иногда он изображается внутри богато украшенного грушеобразного обступа из золота с драгоценными камнями. Шелковая лента часто драпирует обод колеса, а его низ обычно покоится на небольшом цветке лотоса.
www.oum.ru
Символы буддизма и их значение
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.
Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.
Содержание:
Изображения Будды
Восемь благих символов
Другие символы
Подношения
Заключение
Изображения Будды
Сиддхартха Гаутама не поощрял поклонение или почитание от своих последователей, и образы как его самого, так и его учений не относятся ко времени его жизни. Однако просветлённый использовал метафоры и образы в своих проповедях, например, беседуя с учениками о повороте колеса Дхармы.
Основные символы буддизма и их значение стали известны уже после смерти Просветлённого, и в основном представляли собой образы, отображающие его учения. Самыми ранними священными знаками были ступа и колесо Дхармы.
Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.
Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:
- Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
- Дерево Бодхи. Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
- Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
- Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
- Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
- Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.
Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.
Восемь благих символов
Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:
- Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
- Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
- Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
- Лотос (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
- Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
- Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
- Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
- Колесо Дхармы (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.
Другие символы
Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.
Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века.
Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.
Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.
Система цикла существования или Колесо сансары появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.
Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.
В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.
Подношения
Совершать подношения – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:
- Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
- Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
- Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
- Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
- Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
- Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
- Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.
Заключение
Уважаемые читатели, хотя в этом материале представлена лишь малая доля сведений о символах Буддизма, вы наверняка узнали что-то новое. Не забудьте поделиться этим в соцсетях. Давайте соблюдать добрую традицию передачи знаний вместе!
Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!
До новых встреч!
o-buddizme.ru
Символы буддизма
Страница 1 из 2
В религии индусов присутствуют восемь символических предметов – аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль…Но со временем набор таких знаков и символов менялся. Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и значение. Набор их всех символов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.
Раковина
(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента — крупного рожка. Поэтому, образ шанкхи в буддизме – символ призыва реализовать при жизни заветы Будды.
Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.
Бесконечный узел
(Шриватса) Другое название – тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».
Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ – клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.
Две рыбы
В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии — Гангом и Ямуной. В современной трактовке – с глазами Будды. В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой — океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода — родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы — значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет – символ победы.
В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.
Лотос
(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос — распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму – основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.
В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле. Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.
symvolik.ru
Знаки и символы в буддизме, их значение
В различных религия, также, как и в буддизме имеются свои символы значение которых говорит об основах учения и каких-либо выражений всеобъемлющей жизненной энергии. Однако в отличии от значений иных культов знаки и символы в буддизме, как правило, несут в себе несколько значений – одно из которых принадлежит непосредственно к истории и обществу, а второе относится к духовной составляющей, в частности просветлению.
Символ буддизма и его значение
Согласно сохранившейся до наших дней Тибетской легенде, в тот момент, когда Божественный мыслитель постиг полного Пробуждения, ему были преподнесены знамения, именуемые благими. В настоящее время они являются довольно почитаемыми, как в Тибете, так и в других государствах, где буддийское верование пришло по северной части ветви. Такого рода знамения считаются очень древними и имеются и в таких верованиях, как джайнизм и индуизм. К тому же увидеть их можно и на стенах Буддийских общин, и в домах очень верующих людей.
Вот описание известных в народе восьми благоприятных символов буддизма и их значимость.
Божественный Зонт
Воплощает в себе защиту мудреца на духовном уровне, распространяемую на всех живущих на земле существ. На материальном грубом уровне знамение олицетворяет:
- уважение,
- благородство,
- и состоятельность.
Для простого же человека это имело особенную значимость, то есть чем больше зонтов несла прислуга человека, тем и выше в обществе было его положение.
В духовном плане знамение служит в качестве оберега для всех людей от их заболеваний, как физических, так и умственных, против различных страданий и препятствий, которые подстерегают на жизненном пути. Зонт изображенный в белых или же желтых тонах олицетворяет духовную власть мудреца. Купол же знамения говорит о мудрости, а украшающие его оборки или же бахрома является олицетворением того, как в мире проявляется сострадательность ко всем на этой Земле.
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
Золотые Рыбы
В число 8 символов буддизма, также входят и Золотые Рыбы, чья чешуйка на солнце сверкает так, что ослепляет всех сиянием своим. Значение изображается в виде двух золотых карпов и на Востоке их практически приравнивают к божествам, которые олицетворяют изобилие, истинное богатство природы, благополучие водных и земных просторов, а также Рыбы говорят о верности супружеской пары и их долголетии.
На более же тонком уровне знамение означает избавление от рамок и каких-либо границ существования земного и достижение духовной состоятельности. В океане и реке рыбы плавают свободно и подобно им, тот кто приблизился к истинному просветлению становится бескрайне счастлив и волен.
Белая Раковина
Как и другие благоприятные символы буддизма Белая Раковина несет в себе определенную значимость. Знамение с завитой вправо спиралью среди верующих людей считается знамением просветления мудреца и добрым известием для всех живых существ о возможности постигнуть его природы. Еще в давние времена раковина служила в качестве музыкального инструмента (т.е. духовного) и поэтому символизировала звучание, распространявшееся по всем течениям.
Ваза Изобилия
Это еще одно знамение олицетворяющее процветание, осуществление задуманного и счастливую долгую жизнь. В духовном плане знамение является реализацией в жизни благих желаний и намерений, средоточием духовных достоинств и праведности.
Узел
Узел представляет собой наивысший уровень мудрости и безграничную сострадательность ко всему живому.
Лотос
Символ лотоса в буддизме является одним из наиболее популярных знамений в этой религии, причем его знают даже те, кто не осведомлен об этом учении. Знамение олицетворяет собою чистоту духа, безупречность и святость. В основном последователей мудреца представляют находящимися на цветке лотоса, что в свою очередь говорит о их принадлежности к святости.
Схоже с тем как цветок произрос из болотной мути и грязи, находясь при этом незапятнанным и чистым, приверженец буддийского верования, который всей душой стремится пути своего Наставника, способен освободиться как физически, так и духовно, а также отрешиться от всяческих привязанностей, которые этот мир налагает на человека.
Знамя Победы
Знамя Победы олицетворяет триумф Дхармы над незнанием и преодоление преград Мары.
Колесо Дхармы и его значимость
Колесо Дхармы является последним из 8 знамений и считается колесом Властителя мира – Чакравартина и представляет собой его средство передвижения, разрезающими на его пути преграды восьмью заостренными спицами. Так и этот символ веры буддизма является олицетворением средства, помогающего постигнуть Просветления.
Сама спица означает сосредоточенность, мудрость и уменья, а ось – мораль, в том числе и три корзины ученья и тир разновидности высшего воспитания. Восемь же спиц ознаменовывает знатную восьмеричную тропу Шакьямуни Будды, а именно:
- верное мировоззрение;
- верное понимание;
- верное изложение;
- верные поступки;
- верный жизненный уклад;
- верные старания;
- верное осмысление;
- верное восприятие.
Стоит отметить, что религиозные символы буддизма без какой-либо смысловой нагрузки будут всего лишь простыми красивыми безделушками, изображениями и украшениями. Такие знамения человек должен использовать во время того как он желает достигнуть Просветления.
Смотрите еще видео рассказ о благоприятном символе под названием Золотые Рыбы:
Молитва при онкологии ВсецарицеКогда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег… Read moreМолитва Николаю Чудотворцу от тюрьмыЕсть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не бу… Read moreМолитва Николаю Чудотворцу о беременностиДля каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read moretolkovanie.info
Буддийские атрибуты – в чем их значение и применение
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские атрибуты. Мы расскажем о предметах, которые часто используются во время буддийских практик, а также об атрибутике божеств, будд, бодхисаттв в иконографии. Для вашего удобства мы расположили их в алфавитном порядке.
Также вы узнаете и о восьми благородных символах буддийского учения.
Содержание:
Атрибуты практики
Атрибуты будд и бодхисаттв
Восемь благородных символов
Заключение
Атрибуты практики
Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, чтения мантр, подношений.
Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.
Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.
Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.
Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.
Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.
Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.
Тханка – иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.
Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».
Атрибуты будд и бодхисаттв
С этими атрибутами будды изображаются на тханках, они символизируют какую-то особую способность или особенность. Некоторые из них также используются в ритуалах, а кроме того, с ними изображают божеств.
Амрита – нектар, сулящий бессмертие.
Боевой топор – встречается у воинственных существ пантеона и иллюстрирует избавление от привязанностей и страстей нашего мира. Рукоять топора нередко украшена ваджрой.
Ваджра – в переводе означает «молниеносный удар» или же «алмазный камень», известна также под названием «дордже». Изначально это был непреходящий атрибут бога Индры, но затем широко распространился в буддийской иконографии и стал олицетворять несокрушимость, невозможность разрушить.
Выглядит он так: центральная часть в виде шара, из которой исходят два конца с 5 лепесточками как отражение пяти мудростей. На этом фото вы можете ее увидеть.
Ваджра используется в ритуалах тибетского буддизма. Ее нередко дополняют колокольчиком. В таком случае колокольчик сжимают в левой ладони, а ваджру – в правой.
Дигуг – известен также как резак. Этот нож, согнутый в виде полумесяца, распространен в Тибете. Раньше его использовали как орудие для разделывания животных, а сейчас он имеет скорее символический характер – отсекает внутренние яды и помогает избавиться от собственного эго.
Зеркало – отражает чистоту учения и его беспредельное знание. Оно известно также как мелонг, имеет форму круга и обычно обрамляется медным сплавом.
Капала – чаша, которая изготавливалась из верхушки человеческого черепа. В буддийской живописи с капалой в руках обычно изображаются гневные или воинственные божества. На первый взгляд это может показаться странным, но капала считается знаком сострадания.
Сейчас такие чаши изготавливаются из металла, покрываются бронзой, а иногда даже золотом и драгоценностями. Их используют в обрядах тантры, заполняя вином и предоставляя божествам в виде подношений.
Книга – в качестве атрибутики множества будд и бодхисаттв ассоциируется с «Праджняпарамита-сутрой» и символизирует мудрость учения Будды в целом.
Колокольчик – часто идет в тандеме с ваджрой, которая крепится к рукоятке колокольчика. Будда Ваджрадхара всегда изображается с колокольчиком и ваджрой. В тантре он ассоциируется с женским началом.
Кхатванга – жезл с двумя черепами, ваджрой, трезубцем и сосудом сверху. Этот сосуд наполняется жидкостью, дарующей бессмертие. Первоначально им обладал Шива, а сейчас с кхаватангой в руке изображаются Падмасамбхава и дакиня Ваджраварахи.
Лютня – музыкальный инструмент с семью струнами. Он неотъемлемый спутник в изображениях Сарасвати – богини знаний, мудрости и искусства.
Меч – оружие бодхисаттвы Манджушри, помогает отсечь страсти и привязанности, тем самым избавляя от страданий. Также он отражает собой мудрость.
Свастика – относится к 65 символам Будды. Ее увидели на стопе Будды Шакьямуни, а позже нередко отмечали свастикой его грудь, а также трон.
Несмотря на навязчивые ассоциации свастики с фашистской Германией, в буддизме этот атрибут появился гораздо раньше, символизируя удачу. Подтверждение тому – перевод слова «свасти», что значит «успех».
Ступа – место, где хранятся реликвии великих буддистов, и потому оно считается священным. Здесь происходят поклонения. Также называемые «чайтья», они строятся с основанием в виде круга или квадрата.
Они имеют центр и четыре стороны, которые соответствуют сторонам света и пяти дхьяни-буддам – буддам мудрости. Ступы особенно часто можно встретить в Тайланде, в Бутане, в Непале, в Камбодже и в остальном буддийском мире.
Восемь благородных символов
В качестве дополнения предлагаем вам также ознакомиться с восемью самыми распространенными символами буддизма. Их часто используют как талисманы — украшают ими жилище, носят с собой. Они напоминают человеку о необходимости следовать по духовному пути.
1. Две золотые рыбки
Рыбы в море олицетворяют борьбу человека с привязанностями и дальнейшую победу, ведь они не боятся воды и направляются куда пожелают. Золотистый оттенок указывает на достижения во время медитаций и успехи на тропе буддизма.
Количество рыбок говорит о двойственности нашей природы и о том, что нужно достичь гармонии двух составляющих: благих действий и накапливаемой мудрости. Есть и другой взгляд на символизм двух рыб: некоторые считают, что это священная река Ганг и впадающая в нее Ямуна, или Джамна.
2. Лотос
В первую очередь это символ милосердия, любви и чистоты. Цветок лотоса растет в болоте, поднимаюсь из ила сквозь грязную воду, он достигает верха и раскрывается, оставаясь чистым. Так же и люди, следующие буддийской философии: их может окружать грязь и скверна, но сами они остаются чисты помыслами и поступками.
Оттенки значения зависят от цвета бутона:
- розовый – приводит к бодхисаттве или к самому Будде;
- белый – передает духовность и непорочную чистоту, нравственность, открытость.
3. Белая раковина
Она закручена в правую сторону и символизирует пробужденное состояние, появление Будды и его учения, которое несет свет в жизнь тысяч людей. Сама по себе белая раковина становится знаком благой вести и напоминает живым существам, что состояния Будды можно достичь.
Не зря раньше раковина была духовым инструментом – она пробуждала душу, как буддийская философия пробуждает человека от сна неведения.
4. Драгоценный сосуд
Его изображения можно встретить повсеместно: на тханках, в лепнине монастырей, в скульптуре. Он сопровождает многих божеств, ведь сулит здоровую, богатую, счастливую жизнь и долголетие.
5. Колесо Закона
Его также называют Колесом дхармы или Дхармачакрой. Это колесо с восемью спицами, которые отображают суть Восьмеричного пути, священного для буддистов. В центральной точке сходятся лучшие черты характера истинного буддиста и мудрость.
6. Победное знамя
Оно символизирует силу буддийского учения, которое постоянно побеждает оковы неведения. Дхарма будет жить, покуда жива Вселенная. Знамя победы располагается на вершине священной горы Меру, или Сумеру – там, где находится центр мироздания.
7. Узел бесконечности
Символика этого атрибуты многогранна. Он отражает и непрерывную череду перерождений в сансаре, и бесконечность нашего мира, и неисчерпаемость буддийских знаний. Узел указывает на взаимную зависимость всех вещей в природе, и в частности – мудрости и милосердия.
В современной культуре узел бесконечности считается украшением и чудодейственным аксессуаром, приносящим удачу своему владельцу. Часто узел плетут собственноручно: завязывая нить, можно заключить энергию, а развязывая узел – наоборот, высвободить ее.
8. Зонт
Зонт, как известно, в обычной жизни помогает человеку спастись от дождя по дороге куда-нибудь. Таким же образом работает драгоценный зонт в буддийской мысли – он сопровождает людей на пути дхармы, помогая справляться с трудностями.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали для себя что-то новое. Если вам понравилась статья, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Пусть знания наполняют каждый ваш день!
До скорых встреч!
o-buddizme.ru
Свастика в буддизме – каково изначальное значение символа?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Символ свастики прочно укоренился в наших умах как олицетворение фашизма и гитлеровской Германии, как воплощение насилия и геноцида целых наций. Однако изначально у него совсем другое значение.
Побывав в азиатских краях, можно удивиться при виде «фашистского» знака, который здесь встречается практически в каждом буддистском и индуистском храме.
В чем же дело?
Предлагаем вам попробовать разобраться, что же представляет собой свастика в буддизме. Сегодня мы расскажем, что означает слово «свастика» в действительности, откуда это понятие пришло, что собой символизирует в разных культурах, а главное – в буддийской философии.
Содержание:
Что это такое
Как она появилась в Азии
Что значит в буддизме
Заключение
Что это такое
Если углубиться в этимологию, то выясняется, что само слово «свастика» восходит к древнейшему языку санскриту.
Его перевод наверняка удивит вас. Понятие состоит из двух санскритских корней:
- су – добро, благость;
- асти – быть.
Получается, что в буквальном смысле понятие «свастика» переводится как «добру быть», а если отойти от дословного перевода в пользу более точного – «приветствовать, желать успехов».
Этот на удивление безобидный знак изображается как крест, концы которого загнуты под прямым углом. Они могут быть направлены как по часовой стрелке, так и против нее.
Это один из самых древних символов, который к тому же распространен почти по всей планете. Изучая особенности становления народов на разных континентах, их культуру, можно увидеть, что у многих из них использовалось изображение свастики: в национальной одежде, бытовых предметах, деньгах, флагах, средствах защиты, на фасадах зданий.
Его появление относят приблизительно к концу периода палеолита – а это было десять тысяч лет назад. Считается, что он появился, «эволюционировав» из узора, который совмещал в себе ромбы и меандр. Символ встречается с довольно раннего времени в культурах Азии, Африки, Европы, Америки, в разных религиях: в христианстве, буддизме, индуизме и древней тибетской религии бон.
В каждой культуре свастика означает что-то свое. Так, например, для славян она была «коловратом» – символом вечного движения неба, а значит – жизни.
Но несмотря на незначительные различия, символ этот среди многих народов часто повторял свое значение: он олицетворял движение, жизнь, свет, сияние, Солнце, удачу, счастье.
Причем не просто движение как таковое, а непрерывное течение жизни. Наша планета раз за разом крутится вокруг своей оси, огибает солнце, день заканчивается ночью, сезоны приходят на смену друг другу – это и есть непрекращающийся поток мироздания.
Прошлый век полностью исказил светлое понятие свастики, когда Гитлер сделал ее своей «путеводной звездой» и под ее эгидой пытался захватить весь мир. В то время как большинство западного населения Земли до сих пор немного страшится этого знака, в Азии он не перестает быть воплощением добра и приветствием всему живому.
Как она появилась в Азии
Свастика, направление лучей которой было повернуто как по часовой, так и против часовой стрелки, пришла в азиатскую часть планеты предположительно благодаря культуре, которая существовала еще до возникновения расы ариев. Она называлась Мохенджо-Даро и процветала у берегов реки Инд.
Позже, во втором тысячелетии до нашей эры, она появилась за Кавказскими горами и в Древнем Китае. Еще позднее достигла границ Индии. Уже тогда символ свастики упоминался в «Рамаяне».
Сейчас он особенно почитается у индусов-вайшнавов и джайнистов. В этих верованиях свастика ассоциируется с четырьмя уровнями самсары. В северной Индии она сопровождает любое начало, будь то женитьба или рождение ребенка.
Что значит в буддизме
Практически повсюду, где воцарилась буддийская мысль, можно заметить знаки свастики: в Тибете, Японии, Непале, Таиланде, Вьетнаме, на Шри-Ланке. Некоторые буддисты называют ее также «мандзи», что в дословном переводе означает «вихрь».
Мандзи отражает неоднозначность мироустройства. Черточке по вертикали противостоит черта по горизонтали, и при этом они одновременно неделимы, они единое целое, подобно небу и земле, мужской и женской энергии, инь и ян.
Мандзи обычно закручена против хода часовой стрелки. При этом лучи, направленные в левую сторону, становятся отражением любви, сострадания, сопереживания, эмпатии, доброты, нежности. В противовес им – лучи, смотрящие вправо, которые олицетворяют силу, твердость духа, стойкость, мудрость.
Такое сочетание и есть гармония, след на тропе Будды, его непреложный закон. Одно невозможно без другого – в этом секрет мироздания. Мир не может быть однобоким, поэтому сила не существует без добра. Благие поступки без силы слабы, а сила без добра порождает зло.
Иногда считается, что свастика – это «Печать сердца», ведь она была отпечатана на сердце самого Учителя. И эта печать отложилась во многих храмах, монастырях, ступах, холмах по всем азиатским странам, куда пришла вместе с развитием мысли Будды.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть добро, любовь, сила и гармония живут внутри вас.
Подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе!
o-buddizme.ru
Архивы Символы в буддизме – Следуя тропами Будды…
Буддийские узлы – что означает этот символ? Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Сегодня мы хотели бы рассказать вам про буддийский узел. Из статьи ниже вы…
Приветствуем вас, уважаемые читатели – искатели знаний и истины! Буддийская философия имеет обширный пантеон существ, среди которых отдельно стоит божество Яма. В материале ниже мы расскажем, кто это,…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! В буддийской философии существует большой пантеон различных божеств, будд, бодхисаттв. Важное место в этой иерархии занимает Ади-будда. Именно о нем…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! В буддизме часто используются различные мандалы, тханки, изображающие буддийские мотивы, жизнь Будды Шакьямуни и его последователей, божеств пантеона, а также…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! В буддийском пантеоне множество различных будд и бодхисаттв. Сегодняшняя статья расскажет об одном из них и ответит на вопрос: Авалокитешвара…
Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваджраяна, являющаяся тантрическим ответвлением Махаяны и отличающаяся от неё лишь методами достижения просветления, почитает своих божеств, которые отсутствуют в других буддийских направлениях. Сегодня вы узнаете,…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Сегодня мы предлагаем вам узнать, что означает майя в буддизме. В статье ниже будет рассказано, что такое майя с буддийской точки…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Каждый, кто знаком с восточной культурой и буддийским учением, наверняка сталкивался с изображением ваджры – ритуального символа. Сегодня мы хотим…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Буддийское учение изобилует различными персонажами – это и будды, и бодхисаттвы, и божества, и даже демоны. Сегодня мы хотим рассказать…
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! Все буддисты планеты знают о начале нового времени, которое будет связано с пришествием святого. Это – Будда Майтрейя. Именно о…
o-buddizme.ru