Вальс, браслет и шары ада / “Маскарад” в Театре “Красный факел”
Выпуск №8-228/2020, Много лет спустя
10 лет назад в репертуаре новосибирского театра «Красный факел», которому в апреле 2020-го исполнилось ровно 100 лет, появился спектакль «Маскарад», идущий до сих пор.
«Маскарад. Шарада в трех частях» – такое определение драме Лермонтова дали в театре «Красный факел». Спектакль, поставленный Тимофеем Кулябиным, начинается с очень эффектной мизансцены. Перед зрительскими креслами располагается столь модный ныне в российских интерьерах шкаф-купе – огромного размера, но с наглухо задрапированными зеркалами. Под тиканье часов дверь чуть отъезжает в сторону, и в узенькую щелочку мы видим чью-то спину. Эту историю нам расскажут, тщательно дозируя информацию. Параллель очевидна. Увеличенная порция лекарства становится ядом. Воля ваша, господа, угадывайте и предугадывайте, кто, с кем и почему – вы же пришли на «Маскарад»! Именно в этом и заключается главная режиссерская удача Кулябина – когда поэтичность известнейшего текста материализуется в изобилие постановочных метафор.
Во все времена срывание масок – удел либо бунтарей, либо интриганов. И к лермонтовской череде мнимых разоблачений театр ставит свой хлесткий эпиграф. Перед нами – черный человек. Скелет в шкафу.
Но не в этом суть кулябинской экспозиции. Прежде всего режиссер задает систему взаимоотношений главного героя с высшим светом. Как предметы мебели идеально вписываются в размеры комнаты, так и Арбенин накрепко встроен в общество живой декорацией успеха. Чью стоимость необходимо выплатить полностью, и только после этого узнику приличий можно всерьез помышлять о свободе.
А пока что издевательски раскачивается маятник. И не унять расшатанные нервы. Изнуряющее крещендо: «Арбенин, где твоя жена?» Так, так… Кровь стучит в висках. Слышно, как проходит жизнь. И совсем не слыхать шагов возвращающейся Нины. Баста! Это часовой механизм быстро выдыхается, Арбенин же заводится с пол-оборота. И на протяжении трех часов мы становимся свидетелями того, как бурлящая кровь отравляет мозг.
..Потрясающий образ: Арбенин рядом с часами, но вне времени. Он сам себе маятник – вправо-влево, да-нет, можно-нельзя, жизнь-смерть, черное-белое. В этой театральной системе координат предполагается буйство актерских красок. Поэтому только два цвета используются в сценографии художником спектакля Олегом Головко, создающим на глазах у публики миры защиты и нападения. Но перед нами не шахматная партия. Кулябинский черно-белый «Маскарад» – документальная хроника одного убийства. Оригинальный режиссерский ход: что бы ни случилось, Арбенин уже свое отсидел. На табурете под маятником.
На роль Арбенина театр пригласил известного актера Александра Балуева, чей сложившийся типаж на экране – этакий волк-одиночка, как
При том, что, безусловно, Балуев органично вписался в актерский ансамбль спектакля, его персонаж уверенно развивает тему «одиночества вдвоем». Большая разница в возрасте между супругами – уже знакомые предлагаемые обстоятельства для Александра Балуева, 15 лет назад сыгравшего в кино мужа совсем еще юной Светланы Ходченковой. Фильм Станислава Говорухина носит проникновенное название «Благословите женщину». Занятный перевертыш в актерской карьере Балуева, сыгравшего на новосибирской сцене убийцу молодой жены…
Но шутки в сторону. В руках у любвеобильного князя Звездича – женский браслет, подарок очередной ветреной особы. Какова же реакция Арбенина? Балуев играет мгновенное и безошибочное узнавание украшения своей супруги, моментальный же уход в себя. Нахлынувшим чувствам он даст волю позже. Выражаясь актерским языком, «держать перспективу» Балуев умеет лучше, чем «играть судьбу».
«Что, барыня приехала домой?» И вот уже Арбенин прикладывает ухо к полу, прислушиваясь, не скрипят ли половицы под ногами супруги. Но как же дорого обойдется повтор этой мизансцены Нине, не сумевшей предъявить мужу своего браслета! Сцена его поисков – первый режиссерский акцент в ходе спектакля. Вверх дном не только барская карета, но и душа Арбенина.
«С кем были вы?» – повторяет Арбенин внезапно севшим голосом несколько раз, не понимая, что задает Нине риторический вопрос. Балуев ощутимо передает, с каким трудом его герой сдерживается, замахиваясь на Нину, но все же изо всех сил стараясь не распускать рук. Арбенин понимает, что выглядит смешно. Понимаем и мы, что маскарад для ревнивца начался только теперь, но осудить арбенинскую неразборчивость в оценках некому – действительно, переживать позор проще под первой попавшейся маской. Несчастная Нина тоже пытается закрыться от потока гневных слов. Но, увы, маска у нее только одна – маска имени. В свете супруга Арбенина известна как Настасья Павловна. Именно так обращаются к ней на балу, во время которого у всех и возникает твердое убеждение: посмертной маски Нины в доме Арбениных не будет.
На этом же балу мы вновь видим периодически вздрагивающую спину главного героя спектакля. Усевшись выше всех, Арбенин отворачивается и прячет лицо, на котором, как боится он, любой без труда прочтет готовность немедленно осуществить задуманное убийство.
Ясное дело, возвышаться над толпой куда проще, чем быть выше своей ревности. Арбенин продолжает накручивать себя, и вот уже вокруг «Настасьи Павловны» один, три, пять кавалеров…
Все свидетельствует о факте измены Нины: браслет, письмо, казаринский смешок, неловкие признания баронессы… Да боже мой, это лавину карточных проигрышей останавливает возглас «Ва-банк!» Но Нина не знает такого слова. Ну, что ж, Арбенин снизойдет…
И вот уже Нина оказывается на полу. «Прочь, добродетель!» – и ни предсмертные судороги, ни задравшийся подол платья, ни обнаженные ноги Нины не производят на ее супруга никакого впечатления.
Кажется, режиссер Тимофей Кулябин сознательно избегает впечатляющих театральных приемов. В этом спектакле ключевая роль отводится игре смыслов в процессе визуализации борьбы черного с белым, и численный перевес зримых образов – на стороне вспышек сознания, относящихся к разряду светлых воспоминаний. И это верный расчет, всю силу темного помогают ощутить редкие вкрапления белого.
Впрочем, не такие уж и редкие. Начнем с того, что один из пластов сюжетной составляющей «Маскарада» определяется театром как белые пятна семейной истории. Актуализируя драму Лермонтова, Кулябин высказывает парадоксальную мысль: в современном обществе запятнать репутацию можно и белым. В качестве аргументов – белые плафоны, словно бы взятые из телепередачи «На ночь глядя», исповедующей принцип предельной искренности ее участников. Эти лампы-снежки рифмуются с шариками мороженого, в порцию которого будет всыпан яд. Доказательства супружеской неверности собраны, и рука не дрогнет. Конечно, это будет вызов обществу! Но все же, стараясь попасть точно в цель, Арбенин бьет в «молоко». И вновь дрогнет голос Александра Балуева: «Ошибка – я ошибся – что ж!»
В кулябинском «Маскараде» провозглашается торжество беспросветности.
Свойственное жизни светлое начало уравновешивается не пугающей чернотой оформленного пространства – а тем, что белых ворон в этом спектакле нет.Все персонажи, включая самого Арбенина, – не живут, а топчутся на месте, словно заведенные куклы. Заведенные невидимой рукой от скуки, они воспринимаются как нагромождение давно не любимых игрушек. Такова Нина (Клавдия Качусова), таков интриган-прагматик Шприх в исполнении Константина Телегина, к ним же относится и интеллектуал Казарин, сыгранный Владимиром Лемешонком.
Князь Звездич Павла Полякова пластичен, «молод и порывист», но по глубине понимания природы человеческих отношений он соответствует разве что баронессе Штраль, весь спектакль изнемогающей в приступах нимфомании. Светская львица (крепкая актерская работа Виктории Левченко
Апофеозом аристократической безликости является вереница провожающих Нину в последний путь. Ни намека на осуждение или сочувствие. Очередной выход в свет. С белыми цветами. Один, другой, третий… Словно окостеневшие одуванчики прокатываются по сцене белыми шарами.
И вдруг… Взрывом восторга сопровождается прощальный поцелуй Арбенина. Жить под неуемные крики «Браво!» сможет далеко не каждый. Но режиссерской волей главный герой лишен намерения уйти в мир иной вслед за отравленной Ниной.
С лермонтовским текстом режиссер поработал вдумчиво и целенаправленно. В качестве примеров концептуальности авторского подхода к «Маскараду» можно привести осторожные сокращения реплик, замена романса Нины на вальс, а также использование таких эпизодов из ранней редакции пьесы, как сговор Арбенина с игроками перед публичной клеветой на Звездича или рассказ о последующем за этим отъезде баронессы Штраль.
Со сценической версией не все сложилось удачно. Затягивает начало спектакля излишняя многозначительность в поведении героев. Затем мы видим другую крайность, когда титулованные особы вдруг демонстрируют по отношению друг к другу барские замашки. Неубедительно звучат в «Маскараде» и хрестоматийные строчки лермонтовского стихотворения «Парус». Но сама идея сравнить маскарады позапрошлого столетия с современным светским увлечением постами в соцсетях, безусловно, заслуживает пристального взгляда.
Действительно, Россия как во времена Николая Первого, так и в сию пору гламура и меркантилизма полностью соответствует убийственной лермонтовской характеристике «век нынешний, блестящий и ничтожный». И кто знает, может, именно поэтому заклинание князя Звездича «Верните честь мою!» оставляет равнодушными россиян начала третьего тысячелетия, собравшихся в зрительном зале «Красного факела». В эпоху, когда сердечными делами заправляет «белая стрекоза любви», властителем дум стать куда труднее, чем повелителем шаров цвета слоновой кости.
Кажется, шаровые молнии извергает стоящий над Ниной Арбенин, когда в груди бушует «целый ад», но зрительского ощущения «сейчас случится непоправимое» не возникает даже в этот момент.
Самые сильные места спектакля – лексические повторы, придуманные Кулябиным. Арбенинские нападки «С кем были вы?» и в особенности передразнивание толпой последней просьбы Нины «Мой ангел, принеси мороженого мне!» звучат со сцены несколько раз, будто бы рифмуясь между собой.
И еще об одной, но уже скрытой рифме. Для Арбенина верховным судией оказывается не он сам, а высший свет. Для режиссера краснофакельского «Маскарада» главным действующим лицом спектакля становится антураж.
Да что ж это такое – то чашка, то ложечка выскальзывают из рук! Но это не обозначает повод для актерской игры. Не до того, когда теряешь бразды правления – в доме ли, в обществе… А между тем мы понимаем и другое режиссерское высказывание об Арбениных: в этой семье чашки и ложки делить не будут.
Но вот зеркало на туалетном столике Нины уже заранее занавешено черным. И светлая шаль, скомканная в кресле, – словно белая пена на губах отравленной.
Кончен бал! Отомщен Арбенин, свой акт возмездия совершен и Неизвестным, и вот уже злосчастный браслет остается лежать ненужной безделушкой на авансцене. ..
Катятся по белу свету белые шары ада – шары, которые не тают. Лишь гаснут на время. До следующего спектакля. И заново выйдут в свет Арбенин и Нина. И все вернется на круги своя. «Бог справедлив!..» И никого не жалко.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Татаренко Юрий
Ростовчане выбрали Басту
Больше всего опрошенных ростовчан высказались за то, чтобы на концерте в День города выступил рэпер Баста, сообщает пресс-служба администрации Ростова.
В День города выступят «Хор Турецкого», рэпер Баста и известные ростовские коллективы.
Напомним, что ранее администрация города попросила ростовчан назвать исполнителя, которого они бы хотели видеть на концерте, посвященном Дню города. «В голосовании приняли участие около тысячи человек, которые называли как отечественных, так и зарубежных исполнителей. По результатам опроса Баста набрал максимальное число голосов», — говорится в сообщении пресс-службы.
Напомним, что День города будут праздновать в Ростове 19 сентября. Пройти на Театральную площадь можно будет до 19:00, получив персональный браслет, которые будут раздавать на площади с 18:00.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.
Предыдущая статьяВ Азове построят ЖК из малоэтажек
Следующая статьяАдвокат Надежды Савченко просит перенести процесс в Москву
САМОЕ ВАЖНОЕ
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Архивы Выберите месяц Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011
ДАНИЭЛЬ БАСТА | Серебро 925 Браслет
Международный | S | M | L | XL | XXL |
---|---|---|---|---|---|
Мера CM | 54/55 | 56/57 | 58/59 | 60/61 | 62/63 |
ЖЕНЩИНА | МУЖЧИНА |
---|---|
75 | 85 |
80 | 90 |
85 | 95 |
90 | 100 |
95 | 105 |
100 | 110 |
СМ | см |
Италия | Европа | Диаметр (см) | Окружность (см) |
---|---|---|---|
9 | 2222249 | 1,56 | 4,90 |
10 | 50 | 1,60 | 5,02 |
11 | 51 | 1,62 | 5,09 |
12 | 52 | 1,65 | 5,18 |
13 | 53 | 1,68 | 5,28 |
14 | 54 | 1,72 | 5,40 |
15 | 55 | 1,74 | 5,46 |
16 | 56 | 1,78 | 5,59 |
17 | 57 | 1,81 | 5,68 |
18 | 58 | 1,85 | 5,81 |
19 | 59 | 1,88 | 5,90 |
20 | 60 | 1,92 | 6,03 |
21 | 61 | 1,95 | 6,12 |
22 | 62 | 1,98 | 6,22 |
ЕВРОПА | ФРАНЦИЯ | Великобритания | США | 40 | 1 | 4 |
---|---|---|---|
40 | 41 | 2 | 5 |
41 | 42 | 3 | 6 |
42 | 43 | 4 | 7 |
43 | 44 | 5 | 8 |
44 | 45 | 6 | 9 |
45 | 46 | 7 | 10 |
ЕВРОПА | ФРАНЦИЯ | Великобритания | США | 35 | 1 | 4 |
---|---|---|---|
35 | 36 | 2 | 5 |
36 | 37 | 3 | 6 |
37 | 38 | 4 | 7 |
38 | 39 | 5 | 8 |
39 | 40 | 6 | 9 |
40 | 41 | 7 | 10 |
41 | 42 | 8 | 11 |
Италия/Европа | International | UK | США | Япония | Австралия |
---|---|---|---|---|---|
46 | С | 36 | 36 | 2 | 36 |
48 | М | 38 | 38 | 3 | 38 |
50 | л | 40 | 40 | 4 | 40 |
52 | XL | 42 | 42 | 5 | 42 |
54 | ХХL | 44 | 44 | 6 | 44 |
56 | XXXL | 46 | 46 | 7 | 46 |
58 | ХХХL | 48 | 48 | 8 | 48 |
Италия | Европа | Международный | Великобритания | США | Япония | Австралия |
---|---|---|---|---|---|---|
38 | 34 | XS | 6 | 2 | 5 | 6 |
40 | 36 | С | 8 | 4 | 7 | 8 |
42 | 38 | М | 10 | 6 | 9 | 10 |
44 | 40 | л | 12 | 8 | 11 | 12 |
46 | 42 | XL | 14 | 10 | 13 | 14 |
48 | 44 | ХХL | 16 | 12 | 15 | 16 |
Jhola Basta Premium Girls And Women 5 Rod Bangle Box, для свадебной подарочной коробки, косметички, браслета, свадебной шкатулки для драгоценностей, деревянной шкатулки для драгоценностей Цена в Индии
Косметичка
Косметичка Jhola Basta
Jhola Basta Premium Girls And Women Коробочка для браслета с 5 стержнями, для свадебной подарочной коробки, косметичка, коробочка для браслета, шкатулка для свадебных украшений, деревянная шкатулка для драгоценностей Косметичка (оранжевая)
Доступные предложения
T&C
T&C
T&C
T&C
Доставка0091
Check
Enter pincode
View Details
Highlights
- Multi Purpose Vanity Box
- Material: Wood
- Number of Compartments: 1
- Lockable
Services
Seller
JholaBasta
4
См. других продавцов
Описание
Jhola Basta Premium 5 удилищная коробка для браслета изготовлена из высококачественного дерева, полиуретана и бархата, поэтому она очень прочная, долговечная и очень полезная. Это имеет привлекательный и элегантный вид и рельефный дизайн, который увеличивает красоту этой коробки для браслета. Это используется для систематической организации ваших браслетов и защиты их от поломки, поэтому храните браслеты в безопасности. Этого достаточно, чтобы хранить браслеты и все необходимое.
Read More
Specifications
In The Box
Sales Package |
|
General
Type |
|
Цвет |
|
Особенности корпуса
Материал корпуса |
|
Number of Compartments |
|
Function |
|
Convenience Особенности
С замком |
|
Коробка часто покупаемых вместе
Браслет премиум-класса для девушек и девушек0091
₹ 1,399
₹ 5500
74% скидка
Организаторы на полках
(174)
KANUSH SET из 3 PCS TRANSPARED SOREARED .